Все о тюнинге авто

Роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности людей. Роль биологии в современном мире практической деятельности людей Биология в практической деятельности людей

Биология - это комплекс наук о живой природе , который изучает строение и функции живых существ, их разнообразие, происхождение и развитие, а также взаимодействие с окружающей средой.

Классификация биологических наук

В настоящее время в состав биологии включают ботанику (растения), зоологию (животные), микробиологию (микроорганизмы), микологию (грибы), систематику, биохимию (химический состав живой материи и химические процессы в ней), цитологию (клетка), гистологию (ткани), анатомию (внутреннее строение), физиологию (процессы жизнедеятельности), эмбриологию (индивидуальное развитие), этологию (поведение), генетику (наследственность и изменчивость), селекцию (выведение организмов с нужными человеку свойствами), биотехнологию (использование живых организмов и биологических процессов в производстве), эволюционное учение (историческое развитие органического мира), палеонтологию (ископаемые останки), антропологию (историческое развитие человека как биологического вида), экологию (популяции, сообщества, биогеоценозы и биосфера).

На стыке биологии и других наук возник целый ряд новых наук, таких как биофизика, биохимия, бионика и др.

Методы биологии

Основными методами биологии являются:

  • сравнительно-описательный,
  • моделирование (создание упрощенных имитаций объекта или явления),
  • мониторинг (систематическое наблюдение, оценка и прогноз изменений состояния объекта),
  • световая и электронная микроскопия,
  • дифференциальное центрифугирование, или фракционирование (разделение частиц под действием центробежной силы),
  • метод меченых атомов, или радиоавтография, и др.

Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей

Биология сыграла немаловажную роль в становлении современной естественнонаучной картины мира , так как она раскрывает механизмы возникновения органического мира из неживых компонентов и его эволюции, доказывает единство его происхождения на основе строения клеток, а также обобщает механизмы наследственности и изменчивости.

Биология вносит существенный вклад в понимание человеком научной картины мира, основанной на систематизации установленных в ходе научных исследований научных фактов и их обобщении до уровня теорий, правил и законов.

Роль биологии в практической деятельности людей . Применение адекватных современных методов научного исследования коренным образом преобразило биологию, расширило её познавательные возможности и открыло новые пути для использования биологических знаний во всех сферах человеческой деятельности. Благодаря достижениям биологии промышленным путём получают медицинские препараты, витамины, биологически активные вещества. Открытия, сделанные в генетике, анатомии, физиологии и биохимии, позволяют поставить больному человеку правильный диагноз и выработать эффективные пути лечения и профилактики различных болезней.

Используя знания законов наследственности и изменчивости, учёные-селекционеры получают новые высокопродуктивные породы домашних животных и сорта культурных растений. На основе изучения взаимоотношений между организмами созданы биологические методы борьбы с вредителями сельскохозяйственных культур. Изучение строения и принципов работы различных систем живых организмов помогло найти оригинальные решения в технике и строительстве.

Это конспект по теме «Состав, методы и роль биологии» . Выберите дальнейшие действия:

  • Перейти к следующему конспекту:

Билет 1 1.Биология как наука, ее достижения, связи с другими науками. Методы изучения живых объектов. Роль биологии в жизни и практической деятельности человека. 2.Царство растений, его отличия от других царств живой природы. Объясните, какая группа растений занимает в настоящее время господствующее положение на Земле. Среди живых растений или гербарных экземпляров найдите представителей этой группы. 3.Используя знания об обмене веществ и превращении энергии в организме человека, дайте научное объяснение влияния на обмен веществ гиподинамии, стрессов, вредных привычек, переедания.


1. Биология (от греч. bios жизнь, logos наука) наука о жизни. Она изучает живые организмы, их строение, развитие и происхождение, взаимоотношения со средой обитания и с другими живыми организмами. 2. Биология - совокупность наук о жизни, о живой природе (см. табл. «Система биологических наук»). I. Биология как наука, ее достижения в связи с другими науками. Методы изучения живых объектов. Роль биологии в жизни и практической деятельности человека.




3. Основные методы в биологии 1.наблюдение (позволяет описать биологические явления), 2.сравнение (дает возможность найти общие закономерности в строении, жизнедеятельности различных организмов), 3.эксперимент или опыт (помогает исследователю изучить свойства биологических объектов), 4.моделирование (имитируются процессы, недоступные для наблюдения или экспериментального воспроизведения), 5.исторический метод (на основе данных о современном орг. мире и его прошлом познаются процессы развития живой природы).


4. Достижения биологии: 1). Описание большого числа видов живых организмов, существующих на Земле; 2). Создание клеточной, эволюционной, хромосомной теории; 3). Раскрытие молекулярного строения структурных единиц наследственности (генов) послужило основой для создания генной инженерии. 4). Практическое применение достижений современной биологии в позволяет получать промышленным путем значительные количества биологически активных веществ.


6). Благодаря знанию законов наследственности и изменчивости достигнуты большие успехи в сельском хозяйстве при создании новых высокопродуктивных пород домашних животных и сортов культурных растений. 5). На основе изучения взаимоотношений между организмами созданы биологические методы борьбы с вредителями сельскохозяйственных культур.


7).Большое значение в биологии придается выяснению механизмов биосинтеза белка, тайн фотосинтеза, которые откроют путь получению органических пищевых веществ. Кроме того, использование в промышленности (в строительстве, при создании новых машин и механизмов) принципов организации живых существ (бионика) приносит в настоящее время и даст в будущем значительный экономический эффект. Конструкция пчелиных сот легла в основу для изготовления «сотовых панелей» для строительства




В такой ситуации основой увеличения пищевых ресурсов может быть лишь интенсификация сельского хозяйства. Важную роль в этом процессе будет играть выведение новых высокопродуктивных форм микроорганизмов, растений и животных, рациональное, научно обоснованное использование природных богатств.




1.Растения - автотрофы и способны к фотосинтезу; 2.Наличие в клетках пластид с пигментами; 3.Клетки окружены стенкой из целлюлозы; 4.Наличие в клетках вакуолей с клеточным соком; 5.Неограниченный рост; 6.Есть растительные гормоны-фитогормоны; 7.Осмотический тип питания (получение питательных веществ в виде водных растворов, поступающих через клеточную оболочку).


Покрытосеменные или цветковые растения – это крупнейший отдел современных высших растений, насчитывающий около 250 тыс. видов. Они растут во всех климатических зонах и входят в состав всех биогеоценозов земного шара. Это свидетельствует об их высокой приспособленности к современным условиям существования на Земле.


Приспособления у покрытосеменных (цветковых), позволившие им занять господствующее положение на Земле: I. Вегетативные органы цветковых растений достигают наибольшей сложности и разнообразия. II. Цветковые обладают более совершенной проводящей системой, что обеспечивает лучшее водоснабжение растения. III. У цветковых впервые появился новый орган – цветок. Семязачатки заключены в замкнутую полость завязи, образованную одним или несколькими сросшимися плодолистиками. Семена заключены в плод. Появилось двойное оплодотворение, что резко отличает их от всех остальных групп растительного мира. IV. Важнейшие преобразования произошли в проводящей системе. Основными проводящими элементами ксилемы взамен трахеид становятся сосуды, что значительно ускоряет движение восходящего тока. Таким образом, покрытосеменные получили дополнительные возможности в конкурентной борьбе и в конечном итоге стали, «победителями» в борьбе за существование.


III. Используя знания об обмене веществ и превращении энергии в организме человека, дайте научное объяснение влияния на обмен веществ гиподинамии, стрессов, вредных привычек, переедания. Организм получает извне многие вещества, перерабатывает их, получая энергию или те молекулы, которые необходимы организму для построения собственных тканей. Образующиеся при этом продукты обмена выводятся из организма. Совокупность всех реакций диссимиляции (распада веществ с выделением энергии) и ассимиляции (синтеза веществ необходимых организму) носит название обмена веществ. В здоровом организме ассимиляция и диссимиляция строго сбалансированы. Все реакции обмена веществ регулируются нервной и эндокринной системами. Нарушение обмена веществ лежит в основе многих заболеваний человека.


1.Гиподинамия – пониженная двигательная активность, отсутствие физических нагрузок – приводит к снижению работоспособности мышц, сердечно-сосудистой системы и, как следствие, нарушению обмена веществ и ухудшению состояния всего организма в целом. Неизрасходованные на физическую активность питательные вещества откладываются в запас, что зачастую приводит к ожирению. Этому также способствует переедание (2).


3. Стресс является защитной реакцией организма, позволяющей выжить в момент опасности. Стресс мобилизует возможности организма, сопровождается выбросом гормонов, повышает интенсивность сердечно-сосудистой деятельности и пр. Однако сильный и особенно длительный стресс может привести к истощению сил человека и нарушениям обмена веществ.


4. Очень сильное отрицательное воздействие на обмен веществ оказывает постоянный прием алкогольных напитков. У алкоголиков окисляющийся этиловый спирт дает организму некоторое количество энергии, однако при этом образуются очень ядовитые вещества, убивающие клетки печени и могза. Постепенно аппетит у алкоголиков снижается, и они перестают употреблять в пищу нормальные количества белков, жиров и углеводов, заменяя их спиртными напитками, что ведет к разрушению организма. У хронических алкоголиков всегда поражена печень, они худеют, происходит постепенное разрушение мышц.


5. Сильное отрицательное воздействие на обмен веществ оказывает также и курение, поскольку оно разрушает легкие и препятствует получению организмом необходимого количества кислорода. Кроме того, курение многократно увеличивает вероятность заболевания раком легких.


6. Наркотические вещества, участвуя в обмене веществ, вызывают привыкание, в дальнейшем прекращение поступления никотина, алкоголя и др. сопровождается ломкой – резким ухудшением самочувствия. Таким образом, возникает физиологическая и психологическая зависимость от наркотиков.

МКОУ «Новокаякентская СОШ»

с. Новокаякент

Каякентский район Республика Дагестан

ОГЭ. Задание 1. «Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей »

(для учащихся 9 классов)

МКОУ «Новокаякентская СОШ»

Умалатова Равганият Бийбулатовна

с.Новокаякент

Пояснительная записка

Данный материал ОГЭ. Вопросы 1. «Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей» рекомендуется для учащихся 9 класса. Материал включает вопросы с выбором одного правильного ответа. Данный материал можно использовать для подготовки к ОГЭ. Работа включает 12 вопросов.

Задачи: проверить знания и умение учащихся правильного выбора одного правильного ответа на вопрос.

Оборудование : раздаточный материал с тестами.

ОГЭ. Вопросы 1. «Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей »

1.Законоерности наследственности и изменчивости организмов изучает наука

1) генетика

2) систематика

3) антропология

4) биохимия

3.Какая наука изучает здоровье человека и способы его сохранения?

1) валеология

2) гигиена

3) медицина

4) физиология

5.Какого из перечисленных ученых считают основоположником науки генетики?

1) И.И. Мечникова

2) Л. Пастера

3) Г. Менделя

4) Ч. Дарвина

7. Основной способ изучения растительной клетки -

1) наблюдение

2) микроскопирование

3) замораживание- скалывание

4) окрашивание

9. Механизм биосинтезе белка в организме открыли

1) анатомы

2) физиологи

3) биохимики

4) экологи

11.Выдвинуть гипотезу – это значить

1) подтвердить научность полученных данных

2) провести эксперимент

3) выдвинуть предположение

4) обобщить изменяющиеся факты

Источники информаций:

1.Биология. Общие закономерности. 9 кл. С.Г. Мамонтов, В.Б.Захаров, Н.И. Сонин. -М.: Дрофа,2002 г. 288 с.

2.Биология ЕГЭ. Раздел «Растения, грибы, лишайники». Теория, тренировочные задания: учебно- методическое пособие/ А.А. Кириленко-

Ростов н/Д: Легион,2015 г.-320 с.

3.ОГЭ 2017.Биология: тематические тренировочные задания: 9 класс/

Г.И. Лернер.- Москва: Эксмо, 2016 .- 272 с.

4. ОГЭ. Биология: типовые экзаменационные варианты: О -30 вариантов / под ред. В.С. Рохлова.-М.: Издательство «Национальное образование», 2017.- 400 с.

Роль биологии в жизни и практической деятельности человека

  1. неужели такого не найти? начни с того что если бы не биология, мы бы не знали как устороен чел-к, растения, животные. биология основа медицины. без различных исследований у нас бы не было лекарств и т. д. говори о том какое развитие биология получила в современном мире, затронь клонирование и др важные темы.
  2. Биоло#769;гия система родственных наук о живых организмах.
    Слово происходит от др. -греч. #946;#943;#959;#962; жизнь и #955;#972;#947;#959;#962; суждение, слово.
    Понятие биология упоминается уже в сочинениях Т. Роозе, 1797 и К. Бурдаха, 1800. Но специально предложено как термин Ж. Б. Ламарком и Г. Р. Тревиранусом в 1802, независимо друг от друга.
    Термин биология имеет два толкования более широкое и более узкое.
    В более широком значении биология соотносится со всем комплексом наук о жизни, включающим множество самых различных направлений, как традиционные зоологию, ботанику и систематику, так и такие отдалнные друг от друга области, как биофизику и экологию.
    В более узком значении термин биология соотносится с общебиологическими исследованиями. Рассматриваются строение и функции индивидуальных организмов и их сообществ; их распространение, происхождение, развитие, связи друг с другом и с окружающей средой.
    В отличие от философии биология не пытается понять первые и последние причины жизни путм логических размышлений, но стремится познать е особенности и механизмы, естественнонаучным методом. Таким образом биология входит в число естественных наук, достижениями которых пользуется и успехи которых дополняет, однако, по мнению известного теоретика классификации наук Д. Воскресенского, естественной наукой является только физика.

    Ну, на крайняк открой первые страницы учебника по "Биологии", ну или включи фантазию

  1. Загрузка... Предлагаем ознакомиться с одним из лучших рассказов в творчестве Валентина Григорьевича и представляем его анализ. Распутин "Уроки французского" опубликовал в 1973 году. Сам писатель...
  2. Загрузка... Способность к ясному и четкому виденью - уникальная особенность не только человека, но и животных. При помощи зрения происходит ориентация в пространстве и окружающей...
  3. Загрузка... Каждый язык по-своему уникален, красив и сложен для понимания и изучения. Люди, которые думают, что африканские племена имеют словарный запас из нескольких десятков слов,...
  4. Загрузка... Метан и его гомологи называются предельными (насыщенными) парафиновыми углеводородами или алканами. Последнее название органическим веществам (имеют общую химическую формулу CnH2n+2, отражающую насыщенность молекул, атомы...
  5. Загрузка... Разговорный стиль – это стиль речи, служащий для непосредственного общения людей между собой. Его основная функция – коммуникативная (обмен информацией). Разговорный стиль представлен не...

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

БИОЛОГИЯ КАК НАУКА. МЕТОДЫ БИОЛОГИИ

Биология - наука о жизни, ее закономерностях и формах проявления, о существовании и распространении ее во времени и пространстве. Она исследует происхождение жизни и ее сущность, развитие, взаимосвязи и многообразие. Биология относится к естественным наукам.

Впервые термин «биология» употребил немецкий профессор анатомии Т. Руз в 1779г. Однако общепринятым он стал в 1802 г., после того как его стал употреблять в своих работах французский натуралист Ж.-Б. Ламарк.

Современная биология представляет собой комплексную науку, состоящую из ряда самостоятельных научных дисциплин со своими объектами исследования.

БИОЛОГИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Ботаника - наука о растениях,

Зоология - наука о животных,

Микология - о грибах,

Вирусология - о вирусах,

Микробиология - о бактериях.

Анатомия - наука, изучающая внутреннее строение организмов (отдельных органов, тканей). Анатомия растений изучает строение растений, анатомия животных - строение животных.

Морфология - наука, изучающая внешнее строение организмов

Физиология - наука, изучающая процессы жизнедеятельности организма, функции отдельных органов.

Гигиена - наука о сохранении и укреплении здоровья человека.

Цитология - наука о клетке.

Гистология - наука о тканях.

Систематика - наука, о классификации живых организмов. Классификация - разделение организмов на группы (виды, рода, семейства и т. д.) на основании особенностей строения, происхождения, развития и др.

Палеонтология - наука, изучающая ископаемые останки (отпечатки, окаменелости и др.) организмов.

Эмбриология - наука, изучающая индивидуальное (зародышевое) развитие организмов.

Экология - наука, изучающая взаимоотношения организмов друг с другом и с окружающей средой.

Этология - наука о поведении животных.

Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости.

Селекция - наука, о выведении новых и улучшением существующих пород домашних животных, сортов культурных растений и штаммов бактерий и грибов.

Эволюционное учение - изучает вопросы возникновения и законы исторического развития жизни на Земле.

Антропология - наука о возникновении и развитии человека.

Клеточная инженерия - направление науки, занимающееся получением гибридных клеток. Примером может служить гибридизация раковых клеток и лимфоцитов, слияние протопластов разных растительных клеток, а также клонирование.

Генная инженерия - направление науки, занимающееся получением гибридных молекул ДНК или РНК. Если клеточная инженерия работает на уровне клетки, то генная работает на молекулярном уровне. В данном случае специалисты «пересаживают» гены одного организма другому. Одним из результатов генной инженерии является получение генетически модифицированных организмов (ГМО).

Бионика - направление в науке, занимающееся поиском возможностей применения принципов организации, свойств и структур живой природы в технических устройствах.

Биотехнология - дисциплина, изучающая возможности использования организмов или биологических процессов для получения веществ, нужных человеку. Обычно в биотехнологических процессах используются бактерии и грибы.

ОБЩИЕ МЕТОДЫ БИОЛОГИИ

Метод - это способ познания действительности.

1. Наблюдение и описание.

2. Измерение

3. Сравнение

4. Эксперимент или опыт

5. Моделирование

6. Исторический.

ЭТАПЫ научного исследования

Проводится наблюдение над объектом или явлением

на основе полученных данных выдвигается гипотеза

проводится научный эксперимент (с контрольным опытом)

проверенная в ходе эксперимента гипотеза может быть названа
теорией или законом

СВОЙСТВА ЖИВОГО

Обмен веществ (метаболизм) и поток энергии - важнейшее свойство живого. Все живые организмы поглощают необходимые им вещества из внешней среды и выделяют в нее продукты жизнедеятельности.

Единство химического состава. Среди химических элементов в живых организмах преобладают углерод, кислород, водород и азот. Кроме того, важнейшим признаком живых организмов является на-личие органических веществ: жиров, углеводов, белков и нуклеиновых кислот.

Клеточное строение. Все организмы состоят из клеток. Неклеточ-ное строение имеют только вирусы, но и они проявляют признаки живого, только попав в клетку-хозяина.

Раздражимость - способность организма реагировать на внеш-ние или внутренние воздействия.

Самовоспроизведение. Все живые организмы способны к размножению, т. е. воспроизведению себе подобных. Воспроизведение организмов происходит в соответствии с генетической программой, записанной в молекулах ДНК.

Наследственность и изменчивость.

Наследственность - свойство организмов, передавать свои признаки потомкам. Наследственность обеспечивает преемственность жизни. Изменчивость - способность организмов приобретать новые признаки в процессе своего развития. Наследственная изменчивость является важным фактором эволюции.

Рост и развитие.

Рост - количественные изменения (например, увеличение массы).

Развитие - качественные изменения (например, формирование систем органов, цветение и плодоношение).

Саморегуляция - способность организмов поддерживать постоянство своего химического состава и процессов жизнедеятельности - гомеостаз.

Приспособленность (адаптация)

Ритмичность - периодические изменения интенсивности физиологических функций с различными периодами колебаний (суточные, сезонные ритмы). (Например, фотопериодизм - реакция организма на длину светового дня).

Уровни организации жизни

Номер
уровня

Название

Чем представлен

Биосферный

Совокупность всех экосистем
планеты

Экосистемный

(биогеоценотический)

Система популяций разных
видов в их взаимосвязи между собой и окружающей средой

Саванна, тундра

Популяционно-
видовой

Совокупность популяций,
образующих виды

Медведи белые,
киты синие

Организменный

Организм как целостная система

Бактерия, обезьяна

Клеточный

Клетка и её структурные компоненты

Эритроциты, митохондрии, хлоропласты

Молекулярный

Органические и неорганические

вещества

Белки, углеводы;

Вода, ионы солей

Тестовые задания в формате ОГЭ

Какая наука изучает сортовое разнообразие растений?

1)физиология 2)систематика 3)экология 4)селекция

2. Выяснить, необходим ли свет для образования крахмала в листьях, можно с помощью

1) описания органов растений 2) сравнения растений разных природных зон

3) наблюдения за ростом растения 4) эксперимента по фотосинтезу

3. В какой области биологии была разработана клеточная теория?

1)вирусологии 2) цитологии 3)анатомии 4) эмбриологии

4. Для разделения органоидов клетки по плотности Вы выберете метод

1) наблюдения 2) хроматографии 3) центрифугирования 4)выпаривания

5.На фотографии изображена модель фрагмента ДНК. Какой метод позволил учёным создать такое трехмерное изображение молекулы?

1) классификации 2) эксперимента 3) наблюдения 4) моделирования

6. На фотографии изображен шаростержневой фрагмент ДНК. Какой метод позволил ученым создать такое трехмерное изображение молекулы?

классификации 2) эксперимента 3) наблюдения 4) моделирования

7. Применение какого научного метода иллюстрирует сюжет картины голландского художника Я. Стена «Пульс», написанной в середине XVII в.?

1) моделирование 2) измерение 3) эксперимент 4) наблюдение

8. Изучите график, отражающий процесс роста и развития насекомого.

Определите длину насекомого на 30-й день его развития.

1) 3,4 2) 2,8 3) 2,5 4) 2,0

9. Кого из перечисленных ученых считают создателем эволюционного учения?

1) И.И. Мечникова 2) Л. Пастера 3) Ч. Дарвина 4) И.П. Павлова

10. Какая наука изучает сортовое разнообразие растений?

1) физиология 2) систематика 3) экология 4) селекция

11. Выберите пару животных, в экспериментах с которыми были сделаны основные открытия в области физиологии животных и человека.

1) лошадь и корова 2) пчела и бабочка 3) собака и лягушка 4) ящерица и голубь

12. В какой области биологии была разработана клеточная теория?

1) вирусологии 2) цитологии 3) анатомии 4) эмбриологии

13. Точно установить степень влияния удобрений на рост растений можно методом

1) эксперимента 2) моделирования 3) анализа 4) наблюдения

14. Примером применения экспериментального метода исследования является

1) описание строения нового растительного организма

2)сравнение двух микропрепаратов с различными тканями

3)подсчёт пульса у человека до и после нагрузки

4) формулирование положения на основе полученных фактов

15. Микробиолог хотел узнать, насколько быстро размножается один из видов бактерий в разных питательных средах. Он взял две колбы, заполнил их до половины разными питательными средами и поместил туда примерно одинаковое количество бактерий. Каждые 20 минут он извлекал пробы и подсчитывал в них количество бактерий. Данные его исследования отражены в таблице.

Изучите таблицу «Изменение скорости размножения бактерий за определённое время» и ответьте на вопросы.

Изменение скорости размножения бактерий за определённое время

Время после введения бактерий в культуру, мин.

Число бактерий в колбе 1

Число бактерий в колбе 2

1) Сколько бактерий поместил учёный в каждую колбу в самом начале эксперимента?

2) Как изменялась скорость размножения бактерий на протяжении эксперимента в каждой колбе?

3) Чем можно объяснить полученные результаты?

Литература

Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. Общая биология 9 класс: учеб. для общеобразовательных учреждение. М.: Дрофа, 2013.

Заяц Р.Г., Рачковская И.В., Бутиловский В.Э., Давыдов В.В. Биология для абитуриентов: вопросы, ответы, тесты, задачи.- Минск: Юнипресс, 2011.-768 с.

«Решу ОГЭ»: биология. Обучающая система Дмитрия Гущина [Электронный ресурс] - URL:http:// oge.sdamgia.ru