Все о тюнинге авто

Какие проблемы с памятью возникают в разном возрасте и как остановить её ухудшение. Что-то с памятью моей стало… Как сохранить и укрепить память Проблемы с запоминанием информации

Что такое память? Это способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления и опыт.

Специалисты говорят, что самая лучшая память у детей, учителей и... шпионов. Возможно, и так. И это объяснимо. Но мне хочется поговорить об особой специфике памяти у людей пожилого и старческого возраста, когда забываются недавние события и хорошо помнятся давно прошедшие.

Из моего далёкого детства помню один случай. Мне было семь лет. Летом 1942 года, когда немцы были отогнаны от Москвы, мама отвезла меня в глухую подмосковную деревушку, чтобы немного подкормить. Там мы — десять-двенадцать ребятишек разного возраста — три раза в день садились за большой, сбитый из досок стол. А на стол ставился чугунок с варёной картошкой, квашеная капуста и солёные огурцы. Изголодавшиеся ребята, обжигая пальцы, хватали картошку, стараясь выхватить покрупнее, кое-как чистили и как можно быстрее запихивали в рот, чтобы схватить другую. Добрая женщина — хозяйка дома, глядя на нас, тихо плакала...

Все это я помню до мельчайших подробностей: вижу, как вздымается пар из котелка, чувствую приятный запах квашеной капусты. Помню, как будто это было вчера. А ведь прошло уже больше шестидесяти лет!

А сейчас порой не только не сразу вспомню, что ел, пил вчера, а что делал, какой фильм смотрел по телевизору.

Ещё пример. Был я не так давно на 80-летнем юбилее своей любимой учительницы. Она осталась совершенно одна — ни детей, ни родных. И поделилась со мной, что больше всего боится физической немощи и возрастного слабоумия.

Чтобы избежать этого, каждый день в любую погоду она совершает пешие прогулки и по парку, и по отдалённым улицам, отмеряя полуспортивным шагом намеченные ею же расстояния. Где-то в уединенном месте останавливается, делает посильные физические упражнения, присядет на скамеечку отдохнуть и идёт дальше. Невзирая на погоду, на одолевающую порой лень и недомогание. Преодолевает себя и идёт. Пожилую женщину уже заприметили, многие завидуют её силе воли, но далеко не каждый может повторить это.

До сих пор к ней приходят на занятия ученики. И не материальный стимул играет в этом главную роль, а борьба за сохранение ума и памяти. Она ежедневно заучивает по одному четверостишию, при этом непременно повторяя уже заученные. К чему и меня настоятельно призывала. А однажды соседи выставили к лифту пианино на выброс. Мы помогли занести инструмент в квартиру моей учительницы, и теперь она каждый день музицирует, вспоминая те произведения, что играла в далёком-далёком детстве.

Именно о таких людях говорят: "Светлый ум и ясная память". Но даётся это не просто так, а упорным трудом, ежедневной работой над собой.

Мы и наша память

Отношение людей к ослаблению памяти разное. Одни за собой этого просто не замечают — счастливые люди! Другие, обнаружив, что с памятью у них все хуже, впадают в депрессию, становятся нервозными, раздражительными, даже плаксивыми. Третьи относятся к возрастному ослаблению памяти как к чему-то неизбежному, порой даже со смехом. В течение часа не найдя очков или нужной бумажки, начинают шутить над собой.

Многие два-три раза возвращаются домой проверить, выключил ли плиту, закрыл ли дверь? Мой коллега, заведующий хирургическим отделением, однажды вынужден был отменить операцию и срочно поехать домой за город, так как ему показалось, что он забыл выключить утюг.

Сейчас рекламируются сотни лекарств и биологически активные добавки против склероза, для очищения сосудов, для восстановления памяти. Но самолечением лучше не заниматься. Правда, лекарства, предлагаемые врачом в поликлинике, и лечение в стационаре тоже не всегда помогают.

Что же делать? Во-первых, не отчаиваться. Во-вторых, продолжать наблюдение и лечение у своего доктора. Можно посоветоваться и с другими врачами.

А для профилактики ослабления памяти я напомню и некоторые полезные советы.

Любой доктор вам скажет, что нарушение памяти у людей пожилого возраста возникает в первую очередь за счёт уменьшения питания мозга, а это в свою очередь — результат сужения подходящих к нему артерий и непосредственно сосудов мозга. На первых порах это вызывается временно, в результате спазмов сосудов, а в дальнейшем постоянно — с развитием в них склероза. Поэтому и начнём наши советы с диеты, уменьшающей его развитие.

Как питаться

Порой нам кажется, что законы правильного питания мы уже выучили наизусть: овощи включаем в рацион, жиры убираем, углеводы сокращаем, яиц вообще не едим. И все же кое-что считаю необходимым уточнить.

Больше овощей — это правильно, потому что в них витамины, микро- и макроэлементы, клетчатка. Но большое количество сырых овощей может негативно сказаться на здоровье тех, у кого есть проблемы с желудочно-кишечным трактом.

А вот есть жирного мяса, колбас, сосисок, жирных молочных продуктов следует как можно меньше, потому что именно эти продукты являются источником холестерина. Его избыток, как известно, приводит к атеросклерозу — сужению или закупорке сосудов. Но и полностью от жиров отказываться нельзя — они помогают усваивать необходимые человеку жирорастворимые витамины А и Е.

Сократите приём углеводов. Откажитесь от простых углеводов, которые легко усваиваются организмом (сахар, сладости), но не забывайте крупы, хлеб с отрубями.

Часто меня спрашивают: "А можно ли пожилому человеку выпивать?" Отвечаю: "Можно". Крепкие напитки — не более 50 мл в день. А лучше — бокал красного вина зимой, и белого летом.

И никак нельзя забывать о приёме витаминов. Могу посоветовать дешёвый, но эффективный комплекс поливитаминов, хорошо известный ещё с советских времен, — "Ундевит".

Лень и сон

Продолжу свои простые советы. Нужно обязательно ежедневно совершать прогулки, проходя в день не менее 2-3 км. В возрасте до 70 лет я часть прогулки совершал быстрым шагом — чтобы пульс повышался на 10-15 ударов. В последнее время наступила некоторая леность. Однако ещё Цицерон предупреждал: "Ничего так не следует остерегаться в старости, как лени и безделья". Теперь хожу медленным прогулочным шагом. Но и это полезнее, чем полдня сидеть у телевизора или лежать на диване.

Еще раз напомню, что возрастное ослабление памяти часто связано с ухудшением питания мозга в результате сужения подводящих кровеносных сосудов, поэтому необходимо делать физические упражнения для шеи и самомассаж мышц шеи. Но прежде следует проконсультироваться с врачом и инструктором по лечебной физкультуре.

По той же причине (спазмы, сужение сосудов головного мозга) у людей пожилого возраста голова должна быть в тепле. С возрастом волос на голове становится меньше, и стынет она быстрее, что частенько приводит к спазмам сосудов. Вспомните старые фильмы: пожилые графы всегда носили ночные колпаки, а престарелые учёные — шапочки.

Любому человеку, а уж тем более с начинающимся ослаблением памяти, надо помнить об отдыхе мозговых клеток, то есть о сне. Ведь сон по сути — это физиологическое состояние покоя и отдыха, при котором почти полностью прекращается работа сознания, снижаются реакции на внешние раздражители. Ещё Леонардо да Винчи говорил: "Хорошо прожитый день дает спокойный сон".

Ежедневно перед сном, закрыв глаза и удобно устроившись под одеялом, попробуйте вспомнить весь прошедший день: что делали, с кем встречались, с кем общались по телефону, что купили, ели и т.д. В этом процессе просмотра своеобразного "кинофильма о самом себе" благодатный сон наступает гораздо быстрее.

Вместе с ослаблением памяти неизбежна и рассеянность. Только что положил очки куда-то — и уже не найти. В данном случае помогает такой приём — положили очки на кресло, обязательно произнесите вслух несколько раз: "Очки лежат на кресле". Не уловили, что сказал вам сын или внук? Не стесняйтесь, извинитесь и попросите повторить информацию ещё раз. Это лучше, нежели пропустить что-то важное.

Всегда помните слова Цицерона: "Память слабеет, если её не упражнять ежедневно". Поэтому каждый день разгадывайте кроссворды, учите стихи, утром вспоминайте, какой фильм смотрели накануне, его сюжет, имена героев. Вспомните, что читали: все сюжетные линии, поступки главных действующих лиц. Займитесь творчеством: пишите картины, сочиняйте музыкальные произведения. И больше общайтесь с друзьями.

Но самое главное — старайтесь проявлять интерес к жизни, что бы ни случилось. Жизнь — это самый великий дар, которым надо дорожить. Банальные слова, но оглянитесь вокруг. Среди ваших и моих знакомых почти все пожилые люди не умеют этого делать, они не умеют радоваться друзьям, солнцу, цветам. Они живут, потеряв всякий интерес, как бы машинально, кляня все вокруг, тяжело "несут свой крест".

Иоганн Гёте, долгожитель, понимавший толк в жизни, высказался по этому поводу: "Когда теряешь интерес ко всему, теряешь и память". Не замыкайтесь в себе, больше говорите, даже с кошкой, болтайте по телефону. По мнению нейрофизиологов, для составления фразы из трёх слов мозг, как компьютер, независимо от нас перерабатывает до 40 тысяч слов! Это тоже хорошая тренировка мозговой деятельности.

И наконец, для сохранения памяти очень важно быть счастливым. Чувствовать себя счастливым, быть самодостаточным можно и нужно, если приложить некоторые усилия. Ведь стать счастливым — это тоже большая внутренняя работа.

Заканчивая рассуждения о памяти, хочу привести шутку замечательной актрисы Фаины Раневской: "Склероз нельзя вылечить, но о нём можно забыть".

А когда на склоне лет у Эрнеста Хемингуэя спросили, что ему нужно для счастья, знаменитый писатель ответил: "Хорошее виски, удачная рыбалка и слабая память". Возможно, чтобы не помнить ничего плохого?..

Память – важная функция нашей центральной нервной системы воспринимать полученную информацию и откладывать ее в каких-то невидимых «ячейках» головного мозга про запас, чтобы в будущем извлекать и пользоваться. Память – одна из главнейших способностей психической деятельности человека, поэтому малейшее нарушение памяти тяготит его, он выбивается из привычного ритма жизни, страдая сам и раздражая окружающих.

Нарушение памяти чаще всего воспринимают, как одно из многих клинических проявлений какой-то нейропсихической или неврологической патологии, хотя в иных случаях забывчивость, рассеянность и плохая память являются единственными признаками болезни, на развитие которой никто внимания не обращает, полагая, что человек такой от природы.

Большая загадка – память человека

Память – сложный процесс, протекающий в центральной нервной системе и предполагающий восприятие, накопление, удерживание и воспроизведение полученной в разные периоды времени информации. Больше всего о свойствах нашей памяти мы задумываемся, когда нужно освоить что-то новое. От того, как кому удается зацепить, удержать, воспринять увиденное, услышанное или прочитанное, зависит результат всех усилий, приложенных в процессе обучения, что немаловажно при выборе профессии. С точки зрения биологии память бывает кратковременная и долговременная.

Информация, полученная мельком или, как говорится «в одно ухо влетело, из другого вылетело» – это кратковременная память, при которой увиденное и услышанное откладывается на несколько минут, но, как правило, без смысла и содержания. Так, промелькнул эпизод и улетучился. Кратковременная память ничего наперед не обещает, что, наверное, хорошо, ведь в противном случае человеку пришлось бы хранить всю информацию, которая ему совсем не нужна.

Однако при определенных усилиях человека информация, попавшая в зону кратковременной памяти, если на ней задержать взгляд или прислушаться и вникнуть, перейдет на долговременное хранение. Это происходит и помимо воли человека, если какие-то эпизоды часто повторяются, имеют особую эмоциональную значимость или занимают по разным причинам отдельное место среди других явлений.

Оценивая свою память, некоторые люди утверждают, что она у них кратковременная, потому что все запоминается, усваивается, пересказывается через пару дней, а потом так же быстро забывается. Это нередко происходит при подготовке к экзаменам, когда информация откладывается только с целью воспроизвести ее для украшения зачетной книжки. Следует отметить, что в подобных случаях, обращаясь опять к данной теме, когда она становится интересной, человек легко может восстановить, казалось бы, утерянные знания. Одно дело – знать и забыть, а другое – не получить информацию. А здесь все просто – приобретенные знания без особых усилий человека трансформировались в отделы долгосрочной памяти.

Долговременная память все анализирует, структурирует, создает объем и целенаправленно откладывает для будущего использования на неопределенный срок. В от на долговременной памяти все и держится. Механизмы запоминания очень сложны, но мы настолько привыкли к ним, что воспринимаем, как естественные и простые вещи. Однако отмечаем, что для успешного осуществления процесса обучения, помимо памяти, важно иметь внимание, то есть, уметь концентрироваться на нужных предметах.

Человеку свойственно через некоторое время забывать прошлые события, если периодически не извлекать свои знания, чтобы пользоваться ими, поэтому не всегда неспособность вспомнить что-то, нужно относить к нарушению памяти. Каждый из нас испытал на себе чувство, когда «крутится в голове, но на ум не приходит», но это не значит, что в памяти произошли серьезные расстройства.

Почему случаются провалы в памяти?

Причины нарушения памяти и внимания у взрослых и детей могут быть разными. Если у ребенка при врожденной умственной отсталости сразу возникают проблемы с обучением, то во взрослое состояние он уже придет с этими расстройствами. По-разному могут реагировать дети и взрослые на окружающую обстановку: детская психика более нежная, поэтому стрессы она переносит тяжелее. К тому же, взрослые уже давно изучили то, что еще только пытается освоить ребенок.

Как ни печально, но тенденция к употреблению алкогольных напитков и наркотических средств подростками, да и маленькими детьми, оставленными без присмотра родителей, стала пугающей: не так уж и редко фиксируются в сводках правоохранительных органов и лечебных учреждений случаи отравлений. А ведь для детского головного мозга алкоголь – сильнейший яд, крайне негативно влияющий на память.

Правда, некоторые патологические состояния, часто выступающие причиной рассеянности и плохой памяти у взрослых, как правило, исключаются у детей (болезнь Альцгеймера, атеросклероз, остеохондроз).

Причины нарушения памяти у детей

Таким образом, причинами нарушения памяти и внимания у детей можно считать:

  • Недостаток витаминов, ;
  • Астению;
  • Частые вирусные инфекции;
  • Черепно-мозговые травмы;
  • Стрессовые ситуации (неблагополучная семья, деспотизм родителей, проблемы в коллективе, который ребенок посещает);
  • Плохое зрение;
  • Психическое расстройство;
  • Отравления, употребление алкоголя и наркотических средств;
  • Врожденную патологию, при которой умственная отсталость запрограммирована (синдром Дауна и др.) или другие (какие угодно) состояния (недостаток витаминов или микроэлементов, применение отдельных лекарственных средств, изменение не в лучшую сторону обменных процессов), способствующие формированию синдрома дефицита внимания, который, как известно, память не улучшает.

Причины проблем у взрослых

У взрослых причиной того, что стала плохой память, появилась рассеянность и неспособность подолгу концентрировать внимание, являются различные заболевания, приобретенные в процессе жизни:

  1. Стрессы, психоэмоциональные нагрузки, хроническая усталость и души, и тела;
  2. Острые и хронические ;
  3. Дисциркуляторная ;
  4. шейного отдела позвоночника;
  5. Черепно-мозговые травмы;
  6. Метаболические нарушения;
  7. Гормональный дисбаланс;
  8. Опухоли ГМ;
  9. Психические расстройства (депрессия, шизофрения и многие другие).

Безусловно, анемии разного происхождения, недостаток микроэлементов, сахарный диабет и прочая многочисленная соматическая патология ведет к нарушению памяти и внимания, способствует появлению забывчивости и рассеянности.

Какие же виды расстройства памяти бывают? Среди них выделяют дисмнезии (гипермнезия, гипомнезия, амнезия) – изменения непосредственно памяти, и парамнезии – искажение воспоминаний, к которым добавляются личные фантазии пациента. Кстати, некоторые из них окружающие наоборот считают скорее феноменальной памятью, нежели ее нарушением. Правда, у специалистов может быть на этот счет несколько иное мнение.

Дисмнезии

Феноменальная память или психическое расстройство?

Гипермнезия – при таком нарушении люди запоминают и воспринимают быстро, информация, отложенная много лет назад, беспричинно всплывает в памяти, «накатывает», возвращает в прошлое, которое далеко не всегда вызывает положительные эмоции. Человек и сам не знает, зачем ему нужно хранить все в голове, однако некоторые давно прошедшие события может воспроизвести до мелочей. Например, пожилой человек с легкостью может описать в деталях (вплоть до одежды учителя) отдельные уроки в школе, пересказать литмонтаж пионерского сбора, ему не составляет труда вспомнить и другие подробности, касающиеся учебы в институте, профессиональной деятельности или событий семье.

Гипермнезия, наличествуя у здорового человека при отсутствии других клинических проявлений, болезнью не считается, скорее, наоборот, это именно тот случай, когда говорят о феноменальной памяти, хотя с точки зрения психологии феноменальная память представляет собой несколько иное явление. Люди, обладающие подобным феноменом, способны запоминать и воспроизводить огромные объемы информации, не связанной каким-то особым смыслом. Это могут быть большие цифры, наборы отдельных слов, перечни предметов, ноты. Такой памятью нередко обладают великие писатели, музыканты, математики и люди других профессий, требующих гениальных способностей. Между тем, гипермнезия у здорового человека, не принадлежащего когорте гениев, но обладающего высоким коэффициентом интеллекта (IQ), не такое уж и редкое явление.

Как один из симптомов патологических состояний, нарушение памяти в виде гипермнезии встречается:

  • При пароксизмальных психических расстройствах (эпилепсия);
  • При интоксикациях психоактивными веществами (психотропные препараты, наркотические средства);
  • В случае гипомании – состояния, похожего на манию, но не дотягивающего до нее по тяжести течения. У пациентов может отмечаться прилив энергии, повышаться жизненная активность, и трудоспособность. При гипомании нередко сочетается нарушение памяти и внимания (расторможенность, неустойчивость, неспособность сосредотачиваться).

Очевидно, что разобраться в таких тонкостях, разграничить норму и патологию под силу только специалисту. Среди нас в большинстве – среднестатистические представители человеческой популяции, которым «ничто человеческое не чуждо», но мир при этом они не переворачивают. Периодически (не каждый год и не в каждом населенном пункте) появляются гении, их не всегда удается сразу заметить, ведь нередко таких индивидов считают просто чудаками. И, наконец, (может быть, и не часто?) в числе различных патологических состояний встречаются психические болезни, требующие коррекции и комплексного лечения.

Плохая память

Гипомнензия – этот вид обычно выражают двумя словами: «плохая память».

Забывчивость, рассеянность и плохая память наблюдается при астеническом синдроме, для которого, помимо проблем с памятью, характерны и другие симптомы:

  1. Повышенная утомляемость.
  2. Нервозность, раздражительность по поводу и без него, плохое настроение.
  3. Метеозависимость.
  4. днем и бессонница ночью.
  5. Перепады АД, .
  6. Приливы и другие .
  7. , слабость.

Астенический синдром, как правило, формирует другая патология, например:

  • Артериальная гипертензия.
  • Перенесенная черепно-мозговая травма (ЧМТ).
  • Атеросклеротический процесс.
  • Начальная стадия шизофрении.

Причиной нарушения памяти и внимания по типу гипомнезии могут быть различные депрессивные состояния (всех не счесть), климактерический синдром, протекающий с расстройством адаптации, органические поражения головного мозга (тяжелые ЧМТ, эпилепсия, опухоли). В подобных ситуациях, как правило, помимо гипомнезии, также присутствуют и симптомы, перечисленные выше.

«Тут помню – тут не помню»

При амнезии выпадает не вся память целиком, а отдельные ее фрагменты. В качестве примера подобного вида амнезия так и хочется вспомнить кинофильм Александра Серого «Джентльмены удачи» – «Тут помню – тут не помню».

Однако не все амнезии выглядят, как в знаменитой кинокартине, есть более серьезные случаи, когда память утрачивается существенно и надолго или навсегда, поэтому среди таких нарушений памяти (амнезия) выделяют несколько видов:

Особый вид потери памяти, с которым невозможно справиться – прогрессирующая амнезия, представляющая собой последовательную потерю памяти от настоящего к прошлому. Причиной разрушения памяти в подобных случаях значится органическая атрофия головного мозга, которая встречается при болезни Альцгеймера и . Такие больные плохо воспроизводят следы памяти (речевые расстройства), например, они забывают названия бытовых предметов, которыми пользуются ежедневно (тарелка, стул, часы), но при этом знают, для чего они предназначены (амнестическая афазия). В других случаях пациент просто не узнает вещь (сенсорная афазия) или не знает, для чего она нужна (семантическая афазия). Не следует, однако, путать привычки «радивых» хозяев найти применение всему, что имеется в доме, даже если оно предназначено совсем для других целей (из отслуживших свой срок кухонных часов в виде тарелки можно сделать красивое блюдо или подставку).

Это ж надо такое выдумать!

Парамнезии (искажение воспоминаний) тоже относят к нарушениям памяти, и среди них выделяют следующие виды:

  • Конфабуляцию , при которой фрагменты собственной памяти улетучиваются, а их место занимают придуманные пациентом истории и преподнесенные им «на полном серьезе», поскольку сам он верит в то, о чем говорит. Больные рассказывают о своих подвигах, небывалых достижениях в жизни и работе и даже иногда о преступлениях.
  • Псевдореминисценцию – замену одного воспоминания другим событием, которое в действительности имело место в жизни пациента, только совсем в иное время и при иных обстоятельствах (синдром Корсакова).
  • Криптомнезию , когда пациенты, получив информацию из различных источников (книги, кино, рассказы других людей), выдают ее за пережитые им самим события. Словом, больные в силу патологических изменений идут на невольный плагиат, который характерен для бредовых идей, встречаемых при органических расстройствах.
  • Эхомнезию – человек чувствует (вполне искренне), что с ним это событие уже происходило (или видел во сне?). Конечно, подобные мысли иной раз посещают и здорового человека, но разница в том, что больные придают таким явлениям особую значимость («зацикливаются»), а здоровые просто быстро об этом забывают.
  • Полимпсест – данный симптом существует в двух вариантах: кратковременные провалы в памяти, связанные с патологическим алкогольным опьянением (путаются эпизоды минувшего дня с давно прошедшими событиями), и совмещения двух разных событий одного периода времени, в конечном итоге, пациент сам не знает, что же было на самом деле.

Как правило, этим симптомам при патологических состояниях сопутствуют другие клинические проявления, поэтому, заметив у себя признаки «дежа вю», не нужно спешить ставить диагноз – такое бывает и у здоровых людей.

Снижение концентрации внимания влияет на память

К нарушениям памяти и внимания, потере способности сосредотачиваться на конкретных объектах относят такие патологические состояния:

  1. Неустойчивость внимания – человек постоянно отвлекается, перескакивает с одного предмета на другой (синдром расторможенности у детей, гипомания, гебефрения – психическое нарушение, развивающееся, как одна из форм шизофрении, в юношеском возрасте);
  2. Ригидность (замедленность переключения) с одной темы на другую – данный симптом весьма характерен для эпилепсии (кто общался с такими людьми, тот знает – пациент постоянно «застревает», что затрудняет ведение диалога);
  3. Недостаточная концентрация внимания – про таких людей говорят: «Вот какой рассеянный с улицы Бассейной!», то есть, рассеянность и плохую память в подобных случаях часто воспринимают, как особенности темперамента и поведения, что, в принципе, нередко соответствует действительности.

Несомненно, снижение концентрации внимания, в частности, будет негативно сказываться на всем процессе запоминания и хранения информации, то есть, на состоянии памяти в целом.

Дети быстрее забывают

Что касается детей, то все эти грубые, непреходящие нарушения памяти, свойственные взрослым и, особенно, пожилым, очень редко отмечаются в детском возрасте. Проблемы с запоминанием, возникающие по причине врожденных особенностей, требуют коррекции и при умелом подходе (насколько это возможно) могут немного отступать. Известно много случаев, когда усилия родителей и педагогов в прямом смысле творили чудеса при синдроме Дауна и других видах врожденной умственной отсталости, однако здесь подход индивидуальный и зависимый от разных обстоятельств.

Другое дело, если малыш родился здоровым, а проблемы появились в результате перенесенных неприятностей. Так вот у ребенка можно ожидать несколько иную реакцию на различные ситуации:

  • Амнезия у детей в большинстве случаев проявляется провалами в памяти в отношении отдельных воспоминаний об эпизодах, имевших место в период помрачнения сознания, связанного с неприятными событиями (отравления, кома, травма) – не зря говорят, что дети быстро забывают;
  • Алкоголизация подросткового возраста тоже протекает не так, как у взрослых – отсутствие воспоминаний (полимпсесты ) на события, происходящие во время опьянения, появляется уже на первых этапах пьянства, не дожидаясь диагноза (алкоголизм);
  • Ретроградная амнезия у детей, как правило, затрагивает небольшой промежуток времени до травмы или болезни, да и выраженность ее не столь отчетливая, как у взрослых, то есть, у ребенка потерю памяти не всегда можно и заметить.

Чаще всего у детей и подростков наблюдается нарушение памяти по типу дисмнезии, что проявляется ослаблением способностей запоминать, хранить (ретенция) и воспроизводить (репродукция) полученную информацию. Расстройства подобного типа более заметны у детей школьного возраста, поскольку сказываются на успеваемости в школе, адаптации в коллективе и поведении в повседневной жизни.

У малышей, посещающих детские дошкольные учреждения, симптомами дисмнезии являются проблемы с запоминанием стишков, песенок, дети не могут участвовать в детских утренниках и праздниках. Невзирая на то, что детский сад малыш посещает постоянно, каждый раз, приходя туда, он не может самостоятельно отыскать свой шкафчик, чтобы переодеться, среди других предметов (игрушки, одежда, полотенце) ему трудно найти свои. Дисмнестические нарушения заметны и в домашней обстановке: ребенок не может рассказать, что было в саду, забывает имена других детей, прочитанные многократно сказки каждый раз воспринимает, как будто, слышит их впервые, не помнит, как зовут главных героев.

Преходящие нарушения памяти и внимания, наряду с утомляемостью, сонливостью и всякими вегетативными расстройствами, нередко отмечаются у школьников при различной этиологии.

Прежде лечения

Прежде чем приступить к лечению симптомов нарушения памяти, нужно поставить правильный диагноз и узнать, чем вызваны проблемы пациента. Для этого необходимо получить как больше информации о его здоровье:

  1. Какими заболеваниями он страдает? Возможно, получится проследить связь между имеющейся патологией (или перенесенной в прошлом) с ухудшением интеллектуальных способностей;
  2. Нет ли у него патологии, которая напрямую приводит к нарушению памяти: деменции, сосудистой недостаточности головного мозга, ЧМТ (в анамнезе), хронического алкоголизма, лекарственных нарушений?
  3. Какие медикаментозные препараты принимает пациент и связано ли ухудшение памяти с применением лекарств? Отдельные группы фармацевтических средств, например, бензодиазепины в числе побочных эффектов имеют подобного рода нарушения, которые, впрочем, носят обратимый характер.

Кроме этого, в процессе диагностического поиска весьма полезным может стать , позволяющий выявить метаболические нарушения, гормональный дисбаланс, дефицит микроэлементов и витаминов.

В большинстве случаев при поиске причин ослабления памяти прибегают к методам нейровизуализации (КТ, МРТ, ЭЭГ, ПЭТ и др.), которые помогают обнаружить опухоль ГМ или гидроцефалию и, вместе с тем, дифференцировать сосудистое поражение мозга от дегенеративного.

В методах нейровизуализации возникает необходимость еще и потому, что нарушение памяти на первых порах может быть единственным симптомом серьезной патологии. К сожалению, наибольшие трудности в диагностике представляют депрессивные состояния, заставляющие в иных случаях назначать пробное антидепрессивное лечение (чтобы узнать, есть депрессия или ее нет).

Лечение и коррекция

Нормальный процесс старения сам по себе предполагает некоторое снижение интеллектуальных способностей: появляется забывчивость, запоминание дается не так легко, падает концентрация внимания, особенно, если «зажало» шею или поднялось давление, однако подобные симптомы не так значительно влияют на качество жизни и поведение в быту. Пожилые люди, адекватно оценивающие свой возраст, учатся сами себе напоминать (и быстро вспоминать) о текущих делах.

Кроме этого, многие для улучшения памяти не пренебрегают лечением фармацевтическими средствами.

Сейчас существует ряд препаратов, способных улучшить работу мозга и даже помочь в выполнении задач, требующих значительных интеллектуальных усилий. В первую очередь, это – (пирацетам, фезам, винпоцетин, церебролизин, циннаризин и др.).

Ноотропы показаны немолодым людям, имеющим определенные возрастные проблемы, которые окружающим пока не заметны. Препараты данной группы подойдут для улучшения памяти при нарушении мозгового кровообращения, вызванного другими патологическими состояниями головного мозга и сосудистой системы. Кстати, многие из этих лекарственных средств успешно применяются и в педиатрической практике.

Однако ноотропы – лечение симптоматическое, а для получения должного эффекта нужно стремиться к этиотропному.

Что касается болезни Альцгеймера, опухолей, психических расстройств, то здесь подход к лечению должен быть очень специфическим – в зависимости от патологических изменений и причин, их повлекших. Единого рецепта на все случаи нет, поэтому и посоветовать пациентам нечего. Нужно просто обращаться к врачу, который, возможно, прежде чем назначить препараты для улучшения памяти, отправит на дополнительное обследование.

Сложна у взрослых людей и коррекция нарушений психической деятельности. Пациенты с плохой памятью под наблюдением инструктора заучивают стихи, разгадывают кроссворды, упражняются в решении логических задач, однако тренировки, принося некоторые успехи (вроде бы уменьшилась выраженность мнестических расстройств), все-таки особо значимых результатов не дают.

Коррекция памяти и внимания у детей, помимо лечения с помощью различных групп фармацевтических препаратов, предусматривает занятия с психологом, упражнения для развития памяти (стихи, рисунки, задачи). Безусловно, детская психика более мобильна и лучше поддается коррекции в отличие от психики взрослой. У детей есть перспектива прогрессивного развития, в то время как у людей в возрасте прогрессирует только обратный эффект.

Видео: плохая память – мнение специалиста


Трудно сказать, что же такое норма по отношению к памяти. Это индивидуально для каждого человека. Верхней границы для памяти не определено. Имеются описания суперпамяти, когда человек запоминает мельчайшие детали всего, с чем он сталкивается, но это редкость.

В официальных источниках память определяется как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Это не только физиологический, но и культурный процесс.

Известно деление памяти на долговременную и кратковременную. Их соотношение у разных людей тоже неодинаково. Если у вас преобладает долговременная память, то, скорее всего, вы трудно запоминаете материал, но легко его воспроизведете через значительный промежуток времени. Если же, наоборот, вы быстро, «на лету» запоминаете, то, наверное, быстро и забываете. Это особенность кратковременной памяти. Оперативная память позволяет запоминать информацию до определенного момента.

Человек воспринимает память как что-то само собой разумеющееся, пока не столкнется с проблемой забывчивости. Видов нарушения памяти много, и множество факторов оказывает влияние на этот процесс.

Причины ухудшения памяти

Для простоты можно разделить их на группы.

1) Связанные непосредственно с поражением головного мозга. К ним относятся такое поражения как черепно-мозговая травма (ЧМТ), инсульт (острое нарушение мозгового кровообращения), Онкологические заболевания головного мозга.

2) Ухудшение работы мозга из-за заболевания других органов и систем органов.

3) Внешние неблагоприятные факторы, Такие как недостаток сна, стрессовые ситуации, резкое изменение условий жизни, повышенные нагрузки на головной мозг, в том числе на память.

4) Хронические интоксикации. К ухудшению памяти ведет злоупотребление алкоголем, лекарственными препаратами (особенно транквилизаторами, седативными), курение, наркомания.

5) Возрастные изменения в головном мозге.

Память связана с разными модальностями. Есть зрительные, слуховые, двигательные модальности. Их сочетание и преобладание индивидуально. Кто-то легче запомнит, если проговорит материал вслух. Другому легче вспомнить, как выглядит страница, на которой написана нужная информация или представит себе ящички картотеки, где он якобы положил нужный файл. Третьему легко припомнится информация с помощью логической схемы или ассоциативной связи. Четвертый напишет конспект.

Разные зоны мозга связаны с разными функциями, способствующими памяти. Например, височные отделы отвечают за восприятие слуха и речи. Затылочно-теменные области создают зрительное и пространственное восприятие, причем отделы правого полушария дают цветовые, оптико-пространственные и лицевые восприятия, а левого полушария - буквенные и предметные. Нижнетеменные области отвечают за действия руки и речевого аппарата. При их поражении человек не может узнать предметы наощупь (астереогнозия).

И в зависимости от того, какая зона мозга пострадала, будут нарушены и соответствующие виды памяти.

В последнее время появляется все больше и больше достоверных сведений о влиянии гормонов на процессы мышления и памяти. Отмечается положительное влияние вазопрессина, тестостерона, эстрогена, пролактина на ускорение обучения, стимуляцию внимания, переход информации из кратковременной памяти в долговременную. Окситоцин же оказывает противоположное действие, этим обусловлено ухудшение памяти, забывчивость у женщин после родов и при кормлении ребенка грудью.

Заболевания, приводящие к ухудшению памяти

Рассмотрим заболевания, при которых чаще всего отмечаются проблемы с памятью.

В первую очередь, как наиболее частые, это черепно-мозговые травмы . При них практически всегда появляются жалобы на ухудшение памяти, причем тем больше, чем серьезнее травма. Для ЧМТ также характерны явления ретроградной и антероградной амнезии. В этом случае человек не помнит не только момент травмы, но и события предшествующие и последующие ему. Иногда на этом фоне появляются конфабуляции и галлюцинации. Конфабуляции - это ложные воспоминания, производимые самими человеком. Например, на вопрос о том, что он делала вчера, больной расскажет, что ходил в театр, гулял в парке и ел мороженое. На самом же деле он не выходил из квартиры или палаты, так как давно болен. Галлюцинации - это патологические образы, которых не было и не могло быть.

Довольно распространенная причина ухудшения памяти - это нарушение кровообращения головного мозга . вызывает уменьшение притока крови ко всем отделам мозга и нарушение его работы, в том числе ухудшение памяти. В последнее время атеросклероз стал частой причиной ухудшения памяти у молодых людей, хотя ранее выявлялся преимущественно у пожилых. К тому же это является провоцирующим фактором развития острого нарушения мозгового кровообращения. развивается в той или иной зоне мозга, прекращая доступ к ней крови практически полностью. Это грубо нарушает функции этих зон и память в их числе.

Сходную симптоматику можно наблюдать и при . Одним из грозных осложнений его является ангиопатия - поражение сосудов, при котором отмечается утолщение стенки сосудов и закрытие мелких сосудов. Это ведет к нарушению кровообращения всех органов, в том числе и головного мозга, и как следствие, ухудшается память.

Ухудшение памяти может быть первым признаком заболеваний щитовидной железы , связанных с недостатком выработки ее гормонов (гипотиреоз). Последние на 65% состоят из йода. Снижение памяти в этом случае сочетается с повышением массы тела, появлением депрессии, апатии, отеков, слабости мышц, раздражительностью. Для профилактики йододефицита в первую очередь следует скорректировать рацион, добавив туда такие продукты, как йодированную соль и молокопродукты (последние предпочтительнее), морскую капусту и морскую рыбу, хурму, твердый сыр и орехи.

Возможно применение физиотерапевтических методов, например электрофорез с интраназальным (черезносовым) введением препаратов глютаминовой кислоты.

Психолого-педагогическая коррекция также с успехом применяется для помощи пациентам с ухудшением памяти. С помощью педагога пациент учится запоминать, используя другие функции мозга вместо пораженных. Например, если человек не может запомнить слова, произнесенные вслух, то, представив зрительный образ, означающий то же слово, запоминание возможно. Это трудная, долгая, кропотливая работа. Необходимо не только научиться запоминать с помощью других связей в головном мозге, но и довести этот процесс до автоматизма.

Данный симптом представляет опасность только как неблагоприятный прогностический признак, указывающий на прогрессирование другого заболевания. К тому же это нарушает социальную адаптацию пациента, ухудшает его качество жизни.

К какому врачу обратиться при ухудшении памяти

Если вы подозреваете у себя нарушение памяти, то вам стоит обратиться к неврологу, нейропсихологу или терапевту, которые проведут дополнительное обследование. Но кое-что вы можете сделать сами и начать прямо сейчас.

Известно, что чаще всего, когда пациент жалуется на нарушение памяти, на поверку оказывается, что основная причина - в нарушении внимания.

Это очень свойственно пожилым людям и школьникам. События и информация недооцениваются, воспринимаются мимолетно, особенно если ситуация привычна человеку. И такое положение дел довольно трудно переломить. Единственный выход - постоянная работа над собой, тренировка внимания и памяти: фиксируйте важные данные на бумаге, ведите дневник, овладейте устным счетом в совершенстве.

Такой метод тренировки работы мозга хорошо описан в книге американского профессора Лоуренса Катца. Эти упражнения активизируют работу мозга, способствуют созданию новых связей и ассоциаций, задействуют различные отделы мозга.

Вот некоторые из этих упражнений:

Старайтесь выполнять привычные действия с закрытыми глазами.
- Если вы правша, попробуйте делать что-то левой рукой (для левши - правой): причесываться, писать, чистить зубы, надеть наручные часы на другую руку.
- Освойте шрифт Брайля (система чтения и письма для слепых) или язык жестов, хотя бы азы.
- Научитесь печатать на клавиатуре всеми десятью пальцами.
- Освойте новый вид рукоделия.
- Научитесь различать монеты разного достоинства наощупь.
- Читайте статьи о том, чем раньше никогда не интересовались.
- Старайтесь бывать в новых местах, знакомиться с новыми людьми.
- Пытайтесь говорить на незнакомых языках.

Мозг тоже постоянно нуждается в тренировках. И помните, что то, насколько долго Вы будете «в здравом уме и твердой памяти» зависит в большей степени от Вас.

Москвина Анна Михайловна, врач-терапевт

Видео по теме

Ухудшение памяти грозит не только пожилым людям: сейчас эта проблема близко знакома и людям самого трудоспособного возраста, и студентам, и даже школьникам.

Конечно, гораздо чаще память ухудшается у работающих людей: в современном бешенном ритме жизни им нужно столько «держать в голове», что даже ежедневники и календари помогают, к сожалению, не всегда – зафиксировать вовремя нужную информацию тоже можно забыть. Почему память ухудшается, и как с этой проблемой бороться? Именно этого вопроса мы и коснемся с вами сегодня, расскажем основные причины данной проблемы и что нужно делать, если ухудшается память.

Виды памяти есть разные, но мы говорим о неврологической, или нервной памяти: благодаря ей мы запоминаем происходящие события и другую информацию. Центральная нервная система хранит не только информацию, которую можно выразить словами, но и наши эмоции, и впечатления. Однако нас, как правило, беспокоит то, что мы не всегда можем вспомнить телефоны и даты, имена и фамилии, а еще, бывает, мы забываем сделать то, что необходимо: если память ухудшается все время, можно забыть даже о деловой встрече или еще что-нибудь очень важное в жизни.


Почему

Сначала стоит узнать, почему ухудшается память, какие основные причины возникновения этого недуга. Ухудшение памяти может быть вызвано любыми факторами, в том числе и серьезными заболеваниями. В этих случаях методы лечения определяет врач – невропатолог, психиатр или другой специалист. Если же речь идет не о серьезных провалах или амнезии, полной или частичной, а о непонятном ухудшении памяти, которая раньше не подводила, то с этим вполне можно справиться своими силами.


У большинства людей память ухудшается по одним и тем же причинам.

Прежде всего, это психоэмоциональные расстройства: стрессы, тревожность, а потом и депрессия – человек почти все время находится в состоянии хронической усталости, и не может из него выбраться. После 40 лет это особенно опасно: память слабеет быстро, это вызывает беспокойство, и все становится еще хуже.


Что делать?

Даже если вы не можете что-то вспомнить, лучше оставаться спокойным: полноценный отдых и положительные эмоции помогут улучшить положение. Отдыхая, можно решать логические задачи и головоломки, читать интересные книги, а вот просмотр бесконечных сериалов и ток-шоу вряд ли поможет избавиться от психоэмоциональных нагрузок.


Постоянная торопливость и привычка все делать в спешке приводят к тому, что рассеянность и забывчивость становятся нормой. Когда человек спешит, он не замечает, что именно он делает, и это снова становится поводом для стрессов: всем известно лихорадочное состояние типа «выключила ли я плиту», или «закрыл ли я гараж», потому что большинство повседневных действий выполняется нами «на автомате». Этот «автомат» надо отключить: учитесь все делать осознанно, и не разделяйте дела на мелкие и важные – следите за собой, за каждым своим дествием, и постепенно память начнет улучшаться.

Активный и здоровый образ жизни – отличное средство для восстановления и сохранения памяти. Не у всех есть время для того, чтобы заниматься фитнесом или просто ходить в спортзал, но вспомнить о режиме дня или прогулках на свежем воздухе может каждый. Старайтесь передвигаться пешком при любой возможности, а про алкоголь и сигареты забудьте: они ухудшают способность усваивать информацию, запоминать слова и образы.

Только полезное питание

Многие специалисты говорят о нарушениях обмена веществ, нехватке никотиновой и фолиевой кислоты, а также других витаминов группы В. Эта причина ухудшения памяти – самая частая, и связана она с питанием. Большинство работающих людей питается, «как придется» - не по принципу полезности, а по другому принципу – чтобы было быстро, сытно и вкусно.

Описывать вред от фаст-фуда мы сейчас не будем – об этом сказано много, но напомним, какие продукты должны присутствовать в рационе постоянно. К счастью, таких продуктов немало, и обеспечить клеткам головного мозга нормальную работу можно без проблем – конечно, и от многих вредных привычек придется отказаться. Но здоровье важнее, не так ли?

Например, обычные яблоки, если есть их регулярно, помогут избавиться от недостатка железа и защитят клетки мозга от «нападений» свободных радикалов: содержащиеся в яблоках вещества помогают организму вырабатывать больше нейромедиаторов, необходимых для восстановления памяти, а также препятствуют накоплению холестерина в крови. Известно, что именно при избытке холестерина в сосудах образуются отложения и бляшки – кровоснабжение мозга ухудшается, и память ослабевает.


Полиненасыщенные жирные кислоты – это то, без чего нормальная деятельность мозговых клеток просто невозможна. Они есть в жирной морской рыбе, причем дорогую рыбу покупать не надо – подойдет обычная сельдь; в растительных маслах первого отжима, свежих орехах и семечках, листовых овощах, пророщенной пшенице. Среди листовых овощей своей полезностью выделяется шпинат – жаль, что у нас это растение не слишком популярно. Употребление шпината улучшает работу мозга и увеличивает устойчивость его сосудов к повреждениям.


Необходимы и углеводы – не простые, которыми богаты белый хлеб и сладости, а сложные, из которых мозг будет получать питательные вещества – это крупы, бобовые и зерновые, овощи и несладкие фрукты, макароны из твердой пшеницы и печеный картофель.

Очень полезными для питания мозга являются орехи и сухофрукты.

Хочется отметить и такой продукт, как топинамбур – он богат антиоксидантами, углеводами и витаминами группы В. Если вырастить и приготовить его правильно, блюда из него будут очень приятными на вкус.

Интересны также продукты из конопли – например, масло и конопляная каша. Сейчас о ценности этого растения, незаслуженно ставшего «притчей во языцех», начинают постепенно вспоминать: медики прошлого лечили коноплей множество болезней, в том числе эпилепсию, мигрени, рассеянный склероз, депрессию и расстройства сна. Конопляное масло можно купить в аптеке или магазине здорового питания, и добавлять его в блюда, как и любое другое.

Из приправ, если ухудшается память, стоит выбрать розмарин и шалфей: первый снижает утомляемость мозга и улучшает способность к запоминанию, а второй восстанавливает в мозге баланс нужных химических веществ. Помогут и аромамасла, полученные из этих растений.

Из напитков самым простым выбором для улучшения памяти будут натуральный зеленый и черный чай в разумных количествах, и обычная негазированная вода – минеральная, родниковая, артезианская – в общем, чистая.

Ведь в тканях мозга около 80% воды, а его обезвоживание приводит к неспособности хранить и воспроизводить информацию.

Тренировка памяти

Специалисты отметили, что у людей, жалующихся на плохую память, почти всегда нарушена концентрация внимания. Любая информация или событие воспринимаются как бы вскользь, и изменить это восприятие нелегко.

Так что можно сделать, если ухудшается память? Здесь отлично помогает постоянная тренировка памяти и внимания. К примеру, в книгах американского нейробиолога Л. Катца приводятся необычные методы, активизирующие эти процессы: они «вынуждают» разные отделы мозга действовать и создавать новые нейронные связи.

Простейшие упражнения: учиться ходить по квартире с закрытыми глазами, причесываться и чистить зубы левой рукой (для левшей – правой), освоить систему чтения по Брайлю, начать учить новый язык и т.д. В общем стараться делать самые обычные задачи необычными для себя способами. Этим получится задействовать другие сегменты могза, что приведет к заметному улучшению памяти.



И знайте главное, что от любых проблем и неприятностей в любых ситуациях нас лучше всего защищают здоровый образ жизни и позитивное мышление. И вот об этом, конечно, стоит помнить всегда!

Уважаемые читатели, пожалуйста, не забывайте подписываться на наш канал в

Доктор медицинских наук К. УМАНСКИЙ (г. Денвер, США).

Доктор медицинских наук К. Г. Уманский - давний автор нашего журнала. Константин Григорьевич, живущий теперь в США, рад встрече со своими читателями.

Области мозга, отвечающие за память.

При болезни Альцгеймера под микроскопом видны клубочки изменённых нейронов и бляшки из амилоида - белково-углеводного комплекса.

Часто, особенно от людей пожилого возраста, можно услышать: «Опять забыл. Проклятый склероз!» Те, кто помоложе, обычно говорят это в шутку. Люди в возрасте, как правило, относятся к своей забывчивости озабоченно. Куда денешься!

Неужели ухудшение памяти - процесс неизбежный? И что такое склероз?

Кому неизвестно, что со временем сосуды претерпевают возрастные изменения. И не только сосуды мозга, но и всех остальных органов и тканей: их стенки становятся жёсткими, теряют эластичность. Эти изменения называются склеротическими. Однако никому из нас не приходит в голову ставить себе такой диагноз, как склероз сосудов печени, поджелудочной железы или иных органов.

Возрастные нарушения памяти у здоровых людей часто бывают мнимыми. Почти всегда они связаны с появлением рассеянности, снижением способности к длительной концентрации внимания. Разумеется, с возрастом могут появляться разного рода нарушения из-за сужения просвета сосуда, а то и в виде мелкоточечных кровоизлияний в разных областях мозга. Влияние подобных нарушений на память во многом зависит от локализации. Но чаще всего даже такие, порой довольно грубые, сосудистые поражения не приводят к ухудшению памяти. Примеров тому множество. Так, величайший учёный, основатель микробиологии, автор великих открытий конца XIX века Луи Пастер, проживший 73 года, наполненных непрерывным творчеством, ещё в раннем возрасте, вследствие сосудистого поражения, практически лишился целого полушария мозга. Однако его память и работоспособность от этого не страдали.

Мне довелось наблюдать молодого человека с прекрасной памятью и интеллектом, внезапно погибшего от кровоизлияния в мозг. На вскрытии выяснилось, что у него было очень редкое врождённое заболевание сосудов мозга. Они походили на хрупкие, как сухие макароны, трубочки, с хрустом ломавшиеся при сгибании.

К снижению функции памяти нередко ведут различные заболевания, причём не только мозга, но и других органов, практически любых. Здесь играют роль многие факторы, обусловленные как обменными процессами, так и постоянной озабоченностью каким-либо страданием. Но есть и другие разрушители памяти. Например, израильский биолог М. Арансон в 2001 году опубликовал результаты исследований, свидетельствующие о том, что многочасовые просмотры телепередач ухудшают память и усиливают возможность заболевания слабоумием. По его данным, к тому же эффекту может приводить и оглушительная музыка.

Не столь уж редко встречаются специфические заболевания, сопровождающиеся амнезией - потерей памяти (от греч. a - отрицание, mneme - память), частичной или полной, временной или постоянной. Я не буду останавливаться на психогенных состояниях и заболеваниях, приводящих подчас к таким нарушениям. Это сфера психиатрии, наблюдающей подобные нарушения при шизофрении, эпилепсии и других болезнях различного происхождения, а также при некоторых формах старческого слабоумия.

Амнезии различны в своих проявлениях. В одних случаях человек помнит исключительно то, что было до заболевания, в других не помнит ничего или частично помнит то, что предшествовало болезни, например травме. Последний вид амнезии называется ретроградной и является одним из частых признаков, определяющих тяжесть сотрясения мозга, например при автомобильной катастрофе. В других случаях в памяти искажаются хорошо знакомые факты и сведения. Есть и ещё один тяжелейший вид амнезии, при которой больной внезапно забывает всю свою прошлую жизнь и кто он есть, включая паспортные данные. Такие состояния могут возникать после тяжёлых физических или психических травм, интоксикаций и даже без видимой причины, когда тщательнейшее обследование мозга не выявляет никаких отклонений. Механизм такой патологии неизвестен до сих пор. Лечение в этих случаях редко даёт благоприятные результаты. Но иногда внезапно наступает как бы самопроизвольное «просветление» и больной вспоминает практически всё.

Существуют заболевания иного рода, при которых потеря памяти и интеллекта обусловлена особыми, специфическими процессами вследствие системных поражений головного мозга. Для них характерно состояние, обозначаемое обобщённым понятием «прогрессирующая деменция» (от лат. dementia - безумие).

В нынешний, восьмой год XXI века нелишне оглянуться назад, особенно в середину XIX, начало ХХ века, на переломный период творческого существования человечества. Именно в это время, когда земной шар усердно опутывали сетями железных дорог и телефонных линий, изобретали радио и самолёты, танки и скорострельное оружие, люди узнали о существовании бактерий, вирусов и многого другого. Тогда же происходило стремительное развитие медицины, и в частности невропатологии, которая совершенствовала методы исследований.

За последние полтора века значительно увеличилась средняя продолжительность жизни человека. Пожалуй, на этом стоит остановиться чуть подробнее.

Продолжительность жизни пещерного человека не превышала 20 лет. В Древнем Риме люди жили в среднем чуть дольше 25 лет. К середине XIX века средняя продолжительность жизни людей, исчисленная на 80% населения, достигла 37 лет. С тех пор до нашего времени, всего за полтора века, она увеличилась в развитых странах до 70 лет, то есть почти удвоилась. И именно поэтому до второй половины XIX века многие болезни, развивающиеся после 45-50 лет, практически не наблюдались. Их описаний не найти не только у великого греческого врача Гиппократа, жившего за 400 лет до нашей эры, но и у не менее великого Авиценны, жившего около 1000 лет назад, равно как и у европейца Парацельса, жившего в XVI веке.

Только со второй половины XIX века врачи стали выявлять заболевания, появляющиеся преимущественно в старшем и пожилом возрасте. Тогда ко множеству уже известных поражений нервной системы исследователи добавили целый ряд новых, встречавшихся весьма редко, при которых по неизвестным до сих пор причинам определённые отделы нервной системы вдруг начинают спонтанно дегенерировать, то есть разрушаться. На границе XIX-ХХ веков описываются многие сходные клинически, но различные морфологически, то есть по своей структуре, заболевания нервной системы с неизбежным трагическим исходом. Их известно около двух десятков: болезнь Шильдера - Фуа, Пьера Мари, Кальтенбаха и другие. Встречаются же они весьма редко, примерно 1-10 больных на миллион жителей.

Наиболее известна болезнь Альцгеймера (см. «Наука и жизнь» № 3, 1992 г.). Именно она сейчас больше всего «на слуху». Вспомним историю её первого описания. Почти сто лет назад, в 1906 году, Алоиз Альцгеймер впервые описал результаты исследования головного мозга 55-летней женщины, умершей после пяти лет страдания тяжёлым нарастающим слабоумием.

Долгое время эта болезнь тихо сосуществовала со множеством других прогрессирующих поражений нервной системы. Количественно болезнь Альцгеймера составляет лишь незначительный процент среди подобных заболеваний. Качественно же - все они являются одним из основных источников нарастающих медицинских и социальных проблем. Эти больные без перспективы выздоровления образуют всё увеличивающуюся прослойку людей, угнетённых своим состоянием и угнетающих окружающих обречённостью и бессилием современной медицины. Надо посмотреть правде в глаза, как в глаза больных, выражающих постоянную боль и надежду, и, не обманывая самих себя, уже сейчас искать новые подходы к профилактике и лечению этого заболевания.

Болезнь Альцгеймера - тяжёлая. Начинающаяся незаметно, чаще после 55-60 лет, она нередко впервые, как бы исподволь, проявляется в элементарном несоблюдении гигиены: человек перестаёт мыться, стричь ногти, менять бельё. Отдых заменяется удлиняющимися периодами бездеятельности. Память постепенно становится хуже. Вскоре появляется так называемая афазия - больной перестаёт понимать обращённую к нему речь, отвечает невпопад или вообще на другую тему. Он как бы не слышит вопроса. Постепенно всё более нарушаются чтение и речь, меняется почерк. Возникают многократные ритмичные повторы последнего слова фразы. Несколько позже пациент перестаёт узнавать окружающих, движения становятся неточными. Могут наблюдаться галлюцинации, разного рода судороги, вплоть до эпилептических припадков, и даже нестойкие параличи. Болезнь прогрессирует обычно в течение двух-четырёх лет, редко больше. Но надо сказать, что появление первых внешних признаков заболевания - это уже далеко не начало, а продолжение процесса, который незаметно длился до этого по крайней мере несколько лет. И уловить его начало никакими самыми современными методами просто невозможно.

Я привёл далеко не все, но многие клинические подробности и симптомы болезни Альцгеймера, ярко выраженные, чтобы у читателей было меньше домыслов и тревог по поводу собственной забывчивости.

Так и оставалась бы редкая болезнь Альцгеймера малоприметной, одной среди других нечасто встречающихся поражений нервной системы, входящих в группу нейродегенераций, если бы не заболевание президента Рейгана и его мужественное, по сути прощальное, обращение к нации после постановки диагноза.

Большинство людей только тогда и узнало о её существовании. Она «на слуху» и у врачей, ставших более насторожёнными, но далеко не всегда достаточно осведомлёнными. А отсюда и лавина обрушившихся на общество избыточных, зачастую поверхностно поставленных диагнозов, по сути своей - необоснованных приговоров. И ещё - волна угроз всему человечеству! Так, например, украинский профессор Владислав Мерцалов «подсчитал», что к 2050 году количество страдающих болезнью Альцгеймера в США может увеличиться аж до 10 миллионов человек, а во всём мире, по его мнению, их число достигнет 100 миллионов!

С моей точки зрения, подобные запугивающие данные построены на предпосылках, спровоцированных больше эмоциями, нежели сутью явления.

Сейчас диагноз «болезнь Альцгеймера» ставится с поразительной лёгкостью многим пациентам, в том числе и молодым. По сути, почти любое появляющееся постепенное снижение памяти теперь часто и безоговорочно расценивается как начальное проявление болезни Альцгеймера. По крайней мере, подобную тенденцию я наблюдаю в США.

Мой личный опыт, как и опыт развития медицинской науки вообще, показывает, что кроме настоящих эпидемий, инфекционных и других болезней существуют эпидемии, имеющие психогенное (внушённое) происхождение (так называемые ятрогении; название это происходит от греческих слов iatros - врач и genos - происхождение), исходящие не столько из общественного восприятия тех или иных событий, как, например, произошло в связи с болезнью президента Рейгана, сколько из всеобщей склонности к обострённому восприятию «сенсаций», особенно в медицине. И ещё, наверное, потому, что любой человек, задумываясь о своей старости, возможной немощи и некой малоприятной перспективе возникновения старческих изменений психики, как бы «примеряет» их на себя. Такие «примерочки» неизбежны, однако, по моему глубокому убеждению, оснований для паники нет, как и нет никакой сенсационной «тихой эпидемии» болезни Альцгеймера. Для этого утверждения у меня достаточно фундаментальных оснований. Изучая вопросы острой и хронической патологии нервной системы различного происхождения на протяжении более сорока лет, я постоянно работал и над проблемой прогрессирующих поражений нервной системы, где так называемые нейродегенерации являлись ведущими в развитии патологического процесса. Болезнь Альцгеймера занимает среди них весьма скромное место.

Что же показали эти длительные, всесторонние исследования, охватившие более четырёхсот больных? В первую очередь был полностью исключён экзогенный, то есть внешний, привходящий, фактор (вирусный, токсический и т.п.). Оказалось также, что любые острые заболевания - от простуды и инфекции до травмы или интоксикации - являются всего лишь провоцирующими моментами, выявляющими внешние проявления уже существующей в скрытой форме болезни. Кроме того, установлено, что наследственные факторы в большинстве случаев могут играть существенную роль.

Самое же главное - была отмечена строгая связанность ряда поражений нервной системы вообще, обусловленных первичной патологией различных эндокринных образований - гипофиза, щитовидной и паращитовидной желёз, надпочечников и других нарушений их функций, большинство из которых причинно обусловлено наследственными факторами, многообразно реализующимися на разных этапах жизни. Именно отсюда проистекает многоформенность поражений нервной системы. Подобные идеи высказывались и раньше, но не имели чётких доказательств.

Ответ найден нами в 1993 году, когда впервые было чётко показано, что нейродегенерация - это патология нейроэндокринная.

В последние десятилетия наукой установлено, что головной мозг человека, помимо 13 миллиардов(!) нервных клеток и соединяющих их проводящих путей в виде тончайших волокон, имеет собственную, внутримозговую, очень мощную нейроэндокринную систему. Последняя состоит из множества узлов, обеспечивающих нормальную деятельность различных отделов нервной системы. Нарушение функции любого такого узелка может являться причиной определённого нервного заболевания. В частности, наиболее известными из них являются болезнь Паркинсона и паркинсонизм (разделение их весьма условно). Они обусловлены нарушением функции чёрной субстанции мозга, вырабатывающей нейрогормон - дофамин. В работах американских исследователей конца 70-х годов прошлого века установлено, что нарушение деятельности другого эндокринного узелка мозга (непарное ядро Мейнарта), как правило, ведёт к развитию болезни Альцгеймера, гибели клеток коры головного мозга, амилоидозу. Странно, что об этом многие сейчас забыли.

Поневоле напрашивается вопрос о природе таких заболеваний вообще. Могут ли они быть результатом наследственной предрасположенности к нейроэндокринным нарушениям? Очевидно, в подавляющем большинстве - могут. Здесь необходимо сделать небольшое пояснение, чтобы не возникло путаницы. Хорошо известные эндокринные заболевания, такие как патология щитовидной или паращитовидной железы, диабет и некоторые другие, никоим образом не связаны с нейрогормонами. Это совсем другая эндокринная система - соматическая («телесная»).

Выше уже говорилось, что чаще всего появление таких заболеваний, как болезнь Альцгеймера, и сходных с ней обуславливается и стимулируется различными выявляющими факторами - инфекциями, интоксикациями, травмами и др. И только теперь становится ясно, что стартовый механизм болезни, её «запал» имеет другую причину. Ведущие претенденты на эту роль - генетические, гормональные, точнее, нейрогормональные нарушения.

Первые подтверждения того, что выбранное направление проводившихся исследований было правильным, получены более пятнадцати лет назад, когда в ряде случаев применение некоторых нейрогормонов, да и гормонов вообще при подобных заболеваниях показало определённую эффективность, в частности при лечении болезни Альцгеймера и других нейродегенераций. К сожалению, до сих пор мало изучены гормональная система мозга и элементы, её составляющие.

А пока медицинской науке приходится терпеливо наблюдать за появлением самых фантастических предложений и домыслов в преодолении подобных недугов вообще и болезни Альцгеймера в частности.

К такого рода попыткам относится, например, предложение использовать известный адсорбент Унитиол (БАЛ - британский антилюизит, изобретённый в период Первой мировой войны для лечения последствий газовых атак), сделанное недавно украинскими медиками, считающими почему-то, что этот препарат создан лишь в 1950 году на Украине неким В. Е. Петрунькиным... Или вакцину (неизвестно к какому возбудителю), о чём сообщали американские средства массовой информации.

К сожалению, победить заболевания, связанные с возрастной потерей памяти, удастся нескоро, да и неясно - удастся ли вообще, ибо, как было сказано, внешние проявления подобных болезней обнаруживаются обычно исподволь, через довольно длительный период после инициации, когда случившееся уже необратимо. Перспективны же пока лишь надежды на профилактику и, возможно, на приостановку болезненного процесса.

Но, повторюсь, мы должны понимать, что подобные болезни - большая редкость, как и случаи старческого слабоумия. Причины же, обуславливающие снижение памяти, в подавляющем большинстве случаев значительно более многообразны и не столь тяжелы. Они нередко хорошо поддаются современным, известным способам профилактики и лечения.

Следует сказать и о том, что в значительной части случаев, когда больные жалуются на снижение памяти, на самом деле с ними происходит совсем иное - наиболее часто отмечается нарушение внимания, столь свойственное возрастным изменениям. Ослабление внимания ведёт к недооценке, некой мимолётности восприятия ситуаций и вполне привычного окружающего мира. Избавиться от этого порой довольно трудно. Единственное средство - тренировка, постоянная творческая работа, повторение про себя наиболее важных моментов, фиксация записями необходимых дел, а ещё лучше - ведение дневника. Не правда ли, экстремальная ситуация запоминается всегда достаточно прочно в любом возрасте? Но главное - не забывать заглядывать в записи.

И не стоит пугаться внезапной забывчивости, даже в шутку называя её «склерозом» или «Альцгеймером». Как любил говорить известный писатель-юморист 20-х годов прошлого века Аркадий Аверченко, повторяя народную мудрость, «Не дай Бог, можно накликать на свою голову!» Но это, пожалуй, уже из области суеверия…

Простые приёмы тренировки памяти

Запоминание. Давно известно, что зубрёжка память не развивает. А 80-летние учёные запоминают специальную информацию лучше, чем их молодые ученики. Всё дело в структурности восприятия информации, а не в хаотичном её проглатывании.

Прочитайте текст и попытайтесь понять его главные моменты. Можете их подчеркнуть, выписать, повторите про себя.

Прочитайте текст ещё раз, уже обращая внимание на тонкости. Постарайтесь их связать с главными идеями. Повторите про себя основные мысли и уясните их связь с второстепенными. Чтобы углубить понимание текста, важно поставить вопросы к главным положениям.

Много раз читать один и тот же текст без запоминания основных идей бесполезно. Повторите текст несколько раз про себя или расскажите кому-нибудь. Кстати, именно так, повторяя про себя основные тезисы, готовятся к важным выступлениям и презентациям профессионалы.

Даже собираясь поговорить в семье с близкими о чём-то важном, проговорите свою речь про себя. Главное - установите конечную мысль, которую вы хотите донести. Не сбивайтесь на мелочи, тогда и ваши оппоненты будут вынуждены говорить по существу.

Метод ассоциаций. Это очень важный метод. Пример. Из памяти часто «выскакивают» имена и фамилии, которые вы раньше легко вспоминали. Попробуйте связать «застрявшую» фамилию с предметом или образом. Скажем, знаменитый дипломат Горчаков - свяжите его фамилию с горечью, горчицей. Потрясающий русский писатель Лесков - перед глазами встанет молодой лесок (повторить образ можно несколько раз).

Собираясь в магазин, не пишите список, а пересчитайте, сколько предметов надо купить. Можете каждый связать с цифрой: 1 - молоко, 2 - хлеб и т.д. Уходя из магазина, проверьте результат. Вы шли покупать 6 позиций - сколько у вас в сумке?

Активизируйте устный счёт. Начните снова считать в уме. Отложите калькулятор для крупных цифр. Прикиньте в уме, сколько денег нужно на самые простые покупки, разделите бюджет на расходы - и всё в уме.

Организуйте быт, чтобы не испытывать постоянную панику. Такая простая вещь - замки в дверях, закрывающиеся снаружи. И вы не окажетесь на лестничной клетке с единственной возможностью войти в квартиру, вызвав МЧС (кажется, это стоит несколько тысяч рублей).

Перед выходом из квартиры или отъездом с дачи повесьте список того, что у вас должно быть с собой: деньги, социальная карточка или проездной, очки, лекарства, которые вы всегда принимаете, ручка. Паспорт лучше положить в карман, закрывающийся на молнию. Мобильник надо держать всегда в одном и том же месте. Не раз приходилось видеть, как человек, особенно женщины, в панике разыскивает в сумке звонящий телефон. Если нет мобильника, то понадобится записная книжка - вдруг придётся звонить по автомату.

Мнемонические приёмы. Несколько телефонов, скажем рабочий телефон мужа, лучше помнить наизусть; номера теперь длинные - разбивайте на части - 8-495-926-15-33. Повторяйте про себя, и вы его запомните. Применяйте мнемонические приёмы: скажем, 926 - в 1926 году родился папа, 15 - игра в «пятнашки», 33 - фильм с Леоновым про 33 зуба - длинно, но помогает.

Хранение документов. Обычно документы, которых с годами становится всё больше, держат в больших коробках или старых портфелях, и в поисках одного вы перелопачиваете всю коробку. Воспользуйтесь прозрачными тонкими папками с кнопками: они продаются в канцелярских магазинах; из пластиковых папок-«уголков» бумаги легко выскакивают, они неудобны. Хорошо бы маркёром (жирным несмываемым карандашом) написать на каждой папке: «Квартира», «Дача», «Наследство», «Налоги», «Медицина» - это очень облегчит жизнь при поиске нужной бумаги.

Ничего не записывайте на клочках бумаги, если у вас нет специальной доски, к которой они легко крепятся. Обычная алфавитная книжка или ежедневник упростят вашу жизнь. Туда записывайте рецепты, дни рождения, необходимые дела, скажем: «Через полгода надо зайти в Налоговую инспекцию» и т.д.