Все о тюнинге авто

Виды стрессовых ситуаций. Стресс — что такое: факторы и виды. Стадии развития стресса

Автор статьи: Мария Барникова (врач-психиатр)

Психологический стресс

02.06.2015

Мария Барникова

Большинство обывателей расценивает стресс - как негативные, мучительные переживания, вызванные неразрешимыми трудностями, непреодолимыми препятствиями, несбывшимися надеждами...

Понятие стресса прочно укоренилось в лексике современного человека, и большинство обывателей расценивает это явление как негативные, мучительные переживания или расстройства, вызванные неразрешимыми трудностями, непреодолимыми препятствиями, несбывшимися надеждами. Еще более 80 лет тому назад Ганс Селье , создателей теории стресса, в своих работах подчеркивал, что стресс не означает , боль, мучение, унижение, катастрофические изменения в жизни.

Полное избавление от стрессов означает окончание жизни

Что же такое психологический стресс? Приводим его классическое определение, данное автором теории. Стресс (stress - состояние повышенной нагрузки, эмоционального напряжения ) - комплекс неспецифических адаптационных реакций организма на любые предъявленные ему требования вследствие воздействия факторов–стрессоров, повлекших нарушение его гомеостаза. Неспецифические реакции – приспособленческие действия, направленные на восстановление исходного состояния организма, производимые специфические эффекты на конкретные раздражители. Любая неожиданность, которая вносит изменение в привычную жизнедеятельность индивида, может являться стрессовым фактором. При этом не имеет значения, какой характер носит ситуация – положительный или отрицательный. Эмоциональное потрясение могут спровоцировать не только внешние обстоятельства, но и подсознательные установки по отношению к конкретным событиям. Для человеческой психики играет роль только объем необходимых усилий на перестройку привычных жизненных ритмов, интенсивность затрачиваемой энергии на адаптацию к новым требованиям.

Виды стресса

В медицинской практике принято разделять стрессовые ситуации на два вида: эустресс – позитивная форма и дистресс – негативная . Эустресс мобилизует жизненные ресурсы организма и стимулирует к дальнейшей деятельности. Дистресс приносит , наносит «рану», которая, даже полностью зажив, оставляет шрамы.

Дистресс оказывает негативное влияние на соматическое и психическое здоровье человека и может дать толчок развитию серьезных заболеваний. В состоянии стресса деятельность иммунной системы значительно снижается, и человек становится беззащитен перед вирусами и инфекциями. При негативном эмоциональном стрессе активизируется вегетативная нервная система, интенсивнее работает железы внутренней секреции. При длительном или частом влиянии стрессовых факторов разлаживается психоэмоциональная сфера, что нередко приводит к тяжелым депрессиям либо к .

По характеру воздействия стрессоров выделяют:

  • нервно-психические;
  • температурные (тепловые или холодовые);
  • световые;
  • пищевые (в результате дефицита пищи);
  • прочие виды.

Выдающийся психолог Леонтьев утверждал, что в случае, когда организм демонстрирует реакции на внешние явления, не связанные с удовлетворением жизненных потребностей (прием пищи, потребность во сне, инстинкт самосохранения, продолжение рода), такие реакции – сугубо психологические. Понятие трудноразрешимой, экстраординарной для человека ситуации в концепции теории стресса – также явление психологическое.

Стрессовые ситуации также выделяют в две группы: экстремальные социальные условия (военные действия, нападения хулиганов, стихийные бедствия) и критические психологические события (смерть родственника, изменение социального статуса, развод, экзамен). Для некоторых произошедшие события – шоковое потрясения, для других же – естественное явление, и интенсивность реакции – сугубо индивидуальна. Неоспорим факт: для того, чтобы возникла ответная реакция на раздражитель, этот раздражитель должен обладать определенной силой. И каждый индивид обладает непостоянным, переменчивым порогом чувствительности. Индивид с низким порогом чувствительности демонстрирует сильную реакцию на раздражитель слабой интенсивности, в то время как особа с высоким порогом чувствительности не воспринимает этот фактор как раздражитель.

Биологический и психобиологический стресс

Стресс также принято разделять по параметрам в две группы:

  • Биологический;
  • Психологический.

Определения психологического стресса отлично у разных авторов, однако большинство ученых относят к данному виду стресс, обусловленный влиянием внешних (социальных) факторов либо сформированный под воздействием внутренних ощущений. К психоэмоциональному стрессу не всегда удается применить закономерности стадий его протекания, так как у каждого индивида сугубо индивидуальные свойства психики и персональные особенности работы вегетативной нервной системы.

Дифференцировать вид стрессовой ситуации позволяет контрольный вопрос: «Наносят ли стрессоры явно выраженный вред организму?» . В случае положительного ответа диагностируется биологический вид, в случае отрицательного – психологический стресс.

Психоэмоциональный стресс отличен от биологического вида рядом специфических особенностей, среди которых:

  • Формируется под воздействием как реальных, так и вероятных ситуаций, которые являются объектом тревоги индивида;
  • Огромное значение имеет оценка человеком степени своего участия в воздействии на проблемную ситуацию, восприятия качественности избранных способов нейтрализации стрессоров.

Методика измерения стрессовых ощущений (шкала PSM-25) направлена на анализ эмоционального состояния человека, а не на исследование косвенных показателей (стрессор, показатели депрессивных, тревожно-фобических состояний).

Основные различия между биологическими и психологическими стрессовыми ситуациями:

Группа Биологический стресс Психологический стресс
Причина возникновения Физическое, химическое, биологическое влияние стрессоров Собственные мысли, внутренние ощущения, воздействие социума
Уровень опасности Реальный Виртуальный, реальный
Направленность стрессоров Соматическое здоровье, угроза жизни Эмоциональная сфера, самооценка, социальный статус
Характер реагирования «Первичные» реакции: страх, испуг, ярость, боль. «Вторичные» реакции: волнение, беспокойство, раздражительность, тревога, паника, депрессивные состояния
Временной диапазон Четко обозначен в границах настоящего и ближайшего будущего Неясен, размыт, включает прошлое и неопределенный срок в будущем
Влияние индивидуальных особенностей характера Отсутствует либо минимальное Существенное
Пример Вирусная инфекция, травма, пищевая интоксикация, обморожение, ожог Конфликт в семье, расставание с партнером, материальные трудности, изменение социального статуса

Стресс: основные стадии развития

Диапазон реакции на стрессовое событие включает разнообразные состояния возбуждения и торможения, в том числе состояния, именуемые аффективными. Процесс протекания стрессового состояния состоит из трех этапов.

Этап 1. Эмоциональная реакция тревоги.

На данном этапе проявляется первая ответная реакция организма на воздействие стрессовых факторов. Продолжительность данной фазы строго индивидуальна: у некоторых людей нарастание напряжение проходит за считанные минуты, у других нарастание тревоги осуществляется в течение нескольких недель. Снижается уровень сопротивляемости организма внешним раздражителям, ослабевает самоконтроль. Человек постепенно утрачивает возможность полноценно управлять своими действиями, теряет самообладание. Изменяется его поведение на полностью противоположные действия (например: спокойный, выдержанный человек становится импульсивным, агрессивным). Особа избегает социальных контактов, появляется отчуждение в отношении с близкими, увеличивается дистанция в общении с приятелями, коллегами. Влияние дистресса оказывает разрушительное воздействие на психику. Чрезмерное эмоциональное напряжение может вызвать дезорганизацию, дезориентацию и деперсонализацию.

Этап 2. Сопротивление и адаптация.

В данной фазе проходит максимальная активизация и усиление сопротивления организма раздражителю. Длительное воздействие стрессового фактора обеспечивает постепенное приспособление к его воздействию. Сопротивляемость организма значительно превышает норму. Именно на этой стадии индивид способен проанализировать, выбрать самый эффективный способ и справиться со стрессором.

Этап 3. Истощение.

Исчерпав имеющиеся энергетические ресурсы вследствие воздействия стрессора в течение продолжительного срока, человек ощущает сильное утомление, опустошение, усталость. Присоединяется чувство вины, появляются повторные признаки этапа тревоги. Однако в данной фазе способность организма к реадаптации утрачена, особа становится бессильной предпринять какие-либо действия. Появляются расстройства органической природы, возникают тяжелые патологические психосоматические состояния.

У каждой особы «запрограммирован» с детских лет свой персональный сценарий поведения в стрессовой ситуации, воспроизводимый по частоте, форме проявления реакции стресса. Некоторые испытывают воздействие стрессоров ежедневно в небольших дозах, другие испытывают дистресс редко, но в полном объеме мучительных проявлений. Также для каждого человека свойственна индивидуальная направленность агрессии в состоянии стресса. Один обвиняет исключительно самого себя, запуская механизмы развития депрессивных состояний. Другая особа находит причины своих бед в окружающих людях и выдвигает безосновательные претензии, нередко в крайне агрессивной форме, становясь социально опасной персоной.

Психологические механизмы стресса

Возникновение эмоционального напряжения при стрессе – адаптационная реакция организма , появляющаяся и нарастающая в результате взаимодействия физиологических систем и механизмов в сочетании с психологическими методами реагирования.

В физиологической группе стрессовых механизмов задействованы:

  • Субкортикальная система , которая активизирует работу коры головного мозга;
  • Симпатическая автономная система , подготавливающая организм к неожиданному воздействию стрессоров, интенсифицирующая сердечную деятельность, стимулирующая снабжение глюкозой;
  • Субкортикальные двигательные центры , управляющие врожденными инстинктивными, двигательными, мимическими, пантомимическими механизмами;
  • Органы внутренней секреции ;
  • Механизмы обратной афферентации , передающие нервные импульсы через интерорецепторы и проприорецепторы от внутренних органов и мышц обратно в зоны головного мозга.

Психологические механизмы – установки, сформированные и зафиксированные на уровне подсознания, возникающие как ответная реакция на воздействие стрессовых факторов. Психологические схемы призваны защитить психику человека от негативных последствий воздействия стрессоров. Не все эти механизмы безобидны, они часто не позволяют оценить правильно событие, нередко наносят вред социальной деятельности индивида.

Психологические защитные схемы включают семь механизмов:

  • Подавление. Основной механизм, назначение которого – удаление имеющихся желаний из сознания в случае невозможности их удовлетворения. Вытеснение ощущений и воспоминаний может быть частичным или полным, в результате чего особа постепенно забывает прошлые события. Часто является источником возникновения новых проблем (например: человек забывает данные ранее обещания). Нередко становится причиной возникновения соматических заболеваний (головные боли, сердечные патологии, онкологические заболевания).
  • Отрицание. Индивид отрицает факт свершения какого-либо события, «уходит» в фантазию. Нередко человек не замечает противоречий в своих суждениях и действиях, поэтому часто воспринимается окружающими как несерьезная, безответственная, неадекватная личность.
  • Рационализация. Способ самооправдания, создание якобы логичных моральных аргументов для объяснения и оправдания неприемлемого обществом поведения, возникающих собственных желаний и мыслей.
  • Инверсия. Сознательная замена истинных мыслей и ощущений, реально проводимых действий на полностью противоположные.
  • Проекция. Индивид проецирует на окружающих, приписывает другим людям свои собственные отрицательные качества, негативные мысли, нездоровые ощущения. Является механизмом самооправдания.
  • Изоляция. Самая опасная схема реагирования. Особа отделяет угрожающую составляющую, опасную ситуацию от своей личности в целом. Может привести к раздвоению личности, стать причиной развития шизофрении.
  • Регрессия. Субъект возвращается к примитивным способам реагирования на стрессовые факторы.

Существует и иная классификация типов защитных механизмов, разделенная в две группы.

Группа 1. Схемы нарушения приема информации

  • Перцептивная защита;
  • Вытеснение;
  • Подавление;
  • Отрицание.

Группа 2. Схемы нарушения переработки информации

  • Проекция;
  • Интеллектуализация;
  • Обособление;
  • Переоценка (рационализация, защитная реакция, экспиация, иллюзия).

Факторы стресса

На уровень стресса влияет множество разнообразных факторов, среди которых:

  • Значимость стрессоров для индивида,
  • Врожденные особенности деятельности нервной системы,
  • Наследственная модель реагирования на стрессовые события,
  • Особенности взросления,
  • Наличие хронических соматических либо психических патологий, недавно перенесенный недуг,
  • Неудачный опыт в прошлых аналогичных ситуациях,
  • Имеющие моральные установки,
  • Порог толерантности к стрессу,
  • Самооценка , качество восприятия себя, как личности,
  • Имеющиеся надежды, ожидания – их определенность или неопределенность.

Причины стресса

Наиболее распространенная причина возникновения стресса - возникшее противоречие между действительностью и представлениями индивида о реальности. Стрессовые реакции могут запускаться как под воздействием реальных факторов, так и событиями, существующими только в воображении. К развитию стрессового состояния приводят не только отрицательные события, но и положительные изменения в жизни индивида.

Исследования американских ученых Томаса Холмса и Ричарда Рея позволили сформировать таблицу стрессовых факторов, оказывающих в большинстве случаев сильнейшее влияние на человека и запускающие механизмы стресса (шкала интенсивности стресса). Среди значимых для людей событий:

  • Смерть близкого родственника
  • Развод
  • Расставание с любимым человеком
  • Тюремное заключение
  • Серьезная болезнь
  • Потеря работы
  • Изменение социального положения
  • Ухудшение материального положения
  • Большие долги
  • Невозможность погасить кредитные обязательства
  • Болезнь близких родственников
  • Проблемы с законом
  • Уход на пенсию
  • Заключение брака
  • Беременность
  • Сексуальные проблемы
  • Появление нового члена семьи
  • Смена места работы
  • Ухудшение отношений в семье
  • Выдающиеся личностные достижения
  • Начало либо окончание обучения
  • Изменение местожительства
  • Проблемы с руководством
  • Неблагоприятная атмосфера в коллективе
  • Изменение распорядка труда и отдуха
  • Изменение личных привычек
  • Изменение пищевого поведения
  • Изменение условий работы
  • Отпуск
  • Праздничные дни

Стрессовые факторы имеют свойство накапливаться. Не предприняв действенных шагов, загнав свои переживания внутрь, оставшись наедине со своими проблемами, человек рискует утратить контакт с собственным «Я», а впоследствии потерять контакт с окружающими.

Психологические симптомы стресса

Проявления стрессового состояния – сугубо индивидуальны, однако все признаки объединяет их негативный окрас, их мучительное и болезненное восприятие индивидом. Симптомы различны в зависимости от того, в какой стадии стресса пребывает особа и какие защитные механизмы задействованы. Среди основных симптомов стресса можно выделить:

  • Беспричинная ;
  • Ощущение внутреннего напряжения;
  • Вспыльчивость, нервозность, раздражительность, агрессивность;
  • Чрезмерная неадекватная реакция на малейшие раздражителя;
  • Невозможность контролировать свои мысли и эмоции, управлять своими действиями;
  • Снижение концентрации внимания, трудности в запоминании и воспроизведении информации;
  • Периоды тоскливого настроения;
  • Угнетенное, подавленное состояние;
  • Снижение интереса к привычной деятельности, апатичное состояние;
  • Невозможность получить удовольствие от приятных событий;
  • Постоянное чувство неудовлетворенности;
  • Капризность, чрезмерная требовательность к окружающим;
  • Субъективное ощущение перегруженности, не проходящая усталость;
  • Снижение работоспособности, невозможность выполнять привычные обязанности;
  • – отстранение от собственного «Я»;
  • – ощущение призрачности окружающего мира;
  • Изменение пищевого поведения: отсутствие аппетита либо чрезмерный прием пищи;
  • Нарушения сна: бессонница, ранний подъем, прерывистый сон;
  • Изменение поведения, уменьшение социальных контактов.

В результате воздействия стрессоров индивид нередко пытается искусственно заместить испытываемые негативные ощущения «приятными» внешними факторами: начинает принимать алкоголь или наркотические средства, становится азартным игроком, меняет сексуальное поведение, начинает переедать, совершает рискованные, импульсивные действия.

Лечение стресса

Пребывая в ситуациях, вызывающих состояние стресса, каждый человек должен стремиться выйти из создавшегося положения победителем, преодолеть препятствия мужественно, с чувством собственного достоинства и без негативных последствий для здоровья. Ведь каждое новое сражение со стрессорами – еще один шаг на тернистом пути саморазвития и самосовершенствования.

Медикаментозное лечение стрессовых состояний

Выбор комплексной программы фармакологического лечения проводится в индивидуальном порядке, учитывая разнообразные факторы, среди которых:

  • преобладающие симптомы, сила и частота их проявления;
  • стадия и тяжесть стрессового состояния;
  • возраст пациента;
  • соматическое и психическое состояние здоровья больного;
  • личностные особенности характера, способ реагирования на воздействие стрессоров, индивидуальный порог чувствительности;
  • наличие в анамнезе психических патологий и пограничных состояний;
  • индивидуальные предпочтения и материальные возможности больного;
  • полученный терапевтический ответ на препараты, использованные ранее;
  • переносимость фармакологических средств, их побочные действия;
  • принимаемые медикаментозные средства.

Основной критерий назначения лечения – проявляемые симптомы. Для устранения стрессовых состояний используют:

  • Транквилизаторы;
  • Бета-блокаторы;
  • Аминокислоты;
  • Седативные средства растительного происхождения, бромиды;
  • Нейролептики;
  • Антидепрессанты;
  • Снотворные средства;
  • Витаминно-минеральные комплексы.

В случае если у больного преобладают признаки тревожного состояния (иррациональный страх, чрезмерное волнение, беспокойство без повода) для купирования симптомов проводят кратковременный курс лечения психотропными препаратами. Используют транквилизаторы бензодиазепинового ряда (например: диазепам) или более щадящие анксиолитики других групп (например: адоптол).

Быстро взять под контроль и минимизировать мучительные физические проявления страха способны бета-блокаторы , действие которых направлено на блокировку выброса в кровь адреналина и снижение показателей артериального давления (например: анаприлин).

В преодолении эмоционального напряжения, снижения нервозности и раздражительности хороший терапевтический ответ дает относительно безвредные препараты, имеющие в составе аминоуксусную кислоту (например: глицин).

При слабо выраженных проявлениях тревоги длительным курсом (не менее одного месяца) назначают седативные средства «зеленой» аптеки , изготовленные из валерианы, мяты, мелиссы, пустырника (например: персен). В некоторых случаях используют препараты – бромиды, обладающие значительным седативным потенциалом (например: адонис-бром).

При наличии в картине заболевания «защитных» навязчивый действий рекомендуют прием нейролептиков – препаратов, способных устранить тяжелые психические состояния (например: галоперидол).

При преобладании депрессивных проявлений (апатии, угнетенного состояния, тоскливого настроения) используют антидепрессанты различных групп. При легкой форме депрессивных настроений назначают прием длительным курсом (более одного месяца) средств растительного происхождения. Так, антидепрессантный эффект обеспечат препараты на основе зверобоя (например: деприм). В более тяжелых и опасных случаях используют психофармакологические антидепрессанты различных групп. Просты в применении, не приводят к передозировке и показывают высокий результат селективные ингибиторы обратного захвата серотонина – СИОЗС (например: флуоксетин). Устранить депрессивные симптомы и уменьшить тревогу способны препараты последнего поколения – мелатонинергические антидепрессанты (единственный представитель данного класса: агомелатин).

Если больной отмечает изменение режима и качества сна (бессонница, раннее пробуждение, прерывистый сон, кошмарные сновидения) назначают прием снотворных препаратов , как растительного происхождения, так и синтезированных средств бензодиазепинового ряда (например: нитразепам) или новейших химических групп (например: зопиклон). Использование в качестве снотворных барбитуратов на сегодняшний день потеряло свою актуальность.

Немаловажную роль в преодолении стрессовых состояний является восполнение в организме дефицита витаминов и минералов . В ситуациях эмоционального напряжения рекомендуют прием витаминов группы В (например: нейровитан), средств с магнием (например: Магне В6) или мультиактивных комплексов (например: витрум).

Психотерапевтические методики по преодолению стресса

Психотерапия стрессовых состояний – методики, разработанные для оказания благотворного лечебного влияния на психоэмоциональную сферу деятельность, напрямую связанную и воздействующую на функционирование организма человека в целом. Психотерапевтическая помощь – нередко единственный уникальный шанс, позволяющий лицу, пребывающему в стрессовом состоянии, преодолеть имеющиеся проблемы, корректировать ошибочные представления и без негативных последствий избавиться от тревожного, депрессивного состояний.

Современная психотерапия использует свыше 300 разнообразных методик, в числе самых распространенных, востребованных и действенных методик:

  • Психодинамическая;
  • Когнитивно-поведенческая;
  • Экзистенциальная;
  • Гуманистическая.

Направление 1. Психодинамический подход

Основан на методике психоанализа, родоначальником которого был известный талантливый ученый Зигмунд Фрейд. Особенность терапии: перенесение в область сознания (осознание) пациентом вытесненных в подсознательную сферу воспоминаний, испытанных эмоций и ощущений. Используются приемы: изучение и оценка сновидений, свободного ассоциативного ряда, исследование особенностей забывания информации.

Направление 2. Когнитивно-поведенческая терапия

Суть данного метода – информирование и обучение индивида приспособительным навыкам, необходимым в эмоционально трудных ситуациях. У человека формируется и сохраняется новая модель мышления, позволяющая верно оценить и адекватно действовать при столкновении со стрессовыми факторами. В искусственно созданных стрессовых ситуациях пациент, пережив состояние, близкое к паническому страху, заметно снижается порог чувствительности к тревожащим его негативным факторам.

Направление 3. Экзистенциальный подход

Суть терапии по данной методике заключается в концентрации на имеющихся трудностях, пересмотр пациентом системы ценностей, осознание личной значимости, формирование самоуважения и верной самооценки. В ходе сеансов человек обучается способам гармоничного взаимодействия с окружающим миром, вырабатывает самостоятельность и осознанность мышления, приобретает новые поведенческие навыки.

Направление 4. Гуманистический подход

Данный метод базируется на постулате: человек обладает неограниченными способностями и возможностями для преодоления проблем при наличии значимого стимула и адекватной самооценки. Работа врача с пациентом направлена на раскрепощение сознания человека, освобождение от нерешительности и неуверенности, избавление от страха поражения. Клиент обучается реально осознавать и анализировать причины имеющихся трудностей, разрабатывать верные и безопасные варианты преодоления проблем.

Как преодолеть последствия стресса самостоятельно?

Человеку свойственно стремление избавиться от боли, напряжения, тревоги. Однако эта способность испытывать неприятные ощущения, как ни странно, – один из ценных подарков природы. Состояние стресса – явление, призванное предупредить индивида об угрозе целостности и жизнедеятельности организма. Это – идеально действующий механизм, активизирующий естественные рефлексы сопротивления, уклонения, отступления или бегства, незаменимый в сражении с негативным враждебным окружением. Неприятные ощущения, сопутствующие состоянию стресса, мобилизуют скрытые ресурсы, побуждают к приложению усилий, проведению перемен и принятию нелегких решений.

Каждому человеку необходимо научиться эффективно и рационально управлять стрессом. Если событие, вызвавшее стресс, зависит от индивидуальной деятельности (например: эмоциональное напряжение вследствие чрезмерной нагрузки в профессиональной сфере), следует сконцентрировать усилия на разработке и анализе вариантов, чтобы изменить существующее положение. В случае, если эмоционально трудная ситуация вызвана внешними факторами, неподвластными контролю и управлению индивидом (например: смерть супруга), необходимо принять этот негативный факт, смириться с его существованием, изменить восприятие и отношение к этому событию.

Эффективные методы снятия эмоционального напряжения и состояний психологического стресса

Метод 1. Выпускаем эмоции

Снять накопившееся напряжение, избавиться от отрицательных эмоций призваны специальные техники дыхания. Выполняем энергичные движения (махи) руками, затем закрываем глаза. Делаем медленный глубокий вдох через нос, задерживаем дыхание на 5 секунд, не спеша проводим выдох через рот. Выполняем 10-15 подходов. Стараемся максимально расслабить мускулатуру. Концентрируем свое внимание на возникающих ощущениях.

Метод 2. Раскрываем душу

В профилактике и преодолении стрессовых состояний неоценимая роль отведена эмоциональной поддержке извне и дружескому общению. Проблемные моменты, откровенно и свободно поведанные близкому человеку, утрачивают глобальную значимость и перестают восприниматься как катастрофические. Дружеское общение с особами-оптимистами позволяет человеку сформулировать и высказать вслух тревожащие факторы, выплеснуть наружу негативные эмоции, получить заряд жизненной энергии, выработать стратегию преодоления проблем.

Метод 3. Доверяем свои тревоги бумаге

Не менее эффективным методом борьбы с эмоциональным напряжением является ведение личного дневника. Мысли и желания, изложенные на бумаге, становятся более последовательными и логичными. Фиксирование в письменном виде своих негативных ощущений переносит их из области подсознания в сферу, контролируемую сознанием и управляемую волей индивида. После такой записи стрессовые события воспринимается менее масштабными, осознается и признается факт наличия проблем. При последующем чтении своих откровений, возникает возможность анализа трудной ситуации как бы со стороны, появляются новые пути ее преодоления, формируется стимул для ее разрешения. Особа берет под контроль свое состояния и, принимая прошлое и живя настоящим, начинает прикладывать усилия для благополучия в будущем.

Метод 4. Чертим карту собственных стрессовых факторов

Как говорится, чтобы одержать победу над врагом, необходимо его знать в лицо. Для того чтобы совладать с возникающими негативными эмоциями под час воздействия стрессоров, необходимо выявить и исследовать, какие конкретно события могут «выбить из колеи».

Пребывая в тишине наедине, сосредотачиваемся и стараемся максимально сконцентрировать внимание. Выбираем для анализа минимум 12 аспектов, связанных с различными сферами жизни (например: здоровье, взаимоотношение в семье, успехи и неудачи в профессиональной деятельности, финансовое положение, отношения с друзьями). Затем в каждом из определенных аспектов выделяем ситуации, которые представляют значительную трудность, лишают самообладания и сдержанности. Записываем их в порядке значимости (интенсивность реагирования, временная длительность переживаний, глубина эмоционального восприятия, возникающие негативные симптомы) от наименьшей негативной категории к наиболее травмирующему фактору. После того, как ахиллесова пята выявлена, для каждого пункта составляем список «аргументов»: разрабатываем варианты возможного разрешения проблем.

Метод 5. Трансформируем эмоциональные переживания в жизненную энергию

Отличный способ избавиться от неприятных проявлений стресса – выполнять интенсивно любую двигательную активность. Это могут быть: занятия в тренажерном зале, длительные пешие прогулки, плавание в бассейне, утренние пробежки либо работа на приусадебном участке. Энергичные физические упражнения отвлекают от негативных событий, направляют мысли в позитивное русло, дарят позитивные эмоции и заряжают жизненной энергией. Бег – идеальный естественный метод «убежать» от стресса: ощущая приятную физическую усталость, не остается места и сил на плач о собственном горе.

Метод 6. Выплескиваем эмоции в творчестве

Верный помощник в борьбе с психологическим стрессом – творческая деятельность, занятия вокалом, музыкой, танцами. Создавая прекрасное, человек не только избавляется от негативных ощущений, но и задействует скрытый потенциал, развивает свои способности, значительно повышает самооценку. Музыка напрямую влияет на эмоциональный статус, перенося в мир ярких самобытных ощущений: заставляет плакать и смеяться, горевать и радоваться. Через музыку меняется восприятие собственного «Я» и окружающих, реальный мир предстает в своем многообразии, утрачивается значимость собственных «мизерных» забот. Посредством танца можно выразить свои эмоции, пережить свой негатив, предстать перед светом во всей внутренней красоте.

Метод 7. Повышаем уровень психологических знаний

Важным фактором для успешного преодоления стресса является имеющийся багаж знаний: полный, структурированный, разнообразный. В формировании невосприимчивости к стрессу играют значительную роль протекающие у человека познавательные процессы, определяющие навыки ориентации в окружающей среде, логичность действий, объективность суждений, уровень наблюдательности. Как бы щедро или скупо природа одарила человека талантами, личность ответственна только за использование своих умственных способностей, и не должна останавливаться на пути своего развития.

Метод 8. Изменяем систему убеждений

Особую нишу в восприятии стрессовых факторов занимает индивидуальная система убеждений. Человек, расценивающий окружающий мир как источник опасностей, угроз, проблем, реагирует на стрессоры сильными негативными эмоциями, нередко дезорганизующими его поведение. Довольно часто тяжелые последствия пережитого стресса провоцируют результаты расхождения между реальной сложностью ситуации и ее субъективной оценкой индивидом. Адекватное, реалистичное восприятие мира, где соседствуют благополучие и беды, признание того, что мир несовершенен и не всегда справедлив, стремление к гармонии, оптимизм и благодарность за каждое позитивное мгновение помогают не воспринимать проблемы близко к сердцу.

Метод 9. Повышаем собственную значимость

Человек, реагирующий на любой стресс бурными эмоциями, отличается отсутствием уверенности в своих возможностях и чувством собственной неполноценности. Из-за низкой или негативной самооценки, личность имеет минимальный уровень притязаний и занимает в жизни «позицию перестраховщика». Повысить и сформировать адекватную самооценку помогают простые упражнения – аффермации (позитивные высказывания о своей личности, произнесенные вслух).

Метод 10. Выполняем трудное задание

Отличная техника эмоционального контроля – сильная концентрация внимания на выполняемом задании, позволяющая отвлечься и преодолеть ситуационные стрессовые факторы.

Из сфер, приносящих удовлетворение и радость, выбираем одну сложную категорию. Ставим перед собой четкую цель, определяем конкретные конечные сроки воплощения задумки в жизнь (например: за полгода изучить французский язык, сконструировать модель вертолета, покорить горную вершину).

В завершение: Каждый человек может преодолеть стресс и контролировать сложную ситуацию, если станет концентрировать внимание на имеющейся проблеме, а не проявляемых эмоционально защитных действиях. Активное владение собственным сознанием приносит исключительно положительные результаты, дает личности чувство господства над стрессорами, укрепляет чувство собственной значимости, повышает оценку своих способностей, увеличивает шанс раскрытия возможностей.

Стресс - целесообразная приспособительная реакция, обеспечивающая адаптацию к многообразным условиям жизни. Данное понятие было введено английским учёным Г. Селье. Буквально «стресс» означает «напряжение».


Американские психологи Холмс и Рей разработали шкалу стрессовых ситуаций, распределив важные жизненные события по степени вызываемого ими эмоционального напряжения. Наивысшим баллом в этой шкале отмечена смерть близкого родственника. Далее по убывающей следует развод, тюремное заключение, тяжелая болезнь, крупный долг… Исследователи считают, что накопление в течение 1 года напряжения, превышающего 300 баллов, таит серьёзную угрозу для нашего душевного и даже физического самочувствия.

Парадокс состоит в том, что данная шкала включает и такие события, как свадьба, рождение ребёнка, выдающееся личное достижение, переезд на новое место жительства и даже отпуск. Т.о., если Вы в течение года сумели окончить университет, найти работу и новое жильё, жениться, съездить в свадебное путешествие и обзавестись потомством, то ваш личный показатель эмоционального напряжения начинает «зашкаливать». Результат - «необъяснимое» раздражение и упадок сил.

В стрессе выделяют 3 фазы:

1. Реакция тревоги;

2. Фаза стабилизации;

3. Фаза истощения.

На первой фазе организм функционирует с большим напряжением. К концу этой фазы повышается работоспособность и устойчивость по отношению к конкретному травмирующему стрессору.

На второй фазе все параметры, выведенные из равновесия в первой фазе, стабилизируются и укрепляются на новом уровне. Организм начинает работать в относительно нормальном режиме. Но если стресс долго продолжается, то в связи с ограниченностью резервов организма, третья фаза (истощение) становится неизбежной. Последняя фаза может и не наступить, если адаптационных резервов оказывается достаточно.

У одних людей при стрессе активность деятельности продолжает расти, наблюдается повышение общего тонуса и жизнедеятельности, уверенности в себе, собранности и целеустремлённости. У других стресс сопровождается падением эффективности деятельности, растерянностью, неумением сосредоточить внимание и удержать его на нужном уровне концентрации, появляются суетливость, речевая несдержанность, агрессия, признаки психологической глухоты по отношению к другим.

Наиболее разрушительным стрессором признано психическое напряжение, результатом которого являются невротические состояния . Их основной источник - информационный дефицит, ситуация неопределённости, неумение найти выход из критической ситуации, внутренний конфликт, ощущение своей вины, приписывание себе ответственности даже за те действия, которые от человека не зависели и которые он не совершал.

Фрустрация (от лат. frustratio — «обман», «расстройство», «разрушение планов») — состояние челове-ка, вызываемое объективно непреодолимыми (или субъек-тивно так воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели.

Фрустрация сопровождается це-лой гаммой отрицательных эмоций, способных дезорганизо-вать сознание и деятельность. В состоянии фрустрации че-ловек может проявлять озлобленность, подавленность, внеш-нюю и внутреннюю агрессию.

Уровень фрустрации зависит от силы и интенсивности воз-действующего фактора, состояния человека и сложившихся у него форм реагирования на жизненные трудности. Особенно часто источником фрустрации выступает отрицательная соци-альная оценка, затрагивающая значимые отношения личности. Устойчивость (толерантность) человека к фрустрирующим факторам зависит от степени его эмоциональной возбудимости, типа темперамента, опыта взаимодействия с такими факторами.

Наиболее сильные стрессы человек переживает при негативных изменениях в отношениях с наиболее близкими, значимыми людьми (родители, дети, супруги, близкие друзья). Потеря партнёра (супруга) воздействует на 4 наиболее важные области социально - психологического функционирования отношений.

Во-первых, утрачивается возможность сравнения человеческих суждений, в том числе о собственной значимости с мнением наиболее значимого для личности человека. Утрата точки зрения партнёра может создать трудности для уверенного уместного поведения, возникает состояние неуверенности в себе, что может повлечь дестабилизацию межличностных связей. Во-вторых, утрачивается социальная и эмоциональная поддержка. В третьих, теряется материальная и целевая поддержка. В четвёртых, ощущение социальной защищённости.

Таким образом, очевидно, что стресс - это неотъемлемая часть нашей жизни. Он вызывается любыми сколько-нибудь значимыми событиями - как приятными, так и не приятными. И борьба со стрессом означала бы не только попытку предупредить потенциальные не удачи, но и отказ от лишних достижений и радостей жизни.

Как бы человек ни старался избежать неприятных переживаний, это не удаётся. Но негативные переживания так же необходимы в жизни, как и положительные. Как заметил Дж. Стейнбек: «что толку в тепле, если холод не подчеркнёт всей его прелести?»

Чтобы преодолеть негативные переживания, не допустить их перехода в патологический стресс психологи предлагают:

Физическую активность, как простейшее средство (прогулка, занятие спортом, различные виды физической работы);

Смену видов деятельности, когда положительные эмоции от нового вида деятельности вытесняют отрицательные.

Для снятия состояния напряженности необходим тщательный анализ всех компонентов стрессовой ситуации, перемещение внимания на внешние обстоятельства, принятие ситуации как уже свершившегося факта.

Каждый человек не понаслышке знает, что такое стресс. Сам факт появления на свет – стресс для новорожденного. В дальнейшем подобное состояние повторяется не один раз, ведь внешние раздражители присутствуют в жизни каждого человека. Жители городов устают от суеты, транспорта, пробок. Люди устают от постоянной работы и списка обязанностей перед семьей, обществом, коллегами. Что же такое стресс? Давайте разберемся.

Термин «стресс» ввел, а точнее позаимствовал из науки о сопротивлении материалов в 1936 году канадский физиолог Ганс Селье. Изначально это был технический термин, обозначающий напряжение, нажим и давление. Ганс Селье решил, что это применимо и к человеку. Тогда стресс рассматривали как приспособительную реакцию организма в экстремальных условиях (высокие температуры, болезни, травмы и т. д.). Сегодня проблема стресса рассматривается шире, в список стрессогенных факторов входят социально-психологические элементы, например, неожиданности.

Стресс – особая форма переживания . По психологическим характеристикам стресс близок к аффекту, а по длительности к настроению. Это психическое состояние, ответ организма на условия среды и требования, выдвигаемые средой к . С английского слово «стресс» переводится как «напряжение». В психологии стресс принято рассматривать как период адаптации человека.

В зависимости от того, как человек оценивает сложившиеся условия, стресс оказывает дезорганизующее или мобилизующее влияние. Однако в любом случае сохраняется опасность истощения организма, так как в момент стресса все системы работают на пределе. Вот как это происходит:

  1. Повышается адреналин, это стимулирует выработку кортизола, за счет чего накапливается дополнительная энергия, повышается сила и выносливость. Человек испытывает прилив энергии.
  2. Чем дольше длится первая стадия возбуждения, тем больше накапливается адреналина и кортизола. Постепенно они заменяют сератонин и дофамин, а эти гормоны отвечают за хорошее настроение, радость и уверенность в себе (спокойствие). Соответственно, ухудшается настроение, отмечается тревога. Кроме того, избыток кортизола провоцирует снижение иммунитета и развитие заболеваний. Человек часто болеет.
  3. Постепенно снижается внимание, накапливается усталость и раздражение. Попытки взбодрить себя кофе, энергетиками, спортом или таблетками делают только хуже.
  4. Гормональный баланс настолько нарушен, что из себя выводит каждая мелочь. Стрессоустойчивость окончательно падает.

С точки зрения восприятия самой личности стресс проходит 3 стадии:

  1. Чувство тревоги, связанное с конкретными обстоятельствами. Сопровождается сначала упадком сил, а затем активной борьбой с новыми условиями.
  2. Приспособление к пугающим ранее условиям, максимальное функционирование систем организма.
  3. Стадия истощения, что проявляется сбоем и дезориентацией в жизни. Снова возникает тревога и ряд других негативных эмоций и чувств.

В умеренных количествах стресс полезен (эмоциональная встряска). Он повышает внимание и , интерес, активизирует Но в больших количествах стресс неизбежно ведет к снижению продуктивности. Кроме того, негативно отражается на здоровье, стимулирует заболевания. Независимо от природы стресса, реакция организма на биологическом уровне одинакова: рост активности коры надпочечников (обуславливают описанные выше гормональные изменения), атрофия лимфоузлов и вилочковой железы, возникновение язвочек в желудочно-кишечном тракте. Очевидно, что часто повторяющиеся подобные изменения вредят здоровью, недаром говорят, что все болезни от нервов.

Условия возникновения стресса

О стрессе можно говорить, когда:

  • субъект воспринимает ситуацию как экстремальную;
  • ситуация воспринимается как требования, превышающие способности и возможности личности;
  • человек ощущает существенную разницу между затратами на выполнение требований и удовлетворением от результатов.

Виды стресса

Возможно, вы удивитесь, но стресс бывает полезным. Предвестники стресса – эмоции, как известно, они бывают положительными и отрицательными. В связи с этим и стресс может быть приятным либо неприятным. Например, сюрприз (неожиданность) может быть приятным и неприятным, однако на биологическом уровне это выглядит одинаково.

Неприятный и опасный стресс называют . Положительный стресс называют эустрессом. Их особенности:

  • При эустрессе человек испытывает положительные эмоции, он уверен в себе и готов совладать с ситуацией и сопровождающими ее эмоциями. Эустресс пробуждает человека, заставляет двигаться вперед. Это позитивная взволнованность и радость.
  • Дистресс – результат критического перенапряжения. Он препятствует развитию человека и провоцирует ухудшение здоровья.

Кроме этого, стресс бывает кратковременным, острым и хроническим. Кратковременные обычно являются полезными. Острый стресс граничит с шоковым состоянием, это неожиданное и сильное потрясение. Хронический стресс – воздействие различных малозначительных стрессогенов на протяжении долгого времени.

Примером положительного, кратковременного и полезного стресса является соревнование и выступление на публике. Пример дистресса (опасного и длительного стресса) – , например, смерть близкого человека.

По сферам возникновения выделяют следующие виды стресса:

  • внутриличностный стресс (несбывшиеся ожидания, бессмысленность и бесцельность поступков, нереализованные потребности, болезненные воспоминания и т. д.);
  • межличностный стресс (проблемы во взаимоотношениях с людьми, критика и оценка, конфликты);
  • финансовый стресс (невозможность оплатить квартплату, задержка зарплаты, нехватка средств и т. д.);
  • личностный стресс (трудности, связанные с выполнением , соблюдением и несоблюдением обязанностей);
  • семейный стресс (все трудности, связанные с семьей, взаимоотношения поколений, и , выполнение супружеских ролей и т. д.);
  • экологический стресс (неблагоприятные природные условия);
  • общественный стресс (проблемы, касающиеся всего общества или категории людей, к которой себя относит личность);
  • рабочий стресс (проблемы в трудовой сфере).

Кроме того, стресс бывает физиологическим и психологическим. Физиологический стресс – реакция на неблагоприятные условия среды. По сути, это же экологический стресс. Физиологический стресс бывает:

  • химическим (влияние веществ, недостаток кислорода, голод);
  • биологическим (болезни);
  • физическим (профессиональный спорт и высокие нагрузки);
  • механическим (повреждения тела, нарушения целостности покрова).

Психологический стресс возникает в социальной сфере, при взаимодействии человека с обществом. К психологическим видам стресса относится внутриличностный, межличностный, личностный, рабочий и информационный.

Последний вид мы еще не упоминали, давайте обратим на него внимание. Информационный стресс предполагает информационную перегрузку. Ежедневно люди вынуждены обрабатывать большие объемы информации, группу повышенного риска составляют люди, чья профессия предполагает поиск, обработку и запись информации (студенты, бухгалтеры, учителя, журналисты). Телевидение, интернет, профессиональное обучение и выполнение обязанностей вынуждает не только получать информацию, но и анализировать ее, усваивать, решать проблемные задачи. Беспорядочный поток информации провоцирует быструю утомляемость, рассеянность, снижение концентрации внимания, отвлекаемость от целей деятельности и профессиональных обязанностей. Особенно опасен перегруз во второй части дня, перед отходом ко сну. Проблемы со сном – частое последствие информационного перегруза.

Причины стресса

Причиной стресса выступают новые и непривычные для личности условия жизнедеятельности. Очевидно, что перечислить все стрессогенные факторы нельзя, они носят субъективный характер, зависят от привычной для конкретного человека нормы. Вызвать стресс может как нестабильная экономическая обстановка в стране, так и отсутствие желаемого продукта в магазине.

Какой фактор окажется стрессогенным, зависит от человека, личного опыта и других индивидуально-личностных особенностей. Например, ребенок из неблагополучной семьи будет спокойно реагировать на ругань и драки в будущем, нежели человек, никогда не сталкивающийся с подобным обращением.

Причиной стресса взрослого человека чаще выступают трудности на работе. Среди трудовых стрессогенных факторов выделяют следующие:

  • Организационные факторы: перегрузка или низкая занятость, противоречивые требования (конфликт ролей), неопределенность требований, неинтересная работа, экстремальные или неблагоприятные условия труда, неадекватная организация процесса.
  • Организационно-личностные факторы: страх ошибки и увольнения, страх потерять рабочее место и свое «Я».
  • Организационно-производственные факторы: неблагоприятный психологический климат в коллективе, конфликты, отсутствие социальной поддержки.

К стрессогенным факторам личного характера относятся:

  • конфликты и непонимание в семье;
  • болезни;
  • кризисы;
  • потеря ;
  • и т. д.

Стресс – ответная реакция на требование. Независимо от характера (положительный или отрицательный) происходит перестройка организма. Биохимические сдвиги – отработанная эволюцией защитная реакция. По сути, именно эти биохимические изменения и вызывают чувства и эмоции, которые мы ощущаем в момент стресса. Нас тревожит не сам стресс, а его последствия – эмоции, которые не получают выхода.

Признаки стресса

К признакам стресса относится:

  • чувство и напряжения;
  • ощущение невозможности преодолеть сложившуюся ситуацию;
  • проблемы со сном;
  • усталость и апатия;
  • вялость;
  • пассивность;
  • вспыльчивость;
  • неадекватные реакции;
  • подавленность;
  • тоска;
  • недовольство собой, работой, другими людьми, всем миром.

Последствия стресса

Стресс делает человека нервным, суетливым. Накапливающаяся энергия просит выпуска, но оставаясь нереализованной, разрушает человека изнутри. Все психологические осложнения обусловлены застоем физической энергии. Ведь человеку как социальному существу запрещено открыто выплескивать свой негатив, мы не может в ситуации стресса поступить как животные: драться, бежать. Хотя некоторые себе это вполне могут позволить, а еще некоторые ситуации требуют подобного поведения. Но, например, проблемы у офисного работника сложно решить таким путем. Вот напряжение и накапливается.

Итак, стресс способен вызвать:

  • сердечно-сосудистые заболевания;
  • простудные заболевания и нарушение иммунитета;
  • аллергию;
  • заболевания желудочно-кишечного тракта;
  • другие ;
  • заболевания и расстройства мочеполовой системы;
  • боль и неприятные ощущения в мышцах и суставах;
  • уменьшение плотности костной ткани;
  • снижение активности и трудоспособности.

Специалисты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) предполагают, что к 2020 году (основная опасность стресса) выйдет на первое место по популярности, обойдя инфекционные и сердечно-сосудистые заболевания. Кроме того, ВОЗ отмечает, что уже сейчас 45 % всех болезней вызвано стрессом.

Но этим опасен хронический стресс и стресс на стадии дистресса. В умеренных дозах стресс выступает закалкой для психики, повышает устойчивость организма. Но это не значит, что нужно специально проводить подобные «закаляющие мероприятия».

Послесловие

В момент стресса наш организм готов к двум вариантам: сражаться или бежать. Это продиктовано животной частью нас, биологическим напряжением организма. Конечно, в жизни люди не всегда в прямом смысле убегают или нападают в состоянии стресса (хотя и это не редкость). Чаще это понимается абстрактно: бегство, например, значит уход в пьянство или депрессию.

Следует понимать, что избежать стресса нельзя. Это вариант рефлекторного ответа организма на трудные или неприятные (неблагоприятные) обстоятельства. Развивающейся активной личности всю жизнь придется сталкиваться с новым и неизвестным, непривычным, пугающим. И организм будет реагировать соответствующими гормональными изменениями, будет рефлекторно защищаться.

Отсутствие стресса и есть смерть

Ганс Селье

Виды стресса

Понятие «стресс» в современной жизни вкоренилось, а само слово вошло в постоянный обиход речи человека. В двадцатом веке, а за ним и следом в двадцать первом стресс назвали проблемой века. А ученые утверждают, что более 50% соматических и психосоматических заболеваний связаны с состоянием хронического стресса. Более того, уже достоверно доказана прямая взаимосвязь между ним и такими болезнями, как язва желудка, артериальная гипертензия, инфаркт миокарда.


С другой стороны, стресс, если опустить все научные категории и термины, — это адаптация организма на изменившиеся условия жизни. Но ведь условия изменяются ежедневно и ежечасно. Из этого следует, что человек испытывает подобные состояния в прямом смысле постоянно.

Многие люди совершенно по-разному могут трактовать это понятие. Что это – отсутствие выбора, нервное напряжение, потеря крови, голод, боль или даже сильный успех, вызвавший резкую смену обычного образа жизни? Вот почему стресс и дистресс нельзя точно назвать синонимами и вот почему стресс не только может иметь отрицательное влияние. Так как каждое из этих перечисленных моментов может запустить механизм действия стресса, а он для них всех абсолютно одинаков.

Чтобы правильно осознавать конструктивное и деструктивное влияние такого состояния на организм в целом нужно знать, какие виды стресса существуют.

Эустресс и дистресс

Это те виды стресса, которые характеризуются оценкой со знаком «плюс» или «минус».

Дистресс – носит негативный характер, и отрицательно сказывается на физиологии и психологии человека. Это может быть кратковременный, но острый стресс, достигающий критической точки. Или накопившийся стресс, перегрузка всех систем, то есть хроническое стрессовое состояние.

Положительный стресс (или эустресс) – мобилизация всех ресурсов организма несет позитивный характер. Может быть вызван положительными эмоциями. Человек знает о предстоящих проблемах, но не знает, как их решить и потому рассчитывает на благоприятный исход. Например, студент перед сдачей сессии. Также стресс слабой силы имеет позитивное влияние. Тот мобилизующий характер, который носит эустресс, нужен для решения каждодневных забот и проблем. Даже звонок утреннего будильника заставляет увеличивать секрецию гормона адреналина, чтобы проснуться и взбодриться.

Можно ли говорить о том, что такой стресс полезен для здоровья? Скорее всего, он просто ему не вредит и не вызывает никаких негативных для него последствий.

Физиологический стресс

Появляется в случае воздействия внешних факторов среды обитания человека, которые грозят внутреннему гомеостазу (равновесию) организма. Это могут быть воздействия сильной жары или холода, механические повреждения тела, жажда, голод.

Разновидности физиологического стресса:

  • химический – связанный с воздействием на организм химических веществ, недостатком или избытком кислорода и т. д.;
  • биологический – связанный с различного рода заболеваниями;
  • физический стресс – чрезмерные физические нагрузки, профессиональные занятия спортом;
  • механический – связанный с повреждениями тела (кожи или органа), нарушением его целостности (травма или хирургическая операция).

Наиболее распространённым в современном мире является физиологический стресс, связанный с голоданием или строгой диетой. С другой стороны, если подобные факторы носят кратковременный характер, они проходят бесследно для здоровья организма.

Психологический стресс и его разновидности

Психологический стресс всегда связан с двумя типами категорий:

  1. Личностным – эта та форма психоэмоционального стресса, которая подразумевает наличие острого конфликта с самим собой или же несовпадением реальности с ожиданиями. Также сюда входят возрастные психологические кризисы с теми физиологическими изменениями, которые их сопровождают.
  2. Межличностным – это тот психологический стресс, который возникает на фоне переживания сильных эмоций (не важно, позитивных или негативных), к которым человек был не готов. По сути, сюда относятся все социальные взаимоотношения и конфликты. Наиболее распространенными являются внутрисемейные, а также профессиональные взаимосвязи. Желание иметь семью и профессиональные успехи – это две основные потребности, характерные для каждой личности. Потому любые изменения в этих сферах ведут за собой стрессовые состояния.

Другие типы стресса

В зависимости от продолжительности и интенсивности стресс-фактора выделяют следующие виды стресса:

  • Кратковременный – для него характерны быстрота и неожиданность. Он не несет негативных последствий, скорее, наоборот, в связи с запуском мобилизационных резервов, человек действует более эффективно, и легко преодолевает трудности.
  • Острый – физиологическое и психоэмоциональное состояние, вызванное неожиданным фактором, в результате которого человек теряет эмоциональное равновесие (увольнение с работы, смерть близкого человека, серьезная болезнь). Его крайняя степень характеризуется шоковым состоянием.
  • Хронический – предполагает наличие длительного негативного воздействия психологических, социальных или физиологических факторов, которые ведут к перегрузкам разного рода.

Стресс, как правило, связан практически с любой человеческой жизнедеятельностью. И всецело избежать его можно лишь в состоянии полной бездеятельности. Но кому нужна такая жизнь. Если же говорить о психологическом стрессе, а не о реальных физических угрозах, то он является реакцией не на конкретный факт, а лишь на то значение, которое ему приписывает личность. Потому иногда достаточно изменить свое отношение к ситуации, чтобы изменить и свою негативную реакцию на неё.

Стресс - это ответная реакция организма человека на перенапряжение, негативные эмоции или просто на монотонную суету. Во время стресса, организм человека вырабатывает гормон адреналин, который заставляет искать выход. Стресс в небольших количествах нужен всем, так как он заставляет думать, искать выход из проблемы, без стресса вообще жизнь была бы скучной. Но с другой стороны, если стрессов становится слишком много, организм слабеет, теряет силы и способность решать проблемы

Селье выделил 3 стадии общего адаптационного синдрома:

    Стадия тревоги. Человек находится в состоянии настороженности и напряжения. В организме мобилизируются адаптационные ресурсы и возникает этакая «предстартовая готовность». Хотя физически и морально человек хорошо себя чувствует и находится в хорошем настроении, в этот период могут возникнуть так называемые психосоматические расстройства: мигрень, аллергия, язва желудка или гастрит.

    Стадия резистентности. Возникает если стресс по прежнему остается сильным. Все ресурсы, поднятые организмом на адаптацию начинают активно расходоваться. Человек уже не чувствует подъема сил, но уже «вошел в рабочую форму» и готов к более менее длительному преодолению трудностей, несмотря на еле ощутимую усталость.

    Стадия истощения. Наступает при длительном воздействии стресса на организм. Энергия, затраченная на борьбу с обстоятельствами уже исчерпана, а моральные и физические силы на исходе. У человека больше нет возможности защищаться. В этом случае помощь может быть оказана уже со стороны в виде поддержки или устранения причины, вызывающей стресс.

Для каждой стадии описаны характерные изменения в нервно-эндокринном функционировании.

Изначально Селье рассматривал стресс исключительно как разрушительное, негативное явление, но позже Селье пишет:

Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявление ему требования. […] С точки зрения стрессовой реакции не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или в адаптации.

- Ганс Селье, "Стресс жизни"

Виды стресса

Эустресс

Понятие имеет два значения - «стресс, вызванный положительными эмоциями» и «несильный стресс, мобилизующий организм».

Дистресс

Негативный тип стресса, с которым организм не в силах справиться. Он подрывает здоровье человека и может привести к тяжелым заболеваниям. От стресса страдаетиммунная система. В стрессовом состоянии люди чаще оказываются жертвами инфекции, поскольку продукция иммунных клеток заметно падает в период физического или психического стресса.

Эмоциональный стресс

Эмоциональным стрессом называют эмоциональные процессы, сопровождающие стресс, и ведущие к неблагоприятным изменениям в организме. Во время стресса, эмоциональная реакция развивается раньше других, активизируя вегетативную нервную систему и её эндокринное обеспечение. При длительном или многократно повторяющемся стрессе эмоциональное возбуждение может застаиваться, а функционирование организма - разлаживаться.

Психологический стресс

Психологический стресс, как вид стресса, понимается разными авторами по-разному, но многие авторы определяют его как стресс, обусловленный социальными факторами.

Симптомы стресса

Что же такое стресс с практической точки зрения? Чтобы в этом разобраться, давайте рассмотрим основные симптомы стресса :

Постоянное чувство раздраженности, подавленности, причем порой без особых на то причин.

Плохой, беспокойный сон.

Депрессия, физическая слабость, головная боль, усталость, нежелание что-либо делать.

Снижение концентрации внимания, затрудняющее учебу или работу. Проблемы с памятью и снижение скорости мыслительного процесса.

Невозможность расслабиться, откинуть в сторону свои дела и проблемы.

Отсутствие интереса к окружающим, даже к лучшим друзьям, к родным и близким людям.

Постоянно возникающее желание поплакать, слезливость, иногда переходящая в рыдания, тоска, пессимизм, жалость к себе любимому.

Снижение аппетита – хотя бывает и наоборот: чрезмерное поглощение пищи.

Нередко появляются нервные тики и навязчивые привычки: человек покусывает губы, грызет ногти и т. п. Появляется суетливость, недоверие ко всем и к каждому.

Позже Селье ввёл дополнительно понятие «положительный стресс» (Эустресс ), а «отрицательный стресс» обозначил как дистресс .

Положительные свойства стресса

И здесь мы снова приводим небольшой список:

    По мнению Доктора Ричарда Шелтона из Университета Алабамы, стресс не всегда оказывает на организм человека отрицательное воздействие. Да, в том случае, если он стал хроническим, тогда следует обращаться к специалистам, но если стресс бывает лишь периодически, то это может пойти на пользу

    При воздействии стресса вырастают показатели интеллектуальных способностей, т.к. мозг создаёт больше нейротрофинов, поддерживающих нейроны в состоянии жизнеспособности, и обеспечивающих связь между ними

    Стресс усиливает иммунитет, т.к. организм, чувствуя его воздействие, начинает готовиться к потенциально опасным ситуациям, в процессе чего вырабатываются интерлейкины – вещества, в некоторой степени, отвечающие за сохранение иммунитета в норме. Стресс мобилизует сопротивляемость организма, хотя лишь на время

    Организма под воздействие стресса становится более выносливым, ведь стресс можно назвать своеобразной тренировкой эмоциональной системы и психики. Когда человек сталкивается со стрессом и решает связанные с ними проблемы, он становится более устойчив и к более серьёзным проблемам

    Стресс формирует мотивацию . Такой стресс называют положительным или просто элеустрессом. Он позволяет человеку войти в такое состояние, которое экономит силы и ресурсы, и в результате которого у человека просто нет времени заниматься промедлением, рефлексировать или переживать

    Специалисты университета Джонса Хопкинса установили, что у детей женщин, испытывавших лёгкие или умеренные формы стрессов в процессе беременности, быстрее развивается двигательная активность имоторика

    Сильный стресс расширяет зрачки человека, чтобы он мог собрать максимальное количество визуальной информации о происходящих событиях

    По мнению учёных, стресс – это важнейшая часть эволюционного процесса, т.к. он усиливает способность живого существа к выживанию

    Стресс способствует сгущению крови, что служит подготовкой организма к травмам (но обратная сторона «медали» заключается в том, что из-за частых стрессов могут возникнуть тромбы)

Как бороться со стрессом?

Многие методы профилактики можно выполнить без помощи специалиста. Например, тем, кто постоянно живет в нервной обстановке и ежедневно сталкивается со стрессовыми ситуациями психотерапевты советуют:

    относиться проще к происходящим событиям и не принимать их близко к сердцу;

    учиться мыслить позитивно, находя положительные черты в каждом происшествии;

    переключаться на приятные мысли. Если вас одолевает какой-либо негатив, заставьте себя думать о чем-то другом;

    больше смеяться. Как известно смех не только продлевает жизнь, но и помогает избавиться от нервного напряжения;

    заниматься физической культурой, т.к. спорт хорошо помогает избавиться от негатива и справиться со стрессом.

Избегайте ненужных стрессов .

Невозможно избежать всех стрессовых ситуаций. Есть, конечно, такие, которые, несмотря на их неприятность, должны быть решены. Однако в жизни встречается огромное количество стрессов, которых можно все-таки избежать.

Попробуйте изменить ситуацию.

Если вы не можете избежать стрессовой ситуации, попробуйте изменить ее. Выясните, как вы можете изменить положение вещей, чтобы эта проблема не возникала в будущем. Часто это связано с изменением межличностного общения и работы в вашей повседневной жизни.

Адаптация к стрессору

Если вы не можете изменить стрессовую ситуацию, то измените свое отношение и приспособьтесь к ней. Посмотрите на стресс немного под другим углом

Примите то, что не можете изменить

Некоторые источники стресса неизбежны. Вы не можете предотвратить или изменить стресс, вызванный тяжелой болезнью или смертью близкого человека, кризисом и т.д. В таких случаях лучшим способом справиться со стрессом является принятие этих ситуаций такими, какие они есть

Найдите время для отдыха и развлечений

Если вы регулярно находите время для отдыха и развлечений, значит, вы будете лучше защищены от неизбежных стрессовых ситуаций.

Ведите здоровый образ жизни

Вы можете увеличить устойчивость к стрессам за счет укрепления вашего физического здоровья.