Все о тюнинге авто

Хозяйственная деятельность. Понятие, признаки и принципы хозяйственной деятельности. Виды хозяйственной деятельности Хозяйская деятельность

Неотъемлемой частью экономики любого общества является хозяйственная деятельность, как совокупность отношений, которые складываются в общественной и производственной системе страны. Хозяйственная деятельность - это деятельность физических лиц и предприятий различных и организации, осуществляемая в рамках действующего законодательства и связанная с производством или торговлей, предоставлением услуг или выполнением определенного вида работ с целью удовлетворения социальных и экономических интересов не только собственника, но и

Свое определение хозяйственная деятельность предприятия, как ключевая основа экономики страны, получила еще в Древней Греции, когда впервые возникла теория о создании различных благ для жизнедеятельности общества и его развития.

Основой любого современного государства является хозяйственная деятельность предприятий по производству разнообразной продукции, а также организации, осуществляющие различные научные разработки, научные исследования. Кроме основного производства хозяйственную деятельность проводят также вспомогательные производства, которые занимаются организацией сбыта и оказывают услуги маркетинга, а также послепродажное обслуживание выпущенной продукции, многочисленные организации сферы услуг и сервиса.

Современнаяэкономика как хозяйственная деятельность включает в себя различные отрасли материального и нематериального производства, и представляет собой очень сложный организм, который постоянно обеспечивает жизнедеятельность всего общества и каждого человека в отдельности. Вся состоит из двух ключевых моментов - производство и распределение. Эти два направления деятельности неразрывно связаны, так как только произведенная продукция может показать конечный результат в результате ее доведения до конечного потребителя.

Для решения главной страны и хозяйственной деятельности в частности, самым важным является определение наиболее рационального использования всех ресурсов и правильная организация распределения полученного результата для удовлетворения потребностей всего общества. Для этой цели решаются основные вопросы экономики.

Первый вопрос - что производить? Это выбор основных благ для удовлетворения потребностей населения. Поскольку ресурсы, как природные, так и человеческие ограничены, а потребности безграничны, то задача государственных органов и частных корпораций состоит в том, чтобы определить оптимальных набор благ и услуг, необходимых для решения проблем общества.

Второй вопрос - как именно производить, с помощью каких средств? Это вопрос технологического и научного развития. При решении этого вопроса главное - выбрать наиболее рациональный чтобы с наибольшей скоростью и результативностью получить результаты вложенных средств и ресурсов.

Третий вопрос - для кого производить? Необходимо определить конечного потребителя, его цели, запросы и возможные объемы потребления. Это ключевой вопрос для ведения любой производственно-хозяйственной деятельности, так как именно он выявляет всю эффективность использования ресурсов и произведенных затрат на всех стадиях пути к конечному потребителю.

Перечисленные вопросы предполагают ведение плановой хозяйственной деятельности, грамотного управления, а также необходимости контроля полученного результата. Для этой цели на предприятиях постоянно ведется статистический, бухгалтерский и с анализом полученных результатов.

Систем водяного отопления

Классификация и область применения

1. По способу циркуляции теплоносителя системы подразделяются на гравитационные (с естественной циркуляцией воды) и насосные (с искусственной циркуляцией воды).

2. В зависимости от способа прокладки разводящих магистралей системы выполняются с верхней и нижней разводкой.

3. По способу распределения воды между стояками системы подразделяются на тупиковые и с попутным движением воды в разводящих магистралях.

4. По количеству стояков, обслуживающих нагревательный прибор, системы подразделяются на двух- и однотрубные.

Хозяйственная деятельность – это деятельность субъектов хозяйствования в сфере общественного производства, направленная на изготовление и реализацию продукции, выполнение работ либо оказание услуг стоимостного характера, имеющих ценовую определенность (ч. 1 ст. 3 ХК Украины).

Термин «общественное производство», применяемый в ст. 3 ХК Украины нельзя толковать узко в значении производственной (мануфактурной) деятельности, исключающей торговлю, связь, перевозки, общественное питание и т.п. Общественное производство – термин обобщающий, равнозначный политэкономическому термину «производственные отношения» предполагающий создание определенного материального продукта , будь то товар, работа или услуга. Данный термин служит противопоставлением понятию непроизводственного потребления, предполагающего потребление благ населением для удовлетворения жизненных потребностей. Последнее обозначает сферу, где господствуют нормы гражданского права.

Общественный характер хозяйственной деятельности находит выражение также в том, что это не разовый акт или единовременное действие, а «многоэтапная, сложная деятельность, осуществляемая систематически, профессионально, в виде промысла» . Особое социальное значение, специфика и сложность хозяйственных отношений объективно требуют особого правового регулирования.

Основные признаки хозяйственной деятельности:

Ø осуществляется в сфере материального производства и в сфере, что организует производство;

Ø осуществляется на основе принятия самостоятельных решений;

Ø осуществляется на праве собственности и других имущественных прав.

Дополнительные признаки хозяйственной деятельности:

v творческий и инновационный характер – основывается в поиске новых возможностей, ориентации на нововведение;



v рискованный характер – переложение на субъекта хозяйствования груза предвидения неблагоприятных последствий (убытков) и употребления мероприятий по их уменьшению или устранению, не связанное с виновной субъекта хозяйствования;

v самостоятельная юридическая ответственность – ответственность субъекта хозяйствования (имущественная, финансовая, экономическая и т. др.);

v социально-ответственный характер – ответственность субъектов хозяйствования перед обществом, обязательство осуществлять такую тактику, принимать такие решение и действовать таким образом, чтоб это было желательно с точки зрения цели и ценностей общества, который предусматривает требование: (повышение эффективности деятельности субъектов хозяйствования; более полной ответственности перед заинтересованными лицами (акционерами, рабочими) и создания корпоративной демократии; растущей ответственности субъектов хозяйствования за благосостояние всего общества; большей позитивной ролью субъектов хозяйствования, направленную на защиту окружающей среды);

v передача указанных благ прочим лицам на платной основе, то есть их функционирование в форме товара;

v профессиональные основы хозяйственной деятельности.

Требования к хозяйственной деятельности:

Ø качество продукции, работ и услуг, их безопасность для жизни и здоровья людей, животных, окружающей природной среды;

Ø экологическая безопасность производства;

Ø добросовестное поведение в сфере экономической конкуренции;

Ø цивилизованное использование наемного труда.

Принципы хозяйствования (ст. 6 ХК Украины):

1) обеспечение экономического многообразия и равная защита государством всех субъектов хозяйствования;

2) свобода предпринимательской деятельности в пределах, определенных законом;

3) свободное движение капиталов, товаров и услуг на территории Украины;

4) ограничение государственного регулирования экономических процессов в связи с необходимостью обеспечения социальной направленности экономики, добросовестной конкуренции в предпринимательстве, экологической защиты населения, защиты прав потребителей и безопасности общества и государства;

5) защита национального товаропроизводителя;

6) запрещение незаконного вмешательства органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц в хозяйственные отношения.


3. Виды хозяйственной деятельности

В хозяйственном законодательстве существует единственная классификация видов хозяйственной деятельности критерием которой выступает её целенаправленность.

1. В зависимости от цели осуществления хозяйственной деятельности она подразделяется на:

а) коммерческую (предпринимательскую) деятельность, которая имеет место в тех случаях, когда субъект хозяйствования действует с целью получения прибыли;

б) некоммерческую деятельность, которая имеет место в тех случаях, когда субъект хозяйствования хоть и действует для достижения определенных экономических и социальных результатов, однако цель получения прибыли при этом не преследует.

Хозяйственная коммерческая деятельность (предпринимательство) составляет основу предмета хозяйственно-правового регулирования, поскольку подавляющее большинство норм хозяйственного права посвящено регулированию коммерческих отношений.

Предпринимательство – это самостоятельная, инициативная, систематическая, на собственный риск хозяйственная деятельность, осуществляемая субъектами хозяйствования (предпринимателями) с целью достижения экономических и социальных результатов и получения прибыли (ст. 42 ХК Украины).

Важнейший признак предпринимательства – направленность деятельности на получение прибыли – позволяет его называть хозяйственной коммерческой деятельностью.

Среди наиболее важных направлений правового регулирования предпринимательства следует выделить:

Ø установление принципов предпринимательской деятельности (ст. 43-46 ХК Украины): свобода выбора видов деятельности, не запрещенных законом, осуществление деятельности в любых организационных формах, предусмотренных законом, по выбору предпринимателя; самостоятельность в выборе программы де­ятельности, контрагентов и иных условий хозяйствования в рам­ках, не ограниченных законом; свободный наем работников; ком­мерческий расчет и собственный коммерческий риск; свободное распоряжение прибылью, оставшейся после уплаты налогов; са­мостоятельное осуществление внешнеэкономической деятельно­сти и т.п.;

Ø закрепление отдельных лиц и видов деятельности , для которых (или в сфере которых) предпринимательство запрещено или ограничено (ст. 43 ХК, ст. 4 Закона «О предпринимательстве»).

Не допускается предпринимательство таких категорий граждан, как военнослужащие, должностные лица органов прокуратуры, суда, государственной безопасности, внутренних дел, нотариата, а также граждан, которым решением суда запрещено заниматься предпринимательством, и некоторых других (Законы Украины «О прокуратуре», «О судоустройстве и статусе судей», «О нотариате» и др.).

Однако следует учитывать, что владение корпоративными правами не является предпринимательством (ст. 167 ХК). Поэтому указанным выше лицам не запрещено покупать акции, учреждать хозяйственные общества.

Виды деятельности, предпринимательство в которых запрещается или ограничивается, устанавливаются исключительно законом (ч. 4 ст. 12, ч. 3 ст. 43 ХК). Например, согласно Закону «Об обращении в Украине наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров» и в соответствии с изданным на его основе постановлением КМУ от 6.05.2000 г. запрещен оборот героина, опия, кокаина и некоторых других веществ.

Некоторые виды деятельности могут осуществляться только государственными и некоторыми другими предприятиями. Так, исключительно государственные предприятия могут заниматься изготовлением и реализацией боеприпасов и осуществлять охрану объектов государственного значения, производить и запускать ракетоносители; только государственные предприятия и полные товарищества могут проводить ломбардные операции; государственные предприятия и объединения связи – осуществлять эксплуа­тацию первичных сетей телефонной и спутниковой связи; Кабинет Министров Украины утверждает перечни предприятий, которым разрешено осуществлять производство бензина, технического эфира, технического спирта и т.п.

Дополнительными направлениями правового регулирования предпринимательства выступают:

Ø нормирование порядка создания , государственной регистрации, реорганизации и прекращения деятельности субъектов предпринимательства (ст.ст. 45, 51, 58-61 ХК Украины, Закон «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц-предпринимателей» от 15.05.2003 г. и др.)

Ø установление общих гарантий прав предпринимателей : равные права и равные возможности для привлечения и использования материально-технических, трудовых, информационных, природных и других ресурсов; неприкосновенность имущества и обеспечение защиты имущественных прав предпринимателя; возмещение убытков, причиненных предпри­нимателям, государственными органами вследствие наруше­ния имущественных прав предпринимателя или привлечения гражданина в рабочее время к выполнению государственных или общественных обязанностей и т.п. (ст. 47 ХК).

Ø закрепление принципов государственной поддержки предпринимательства: создание благоприятных организационных и экономических условий для развития предпринимательства, в частности путем предоставления земельных участков и государственного имущества в порядке, установленном законом, подготовки кадров, обустройства неосвоенных территорий, и т.п.; содействие малому предпринимательству (ст. 48 ХК, Закон Украины «О государственной поддержке малого предпринимательства» от 19.10.2000 и др.);

Ø регламентирование порядка привлечения предпринимателей к ответственности (ст. 49, раздел V ХК Украины и др.);

Ø установление правил защиты экономической конкуренции, банкротства, ценообразования и законодательное закрепление других условий осуществления предпринимательской деятельности.

Некоммерческая хозяйственная деятельность составляет вторую часть предмета регулирования хозяйственного права.

Некоммерческая хозяйственная деятельность – это самостоятельная, систематическая хозяйственная деятельность, осуществляемая субъектами хозяйствования, направленная на достижение экономических, социальных и других результатов без цели получения прибыли. Некоммерческая хозяйственная деятельность осуществляется субъектами хозяйствования, которым осуществление хозяйственной деятельности в форме предпринимательства запрещено законом (ст. 52 ХК Украины).

Некоммерческая хозяйственная деятельность осуществляются субъектами хозяйствования государственного или коммунального секторов экономики в отраслях (видах деятельности), в которых в соответствии с ч. 4 ст. 52 ХК Украины запрещается предпринимательство.

Например, органы государственной власти и органы местного самоуправления, Вооруженные Силы Украины, политические партии, общественные объединения и благотворительные организации не вправе заниматься предпринимательской деятельностью (ч. 4 ст. 43, ч. 5 ст. 131, ч. 2 ст. 414 ХК Украины, ст.1 Закона «О благотворительности и благотворительных организациях » от 16.09.1997, ст.ст. 1, 21, 24 «Об объединениях граждан» от 16.06.1992). В ряде случаев закон разрешает коммерческую деятельность таких субъектов опосредованно – путем получения доходов от деятельности созданных ими предприятий.

Некоммерческими хозяйственными организациями (неприбыльными учреждениями и организациями) является:

1. Благотворительные фонды и благотворительные организации, созданные в порядке, определенном законом для проведения благотворительной деятельности, в том числе общественные организации, созданные с целью осуществления экологической, оздоровительной, любительской спортивной, культурной, образовательной и научной деятельности, а также творческие союзы и политические партии, общественные организации инвалидов и их местные ячейки, созданные в соответствии с ЗУ «Об объединениях граждан», научно-исследовательские учреждения и высшие учебные заведения 3-4 уровней аккредитации, внесенные в Государственный реестр научных учреждений, которым оказывается поддержка государства, заповедники, музеи-заповедники;

2. Пенсионные фонды, кредитные союзы, созданные в порядке, определенном законом;

3. Союзы, ассоциации и другие объединения юридических лиц, созданные для представления интересов учредителей, которые содержатся лишь за счет взносов таких учредителей и не проводят основной деятельности, за исключением получения пассивных доходов;

4. Религиозные организации, зарегистрированные в порядке, предусмотренном законом;

5 Жилищно-строительные кооперативы, объединение совладельцев многоквартирных домов, созданные в порядке, определенном законом;

6. Профессиональные союзы, их объединения и организации профсоюзов, образованные в порядке, определенном законом;

7. Другие юридические лица, деятельность которых не предусматривает получение прибыли согласно с нормами соответствующих законов.

Следует учитывать, что на субъектов хозяйствования, осуществляющих некоммерческую хозяйственную деятельность, распространяются общие требования о регулировании хозяйственной деятельности с учетом особенностей неприбыльного характера их деятельности (ч. 1 ст. 54 ХК Украины). Однако в любом случае субъект некоммерческой хозяйственной деятельности обязан обеспечить надлежащие условия труда наемных работников, оплату их труда не ниже определенного законом минимального размера и обеспечить другие социальные гарантии, предусмотренные законом (ч. 2 ст. 54 ХК Украины).

Отличия предпринимательской деятельности от некоммерческой деятельности:

Ø наличие цели получения прибыли;

Ø инициатива, которая обеспечивает поиск и внедрение новых технологий, новых хозяйственных связей, оптимизацию собственной деятельности;

Ø высокая степень риска;

Ø собственная ответственность предпринимателя перед кредиторами, государством;

Ø самостоятельность осуществления предпринимательской деятельности.

Признаки некоммерческой деятельности:

Ø самостоятельность ее осуществления;

Ø отсутствие цели получения прибыли;

Ø финансирование (за счет бюджета) или из собственных источников доходов.

2. По предмету хозяйственная деятельность подразделяется на:

а) производственную;

б) торговую;

в) банковскую;

г) страховую;

д) инновационную;

е) концессионную;

ж) инвестиционную и др.

3. В зависимости от траектории движения имущества субъектов хозяйствования можно выделить:

а) внутриэкономическую хозяйственную деятельность;

б) внешнеэкономическую хозяйственную деятельность.

4. В зависимости от национальной принадлежности субъектов хозяйствования можно выделить:

а)хозяйственную деятельность отечественных товаропроизводителей (резидентов);

б) хозяйственную деятельность иностранных товаропроизводителей (нерезидентов);

В далеком прошлом (свыше 10 тысяч лет назад) люди практически не занимались производством, а лишь брали все необходимое от природы. Их деятельность составляли охота, рыболовство и собирательство. С течением времени человечество сильно изменило и усовершенствовало виды деятельности.

Из этой статьи вы узнаете, что такое хозяйственная деятельность и какие виды хозяйственной деятельности бывают.

Итак, хозяйством называют производство людьми всего того, что необходимо для обеспечения потребностей и совершенствования условий жизни. Другими словами, хозяйственная деятельность представляет собой совокупность отраслей, которые взаимосвязаны между собой.

К таким отраслям относится:

  • сельское хозяйство;
  • промышленность;
  • сфера услуг;
  • транспорт;
  • торговля;
  • наука и образование;
  • здравоохранение;
  • строительство.

Занимается обеспечением населения продуктами питания и поставками сырья для некоторых отраслей промышленности. Развитие сельхозпроизводства зависит, в основном, от природных условий. Степень развитости сельского хозяйства, в свою очередь, оказывает большое влияние на экономику и политическую ситуацию государства, а также на его продовольственную независимость.

Самыми главными направлениями этой отрасли являются животноводство и растениеводство. Животноводство занимается содержанием и разведением сельскохозяйственных животных для получения продуктов питания (яйца, сыр, молоко), сырья (шерсть) и органических удобрений. Оно включает в себя скотоводство, птицеводство, овцеводство, свиноводство и др.

Задача растениеводства заключается в выращивании различных сельскохозяйственных культурных растений, которые затем используются в качестве продуктов питания, корма для животных и сырья. К отраслям растениеводства относят овощеводство, картофелеводство, садоводство, зерновое хозяйство и др.

Предприятия, которые производят орудия труда и занимаются добычей материалов, сырья, топлива, а также обработкой промышленной или сельскохозяйственной продукции. Промышленность делится на добывающую и обрабатывающую. Добывающая специализируется на добыче сырья, нефти, угля, руд, торфа, а обрабатывающая - на производстве черных и цветных металлов, машин, оборудования, строительных материалов. Промышленность включает в себя следующие отрасли:

  • топливная промышленность;
  • легкая промышленность;
  • пищевая промышленность;
  • лесная промышленность;
  • цветная металлургия;
  • черная металлургия;
  • машиностроение и другие отрасли.


Сфера услуг

Эта отрасль предназначена для обеспечения населения материальными и нематериальными (духовными) услугами. К материальным услугам относят бытовое обслуживание, связь, транспорт. К нематериальным - здравоохранение, торговлю, коммунальное обслуживание. Также существуют рыночные и нерыночные услуги. Под рыночными подразумевают те услуги, которые имеют реализацию на рынке по значимым, с точки зрения экономики, ценам. Транспорт, платное образование и здравоохранение - это примеры типичных рыночных услуг. В нерыночные услуги входят наука, оборона и бесплатные услуги здравоохранения и образования, то есть все то, что не имеет экономического значения.

Средство, удовлетворяющее потребности населения в перевозке грузов и пассажиров. Эта отрасль расширяет масштабы производства и потребления, так как буквально связывает эти два процесса. Однако транспорт сильно зависим от внешних условий, ведь перевозки зачастую осуществляются на дальние расстояния. Тем не менее, транспортная отрасль считается довольно прибыльной в рыночных условиях, не говоря уже о монополизации транспорта.

Деятельность людей, которая связана с актами купли-продажи и комплексом операций, предназначенных для осуществления процесса обмена. Торговля бывает двух видов: оптовая и розничная. При оптовой торговле закупка товара происходит большими партиями, так как его приобретают с целью дальнейшего использования. Розничная же, наоборот, осуществляет акты купли-продажи непосредственно конечным потребителям.

К образованию относится детское дошкольное и общее среднее образование, а также подготовка кадров. Образование включает в себя такие отрасли, как транспортное, естественнонаучное, психологическое, радиотехническое, математическое, строительное и другие виды образования. Целью науки является получение научных знаний в качестве результатов проводимых исследований. Науку очень трудно переоценить: ее вклад в развитие экономики государства, повышение эффективности материального производства и защиту информационных ресурсов государства очень велик.

Отрасль, занимающаяся организацией и обеспечением охраны здоровья населения. Для сохранения, поддержания физического и психического здоровья, а также для оказания помощи при ухудшении здоровья создают специальные социальные институты.

Данная отрасль обеспечивает ввод в действие новых, а также реконструкцию и ремонт объектов как производственного, так и непроизводственного назначения. Основной ролью этой отрасли является создание условий для динамичных темпов развития экономики государства. Кроме того, эта отрасль принимает непосредственное участие при создании основных фондов (наряду с промышленностью строительных материалов, металлургией и некоторыми другими отраслями экономики), которые предназначены для всех отраслей национального хозяйства.

Согласно ст. 3 ХКУ под ХД понимается деятельность субъектов хозяйствования в сфере общественного производства, направленная на производство и реализацию продукции, выполнение работ или предоставление услуг стоимостного характера, имеющих ценовую определенность.

ХД характерны следующие признаки:

1) эта деятельность направлена на производство продукции (товаров), выполнение работ и предоставление услуг с целью удовлетворения потребностей других субъектов;

2) она осуществляется, как правило, на профессиональных началах;

3) результаты этой деятельности имеют форму товара, а значит и стоимостное выражение;

4) в процессе организации и осуществления этой деятельности объединяются как частные интересы производителя, так и публичные интересы государства и общества в целом.

Согласно ст. 3 ХКУ ХД, осуществляемая для достижения экономических и социальных результатов и с целью получения прибыли является предпринимательством, а субъекты, осуществляющие эту деятельность – предпринимателями. ХД, которая осуществляется без цели получения прибыли является некоммерческой ХД.

В главах 4 и 5 ХКУ закреплены общие положения относительно предпринимательства и некоммерческой хозяйственной деятельности.

Согласно ст. 42 ХКУ предпринимательство - это самостоятельная, инициативная, систематическая на собственный риск ХД, осуществляемая субъектами хозяйствования (предпринимателями) для достижения экономических и социальных результатов с целью получения прибыли.

Согласно ст. 52 ХКУ некоммерческое хозяйствование - это осуществляемая субъектами хозяйствования самостоятельная, систематическая ХД, направленная на достижение экономических, социальных и других результатов без цели получения прибыли. НХД осуществляется субъектами хозяйствования государственного или коммунального секторов экономики в сферах (видах деятельности), в которых согласно ст. 12 этого Кодекса запрещено предпринимательство.

НХД может осуществляться также другими субъектами хозяйствования, которым осуществление ХД в форме предпринимательства запрещается законом (товарные и фондовые биржи).

Согласно ст. 52 ХКУ запрещается осуществление НХД органам государственной власти, органам местного самоуправления, их должностным лицам. В ХКУ определяются: организационные формы осуществления НХД (ст. 53); положения относительно ее регулирования (ст. 54).

    Объективная основа, средства и методы государственного регулирования хозяйственной деятельности

Государственное регулирование ХД является объективной необходимостью, которая приобретает все новые черты и особенности, направленные на становление рыночных отношений, разгосударствление, предпринимательство, развитие различных форм хозяйствования. Государство осуществляет регулирование ХД по двум причинам. Во-первых, государство осуществляет управление имуществом, которое является объектами государственной собственности, а, во-вторых, государственное воздействие на ХД обусловлено рядом требований относительно защиты публичных интересов, связанных:

    с формированием государственного бюджета;

    с охраной окружающей среды и пользования природными ресурсами;

    с обеспечением обороноспособности страны;

    с реализацией свободы предпринимательства и конкуренции, защиты от монополизма;

С соблюдением правопорядка как во внутренней ХД, так и при осуществлении ВЭД и иностранного инвестирования;

С обеспечением занятости населения и др.

Кроме того, государство обязано:

Обеспечивать субъектам хозяйствования (независимо от формы собственности) одинаковые правовые и экономические условия хозяйствования;

Способствовать развитию рынка, осуществлять его регулирование, используя экономические законы и стимулы, реализуя антимонопольные меры;

Обеспечивать льготные условия предприятиям, которые применяют прогрессивные технологии, создают новые рабочие места и др.

Государственное регулирование ХД представляет собой совокупность мер относительно принятия и надлежащего исполнения хозяйственного законодательства, а также определения системы органов государственного руководства, которые непосредственно осуществляют функции регулирования и управления этой сферыой экономики.

Согласно ст. 12 ХКУ к основным средствам регулирующего воздействия государства на ХД относятся:

    государственный заказ, государственное задание (ст.13 ХКУ и ЗУ от 22 декабря 1995 г. «О поставках продукции для государственных потребностей» ЗУ от 22 февраля 2000 г. «О закупке товаров работ и услуг за государственные средства»);

    лицензирование, патентование и квотирование (ст. 14 ХКУ и ЗУ от 1 июня 2000 г. «О лицензировании определенных видов ХД», «О патентовании некоторых видов ПД», «О ВЭД»);

    сертификация и стандартизация (ст. 15 ХКУ, ЗУ «О стандартизации», «О подтверждении соответствия»);

    применение нормативов и лимитов;

    регулирование цен и тарифов (ХКУ глава 21, ЗУ «О ценах и ценообразовании»);

    предоставление инвестиционных, налоговых и других льгот (ст. 17, ЗУ «Об ИД», «О режиме иностранного инвестирования» и др.);

    предоставление дотаций, компенсаций, целевых инноваций и субсидий (ст. 16 ХКУ).

Принципы государственного регулирования ХД представляют собой основные положения, определяющие наиболее общие и наиболее существенные особенности экономической политики государства. К ним относятся:

Согласованность и координация действий субъектов хозяйствования различных форм собственности;

Хозяйственная самостоятельность;

Равноправие всех форм собственности;

Объединение экономических и социальных целей.

В процессе осуществления регулирования ХД государство использует определенные методы государственного регулирования ХД, которые представляют собой совокупность способов и приемов, используемых в процессе регуляторной деятельности государственными органами для решения задач в сфере экономики с целью достижения определенных результатов.

Среди таких методов следует выделить:

Метод убеждения, разрешения;

Метод прямых указаний;

Административные и экономические методы.

В современных условиях метод убеждения и разрешения является одним из основных методов. В ХКУ определен принцип добровольности создания СХ, их равенство независимо от формы собственности и с учетом личных и общественных интересов.

Вместе с тем в условиях становления рыночных отношений применение метода убеждения и разрешения изолировано от метода прямых указаний не дает положительных результатов. Поэтому для обеспечения порядка в ХД в предусмотренных законом случаях применяется метод прямых указаний, устанавливающий требования относительно качества продукции, охраны окружающей среды, ведения учета и отчетности, соблюдения техники безопасности и др.

Административные методы - это прямое влияние на поведение, деятельность СХ с помощью обязательных указаний, а экономические методы - это непосредственное влияние с помощью экономических стимулов (цен, дотаций, кредитов и др.). Административные методы чаще всего применяются в случаях, когда для реализации управленского решения необходим приказ или запрет.

Практическое применение экономических методов осуществляется с помощью следующих рычагов: ценообразование, льготное кредитование, финансирование и др.

Согласно ст. 8 ХКУ государство, ОГВ и ОМС не являются субъектами хозяйствования. Решения этими органами в сфере ХД принимаются в пределах их хозяйственной компетенцией, закрепленной в Конституции Украины, в ЗУ «О местных государственных администрациях», «О местном самоуправлении» и др.

В условиях рыночных отношений предприятие является основным звеном всей экономики, поскольку именно на этом уровне создается нужная обществу продукция, оказываются необходимые услуги.

Предприятие – это самостоятельный, организационно обособленный хозяйствующий субъект производственной сферы народного хозяйства, который производит и реализует продукцию, выполняет работы промышленного характера или предоставляет платные услуги.

Предприятие имеет конкретное название – завод, фабрика, комбинат, шахта, мастерская и т.п.

Любое предприятие является юридическим лицом, имеет законченную систему учета и отчетности, самостоятельный бухгалтерский баланс, расчетный и другие счета, печать с собственным наименованием и товарный знак (марку).

Главной целью (миссией) создания и функционирования предприятия является получение максимально возможной прибыли за счет реализации потребителям производимой продукции (выполненных работ, оказанных услуг), на основе которой удовлетворяются социальные и экономические запросы трудового коллектива и владельцев средств производства.

На основе общей миссии предприятия формируются и устанавливаются общефирменные цели, которые определяются интересами владельца, размерами капитала, ситуацией внутри предприятия, внешней средой и должны отвечать следующим требованиям: быть конкретными и измеримыми, ориентированными во времени, досягаемыми и взаимно поддерживаемыми.

Каждое предприятие — это сложная производственно-экономическая система с многогранной деятельностью. Наиболее четко выделяются направления, которые следует отнести к главным:

1) комплексное изучение рынка (маркетинговая деятельность);

2) инновационная деятельность (научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, внедрение технологических, организационных, управленческих и других новшеств в производство);

3) производственная деятельность (изготовление продукции, выполнение работ и оказание услуг, разработка номенклатуры и ассортимента адекватных спросу на рынке);

4) коммерческая деятельность предприятия на рынке (организация и стимулирование сбыта произведенной продукции, услуг, действенная реклама);

5) материально-техническое обеспечение производства (поставка сырья, материалов, комплектующих изделий, обеспечение всеми видами энергии, техникой, оборудованием, тарой, и т.д.);

6) экономическая деятельность предприятия (все виды планирования, ценообразования, учет и отчетность, организация и оплата труда, анализ хозяйственной деятельности и т.п.);

7) послепродажный сервис продукции производственно-технического и потребительского назначения (пусконаладочные работы, гарантийное обслуживание, обеспечение запасными частями для ремонта и т.д.);

8) социальная деятельность (поддержание на надлежащем уровне условий труда и жизни трудового коллектива, создание социальной инфраструктуры предприятия, включающей собственные жилые дома, столовые, лечебно-оздоровительные и детские дошкольные учреждения, ПТУ и т.д.)

Деятельность предприятия упорядочивают многочисленные юридические акты, основными из которых являются: ГК РФ о предприятии, устав предприятия и коллективный договор, регулирующий отношения трудового коллектива с администрацией предприятия.

ГК РФ о предприятии определяет порядок создания, регистрации, ликвидации и реорганизации предприятия.

Согласно существующему законодательству предприятие может создаваться собственником или по решению трудового коллектива; в результате принудительного разделения другого предприятия в соответствии с антимонопольным законодательством; в результате выделения из состава действующего предприятия одного или нескольких структурных подразделений, а также в других случаях.

Предприятие включается в государственный реестр России со дня его регистрации. Для осуществления этой процедуры необходимы заявление, решение учредителя о создании, устав и другие документы по перечню, определяемому Правительством РФ.

Ликвидация и реорганизация предприятия производятся по решению собственника и при участии трудового коллектива, либо по решению суда или арбитража, а также в случаях: признания его банкротом; если принято решение о запрете деятельности предприятия; если решением суда признаны недействительными учредительные документы и в других случаях.

Управление предприятием осуществляется в соответствии с уставом на основе сочетания прав собственника и принципов самоуправления трудового коллектива. Собственник может делегировать свои права по управлению предприятием совету предприятия либо другому органу, предусмотренному уставом предприятия и представляющему интересы собственника и трудового коллектива.

Имущество предприятия составляют основные фонды и оборотные средства, а также иные ценности, стоимость которых отражается в балансе предприятия. Источниками его формирования являются:

– денежные и материальные взносы учредителей;

– доходы от основной и других видов деятельности;

– доходы от ценных бумаг; кредиты банков и других кредиторов;

– капитальные вложения и дотации из бюджетов;

– поступления от разгосударствления и приватизации собственности;

– безвозмездные или благотворительные взносы предприятий, организаций и граждан и иные источники.

Предприятие пользуется и распоряжается имуществом по своему усмотрению: продает, передает безвозмездно, обменивает или сдает в аренду.

Обобщающим показателем финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятия согласно ГК РФ является прибыль (доход), порядок использования которой определяет собственник.

Предприятие самостоятельно определяет фонд оплаты труда без ограничения его роста со стороны государственных органов, минимальный размер оплаты труда наемных работников (не может быть меньше черты малообеспеченности, устанавливаемой законодательством России), устанавливает формы, системы и размеры оплаты труда и другие виды доходов работников.

Предприятие самостоятельно осуществляет планирование деятельности и определяет перспективы развития, исходя из спроса на производимую продукцию. Основу планов составляют договоры, заключенные с потребителями продукции, работ, услуг, и поставщиками материально-технических ресурсов.

Предприятие реализует свою продукцию по ценам и тарифам, устанавливаемым самостоятельно или на договорной основе. В расчетах с зарубежными партнерами применяются контрактные цены в соответствии с условиями и ценами мирового рынка.

Вопросы социального развития, включая улучшение условий труда, жизни и здоровья членов трудового коллектива и их семей, решаются трудовым коллективом с участием собственника в соответствии с уставом предприятия, коллективным договором и законодательными актами Росии.

Государство гарантирует соблюдение прав и законных интересов предприятия: обеспечивает ему равные правовые и экономические условия хозяйствования, независимо от форм собственности; способствует развитию рынка и регулирует его с помощью экономических законов и стимулов, реализует антимонопольные меры; обеспечивает льготные условия предприятиям, внедряющим прогрессивные технологии, создающим новые рабочие места.

Предприятие несет ответственность за нарушение договорных обязательств, кредитно-расчетной и налоговой дисциплины, требований к качеству продукции, за загрязнение окружающей среды. Предприятие должно обеспечивать безопасность производства, санитарно-гигиенические нормы и требования по защите здоровья его работников, населения и потребителей продукции.

Контроль за отдельными сторонами деятельности предприятия осуществляют: государственная налоговая администрация, налоговая полиция и государственные органы, на которые возложен надзор за безопасностью производства, труда, противопожарной и экологической безопасности, другие органы, определенные законодательством России.

Предприятие действует на основании Устава, который утверждается собственником имущества, а для государственных предприятий — также при участии трудового коллектива.

В уставе предприятия определяются: собственник и полное наименование предприятия, его местонахождение, предмет и цели деятельности, органы управления и порядок их формирования, компетенция и полномочия трудового коллектива и его выборных органов, порядок образования имущества, условия реорганизации и прекращения деятельности предприятия.

В устав могут включаться положения: о трудовых отношениях; о полномочиях, порядке создания и структуре совета предприятия; о товарном знаке и др.

2 Суть договоров купли-продажи, поставки. Организация договорной работы на предприятии

Договор купли-продажи - это договор , по которому одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определённую денежную сумму (цену) (п. 1. ст. 454 ГК РФ). Договор купли-продажи является генеральной договорной конструкцией (параграф 1 главы 30 ГК РФ). В главе 30 выделяются также иные виды договора купли продажи: договор розничной купли-продажи, договор поставки, договор поставки для государственных или муниципальных нужд, договор контрактации, договор энергоснабжения, договор продажи недвижимости, договор продажи предприятия.

Предметом договора является вещь (товар). Таким образом, данная договорная модель ориентирована, прежде всего, на возмездное отчуждение в вещное право материальных объектов. Вместе с тем, конструкция договора купли-продажи может применяться также для регулирования отношений по отчуждению имущественных прав (п.4. ст. 454 ГК РФ). Отчуждение вещных прав по договору купли-продажи очевидно невозможно в силу того, что это противоречит природе этих прав (п.4. ст.454 ГК РФ). Одним из исключений может являться отчуждение доли в праве общей собственности. Единственным существенным условием договора купли-продажи, в РФ является его предмет. Согласование условия о предмете означает установление наименования и количества товара. Цена не является существенным условием, и в случае, если в договоре она не установлена, её определение происходит по правилам ст. 424 ГК РФ (сходные товары в сходных условиях).

Признаки договора купли продажи - консенсуальный, двусторонний, возмездный, взаимообязывающий, не фидуциарный, не публичный, взаимосогласованный, бессрочный.

Договор поставки - это соглашение сторон, по которому поставщик - продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях.

Договор является консенсуальным, возмездным, двусторонним договором. Данный договор имеет ряд отличительных признаков. Во-первых, следует отметить особенность в субъектном составе данного договора, которая заключается в том, что в качестве поставщика может выступать только лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность: индивидуальный предприниматель или коммерческая организация. Во-вторых, одним из существенных условий договора поставки является обязательность поставщика передать товары в обусловленный срок или сроки. Поэтому договор поставки предполагает как единовременную оптовую продажу товаров в срок, так и оптовую продажу товаров отдельными партиями в течение длительного времени (обусловленные сроки), а также передачу какой – либо определённой вещи в обусловленный срок. В-третьих, имеет существенное значение, для какой цели покупателем приобретаются товары у поставщика, ибо по договору поставки покупатель приобретает товары для использования в предпринимательской деятельности (для промышленной переработки и потребления, для последующей продажи и иной профессиональной деятельности) либо для деятельности, не связанной с личным, семейным, домашним использованием товара.

Сторонами договора поставки являются поставщик и покупатель. На стороне поставщика, как правило, выступают коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, а покупатели любые лица, но чаще всего юридические лица и индивидуальные предприниматели.

Договор поставки заключается в письменной форме. Он заключается таким способом, как обмен документами между сторонами. Если сторонами договора являются два гражданина (предприниматели), а общая сумма поставленных товаров не превышает 1000 рублей, то договор может быть заключен в устной форме.

Цель, с которой заключается договор, составляет предмет сделки, взаимные права и обязанности сторон - его условия, совокупность условий - его содержание.

Общеизвестна роль договора как универсального регулятора хозяйственных связей, всеобъемлющего инструмента коммерции, хозяйственной деятельности. С другой стороны, договор между конкретными сторонами позволяет улавливать и упорядочивать их тончайшие взаимоотношения, избавляя законодателя от этой непосильной и ненужной функции.

Поэтому Гражданский кодекс дает лишь общую характеристику договоров и перечень основных условий, оставляя сторонам возможность сколь угодно конкретизировать, расширять положения, включаемые в каждый конкретный договор. Такую же свободу должны предоставлять и корпоративные нормативные акты.

Закон наделяет организации правом самостоятельно выбирать контрагентов и совершать от своего имени действия, имеющие юридическую силу при выработке и реализации обязательств по договорам.

Под договорной работой на предприятии понимаются мероприятия, обычно проводимые в два цикла:

– заключение договоров (подготовка, оформление, согласование условий с контрагентами);

– организация исполнения договоров (оперативные мероприятия, учет, контроль, оценка хода и результатов).

Эта работа есть разновидность правовой деятельности, поскольку в ее основе лежат юридические нормы (централизованные и корпоративные), а результат ее первого цикла - договор - сам становится юридически обязательным документом.

Если предприятие выступает в качестве поставщика (продавца, исполнителя), то за оформление и выполнение договора отвечает, как правило, плановый отдел или отдел сбыта, либо специально образуемый договорный отдел. Если предприятие является покупателем (заказчиком), то работа в зависимости от предмета договора ведется в службах, ответственных за материально-техническое снабжение, организацию капитального строительства, ремонта оборудования и т.п.

Двум названным видам договорной работы должны соответствовать: содержание корпоративных актов, специализация юристов, распределение обязанностей между работниками юридического отдела предприятия. Следует обратить внимание на стадии договорной работы.

Круг вопросов, решаемых в процессе заключения и исполнения договоров, специфичен для каждого предприятия, но сам этот процесс единообразен в том смысле, что ему присущи следующие типичные стадии.

1. Подготовка к заключению договоров. Этапы: преддоговорные контакты с возможными контрагентами; разработка основных условий (подписание предварительных договоров - соглашений о намерениях); подготовка бланков договорной документации; составление плана договорной кампании (при большом количестве потенциальных контрагентов).

2. Оценка оснований заключения договоров. Базируется главным образом на анализе производственной и коммерческой ситуации, в которой находится предприятие и каждый из потенциальных контрагентов. Решение об отказе заключить договор при наличии предварительного соглашения необходимо аргументировать, причем до того, как контрагент совершит действия, связанные с материальными затратами.

3. Оформление договоров. Этапы: разработка проектов; урегулирование разногласий; конкретизация содержания заключенных договоров; их изменение или расторжение.

Проекты разрабатываются, как правило, службой, ответственной за ведение договорной работы, и вместе с протоколом разногласий или другой подобной документацией передаются для всесторонней проверки в отделы, занятые производственным материально-техническим, финансовым и правовым обеспечением предприятия. Традиционная форма проверки соответствия проектов интересам и возможностям предприятия – визирование.

4. Доведение содержания договоров до исполнителей. Возможно в следующих формах: передача заинтересованным лицам договорной документации, что обычно удостоверяется их подписью; передача подразделениям предприятия копий или выписок этих документов; издание систематизированной информации об основных условиях договоров (описи заказов, планы поставок и т.п.).

5. Контроль исполнения. Имеет целью поддерживать работы в параметрах, отвечающих условиям контрактов, для чего данные о ходе работ сопоставляются с обусловленными показателями. Контроль может быть выборочным, сплошным, периодическим, постоянным.

6. Оценка результатов исполнения договоров. Складывается из: выводов об успехе (неуспехе) путем сравнения фактически достигнутых показателей с целями сделок; анализа результатов на предмет возможности применить к исполнителям меры поощрения или санкции; разработки мероприятий, способных улучшить исполнение договоров.

Наиболее сложный вопрос представляет, пожалуй, вопрос о нормативной регламентации договорной работы.

Особенностью договорной работы является то, что она основана на локальных нормативных актах, то есть таких, которые принимаются непосредственно самими предприятиями. Эти акты, не повторяя общих положений о договорах, содержащихся в действующем законодательстве, позволяют:

– учесть специфические особенности и условия работы предприятия, и призваны определить перечень и функции подразделений предприятия, ведущих договорную работу;

– установить содержание выполняемых при этом действий, порядок и сроки их осуществления;

– закрепить схемы исполнения договорной документации и формы учета исполнения договоров;

– определить меры стимулирования надлежащего исполнения договоров и ответственности структурных подразделений и должностных лиц за нарушение договорных обязательств;

– предусмотреть ответственность конкретных работников, их права и обязанности.

Следует иметь в виду, что локальные нормативные акты могут носить как комплексный характер (например, Положение о ведении договорной работы, Инструкция о порядке ведения договорной работы), так и отражать лишь часть стадий (например, Инструкция о порядке предъявления претензий и исков за неисполнение обязательств). Однако есть предел, за которым нормирование теряет смысл - чрезмерная детализация рождает «мертвые» правила. Корпоративные акты, регулирующие ведение договорной работы, утверждаются руководителем предприятия.

При разработке инструкций (положений) не следует ни воспроизводить, ни пересистематизировать нормы законодательства. Это ведет, во-первых, к отрыву создаваемых актов от реального структурирования договорной работы на предприятии, во-вторых, — к искажению смысла закона. В таких корпоративных актах не следует предусматривать нормы, регулирующие отношения с контрагентами, поскольку это является предметом договорной регламентации с ними.

К локальным нормативным актам в качестве приложений разрабатываются формы (бланки) договорной документации. Содержание этих бланков отражает основные реквизиты и условия будущего договора. В определенной степени они облегчают и ускоряют процесс заключения договоров. Поэтому очень важно обеспечить их своевременную разработку. Вместе с тем следует указать, что формы договорной документации носят вспомогательный характер. В процессе заключения договоров и согласовании его условий стороны могут вносить в них изменения и дополнения: исключить из них отдельный пункты, включить другие и т.д.

Особое внимание следует обратить на роль юридической службы в договорной работе на предприятии. Юридическая служба предприятия обобщает и анализирует договорную практику. Это необходимо для выявления недостатков в организации договорной кампании и разработки мероприятий по их устранению и недопущению. Выводы, сделанные в результате обобщения, используются при заключении новых договоров.

Важно подчеркнуть, что участие юрисконсультов в договорной работе носит не эпизодический, а постоянный характер. Оно не сводится только к ознакомлению сотрудников, участвующих в договорной работе, с соответствующими нормативными актами. Юристы организуют и активно участвуют как в подготовке локальных нормативных актов, так и всей договорной документации. Юрисконсульт обязан просмотреть и завизировать все правовые акты предприятия, высказать по ним свои замечания и предложения с тем, чтобы в этих актах было выражено наиболее оптимальное решение, основанное на знании конкретной хозяйственной ситуации и действующего законодательства.

При проверке проектов правовых документов либо участии в подготовке приказов, инструкций, положений, договоров и другой правовой документации по вопросам договорной работы юридической службе следует обращать внимание на то, чтобы в них не устанавливались незаконные положения и условия. Только после такой проверки проекты указанных документов могут быть завизированы юридической службой.

Юридической службе следует участвовать в определении структуры договорных связей предприятия исходя из необходимости установления более рациональных договорных отношений. При этом необходимо иметь в виду, что структура договорных отношений может зависеть от характерного для данного предприятия направления специализации, организационного построения (наличия в составе производственного объединения самостоятельных предприятий, производственных единиц) и распределения функций между ее хозяйственными подразделениями, от технологических особенностей производства и др.

Получив проект договора для проверки, юрисконсульт должен посмотреть правильно ли он составлен по существу и по форме. При визировании проекта договора следует, кроме того, обратить внимание на отражение в нем всех существенных условий, полноту и четкость изложения текста договора, не допускающего различного толкования.

В тех случаях, когда у подразделения предприятия, получившего проект договора, имеются замечания по его условиям, договор оформляется с протоколом разногласий. Юридический отдел, если он не участвовал в составлении протокола разногласий, должен при визировании проекта договора проверять законность и правильность составления протокола разногласий. Рассматривая замечания контрагента, изложенные им в протоколе разногласий, юридический отдел должен обращать внимание на законность и мотивированность предложенных замечаний, а также возражений на них со стороны заинтересованных подразделений предприятия.

Эффективность договорной работы в немалой степени зависит от учета и контроля исполнения хозяйственных договоров.

Надлежаще организованный учет является важным элементом системы мер по предотвращению нарушений обязательств. Он должен обеспечивать создание документальной базы для анализа причин невыполнения договорных обязательств, принятия мер по предотвращению их и устранению, способствовать правильному рассмотрению претензий и исков контрагентов, обеспечивать достоверность данных в статистической отчетности о выполнении договорных обязательств.

На практике такой учет осуществляется путем ведения журнала. В этом журнале предусматриваются разделы, в которых указываются, например, по договору поставки такие данные, как реквизиты контрагента, номера и даты договоров, спецификаций, нарядов, заказов, объем продукции, подлежащей поставке, и сроки поставки, наименование отгруженной продукции и дата отгрузки, номера транспортных документов, платежных требований и другие сведения.

Контрольные функции за надлежащим исполнением договорных обязательств должны осуществлять все службы, связанные с ведением договорной работы. В этих же целях могут образовываться специальные службы наблюдения за исполнением обязательств. Особенно велико значение в данной работе юридической службы предприятий. Она должна разрабатывать и осуществлять мероприятия, способствующие безупречному исполнению условий договора, координировать в этом плане деятельность всех звеньев предприятия.

Учет и контроль должны вестись и за ненадлежащим исполнением договорных обязательств контрагентами. И здесь юридической службе, наряду с другими структурными подразделениями, следует наладить оперативный сбор необходимой информации о нарушениях договорных обязательств. Это позволит своевременно выявить и не оставить без внимания ни одного случая ненадлежащего исполнения договоров, уменьшить разрыв во времени между нарушением и применением ответственности к должнику, повысить точность и качество подготавливаемых претензионных и исковых материалов.

В основе заключения договора лежит принцип свободы договора. Граждане и юридические лица вступают в договорные отношения своей волей и в своем интересе, они свободны в установлении своих прав и обязанностей и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора

Данные положения призваны обеспечить нормальное функционирование гражданского оборота, необходимым условием которого является равноправие его участников.

Развитие свободного рынка требует порой принятия нестандартных решений, и поэтому современное законодательство предоставляет участникам договора право заключать договоры, как предусмотренные, так и не предусмотренные законом или иными правовыми актами. Кроме того, стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). При этом к отношениям сторон по смешанному договору будут применяться в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора. Однако следует предостеречь от поспешного и непродуманного экспериментирования в заключении таких договоров. Для их составления требуется достаточно высокая юридическая квалификация. В противном случае при возникновении спора по такому договору стороны может ожидать неприятный сюрприз, когда суд определит применимое к данному договору право и окажется, что отношения сторон, в том числе и ответственность за нарушение своих обязательств по этому договору, установлена не так, как стороны рассчитывали. То есть прежде чем изобретать «новые» положения договора необходимо удостовериться, что законом не установлены обязательные требования к составлению данных условий договора. В обратном случае может оказаться, что законом предусмотрены какие-то иные последствия, нежели те, на которые рассчитывали стороны.

Участники договора могут определять его условия по своему усмотрению во всех случаях, когда содержание соответствующего условия не определено законом или иным правовым актом, носящим строго обязательный характер (императивными нормами). То есть действует принцип «свободы в рамках закона».