Все о тюнинге авто

Особенности социальной коммуникации. Виды социальной коммуникации История и понятие социальная коммуникация

Способность человека общаться, в том числе с помощью языка, уникальна. За последние 200 лет возможность обмениваться информацией во времени и пространстве чрезвычайно расширилась. Для современного человека расстояния «сократились», и он может посылать сообщения на большие расстояния с высокой скоростью. Сегодня коммуникативный процесс представляет собой необходимую предпосылку становления и функционирования всех социальных систем. В жизни современного общества и каждого человека социальная коммуникация занимает особое место. С ней прямо или опосредованно связаны практически все сферы жизнедеятельности современного человека. Социальная коммуникация делает возможной связь между поколениями, обеспечивает накопление и передачу социального опыта, его обогащение, трансляцию культуры. С помощью социальной коммуникации выстраивается совместная деятельность. Именно посредством социальной коммуникации осуществляется управление, поэтому она представляет собой социальный механизм, с помощью которого возникает и реализуется власть в обществе.

Современная наука предлагает понимание коммуникации, сформированное на социальной основе, на языковой основе и на собственно коммуникативной. Понятие «социальная коммуникация» охватывает все эти три подхода. Первый подход ориентирован на изучение коммуникативных средств ради их применения (реализации социальных функций коммуникации); второй подход связан с проблемами межличностной коммуникации; третий - с проблемами воздействия массовой коммуникации на общественные отношения.

Термин «коммуникация» используется многими общественными, естественными, техническими науками. Обычно имеется в виду элементарная схема коммуникации, которая предполагает наличие не менее трех компонентов - коммуниканта (передающий субъект), сообщения (передаваемый объект), реципиента (принимающий субъект). Можно сказать, что коммуникация - это взаимодействие между субъектами посредством некоторого объекта. Социальную коммуникацию отличает от других процессов:

О наличие двух субъектов, в качестве которых могут выступать два человека, группа людей или общество в целом;

О наличие передаваемого объекта, который в свою очередь может иметь материальную форму - подарок, книга, речь или носить психоэмоциональный характер, например коммуникант может внушать реципиенту симпатию, доверие, антипатию;

О целесообразность, когда итогом взаимодействия субъектов является обмен не только и не столько материальными предметами, а передача и понимание информации, переданной через знаки, символы, тексты, которые имеют как чувственную форму восприятия, так и внутреннее умозрительное содержание.

Итак, социальная коммуникация - это опосредованное и целесообразное взаимодействие двух субъектов.

При целесообразной социальной коммуникации участники процесса преследуют три цели:

О познавательную - распространение или приобретение новых знаний;

О побудительную - стимулирование окружающих к каким-либо действиям;

О экспрессивную - выражение эмоций или их получение.

Социальная коммуникация - очень сложный процесс, в результате которого происходит усвоение смыслов, передаваемых коммуникантом. Они могут выражаться двояко - в виде или коммуникативных сообщений (речь, письмо, рисунок), или утилитарных изделий (оружие, одежда, посуда), которые также воплощают знания и умения человека. Кажется, что для достижения смыслов реципиент вполне может использовать оба вида сообщений, но в обоих случаях есть свои «подводные камни». Смысл, вложенный в изделие, нужно уметь извлечь, «раскодировать» и только затем осмыслить, а этот процесс, несомненно, сложнее, чем понимание текста, написанного на родном языке. Незнание реципиентом кодов, символики, знаков, используемых коммуникантом при передаче информации, сводит процесс коммуникации практически к нулю.

Но и понимание текста связано с множеством проблем. Выделим три формы коммуникативного понимания: коммуникативное познание, когда реципиент получает новое для него знание; коммуникативное восприятие, когда реципиент получил сообщение, но не смог понять всю его глубину (стихотворение прочитал, а смысла его не понял); псевдокоммуникация, когда реципиент запоминает и повторяет сообщение, но даже поверхностно не понимает смысла (это называют «зубрежка»); часто псевдокоммуникация становится причиной многих недоразумений, приводящих к конфликтам.

Любая коммуникация является творческим процессом, так как реципиент не только осознает поверхностный и глубинный смысл передаваемого сообщения, но и дает ему собственную оценку, руководствуясь личными этическими принципами и пониманием практической пользы.

Социальные смыслы подвержены старению, т.е. со временем они утрачивают свою ценность. Так, одни смыслы, например законы физики, сохраняют свою актуальность столетиями, а другие, например названия элементов одежды прошлого века, никого не интересуют, и редкий человек вспомнит их сейчас. Изучение социальной коммуникации сводится к изучению того, как реципиентам передаются знания, умения, навыки, эмоции, стимулы, как понимаются ими, как долго сохраняют свою ценность для общества.

Функции социальной коммуникации определяются как для процесса в целом, так и для отдельных коммуникативных актов, причем даже в одном отдельном процессе коммуникации может сочетаться несколько функций.

Например, Р.О. Якобсон, российский и американский лингвист и литературовед, рассматривает функции, связанные с участником или элементом коммуникации и выделенные на основе анализа разработанной им коммуникативной модели:

  • 0 эмотивную, связанную с адресантом и имеющую целью выражение его отношения к тому, что он говорит;
  • 0 коннативную, непосредственно воздействующую на собеседника;
  • 0 референтивную, ориентированную на контекст и представляющую собой отсылку на объект, о котором идет речь в сообщении;
  • 0 поэтическую, направленную на сообщение. Это центральная функция для словесного искусства, для которого характерно большее внимание к форме сообщения, чем к его содержанию;
  • 0 фатическую, ориентированную на контакт, для нее важна не передача информации, а поддержание контакта; это, например, разговоры о погоде;
  • 0 метаязыковую, связанную с кодом: не зная слова, мы можем спросить о его значении и получить ответ. Ответ может быть дан описательно, с помощью других слов, а может и просто с помощью показа предмета.

Другие ученые минимизируют число функций, выделяя основные. Так, психолог и лингвист Карл Бюлер формулирует три функции языка, которые проявляются в любом речевом акте:

  • 0 экспрессивную (выражение);
  • 0 апеллятивную (обращение), которая соотносится со слушателем;
  • 0 репрезентативную (сообщение), которая соотносится с предметом речи.

Другими словами, коммуникант выражает себя, апеллирует к реципиенту и репрезентирует предмет коммуникации.

В социальной коммуникации принято выделять еще три функции языка:

  • 0 познавательную (когнитивную) или информационную функцию, которая служит для передачи участникам коммуникативного акта идей, понятий, сообщений;
  • 0 оценочную, которая выражает личные отношения и оценки;
  • 0 аффективную, которая передает чувства и эмоции.

Американский социолингвист Роджер Т. Белл соотносит с этими функциями языка три сферы гуманитарных наук - лингвистику и философию (когнитивная функция), социологию и социальную психологию (оценочная функция), психологию и литературоведение (аффективная функция).

Во введении без развернутой аргументации было предложено исходное определение социальной коммуникации. Теперь остановимся на двух немаловажных для ее понимания моментах: во-первых, родовом понятии "коммуникация" и типах коммуникации; во-вторых, на разновидностях социальной коммуникации.

Эволюцию понятия "коммуникация" в русском языке легко проследить по справочной литературе. В Толковом словаре живого великорусского языка В. И. Даля слово "коммуникация" писалось с одним "м" и толковалось как "пути, дороги, средства связи мест". Именно в этом смысле Н. В. Гоголь писал: "Невский проспект есть всеобщая коммуникация Петербурга". До революции иных значений за термином "коммуникация" не числилось (с начала XX века его стали писать с двумя буквами "м"). Советский энциклопедический словарь (М., 1979) указывает два значения:

  1. пути сообщения транспорта, связи, сети подземного коммунального хозяйства;
  2. общение, передача информации в процессе деятельности, включая сигнальные способы связи у животных. Исчерпывается ли сказанным понятие о коммуникации?

Начнем с элементарной схемы коммуникации, которая имеет то достоинство, что принимается всеми известными дефинициями и концепциями.

Коммуникация предполагает наличие по крайней мере трех участников: передающий субьект (коммуникант) - передаваемый объект - принимающий субъект (реципиент). Таким образом, коммуникация - это разновидность взаимодействия между субъектами, опосредованного некоторым объектом. Для отграничения коммуникации от других процессов обратим внимание на следующие ее отличительные признаки:

  1. В качестве участников коммуникации выступают два субьекта, которыми могут быть: отдельный человек или группа людей, вплоть до общества в целом, а также животные (зоокоммуникация). В роли субъекта коммуникации можно мыслить Бога, к которому обращаются с молитвой. Из понятия коммуникации исключаются неодушевленные предметы: так, взаимодействие солнца с землей не есть коммуникационный процесс.
  2. Обязательно наличие передаваемого объектa, который может иметь материальную форму (книга, речь, жест, милостыня, футбольный мяч и т.д.) или не иметь ее, например, гипноз. Коммуникант может неосознанно воздействовать на реципиента, внушая ему симпатию, антипатию, доверие, любовь. Вырожденная форма коммуникации общение человека с самим собой (внутренняя речь, размышления и т.п.).

3. Коммуникации свойственна целесообразность, или функциональность, поэтому бред не коммуникационный акт. Целесообразность может проявляться в трех формах:
3.1. Перемещение материального объекта в геометрическом пространстве из пункта А в пункт В - в этом заключается цель транспортной или энергетической коммуникации;
3.2. Цель взаимодействующих субъектов заключается не в обмене материальными предметами, а в сообщении друг другу смыслов, обладающих идеальной природой. Носителями смыслов являются знаки, языки, символы, имеющие внешнюю, чувственно воспринимаемую форму, и внутреннее, постигаемое умозрительное содержание;
3.3. Элементарная схема коммуникации пригодна для генетической связи "родители - дети". Как известно, эта связь осуществляется посредством генетической информации (передаваемый объект), представляющей собой особым образом закодированную программу воспроизводства (биосинтеза, репликации) определенного организма. Специфика ситуации состоит в том, что дети, т.е. реципиент, отсутствуют до появления генетической информации и синтезируются на ее основе. Зигота, т.е. оплодотворенная клетка, знаменующая образование зародыша, еще может рассматриваться как объединение частей родительского тела в виде половых клеток - гамет, но ребенок является не частью своих родителей, а их подобием. В данном случае цель коммуникации заключается в передаче этого подобия от поколения к поколению, допустим, передача "лошадопдобности" от лошади жеребенку.

Исходя из сказанного, можно дать следующее толкование: Коммуникация есть опосредованное и целесообразное взаимодействие двух субъектов, реализуемое B трех различных формах:

  1. перемещение (транспортировка) материальных объектов, в том числе - энергии, болезнетворных вирусов, мигрирующего населения, транспортных средств, грузов и т.п.;
  2. обмен осмысленными сообщениями;
  3. генетическое наследование биологических образов. Соответственно вырисовываются три типа коммуникации: пространственная (транспортная); смысловая (семантическая); генетическая. Например, путешествия, торговля, почта, электро- и радиосвязь - явления пространственной коммуникации; рукопожатие, танец, жертвоприношение, политическая демонстрация, передача культурного наследия, диалог культур, перевод с языка на язык - проявления смысловой коммуникации; метисизация, смешение рас и этносов, генетическое наследование - относятся к генетической коммуникации. Конечно, нас интересует смысловая коммуникация, но она связана с другими типами коммуникации, и поэтому нельзя последние упускать из виду.

В зависимости от реципиента различаются два рода смысловой коммуникации: коммуникация внутренняя (точнее - внутриличностная), когда коммуникант и реципиент совпадают, и коммуникация внешняя, когда адресатом является другой человек, группа людей или общество в целом (массовая аудитория). Внешнюю смысловую коммуникацию будем называть социальной коммуникацией.

В связи с разработкой общей типологии коммуникации уместно привести слова крупнейшего этнографа и антрополога XX века К. Леви-Стросса, который писал:

"В любом обществе коммуникация осуществляется по крайней мере на трех уровнях: коммуникация женщин; коммуникация имущества и услуг; коммуникация сообщений... Исследования каждой из этих грех систем под-чинены одному и тому же методу; они отличаются друг от друга только стратегическим уровнем, который соответствует им внутри некоего единого мира коммуникаций... Культура состоит... из правил, применимых во всякого рода коммуникационных играх, которые происходят как в природе, так и в культуре".

Три коммуникационных уровня (системы), о которых говорит К. Леви-Стросс, в качестве генетической, пространственной и смысловой коммуникации.

Обратим внимание также на взаимосвязь социальная - внутриличностная коммуникация. Интеллектуальное развитие ребенка, как показали исследования психологов, начинается с эгоцентрической речи вслух, которая затем преобразуется в беззвучную внутреннюю речь. Но непременным условием появления эгоцентрической речи, как и дальнейшего преобразования ее во внутреннюю речь, является нахождение ребенка в социально-коммуникационной среде. Говорят, что внутриличностная (внутренняя) коммуникация ecть интериоризованная социальная коммуникация. Благодаря этой интериоризации взрослый человек становится полноправным участником естественного диалога, т.e. выступает в роли коммуниканта и реципиента внешних сообщений. При этом внутренняя речь выполняет две функции:

  • во-первых, функцию "полуфабриката" внешних высказываний, смысл которых окончательно "совершается в слове" (Л. С. Выготский);
  • во-вторых, функцию особого коммуникационного канала, обращенного к "самости" личности, ее ""внутреннему голосу".

Именно этот скрытый диалог с самим собой служит причиной душевных расстройств (фобии, депрессии, мании), которыми занимается психиатрия.

Из сказанного следует, что отличительные особенности социальной коммуникации заключаются в том, что объектом взаимодействия между коммуникантом и реципиентом является осмысленное сообщение, а совершается это взаимодействие не в психическом пространстве (как в случае внутриличностной коммуникации), а в социальной среде, т.e. в социальном времени и пространстве. Сообщение, как правило, имеет чувственно воспринимаемую форму (звук, изображение), но может и не иметь ее гипноз, психическое заражение, парапсихология и т.п., поэтому воздержимся от указания, каким образом выражен смысл сообщения. Получаем: Социальная коммуникация есть движение смыслов в социальном времени и пространстве. Это наиболее общее философское определение социальной коммуникации, имеющее методологическое значение в дальнейших рассуждениях.

В зависимости от участников социальной коммуникации будем различать следующие виды:

  • микросоциальную (межличностную) коммуникацию, где участники непосредственно контактируют друг с другом на психологическом уровне;
  • мидисоциальную (групповую) коммуникацию, где в роли коммуникантов и реципиентов выступают не индивидуальные личности, а социальные группы внутри данного общества (социума), например, коммуникация "учителя учащиеся";
  • микросоциальную коммуникацию, где в качестве коммуникационных субъектов действуют: или общество в целом, не расчлененное на группы (массовая коммуникация), или государственные образования (международная коммуникация), или исторически сложившиеся цивилизации (мeжцивилизациoннaя коммуникация).

Ясно, что виды социальной коммуникации имеют разные цели и задачи, используют разные коммуникационные средства, различны но специфике и требуют особою рассмотрения. Вместе с тем во всех случаях их главным содержанием является обмен смыслами (духовными ценностями), что и позволяет рассматривать их как разновидности социальной коммуникации.

Коммуникативный процесс представляет собой необходимую предпосылку становления, развития и функционирования всех социальных систем, потому что именно он обеспечивает связь между людьми и их общностями. С помощью его становится возможной связь между поколениями, накопление и передача социального опыта, его обогащение, разделение труда и обмен его продуктами, организация совместной деятельности, трансляция культуры.

Каждое реальное социально-психологическое явление уходит своими корнями в коммуникацию. Если один человек намерен каким-либо образом повлиять на другого, необходимо, чтобы источник влияния адресовал объекту влияния некое сообщение, будь то красноречивый убедительный довод, мимолетный сердитый взгляд или послание, переданное на большое расстояние с помощью современных средств связи.

Термин "коммуникация" используется во многих науках, общая для всех наук элементарная схема коммуникации приведена на рис.2.4.

Рис.2.4 Элементарная схема коммуникации

Приведенная схема коммуникации оправдывает себя в области проводной и радиосвязи, теории информации, телекоммуникации и в других технических приложениях, но она не является схемой социальной коммуникации. Ее ограничение в том, что здесь не показано как в процессе коммуникации происходит порождение новых смыслов. Поэтому она называется элементарной.

Элементарная схема показывает, что коммуникация предполагает наличие не менее трех участников: передающий субъект (коммуникант) - передаваемый объект (сообщение) - принимающий субъект (реципиент).

По этой схеме коммуникация представляет собой разновидность взаимодействия между субъектами, опосредованного некоторым объектом. Для отграничения коммуникации от других процессов обратим внимание на следующие ее отличительные признаки:

1. В качестве участников коммуникации выступают два субъекта, которыми могут быть: отдельный человек или группа людей, вплоть до общества в целом, а также животные. Согласно этому признаку из понятия коммуникации исключается взаимодействие неодушевленных объектов

2. Обязательно наличие передаваемого объекта, который может иметь материальную форму (книга, речь, жест, подарок и т.д.) или не иметь ее.

3. Коммуникации свойственна целесообразность или функциональность. Целесообразность может проявляться в трех формах:

Перемещение материального объекта в пространстве из пункта А в пункт В - в этом заключается цель транспортной или энергетической коммуникации.

Цель взаимодействующих субъектов заключается не в обмене материальными предметами, а в сообщении друг другу смыслов, обладающих идеальной природой.

Элементарная схема коммуникации (рис.1.) пригодна для понимания генетической связи "дети - родители". В данном случае цель коммуникации заключается в передаче генетического образа от поколения к поколению. Например, как передача "лошадности" от лошади к жеребенку.

Исходя из сказанного, можно дать следующее определение: коммуникация есть опосредованное и целесообразное взаимодействие двух субъектов.

В зависимости от пространственно-временной среды получается типизация коммуникации, представленная на рис.2.5.

Рис.2.5 Типизация коммуникации

Как видно из рисунка (рис.2.5), имеются четыре типа коммуникации, т.е. опосредованного и целесообразного взаимодействия субъектов:

материальная (транспортная, энергетическая, миграция населения, эпидемии и др.);

генетическая (биологическая, видовая);

психическая (внутриличностная, автокоммуникация);

социальная ( общественная).

Последние три типа являются смысловыми. Здесь в качестве передаваемого сообщения выступает не данная в ощущениях вещь или вещественное свойство, а умозрительно постигаемый смысл. При этом соблюдается следующий закон коммуникации: сообщения смысловых коммуникаций всегда имеют идеальное содержание и, как правило, но не всегда материальную, чувственно воспринимаемую форму.

Важно обратить внимание на то, что все виды смысловой коммуникации взаимосвязаны через личность, то есть субъекта социальной коммуникации. Благодаря генетической коммуникации мы получаем свойственные человеку как биологическому виду нейрофизиологические и анатомические предпосылки мыслительной и речевой деятельности. Можно сказать, что наследственность делает способным человека к социальной коммуникации.

Внутриличностная коммуникация формируется в ходе интеллектуального становления человека в социальной среде. Считают, что внутриличностная коммуникация - это интериоризованная социальная коммуникация. При этом внутренняя речь выполняет две функции:

во-первых, функцию "полуфабриката" внешних высказываний, смысл которых окончательно "совершается в слове" ;

во-вторых, функцию особого коммуникационного канала, обращенного к "самости" личности, ее "внутреннему голосу".

Именно этот скрытый диалог с самим собой активизируется при восприятии произведений искусства, которые нужно не просто осмыслить как сообщение о чем-то, а пережить как личный опыт.

Итак, социальная коммуникация неразрывно связана с генетической и психологической смысловыми коммуникациями, которые служат ее необходимыми предпосылками. Вместе с тем она воздействует на их становление и формирование.

Теперь можно дать научное определение социальной коммуникации: социальная коммуникация есть движение смыслов в социальном времени и пространстве. Это движение возможно только между субъектами, так или иначе вовлеченными в социальную среду, поэтому обязательное наличие коммуникантов и реципиентов подразумевается.

Для более глубокого понимания определения социальной коммуникации мы рассмотрим три момента:

что такое смысл, образующий содержание сообщений;

как этот смысл понимается реципиентом;

чем социальное время и социальное пространство отличаются от астрономического времени и геометрического пространства.

Проблема смысла

Мы остановимся на тех смыслах, которые содержатся в социально-коммуникационных соотношениях.

В целесообразной, а не хаотичной социальной коммуникации коммуниканты и реципиенты осознанно преследуют три цели:

познавательную - распространение (коммуникант) или приобретение (реципиент) новых знаний или умений;

побудительную - стимулирование других людей к каким-либо действиям или получение нужных стимулов;

экспрессивную - выражение или обретение определенных переживаний, эмоций.

Начальным источником знаний, умений, стимулов, эмоций является индивидуальная психика. В ней эти стимулы зарождаются и движутся в психическом времени и пространстве. Для того, чтобы началась социальная коммуникация, коммуникант должен опредметить, овеществить свои смыслы. Их нужно выразить в содержании коммуникационного сообщения. Коммуникационное сообщение движется в материальном пространстве и времени, достигая в конце концов своего реципиента. Для того, чтобы завершилась социальная коммуникация, реципиенту нужно распредметить смысловое содержание сообщения. Он должен понять его и включить понятые смыслы в свою психику, в индивидуальную память.

Социальная коммуникация является весьма сложным процессом. В ней происходят операции опредмечивания и распредмечивания смыслов и переход смыслов из психического уровня в материальный и снова впсихический.

Проблема понимания

До этого момента мы обращали внимание на смысловые процессы в сознании отправителя сообщений - коммуниканта. Теперь обратимся к воспринимающему сообщения - реципиенту. Именно реципиент является конечной звеном, определяющим эффективность смысловой коммуникации.

Единственный способ овладеть смыслами сообщения - понять их. Понимание присутствует в двух умственных процессах: в познании и в коммуникации. Когда речь идет о понимании причинно-следственной связи, мотивов поведения человека, особенностей сложившейся ситуации, имеет место познавательное понимание. Когда же речь идет о понимании сообщения, имеется в виду коммуникационное понимание. Познавательное понимание - предмет изучения гносеологии (теории познавания), а коммуникационное понимание со времен античности изучается герменевтикой.

Понимание речи - это процесс, при котором на основании некоторого сообщения создается мысленный образ (представление) информации, содержащейся в этом сообщении. Последовательность произносимых нами звуков должна соответствовать смыслу сообщаемого, если мы хотим, чтобы нас поняли. Кроме того, "отправитель" и "получатель" должны обладать общим знанием значений слов и правил грамматики. Поскольку речь всегда отличается незаконченностью, "получатель", для того чтобы создать верный мысленный образ сообщаемого, должен полагаться на свои предварительные знания, контекст или обстановку и другие "ключи", облегчающие понимание.

Коммуникационное понимание может иметь три формы:

реципиент получает новое для него знание; коммуникационное понимание сливается с познавательным и имеет место коммуникационное познание;

реципиент, получивший сообщение, не постигает его глубинный смысл, ограничиваясь коммуникационным восприятием например, текст басни понят, а мораль не постигнута;

реципиент запоминает, повторяет, переписывает отдельные слова или фразы, не понимая даже поверхностного смысла сообщения; тогда имеет место псевдокоммуникация, так как нет движения смыслов, а есть лишь движение материальной оболочки знаков.

Коммуникационное познание является творческим познавательным актом, потому что воспринимающий не только осознает поверхностный и глубинный смыслы сообщения, но и оценивает их с точки зрения этического долженствования и прагматической пользы.

Мысль, возникшая в уме "адресанта", это внутренняя, структура. Она известна только ему. Задача "адресанта" - создать поверхностную структуру на основании своего глубинного представления, в то время как задача "получателя" - вернуться от поверхностной структуры к глубинному представлению говорящего, или автора текста.

Выдвигаются разные критерии распознавания уровня понимания. Одни ученые считают критерием поведение человека. Если один человек попросил другого выключить свет, то неважны познавательно-коммуникационные операции в головах собеседников, важно, будет ли выключен свет. Если же свет выключен, то имеет место коммуникационное познание.

Другие полагают, что сообщение понято правильно, если реципиент может стать автором разумных утвердительных высказываний по поводу его содержания. Например, обсуждать раскрытие темы, идейно-художественные достоинства, стиль изложения, полезность сообщения и так далее.

Третьи отвергают столь упрощенные критерии, считая, что они не годятся для оценки адекватного понимания художественного, религиозного, научного произведения. Понимать совершенное произведение искусства, значит, заново создавать его в своем внутреннем мире. Дело в том, что глубокое понимание включает сопереживание. Нужно не только узнать знаки и уяснить поверхностный и глубинный смысл сообщения, но также открыть и пережить то эмоциональное состояние, которое владело автором в процессе творчества. Конечно, не каждый человек может заново воссоздавать произведения искусства в своей душе и тем более не любое произведение искусства.

С точки зрения завышенного, практически недостижимого уровня коммуникационного познания скептически видится возможность понимания людьми друг друга.

Наш современник Ю. Б. Борев говорит, что: "Понимание вовсе не есть соприкосновение душ. Мы понимаем мысль автора настолько, насколько мы оказываемся конгениальны ему. Объем духовного мира автора шире самого обширного авторского текста. Понимание имеет дело с текстом, а не с духовным миром человека, хотя они и не чужды друг другу".

Проблему понимания усугубляет еще и тот факт, что оно всегда сопровождается "приписыванием смысла" со стороны реципиента. Получается ситуация "суперпонимания", которую А. А. Потебня описал так: "Слушающий может гораздо лучше говорящего понимать то, что скрыто за словом, и читатель может лучше самого поэта постичь идею его произведения., сущность, сила такого произведения не в том, что разумел под ним автор, а в том, как оно действует на читателя". Действительно, ученый-герменевтик может прочитать в трактате средневекового алхимика такие откровения, о которых тот и не подозревал.

Не доходя до глубинных мотивов и замыслов коммуниканта, реципиент в состоянии поддерживать диалог с ним и даже понимать мысль автора настолько, насколько он его внутренний мир оказывается созвучен миру автора. Что относится к псевдокоммуникации, то, вообще, она представляет собой обычное явление в нашей жизни и является причиной многих недоразумений и конфликтов.

Социальное пространство и время

Существуют разные хронотопы или пространственно-временные координаты. Теперь нужно пояснить, почему для социальной коммуникации мы выбираем социальный хронотоп, а не материальное трехмерное пространство и астрономическое время. Ведь члены общества обитают в географическом пространстве трех измерений и время отсчитывают согласно календарям, согласованным с движением небесных светил. Зачем понадобилось из осязаемого и привычного материального хронотопа удаляться в умозрительный хронотоп?

Все дело в идеальной природе смыслов, которыми оперирует социальная коммуникация. Смыслы принадлежат не материальной, а идеальной реальности, поэтому их движение нельзя проследить или измерить сверхточным хронометром. Его нужно фиксировать идеальными, а не материальными инструментами. Такими "идеальными инструментами" служат понятия социальное пространство и социальное время.

Социальное пространство - это интуитивно ощущаемая людьми система социальных отношений между ними. Социальные отношения многочисленны и разнообразны: родственные, служебные, соседские, случайные знакомства и так далее. Поэтому социальное пространство должно быть многомерным. Когда говорят, что человек "пошел вверх" или "опустился на дно жизни", имеется в виду социальное пространство.

Социальное время - это интуитивное ощущение течения социальной жизни, переживаемое современниками. Это ощущение зависит от интенсивности социальных изменений. Если в обществе изменений мало, социальное время течет медленно; если изменений много, время ускоряет свой ход. Согласно "социальным часам", десятилетия застоя равны году революционной перестройки.

Социальные смыслы: знания, эмоции, стимулы обладают свойством старения, то есть они утрачивают свою ценность со временем. Но это не относится к календарно-астрономическому времени, которое мы измеряем сутками, годами, веками. Здесь имеется в виду социальное время, которое измеряется скоростью общественных преобразований. Смыслы устаревают потому, что появляются новые, более актуальные смыслы, завладевающие вниманием общества. Поэтому такие смыслы как, например математические теоремы, сохраняют свою ценность веками, а другие, например прогнозы погоды на завтра, через один день уже никого не интересуют. Движение смыслов в социальном времени.

На большие или малые группы аудитории. Она передается с помощью символов и знаков. Со стремительным развитием техники этот обрел разнообразные формы, что, к сожалению, не означает повышения его эффективности. Также некоторые теоретики рассматривают это явление как способ воздействия на обширные группы аудитории, с помощью чего реализуются цели тех, кто транслирует информацию.

Социальная коммуникация: характеристика

В процессе коммуникации задействованы 5 элементов, без которых она не может реализоваться:

  • Коммуникатор - тот, кто является инициатором передачи и формирует ее в речевую, текстовую, аудио и видео форму;
  • Само сообщение;
  • Канал, с помощью которого устанавливается связь с аудиторией;
  • Аудитория, к которой направляется информация;
  • Цель передачи и уровень эффективности сообщения (воздействия).

Таким образом, социальная коммуникация характеризуется наличием определенной информации, которая распространяется посредством с широкой аудиторией, цель ее - воздействие на поведение, эмоции и ощущение людей. Также существует такая подача информации, которая ориентирована исключительно на интеллектуальное развитие масс и расширение их кругозора. Такая подача характеризуется нейтральностью и максимально возможной объективностью без оценочных элементов.

Виды социальной коммуникации

Некоторые исследователи под социальной коммуникацией понимают не только масштабное распространение сообщения, но и индивидуальный обмен, происходящий между двумя людьми. Его привычная форма - разговор. Несмотря на то, что это подходит к характеристике «социальная», чаще СК употребляется в этом значении, когда речь идет о группе или массе людей. Поэтому в данной статье мы используем более распространенное значение.

  • По типу аудитории социальная коммуникация разделяется на специализированную и массовую. Вторая категория не подразумевает никакой специфики и готова воспринимать любую общественно значимую информацию.
  • По источнику сообщения бывает формальной и неформальной: официальные заявления властей соответствуют первому виду, а, например, слухи о звездах относятся ко второму.
  • По каналу передачи может быть вербальной и невербальной.

Социальная коммуникация и ее интенция

Интенция - это цель. Очень важный элемент поскольку от этого зависит качество восприятия. В современной коммуникации существует несколько видов интенций:

  • Распространить знания об окружении, проинформировать людей;
  • Популяризировать идеи добра, обратить внимание аудитории на распространить культуру и достоверную информацию о ней;
  • Воздействие на общественное мнение и сознание, а также аудитории;
  • Поддержка и помощью в решении трудных задач, прояснение ситуаций;
  • Стремление к нейтральному и псевдообъективному освещению событий;
  • Установление диалога между аудиторией и источником вещания.

Социальная коммуникация и критерии ее эффективности

Основа любого вида коммуникации - установление диалога между адресатом и адресантом. Если он установлен плохо, или если интерпретация принимающего информацию неверна, то говорить об эффективности коммуникации не приходится. Поэтому данная тема является важной при освещении любого типа и вида коммуникации.

Существует ряд критериев, по которым устанавливается эффективность этого явления:

  • Обязательное условие - желание коммуникатора понятно донести аудитории, зачем он публикует информацию, какова цель трансляции тех или иных событий.
  • Следующий критерий - доверие. Если аудитория доверяет автору-коммуникатору и средству, с помощью которого осуществляется сообщение, то диалог может быть успешным. Цели автора и аудитории при этом должны соответствовать друг другу.
  • Стремление построить материал на основе общечеловеческих ценностей, сделав правильные акценты.
  • Сообщения не должны быть навязчивыми или преподноситься в излишне нейтральной форме: это нарушает их естественность, и значит, снижает эффективность воздействия, ассоциируясь с ложью.

Таким образом, легко достижима, если соблюдать ряд принципов подачи информации и четко обозначить свое отношение к аудитории. Несмотря на то, что существуют разнообразные типы коммуникации, в этой статье расписаны самые универсальные характеристики и советы, которые пригодятся всем, кто связан с СМК.

Коммуникативный процесс представляет собой необходимую предпосылку становления, развития и функционирования всех социальных систем, потому что именно он обеспечивает связь между людьми и их общностями, делает возможной связь между поколениями, накопление и передачу социального опыта, его обогащение, разделение труда и обмен его продуктами, организацию совместной деятельности, трансляцию культуры. Именно посредством коммуникации осуществляется управление, поэтому она представляет ко всему вышеперечисленному и социальный механизм, с помощью которого возникает и реализуется власть в обществе.

Существует множество определений социальной коммуникации. Наиболее часто встречающиеся из них: социальная коммуникация - это передача информации, идей, эмоций посредством знаков, символов; - это процесс, который связывает отдельные части соц. систем друг с другом; - это механизм, посредством которого реализуется власть (власть, как попытка определить поведение другого человека).

Выделяют несколько видов социальной коммуникации:

По характеру аудитории:

  • · межличностная (индивидуализированная)
  • · специализированная (групповая)
  • · массовая

По источнику сообщения:

  • · официальная (формальная)
  • · неформальная

По каналу передачи:

  • · вербальная
  • · невербальная

Коммуникация представляет собой сложный многокомпонентный процесс.

Основными его компонентами являются:

  • 1. Субъекты коммуникационного процесса - отправитель и получатель сообщения (коммуникатор и реципиент);
  • 2. Средства коммуникации - код, используемый для передачи информации в знаковой форме (слова, картины, графики и т.п.), а также каналы, по которым передается сообщение (письмо, телефон, радио, телеграф и т.п.);
  • 3. Предмет коммуникации (какое - либо явление, событие) и отображающее его сообщение (статья, радиопередача, телевизионный сюжет и т.п.)
  • 4. Эффекты коммуникации - последствия коммуникации, выраженные в изменении внутреннего состояния субъектов коммуникационного процесса, в их взаимоотношениях или в их действиях.

Социальная коммуникация в процессе своего осуществления решает три основных взаимосвязанных задачи:

  • 1. Интеграцию отдельных индивидов в социальные группы и общности, а последних в единую и целостную систему общества;
  • 2. Внутреннюю дифференциацию общества, составляющих его групп, общностей, социальных организаций и институтов;
  • 3. отделение и обособление общества и различных групп, общностей друг от друга в процессе их общения и взаимодействия, что приводит к более глубокому осознанию ими своей специфики, к более эффективному выполнению присущих им функций.

Модели социальной коммуникации

В процессе социологического исследования коммуникационных процессов выработались различные модели социальной коммуникации. Любая коммуникативная деятельность предполагает не только знание характеристик коммуникатора, анализ содержания информации, но и анализ аудитории. Чтобы осуществить такой анализ, коммуникатору необходима психологическая компетентность. Знание психотипов позволяет определить стратегию коммуникативного процесса, прогнозировать действия. Психотип - модель поведенческой структуры личности и ее взаимодействия с окружающей средой. Психологи выделяют пять основных психотипов: квадратный, треугольный, круговой, прямоугольный и зигзаговый. Зная различные психотипы, коммуникатор в процессе коммуникации использует эту информацию для правильного управления коммуникационным процессом.

На эффективность восприятия информации аудиторией влияют культурный, образовательный, социальный уровни коммуниканта. Важными факторами успешной коммуникации служат знание аудитории, уважение к ней, умение общаться с ней на равных, т.е. равенство психологических позиций коммуникатора и коммуниканта. В 80-х гг. ХХ в. Дж.Голдхаберг создал харизматическую модель коммуникациии. Он исходил из того, что ТВ больше действует на эмоции, чем на разум. Поэтому успех телевизионных передач меньше связан с информационным содержанием, а напрямую зависит от “харизмы” той личности, которая на экране. Д. Голдхаберг выделил три типа харизматической личности:

  • · Герой - идеализированная личность, выглядит “как мы хотим”, говорит то, “что мы хотим”.
  • · Антигерой - “простой человек”, один из нас. Выглядит “как мы все”, говорит то же, “что и мы”. Мы с ним чувствуем себя безопасно. Мы ему доверяем.
  • · Мистическая личность - чужд нам (“не как мы”), необычен, непредсказуем. Такой тип коммуникатора подходит для поздних, ночных передач.

При изучении влияния на восприятие информации интеллектуального уровня аудитории выяснили, что для аудитории с высоким уровнем образования предпочтительнее двустороннее сообщение. Такое сообщение представляет собой текст, который кроме аргументов коммуникатора содержит аргументы противной стороны. Это объясняется тем, что такой аудитории необходимо сопоставлять взгляды и самостоятельно их оценивать. Для аудитории же с низким образовательным уровнем рекомендуется использовать одностороннее сообщение, содержащее только аргументы коммуникатора. Одностороннее сообщение эффективно так же, когда аудитория согласна с коммуникатором, когда она не подверглась воздействию аргументов противника.

Целью специалиста является изменение ценностных установок и поведения коммуниканта. Если удается изменить поведение объекта коммуникации, то действия коммуникатора рассматриваются как влияние. Влияние можно оказывать тремя способами: принуждая; манипулируя сознанием коммуниканта; привлекая его к сотрудничеству. Так как специалист формальной властью не обладает, его влияние строится либо на манипуляции, либо на сотрудничестве, либо на этих двух способах сразу.

Под манпуляцией сознанием понимают действия коммуникатора, направленные на изменение психологических установок, ценностных ориентаций, поведения индивидов и целых аудиторий независимо от их желания. Среди причин манипуляции выделяют: конфликт человека с самим собой (А.Маслоу); недоверие по отношению к другим людям (Э.Фромм); ощущение абсолютной беспомощности (экзистенциализм); боязнь тесных межличностных контактов (Э.Берн); некритическое стремление получать одобрение всех и каждого; стремление к символическому овладению партнером по общению (З.Фрейд); реализацию компенсаторного стремления к власти (А.Адлер).

Цель манипуляции - контроль над аудиторией, ее управляемость и послушность. Для достижения цели используются различные манипулятивные технологии: целенаправленное преобразование информации (умолчание, селекция, “передергивание”, искажение информации, переворачивание); сокрытие воздействия; мишени воздействия; роботизация. Данные технологии применяются в таких видах манипулятивного влияния, как:

  • · Манипуляция образами - так как образы обладают сильным психологическим воздействием, их широко применяют в коммуникативной практике, особенно в рекламе.
  • · Конвенциональная манипуляция - опирается не на личные психологические установки, а на социальные схемы: правила, нормы, традиции, принятые в обществе, семье.
  • · Операционально-предметная манипуляция - основана на таких психических особенностях личности, как сила привычки, инерция, логика исполнения действия.
  • · Манипуляция личностью адресата - стремление переложить ответственность за какое-либо действие на адресата, в то время как в выигрыше остается манипулятор.
  • · Манипуляция духовностью - манипуляция высшими уровнями психики (смыслом жизни, духовными ценностями, чувством долга).

Широкое признание и распространение получила линейная модель коммуникации, разработанная известным американским социологом и политологом Г. Лассуэллом и включающая пять элементов:

  • 1. Кто? (передает сообщение) - коммуникатор
  • 2. Что? (передается) - сообщение
  • 3. Как? (осуществляется передача) - канал
  • 4. Кому? (направлено сообщение) - аудитория
  • 5. С каким эффектом? - эффективность

Найдя модель Лассуэлла применимой, хотя и сильно упрощенной, некоторые исследователи стали развивать ее дальше. Р.Брэддок добавил к ней еще два элемента коммуникативного акта: условия, в которых протекает коммуникация, и цель, с которой говорит коммуникатор. "Формула Лассуэлла" отражает характерную особенность ранних моделей коммуникации - она предполагает, что коммуникатор всегда старается повлиять на реципиента, и, следовательно, коммуникация должна трактоваться как процесс убеждения. Это допущение ориентирует модель на применение прежде всего в области анализа политической пропаганды.

В модели Шеннона-Уивера коммуникация также описывается как линейный односторонний процесс. Математик Шеннон работал над своей коммуникационной моделью в конце 40-х годов по заказу лаборатории "Белл Телефон" и это во многом определило "технический" характер созданной модели, ее "дистанционность". Главной задачей было снижение "шума" и максимальное облегчение обмена информацией. Модель описывает пять функциональных и один дисфункциональный (шум) факторы коммуникативного процесса. К функциональным элементам относятся: источник информации, продуцирующий сообщение; отправитель, кодирующий сообщение в сигналы; канал, проводящий это сообщение; получатель; цель, или место назначения.

Сигнал уязвим настолько, насколько он может быть искажен шумом. Примером искажения может являться наложение сигналов, одновременно проходящих через один канал.

Преимущество данной схемы состоит в очевидности того, что сообщение, отправленное источником и сообщение, достигнувшее реципиента, имеют неодинаковое значение. Позднее положение об искажении информации было дополнено другими причинами исходной и конечной информации. В связи с работами по селективности восприятия стало известно, что коммуникационный канал включает последовательность фильтров, приводящих к тому, что количество информации на входе в систему больше той информации, которая срабатывает на выход [Н.Винер].

Неспособность участников коммуникации осознать, что посланное и полученное сообщение не всегда совпадают, является частой причиной затруднений коммуникационного обмена. Эта важная мысль, заложенная в модели Шеннона-Уивера привлекла внимание и получила развитие в исследованиях ДеФлюеру, расширившего исходную модель в более разветвленную сеть:


Он в частности, отмечает, что в коммуникативном процессе "значение" трансформируется в "сообщение" и описывает каким образом отправитель переводит "сообщение" в "информацию", которую затем посылает по каналу. Получатель декодирует "информацию" в "сообщение", которое, в свою очередь, трансформируется в месте назначения в "значение". Если между первым и вторым значениями есть соответствие, то коммуникация состоялась. Но, согласно ДеФлюеру, полное соответствие является весьма редким случаем.

В модели ДеФлюера учтен основной недостаток линейной модели Шеннона-Уивера - отсутствие фактора обратной связи. Он замкнул цепочку следования информации от источника до цели линией обратной связи, повторяющей весь путь в обратном направлении, включая трансформацию значения под воздействием "шума". Обратная связь дает коммуникатору возможность более приспособить свое сообщение под коммуникационный канал для повышения эффективности передачи информации и увеличивает вероятность соответствия между отправленным и принятым значением.

Включение обратной связи на правах полноправного элемента в модели таких, казалось бы, односторонних процессов как телевидение, радиовещание, пресса на первый взгляд представляется проблематичным. Но следует различать обратную связь первого порядка, когда коммуникатор может получать ее в ходе воздействия, и опосредованную связь второго порядка, получаемую на основе оценки результатов воздействия. Кроме того, коммуникатор начинает получать обратную связь не только от реципиента, но уже от самого сообщения (например, от звука и изображения на мониторе). Принципиальное отсутствие обратной связи можно отметить лишь в исключительных случаях общения больших социальных групп - например, при засылке зондов с информацией в космос, "навстречу" внеземным цивилизациям.

Но окончательным преодолением упрощенной трактовки коммуникации как одностороннего линейного процесса явилась циркулярная модель Осгуда - Шрамма. Ее главная отличительная черта - постулирование циркулярного характера процесса массовой коммуникации. Другая ее особенность определяется тем, что если Шеннона интересовали в первую очередь каналы - медиаторы между коммуникатором и аудиторией, то Шрамм и Осгуд обратили свое внимание на поведение главных участников коммуникации - отправителя и получателя, основными задачами которых являются кодирование, декодирование и интерпретация сообщения.


Обзор определений "коммуникации" проведенный У.Шраммом, позволил выделить то общее, что их объединяет - существование набора информационных знаков. В этот набор могут входить не только факты, предметы, но и эмоции, латентные значения ("беззвучный язык").

Адекватность восприятия сообщения предполагает существование области, в которой опыт коммуникатора и реципиента похож, в которой определенные знаки распознаются ими одинаково. Коммуникатор и реципиент имеют "фонд используемых значений", "рамки соответствия" и область, в которой они могут успешно общаться, находится в "перехлесте" их "рамок". Успех коммуникации зависит также от ожиданий, предъявляемых участниками общения друг другу. Профессор отделения журналистики Мемфисского университета Дж.ДеМотт указывает на то, что между средствами массовой информации и их аудиторией сложилось некое молчаливое соглашение, договор (Mass Comm Pact), определяющий обязанности СМК по отношению к аудитории, и обязанности аудитории по отношению к СМК. Несовершенство этого договора заключается в том, что точки зрения потребителей информации и ее производителей на круг этих обязанностей неодинаковы.

Согласно Шрамму, неверно думать, что коммуникативный процесс имеет начало или конец. На самом деле он бесконечен. "Мы представляем собой маленькие коммутаторы, непрерывно принимающие и распределяющие бесконечный поток информации...". (Некоторые исследователи, идут в этом направлении еще дальше, утверждая, что вся внутренняя жизнь человека складывается исключительно из уникального сочетания того, что он видел, слышал и запоминал в течение всей своей жизни.)

Возможным моментом критики этой модели является то, что она создает впечатление "равноправия" сторон в процессе коммуникации. А между тем, часто этот процесс бывает несбалансированным, особенно, когда речь идет о массовой коммуникации. В этих условиях получатель и отправитель не являются столь уж равноправными участниками коммуникации и циркулярная модель, уравнивающая их как звенья одной цепи, неадекватно отражает долю их участия в процессе коммуникации.

Спиралевидная модель Дэнса не претендует на статус полноправной модели и возникла лишь как яркий аргумент в дискуссиях, посвященных сравнению линейной и циркулярной моделей коммуникации. Дэнс отмечает, что в настоящее время большинство исследователей согласятся с тем, что циркулярный подход является более адекватным для описания коммуникативных процессов. Но циркулярный подход имеет также некоторые ограничения. Он предполагает, что коммуникация проходит полный круг до той точки, с которой начинается. Эта часть аналогии с кругом явно ошибочна. Спираль же показывает, что процесс коммуникации продвигается вперед, и то, что находится в данный момент в процессе коммуникации, будет влиять на структуру и содержание коммуникации в дальнейшем. Большинство моделей дают так называемую "замороженную" картину коммуникативного процесса. Дэнс же подчеркивает динамическую природу этого процесса, который содержит элементы, отношения и условия, непрерывно изменяющиеся во времени. Например, в разговоре когнитивное поле постоянно расширяется для тех, кто в него включен. Участники получают все больше и больше информации по обсуждаемому вопросу, о партнере, его точке зрения. Знания в дискуссии расширяются и углубляются. В зависимости от хода беседы спираль принимает различные формы в различных условиях и для различных индивидов.

Модель Дэнса не является, безусловно, удобным средством для подробного разбора коммуникационного процесса. Основное достоинство и назначение спиралевидной модели Дэнса состоит в том, что она напоминает о динамической природе коммуникации. Согласно этой модели, человек в процессе коммуникации является активным, творческим, способным хранить информацию индивидом, тогда как многие другие модели описывают его, скорее, как пассивное существо.

Целью американского исследователя массовой коммуникации Г. Гербнера было создание модели с широкой сферой применения. Она была впервые представлена в 1956 году.

Специфической чертой данной модели является то, что она приобретает различные формы в зависимости от того, какой тип коммуникативной ситуации описывается. Словесное описание модели Гербнера по форме напоминает схему Лассуэлла: Кто-то воспринимает событие и реагирует в данной ситуации с помощью некоторых средств чтобы создать доступное для других содержание в некоторой форме и контексте и передает сообщение с некоторыми последствиями. Графическое представление модели уже имеет оригинальный вид:


Эта модель подразумевает, что человеческая коммуникация может рассматриваться как субъективный, избирательный, изменчивый и непредсказуемый процесс, а система человеческой коммуникации - как открытая система.

То, что люди выбирают и запоминают из коммуникативного сообщения часто связано с тем, как они собираются использовать полученные сведения. Бихевиористический подход связывает селективность восприятия с категориями вознаграждения-наказания. Вероятность отбора информации в рамках этой концепции определяется по формуле:

Вероятность отбора = (В - Н) / У

В - предполагаемая мера вознаграждения,

Н - предполагаемая мера наказания,

У - предполагаемая затрата усилий.

Кроме переменных, затронутой в этой формуле, при выборе сообщений играют роль и многие другие факторы: случайные помехи, импульсивность, привычки аудитории и т.д. - то, что Гербнер называет контекстом.

Гербнер считает, что модель может быть использована для описания смешанного типа коммуникации, включающего как человека, так и машину, динамична, наглядна, применима к различным по масштабу коммуникационным взаимодействиям - как на уровне отдельных людей, так и на уровне больших социальных общностей.

Рассмотрим подробнее наиболее простую линейную коммуникативную модель Лассуэлла. Он выделил три основные функции процесса коммуникации как процесса по своей сути управленческого:

  • 1. наблюдение за окружающей средой для выявления угрозы представляемому обществу и определение возможностей оказания влияния на ценностные ориентации этого общества и / или его составных частей
  • 2. корреляция соотношения составных частей этого общества при его реагировании на «поведение» окружающей среды;
  • 3. передача социального наследия от поколения к поколению.

Итак, в этой модели выделяются следующие компоненты коммуникационного процесса:

  • · источник коммуникации (коммутатор)
  • · содержание
  • · канал коммуникации
  • · мишень (аудитория)
  • · эффект