Все о тюнинге авто

История возникновения и развития экономической науки. История развития экономической науки. Теоретические школы экономической науки

Экономическая наука - это сфера умственной деятельности человека, функцией которой является познание и систематизация объективных знаний о законах и принципах развития реальной экономической действительности.

Первые попытки изучения отдельных сторон экономических процессов известные еще из работ древних греческих и римских мыслителей Ксенофонта , Аристотеля , Платона , Катона, Варрона , Коллумеллы, а также мыслителей Древнего Египта, Китая и Индии. Эти мыслители исследовали проблемы ведения домашнего хозяйства, земледелия, торговли, богатства, налогов, денег и т.п. Экономическая наука, как система знаний о сущности экономических процессов и явлений начала складываться лишь в XVI - XVII ст., когда рыночное хозяйство начало приобретать общие черты.

Если использовать цивилизационный подход к периодизации развития общества, о котором речь будет идти в теме 2, то основные этапы развития экономической науки можно показать таким образом (рис. 1.1.)

Последователи : Мизес, Хайек, Фридмен и др.

Исторический и логический методы;

Экономический эксперимент;

Экономическое моделирование и др.

Диалектический метод - общий для всех наук метод познания, в том числе и для экономической теории. Он базируется на использовании законов и принципов философии, сущность которых состоит в познании экономических явлений и процессов в их связи и взаимозависимости в состоянии непосредственного развития, в понимании того, что накопление количественных изменений предопределяет изменения качественного состояния.

Научная абстракция как метод состоит в углубленном познании реальных экономических процессов путем выделения основных, существенных признаков сторон определенного явления, очищенных (абстрагированных) от всего случайного, несущественного.

Анализ и синтез как метод исследования применяется в единстве двух его составных. При анализе объект исследования раскладывается на составные части, любая из которых изучается в отдельности; при синтезе происходит объединение разных элементов, сторон объекта в единое целое с учетом взаимосвязей между ними.

Индукция и дедукция . Индукция - это метод познания от отдельного к общему, от знания низшей степени к знанию высшей степени (от фактов к выводам, теориям). Дедукция - метод познания от общего к единичному (проверка гипотез фактами).

Исторический и логический методы используются для исследования экономических процессов в их единстве, целостности. Исторический метод изучает эти процессы в той исторической последовательности, в которой они возникали, развивались и изменялись один за одним в реальной жизни. Логический метод исследует экономические процессы в их логической последовательности, двигаясь от простого к сложному, освобождаясь при этом от исторических случайностей и подробностей, не присущих этому процессу.

Экономическое моделирование - это формализованное описание экономических процессов и явлений (с помощью математики и эконометрики), структура которого абстрактно воссоздает реальную картину экономической жизни.

Экономический эксперимент - искусственное воспроизведение экономических процессов и явлений с целью изучения их при оптимально благоприятных условиях для дальнейшего практического внедрения. В частности, экономический эксперимент дает возможность на практике проверить обоснованность научных гипотез и рекомендаций, чтобы предупредить ошибки и провалы в экономической политике государства.

Экономическая наука прошла длинный путь развития. Она зародилась очень давно, несколько тысяч лет назад. Первоначально экономические знания существовали в виде обычаев, традиций, устного творчества. С появлением письменности экономическая мысль проявляет себя в разнообразных письменных источниках: законах, документах хозяйственной деятельности, специальных сочинениях, например, древневосточных государств.

С точки зрения процесса формирования предмета и метода экономической науки можно выделить следующие этапы ее развития.

I этап: Зарождение экономической науки. Появление экономики.

Данный этап связан с зарождением и развитием рабовладельческого общества. Охватывает период времени с IV тысячелетия до новой эры для стран Древнего Востока, где имело место патриархальное рабство, I тысячелетие до н.э. по IV в н.э. - античное или классическое рабство.

На данном этапе благодаря известным древнегреческим мыслителям Ксенофонту, Платону, Аристотелю экономическая наука получает свое название и предмет. Экономика производное от слова “экономия”. Это слово древнегреческого происхождения, “ойкономия” (“ойкос” - дом, хозяйство; “номос” - правило, закон).Отсюда “экономия” - наука о домашнем хозяйстве, о домоводстве.

Ксенофонт (430-355 гг. до н.э.) характеризовал ее как науку о введении и обогащении хозяйства (рабовладельческого). Для Аристотеля (384-322 гг. до н.э.) экономика - это производство (натуральное рабовладельческое хозяйство) для удовлетворения естественных потребностей, в отличие от хрематистики, которая рассматривалась как искусство делать деньги. Аристотель положил начало экономическому анализу исследуя пути укрепления натурального хозяйства, происхождение и функции денег, значение торговли и т.д.

Исторически воззрения древнегреческих мыслителей образуют теоретические исходные пункты современной науки.

II этап. Формирование экономической науки как самостоятельной области знаний. Появление первых экономических школ, политической экономии.

Можно выделить следующие первые экономические школы:

1) Меркантилизм (от итальянского слова “мерканте”- торговец, купец), получивший распространение в XV-XVII вв. Французский меркантилист Антуан де Монкретьен в сочинении 1615 г. “Трактат политической экономии” ввел в обращение термин политическая экономия, которое стало названием экономической науки, господствовавшем вплоть до второй половины XIX в. Меркантилизм выражал «в теоретической форме» экономическую политику государства. Монкретьен рассматривал политическую экономию как сосредоточие правил хозяйственной деятельности. Центральной проблемой у меркантилистов была проблема богатства. Источник национального богатства, которое отождествлялось с деньгами - золотом и серебром, они видели в торговле. Поэтому, на данном этапе экономическая мысль исследует закономерности сферы обращения: товарного и денежного. Типичными представителями этого направления в Европе были англичанин Томас Мен, француз Жан Батист Кольбер, в России И. Посошков (купец).

В лице меркантилистов была первая попытка теоретического обоснования экономической политики государства. Практическая прогрессивная роль этого направления состояла в том, что он способствовал переходу к рыночной капиталистической экономике.

2) Физиократы (Франция, XVIII в.). Название направления образовано от греческих слов и дословно означает “власть природы”. Центральной проблемой остается - проблема богатства, но источник истинного богатства видится в производстве (сельском хозяйстве, т.к.

Только земля обладает удивительной способностью увеличивать реальное общество). Физиократы исследуют закономерности производства, как непрерывного процесса (воспроизводства); ценообразования. Идея “естественного права и порядка” на которую опирались физиократы, способствовала признанию экономических законов, как естественных, т.е. вечных, не зависящих от воли и желаний людей, идущих от бога.

3) Классическая политическая экономия (XVIII - н. XIX в., на данном этапе, экономическая наука выступает как стройная система знаний, которая нашла свое воплощение в трудах А. Смита (1723-1790 гг.), Д. Рикардо (1772-1823 гг.) - это вершина политической экономии. Исследуя “природу и причины богатства народов”, классики сосредоточили свое внимание на материальном производстве как источнике стоимости и доходов (сельскохозяйственном, промышленном) и связали его с обращением. Смит рассматривал общество и как большую мастерскую, и как великий меновый союз. Понимание природы человека, сущности его взаимосвязи и взаимодействия с обществом легло в основу категории - “homo economicus”и естественного порядка, как порядка на основе стихийного действия объективных экономических законов. Классики стали основоположниками политики экономического либерализма или естественной свободы (политика Laisser faire). Если А.Смит наибольшее внимание обращал условиям производства и накопления богатства народов, то распределение богатства было в центре исследований Д.Рикардо, причем исследователи не ограничивались только проблемами национальной экономики, но и рассматривали международную торговлю. Последним классиком был Дж.Ст.Милль.

III этап. Раскол классической политической экономики. Формирование основных современных экономических направлений.

Критическое отношение к классической политической экономики способствовало ряду фундаментальных переворотов в науке.

1) Марксизм (сер. XIX в.) - теоретическая концепция связана с именами К.Маркса и Ф.Энгельса. Марксистская политическая экономия исследовала производственные отношения, как отношения людей в производстве распределении, обмене и потреблении материальных благ.

Основу человеческого общества марксистская политическая экономия видела в материальном производстве. Отношения производства отражаются в экономических категориях. Исторический процесс, представляется как жестко-детерминированный, как процесс смены общественно-экономических формаций.

В отличие от позднее появившихся направлений марксистская политическая экономия имела четко выраженный классовый характер (пролетарская наука) и рассматривала капитализм (и феодализм, и рабовладение) как способ производства, в основе которых лежит эксплуатация человека человеком. Сущность отношений эксплуатации на базе всеобщих товарно-денежных отношений выразилась в категории «прибавочная стоимость».

Исторический и критический подход к экономической действительности позволили выявить противоречивый характер рыночных отношений середины XIX века, предвидеть неизбежность социальных потрясений (революций) при своевременном неразрешении противоречий. Марксистская политическая экономия является отправной точкой лево-радикального направления в современной экономической науке.

2) Маржинализм (вторая половина XIX в.) - первая методологическая революция в экономической науке. Название связано с введением в исследования предельного (от английского - marginal) анализа. В отличие от предшествующих школ и направлений исходная точка в исследованиях сместилась с поиска объективных, общих законов, естественного порядка на уровень отдельного человека, психологии его поведения, ожиданий, предпочтений.

Маржинализм связан с австрийской школой (К.Менгер, Ф.Визер, Е.Бем-Баверк), кембриджской школой (А.Маршал), американской школой (Дж.Кларк), лозанской школой (Л. Вальрас). Именно субъективно-психологический подход лежит в основе понимания таких экономических категорий как цена, спрос, издержки производства.

Предельный анализ, позволил, наконец, широко использовать в экономике математические методы. Позднее приоритетность математических методов выразилась в формировании эконометрики, у истоков которой стояли Курно, Вальрас.

Переключение внимания экономистов на поведение отдельных экономических субъектов, на исследования экономического выбора, на поиск оптимального использования ограниченных (редких) экономических ресурсов способствовали формированию нового неоклассического направления, первоначально как микроэкономики. У истоков этого направления стоит А. Маршалл. Он попытался по-новому подойти к проблеме ценообразования, взаимоотношения спроса и предложения, к исследованию экономики на основе фундаментальных взаимозависимостей. Данное направление получило название “economics’” или экономикс, или экономика. Под таким названием экономическая теория известна во всем мире, но преимущественно в англоязычных странах.

Неоклассицизм лежит в основе современных направлений экономической теории: монетаризма, неолиберализма, экономики предложения и т.д.

3) Кейнсианство (30-е гг. XX в.) - вторая методологическая революция в экономической науке. Недостаточность микроанализа, неспособность саморегулирующего рыночного механизма решить все экономические проблемы, в частности безработицы и, как следствие, необходимость вмешательства государства в экономику, послужили основой разработки макроэкономического подхода, регулирования экономики на основе управления эффективным спросом, прежде всего потребительским и инвестиционным.

Джон Мейнард Кейнс является родоначальником направления экономической теории - кейнсианства, неокейнсианства, посткейнсианства.

4) Институционализм (первая треть XX) - критическое отношение к классической и неоклассической школе, к анализу экономических отношений с позиции "экономического человека", выдвижение в качестве ведущей силы экономики не рациональные действия отдельных субъектов, а деятельность организаций, социальных институтов - важнейшая идея институционалистов.

Они расширили предмет экономики считая, что исследования чисто экономических отношений слишком узко и приводит к пустым абстракциям, что необходимо учитывать весь комплекс правовых, социальных, психологических, политических условий и факторов, влияющих на хозяйственную жизнь.

Институционализм выступает с критикой капиталистической экономики, обращая внимание на то, что рынок вовсе не нейтральный и универсальный механизм распределения ресурсов. Более того, саморегулирующийся рынок становится гигантской машиной, служащей для поддержания и обогащения крупных, крупнейших корпораций, которым помогает и государство. Только совместные скоординированные действия могут противостоять диктату корпораций. Видными представителями этого направлений являются: Т. Веблен - родоначальник, Дж. Коммонс, У. Митчелл, Дж. Гелбрейт, А. Танбергер.

Таким образом, современная экономическая наука неоднородны и представлена разнообразными направлениями и школами. Безусловно было бы полезно познакомится со всеми из них, но это не реально. Мы будем изучать "экономику", на западе этот курс называют "экономикс", по содержанию он представляет собой комбинацию неоклассических теорий.

Еще по теме 1. Основные этапы развития экономической науки и формирования ее предмета.:

  1. КРАТКИЙ ОБЗОР ОСНОВНЫХ СТАДИЙ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОЙ НАУКИ
  2. 1. Основные этапы развития экономической науки и формирования ее предмета.
  3. 2. ЗАРОЖДЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
  4. 1.1. Экономическая теория: возникновение и основные этапы развития
  5. 3.3. Развитие факторов производства в условиях научно-технической революции
  6. 2.1. РАЗВИТИЕ НАУЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРЕДМЕТЕ КРИМИНАЛИСТИКИ
  7. § 2. Этапы становления и развития международного сотрудничества

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право -

Тема 1. Предмет и метод экономической науки

1. Возникновение и развитие экономической науки

2. Роль экономической теории в развитии общества

3. Предмет экономической теории

4. Методология и структура экономической теории

Возникновение и развитие экономической науки

Практические потребности регулирования экономической жизни и воздействие на нее в нужных для людей направлениях вызвали стремление человека разгадать тайны экономических процессов.

Серьезное внимание к основам экономики проявлялось уже в древнем мире. Многие важные экономические процессы рассматривались в трудах Ксенофонта, Платона, Аристотеля, который ввел в оборот название науки – «экономия», что в буквальном смысле означает – «искусство ведения домашнего хозяйства».

Однако как наука (т.е. как систематизированное знание о сущности экономики), экономическая теория возникла только в XVII-XVIII вв., в период становления капитализма. Именно тогда перед наукой встала задача выяснить, «как государство богатеет».

Первой теоретической школой, определившей направление экономической мысли XV-XVII вв. был меркантилизм (от итальянского «мерканте» – торговец, купец). Один из представителей данной теории Антуан де Монкретьен ввел в научный оборот термин «политическая экономия»: в 1615 году он издал «Трактат политической экономии», где провозгласил, что экономическая наука занимается экономикой, хозяйством в рамках национальных государств.

Сущностью меркантилизма в экономической теории является определение закономерностей в сфере обращения, то есть в денежном обороте и торговле. Представители этой школы (Томас Ман, Жан Батист Кольбер и др.) считали, что богатство людей – это деньги, золото, за которое можно все купить. Такие представления не были случайными. Они соответствовали начальному виду капиталистической деятельности – международной торговле, приносившей большие доходы.

Меркантилисты считали, что нации, подобно торговцам должны конкурировать друг с другом за получение прибыли, т.е. правительства, по их мнению, должны поддерживать промышленность такими законами, которые позволяют делать издержки на зарплату и другие ресурсы низкими, а продажу товаров в другие страны высокими. Так можно достичь так называемого «благоприятного торгового баланса» (ситуация, когда экспорт превышает импорт). Таким образом, происходит накопление золота в стране.



Между тем, критики данного направления в экономической теории справедливо подметили, что во время торговой сделки не возникает вообще никакого богатства, а происходит лишь обмен денег на товар и наоборот. При нарушении равенства в обмене богатство лишь перераспределяется в пользу одной из стран. Когда же обмен равноценен, то никто не может обогатиться.

Экономическая мысль XVIII века интересно представлена школой физиократов . Термин «физиократия» образован от греческих слов и дословно означает «власть природы». Наиболее яркие представители данной школы – Франсуа Кенэ и Анн Тюрго. Они считали, что источником богатства является производство, хотя рассматривали только одну его отрасль – сельское хозяйство, где богатство возникает естественным путем и выглядит как дар природы. Здесь произведенные затраты окупаются увеличением продукции, получением дополнительного продукта и чистого дохода. Доход подсчитывается путем вычитания произведенных затрат из полученной суммы.

Со временем выяснилось односторонность взглядов физиократов. Рост богатства они связывали только с естественным плодородием земли и на этом основании промышленность не считали отраслью, где создается прирост доходов. Но сама по себе природа, без применения труда и капитала постоянно не может умножать богатство общества. И, тем не менее, это более прогрессивная теория по сравнению с меркантилизмом, т.к. вопрос о происхождение общественного богатства был перенесен из сферы обращения в сферу производства.

Наиболее обоснованные ответы на рассматриваемые вопросы дала классическая школа . Ее выдающимися представителями были английские экономисты Уильям Петти, Давид Рикардо, Адам Смит. Они установили, что богатство нации возникает в материальном производстве, причем во всех его отраслях. Его всеобщей универсальной формы являются не какие-то конкретные продукты, создаваемые в промышленности и сельском хозяйстве, а стоимость товаров, определяемая затратами труда на его производство. Рост богатства происходит тогда, когда первоначально затраченная на производство сумма стоимости прирастает на дополнительную величину. Так была создана трудовая теория стоимости.

А. Смит впервые разработал учение о хозяйстве как о системе, в которой действуют стихийные законы, «невидимая рука», с помощью которой достигается «естественный порядок», эффективное экономическое развитие. Теория А. Смита принципиально изменила характер экономической теории, которая стала превращаться в науку о законах хозяйства вообще.

Однако на взглядах представителей классического направления сказалась узость буржуазного кругозора: анализируя капиталистический способ производства, они выдавали его за вечное, естественное состояние общества.

В начале второй половины 19 века экономическая наука переживала глубокий кризис, и казалось, что политэкономия теоретически как наука умерла. Но она возродилась, представленная марксизмом и маржинализмом. Однако, единой экономической науки больше не существовало. Она расщепилась на 2 ветви, развивавшиеся в противоположных направлениях.

Марксизм (К. Маркс, Ф. Энгельс) выступал как революционное учение, провозглашающее скорый конец капитализма. К. Маркс впервые применил метод материалистической диалектики к анализу социально-экономических явлений. Это позволило ему не только дать критику предшествующей политической экономии, отметив все ценное, что было изложено в предыдущих учениях, но и раскрыть законы движения капиталистического общества с позиций рабочего класса. Главная задача Маркса и его сторонников заключались в том, чтобы, опираясь на трудовую теорию стоимости раскрыть природу прибыли (прибавочной стоимости) как нетрудового дохода капиталистов.

Учение о прибавочной стоимости явилось у Макса теоретическим обоснованием его вывода о непримиримости противоречия между пролетариатом и буржуазией и неизбежности революционного крушения капитализма.

Маржинализм занимал принципиально иную позицию, которую можно охарактеризовать как охранительную в отношении буржуазного общества. Охранительная позиция выразилась в нежелании обсуждать социальные аспекты экономики.

Теория маржинализма – это экономический анализ преимущественно с точки зрения психологии отдельного субъекта, вовлеченного в хозяйственные отношения. Данный субъект руководствуется собственными оценками предельных выгод и предельных потерь от участия или неучастия в экономическом процессе. На базе таких оценок в теории объясняются издержки производства, спрос и предложение, цена. Классиками теории маржинализма являются англичанин А. Джевонс, швейцарец Л. Вальрас, представители «австрийской школы» (К. Менгер, Ф. Визер, Е. Бем-Баверк).

На протяжении всей своей истории маржинализм находился под жестким прессом конкуренции идей, заставляющих его приспособиться к изменяющемуся миру, воспринимать здравые мысли, рождавшиеся за рамками системы и даже на первый взгляд противоречащие ей. Например, в 90 гг. XIX века Альфред Маршалл (представитель неоклассического направления) сумел встроить в концепцию маржинализма элементы рикардианства. Он положил начало комплексному подходу к анализу ценности товара с учетом, как сил спроса, так и предложения. В результате экономическая теория значительно выиграла и стала уважительно называться «неоклассической системой».

К основным современным экономическим теориям можно отнести:

· кейнсианство;

· неоклассический синтез;

· институционализм;

· монетаризм;

· экономику предложения;

· неолиберализм.

Более подробно с данными теориями можно ознакомиться в предложенной литературе.

Лекция:

Переходим к изучению экономической сферы жизнедеятельности общества. Слово экономика греческого происхождения, в буквальном переводе означает «правила ведения домашнего хозяйства». Ограничиваться только данным пониманием экономики нельзя. В обществознании этот термин используется в двух значениях, как хозяйство и наука. Рассмотрим оба значения.

Экономика как хозяйство

Экономика как хозяйство – это деятельность по производству, распределению, обмену и потреблению экономических благ (товаров и услуг), а также общественные отношения, возникающие в перечисленных процессах.


Для удовлетворения человеческих потребностей нужны блага . Они бывают:
  • общественными (блага, создающиеся государством: дороги, связь, здравоохранение, образование);
  • природными или неэкономическими (блага, находящиеся в свободном доступе: солнечный свет, тепло, воздух);
  • экономическими (блага, создающиеся в результате хозяйственной экономической деятельности).
Экономические блага подразделяются на:
  • долговременные (дом, машина, мебель, бытовая техника, то есть те блага, которыми мы можем пользоваться на протяжении нескольких лет) и кратковременные (продукты питания, которые потребляются полностью);
  • взаимозаменяемые – субституты (уголь - газ, чай - кофе, сметана - майонез) и взаимодополняемые – компле менты (компьютер - программное обеспечение, зубная щётка и паста, автомобиль и бензин);
  • товары (любые вещи, которые продаются и покупаются) и услуги (действие, результат которого является объектом купли–продажи).
В свою очередь товары и услуги бывают материальными и нематериальными. К материальным товарам относятся продукты питания, одежда, бытовая техника, и прочие вещи. А материальными услугами являются прокат, ремонт бытовой техники, перевозка груза, строительство, химчистка, пошив одежды и др. Особенность материальных услуг состоит в том, что их результаты удовлетворяют материальные потребности человека. К нематериальным товарам относятся произведения литературы, скульптуры, научные открытия и другие духовно-нравственные ценности, которые облекаются в материальную форму. К нематериальным услугам относятся услуги репетитора, юриста, страхование, деятельность учреждений образования (школы, техникумы), здравоохранения (поликлиники, центры здоровья), культурного досуга (театры, музеи), социальной защиты (центры социального обслуживания, центры психолого-педагогической помощи, реабилитационные центры). Нематериальные услуги удовлетворяют потребности в познании, информации, консультировании, то есть духовные потребности.

Экономическая деятельность включает четыре взаимосвязанные и взаимозависимые фазы:

    производство

    распределение

    потребление

Производство – это процесс создания какого-либо продукта: товара или услуги, необходимого для удовлетворения потребности человека.

Пример производства : текстильное предприятие «Ассоль» выпустило женскую одежду стоимостью 1 млн. рублей.


Распределение – это процесс деления произведённого экономического продукта либо дохода между членами общества.

Примеры распределения : из 100% испечённого в пекарне хлеба 60% поставляется в магазины, 35% в школьную столовую, 5% расходуется на собственные нужды. Из средств госбюджета часть выделяется на развитие образования, часть на строительство дорог, часть на социальные выплаты, часть на поддержание отечественного производства и т.д.

Обмен – это процесс продвижения продукции от производителя до потребителя.

Существуют две формы обмена: бартер и торговля. Бартер – это натуральный обмен, при котором произведённый продукт обменивается на другой продукт. Торговля – э то обмен произведённого продукта на деньги, т.е. купля – продажа.


Потребление – это процесс использования предметов длительного потребления (посуда, пылесос, телевизор) или уничтожения (продовольствие) товаров и услуг.

Экономическая сфера определяет ход развития других сфер. Библиотеки, музеи и театры, являющиеся институтами духовной сферы, создаются в результате экономического производства. Крупные бизнесмены стремятся воздействовать на власть, участвуют в деятельности политических партий. Важными условиями демократии являются рыночная экономика и частная собственность. От экономического роста государства зависит благосостояние человека, семьи, общества. А высокие материальные доходы семьи, обеспеченность жильём влияют на уровень рождаемости и состояние здоровья населения.


Экономика как наука

Экономика как наука изучает развитие и функционирование хозяйства, анализирует проблемы эффективного и рационального ведения хозяйства, разрабатывает оптимальные способы решения проблем.


Впервые определённые экономические знания о ведении хозяйства появились ещё до нашей эры. Но становление экономики как самостоятельной науки произошло только в XVI-XVII веках. Значение деятельности учёных - экономистов велико. Их научные труды нацелены на экономический рост государства. Основной проблемой экономической науки является ограниченность природных ресурсов, необходимых для производства экономических благ и безграничность человеческих потребностей. Решением данной проблемы является рациональный выбор, предполагающий достижение максимального результата при минимальных затратах. Подробнее можно об этом вы узнаете .


Экономическая наука делится на два раздела – микроэкономика и макроэкономика. Микроэкономика изучает проблемы малых субъектов экономики – потребителей, домашних хозяйств и фирм. Она исследует такие вопросы как: влияние соотношения цены/качества на выбор потребителя купить или не купить товар; выбор эффективного способа управления производством и повышение продаж фирмы и др. Макроэкономика исследует экономические процессы в масштабе стране, к примеру, инфляция, безработица, экономический цикл, формирование государственного бюджета. Также данный раздел изучает международные экономические отношения.


Основной функцией экономики, как и любой другой науки, является познавательная . Она заключается в сборе, изучении, анализе и систематизации сведений об экономических процессах в обществе и государстве. Экономическая наука разрабатывает эффективные методы и средства хозяйственной деятельности (методологическая функция ) и применяет их на практике (прагматическая или практическая функция ). Важное значение имеет и прогностическая функция , позволяющая предвидеть кризис или рост в экономике. Безусловно, экономика как наука выполняет и образовательную функцию , которая заключается в передаче знаний об экономической теории и практике. Благодаря этой функции у нас появляются экономисты, от уровня и квалификации которых зависит богатство нашей страны. Среди функций есть и идеологическая . Она состоит в том, что экономика обосновывает смысл экономических процессов, целей общественного развития и формирует научное мировоззрение. По своей натуре перфекционист. Поэтому люблю все аккуратно оформлять и упорядочивать, складывать по полочкам. Вот, не пропадать же добру, нажитому за четыре кропотливых семестра. Тут я выложил все мои ответы, курсовые, отчеты и некоторые ДЗ. Они могут вам помочь для получения зачета или сдачи экзамена. Если чего-то не нашли в папочках, то попытайте удачу в разделе НЕОТСОРТИРОВАННОЕ на моей страничке, там все 4 семестра разложены по папкам. ГРУППА КТ-43-15. Годы обучения 2015-2019. Коллекция будет пополняться. Что ж, удачки:З Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам. Вуз: Предмет: Файл:

1. Зарождение и развитие экономической науки. Этапы развития экономики

Истоки экономической мысли уходят своими корнями в глубокую древность. Уже в первобытном обществе люди владели зачатками экономических знаний. Началом ее считают законы вавилонского царя Хаммурапи и экономические заповеди в Библии. Основоположником древнекитайской экономической мысли был Конфуций (6-5 век до н. э.). Ученые античного мира (Древней Греции) Ксенофонт, Платон и Аристотель (5-4 века до н. э.) сформулировали исходные положения экономической теории. В их трудах получила отражение организация домашнего хозяйства и хозяйств рабовладельцев. Таким образом, экономическая теория в период рабовладельческого строя возникла как прикладная наука о ведении хозяйства. Как самостоятельная экономическая наука она сформировалась значительно позже, а именно в период становления рыночной экономики, т.е. в условиях становления капитализма в XVII-XIX вв. В возникновении экономической теории как науки можно выделить три этапа (направления): донаучный этап; этап решения экономической теории как науки в форме классической политической экономии; этап развития экономической теории как науки в виде «Экономикс» и разработки современных теоретических направлений.

На первом этапе экономическая теория возникла как «экономия» (ойкономия). Оно состоит из двух греческих слов: «ойкос» – дом, домохозяйство; «номос» – закон. Следовательно, «экономия» – это наука о домоводстве или о домашнем хозяйстве.

Второй этап развития экономической теории связан со становлением капитализма, когда экономическая теория развивается как классическая политическая экономия. Впервые термин «политэкономия» появился в работе Антуана Монкретьена. Этот термин состоит из трех греческих слов: «политейя» – общество, государственное устройство; «ойкос» – дом, домохозяйство; «номос» – закон. Отсюда следует, что политическая экономия – это наука о государственном управлении экономикой, о закономерностях развития экономических отношений в государстве по поводу производства, распределения, обмена и потребления жизненных благ.

Во второй половине XIX в возникает третий этап развития экономической мысли именуемое «экономикс». экономикс» – это наука об экономическом поведении людей в производстве, распределении, обмене и потреблении жизненных благ в целях удовлетворения их потребностей при ограниченных ресурсах. Термин появился в 70-х гг. ХIХ в. в работе А. Маршалла «Принципы экономикс»

2. Теоретические школы экономической науки

В развитии экономической теории как науки различают следующие теоретические школы и направления : меркантилизм, физиократию, английскую политическую экономию, марксистскую экономическую науку, неоклассическое, кейнсианское, институциональное, неолиберальное направления, теорию общественного выбора.

Первой теоретической школой был меркантилизм (от итальянского «мерканте» – купец, торговец). Ее представителями в XVI-XVII вв. были: А. Монкретьен, У. Стаффорд, И. Посошков В. Татищев и др. Меркантилисты считали, что богатство общества возникает в торговле (деньги, золото). Они утверждали, что вывоз денег и золота из страны уменьшает ее богатства, а ввоз – увеличивает. Однако, во время торговой сделки не возникает никакого богатства, а происходит лишь обмен денег на товар и наоборот.

Во Франции возникла вторая теоретическая школа – школа физиократов(«физиократия» в переводе с греческого – власть природы). Основоположником этой школы является Франсуа Кенэ. Его последователями были А.Тюрго, Дидро, Руссо и др. Единственным источником богатства они считали природу, а именно труд в сельском хозяйстве. Следовательно, экономическая теория (политическая экономия) должна заниматься изучением сельского хозяйства. Промышленность, на их взгляд, является «бесплодной сферой», т.е. второстепенной отраслью, которая лишь преобразует вещества природы. Однако такой подход является неверным, так как

сама по себе природа (сельское хозяйство) без приложения капитала и труда не может создавать богатство.

Представителями третьей теоретической школы являются англичане В. Петти, А. Смит и Д. Рикардо. Согласно их теории, источником богатства общества является материальное производство (сельское хозяйство, промышленность, строительство и т.д.), а именно труд. Они заложили основы трудовой теории стоимости, доказали, что стоимость любого товара определяется затратами общественного труда, что рост богатства в обществе осуществляется за счет прибыли