Все о тюнинге авто

Информация о заболеваниях, общих для человека и животных. Актуальность проблемы профилактики туберкулеза. Медицинская профилактика Актуальные темы по профилактике заболеваний

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Оценка возникновения факторов риска неинфекционных заболеваний. Система медицинских, гигиенических и воспитательных мер, направленных на предотвращение воздействия вредных факторов природной и социальной среды. Индивидуальная и общественная профилактика.

    контрольная работа , добавлен 17.03.2014

    Определение эпидемиологии неинфекционных заболеваний. Области исследования науки. Организменный уровень формирования патологии. Эпидемиология неинфекционных заболеваний, показатели и характеристики заболеваемости. Профилактика соматических болезней.

    реферат , добавлен 13.10.2015

    Раннее выявление хронических неинфекционных заболеваний. Социально-гигиеническая цель диспансеризации здоровых. Документы диспансерного больного. Схема диспансерного наблюдения. Лакунарный ишемический инсульт в бассейне левой средней мозговой артерии.

    история болезни , добавлен 16.05.2016

    Определение понятия, предмета и методов эпидемиологии как одной из современных медицинских наук. Изучение закономерностей возникновения и распространения неинфекционных заболеваний. Рассмотрение основных вопросов профилактики заболеваемости населения.

    реферат , добавлен 15.10.2015

    Оценка реализации политики укрепления здоровья и профилактики неинфекционных заболеваний в Российской Федерации. История создания концепции здорового питания и ее основные принципы. Рекомендации Всемирной организации здравоохранения по здоровому питанию.

    презентация , добавлен 28.03.2013

    Первичная профилактика - предупреждение заболеваний пародонта. Выявление и лечение ранних стадий заболевания. Восстановление функции жевательного аппарата. Зависимость проведения профилактики от возраста пациента. Выявление и устранение факторов риска.

    презентация , добавлен 10.02.2014

    Эпидемиология сердечно–сосудистых заболеваний и смертность. Основные факторы, группы крови и факторы риска развития заболеваний человека. Программа профилактики сердечно–сосудистых заболеваний. Профилактика сердечно-сосудистой патологии в России.

    дипломная работа , добавлен 25.06.2013

    Изучение анатомии и физиологии дыхательной системы. Основные виды, симптомы, методы лечения и профилактика бронхолегочных заболеваний. Выявление факторов риска развития бронхолегочных заболеваний у различных возрастных групп по результатам спирометрии.

    курсовая работа , добавлен 16.02.2016

Успехи, достигнутые в борьбе с инфекционными болезнями, привели к тому, что еще недавно в конце 20века казалось, будто эпидемиология инфекционных болезней в значительной мере решила основные задачи, стоящие перед ней. Создалось впечатление, что инфекционные болезни побеждены. Но, несмотря на то, что в РФ, как и вдругих экономическиразвитых странах, достигнуто существенное снижение уровня заболеваемости инфекционными болезнями, они продолжают причинять большой ущерб здоровью людей и экономике страны.

Все еще значительна роль инфекций как причины детской смертности и фактора инвалидизации населения; туберкулез, полиомиелит, бруцеллез поражают опорно-двигательный аппарат; менингококковая инфекция, вирусные энцефалиты могут быть причиной стойких поражений центральной нервной системы; токсоплазмоз, краснуха у беременных приводят к внутриутробной патологии плода.

В последние десятилетия ведущее значение в инфекционной патологии приобретают так называемые эндогенные инфекции. Вызываемыеразличными возбудителями (кокковые формы, особенно стрепто- и стафилококки, кишечная палочка, протей, синегнойная палочка, отдельные грибы и др.) дерматиты, гнойничковые поражения кожи, назофарингиты, отиты, конъюнктивиты, колиты, аппендицит, бронхиты, бронхопневмонии, цистопиелонефриты, холециститы, диареи, а также многие формы сепсиса косвенно обусловлены факторами техногенной среды и образом жизни современного человечества.

Проблемы инфекционной патологии XXIвека это: инфекции, которые достались нам в наследство от предыдущих веков (туберкулез, малярия, лейшманиоз, сифилис и др.) и к этому необходимо добавить, что обнаруживаются новые, ранее неизвестные «новые инфекции», а точнее впервые выявленные инфекции, ставшие известными в последние десятилетия (более 30): ВИЧ-инфекция, болезнь Лайма, легионеллез, эрлихиозы, энтеротоксигенные и энтерогеморрагические эшерихиозы, вирусные лихорадки Ласса, Эбола, Марбург, папилломавирусная инфекция и др., гепатиты Е, С, D, F и G кампилобактериоз, хантавирусный легочный синдром.

Эволюция инфекционного процесса в настоящее время это:

●увеличение доли атипичных, затяжных и хронических форм инфекционных болезней (резистентность возбудителя, изменение реактивности макроорганизма);

●более частоеразвитие микст-инфекций;

●суперинфицирование;

●продолжительная персистенция возбудителя;

●актуализация условно-патогенной микрофлоры;

●внутрибольничные (нозокомиальные) инфекции;

●увеличение частоты микозов;

●возрастание роли инфекции в различных областях клинической медицины (хирургия, гастроэнтерология, кардиология, урология, гинекология и т.д.).

Таким образом, человечество в борьбе с инфекционными болезнями не достигло цели по ликвидации инфекций, но, напротив, круг стоящих перед человечеством задач постоянно расширяется. Это связано не только с резкими изменениями социально-экономических условий жизни населения, произошедшими в последние годы, урбанизацией, огромной миграцией людей, загрязнением биосферы и т.п., но и с ростом инфекционной заболеваемости, а также с расширением числа нозологических форм инфекций, расшифрованных в последнее время благодаря научным достижениям, а также быстрой эволюции усиления патогенности и вирулентности условно-патогенных возбудителей.

Инфекция (от латинского infectio - загрязнение, заражение) - проникновение в организм болезнетворных микроорганизмов и возникновение при этом сложного комплекса процессов взаимодействия организма (макроорганизма) и возбудителя (микроорганизма) в определенных условиях внешней и социальной среды, включающий динамическиразвивающиеся патологические, защитно-приспособительные, компенсаторные реакции (объединяющиеся под названием «инфекционный процесс»),

Инфекционный процесс - это комплекс взаимных приспособительных реакций на внедрение и размножение патогенного микроорганизма в макроорганизме, направленный на восстановление нарушенного гомеостаза и биологического равновесия с окружающей средой.

Современное определение инфекционного процесса включает взаимодействие трех основных факторов - возбудителя, макроорганизма и окружающей среды, каждый из которых может оказывать существенное влияние на его результат.

Инфекционный процесс может проявляться на всех уровнях организации биологической системы (организма человека) - субмолекулярном, субклеточном, клеточном, тканевом, органном, организменном и составляет сущность инфекционной болезни. Собственно инфекционная болезнь - это частное проявление инфекционного процесса, крайняя степень егоразвития. Примером скрыто протекающего инфекционного процесса является процесс, возникающий в результате вакцинации.

Инфекционные болезни - обширная группа заболеваний человека, вызванных патогенными вирусами, бактериями (в том числе риккетсиями и хламидиями) и простейшими. Сущность инфекционных болезней состоит в том, что ониразвиваются вследствие взаимодействия двух самостоятельных биосистем - макроорганизма и микроорганизма, каждый из которых обладает собственной биологической активностью.

Факторы риска, способствующиеразвитию инфекционных заболеваний:

Войны; социальные, экономические бедствия; нарушения экологического равновесия, стихийные бедствия, катастрофы; голод, бедность, нищенство, беспризорность. Основные спутники их - резкое снижение защитных систем, ослабление организма, вшивость, сыпной тиф, чума, брюшной тиф и др.;

Моральные, психические травмы, стрессы;

Тяжелые длительные, изнуряющие организм болезни;

Плохие жилищно-бытовые условия, непосильный физический труд; недостаточное, некачественное, нерегулярное питание; переохлаждение, перегревание, сопровождающиеся резким ослаблением организма, особенно его иммунной системы;

Несоблюдение, нарушение правил личной гигиены;

Нарушение гигиены жилища, служебных помещений; плохие бытовые условия, скученность;

Не обращение к помощи врача или несвоевременное, некачественное оказание медицинской помощи;

Употребление для питья, а также при умывании некачественной воды;

Употребление пищи, зараженной возбудителями инфекционных болезней:

Отказ от прививок;

Алкоголизм, наркомания, беспорядочная половая жизнь.

Инфекционные болезни имеют ряд особенностей, которые отличают их от неинфекционных болезней. Кчислу таких особенностей следует отнести:

Контагиозность - способность возбудителя инфекционной болезни передаваться от зараженного организма здоровым. Для характеристики степени контагиозности определяется индекс контагиозности, т.е. процент заболевших от общего количества восприимчивых лиц, подвергшихся опасности заражения. Например, корь относится к числу высококонтагиозных заболеваний, при которых индекс контагиозности составляет 95-100 %;

Специфичность - каждый патогенный микроорганизм вызывает болезнь, характеризующуюся определенной локализацией процесса и характером поражения;

Цикличность - смена периодов болезни, строго следующих друг за другом: инкубационный период → продромальный период →разгар болезни → реконвалесценция;

Реакции инфицированного организма на микроорганизм - в процессеразвития инфекционного процесса макроорганизм реагирует как единое целое, в результате чего у больных выявляются системные реакции целостного организма (сердечно-сосудистой, нервной, пищеварительной, эндокринной, мочевыделительной систем и др.), а не только реакции пораженного органа или системы;

Формирование специфического иммунитета - в процессеразвития инфекционного процесса происходит формирование специфического иммунитета, напряженность и продолжительность которого могут варьировать от нескольких месяцев до несколькихлет и даже десятилетий. Полноценность формирующегося специфического иммунитета определяет цикличность инфекционного процесса. При слабом иммунитете возможноразвитие обострений и рецидивов инфекционной болезни;

Условием, необходимым дляразвития инфекционного процесса, является наличие самого микроба - возбудителя, восприимчивого организма и определенных факторов внешней среды, при которых происходит их взаимодействие. Возбудитель должен обладать определенными качественными и количественными характеристиками, необходимыми для возникновения инфекционного процесса. Ккачественным характеристикам относятся патогенность и вирулентность.

Под патогенностью (болезнетворностью) понимают видовой многофакторный признак, характеризующий потенциальную способность микроба вызывать инфекционный процесс. Несмотря на то, что патогенность является генетически детерминированным признаком, в различных условиях она может изменяться.

Важнейшими факторами патогенности являются инвазивность и токсигенность. Под инвазивностью понимается способность возбудителя проникать через кожные покровы и слизистые оболочки во внутреннюю среду макроорганизма с последующим возможным распространением по органам и тканям. Токсигенность - это способность микробов вырабатывать токсины. Для определения степени патогенности используется такое понятие, как «вирулентность», являющаяся индивидуальным признаком любого патогенного штамма. Взависимости от степени выраженности данного признака все штаммы могут быть подразделены на высоко-, умеренно-, слабо- и авирулентные. Количественно вирулентность штамма микроорганизма может быть выражена в летальной и инфицирующей дозах, определяемых на экспериментальных животных. Чем выше вирулентность штамма, тем ниже должна быть инфицирующая доза, представляющая собой количество жизнеспособных микробов, которые могут вызвать в организме хозяинаразвитие инфекционного процесса.

Основными характеристиками макроорганизма, влияющими наразвитие инфекционного процесса, являются резистентность и восприимчивость.

Под резистентностью понимают состояние устойчивости, которое определяется факторами неспецифической защиты. Восприимчивость представляет собой способность макроорганизма реагировать на инфицированиеразвитием инфекционного процесса. Популяция людей неоднородна по устойчивости и восприимчивости к различным микробам - возбудителям. Один и тот же возбудитель при одинаковой инфицирующей дозе может вызватьразличные по тяжести формы заболевания - от легчайших до крайне тяжелых и молниеносных с летальным исходом.

Эпидемиологический процесс - совокупность следующих друг за другом случаев инфекционной болезни, непрерывность и закономерность которых поддерживается наличием источника инфекции, факторов передачи и восприимчивостью населения.

Таким образом, этот процесс состоит из трех звеньев:

1)источника инфекции;

2)механизма передачи возбудителей инфекционных болезней;

3)восприимчивости населения.

Без этих звеньев не могут возникать новые случаи заражения инфекционными болезнями. Отсутствие любого из факторов распространения ведет к разрыву цепи эпидемического процесса и прекращению дальнейшего распространения соответствующих заболеваний.

Обязательным условиемразвития эпидемического процесса является непрерывное взаимодействие трех его составляющих звеньев:

1)источника инфекции;

2)механизма(ов) передачи возбудителя;

3)восприимчивого макроорганизма.

Отсутствие или устранение любого из указанных звеньев приводит к ликвидацииразвития эпидемического процесса и к прекращению распространения инфекционной болезни.

Источником инфекции является зараженный (больной или носитель) организм человека или животного (объект, который служит местом естественного пребывания и размножения возбудителей и из которого возбудитель может тем или иным путем заражать здоровых людей).

Источники инфекции

Человек - больной или носитель (конец инкубационного периода; продром;разгар болезни; реконвалесценция, пока продолжается выделение возбудителя) - антропоноз. Больной человек заразен - в конце инкубационного периода и продроме (кишечные инфекции, вирусный гепатит, корь), в разгар болезни (практически все инфекции, однако эпидемиологическая опасность в этом периоде меньше, поскольку больные обычно находятся в стационаре - отсюда необходимость госпитализации или хотя бы изоляции инфекционных больных), в реконвалесценции (пока продолжается выделение из организма возбудителя - необходимо контрольное бактериологическое обследование). Возможно также формирование носительства - транзиторного (здоровый человек «пропустил» возбудителя через свой организм транзитом, например, при дизентерии, сальмонеллезе - через желудочно-кишечный тракт без какой-либо реакции), реконвалесцентного (обычно кратковременное - дни, редко недели), хронического (иногда пожизненного).

Животные (домашние, дикие) - зооноз. Животные - домашние и дикие - могут быть источниками при зоонозах - бешенстве, сибирской язве. Существенную роль играют крысы, которые передают около 20инфекционных болезней, в том числе чуму, лептоспироз, содоку и др.

Сапрозоонозы (возбудители сибирской язвы, лептоспирозов, иерсиниозов и др.) являются переходными формами, для которых присущи черты как зоонозов, так и сапронозов.

Некоторые патогенные микробы могут обитать в двух резервуарах, что свойственно переходным формам. Вэтих случаях такие микробы следует классифицировать по основному (ведущему) резервуару.

Следующее звено эпидемического процесса - механизм передачи. Механизм передачи инфекции - это способ перемещения возбудителя от источника инфекции к восприимчивому организму. Приразличных инфекционных болезнях переход возбудителя от одного организма к другому происходит совершенноразличными способами, поскольку каждый возбудитель приспособился к определенному, только ему присущему меха-низму передачи.

Данный механизм состоит из трех фаз, следующих одна за другой: выделение возбудителя в окружающую среду→пребывание возбудителя на объектах окружающей среды→внедрение возбудителя в восприимчи-вый организм.

Возбудители инфекционных болезней выделяются в окружающую среду с различной интенсивностью в зависимости от стадии, периодаразвития заболевания и его формы. Фактически выделение возбудителя может происходить в любой период заболевания и зависит от характера патологии и формирующегося иммунного ответа.

Следует помнить, что при многих инфекционных заболеваниях выделение возбудителя может происходить уже в конце инкубационного периода. Такое выделение возбудителя является достаточно опасным для окружающих, поскольку у заболевшего человека пока отсутствуют признаки заболевания и он, сохраняя свою социальную активность, способствует широкому распространению возбудителя. Однако наиболее интенсивное выделение возбудителя в окружающую среду происходит в периодразгара заболевания.

В качестве источника инфекции исключительное эпидемическое значение имеют бактерионосители, представляющие собой клинически здоровых людей, выделяющих в окружающую среду возбудителей инфекционных болезней.

При зоонозах резервуаром и источником инфекции являются, как указывалось выше, животные. Выделение возбудителя происходит также через те органы и ткани, в которых преимущественно находится возбудитель, однако промышленное и сельскохозяйственное использование многих животных способствует изменению и расширению возможностей инфицирования человека (употребление зараженного мяса, молока, яиц, сыра, контакт с инфицированной шерстью и т.д.).

При сапронозах выделения возбудителей не происходит, поскольку они автономно обитают на абиотических объектах окружающей среды и не нуждаются в эпидемическом процессе как таковом.

Возможность и длительность пребывания возбудителя в окружающей среде определяются его свойствами. Например, возбудители кори, гриппа и менингококковой инфекции не могут длительно сохраняться на объектах внешней среды, так как достаточно быстро погибают (в течение нескольких минут). Возбудители шигеллезов способны сохраняться на объектах внешней среды в течение нескольких дней, а возбудители ботулизма и сибирской язвы сохраняются в почве десятилетиями. Именно эту фазу - фазу пребывания возбудителя на объектах окружающей среды - следует использовать для проведения противоэпидемических мероприятий с целью прерывания эпидемического процесса.

Непосредственное поступление или внедрение возбудителя в восприимчивый организм может происходитьразличными способами, которые подразделяются на фекально-оральный, аэрогенный (респираторный), контактный, кровяной (трансмиссивный) и вертикальный. Эти способы передачи и являются механизмами передачи возбудителя.

Характеристика механизмов и путей передачи возбудителя приразличных инфекционных заболеваниях

Механизм передачи

Путь передачи

Фактор передачи

Фекально-оральный

Алиментарный (пищевой)

Kонтактно-бытовой

Посуда, предметы обихода, грязные руки и т.д.

Аэрогенный

(респираторный)

Воздушно-капельный

Воздушно-пылевой

Трансмиссивный

(кровяной)

Укусы кровососущих

Kровососущие членистоногие

Парентеральный

Kровь, препараты крови

Шприцы, хирургический

инструмент

Kонтактный

Kонтактно-половой

Секрет желез, присутствие компонентов крови

Вертикальный

Трансплацентарный

Через грудное молоко

Как правило, передача (или перенос) возбудителя от больного организма к здоровому опосредованаразличными элементами внешней среды, которые называются факторами передачи. Кним относятся пищевые продукты, вода, почва, воздух, пыль, предметы ухода и окружающей обстановки, членистоногие и др. Лишь в отдельных случаях возможна непосредственная передача возбудителя от больного организма к здоровому путем прямого контакта. Конкретные элементы внешней среды и (или) их сочетания, которые обеспечивают перенос возбудителя в определенных условиях, называются путем передачи.

Последним элементом эпидемического процесса является восприимчивый организм. Роль этого элемента в развитии инфекционного процесса не менее важна, чем двух предыдущих. При этом может иметь значение как индивидуальная восприимчивость человека, так и коллективная. Вответ на внедрение инфекционного агента организм реагирует образованием защитных реакций, направленных на ограничение и полное освобождение организма от возбудителя и также на восстановление нарушенных функций пораженных органов и систем.

Исход взаимодействия зависит от ряда условий:

●состояние местной защиты (неповрежденный кожный покров, слизистые оболочки, состояние микрофлоры);

●функционирование специфических и неспецифических факторов защиты (состояние иммунитета, выработка защитных веществ);

●важны количество проникших микробов, степень их патогенности, состояние нервной и эндокринной систем человека, возраст, питание.

Таким образом, решающим в возникновении болезни является состояние организма человека, в особенности его иммунной системы.

Иммунитет - способ защиты организма от живых тел и веществ, несущих признаки генетически чужеродной информации (включая микроорганизмы, чужеродные клетки, ткани или генетически изменившиеся собственные клетки, в т.ч. опухолевые).

Центральные органы иммунитета - вилочковая железа (тимус), красный костный мозг. Периферические органы - селезенка, лимфоузлы, скопления лимфоидной ткани в кишечнике (пейеровы бляшки).

Функции системы иммунитета: распознавание инородных агентов (чужеродных антигенов) с последующим реагированием, заключающимся в нейтрализации,разрушении и выведении их из организма человека

Виды иммунитета:

Врожденный иммунитет - наследственно закрепленная система защиты многоклеточных организмов от патогенных и непатогенных микроорганизмов, а также эндогенных продуктов тканевой деструкции.

Приобретенный иммунитет - это специфический индивидуальный иммунитет, т.е. это иммунитет, который имеется конкретно у определенных индивидуумов и к определенным возбудителям или агентам.

Приобретенный делится на естественный и искусственный, а каждый из них - на активный и пассивный и, в свою очередь, активный делится на стерильный и нестерильный.

Приобретенный иммунитет для большинства инфекций бывает временным, кратковременным, а для некоторых из них может быть пожизненным (корь, эпидемический паротит, краснуха и др.). Он приобретается естественным путем после перенесенного заболевания или в результате иммунопрофилактики конкретного человека и обусловлен специфическими клеточными и гуморальными факторами (фагоцитоз, антитела) или клеточной ареактивностью только к определенному возбудителю и токсину.

Если иммунитет приобретается естественным путем в процессе жизни, его называют естественным, если искусственным путем, в результате медицинских манипуляций, то его называют искусственным иммунитетом. Всвою очередь каждый из них делится на активный и пассивный. Активным иммунитет называется потому, что вырабатывается самим организмом в результате попадания антигенов, возбудителей и т.п. Естественный активный иммунитет еще называют постинфекционным и он вырабатывается в организме человека после попадания возбудителей, т.е. в результате заболевания или инфицирования.

Искусственный активный иммунитет еще называют поствакциналъным и он вырабатывается после введения вакцин или анатоксинов.

Наконец, активный иммунитет естественный и искусственный делятся на стерильный и не стерильный. Если после перенесенной болезни организм избавился от возбудителя, то иммунитет называют стерильным (корь, краснуха, эпидемический паротит, натуральная оспа, дифтерия и др.). Если гибели возбудителя не происходит и он остается в организме, иммунитет называется не стерильным. Чаще такой вариант формируется при хронических инфекциях (туберкулез, бруцеллез, сифилис и некоторые другие). Так, при туберкулезе часто после инфицирования в организме образуется очаг Гона и микобактерии в организме могут сохраняться пожизненно, создавая нестерильный иммунитет. Сисчезновением возбудителя из организма через некоторый срок исчезает и иммунитет. Нередко нестерильный иммунитет наблюдается при риккетсиозных и вирусных инфекциях (сыпной тиф, герпес, аденовирусная инфекция и др.).

Активный иммунитет вырабатывается медленно в пределах 2-8недель. По скорости выработки необходимой напряженности иммунитета к одному и тому же антигену люди гетерогенны и эта гетерогенность выражается по формулам и кривым нормального распределения Гаусса. Всех людей по скорости выработки достаточного высокого иммунитета можноразделить на несколько групп: от очень быстрой выработки в сроки в пределах 2 недель до очень медленной - до 8 недель и более. Активный иммунитет, хотя он вырабатывается медленно, в организме сохраняется длительно. Взависимости от вида инфекции этот иммунитет может сохраняться несколько месяцев, в пределах 1 года (холера, чума, бруцеллез, сибирская язва и др.), нескольколет (туляремия, натуральная оспа, туберкулез, дифтерия, столбняк и др.) и даже пожизненно (корь, паротит, краснуха, скарлатина и др.). Поэтому к активной искусственной иммунизации прибегают при плановой специфической иммунопрофилактике вне зависимости от наличия заболеваний согласно директивным документам Минздрава и местных органов здравоохранения (приказов, методических указаний, инструкций).

Пассивным иммунитет называют потому, что антитела в организме сами не вырабатываются, а они приобретаются организмом извне. При естественном пассивном иммунитете антитела ребенку передаются от матери трансплацентарно или с молоком, а при искусственном - антитела вводятся людям парентерально в виде иммунных сывороток, плазмы или иммуноглобулинов. Пассивный иммунитет в организме возникает очень быстро: от 2-3 до 24часов, но сохраняется не долго - до 2-8недель. Скорость возникновения пассивного иммунитета зависит от способа введения антител в организм. Если иммунную сыворотку или иммуноглобулин вводят в кровь, то организм перестроится через 2-4часа. Если антитела вводят внутримышечно, то для рассасывания и попадания их в кровь необходимо до 6-8часов, а если вводить подкожно, то иммунитет возникнет в течение 20-24часов.

Однако каким бы способом (внутривенно, внутримышечно или подкожно) ни попали антитела в организм, пассивный иммунитет возникнет в организме значительно быстрее активного. Поэтому к искусственной пассивной иммунизации обязательно прибегают для лечения дифтерии, столбняка, ботулизма, газовой гангрены, сибирской язвы и некоторых других инфекций, при укусах змей и других ядовитых живых существ, а также для профилактики по эпидемическим показаниям: при угрозе возникновения инфекции (грипп), контактным в очагах сибирской язвы, ботулизма, кори, гриппа и других, при укусе животных для профилактики бешенства, для экстренной профилактики столбняка, газовой гангрены и при некоторых других инфекциях. Приобретенный (адаптивный) иммунитет - формируется в течение жизни под влиянием антигенной стимуляции.

Врожденный и приобретенный иммунитет - это две взаимодействующие части иммунной системы, обеспечивающиеразвитие иммунного ответа на генетически чужеродные субстанции.

Факторы, влияющие наразвитие эпидемического процесса

К социальным факторам, которые влияют наразвитие эпидемического процесса, принадлежат: экономические; санитарно-коммунальное благоустройство; уровеньразвития системы здравоохранения; особенности питания; условия работы и быта; национально-религиозные обычаи; войны; миграция населения; стихийные бедствия. Социальные факторы имеют большое значение дляразвития эпидемического процесса, они могут вызвать распространение инфекционных болезней или, наоборот, снижать заболеваемость.

Факторы внешней среды (физические, химические, биологические) также могут влиять наразвитие инфекционного процесса, однако они играют только опосредованную роль, оказывая влияние как на макроорганизм, так и на микробы. Вчастности, их воздействие на макроорганизм может приводить и к повышению и к снижению резистентности макроорганизма, а воздействие на микробы может сопровождаться повышением или снижением их вирулентности. Кроме того, факторы внешней среды могут способствовать активизации и появлению новых механизмов и путей передачи возбудителей инфекционных болезней, что имеет важное значение в эпидемическом процессе. Вконечном итоге влияние факторов внешней среды может отражаться на уровне инфекционной заболеваемости в определенных зонах и регионах.

Влияние на ход эпидемического процесса также имеют формы взаимодействия живых существ (микробная конкуренция, противостояние микроорганизмов и простейших и др.).

Профилактика инфекционных болезней и мероприятия по борьбе с ними

Мероприятия по профилактике инфекционных заболеваний можно условноразделить на две большие группы - общие и специальные.

1.Кобщим относятся государственные мероприятия, направленные на повышение материального благосостояния, улучшение медицинского обеспечения, условий труда и отдыха населения, а также санитарно-технические, агролесотехнические, гидротехнические и мелиоративные мероприятия, рациональная планировка и застройка населенных пунктов и многое другое, что способствует успехам профилактики и ликвидации инфекционных болезней.

2.Специальными являются профилактические мероприятия, проводимые специалистами лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений. Восуществлении этих мероприятий наряду с органами здравоохранения нередко участвуют другие министерства и ведомства, а также широкие слои населения. Например, в профилактике зоонозных заболеваний (сап, ящур, бруцеллез, сибирская язва и др.) принимают участие органы управления сельским хозяйством, ветеринарная служба, предприятия по обработке кожевенного сырья и шерсти. Планирование профилактических мероприятий и контроль за их выполнением осуществляют органы здравоохранения. Система профилактических мероприятий включает и международные меры, когда речь идет об особо опасных (карантинных) инфекциях.

Содержание и масштаб профилактических мероприятий могут бытьразличными в зависимости от особенностей инфекции, поражаемого контингента и характера объекта. Они могут относиться непосредственно к очагу инфекции или касаться целого района, города, области. Успехи в организации и проведении предупредительных мер в отношении инфекционных заболеваний зависят от тщательности обследования наблюдаемого объекта.

Дляразвития эпидемического процесса необходимо наличие трех основных звень ев:

1.Источника инфекции.

2.Механизма передачи инфекции.

3.Восприимчивого населения.

Отсутствие (илиразрыв) любого из них приводит к прекращению эпидемического процесса.

При планировании и проведении профилактических мероприятий теоретически и практически обоснованным является ихразделение на три группы:

1.Мероприятия в отношении источника инфекции, направленные на его обезвреживание (или устранение).

2.Мероприятия в отношении механизма передачи, проводимые с цельюразрыва путей передачи.

3.Мероприятия по повышению невосприимчивости населения.

Соответственно этой эпидемиологической триаде выделяют три группы профилактических (противоэпидемических) мероприятий.

Воздействие на первое звено эпидемиологического процесса - источник инфекции

Существенную роль играют профилактические мероприятия, направленные на источник инфекции, которым при антропонозных заболеваниях является человек - больной или выделитель возбудителя, а при зоонозных заболеваниях - инфицированные животные.

Антропонозы. Кэтой группе профилактических мероприятий при антропонозах относятся диагностические, изоляционные, лечебные и режимно-ограничительные мероприятия. Активное и полное выявление больных осуществляется на основе комплексной диагностики, включающей клинические, анамнестические, лабораторные и инструментальные исследования. При одних инфекциях (особо опасные инфекции, брюшной тиф, вирусный гепатитВ и др.) госпитализация выявленных больных обязательна, при других (дизентерия, эшерихиоз, корь, ветряная оспа и др.) - в случаях отсутствия эпидемиологических и клинических противопоказаний допускается изоляция больных на дому.

В комплекс режимных мероприятий входит, занимая важное место, дезинфекция посуды, белья, помещений и инструментария. Рациональная комплексная терапия госпитализированных больных также является одной из профилактических мер в отношении инфекционных болезней.

Выписка больных из стационара производится после полного клинического выздоровления и по истечении определенного для каждой инфекции срока, исключающего возможность заражения. Если болезни свойственно бактерионосительство, то выписка реконвалесцентов осуществляется лишь при получении отрицательных результатов бактериологического исследования.

Активное выявление бактериовыделителей и их санация - одно из важных профилактических мероприятий. Выявление бактериовыделителей проводится в очаге инфекции, среди реконвалесцентов при выписке и вотдаленные сроки после нее, а также среди лиц декретированных профессий (пищеблок, водопроводные станции, детские учреждения). Выявленных бактериовыделителей временно отстраняют от работы, берут на учет и вплановом порядке проводят их бактериологическое обследование.

Режимно-ограничительные мероприятия. Предупреждению дальнейшего распространения возникших в коллективе инфекционных заболеваний служат режимно-ограничительные мероприятия, проводимые в отношении лиц, контактировавших с больными и подвергшихся риску заражения. Контактных лиц следует рассматривать как потенциальный источник инфекции, поскольку они могут быть заражены и находиться в периоде инкубации или являться выделителями возбудителей. Содержание режимно-ограничительных мероприятий зависит от характера инфекции, профессиональной принадлежности контактных лиц и др. Они включают медицинское наблюдение,разобщение и изоляцию.

Медицинское наблюдение проводится в течение срока, определяемого максимальной длительностью инкубационного периода при данной болезни. Оно включает опрос, осмотр, термометрию и лабораторное обследование контактных лиц. Медицинское наблюдение позволяет выявить первые симптомы заболевания и своевременно изолировать больных.

Разобщение. Дети, посещающие учреждения, или взрослые, работающие в детских учреждениях, а в некоторых случаях на пищевых предприятиях (например, контактные по брюшному тифу), подлежатразобщению, т.е. им запрещают посещать учреждения, где они работают, в течение срока, установленного инструкцией для каждого инфекционного заболевания.

Изоляция. При особо опасных инфекциях (чума, холера) все контактировавшие с больными подлежат изоляции и медицинскому наблюдению в изоляторе. Это мероприятие носит название обсервации и является составной частью карантинных мероприятий, проводимых при названных заболеваниях. Продолжительность изоляции соответствует периоду инкубации - при чуме 6суток, при холере - 5суток. Вте исторические времена, когда еще не были известны сроки инкубации, изоляция контактных лиц при чуме и некоторых других инфекциях продолжалась 40дней, откуда и произошло название «карантин» (итал. quarantena, qaranta giorni - 40дней).

Мероприятия по санитарной охране территории страны, осуществляемые санитарно-эпидемиологическими и специализированными противоэпидемическими учреждениями, дислоцированными в морских и речных портах, аэропортах, на шоссейных и железных дорогах также имеют большое значение. Объем мероприятий и порядок их проведения определены «Правилами по санитарной охране территории» нашей страны, при составлении которых учтены требования «Международных санитарных правил», принятых ВОЗ.

Инфекции, имеющие международное значение, подразделяются на две группы: болезни, на которые распространяются правила (чума, холера, желтая лихорадка и натуральная оспа), и заболевания, подлежащие международному надзору (сыпной и возвратный тифы, грипп, полиомиелит, малярия). Страны - члены ВОЗ обязаны своевременно информировать эту организацию о всех случаях возникновения заболеваний, на которые распространяются медико-санитарные правила, и о проводимых в связи с этим противоэпидемических мероприятиях.

Зоонозы. Профилактические мероприятия в отношении источника инфекции при зоонозах имеют некоторые особенности. Если источником инфекции являются домашние животные, то осуществляются санитарно ветеринарные мероприятия по их оздоровлению. Втех случаях, когда источником инфекции служат синантропные животные - грызуны (мыши, крысы), проводится дератизация. Вприродных очагах, где источником инфекции являются дикие животные, при необходимости численность их популяции уменьшают путем истребления до безопасного уровня, предотвращающего заражение человека.

Воздействие на второе звено пидемиологического процесса - механизм передачи возбудителя

В профилактике инфекционных болезней воздействие на механизм передачи возбудителя является важным мероприятием. Передача заразного начала от больного к здоровому происходит через внешнюю среду с помощьюразличных факторов (вода, пища, воздух, пыль, почва, предметы домашнего обихода), что и определяет многообразие профилактических мер воздействия.

В настоящее время все профилактические мероприятия, направленные на второе звено эпидемического процесса,разделяют на три основные группы:

1)санитарно-гигиенические;

2)дезинфекционные;

3)дезинсекционные.

При кишечных инфекциях с фекально-оральным механизмом заражения (брюшной тиф, дизентерия, холера) основными факторами передачи возбудителя служат пища и вода, реже - мухи, грязные руки, предметы обихода. Впрофилактике этих инфекций наибольшее значение имеют мероприятия обще-санитарного и гигиенического плана,различные способы дезинфекции. Обще-санитарными являются коммунально-санитарные мероприятия, пищевой, школьный, промышленный санитарный надзор, повышение уровня общей и санитарно гигиенической культуры населения.

К профилактическим мероприятиям, воздействующим на пути передачи инфекционного начала, относится также дезинфекция, которая проводится в очагах инфекционных заболеваний, а также в общественных местах (вокзалы, транспорт, общежития, общественные туалеты) независимо от наличия вспышки или эпидемии инфекционной болезни.

При инфекциях дыхательных путей (корь, краснуха, дифтерия, скарлатина, менингококковая инфекция, грипп и др.) по сравнению с кишечными инфекциями проведение мероприятий для пресечения путей передачи возбудителя представляет большие трудности. Передаче этих инфекций по воздуху способствуют микробные аэрозоли (капельная и ядерная фазы) и инфицированная пыль, поэтому предупредительными мерами являются санация воздушной среды помещений и применение респираторов. Что касается дезинфекции, то она почти не применяется при тех инфекциях дыхательных путей, возбудители которых малоустойчивы во внешней среде (корь, ветряная оспа, краснуха, эпидемический паротит). Дезинфекция проводится при скарлатине и дифтерии.

Большое значение для предупреждения трансмиссивных инфекций приобретают средства дезинсекции, направленные на уничтожение переносчиков возбудителей - кровососущих клещей, насекомых. Применяют также коллективные и индивидуальные меры защиты от нападения и укусов переносчиков.

Воздействие на третье звено эпидемиологического процесса

Повышение невосприимчивости населения проводится за счет внедрения двух направлений профилактики - неспецифической и специфической (иммунопрофилактика). Благодаря планомерному массовому проведению профилактических прививок заболеваемость дифтерией, полиомиелитом, коклюшем, корью, эпидемическим паротитом и др. вакцинозависимыми инфекциями снизилась до спорадического уровня. Не менее важным является проведение профилактических прививок по эпидемическим показателям, особенно с целью профилактики бешенства, столбняка, когда иммунопрофилактика является основным средством предупреждения заболеваний.

Иммунизация (от лат. immunis - свободный, избавленный от чего-либо) - метод создания искусственного иммунитета у людей и животных. Различают активную и пассивную иммунизацию.

Активная иммунизация заключается во введении в организм антигенов. Наиболее широко распространённая форма активной иммунизации - вакцинация, т.е. применение вакцин - препаратов, получаемых из микроорганизмов (бактерии, риккетсии и вирусы) или продуктов их жизнедеятельности (токсины) для специфической профилактики инфекционных болезней среди людей и животных. Активную иммунизацию осуществляют нанесением препарата (например, вакцины) на кожу, введением его внутрикожно, подкожно, внутримышечно, внутрибрюшинно, внутривенно, через рот и ингаляционным способом. Вакцинация остается перспективным и экономически выгодным направлением профилактики.

Характеристика вакцин

Типы вакцин

Живые вакцины

Содержат вакцинные штаммы возбудителей инфекционных болезней, которые утратили способность вызывать заболевание, но сохранили высокие иммуногенные свойства. Живые вакцины используют для иммунизации против полиомиелита, паротитной инфекции, кори, туберкулеза, бруцеллеза, туляремии, сибирской язвы, чумы, сыпного тифа, желтой лихорадки, лихорадки Ку, клещевого энцефалита, бешенства, ветряной оспы и других инфекций.

Инактивированные вакцины

Получают путем действия на патогенные бактерии и вирусы физическими (высокая температура, ультрафиолет, гамма-облучение) и химическими факторами (фенол, формалин, мертиолат, спирт и др.). Используют для иммунизации против коклюша, брюшного тифа, холеры, полиомиелита, бешенства, клещевого энцефалита и других инфекций.

Анатоксины

Пассивную иммунизацию проводят введением сывороток или сывороточных фракций крови иммунных животных и людей подкожно, внутримышечно, а в неотложных случаях - внутривенно. Такие препараты содержат готовые антитела, которые нейтрализуют токсин, инактивируют возбудителя и препятствуют его распространению.

Пассивная иммунизация создаёт кратковременный иммунитет (до 1месяца). Кней прибегают для предупреждения заболевания в случае контакта с источником инфекции при кори, дифтерии, столбняке, газовой гангрене, чуме, сибирской язве, гриппе и пр. Серопрофилактика или, если заболевание ужеразвилось, для облегчения его течения серотерапия.

Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России) от 21марта 2014г. №125нг. Москва «Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям».

Приказ Минздрава России

№125н от 21.03.2014 г.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Национальный календарь профилактических прививок

Наименование профилактической прививки

Новорожденные в первые 24часа жизни

Первая вакцинация против вирусного гепатита В

Новорожденные на 3-7день жизни

Вакцинация против туберкулёза

Дети 1месяц

Вторая вакцинация против вирусного гепатита В

Дети 2месяца

Третья вакцинация против вирусного гепатита В (группы риска)

Первая вакцинация против пневмококковой инфекции

Дети 3месяца

Первая вакцинация против дифтерии, коклюша, столбняка

Первая вакцинация против полиомиелита

Первая вакцинация против гемофильной палочки (группы риска)

Дети 4,5месяца

Вторая вакцинация против дифтерии, коклюша, столбняка

Вторая вакцинация против полиомиелита

Вторая вакцинация против гемофильной инфекции (группы риска)

Вторая вакцинация против пневмококковой инфекции

Дети 6месяцев

Третья вакцинация против дифтерии, коклюша, столбняка

Третья вакцинация против вирусного гепатита В

Третья вакцинация против полиомиелита

Третья вакцинация против гемофильной инфекции (группа риска)

Дети 12месяцев

Вакцинация против кори, краснухи, эпидемического паротита

Четвёртая вакцинация против вирусного гепатита B (группы риска)

Дети 15месяцев

Ревакцинация против пневмококковой инфекции

Дети 18месяцев

Первая ревакцинация против дифтерии, коклюша, столбняка

Первая ревакцинация против полиомиелита

Ревакцинация против гемофильной инфекции (группы риска)

Дети 20месяцев

Вторая ревакцинация против полиомиелита

Дети 6лет

Ревакцинация против кори, краснухи, эпидемического паротита

Дети 6-7лет

Вторая ревакцинация против дифтерии, столбняка

Ревакцинация против туберкулёза

Дети 14лет

Третья ревакцинация против дифтерии, столбняка

Третья ревакцинация против полиомиелита

Взрослые 18лет

Ревакцинация против дифтерии, столбняка - каждые 10лет от момента последней ревакцинации

Дети от 1 года до 18лет, взрослые от 18 до 55лет, не привитые ранее

Вакцинация против вирусного гепатита В

Дети от 1 года до 18лет, женщины от 18 до 25лет(включительно), не болевшие, не привитые, привитые однократно против краснухи, не имеющие сведений о прививках против краснухи

Вакцинация против краснухи

Дети от 1года до 18летвключительно и взрослые в возрасте до 35лет(включительно), не болевшие, не привитые, привитые однократно, не имеющие сведений о прививках против кори

Вакцинация против кори

Дети с 6месяцев; учащиеся 1-11классов; обучающиеся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования; взрослые работающие по отдельным профессиям и должностям (работники медицинских и образовательных организаций, транспорта, коммунальной сферы); беременные женщины; взрослые старше 60лет; лица, подлежащие призыву на военную службу; лица с хроническими заболеваниями, в том числе с заболеваниями лёгких, сердечно-сосудистыми заболеваниями, метаболическими нарушениями и ожирением

Вакцинация против гриппа

ПРИМЕРНЫЕ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

Укажите один верный вариант ответа

1.Эпидемическим процессом называют:

а)распространение инфекционных болезней среди растений

б)распространение возбудителей среди кровососущих переносчиков

в)распространение инфекционных болезней в популяции людей

г)состояние зараженности организма человека или животного

2.Ликвидация той или иной инфекционной болезни как нозологической формы означает:

а)отсутствие заболеваний

б)отсутствие условий для реализации механизмов передачи

в)отсутствие носительства

г)ликвидацию возбудителя как биологического вида

д)отсутствие восприимчивых лиц

3.Вакцины и анатоксины предназначены для:

а)экстренной профилактики инфекционных заболеваний

б)выработки активного иммунитета к инфекционным заболеваниям

в)серологической диагностики инфекционных заболеваний

г)лечения инфекционных заболеваний

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА

Больная 27лет, работница нефтеперерабатывающего комбината, обратилась за помощью на пятый день болезни. Жалобы: сильная головная боль, головокружение, общая слабость, отсутствие аппетита, повышение температуры, тошнота, рвота, темный цвет мочи, обесцвеченный кал.

Заболевание началось остро с высокой температуры, головной боли, тошноты и рвоты. Лечилась самостоятельно от гриппа, принимая аспирин, арбидол. Состояние резко ухудшилось, усилилась общая слабость, головная боль, несколькораз была рвота. Вызвана Скорая помощь - предварительный диагноз вирусный гепатит.

Два месяца назад перенесла операцию по экстрации зуба. 2недели отдыхала на природе -пила воду из водоёма.

Объективно. Температура 37,6 °С. Интенсивная желтушность кожи, склер и слизистой оболочки ротовой полости. На коже верхней части грудной клетки, в области плеч и предплечий единичные геморрагические высыпанияразмером 1×1см. Дважды было носовое кровотечение. Тоны сердца глуховатые, ритм правильный. Пульс 106уд. в минуту удовлетворительных качеств. Ад 90/60ммрт.ст. Влегких везикулярное дыхание. Размеры печени - перкуторно нижняя граница определяется по срединной линии на уровне реберной дуги, край ее резко болезненный, верхняя граница на уровне 7ребра. Селезенка не пальпируется. Симптом Ортнера положительный.

ЗАДАНИЕ

1.Какие данные эпиданамнеза следует получить?

2.Возможный путь инфицирования?

3.Какие противоэпидемические мероприятия необходимо провести в очаге?

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Курский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации

Кафедра поликлинической терапии, профессиональных болезней и военно-полевой терапии

Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний в деятельности врача общей практики

Курск-2013

УДК: 616.1 - 084 (075.8)

ББК: 54.101 я 73

Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний в деятельности врача общей практики: учебное пособие /под ред. проф. Н.К. Горшуновой, Курск. КГМУ. 2013. - 40 с.

ассистентом кафедры поликлинической терапии, профессиональных болезней и военно-полевой терапии КГМУ Д.Н. Украинцевой;

Рецензент:

В.И.Вишневский - заведующий кафедрой внутренних болезней медицинского института ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университет», д.м.н. профессор

В пособии освещены вопросы организации профилактической работы врача амбулаторно-поликлинического учреждения по снижению сердечно-сосудистого риска у пациентов разного возраста.

Пособие предназначено студентам лечебного, медико-профилактического факультетов, ординаторам, врачам амбулаторно-поликлинических учреждений, врачам общей практики.

1. Актуальность проблемы профилактики в повседневной клинической практике

2. Концепция факторов риска развития заболеваний

3. Понятие суммарного сердечно - сосудистого риска, методики его оценки

4. Цели сердечно-сосудистой профилактики в контексте суммарного риска

5. Стратегия коррекции поведенческих факторов риска

6. Суммарный сердечно-сосудистый риск и профилактика нарушений обмена липидов

7. Суммарный сердечно-сосудистый риск и артериальная гипертензия

Будущее принадлежит медицине предохранительной.

Эта наука, идя рука об руку с лечебной,

Принесет несомненную пользу человечеству.

Н.И. Пирогов.

Актуальность проблемы профилактики в повседневной клинической практике.

Сердечно-сосудистые заболевания (ССЗ) - основная причина смерти во всем мире, так, в 2008 году от них умерло 17,3 миллиона человек, что составило 30% всех случаев смерти, из которых 7,3 миллиона от ишемической болезни сердца, 6,2 миллиона – от инсульта. Высокая заболеваемость ССЗ регистрируется в странах с низким и средним уровнем дохода, где они становятся причиной более 80% случаев смерти, почти равномерно распределенных между мужчинами и женщинами.. К 2020 году ожидается рост смертности от болезней сердца и сосудов до 25 млн. в год. По прогнозу в 2030 году от ССЗ умрет около 23,6 миллиона человек. В группу ССЗ входят ишемическая болезнь сердца (ИБС), болезнь сосудов головного мозга, болезнь периферических артерий, ревмокардит, врожденные пороки сердца, тромбоз глубоких вен и эмболия сосудов системы легочной артерии .


В РФ ССЗ также ведущая причина смерти населения РФ. Только в 2007 году от них погибли более 1 млн. 185 тысяч человек, в том числе от ИБС – 50 % и цереброваскулярной болезни –34,5 % . Показатели смертности от заболеваний системы кровообращения в России одни из самых высоких в мире, причем около 40 % россиян умирают в активном трудоспособном возрасте .

Еще в 19 веке великий русский ученый Николай Иванович Пирогов, внесший неоценимый вклад в мировую науку, придавал особую значимость «медицине предохранительной», но только в 21 веке активное вмешательство, направленное на охрану здоровья, признано стратегическим направлением развития здравоохранения в РФ, что провозглашено во всех государственных законодательных актах последнего десятилетия и прежде всего в Федеральном Законе «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», статья 12 которого определяет приоритет профилактики в сфере охраны здоровья и ее цели:

1) разработку и реализацию программ формирования здорового образа жизни, в том числе программ снижения потребления алкоголя и табака, предупреждения и борьбы с потреблением наркотических средств и психотропных веществ;

2) осуществление санитарно-противоэпидемических профилактических мероприятий;

3) осуществление мероприятий по предупреждению и раннему выявлению заболеваний, в том числе предупреждение социально значимых заболеваний;

4) проведение профилактических и иных медицинских осмотров, диспансеризации, диспансерного наблюдения в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5) осуществление мероприятий по сохранению жизни и здоровья граждан в процессе их обучения и трудовой деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации .

Однако в реалиях практического здравоохранения профилактические рекомендации зачастую носят декларативный характер, превращаясь в трафаретные записи в амбулаторных картах или в немотивирующие фразы: «Бросьте курить», «Вам надо похудеть и правильно питаться», «Больше двигайтесь» и др. Каким же образом в рутинной работе врача первичного звена здравоохранения неголословно применить стратегию профилактики, к каким «инструментами» должен уметь апеллировать врач первого контакта с пациентом, чтобы заставить профилактические рекомендации заработать и оценить их результаты?

Аннотация

Данная статья посвящена исследованию такого явления в школьной среде, как травля среди подростков. В ней рассмотрен феномен школьного насилия, выделены основные его типы. В статье были выявлены актуальность и особенности проблемы профилактики школьного насилия среди обучающихся подросткового возраста.

Ключевые слова: школьное насилие, буллинг, моббинг, харассмент, травля, механизмы противодействия.

Введение. Школьное насилие рассматривается в современном мире как серьезная социальная проблема. Научное описание проблемы насилия в школах над детьми имеет различные трактовки и в связи с неоднозначностью терминологии, затрудняется. Сама категория «школьное насилие» многолика и в более современных подходах включает в это понятие целый спектр поведенческих феноменов. Так, под школьным насилием понимают «нанесение любого ущерба (физического, морального, психологического, идеологического и др.) или любые формы принуждения в отношении ученика, учителя или группы школьников, а также руководства учебного заведения» . Потребность в практических наработках и конкретных ненасильственных технологиях образовательной сферы возрастает, что свидетельствует о высоком уровне интереса к рассматриваемой проблеме.

Различные аспекты формирования ненасильственной образовательной среды в современных условиях исследовали как зарубежные (А.Гуггенталь, Д.Ольвеус и др.), так и отечественные (Е.Н. Волкова, Н.О. Зиновьева, Т.Н. Мерцалова, В.П. Устинов, М.В. Смагина и др.) ученые. В их трудах рассматриваются такие аспекты проблемы школьного насилия, как разработка её понятийного аппарата, выделение разновидностей и форм школьного насилия, механизмы противодействия ему.

В ходе данной работы были применены такие методы научно-педагогического исследования, как: анализ психолого-педагогических работ по проблеме исследования; метод сопоставительно-сравнительного анализа, моделирование, мысленный эксперимент и диагностические (анкетирование, интерьюирование) методы. Цель исследования – оценка современной ситуации и выявление основных тенденций в состоянии проблемы насилия в отношении детей в школе.

Основная часть . И.С. Кон определил школьную травлю как запугивание, физический или психологический террор, направленный на то, чтобы вызвать у другого страх и тем самым подчинить его себе . Агрессивное поведение имеет свои возрастные, половые (гендерные) и иные психологические закономерности.

В 1969 году П.-П. Хейманн впервые ввел в психолого-педагогическую литературу термин «моббинг». Данный термин был заимствован из этологии, где он обозначал групповую агрессию животных. Работы П.-П. Хейманна помогли понять механизм издевательства и выделить «моббинг» лишь как один из подвидов агрессии . В 1973 году норвежский психолог Дэн Ольвеус ввел понятие «буллинг», которое становится значимым в последующих исследовательских работах на тему школьного насилия во всем мире. Д.Ольвеус позже определил «буллинг», как длительные повторные негативные действия одного агрессора, направленные на одного человека, в то время, как моббинг является длительным негативным воздействием группы людей на жертву .

Унижения, вымогательства, оскорбления, угрозы, неприятие одноклассниками происходят за стенами школ по всему миру. Согласно первым крупномасштабным исследованиям, проведенным Д.Ольвеусом, в которых приняли участие около 568000 норвежских учащихся, одна седьмая опрошенных (осень 1983) учеников были подвергнуты травле своих одноклассников или сами становились жертвами детских преследований (Olweus, 1987, 1991, 1993a ). Из них примерно одна девятая были жертвами и одна десятая являлись агрессорами и травили своих одноклассников регулярно .

На территории субъектов РФ также существует локальная и региональная статистика различных психолого-педагогических исследований феномена школьного насилия, проведенных отечественными специалистами. Так, Н.А. Хвыля-Олинтер на основе репрезентативного исследования в школах г. Москва установила, что только три четверти учеников из 1500 детей никогда не унижали и не оскорбляли, но каждого третьего ребенка грубо одергивали или высмеивали перед всем классом .

Для криминологической диагностики масштабов школьного насилия в Воронежской области проводился анонимный интернет-опрос 200 школьников . Анализ ответов позволил сделать следующие выводы: половина опрошенных школьников были свидетелями насильственных актов физического характера в учебное время; пять респондентов признались, что иногда отнимали деньги или вещи у других учеников; с угрозами сталкивались треть респондентов; более четверти школьников отмечают факты насмешек и оскорблений по национальному или религиозному признаку; каждый десятый ученик испытывает чувство незащищенности, находясь в школе; наконец, 10 респондентов сталкивались с фактами принуждения к сексуальным отношениям.

В проведенном анонимном опросе А.И. Аверьянов выявил тот факт, что 91% респондентов были осведомлены и сталкивались с явлением насилия в школе постоянно. Половина обучающихся сами участвовали в травле своих одноклассников. Отвечая на вопрос о причинах травли, порядка половины участников опроса называют внешность, одна седьмая - поведение, одна девятая - национальность, 8% - материальное положение. Он пришел к выводу, что дети чаще проявляют интолерантность к различного рода отличиям. Говоря о формах школьного буллинга, обучающиеся на первое место поставили драку (44%), далее – сплетни (39%), бойкот (31%), оскорбления (13%) и высмеивание (11%) .

Зарубежные исследователи выделяют два типа школьной травли: непосредственный, где физические побои прямо наносятся жертве, и косвенный, куда входит распространение негативных сплетен, кибербуллинг, эмоциональная манипуляция человеком, а также социальная изоляция жертвы, которую иначе называют социальной агрессией .

Для выявления состояния проблемы насилия в отношении детей в школе в марте 2016 года мы провели анкетирование, базой которого послужили школы МБОУ «Лицей-интернат №79», МБОУ «СОШ №58» г. Набережные Челны, МБОУ «СОШ № 4» г. Елабуги РТ. Для достижения цели исследования использовался анкетный опрос школьников 13 лет и старше. Количество опрошенных учеников – 120.

В результате опроса было выявлено, что для современных подростков в большей степени характерно применение психических видов насилия. На первом месте находятся высмеивание и насмешки детей перед классом (78,8%). Так, 63,3% опрошенных детей признались в регулярной частоте насмешек. На оскорбления на почве одежды, вещей и места проживания пожаловалась одна четвертая часть респондентов, а 56% учеников высмеивали своих сверстников из-за ограниченных умственных или физических возможностей. Был выявлен большой процент драк из-за реакции на обидные обзывания (53,3%). Унижения и оскорбления детей составляют (13,3%). Пятеро из всех опрошенных видели, как кто-то из учеников вымогал вещи у другого.

По мнению опрошенных учащихся, для учителей характерно предвзятое отношение к детям и безосновательное занижение отметок (редко − 18,4%, часто и очень часто – 20,7%). Безопасно чувствуют себя в школе 80% обучающихся.

Таким образом, наиболее распространенными формами проявления насилия между школьниками являются как отрицательное психологическое влияние, так и причинение физической боли. Следует учитывать, что официальная статистика не способна полностью охватить все видовое разнообразие школьного насилия, ее регулярность и уровень причиняемого ущерба, так как факты жестокого обращения с детьми обычно скрываются и замалчиваются, а насильственные действия психологического характера практически никогда не фигурируют в российской статистике.

Проблема школьной травли является актуальной в любом образовательном учреждении. Инциденты школьного насилия влияют на общую атмосферу в классе, самочувствие обучающихся и на успеваемость учеников. Вследствие этого процесс профилактики школьного насилия относят к ключевым в организации учебно-воспитательной деятельности.

В разработках зарубежных и отечественных ученых были выявлены последствия перенесенного насилия. Т.Г. Волкова установила, что вне зависимости от видов перенесенного насилия у детей и подростков отмечают различные психосоматические реакции, например, снижение потребности в общении со сверстниками и семьей, снижение уровня самооценки, субъектного самоконтроля. Ею было выявлено закономерное повышение уровня подозрительности и подчиняемости в межличностных отношениях после пережитого насильственного действия и факт посттравматического синдрома отсутствия идентификации со школой .

По мнению Т.В. Кропалевой, наиболее опасным последствием школьного насилия является нарастающая диленквентность и криминализация поведения, в результате которого у подростков развивается тревожность и подозрительность, снижается уровень интеллекта и коммуникативных компетенций . В последствии риск проявления наклонности антисоциального поведения у школьников может многократно возрасти.

Д.Ольвеус считает, что детская травля влечет за собой негативные последствия не только для жертвы, но и для преследователя. Последствия издевательств сказываются на самочувствии незамедлительно и впоследствии, что обусловлено психологическими защитами. Он установил, что взрослые, испытавшие жестокие школьные отношения, были более подвержены депрессиям и имели проблемы с самоутверждением и формированием самооценки . Более того, если жертвы школьного насилия преследовались и во взрослой жизни, они сами начинали проявлять агрессивные черты характера и в дальнейшем. Так, в психиатрии существуют примеры патологической и деструктивной интроекции «идентификация с агрессором» (A.Freud,1936). В результате непосредственных наблюдений в естественных условиях (Bettelheim, 1960), и эмпирических исследований (Milgram, 1963), стало известно, что в ситуациях переживания страха или плохого обращения люди пытаются овладеть своим страхом и страданием, перенимая качества мучителей. Понимание данного механизма критически важно для процесса предотвращения и профилактики насилия над детьми в школе, так как этот механизм особенно ярко проявляет себя при характерологических предрасположенностях ребенка к садизму .

Зарубежные исследования регулярно описывают школьные инциденты разной степени жестокости. Схожие случаи школьных преследований были выявлены, засвидетельствованы и изучены в странах по всему миру. Так, в Австралии, 1 ребенок из 6 подвергается запугиваниям или травле со стороны сверстников еженедельно (Rigby, 2002). Согласно анализу результатов эксперимента, проведенного в Соединенных Штатах, каждый опрошенный был травмирован хотя бы раз, за все время его обучения, а уровень агрессии среди подростков доходит до отметки «экстремальный» .

Различные виды агрессии, школьная травля и запугивание одноклассников говорит о не здоровом развитии детей и подростков. Эти процессы являются предшественниками более тяжелого поведения в будущем. Кроме того, была выявлена существенная корреляция между запугиванием и последующими проявлениями детской жестокости у агрессоров, которая пропорционально увеличивается вдали от школ, в местах, неподконтрольных взрослым. Специалисты утверждают, что строгое соблюдение всех мер профилактики школьного насилия среди учащихся постепенно снижает уровень детской агрессии в классах, воспитывает в ребенке чувство эмпатии, укрепляет школьную атмосферу, повышает степень доверия учеников друг к другу .

Заключение. Для проведения успешной профилактики школьного насилия необходимо учитывать различные уровни подвергаемости насилию, не только межличностные (горизонтальные), но и вертикальные, а также семейные и общественные уровни. За прошедшие 30 лет, несмотря на возрастающий интерес международных исследований к теме школьной травли, вопрос об эффективном процессе профилактики учебного насилия остается открытым. Многое остается неизвестным, касающееся оценки, измерения, разработки и осуществления эффективных программ профилактики преследований и гонений среди школьников. Разработка мер профилактики школьного насилия среди учащихся остается одной из наиболее острых проблем, которая касается дальнейшего развития системы образования в России. Школы нуждаются в разработке программ внешкольной воспитательной работы, направленной на полноценное развитие подрастающего поколения.

Список литературы :

  1. Аавик Х. Профилактика девиантного поведения подростка // Мир науки и образования. – 2011. - № 11. – С. 110-113.
  2. Аакер Д. Школьные исследования. - М.: Питер, 2004. - 840 с.
  3. Абаев В. И. Противодействие школьной травле // Первое сентября. – 2006. - № 14.- С. 16-21.
  4. Аверьянов А.И. Школьный буллинг как проблема в деятельности социального педагога // Социально-педагогическая поддержка ребенка в процессе социализации: Материалы Российской научно-практической конференции (6 ноября 2008 г., Москва). – М., 2008. – С.180-182.
  5. Волкова Т.Г. Особенности образа «Я» личности, считающей себя испытавшей насилие: дис. … канд. психол. наук. – Барнаул: Алтайский гос. ун-т, 2004. – 271 с.
  6. Кон И.С. Что такое буллинг и как с ним бороться // Семья и школа. – 2006. – № 11. – С. 15-18.
  7. Кропалева Т.Н. Роль насилия в генезисе противоправного поведения подростков: дис. … канд. психол. наук. – М.: Университет российской академии образования, 2004. – 130 с.
  8. Мак-Вильямс Н. Психоаналитическая диагностика. Понимание структуры личности в клиническом процессе. - М.: Класс, 2015. – 592 с.
  9. Соловьев В.С. Криминологическая диагностика масштабов школьного насилия (по материалам анонимного интернет-опроса школьников) // Вестник ВГУ. – 2014. – № 4. – С. 220-231.
  10. Хвыля-Олинтер Н.А. Проблема насилия над детьми в оценках московских школьников // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2012. – № 1. – С. 143-147.

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра общей гигиены, экологии и радиационной медицины

Н.В.Карташева, Л.П.Мамчиц, С.В.Климович

Тема: «Профилактика. Медицинская профилактика, ее значимость в сохранении здоровья»

Учебно-методическое пособие

по «Общей гигиене» для студентов 2 курса лечебного, медико-диагностического и факультета подготовки специалистов для зарубежных стран

Гомель,

ГомГМУ

Профилактика. Медицинская профилактика, ее значимость в сохранении здоровья

Время занятия – 4 часа

Мотивационная характеристика темы

Здоровье человека составляет экономический потенциал страны. Медицинская профилактика относится к социально-экономическим, гигиеническим, санитарно-противоэпидемическим, иммунопрофилактическим, семейно-бытовым, индивидуально-личностным категориям. Профилактика заболеваний, обеспечение здорового развития подрастающего поколения, предупреждение заболеваний от факторов окружающей среды, развития профессиональной патологии – приоритетные направления здравоохранения. Профилактика основана на проведении медицинских осмотров, диспансеризации, информационно-образовательной работы и гигиеническом воспитании населения. На современном этапе развития медицины актуальным становится такое направление в здравоохранении, как управление здоровьем населения на основе именно профилактических мероприятий на общественном уровне: дни профилактики гриппа; ОРИ; инфекций ППП; ВИЧ; стоматологических заболеваний; туберкулеза; алкоголизма; наркомании; дни здоровья, здорового питания школьника и другие.

Активное участие в профилактических мероприятиях с населением принимают медицинские работники, общественность, что способствует повышению уровня осведомленности людей о своем здоровье в формировании здорового образа жизни.

Цель занятия: Ознакомиться с видами медицинской профилактики, ее значимостью в сохранении здоровья населения.

Задачи:

1. Усвоить определение медицинская профилактика и ее роль в системе гигиенических мероприятий;

2. Уяснить значение донозологической диагностики в первичной профилактике преморбидных состояний;

3. Научиться разрабатывать мероприятия первичной профилактики в образе и стиле жизни;

4. Разработать профилактические мероприятия по личной гигиене, водопотреблению, движению, питанию.

Требования к исходному уровню знаний студентов

Для усвоения темы необходимо повторить:

Химические факторы, их метаболизм в организме;

Физические факторы, их физические характеристики;

Биологические факторы, иммунитет.

Контрольные вопросы из смежных дисциплин.

1. Температура, влажность, подвижность воздуха, терморегуляция.

2. Барометрическое давление.

3. Классификация химических веществ, их токсичность.

4. Характеристика микроорганизмов.

5. Иммунитет.

Контрольные вопросы по теме занятия

1. Определение понятия медицинская профилактика

2. Первичная профилактика медицинская, ее роль в сохранении здоровья

3. Гигиенические мероприятия в первичной профилактике

4. Вторичная профилактика в системе гигиенических мероприятий

5. Значение третичной профилактики в сохранении социального статуса

6. Донозологическая диагностика в профилактике преморбидных состояний

7. Роль личной гигиены в первичной профилактике заболеваний

8. Роль питания в профилактике нарушений здоровья

Учебный материал

Профилактика (греческое prophylaktikos) предохранительный, предупредительный – это система государственных, социальных, гигиенических и медицинских мер, направленных на обеспечение высокого уровня здоровья и предупреждение болезней. Профилактика является ведущим разделом медицины. Уровень профилактики в стране отражает характер общественно-экономических, научно-технических условий жизни общества.

Профилактика появилась при поисках путей, средств и методов предохранения от болезней, несчастных случаев в виде индивидуальной и личной гигиены в первую очередь от массовых заболеваний населения. В качестве профилактических мер использовали физические методы (сжигание трупов животных, одежды больных людей); рекомендовалось использование народных средств (настои разных трав); рекомендовалось обязательное выполнение физических упражнений. В религиозных наставлениях заложены основы многих профилактических обрядов, ритуалов, праздников, соблюдение постов, начало употребления ягод, фруктов (яблочный, ореховый, медовый спас). Строились и использовались в профилактических целях акведуки (прообраз водопровода); термы (бани); велся санитарный контроль за привозимой продукцией на рынке. Начавшиеся эпидемии, пандемии особо опасных заболеваний (холера, чума, туляремия) способствовали составлению плана противоэпидемических мероприятий (изоляция больных, обсервация, карантин), велся надзор за водоснабжением. Составлены предписания по личной гигиене тела, белья, жилища. Следующий этап развития профилактики связан с развитием промышленности, сельского хозяйства, биологии, медицины. Появилась профессиональная группа – санитарные инспектора, которые контролировали условия труда и разрабатывали профилактические мероприятия по предупреждению профессиональной патологии. Появились учения о единстве организма и окружающей среды. Методы профилактики взяли на вооружение Н.И.Пирогов, Г.А.Захарьин. Разрабатываются и реализуются мероприятия по гигиене населенных мест, почвы, воды, воздуха. Впервые создается санитарное законодательство по профилактике туберкулеза, алкоголизма, ИППП, общедоступной, бесплатной медицинской помощи, охраны материнства и детства, амбулаторной и поликлинической помощи. Обосновывается и реализуется диспансеризация населения, охрана здоровья работников сельского хозяйства. Рассматриваются вопросы профилактических мер в образе жизни.

Профилактикой занимается не только санитария, но и гигиена (греческое hygieinos- здоровый). Основные задачи современной гигиены по комплексу профилактических мероприятий основаны на этапах предупредительного и текущего санитарного надзора. Законодательные и нормативные документы предусматривают охрану труда и отдыха; здоровья детей и подростков, экспертизу качества продуктов питания, одежды, обуви, мебели, строительных материалов, охрану окружающей среды.

Методы исследования и составления профилактических мероприятий строятся на санитарном обследовании; санитарно-гигиеническом изучении физических, химических, биологических факторов; гигиеническом и лабораторном эксперименте; статистических данных с выявлением корреляционной взаимосвязи. В зависимости от состояния здоровья, наличия факторов риска заболевания или выраженной патологии у человека стали рассматривать три вида профилактики: первичную, вторичную и третичную.

Первичная профилактика – это система мер предупреждения возникновения и воздействия факторов риска развития заболеваний (вакцинация, рациональный режим труда и отдыха, рациональное питание, физическая активность, оздоровление окружающей среды и др.).

К первичной профилактике относят социально-экономические мероприятия государства по оздоровлению образа жизни, окружающей среды, воспитанию и др. Профилактическая деятельность обязательна для всех медицинских работников и медицинских учреждений любого уровня.

Первичная профилактика направлена на возможную этиологическую причину, как фактор риска нарушения состояния здоровья. С этой целью гигиена занимается нормированием данных физических, химических, биологических факторов и их сочетаний. Предусматривается или полное отсутствие этих факторов или наличие их в безопасных концентрациях, уровнях. Например, концентрация СО 2 в воздухе жилых, общественных зданиях, цехах, в атмосфере. Углекислый газ - естественный побудитель дыхательного центра, поддерживает кислотно-щелочное равновесие в организме только при определенной концентрации в атмосфере 0,03-0,04%. Увеличение концентрации СО 2 в закрытых помещениях, без возможного нарушения здоровья допускается, нормируется в концентрации 0,1%. Превышение концентрации СО 2 более 0,1% является фактором риска нарушения здоровья. По санитарно-гигиеническим нормам и правилам необходимо проветривание помещения через естественную или искусственную вентиляцию, как профилактическое мероприятие.

Одним из направлений первичной профилактики является профилактика инфекционных заболеваний.

Инфекционные заболевания, возбудителями которых являются болезнетворные микроорганизмы, передаются от больного человека (в остром периоде заболевания) или от бактерионосителя к здоровым людям. Возбудители могут передаваться различными путями. К наиболее распространенным путям относятся:

    Контактный – при непосредственном общении больного человека со здоровыми (прямой контакт) или через предметы домашнего обихода: белье, посуда, книги, игрушки и пр. (столбняк, микроспория, чесотка, кишечные инфекции).

    Аэрозольный – возбудители с капельками слюны, слизи, при форсированном разговоре, кашле, чихании попадают в воздух, оседают на пылевых частицах и током воздуха разносятся в разные стороны. Этот путь распространения инфекции характерен для закрытых помещений; на открытом воздухе патогенные микроорганизмы довольно быстро погибают (дифтерия, корь, краснуха, коклюш, эпидемический паротит, ветряная оспа).

    Водный путь – возбудители передаются при употреблении недоброкачественной воды (брюшной тиф, вирусный гепатит А, гельминтозы).

    Пищевой путь - возбудители передаются с пищевыми продуктами (дизентерия, сальмонеллез, энтеровирусные инфекции).

    Трансмиссивный путь - возбудители передаютсячерез живых переносчиков (педикулез, клещевой энцефалит, малярия).

Профилактика инфекционных заболеваний среди населения направлена на источник инфекции, разрыв путей передачи и на восприимчивый организм. В отношении источника инфекции используются клинико-изоляционные, лечебно-диагностические и режимно-ограничительные мероприятия. Мероприятия, направленные на прерывание путей передачи инфекции включают санитарно-гигиенические мероприятия, дезинфекцию и дезинсекцию. В отношении восприимчивых лиц применяется иммунопрофилактика, иммунокоррекция, экстренная профилактика. Профилактические прививки проводятся в соответствии с календарем прививок в плановом порядке и по эпидемическим показаниям.