Все о тюнинге авто

Какое значение имеет транспорт веществ для многоклеточных живых организмов. Перенос питательных веществ в организме растения и животного Транспорт веществ в организме сообщение

Тест по биологии Транспорт веществ в организме для учащихся 6 класса с ответами. Тест состоит из 2 вариантов в каждом по 10 заданий.

1 вариант

1. Перемещение питательных веществ по клетке обеспечивает

1) ядро
2) хлоропласт
3) цитоплазма
4) хромосома

2. Вода и растворённые в ней минеральные вещества передви­гаются в растении по

1) сосудам древесины
2) клеткам луба
3) сердцевине
4) кожице

3. Транспорт веществ и газов по организму дождевого червя осуществляет

1) скелетная мускулатура
2) кровеносная система
3) нервная система
4) лёгкие

4. Уничтожают попавшие в организм млекопитающего жи­вотного болезнетворные микробы

1) сосуды
2) сердце
3) красные кровяные клетки
4) белые кровяные клетки

5. Все ткани и органы крысы пронизывают

1) кровеносные капилляры
2) механические волокна
3) сосуды луба
4) клетки проводящей ткани

6. Кровеносная система достигает наибольшего развития у

1) червеобразных организмов
2) членистоногих животных
3) моллюсков
4) птиц и зверей

7. В организме растения одностороннее движение воды от корней к побегам обеспечивает

1) фотосинтез
2) газообмен
3) дыхание
4) корневое давление

8. На рисунке изображено серд­це земноводного животного. Ка­кой отдел сердца обозначен циф­рой 1?

1) желудочек
2) предсердие
3) артерия
4) вена

9.

А. Кровеносная система рыбы не имеет сердца и состоит только из сосудов.
В. Транспорт питательных веществ в организме животных обеспечивает кровь и гемолимфа.

1) верно только А
2) верно только В
3) верны оба суждения
4) неверны оба суждения

10. Установите верную последовательность движения крови по сосудам, начиная от сердца.

1) сердце
2) капилляры
3) вены
4) артерии

2 вариант

1. У одноклеточных организмов передвижение веществ и ор­ганоидов внутри клетки достигается движением

1) ядра
2) пластид
3) вакуолей
4) цитоплазмы

2. В цветковом растении органические вещества передвига­ются по

1) сосудам древесины
2) клеткам луба
3) сердцевине
4) кожице

3. Транспорт кислорода по организму крысы осуществляет

1) дыхательная система
2) красные кровяные клетки
3) белые кровяные клетки
4) плазма крови

4. В теле насекомых в кровеносной системе циркулирует

1) вода с растворёнными в ней минеральными веществами
2) плазма крови
3) гемолимфа
4) пищеварительный сок

5. Кровь от сердца к органам и тканям по телу собаки транс­портируют

1) вены
2) капилляры
3) артерии
4) механические волокна

6. Движение крови по сосудам животного обеспечивается со­кращением

1) отделов сердца
2) стенок желудка
3) капиллярной сети
4) органов дыхания

7. Восходящий ток воды по растению обеспечивает

1) фотосинтез
2) испарение воды
3) дыхание
4) деление клеток

8. На рисунке изображено сердце земноводного животного. Какой отдел сердца обозначен цифрой 2?

1) желудочек
2) предсердие
3) артерия
4) вена

9. Верны ли следующие утверждения?

А. Кровь состоит из плазмы и клеток.
Б. Позвоночные животные обладают кровеносной системой замкнутого типа.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) неверны оба суждения

10. Установите верную последовательность движения крови в сердце крысы, начиная с вен.

1) вены
2) артерии
3) желудочки
4) предсердия

Ответ на тест по биологии Транспорт веществ в организме
1 вариант
1-3
2-1
3-2
4-4
5-1
6-4
7-4
8-2
9-2
10-1423
2 вариант
1-4
2-2
3-2
4-3
5-3
6-1
7-2
8-1
9-3
10-1432

Ответы к школьным учебникам

В процессе транспорта веществ они поставляются из мест поступления в организм из окружающей среды или мест образования их в организме к органам, которым данные вещества необходимы для жизнедеятельности. Так, у млекопитающих кислород, поступающий в легкие, благодаря транспортной системе переносится ко всем клеткам животного организма, а углекислый газ, напротив, транспортируется к легким и выводится во внешнюю среду.

2. Как происходит перенос веществ у одноклеточных организмов?

У одноклеточных организмов различные вещества переносятся движением цитоплазмы. Например, у амебы это происходит в процессе ее движения, при котором цитоплазма перетекает из одной части тела в другую. Содержащиеся в ней вещества перемешиваются и разносятся по всей клетке. У инфузории туфельки - простейшего с постоянной формой тела - передвижение пищеварительного пузырька и распределение питательных веществ по всей клетке достигается непрерывным круговым движением цитоплазмы.

3. Какова роль кровеносной системы?

Кровеносная система, состоящая из сосудов, обеспечивает доступ крови ко всем органам и тканям организма и осуществляет одну из важнейших функций - транспорт веществ и газов.

4. Что такое кровь?

5. Из чего состоит кровь?

Кровь - один из видов соединительной ткани, циркулирующая по кровеносной системе. Кровь разносит по организму питательные вещества и кислород, выносит углекислый газ и другие продукты распада. Кровь состоит из бесцветной жидкости - плазмы и клеток крови. Различают красные и белые кровяные клетки, а также кровяные пластинки. Красные кровяные клетки придают крови красный цвет, так как в их состав входит особое вещество - пигмент гемоглобин (от греч. «тема» - кровь и лат. «глобулюс» - шарик). Соединяясь с кислородом, гемоглобин разносит его по всему организму. Таким образом, кровь выполняет дыхательную функцию. Белые кровяные клетки выполняют защитную функцию: они уничтожают попавшие в организм болезнетворные микроорганизмы. Кровяные пластинки участвуют в процессе свертывания крови. Так, при ранении, благодаря кровяным пластинкам, кровь в месте раны свертывается, и кровотечение останавливается.

6. Что такое устьица, где они расположены?

7. Как осуществляется передвижение воды и минеральных веществ в растении?

Вода и растворенные в ней минеральные вещества передвигаются в растении от корней к надземным частям по сосудам древесины.

8, По какой части стебля передвигаются органические вещества?

Органические вещества передвигаются из листьев в другие части растения по ситовидным трубкам луба.

9. В чем заключается роль корневых волосков? Что такое корневое давление?

10. Каково значение испарения воды листьями?

Через корневые волоски в растение поступает вода. Покрытые слизью, тесно соприкасаясь с почвой, они всасывают воду с растворенными в ней минеральными веществами. Затем вода по сосудам корня под давлением поднимается в другие, надземные органы растения. Корневое давление - это сила, вызывающая одностороннее движение воды от корней к побегам.

Вода испаряется с поверхности клеток листа в виде пара и через устьица выходит в атмосферу. Этот процесс обеспечивает непрерывный восходящий ток воды по растению. Отдав воду, клетки мякоти листа, подобно насосу, начинают интенсивно поглощать ее из окружающих их сосудов, куда вода поступает по стеблю из корня.

Ход урока

1. Вступительное слово

Вы уже знаете о том, как движутся вещества в организме растений и одноклеточных животных. Сегодня мы выясним, как транспортируются вещества в организме позвоночных животных. Как вы думаете, какая система органов может выполнять эту функцию? (Ответ учащихся – кровеносная система.)

Итак, нам предстоит познакомиться со строением кровеносной системы, узнать, что такое кровь, каково ее значение.

Спонсор публикации статьи: компания «Руссдым» - высококачественная установка печей каминов по выгодным ценам. На сайте компании www.BezDima.ru, Вы сможете более детально ознакомиться с представленным ассортиментом печей, каминов, котлов и предоставляемых услуг по установке и монтажу. Высокопрофессиональная работа с 2004 года, доверие и признание клиентов, высокое качество предоставляемого оборудования – являются гарантом того, что все услуги будут соответствовать самым высоким стандартам качества и надежности.

2. Изучение нового материала

Организация работы учащихся в группах. Формирование групп и постановка задачи для каждой группы. Самостоятельная работа с текстом учебника.

Если в группу входят хорошо подготовленные учащиеся, то они сами определяют содержание своей работы и оформление ее результата. Если в группе учащиеся слабо подготовленные, то им предлагается карточка-консультант, в которой есть информация, помогающая успешно справиться с заданием.

(Видеофрагмент «Загадки крови» из видеофильма «Земля. Развитие жизни», видеостудия «Кварт», г. Москва.)

3. Презентация результатов работы

Группы 1-, 2- и 3-я по очереди представляют результаты своей работы. По ходу работы учащиеся вносят в тетрадь основную информацию.

1-я группа.

Класс смотрит видеофрагмент «Загадки крови». Группа задает вопросы. Ответы корректируются и оцениваются.

Возможные варианты вопросов:

– У каких животных впервые появилась кровеносная система?
– Чем объясняется появление кровеносной системы?
– Чем можно объяснить тот факт, что солевой состав крови близок к солевому составу морской воды?

2-я группа.

Группа оформляет схемы на доске и предлагает остальным учащимся заполнить их. Ответы оцениваются.

3-я группа.

Группа записывает основные понятия на доске и предлагает учащимся класса дать определения. Ответы оцениваются.

Варианты ответов:

Гемоглобин – особый пигмент красного цвета, соединяясь с кислородом, разносит его по организму.
Артерии – сосуды, несущие кровь от сердца.
Вены – сосуды, несущие кровь к сердцу.
Капилляры – мельчайшие кровеносные сосуды.
Гемолимфа – бесцветная или зеленоватая жидкость, выполняющая функции, сходные с функциями крови.

Задания 4- и 5-й групп сдаются на проверку учителю. Они будут предложены учащимся (индивидуально или фронтально) для работы на следующем уроке на этапе контроля знаний по изученной теме и для проверки домашнего задания.

Варианты выполнения заданий.

4-я группа.

Тест.

1. Система органов, отвечающая за транспорт веществ:

а) пищеварительная;
б) кровеносная;
в) дыхательная.

2. Состав крови:

а) только плазма;
б) плазма и клетки крови;
в) только клетки крови.

3. Защитную функцию выполняют:

а) красные клетки крови;
б) плазма;
в) белые клетки крови.

4. Сосуды, несущие кровь от сердца, называются:

а) вены;
б) артерии;
в) капилляры.

5. Сердце птиц и млекопитающих:

а) трехкамерное;
б) двухкамерное;
в) четырехкамерное.

6. Обмен веществами между кровью и тканями происходит в:

а) венах;
б) капиллярах;
в) артериях.

7. У моллюсков и насекомых кровеносная система:

а) отсутствует;
б) замкнутая;
в) незамкнутая.

5-я группа.

Кроссворд

1. Вещество, которое придает крови красный цвет. (Гемоглобин .)
2. Сосуды, несущие кровь от сердца. (Артерии .)
3. Из чего состоит кровеносная система? (Сосуды .)
4. Мельчайшие сосуды. (Капилляры .)
5. Что циркулирует по сосудам? (Кровь .)
6. Как называется кровь у насекомых и моллюсков? (Гемолимфа .)
7. Отдел сердца. (Предсердие .)
8. Кровеносная система, в которой кровь течет только по сосудам. (Замкнутая .)

4. Подведение итогов урока. Домашнее задание

Задача «Экспертиза»

Преступник, чтобы скрыть следы преступления, сжег окровавленную одежду жертвы. Однако судебно-медицинская экспертиза на основании анализа пепла установила наличие крови на одежде. Каким образом?

(Ответ. После сгорания в пепле остаются химические элементы, входящие в состав сгоревшего объекта. Кровь отличается от любой ткани более высоким содержанием железа, входящего в состав гемоглобина. Если в пепле обнаружится повышенное содержание железа, значит, на одежде была кровь.)

ЛИТЕРАТУРА:

Модестов С.Ю . Сборник творческих задач по биологии, экологии и ОБЖ: Пособие для учителей – СПб: Акцидент, 1998.

У многоклеточных организмов клетки разных тканей удалены друг от друга. Поэтому у них сформировалась транспортная система.обеспечивающая поступление газов и питательных вещество всем органам и тканям.

Передвижение веществ в растении

Чтобы узнать, как работает транспортная система растений, проведем два опыта.

Опыт 1 . Побеги тополя (клена, ивы) поместим в сосуд с водой, подкрашенной красными чернилами. Через двое суток сделаем несколько продольных и поперечных срезов стебля. На всех срезах увидим, что окрасилась только древесина. Кора и сердцевина остались неокрашенными. Это значит, что вода с растворенными веществами поднимается по древесине стебля, по сосудам.

Опыт 2 . Два побега поместим в сосуд с водой и выставим на свет. Предварительно у одного из
них снимем кольцо коры (шириной 3 см), отступив от конца побега 8-10 см. Через 3-4 недели у побегов разовьются придаточные корни. У неповрежденного побега корни образуются на нижнем конце. У побега с кольцевым срезом придаточные корни разовьются над оголенным участком стебля. Под кольцевым срезом корней не будет, так как, сняв кольцо коры, мы повредили ситовидные трубки. Органические вещества из листьев, передвигаясь по лубу, дошли до места среза и здесь накопились. Это способствовало развитию придаточных корней.

Таким образом, опыт доказывает, что органические вещества передвигаются по коре стебля, ситовидным трубкам луба. Они движутся ко всем органам растения - корням, подземным побегам, верхушкам надземных побегов, цветкам, плодам, семенам.

Транспорт веществ у животных

Подобно тому, как происходит транспорт веществ по проводящей системе растения, кровеносная система обеспечивает перенос кислорода и питательных веществ ко всем органам и тканям животных. Из тканей в кровь поступают углекислый газ и вредные вещества. Освобождение крови от углекислого газа происходит в органах дыхания, а от вредных веществ - в органах выделения.

Главным органом кровеносной системы, обеспечивающим ее транспортную функцию, является сердце. Оно играет роль насоса, который обеспечивает кровообращение. Сердце перекачивает кровь по кровеносным сосудам.

Теплокровные и холоднокровные животные

У лягушек, ящериц, змей, крокодилов, черепах кровь смешивается в одном из отделов сердца. В результате во все органы поступает кровь, бедная кислородом. Такие животные являются холоднокровными. Температура их тела зависит от окружающей среды. У птиц и млекопитающих кровь, насыщенная кислородом, не смешивается с кровью, несущей углекислый газ и вредные вещества. Повышение содержания кислорода в крови обеспечивает выделение большого количества энергии, благодаря чему эти животные имеют постоянную температуру тела и являются теплокровными. Это позволяет им легче переносить неблагоприятные условия среды и широко расселяться по планете.

71) Какое значение имеет транспорт веществ для многоклеточных организмов?

Ответ: Благодаря транспорту веществ, все минеральные вещества и различные белки, углеводы, жиры доходят до своего «пункта назначения». И начинают бурно синтезировать с другими молекулами.

72) Нарисуйте растение и подпишите его органы. Напишите названия веществ и стрелками покажите, в каких направлениях они передвигаются по растению.

73) Напишите, какие вещества передвигаются:

    Ответ: а) по сосудам древесины: минеральные вещества

    б) по ситовидным трубкам луба: органические вещества

74) Что такое кровь? Каковы ее функции в организме?

    Ответ: Соединительная ткань. Благодаря белкам, содержащимся в крови, она выполняет множество функций, в том числе транспортную и защитную.

75) Сравните замкнутую и незамкнутую кровеносные системы. Чем они отличаются?

    Ответ: В замкнутой кровеносной системе кровь движется по кругу, а в незамкнутой кровеносной системе кровеносные сосуды открываются в полость тела.

76) Рассмотрите рисунки. Подпишите отделы кровеносных систем. Напишите, к каким типам относятся изображенные кровеносные системы.


77) Дополните предложения

Ответ: Красные клетки крови содержат пигмент гемоглобин. Соединяясь с кислородом, он разносит его по всему организму. Белые кровяные клетки уничтожают попавшие в организм вредоносные микроорганизмы.

78) Дайте определения

    Ответ: Артерия - это сосуд, по которому перемещается кровь, насыщенная кислородом, т.е. движется к органам.

    Вена - это сосуд, по которому перемещается кровь, насыщенная углекислым газом, т.е. движется от органов.

    Капилляр - это мельчайшие сосуды, пронизывающие все тело животного.

79) Рассмотрите рисунки. Подпишите части сердца, обозначенные цифрами. Выберите из списка животных, которым принадлежат изображенные сердца, и впишите их в соответствующие строки

Животные: лев, медведь, треска, воробей, карп, белуга, синий кит, окунь, дельфин, бегемот, собака, утка, кенгуру.

  • Ответ: 1 - Предсердная

    2 - Желудочки

    1. I) Треска, карп, белуга, окунь
    2. II) Лев, медведь, воробей, синий кит, дельфин, бегемот, собака, утка, кенгуру

Лабораторная работа

«Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю

1) Препаровальным ножом сделайте поперечный срез побега липы (предварительно простоявшего 18-20 часов в растворе чернил)

2) С помощью лупы рассмотрите сделанный срез. Какой слой стебля окрасился? Сделайте рисунок


3) Препаровальным ножом сделайте продольный срез стебля липы

4) С помощью лупы рассмотрите срез. Как окрасился стебель? Сделайте рисунок