Все о тюнинге авто

Фз рф о ценных бумагах. Закон «О рынке ценных бумаг. Кого считают профи

Правоотношения на финансовом рынке регламентирует целый спектр законов, к числу которых относится и Федеральный закон о рынке ценных бумаг. Закон регулирует правоотношения в области выпуска и купли-продажи ценных бумаг, а также вопросы формирования элементов институциональной структуры финансового рынка.

Рынок финансовых инструментов появился в России сравнительно недавно и, тем не менее, в перспективе может войти в число наиболее развитых рынков.

Для реализации этой цели необходимо:

  • увеличить число финансовых инструментов, торгуемых на бирже;
  • привести нормативно-правовую базу в соответствие с мировыми стандартами;
  • сформировать реальную систему контроля за деятельностью участников финансового рынка;
  • вести реальную работу по предотвращению инсайдерских сделок;
  • повысить эффективность саморегулируемой организации.

Правительство предпринимает большие усилия для реализации поставленных целей, но, к сожалению, внешние условия, связанные с введением экономических санкций, не позволяют пока двигаться ускоренными темпами. Не получила пока развитие и идея по формированию в Москве мирового финансового центра, но работа по совершенствованию законодательства тем не менее продолжает вестись.

Нормативно-правовая база деятельности на финансовых рынках базируется на нескольких основных законах, связанных с деятельностью на рынке финансовых инструментов. Отдельным законодательным актом, регламентирующим оборот ипотечных ценных бумаг, является закон «об ипотечных ценных бумагах» 152 ФЗ. Большую роль в регулировании финансового рынка играют подзаконные акты, издаваемые Банком России и министерствами финансово-экономического блока Правительства.

Формирование российской законодательной базы во многом базировалось на законах США «О ценных бумагах». Финансовый рынок Соединенных Штатов является самым развитым в мире. Практически любой гражданин США является владельцем и активным участником биржевых торгов.

Этот фактор оказал позитивное влияние на общую разработанность законодательства в этой сфере не только в США, но и в других развитых странах. В результате, за рубежом нормативно-правовая база детально рассматривает любую проблему финансового рынка.

Совет! В российском законодательстве существует большое число отсылочных норм, что делает его сложным для восприятия и заставляет искать дополнительную информацию в других нормативно-правовых актах. Не стоит лениться это делать, так как очень часто дополнительная информация в корне меняет общее понимание путей решения проблемы. Не менее важно учитывать проходящую интеграцию законодательства стран ЕАЭС, итогом которой могут стать значительные изменения в законодательстве о финансовом рынке.

Рассмотрим основные положения закона более подробно, так как знание законодательства значительно облегчает принятие решения в области .

Какие виды деятельности на финансовом рынке разрешены законодательно

О рынке ценных бумаг федеральный закон говорит как об организованном рынке, действующем на основе определенных законодательно установленных правил. Закон о ценных бумагах РФ является одним из важнейших элементов инфраструктуры финансового рынка. Документ состоит из 6 разделов и 13 глав.

В целом документ регламентирует вопросы:

  • эмиссии;
  • обращения;
  • требований к профучастникам рынка;
  • информационного сопровождения финансового рынка;
  • роль банка России и др.

Совет! Недостатком является постоянное редактирование закона, поэтому необходимо периодически просматривать вводимые изменения, чтобы правильно организовать управление инвестиционным портфелем.

Первый раздел состоит из глав, определяющих общие положения закона, включая:

  • предмет регулирования;
  • основные используемые термины.

Закон РФ о ценных бумагах в главе 2 устанавливает, что на этом рынке профессиональную деятельность могут осуществлять:

  • брокеры;
  • дилеры;
  • управляющие ценными бумагами;
  • депозитарии
  • держатели реестров.

Брокеры

Брокеры (см. ) предоставляют участникам финансового рынка услуги по исполнению различных поручений, связанных с куплей и продажей финансовых инструментов. Брокер имеет право выдавать клиентам займы и получать проценты за предоставленные финансовые средства или ценные бумаги.

Совет! Выбор брокера — это одно из наиболее важных решений для инвестора. Именно благодаря правильному выбору этого институционального участника торгов инвестор получает возможность легко и оперативно управлять деньгами или, наоборот, будет постоянно испытывать трудности при осуществлении купли-продажи ценных бумаг.

Дилеры

Законодательство определяет, что дилером может быть только юридическое лицо, представляющее коммерческую организацию, которое может самостоятельно осуществлять сделки по купле и продаже ценных бумаг. К числу дилеров закон 39 ФЗ о рынке ценных бумаг относит и форекс-дилеров, деятельность которых регламентируется статьей 4.1.

Собственные средства такого юридического лица должны составлять сумму не менее 100 млн. рублей. В обязанности форекс-дилеров входит учет всех договоров, заключаемых с его участием, а также любых других операций, которые совершаются в целях исполнения этих договоров.

Форекс-дилер не имеет права:

  • заключать рамочные договоры, если текст такого договора не зарегистрирован в саморегулируемой организации форекс-дилеров;
  • самостоятельно, без заявки физического лица, заключать договоры, при этом физическое лицо не должно являться индивидуальным предпринимателем;
  • заключать с контрагентами в один и тот же период времени договоры на разных условиях при аналогичных параметрах сделок;
  • в одностороннем порядке изменять условия договора после его заключения;
  • расторгать договор в одностороннем порядке;
  • нарушать зависимость между котировками на покупку и продажу;
  • кредитовать не являющихся индивидуальными предпринимателями физических лиц.

Совет! Законодательство о дилерах может быть интересно лишь в том случае, если инвестор планирует осуществлять операции по купле-продаже валюты. В этом случае на первый план выходит оценка «порядочности» валютного дилера. Инвестору стоит внимательно изучить отзывы и обратить особенно большое внимание на легкость возврата вложенных финансовых средств.

Управляющие ценными бумагами

Под управлением ценными бумагами законодательство о рынке ценных бумаг определяет доверительное управление финансовыми инструментами, к которым относятся:

  • финансовые средства, предназначенные для работы на рынке.

В обязанности управляющего входит ведение учета ценных бумаг по каждому договору отдельно.

Совет! Мнение многих инвесторов подтверждает опыт, свидетельствующий о том, что лучше всего самостоятельно управлять собственными финансовыми средствами. Помните, что независимо от результатов управления средствами инвестора, управляющему придется заплатить деньги за управление. Управлять чужими финансовыми средствами легко и решения в этом случае принимаются быстро, так же, как и уменьшаются средства на счете. Лучше всего своими средствами управлять самостоятельно, получив необходимые знания.

Организация депозитарной деятельности

Под депозитарной деятельностью федеральный закон о ценных бумагах признает предоставление услуг, связанных с:

  • хранением сертификатов финансовых инструментов;
  • учетом и переходом прав на финансовые инструменты.

Предоставление услуг депозитарной деятельности возможно только на основе заключения в письменной форме депозитарного договора.

Договор в обязательном порядке должен содержать следующую информацию:

  • точное, не подлежащее двойному толкованию определение предмета договора;
  • порядок передачи депонентом распоряжений депозитарию;
  • период действия договора;
  • величину вознаграждения и порядок его получения депозитарием;
  • периодичность и форму отчета, предоставляемого депозитарием депоненту;
  • обязанности депозитария перед депонентом.

В обязанности депозитария входит:

  • обязательная регистрация факта обременения ценных бумаг депонента;
  • ведение счетов депо по каждому депоненту с указанием точной даты и основания проведенной по счету операции;
  • ознакомление депонента со всей имеющейся у депозитария информацией, полученной от эмитента или держателя реестра владельцев ценных бумаг.

Совет! Депозитарная деятельность осуществляется специально образованными юридическими лицами и обычно инвестору не приходится сталкиваться с этим органом, поэтому изучать законодательство, касающееся работы депозитария, не имеет особого смысла.

Реестр ценных бумаг

Федеральный закон «о рынке ценных бумаг» определяет деятельность по ведению реестра ценных бумаг как выполнение следующих действий по работе с данными, входящими в реестр владельцев ценных бумаг:

  • сбор ценных бумаг;
  • фиксация стоимости ценных бумаг;
  • обработка данных о покупках ценных бумаг;
  • хранение информации о ценных бумагах;
  • предоставление информации из реестра.

Ведение реестра разрешается только юридическим лицам.

В обязанности держателя реестра входит право:

  • открывать в реестре лицевые и иные счета;
  • проводить в реестре операции, но только по распоряжению зарегистрированных лиц;
  • предоставлять зарегистрированному лицу информацию, разрешенную законодательством;
  • информировать зарегистрированных владельцев ценных бумаг о правах и порядке их осуществления, закрепленных за бумагами;
  • формировать списки лиц, которые в соответствии с законодательством могут осуществлять права по ценным бумагам.

Условием получения информации об именах зарегистрированных лиц и о количестве имеющихся на счетах зарегистрированных акций является учет на лицевом счете более 1% голосующих акций эмитента.

Совет! Нормы закона в части ведения реестра также не являются важной информацией для простого инвестора и тщательно изучать их совсем не обязательно.

Выпуск и обращение ценных бумаг

Главы 3-6 закона посвящены вопросам эмиссии и обращения эмиссионных бумаг. Закон «о рынке ценных бумаг» регулирует правоотношения в области выпуска и обращения ценных бумаг. Ценные бумаги в Российской Федерации могут быть именными и на предъявителя. Именные ценные бумаги выпускаются только в бездокументарной форме, а на предъявителя только в документарной.

Четвертый раздел закона посвящен вопросам информационного обеспечения финансового рынка, а пятый раздел рассматривает вопросы государственного регулирования в области функционирования рынка ценных бумаг.

Федеральный закон РФ «О рынке ценных бумаг» регламентирует следующий порядок государственного регулирования рынка ценных бумаг:

  • разработка стандартов и требований к деятельности профучастников финансового рынка;
  • государственная регистрация выпускаемых ценных бумаг;
  • осуществление контроля за условиями и обязательствами, указанными в проспектах финансовых инструментов;
  • лицензирование деятельности профучастников финансового рынка;
  • организация системы защиты и контроля прав владельцев ценных бумаг;
  • контроль за соблюдением запрета на осуществление предпринимательской деятельности на рынке ценных бумаг в отсутствии лицензии.

Большое внимание в законе уделено наказанию за инсайдерскую торговлю, а также общему информационному обеспечению торговли ценными бумагами. В законе рассмотрена и все более усиливающаяся роль Центрального банка, призванного осуществлять контроль за финансовыми рынками.

Саморегулируемая организация участников финансового рынка

Федеральным законом «О рынке ценных бумаг» предусмотрены основные положения функционирования саморегулируемой организацией профучастников финансового рынка. В соответствии с законодательством, организация основывается инициативно для реализации следующих целей:

  • обеспечения условий для осуществления деятельности участников финансового рынка;
  • соблюдения совместно принятых стандартов профессиональной этики;
  • защиты интересов членов организации, которые являются владельцами ценных бумаг, и других клиентов финансового рынка;
  • выполнения всех принятых правил и стандартов.

Саморегулируемая организация самостоятельно устанавливает:

  • правила , регламентирующие работу на финансовом рынке;
  • стандарты , на основе которыхпроводятся операции с финансовыми инструментами;
  • контрольные мероприятия за соблюдением правил и стандартов.

Все принимаемые решения обязательны к исполнению для всех членов саморегулируемой организации.

Совет! Инвестор, являющийся профучастником финансового рынка, обязан знать и соблюдать все стандарты и правила. Но и непрофессиональные участники должны знать стандарты, так как благодаря этому получают дополнительный шанс на быстрое и эффективное решение возможных проблем на финансовом рынке.

Основным нормативно-правовым актом, регулирующим отношения в сфере выпуска и реализации биржевых сертификатов является федеральный “О рынке ценных бумаг”. Первая его версия была принята Государственной Думой Российской Федерации 20 марта 1996 года, а одобрение Советом Федерации произошло 11 апреля. С тех пор все биржевые отношения попадают под государственный контроль.

После чего в него было внесено большое количество дополнений и правок, связанных, в первую очередь, с большой скоростью изменения биржевой среды а также внедрения технологических новшеств, которые также должны были быть узаконены в рамках данного документа. Существенные изменения встречаются редко, как например в 2015 году в рамках внесения поправок в 17 статью.

Структурно данный акт состоит из 6 разделов и 53 статей. Каждый из разделов посвящен отдельной стороне закона, его трактовке. К соблюдению данных сторон привязаны все участники биржевой торговли в России, как местные, так и иностранные лица. Как крупные корпорации, так и частные представленные брокерам. Проведем обзор данного ФЗ.

Первый раздел

В первом разделе выражены общие положения нормативного акта. Согласно федеральному закону, описание его предназначения звучит как:

“Регулируются отношения, возникающие при эмиссии и обращении эмиссионных ценных бумаг независимо от типа эмитента, при обращении иных ЦБ в случаях, предусмотренных федеральными законами, а также особенности создания и деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг.”

Вторая статья является неким глоссарием, в котором приводятся основные “действующие лица” – профессиональные участники, эмитенты и владельцы. Также детально трактуются понятия о самих объектах торговли.

Перечисляются как основные, классические товары: акции, облигации, векселя, так и производные – опционы, фьючерсы и прочее. Особое внимание уделяется как раз производному финансовому инструменту, так например следует следующее понятие:

“Производный финансовый инструмент – договор, за исключением договора репо, предусматривающий одну или несколько из следующих обязанностей”

Второй раздел

Второй раздел детально трактует понятия об участниках рынка. Федеральный закон о рынке ценных бумаг объясняет брокерскую деятельность, как деятельность по исполнению поручения клиента (в том числе эмитента эмиссионных активов при их размещении) на совершение гражданско-правовых сделок с сертификатами и (или) на заключение договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, осуществляемая на основании возмездных договоров с клиентом (далее – договор о брокерском обслуживании).

Брокер вправе использовать в своих интересах денежные средства, находящиеся на специальном брокерском счете (счетах), если это предусмотрено договором о брокерском обслуживании, гарантируя клиенту исполнение его поручений за счет указанных денежных средств или их возврат по требованию клиента.

Денежные средства клиентов, предоставивших право их использования брокеру в его интересах, должны находиться на специальном брокерском счете (счетах), отдельном от специального брокерского счета (счетов), на котором находятся денежные средства клиентов, не предоставивших брокеру такого права. Денежные средства клиентов, предоставивших брокеру право их использования, могут зачисляться брокером на его собственный банковский счет

Терминология второго раздела

Объясняется также дилерская деятельность, а также понятия о держателях акций:

  • Дилерской деятельностью признается совершение сделок купли-продажи документации от своего имени и за свой счет путем публичного объявления цен покупки и/или продажи определенных ЦБ с обязательством покупки и/или продажи этих ЦБ по объявленным лицом, осуществляющим такую деятельность, ценам
  • Номинальный держатель – депозитарий, на лицевом счете (счете депо) которого учитываются права на активы, принадлежащие иным лицам
  • Деятельностью по управлению активами признается деятельность по доверительному управлению документарной собственностью, денежными средствами, предназначенными для совершения сделок с ЦБ и (или) заключения договоров, являющихся производными финансовыми инструментами.
  • Репозитарной деятельностью признается осуществляемая на основании лицензии Банка России деятельность по оказанию услуг по сбору, фиксации, обработке и хранению информации о заключенных не на организованных торгах договорах репо, договорах, являющихся производными финансовыми инструментами, договорах иного вида, предусмотренных нормативными актами Банка России, а также по ведению реестра указанных договоров (далее – реестр договоров)

Объясняется также и процесс размещения активов. Согласно закону, сертификаты допускаются к организованным торгам путем осуществления их листинга. Осуществление листинга допускается при условии соответствия таких ЦБ требованиям законодательства Российской Федерации, в том числе нормативных актов Банка России. Биржа вправе осуществлять листинг ЦБ путем их включения в котировальные списки, являющиеся частью списка допущенных к организованным торгам квитков.

Третий раздел

Третий раздел посвящен процессу выпуска активов и понятиям об эмиссии. Детально объясняется законный порядок проведения эмиссии, начиная от собрания акционеров до размещения бумаг на бирже. Также раскрывается суть циркуляции эмиссионных сертификатов в торговле, порядок обращения с ними, регистрации и прочие атрибуты.

  • Эмиссионные ценные бумаги могут быть именными или на предъявителя. Именные эмиссионные ценные бумаги могут выпускаться только в бездокументарной форме, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Эмиссионные ценные бумаги на предъявителя могут выпускаться только в документарной форме.
  • На каждую эмиссионную ценную бумагу на предъявителя ее владельцу выдается . По требованию владельца может выдаваться один сертификат на две и более приобретаемые им эмиссионные ценные бумаги на предъявителя одного выпуска. Настоящее положение не применяется к эмиссионным ценным бумагам на предъявителя с обязательным централизованным хранением.
  • Сертификат эмиссионных ценных бумаг на предъявителя должен содержать реквизиты, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Требования к бланкам сертификатов эмиссионных ценных бумаг на предъявителя, за исключением бланков сертификатов эмиссионных ценных бумаг на предъявителя с обязательным централизованным хранением, устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации.
  • Общее количество эмиссионных ценных бумаг на предъявителя, указанное во всех выданных эмитентом сертификатах, не должно превышать количество эмиссионных ценных бумаг на предъявителя в данном выпуске.

Четвертый и пятый разделы

Четвертый раздел данного нормативного документ РФ посвящен информационному окружению вокруг процессов связанных с эмиссией и торговлей активами. Так, например, согласно исследуемому законодательному акту, выпускающая компания обязана проводить полное информационно освещение своих процессов, в том числе и официальную открытую публикацию отчетностей.

Пятый раздел посвящен непосредственно регулированию биржевой торговли. Указываются государственные органы, имеющие полномочия для проведения любых из указанных мероприятий с целью раскрытия преступлений, предотвращения их а также регламентации конкретных моментов. В том числе прописываются и уполномоченные аппараты для трактовки постулатов данного документа.

Основы регулирования деятельности представляют собой следующий чек-лист:

  • становления обязательных требований к деятельности профессиональных участников рынка ЦБ и ее стандартов;
  • государственной регистрации выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных активов и контроля за соблюдением эмитентами условий и обязательств, предусмотренных в них;
  • лицензирования деятельности профессиональных участников торгов документацией;
  • создания системы защиты прав владельцев и контроля за соблюдением их прав эмитентами и профессиональными участниками торгов
  • запрещения и пресечения деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность на торгах без соответствующей лицензии.

Особое внимание уделяется роли, функциям и задачам Банка России как официального представителя государственных структур в финансовых системах. 42 статья полноценно описывает весь функционал БР как уполномоченного юридического лица.


Шестой раздел

Последний раздел фиксирует непосредственный порядок вступления в силу исследуемого документа, а также отвечает на некоторые довольно важные вопросы, посвящая им следующие статьи:

  • Статья 51. Ответственность за нарушения законодательства Российской Федерации о ЦБ
  • 51.1. Особенности размещения и обращения в Российской Федерации ценных бумаг иностранных эмитентов
  • 51.2. Квалифицированные инвесторы
  • 51.3. Договор репо
  • 51.4. Особенности заключения договоров, являющихся производными финансовыми инструментами
  • 51.5. Примерные условия договоров и генеральное соглашение (единый договор) на финансовом рынке
  • 51.6. Особенности залога и обременения иным способом бездокументарных ЦБ

размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" сведения о факте эмиссии ценных бумаг, осуществляемой с нарушением требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, и об основаниях приостановления размещения ценных бумаг, выпущенных в результате такой эмиссии;

уведомляет в письменной форме о необходимости устранения нарушений, а также устанавливает сроки устранения нарушений;

Пункт 5 - Утратил силу.

8. Профессиональные участники рынка ценных бумаг и эмитенты ценных бумаг имеют право обжаловать в арбитражный суд действия федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг по пресечению нарушений законодательства Российской Федерации о ценных бумагах и применению мер ответственности в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

5) иностранные организации, ценные бумаги которых прошли процедуру листинга на иностранной бирже, входящей в перечень, утвержденный федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи.

5. Ценные бумаги международных финансовых организаций допускаются к публичному размещению и (или) публичному обращению в Российской Федерации, если условия их выпуска не содержат ограничений на обращение таких ценных бумаг среди неограниченного круга лиц и (или) предложение таких ценных бумаг неограниченному кругу лиц.

9. В случае публичного размещения и (или) публичного обращения ценных бумаг иностранных эмитентов в Российской Федерации учет прав на такие ценные бумаги осуществляется депозитариями, являющимися юридическими лицами в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующими требованиям нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг к таким депозитариям.

16. Лица, которые подписывают проспект ценных бумаг иностранного эмитента от имени иностранного эмитента, определяются в соответствии с личным законом иностранного эмитента, а в случае, если таким эмитентом является международная финансовая организация, в соответствии с учредительными документами этой международной финансовой организации.

17. Проспект ценных бумаг иностранного эмитента должен быть подписан иностранным эмитентом, если такой проспект представляется для допуска ценных бумаг иностранного эмитента:

1) к размещению в Российской Федерации, в том числе публичному;

2) к публичному обращению в Российской Федерации в случае, если указанные ценные бумаги не обращаются на иностранном организованном (регулируемом) финансовом рынке.

21. Российская биржа, допустившая к организованным торгам ценные бумаги иностранных эмитентов, обязана в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, раскрывать информацию о таких ценных бумагах, в том числе об их эмитентах, на иностранном языке с последующим ее переводом на русский язык. Последующий перевод указанной информации на русский язык не требуется в случае ее раскрытия на используемом на финансовом рынке иностранном языке.

24. К отношениям, связанным с размещением в Российской Федерации ценных бумаг иностранных эмитентов, положения настоящего Федерального закона не применяются.

25. Векселя, чеки, коносаменты и иные аналогичные ценные бумаги, выданные в соответствии с иностранным правом, могут обращаться в Российской Федерации без соблюдения условий, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи.

27. Ценные бумаги иностранных эмитентов, удостоверяющие права в отношении представляемых ценных бумаг российского эмитента или иностранного эмитента, допущенных к организованным торгам на российской бирже, могут быть допущены к организованным торгам без заключения договора с эмитентом соответствующих ценных бумаг, а также без представления проспекта таких ценных бумаг.

2. К квалифицированным инвесторам относятся:

1) профессиональные участники рынка ценных бумаг;

1.1) клиринговые организации;

2) кредитные организации;

7) Банк России;

8) государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)";

9) Агентство по страхованию вкладов;

10) международные финансовые организации, в том числе Мировой банк, Международный валютный фонд, Европейский центральный банк, Европейский инвестиционный банк, Европейский банк реконструкции и развития;

1) общая стоимость ценных бумаг, которыми владеет это лицо, и (или) общий размер обязательств из договоров, являющихся производными финансовыми инструментами и заключенных за счет этого лица, соответствуют требованиям, установленным нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг. При этом указанный орган определяет требования к ценным бумагам и иным финансовым инструментам, которые могут учитываться при расчете указанной общей стоимости (общего размера обязательств), а также порядок ее (его) расчета;

3) совершило сделки с ценными бумагами и (или) заключило договоры, являющиеся производными финансовыми инструментами, в количестве, объеме и в срок, которые установлены нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

3) имеет оборот (выручку) от реализации товаров (работ, услуг) в размере и за период, которые установлены нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг;

4) имеет сумму активов по данным бухгалтерского учета за последний отчетный год в размере, установленном нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Пункт 6. - Утратил силу.

7. Признание лица по его заявлению квалифицированным инвестором осуществляется брокерами, управляющими, иными лицами в случаях, предусмотренных федеральными законами (далее - лицо, осуществляющее признание квалифицированным инвестором), в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

8. В случае признания лица квалифицированным инвестором на основании предоставленной им недостоверной информации последствия, предусмотренные статьи 3 и частью восьмой настоящего Федерального закона, не применяются. Признание лица квалифицированным инвестором на основании предоставленной им недостоверной информации не является основанием недействительности сделок, совершенных за счет этого лица.

1. Договором репо признается договор, по которому одна сторона (продавец по договору репо) обязуется в срок, установленный этим договором, передать в собственность другой стороне (покупателю по договору репо) ценные бумаги, а покупатель по договору репо обязуется принять ценные бумаги и уплатить за них определенную денежную сумму (первая часть договора репо) и по которому покупатель по договору репо обязуется в срок, установленный этим договором, передать ценные бумаги в собственность продавца по договору репо, а продавец по договору репо обязуется принять ценные бумаги и уплатить за них определенную денежную сумму (вторая часть договора репо).

9. Если иное не предусмотрено настоящей статьей, покупатель по договору репо обязан передать продавцу по договору репо по второй части договора репо ценные бумаги того же эмитента (лица, выдавшего ценные бумаги), удостоверяющие тот же объем прав, в том же количестве, что и ценные бумаги, переданные покупателю по договору репо по первой части договора репо.

10. В случае, если ценные бумаги, переданные по первой части договора репо, были конвертированы, во исполнение второй части договора репо покупатель по договору репо передает продавцу по договору репо ценные бумаги, в которые были конвертированы ценные бумаги, переданные по первой части договора репо. Указанное правило применяется также к ценным бумагам, полученным покупателем по договору репо в соответствии с пунктами 11 и 12 настоящей статьи.

1) условия и порядок уплаты денежных средств и (или) передачи ценных бумаг в соответствии с пунктом 14 настоящей статьи. При этом сумма подлежащих уплате денежных средств и (или) количество подлежащих передаче ценных бумаг могут определяться отдельно по каждому договору репо, по группе договоров репо и (или) по всем договорам репо, заключенным между сторонами на условиях, указанных таким генеральным соглашением (единым договором) или такими правилами;

2) основания и порядок прекращения обязательств по одному договору репо, по группе договоров репо и (или) по всем договорам репо, заключенным между сторонами на условиях, указанных таким генеральным соглашением (единым договором) или такими правилами, в том числе по требованию одной из сторон при неисполнении или ненадлежащем исполнении другой стороной обязательств по договору репо. При этом прекращение обязательств допускается при наличии одного из условий, предусмотренных подпунктами 1 - 3 пункта 16 настоящей статьи.

21. К договору репо применяются соответственно общие положения Гражданского кодекса Российской Федерации о купле-продаже, если это не противоречит правилам настоящей статьи и существу договора репо. При этом продавец по договору репо и покупатель по договору репо признаются продавцами ценных бумаг, которые они должны передать во исполнение обязательств по первой и второй частям договора репо, и покупателями ценных бумаг, которые они должны принять и оплатить во исполнение обязательств по первой и второй частям договора репо.

2. В случае, если стороны намерены заключить более одного договора, являющегося производным финансовым инструментом, порядок заключения таких договоров, а также их отдельные условия могут быть согласованы сторонами посредством заключения между ними генерального соглашения (единого договора) и (или) определены спецификациями и (или) правилами бирж и (или) правилами клиринга. К отношениям сторон в связи с заключением и исполнением (прекращением) договора, являющегося производным финансовым инструментом, положения генерального соглашения применяются, если это предусмотрено указанным договором.

3. Договором, являющимся производным финансовым инструментом, а также генеральным соглашением (единым договором), спецификацией и (или) правилами биржи и (или) правилами клиринга может быть предусмотрено, что отдельные условия такого договора (генерального соглашения, спецификации или правил биржи, правил клиринга) определяются примерными условиями, разработанными для указанного договора саморегулируемыми организациями на рынке ценных бумаг и опубликованными в печати или размещенными в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

4. Генеральным соглашением (единым договором), спецификацией и (или) правилами биржи и (или) правилами клиринга могут быть предусмотрены основания и порядок прекращения обязательств по всем договорам, являющимся производными финансовыми инструментами, заключенным между сторонами на условиях, установленных указанными генеральным соглашением (единым договором), спецификацией или правилами, в том числе по требованию одной из сторон при неисполнении или ненадлежащем исполнении другой стороной обязательств по договору, являющемуся производным финансовым инструментом. При этом должны быть установлены порядок определения суммы денежных средств (количества иного имущества), подлежащих передаче стороной (сторонами) в связи с прекращением обязательств по договорам, являющимся производными финансовыми инструментами, а также срок такой передачи.

Заключение договоров, указанных в абзаце первом настоящего пункта, не на торгах биржи допускается при условии, что уплата денежных сумм в зависимости от наступления обстоятельства, свидетельствующего о неисполнении или ненадлежащем исполнении одним или несколькими юридическими лицами, государствами или муниципальными образованиями своих обязательств, осуществляется за счет кредитной организации, брокера, дилера, а сторона, имеющая право на получение таких денежных сумм, или лицо, за счет которого она действует, является юридическим лицом.

7. Заключение договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, предназначенных для квалифицированных инвесторов, может осуществляться только через брокеров. Указанное правило не распространяется на квалифицированных инвесторов в силу федерального закона, а также на случаи, установленные федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

1. Если стороны намерены заключить более одного договора репо, и (или) договора, являющегося производным финансовым инструментом, и (или) договора иного вида, объектом которого являются ценные бумаги и (или) иностранная валюта, такие договоры могут заключаться на условиях, определенных генеральным соглашением (единым договором). При этом условия указанных договоров, а также генерального соглашения (единого договора) могут предусматривать, что отдельные их условия определяются примерными условиями договоров, утвержденными саморегулируемой организацией профессиональных участников рынка ценных бумаг и опубликованными в печати или размещенными в сети "Интернет".

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Президент
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН

Москва, Кремль

Регламентирует отношения, возникающие в связи с выпуском и обращением финансовых инструментов вне зависимости от типа эмитента, правила создания и работы профессиональных участников торговых площадок. Рассмотрим далее некоторые положения нормативного акта.

Общие сведения

Существуют различные виды деятельности на рынке Ее осуществляют, как правило, профессиональные участники. В настоящее время достаточно распространены организации, оказывающие различные услуги инвесторам. Ключевой задачей участников торговых площадок выступает сохранение и приумножение капитала. Основные правила устанавливает рассматриваемый нормативный акт, а также Центробанк России. Он выступает в качестве регулятора и ключевого контролирующего органа.

Дилерская деятельность

Она связана с совершением сделок по покупке или продаже финансовых инструментов. Данные операции, в соответствии с осуществляются за собственный счет и от своего имени через публичное объявление стоимости с обязательством покупки/реализации. Профессиональными участниками могут выступать строго определенные субъекты. Покупка/приобретение облигаций и иных финансовых инструментов осуществляется юрлицами, которые являются коммерческими структурами, а также государственными корпорациями, если соответствующие полномочия предусмотрены нормативными актами, регулирующими их работу.

Установление условий

Дилерская деятельность включает в себя определение:

  1. Максимального/минимального числа финансовых инструментов для продажи/покупки.
  2. Срока, на который установлена стоимость.

В случае отсутствия в объявлении указаний на другие существенные условия, профессиональный участник должен заключить сделку по предложению клиента. При уклонении от этого, в соответствии с 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", к нему может предъявляться иск о принудительном исполнении установленного требования либо о компенсации убытков, которые понес инвестор.

Администрирование

Управление ценными бумагами предполагает операции с финансовыми инструментами, денежными средствами, используемыми для совершения сделок, а также заключение договоров. Для его осуществления по общему правилу требуется лицензия. Исключение составляют случаи, когда управление связано только с по финансовым инструментам. Порядок совершения операций регулируется рассматриваемым нормативным актом и договором. При ведении деятельности профессиональный участник должен указать, что он выступает как управляющий.

Права и ответственность

Если конфликт интересов профессионального участника и одного/нескольких клиентов, о котором сторонам не было известно заранее, привел к сделкам, нанесшим ущерб последним, управляющий обязан возместить убытки за свой счет. Рассматриваемым нормативным актом установлены права субъектов. В частности профессиональный участник, в соответствии с 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", может приобретать финансовые инструменты, которые предназначены для квалифицированных инвесторов, а также заключать соответствующие договора. При нарушении установленных предписаний наступают определенные негативные последствия для субъекта. Среди них:

  1. Возложение обязанности реализовать финансовые инструменты и прекратить договоры, выступающие в качестве их производных. Соответствующее требование может предъявить Центробанк России или непосредственно сам клиент.
  2. Возмещение убытков, нанесенных вследствие реализации финансовых инструментов и прекращения договоров.
  3. Выплата процентов на сумму совершенных сделок/подписанных соглашений. Их размер устанавливается по При положительной разнице между полученной при реализации бумаг/прекращения договоров суммой и выплаченными средствами в связи с покупкой/продажей финансовых инструментов, проценты выплачиваются в непокрытой ею сумме.

Исковое заявление о применении соответствующих последствий совершения профессиональным участником сделок в нарушение предписаний 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" может предъявляться в течение года со дня получения соответствующего отчета клиентом.

Дополнительные возможности

Управляющий может самостоятельно направлять в суд любые иски, связанные с осуществлением им своей деятельности, в том числе право направления которых предоставляется акционерам и другим владельцам бумаг. В этом случае он понесет соответствующие издержки, в числе которых и госпошлина. Они компенсируются из имущества, выступающего в качестве объекта доверительного управления. Профессиональный участник также вправе поручать иному субъекту совершать сделки. Они осуществляются от имени управляющего или доверенного. Сделки совершаются за счет имущества, являющегося объектом договора. Управляющий вправе рассчитывать на вознаграждение. Условие о его выплате устанавливается в договоре. Кроме этого, он имеет право на компенсацию затрат, осуществленных им при доверительном управлении, за счет соответствующего имущества. Данное право может не обуславливаться получением дохода от сделок.

Обязанности

Управляющий должен вести учет бумаг, выступающих в качестве объектов его деятельности, а также по каждому договору. По своему усмотрению профессиональный участник реализует все права, установленные финансовыми инструментами. В договоре на доверительное управление могут устанавливаться ограничения. К примеру, на реализацию права голоса. Если оно не ограничено, управляющий исполняет обязанности, касающиеся владения ценными бумагами. При отсутствии полномочий осуществлять голосование на общем собрании владельцев финансовых инструментов и инвестиционных паев профессиональный участник должен предоставить сведения об учредителе договора для составления списка субъектов, имеющих такую возможность. Комментируемым нормативным актом устанавливаются и иные обязанности. В частности по требованию учредителя управляющий дает депозитарию указание о реализации первым права голоса.

Трансфер-агент

Он привлекается регистратором, осуществляющим ведение реестра владельцев финансовых инструментов, для реализации части функций. Субъект выполняет операции на основании соответствующего договора и доверенности. В процессе осуществления деятельности трансфер-агенты должны указывать, что они работают по поручению и от имени регистратора, предъявлять необходимые документы заинтересованным лицам.

Права

Они прописываются в договоре и доверенности. Привлекаемые субъекты вправе:

  1. Принимать документацию, необходимую для выполнения операций в реестре.
  2. Предоставлять зарегистрированным и прочим лицам выписки по л/с, уведомления и другие сведения, предоставленные регистратором.

Обязанности

Привлекаемые субъекты должны:

  1. Принимать надлежащие меры для идентификации лиц, которые подают документы для совершения необходимых операций в реестре.
  2. Обеспечивать доступ регистратору к учетным материалам по его требованию.
  3. Соблюдать конфиденциальность сведений, полученных при осуществлении соответствующих операций.
  4. Выполнять проверку полномочий представителей зарегистрированных лиц.
  5. Удостоверять подписи физлиц по правилам, установленным ЦБ.
  6. Соблюдать прочие требования, определенные Центробанком.

Исчисление срока выполнения операций в реестре или для отказа в их проведении начинается с даты принятия привлеченного участника соответствующей документации и полномочий. Трансфер-агент и регистратор при взаимодействии должны обмениваться информацией и материалами в электронной форме.

Правила предоставления сведений

По требованию субъекта, обязанного по финансовым инструментам (эмитента), номинальный держатель ценных бумаг либо лицо, которое осуществляет обязательное централизованное их хранение, должны предоставить перечень владельцев. Он формируется на дату, определенную в запросе. Эмитент может заявить указанное требование, если предоставление этого перечня необходимо ему для реализации обязанностей, определенных в федеральном законодательстве. Данный список направляется в пятнадцатидневный срок со дня получения запроса. Если дата, установленная в требовании, наступает позже календарного числа его получения, то период исчисляется со дня, указанного в уведомлении.

В списке владельцев должны указываться:

  1. Вид, тип (категория) финансовых инструментов и информация, позволяющая их идентифицировать.
  2. Сведения об эмитенте.
  3. Информация о владельцах бумаг, в том числе зарубежной компании, не являющейся юрлицом по законодательству страны, в которой она была образована, а также иных субъектах, реализующих права по финансовым инструментам, и лицах, в интересах которых они осуществляются. Сведения о последних могут не включаться в перечень. Это допускается при соблюдении определенных условий. В частности лицо, которое осуществляет права по финансовым инструментам, является управляющей компанией инвестиционного либо иностранной организацией, участвующей в схемах коллективного/совместного инвестирования как без, так и с образованием юрлица, если количество участников больше 50.
  4. Информация о лицах, чьи права на финансовые инструменты учитываются по казначейскому л/с эмитента, депозитном и прочих счетах, определенных в иных ФЗ, если эти субъекты не реализуют имеющиеся юридические возможности.
  5. Сведения, позволяющие идентифицировать указанных в предыдущих двух пунктах лиц. В перечень включается число бумаг, принадлежащих им.
  6. Международный идентификационный код субъекта, выполняющего учет прав на финансовые инструменты организаций и лиц, указанных в п. 3-4, в том числе зарубежного номинального держателя и иностранной компании, имеющей право осуществлять переход и учет прав.
  7. Данные о лицах, не для формирования перечня, а также количестве бумаг, по которым не были получены сведения.
  8. Информация о числе финансовых инструментов, которые учтены на счетах неустановленных субъектов.

Заключение

Держатель реестра может требовать от зарегистрированных субъектов, а депозитарий - от депонентов, если они выступают как номинальные владельцы (иностранные в том числе), предоставления сведений для формирования списков на конкретную дату при получении указанного выше запроса. Лицо, у которого открыт счет, обязано предоставить необходимую информацию для составления перечня. Субъект, реализующий права по финансовым инструментам в интересах иных участников, по требованию держателя реестра либо депозитария, осуществляющих учет, должен направить запрашиваемые данные для формирования списка владельцев.

Федеральный Закон «О рынке ценных бумаг» (далее по статье – ФЗ «О рынке ценных бумаг) – это нормативный акт, действующий на все территории России и регулирующий систему обращения с ценными бумагами. Содержание закона весьма объемно, ведь он охватывает не только классификацию видов ценных бумаг, но и определяет права и обязанности участников рынка, роль посредников, депозитариев, систему контроля и многое другое. С полным текстом закона последней редакции можно ознакомиться по этой ссылке . Далее будет приведен перечень тех общественных отношений, которые регулирует закон с их кратким описанием. Это не даст вам всей полноты знаний о рынке ценных бумаг, но поможет быстро сориентироваться и найти в законе интересующий вас момент.

Закон изменчив!

Прежде чем переходить непосредственно к описанию, стоит отметить, что ФЗ «О рынке ценных бумаг», ровно как и большинство других законов нашей страны и мира, постоянно изменяется. Некоторые положения добавляются, некоторые теряют силу. И хотя нового закона номинально не принимается, в старом появляется множество поправок и так называемых «пустых статей», которые были отменены в связи с их ненужностью. Выходит, что читать необходимо именно закон последней редакции, учитывая все поправки и дополнения. В этой статье будут приведены ссылки на ФЗ «О рынке ценных бумаг» за 2014 год (самый новый), а также на тот закон, которым были внесены последние изменения. Так вы узнаете, чем новый закон отличается от старого.

ФЗ «О рынке ценных бумаг» регулирует следующие моменты:

  1. Во втором разделе закона приводится перечень участников рынка ценных бумаг, а также определяются их компетенции, права и обязанности. Так, различают брокеров (посредников между человеком и фондовой биржей), дилеров, доверительных управителей, депозитарии (хранят ценные бумаги) и регистраторов. В тексте закона приводится полный перечень их прав и обязанностей, которые необходимо изучить, прежде чем заниматься непосредственно торговлей ценными бумагами на бирже.

  1. Отдельно в законе выделено несколько статей, регулирующие деятельность иностранных акционеров. Эта часть имеет принципиальное и важное значение, ведь такая деятельность как инвестиции в ценные бумаги, как правило, не ограничивается пределами конкретной страны. Так, инвестор может купить акции компаний из США, России, Германии и Великобритании, сам при этом проживая в Испании. Именно поэтому права иностранцев защищаются Федеральным законодательством. Как правило, они работают по законодательству той страны, в которой числятся гражданами, но бывают и исключения. В законе также приводится перечень стран, чьи граждане могут свободно приобретать и продавать акции на российском рынке.
  1. ФЗ «О рынке ценных бумаг» определяется перечень документов, которые классифицируются как ценные бумаги (акции, облигации, опционы), а также порядок выплат по ним. Именно в этом нормативном акте прописано, что эмитент облигаций обязан погасить свой долг в установленный период, что по акциям периодически выплачиваются дивиденды, установленные советом директоров и т.д.
  1. Система проведения торгов также регулируется этим законом. Здесь прописано, кто допускается к торгам, какие акции могут там быть представлены, как заключаются сделки, и кто это все контролирует.

  1. Эмиссии ценных бумаг уделена целая глава данного закона. Здесь расписано, кто может инициировать эмиссию, как её нужно регистрировать и какой статус получают выпущенные ценные бумаги.
  1. Информационному оповещению о рынке ценных бумаг также уделяется большое значение. Для тех, кто профессионально занимается заработком на фондовой бирже, постоянно нужна актуальная информация о котировках акций, объемах продаж и пр. Так вот в этой части закона прописано, какая информация подлежит публикации в официальных источниках, какая может быть опубликована, а какая является закрытой и конфиденциальной.
  1. Последний раздел ФЗ посвящен государственному регулированию и контролю за соблюдением закона при работе рынка ценных бумаг. Здесь вы найдете перечень полномочий контролирующих органов и те мероприятия, которые могут проводиться с целью обеспечения законности.

Изменения 2014!

В 2014 году в ФЗ «О рынке ценных бумаг» были внесены изменения. Принципиально новых и существенных поправок не было. Все они, в большинстве своем, направлены на улучшение организации и уточнение некоторых деталей, из-за которых могут возникать сложности и недопонимания. Подробно изучить все новшества вы сможете по ссылке .

Послесловие…

В конце можно добавить, что изучение законодательной базы – важный этап любой предпринимательской или инвестиционной деятельности, которым не нужно пренебрегать. Прежде чем начинать работать на фондовой бирже, прочтите все законы, посвященные ей. В противном же случае, вы рискуете заключить неправомерную сделку и лишиться дохода.