Все о тюнинге авто

Что такое механизм государства. Механизм (аппарат) государства: структурная характеристика и роль в осуществлении задач и функций государства. Особенности государственных организаций и служащих

Понятие, признаки и элементы механизма государства

Следовательно, признаком любого государства является наличие механизма государства, т.е. системы органов и учреждений государства, наделенных властными полномочиями и созданных для осуществления его функций и задач. Без государственного механизма не может существовать само государство, поскольку именно государственные органы его и олицетворяют. Через них осуществляется государственная власть, обеспечивается государственное руководство обществом .

Понятие «механизм государства» используется в широком и узком смыслах.

В широком смысле механизм государства включает в себя всю совокупность государственных органов, посредством которых осуществляются задачи и функции государства . При таком понимании механизм государства состоит из государственного аппарата, государственных учреждений и государственных предприятий .

Государственный аппарат представляет собой систему государственных органов, наделенных властными полномочиями для осуществления государственной власти.

Наряду с государственным аппаратом в механизм государства включаются государственные учреждения, деятельность которых направлена на выполнение функций государства в сфере образования (например, школы), в сфере здравоохранения, науки, в экономической области и т.п. Наконец, государственные предприятия как часть механизма государства создаются для осуществления хозяйственной деятельности, например производства предметов первой необходимости (товаров) или оказания различных услуг населению.

В узком смысле понятие «механизм государства» тождественно понятию «государственный аппарат».

Механизм государства имеет характерные черты, позволяющие отличать его от других политических институтов, участвующих в осуществлении государственной власти или влияющих на нее (например, партий).

Признаки механизма государства следующие:

  • это целостная система государственных органов, основанная на единстве принципов его организации и деятельности. Эти принципы (например, разделения властей , принцип законности и т.п.) обычно зафиксированы в конституциях государств;
  • состоит из особой группы людей, выделенных из общества и подготовленных для управления им, осуществляющих эту деятельность профессионально и на постоянной основе;
  • органы государства, составляющие механизм, взаимодействуют друг с другом как составные части строго иерархической системы, основанной на подчинении нижестоящих органов вышестоящим;
  • каждый элемент механизма (т.е. орган государства) является относительно самостоятельной и обособленной частью системы, наделен властными полномочиями, создается государством и действует от его имени и по его поручению. Каждый орган государства осуществляет его конкретную функцию, а все вместе обеспечивают эффективное функционирование государства в целом;
  • для осуществления задач и функций государства органы государства обладают необходимыми средствами — материальными, информационными, организационными, включая и возможность государственного принуждения.

Орган государства: понятие, признаки, виды

2) представляет собой относительно самостоятельную, структурно обособленную и юридически оформленную часть механизма государства, которая характеризуется определенной структурой и состоит из государственных служащих ;

3) образуется от имени государства и действует по его поручению;

4) наделен определенной компетенцией, т.е. строго закрепленными за ним задачами, функциями, правами и обязанностями;

5) образуется в порядке, установленном законом;

6) обладает необходимыми материальными и организационными средствами (ценностями, вспомогательными учреждениями и предприятиями и т.п.) для осуществления своих функций.

Таким образом, цели, задачи и структура государственного органа, порядок его образования и сама деятельность регулируются нормами права .

Орган государства представляет собой относительно самостоятельное звено механизма государства и состоит из государственных служащих, права и обязанности которых определены законом.

Так, согласно ст. 10 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ федеральный государственный служащий — это гражданин , осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание за счет средств федерального бюджета. Государственным служащим присваиваются классные чины, дипломатические ранги, воинские и специальные звания.

В этом же Федеральном законе определяются понятие «государственная служба» и ее структура. Государственная служба — профессиональная служебная деятельность граждан РФ по обеспечению исполнения полномочий РФ и федеральных органов, полномочий субъектов РФ и их органов (ст. 1). Система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы:

а) государственную гражданскую (федеральную и региональную — в субъектах), б) военную и в) правоохранительную службу (б и в — только федеральные (ст. 2)).

Правовое положение государственных служащих в России (права и обязанности), требования, порядок приема на службу и продвижения, а также ограничения и запреты, связанные с гражданской службой, прописаны в ст. 14—18 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ.

Хотя органы государства тесно взаимодействуют между собой, каждый из них выполняет вполне конкретные задачи. В зависимости от основания типологии, выделяется несколько видов органов государства.

По порядку создания органы государства могут быть либо выборными (т.е. избираться на свободных выборах), либо назначаемыми, либо наследуемыми (т.е. создаваться в порядке наследования).

По характеру выполняемых функций различаются три основные группы государственных органов:

  • законодательные (парламент , органы местного самоуправления);
  • исполнительно-распорядительные (правительство , министерства, ведомства и т.п.);
  • судебные (правоохранительные).

Принципы организации и деятельности механизма государства

Известно уже по опыту веков, — писал Ш. Монтескьё, — что всякий человек, наделенный властью, склонен злоупотреблять ею, и он идет в этом направлении, пока не достигнет положенного ему предела.

Чтобы защитить себя от произвола абсолютной, неограниченной власти единоличного правителя и должностных лиц, общество делит власть на законодательную, исполнительную и судебную, с тем чтобы разные ветви власти могли взаимно сдерживать друг друга. За каждой ветвью власти строго определен круг ее полномочий.

В пределах своей компетенции (прав и обязанностей) каждая ветвь власти подчиняется только закону.

Однако разделение властей не следует понимать как их противостояние, это лишь форма разделения управленческих функций, не позволяющая их концентрировать в одних руках: так, законодатели заняты выработкой и принятием законов, исполнительная власть эти законы реализует на практике, а судебная власть осуществляет контроль за правильностью принятия и применения законов. Поэтому власти должны взаимно дополнять друг друга, действовать согласованно, не стремясь присвоить себе функции другой ветви власти.

К названным принципам (правилам) функционирования государственного аппарата можно было бы добавить принципы гласности, оптимальности и эффективности деятельности государственного аппарата и некоторые другие.

Бюрократия: смысл термина и назначение

Все перечисленные принципы оказываются бесполезными, если их осуществлением не заняты профессионалы-управленцы. Их называют бюрократией.

Научный смысл термина «бюрократия» означает, с одной стороны, особый слой людей, профессионально занятых управлением , а с другой — такую организацию государственного управления , которая действует на основе обязательных для всех правил.

Впервые бюрократия появляется на Востоке. Так, в феодальном Китае все население было разделено на группы в зависимости от служебного положения. Одну из самых многочисленных групп составляли чиновники. Их деятельность была жестко регламентирована правилами, согласно которым никто не мог обратиться к вышестоящему лицу иначе, чем последовательно пройдя все ступени чиновничьей лестницы. Во главе чиновников стоял начальник местной администрации. Он носил титул мандарина. Однако бюрократия в Китае зависела от воли императора, при том что в отличие от других стран Востока (Египта, Вавилона) должности в Китае не передавались по наследству, а распределялись по результатам государственных экзаменов.

Система экзаменов в Китае возникла еще в первой трети II в. до н.э.

Экзамены имели три ступени. Две низшие проходили в уездах и столицах провинций. Только тот, кто сдал экзамены первых двух ступеней, — а это были сочинение и собеседование, — мог стать кандидатом на должность в государственном аппарате . Те, кто получал высшую оценку на экзамене второй ступени, могли участвовать в экзамене при императорском дворе. В зависимости от результата экзамена кандидат получал государственную должность.

Интересно, что по результатам экзамена чиновника могли не только повысить, но и понизить в должности. С некоторыми изменениями система экзаменов сохранилась до настоящего времени.

Западные страны также осуществляют отбор на государственные должности с помощью экзаменов и при наличии соответствующего диплома. Западная бюрократия подчиняется в своей деятельности следующим общеобязательным правилам:

  1. круг обязанностей каждого чиновника четко очерчен;
  2. служащий не должен быть собственником учреждения, в котором работает;
  3. управленческая деятельность является его основным занятием, т.е. он больше нигде не работает;
  4. все взаимоотношения с населением осуществляются в письменной форме, для чего существует канцелярия, и т.п.

Подобная организация управленческой деятельности очень эффективна, поскольку основана на разделении и специализации труда.

Однако у нее есть и недостатки. Бюрократы тоже люди, и у них есть личные интересы. Будучи неделены властью , чиновники стремятся использовать ее для собственного обогащения. Следствием этого является коррупция.

Все отрицательные последствия бюрократической организации управленческого труда называются бюрократизмом. Это — волокита, бумаготворчество, манипулирование интересами рядовых граждан , взяточничество. Иначе говоря, бюрократизм означает неограниченную власть чиновничества, которое, вместо того чтобы служить обществу , само его использует в своих корыстных интересах.

Для того чтобы ограничить размеры этой болезни, которой страдают все страны (развитые и развивающиеся), необходим постоянный контроль за всеми звеньями государственного аппарата, отчетность и сменяемость работников государственных органов , гласность в деятельности органов государства .

Виды органов государства

Естественно, что современные парламенты существенно отличаются от средневековых.

Оксфордский словарь английского языка так определяет законодательный орган: группа лиц, наделенных полномочиями разрабатывать законы страны или штата. Однако это неполное определение, поскольку парламент выполняет и другие функции.

Прежде всего, парламент — это представительный орган общества , он представляет интересы различных групп населения и функционирует как «глаза, уши и голос» народа. Через своих представителей (парламентариев), которых народ избирает на выборах, он уполномочивает их осуществлять государственную власть на благо общества. Таким образом, в механизме государства парламент имеет верховенство. Дж. Локк заметил: Законодательная власть по необходимости должна быть верховной, и все остальные власти в лице каких-либо членов или частей общества проистекают из нее и подчинены ей.

Кроме того, парламент наделен законодательной властью, т.е. правом обсуждать и принимать законы, посредством которых он определяет перспективы развития общества.

Наряду с этим законодательный орган осуществляет надзор и контроль за правительством , включая принятие решения о его отставке. Эта функция наиболее развита у законодательных органов в парламентских формах правления .

Конечно, кроме названных функций законодательные органы разрабатывают финансовую политику, которая реализуется в ежегодном принятии парламентом бюджета страны, дают политическую оценку действиям должностных лиц и могут привлечь их к политической ответственности, т.е. выразить им недоверие.

Исполнительные органы власти

В парламентских формах правления положение правительства иное. Так, в Великобритании кабинет министров формируется парламентом и несет ответственность перед ним. Обычно кабинет министров служит связующим звеном между законодательной и исполнительной ветвями власти. По сути он представляет собой руководящее ядро правящей партии. Кабинет министров состоит из премьер-министра и группы главных министров, несущих коллективную ответственность за деятельность правительства. В него входят 17 министров, из которых не более 15 могут представлять палату общин. Следовательно, в этом случае принцип разделения властей соблюдается не строго. Однако в парламентской системе правления власть премьер-министра очень значительна, поскольку он опирается на поддержку сторонников своей партии в парламенте.

Исполнительная власть на местах осуществляется посредством либо назначаемых центром местных органов исполнительной власти (местной администрации), либо выборных органов местного самоуправления . Обычно руководство местными делами поручается назначаемому из центра (а иногда и избранному на месте) должностному лицу — губернатору, префекту.

Органы исполнительной власти издают нормативные акты (постановления, распоряжения, указы), которые основываются на законах и не должны им противоречить.

Судебная власть

Монарх прекрасно образован, окончил Кембриджский университет, владеет шестью языками. Он заядлый спортсмен (один из лучших фехтовальщиков Европы, имеет черные пояса по дзю-до и каратэ, яхтсмен), пилотирует суперсовременные истребители. В генеалогическом древе его жены — королевы Софии (матери троих детей) значатся семь русских царей.

Я всегда считала главным, призналась королева Испании, привить своим детям чувство ответственности, которое, думаю, включает в себя многое: интеллект, строгую мораль , профессионализм, волю, благородство и честность.

В странах с республиканской формой правления главой государства обычно является президент. Он наделен рядом полномочий, объем которых зависит от вида республики:

  • представляет страну во взаимоотношениях с другими странами, принимает иностранных дипломатических представителей, назначает послов;
  • обнародует международные договоры и соглашения;
  • является главнокомандующим вооруженными силами страны;
  • может наложить вето на закон, принятый парламентом, и вернуть его на вторичное рассмотрение.

В некоторых странах, как, например, во Франции и в России, президент имеет право распустить парламент и объявить досрочные парламентские

Механизма государства – система органов непосредственно осуществляющих управленческую деятельность и наделенных при этом властными полномочиями – государственные учреждения и организации, а также материальные придатки госаппарата – вооруженные силы, милиция, опираясь на которые государственный аппарат действует.

Признаки механизма государства:

  1. Представляет собой систему то есть упорядоченную совокупность государственных органов взаимосвязанных между собой;
  2. Его целостность обеспечивается едиными целями и задачами которые объединяют разные государственные подразделения в единый организм, ориентирует их на решение общих проблем;
  3. Его основным элементом являются государственные органы обладающие властными полномочиями;
  4. Он является организационным и материальным рычагом, с помощью которого государство осуществляет свою власть и достигает конкретных результатов;

Под структурой механизма государства понимают его внутренне строение, порядок расположения его звеньев, элементов, их соподчиненность соотношение и взаимосвязь.

Структура механизма государства состоит из:

  1. Государственные органы – обладают государственно-властными полномочиями, то есть такими средствами ресурсами и возможностями, которые связаны с силой государства с принятием обще управленческих мер;
  2. Государственные организации – такие подразделения механизма государства, которые призваны осуществлять охранительную деятельность данного государства - вооруженные силы, служба безопасности, милиция;
  3. Государственные учреждения – такие подразделения механизма государства, которые властными полномочиями не обладают, а осуществляют непосредственную практическую деятельность по выполнению функции государства в социальной, культурной, воспитательной, образовательной и научных сферах, к ним относятся библиотеки, поликлиники, больницы, почта, вузы, школы;
  4. Государственные предприятия – также не обладают властными полномочиями, а осуществляют хозяйственно экономическую деятельность производят продукцию либо обеспечивают производство выполняют различные работы и оказывают многочисленные услуги для удовлетворения потребности общества и извлечения прибыли;
  5. Организационные, финансовые и иные средства, а также принудительная сила необходимы для обеспечения деятельности государственного аппарата;

Первейшим элементом механизма государства выступает государственный орган.

Аппарат государства – это система государственных органов, обладающих государственной властью и осуществляющих функции государства.

Состоит государственный аппарат из:

  1. Органов законодательной власти;
  2. Органов исполнительной власти;
  3. Органов судебной власти;
  4. Надзорных органов;
  5. Дипломатических органов;

Механизм государства – совокупность всех органов государства, осуществляющих его функции, как обладающих государственной властью, так и не обладающих ею.

Таким образом, в механизм государства можно включить:

  1. Органы, входящие в аппарат государства;
  2. Силовые структуры такие как вооруженные силы, внутренние войска, специальные подразделения, тюрьмы, колонии;
  3. Администрации государственных предприятий и организаций;

Принципы представляют собой основополагающие требования, предъявляемые к построению и действию органов государства.

В настоящее время к принципам организации и деятельности государственного аппарата относятся.

Понятие и структура механизма государства. Органы государства, их признаки, виды, функции и принципы деятельности. Система разделения властей в механизме государства. Роль и место таможенных органов в механизме государства.

Понятие и структура механизма государства. Любая сложная социальная система, каковой является и общество, нуждается в управлении. Управление обществом есть процесс организованного воздействия на различные стороны жизнедеятельности человека: экономическую, социальную, культурную и иные.

Управляющее воздействие осуществляется как государственными , так и негосударственными органами политического, экономического, культурного характера, например политическими партиями, политическими лидерами, профессиональными объединениями, творческими союзами и т. д.

Однако наибольшим организационным потенциалом управленческого воздействия, способным оказать влияние практически на все сферы общества, обладает государство благодаря наличию системы специальных органов учреждений и предприятий, а также особого слоя людей , профессионально занятых деятельностью по исполнению полномочий государственных органов.

Вместе взятые - органы государства, а также занятые в них государственные служащие осуществляют цели, задачи, функции государства и составляют его механизм .

Благодаря ему государство обеспечивает законность и правопорядок, гарантирует права и свободы граждан, согласовывает несовпадающие интересы различных групп населения.

Особенностью этих органов является то, что их деятельность носит властный характер и опирается на возможность легитимного насилия.

В юридической науке существует две точки зрения относительно соотношения понятий «механизм государства» и «государственный аппарат».

Под государственным аппаратом понимается система государственных органов (или аппарат управления) . В механизм государства помимо государственных органов (аппарата управления) включаются также вооруженные силы, полиция, и т.д. (аппарат принуждения), которые выступают силовой опорой деятельности государственного аппарата . Кроме того, в механизм государства могут включаться и такие формы демократии, как референдум, выборы, и т.д.

Таким образом, механизм государства представляет собой .

Структура механизма государства означает внутреннее строение, место и роль составляющих его элементов, т.е. государственных органов.

Можно классифицировать различные группы государственных органов в структуре механизма государства.

Теоретически выделяют две большие группы:

- аппарат управления;

- аппарат принуждения.

В зависимости от формы деятельности органов государства в юридической науке представляют следующую структуру механизма государства:

Органы государственной власти;

Органы государственного управления;

Судебные органы;

Органы прокуратуры.

Кроме того, в структуру механизма государства включают также различные материальные ценности, организационные средства, принудительную силу, и т.д.

В механизме государства действуют различные организации и учреждения, которые не осуществляют функции власти, но обеспечивают реализацию основных направлений деятельности государства. К ним относятся учреждения культуры, образования, здравоохранения, и т.д.

Таким образом, в широком смысле механизм государства включает в себя всю совокупность государственных органов, посредством которых осуществляются задачи и функции государства.

При таком понимании механизм государства состоит из государственного аппарата, государственных учреждений и государственных предприятий.

Схематично это можно представить следующим образом:

Центральное место в механизме государства занимает государственный аппарат , представляющий собой систему взаимосвязанных органов государства, наделенных властными полномочиями, и занятых в них государственных служащих, которые практически осуществляют государственную власть.

Наряду с государственным аппаратом в механизм государства включаются государственные учреждения , деятельность которых направлена на управление конкретной сферой деятельности и выполнение функций государства в этой сфере (например, в области образования, в сфере здравоохранения, науки, в экономической области и т. д.).

В качестве государственных учреждений выступают школы, вузы, больницы, научно-исследовательские институты.

Наконец, государственные предприятия лишены также властных полномочий и создаются для осуществления хозяйственной и иной деятельности, направленной на производство предметов первой необходимости (товаров), оказания различных услуг населению.

В узком смысле механизм государства тождествен понятию "государственный аппарат", первичным элементом которого является орган государства .

Механизм государства обладает характерными признаками (чертами), позволяющими отличать его от других политических институтов, участвующих в осуществлении государственной власти или влияющих на нее (например, партий), и развести с понятием "политическая система".

Во-первых , механизм государства - это целостная система государственных органов, основанная на общности целей и задач, единстве принципов его организации и деятельности. Среди них, например, принцип разделения властей, принцип законности и т, д., которые обычно зафиксированы в конституциях государств и текущем законодательстве.

Во-вторых , органы государства, составляющие механизм, взаимодействуют как составные части строго иерархической системы, основанной на подчинении нижестоящих органов вышестоящим, действующим в пределах своей компетенции.

В-третьих, механизм государства состоит из особой группы людей , выделенных из общества и подготовленных для управления им, осуществляющих эту деятельность профессионально и на постоянной основе.

В-четвертых , каждый элемент механизма (в данном случае орган государства) является относительно самостоятельной и обособленной частью системы и обладает властными полномочиями , создается государством, действует от его имени и по его поручению. Отдельно взятый орган государства выполняет его конкретную функцию, а все государственные органы вместе взятые обеспечивают эффективное функционирование государства в целом.

В-пятых , для выполнения задач и функций государства органы государства обладают необходимыми средствами : материальными (например, деньгами), информационными, организационными, включая и возможность государственного принуждения.

В-шестых , формы организации механизма государства детерминированы содержанием тех функций, которые они выполняют.

Следовательно, функции определяют конкретную конфигурацию государственного механизма, принципы взаимодействия между его элементами. В свою очередь, создание функций зависит от зрелости гражданского общества, разнообразия устойчивых групп интересов.

Органы государства, их признаки, виды, функции и принципы деятельности. Государственные органы создаются для осуществления той или иной функции государства. В соответствующем законодательном акте определяются задачи деятельности органа государства и его компетенция. Для реализации своих задач государственный орган наделяется властными полномочиями, а также материальными и организационными ресурсами.

Профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов именуется государственной службой, которую осуществляют лица, имеющие статус государственных служащих.

К наиболее характерным признакам государственных органов относятся следующие:

Представляют интересы государства, выражают его волю;

Создаются и функционируют на основе нормативно-правовых актов, регламентирующих порядок их деятельности, компетенцию, и т.д.;

Реализуют свои специфические задачи и функции;

Обладают властными полномочиями;

Применяют в случаях, установленных законом, меры государственного принуждения;

Наделены определенным объемом прав и обязанностей, имеют соответствующие полномочия в той или иной сфере;

Имеют соответствующую внутреннюю организационную структуру;

Издают правовые акты нормативного или индивидуального характера;

Имеют организационную и материальную основу своей деятельности.

Органы государства призваны решать задачи, стоящие перед государством, и реализовывать его функции. Однако каждый государственный орган наряду с общими задачами государства решает свойственные только ему задачи и функции.

Таким образом, орган государства - это составляющий элемент механизма государства (государственного аппарата), выполняющий свойственные ему задачи и функции и обладающий в этой связи властными полномочиями .

Государственные органы можно классифицировать по различным основаниям в зависимости от сроков полномочий, иерархии, формы деятельности, и т.д.

По принципу разделения властей

1) органы законодательной власти (парламент);

2) органы исполнительной власти (правительство);

3) органы судебной власти.

По формам государственной деятельности (характеру выполняемых задач) органы государства подразделяются на:

1) органы государственной власти (парламент);

2) органы государственного управления (министерство);

3) судебные органы;

4) контрольные органы (прокуратура, таможенные органы, налоговая полиция, счётная палата).

По срокам полномочий государственные органы подразделяются на:

1) постоянные (прокуратура);

2) временные (комиссии при Государственной Думе).

По порядку образования государственные органы подразделяются на:

1) органы, избираемые населением (Федеральное Собрание РФ);

2) органы, образуемые в установленном порядке другими органами государства (министры);

3) органы, образуемые в порядке престолонаследия.

По правовым формам государственной деятельности органы государства подразделяются на:

1) органы, осуществляющие правотворческую деятельность (Государственная Дума);

2) органы, осуществляющие правоприменительную деятельность (министерство);

3) органы, осуществляющие правоохранительную деятельность (полиция).

По численности государственных служащих , способу принятия решения органы государства подразделяются на:

1) единоначальные (президент, губернатор);

2) коллегиальные (правительство РФ, администрация).

По иерархии (объёму властных полномочий) государственные органы подразделяются на:

1) высшие, центральные (федеральные органы);

2) местные (органы субъектов Федерации).

Такая модель организации государственного аппарата характерна лишь для унитарных государств.

В Российской Федерации действует также система органов местного самоуправления , которые призваны решать вопросы местного значения, и не входят в систему органов государственной власти.

Статус главы государства (монарха, президента) и, соответственно, место в системе государственной власти органа главы государства определяется в зависимости от формы правления, установленной в данном государстве.

Особая роль среди различных видов государственных органов принадлежит представительным органам власти , которые выступают в качестве таковых, поскольку призваны представлять интересы своих избирателей при реализации государственно-властных полномочий. Народ, таким образом, делегирует свои полномочия на осуществление государственной власти. К представительным органам относятся органы законодательной власти.

В Российской Федерации к представительным органам власти относится парламент - Федеральное Собрание РФ, законодательные органы субъектов Федерации.

В муниципальных образованиях действуют представительные органы местного самоуправления, избираемые населением, проживающим в пределах территории муниципального образования.

Организация и деятельность государственного аппарата осуществляется в соответствии с определенными принципами , которые представляют собой основополагающие начала, руководящие идеи образования, построения и функционирования системы государственных органов.

Принципы организации и деятельности государственных органов получают свое выражение в законодательных актах, в первую очередь в Конституции страны, а также в специальных законах.

На современном этапе организация и деятельность государственных органов в правовом государстве строится на следующих принципах:

1) принцип законности;

2) принцип разделения властей;

3) принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственного действия: обязанности государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина;

4) принцип единства системы государственной власти,

5) принцип демократизма;

6) принцип гуманизма;

7) принцип гласности в осуществлении государственной службы;

8) принцип единства основных требований, предъявляемых к государственной службе;

9) принцип профессионализма и компетентности государственных служащих;

10) принцип равного доступа граждан к государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой;

11) принцип обязательности для государственных служащих решений, принятых вышестоящими государственными органами и руководителями в пределах их полномочий;

12) принцип ответственности государственных служащих за принимаемые ими решения.

Система разделения властей в механизме государства. Государственная власть является единой. Однако государственные органы реализуют свои специфические задачи и функции в той или иной сфере, в связи с чем наделяются властными полномочиями. Для этого требуется предоставить определенную самостоятельность органам государства в осуществлении своей деятельности.

Принцип разделения властей предполагает функционирование трех самостоятельных ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной при соответствующем их взаимодействии.

Идея разделения властей рассматривалась еще древними мыслителями. Подробную разработку эта теория получила в ХVIII в. в работе французского философа и правоведа Шарля Луи Монтескье «О духе законов» (1748 г.), который считал, что соединение всех видов государственной власти в одном лице или государственном органе может привести к тирании.

Система разделения властей позволяет разграничить компетенцию государственных органов, предоставить им самостоятельность в принятии решений, обеспечить их нормальное функционирование, предотвратить произвол и злоупотребление властью. Кроме того, существует необходимость контроля каждой ветви власти за двумя другими, дабы избежать узурпации власти одной из ее ветвей. Организация такого контроля в государственном механизме называется системой «сдержек и противовесов».

Система «сдержек и противовесов» представляет собой возможность органов законодательной, исполнительной и судебной власти контролировать деятельность друг друга с целью избежать монополизации власти одной из ее ветвей.

В соответствии со ст.10 Конституции РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Государственные органы трех ветвей власти любого государства, деятельность которого основывается на принципе разделения властей, имеют сходные черты и общую характеристику.

1. Законодательная власть призвана осуществлять в первую очередь деятельность по принятию законов. Органы законодательной власти избираются населением и именуются представительными, поскольку представляют в государственном аппарате интересы своих избирателей. К высшим органам законодательной власти относятся парламенты.

Полномочия парламента:

1) решение финансовых вопросов: установление налогов, рассмотрение проекта государственного бюджета;

2) контроль над органами исполнительной власти: участвует в назначении различных должностными лиц и органов, составляющих исполнительную власть (например, назначение главы государства, главы правительства и кабинета);

3) издание законов самостоятельно или совместно с главой государства;

4) участие во внешнеполитическом процессе;

5) решение вопросов обороны;

6) осуществление определенных судебных функций: привлечение президента, членов правительства к судебной ответственности.

Свои полномочия парламент осуществляет на сессиях. Порядок его работы определяется регламентом, в котором также закрепляются основные стадии законодательного процесса: законодательная инициатива, обсуждение законопроекта на пленарных заседаниях и в комиссиях, принятие и утверждение, опубликование.

Система законодательной власти России включает законодательные представительные органы субъектов Федерации, а также местные представительные органы.

2. Исполнительная власть призвана обеспечить реализацию нормативно-правовых актов. Деятельность органов исполнительной власти именуется исполнительно-распорядительной, поскольку, с одной стороны, непосредственно они исполняют правовые предписания, с другой стороны, дают властные распоряжения другим органам, организациям, и гражданам.

Исполнительные органы власти действуют непрерывно на всей территории государства, их деятельность носит вторичный характер по отношению к деятельности законодательных органов. Акты (постановления, распоряжения), принятые органами исполнительной власти, имеют подзаконный характер, должны основываться на законах и не должны противоречить им.

Исполнительная власть в лице правительства носит конкретный и предметный характер, что отличает ее от законодательной. Правительство обладает большими возможностями, поскольку в его руках находится государственный аппарат: чиновники, армия, полиция, судьи, органы безопасности и т. д. Оно осуществляет управление текущими делами общества , распоряжается его ресурсами, исполняет принятые представительными органами решения и законы.

Высшим органом исполнительной власти в одних государствах является президент, в других - правительство. На местах действуют органы, назначаемые центральной властью, либо избираемые населением органы местного самоуправления.

В Российской Федерации высшим органом исполнительной власти является Правительство РФ, состоящее из Председателя Правительства и федеральных министров. В систему федеральных органов исполнительной власти России входят: федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства.

В систему исполнительных органов государства входят исполнительные органы субъектов Российской Федерации. В муниципальных образованиях действуют местные органы исполнительной власти.

3. Судебная власть призвана осуществлять правосудие и является арбитром в спорах о праве. Органы судебной власти обеспечивают охрану прав и свобод граждан, организаций, интересов органов власти и управления. Деятельность судов направлена на обеспечение законности и правопорядка в обществе, восстановление социальной справедливости.

Одним из главных принципов деятельности судов является беспристрастность . Это означает, что перед законом все равны и суд должен беспристрастно применять закон, кто бы перед ним ни был: бедный или богатый, президент или рядовой гражданин.

Суды независимы . Это означает независимость в принятии решений и уважение к ним со стороны общества, государственных органов. Кроме этого, независимость судов связана с невмешательством в их деятельность как законодательной, так и исполнительной власти.

Несмотря на национальные особенности, судебные системы различных стран используют одни и те же принципы :

Самостоятельности судов в решении любых вопросов в пределах своей компетенции;

Равенства всех перед законом и судом;

Гласности судопроизводства;

Состязательности судопроизводства;

Презумпции невиновности;

Права обвиняемого на защиту и т. д.

В Российской Федерации судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Высшими органами судебной власти в Российской Федерации являются:

1) Конституционный Суд РФ;

2) Верховный Суд РФ;

3) Высший Арбитражный Суд РФ.

Систему федеральных судов составляют:

1) Конституционный Суд РФ;

2) суды общей юрисдикции;

2) арбитражные суды.

Законом о судебной системе предусмотрены суды субъектов Российской Федерации - конституционные (уставные) суды и мировые судьи.

Судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия. Все судьи независимы и несменяемы.

Контрольные органы власти. Согласно принципу разделения властей обычно выделяют три ветви государственной власти: законодательную, исполнительную и судебную. Так представляли себе организацию высших органов власти создатели теории разделения властей Дж. Локк и Ш.-Л. Монтескье.

Однако по мере разрастания государства, усложнения его структуры, разнообразия форм и способов деятельности государственных органов возникла необходимость контроля за законностью актов и деятельности аппарата государства. Таким образом, возникла потребность в четвертой ветви власти - контрольной власти.

Начало этому процессу положил созданный в Швеции в 1809 г. институт омбудсмена (предоставление права парламенту избирать специального парламентского комиссара для осуществления надзора за соблюдением законодательных актов). Впоследствии в различных странах возникла система органов контрольной власти.

Следует отметить, что контрольные функции в той или иной мере осуществляет большинство органов государства. Так, например, парламент или президент в зависимости от разновидности республики контролируют правительство. В свою очередь правительство осуществляет контроль за действиями административного аппарата, существует ведомственный контроль и т. д.

В зависимости от предмета контроля выделяют следующие разновидности контрольных органов :

Органы надзора за конституционностью (например, Конституционный совет во Франции);

Органы надзора за законностью (прокуратура);

Органы надзора за исполнительной властью и ее актами (например, Государственный совет во Франции);

Органы контроля за соблюдением прав человека (например, Уполномоченный по правам человека в РФ);

Органы финансового контроля (например, Счетная палата в Австрии, во Франции, в России) и др.

Глава государства. Наряду с четырьмя разновидностями органов государственной власти в механизме государства важное место занимает институт главы государства.

Принцип разделения властей предохраняет общество от опасности быть подчиненным диктатору. Однако самостоятельность этих властей относительна, поскольку они тесно взаимодействуют. Согласование их действий осуществляет глава государства. Именно он олицетворяет целостность и единство государственной власти, ее стремление служить на благо всего народа, представляет государство на международной арене. В современных республиках главой государства является президент, а в конституционных монархиях - монарх.

Таким образом, принцип разделения властей является одним из важнейших в государственном управлении. Он создаёт систему сдержек и противовесов в государственном механизме, не позволяющих кому-либо узурпировать власть и единолично пользоваться ею.

Роль и место таможенных органов в механизме государства. Таможенные органы – это государственные органы, регулирующие правоотношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в сфере таможенного дела.

Деятельность таможенных органов универсальна и специфична, она не имеет аналогов. Её многоплановость проявляется в разнообразии социальных функций, выполняемых таможенными органами и закреплёнными в ст. 403 Таможенного кодекса РФ 2003 года.

Таможенные органы являются составной частью системы органов федеральной исполнительной власти Российской Федерации, структура которых определена Указами Президента РФ № 314 от 9.03.2004 г. и № 649 от 20. 05. 2004 г. В соответствии с ними Федеральная таможенная служба подведомственна Правительству России.

Правовой статус таможенных органов устанавливается конституционными нормами и включает в себя структуру и порядок их образования, компетенцию (круг прав и обязанностей), а также взаимоотношения с другими органами (исполнительными, законодательными и т.п.).

Таможенные органы составляют единую федеральную централизованную систему. Другие органы государственных субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, общественные объединения не могут вмешиваться в деятельность таможенных органов при осуществлении ими своих функций.

К таможенным органам относятся (ст. 402 ТК РФ):

1) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела;

2) региональные таможенные управления;

3) таможни;

4) таможенные посты.

Создание, реорганизация и ликвидация региональных таможенных управлений, таможен и таможенных постов осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.

Региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты действуют на основании положений, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.

В систему таможенных органов также входят не являющиеся правоохранительными органами учреждения, которые создаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, для обеспечения деятельности таможенных органов.

Таможенные органы выполняют следующие основные функции :

1) осуществляют таможенное оформление и таможенный контроль, создают условия, способствующие ускорению товарооборота через таможенную границу;

2) взимают таможенные платежи, налоги, антидемпинговые, специальные и компенсационные пошлины, таможенные сборы, контролируют правильность исчисления и своевременность уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принимают меры по их принудительному взысканию;

3) обеспечивают соблюдение порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу;

4) обеспечивают соблюдение установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и международными договорами Российской Федерации запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу;

5) обеспечивают в пределах своей компетенции защиту прав интеллектуальной собственности;

6) ведут борьбу с контрабандой и иными преступлениями, административными правонарушениями в сфере таможенного дела, пресекают незаконный оборот через таможенную границу наркотических средств, оружия, культурных ценностей, радиоактивных веществ, редких видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов, объектов интеллектуальной собственности, других товаров, а также оказывают содействие в борьбе с международным терроризмом и пресечении незаконного вмешательства в аэропортах Российской Федерации в деятельность международной гражданской авиации;

7) осуществляют в пределах своей компетенции валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через государственную границу, в соответствии с законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле;

8) ведут таможенную статистику внешней торговли;

9) обеспечивают выполнение международных обязательств Российской Федерации в части, касающейся таможенного дела, осуществляют сотрудничество с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела;

10) осуществляют информирование и консультирование в области таможенного дела, обеспечивают в установленном порядке государственные органы, организации и граждан информацией по таможенным вопросам;

11) проводят научно-исследовательские работы в области таможенного дела.

Взаимоотношения в системе таможенных органов основываются на принципе сочетания централизации и децентрализации.

Централизация выражается в строгой иерархической подчинённости и подконтрольности нижестоящих органов системы таможенных органов вышестоящим.

Децентрализация проявляется в наличии у каждого таможенного органа строго определённой компетенции по осуществлению таможенного дела на подведомственной ему территории и сочетании единого централизованного руководства с инициативой и ответственностью нижестоящих таможенных органов за выполнение возложенных на них функций.

Во исполнение возложенных на них функций таможенные органы имеют право издавать правовые акты управления (как нормативного, так и индивидуального характера), обязательные для исполнения всеми субъектами - участниками правоотношений, урегулированных нормами таможенного права.

Важной отличительной чертой таможенных органов, определяющей их место в системе исполнительной власти, является реализация в их деятельности функций правоохраны и правоконтроля в рамках тех полномочий, которые предоставлены им законодательством.

Поэтому таможенные органы выполняют возложенные на них задачи как самостоятельно, так и во взаимодействии с другими государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями, а также с гражданами.

При этом государственные органы и их должностные лица обязаны оказывать содействие таможенным органам в решении возложенных на них задач, в том числе путём создания надлежащих условий для этого. Это касается, прежде всего, финансовых и налоговых органов, органов пограничной службы, транспортных органов и многих других, которые тесно связаны в функциональном отношении с таможенными органами и входят в механизм государства.

Таким образом, механизм государства представляет собой единую систему государственных органов, осуществляющих функции власти и управления от имени государства и опирающихся в своей деятельности на аппарат принуждения (вооруженные силы, полицию, и т.д.) . Важным элементом этого механизма являются таможенные органы

Контрольные вопросы

Каждый из нас при слове «государство» машинально представляет большую совокупность людей, проживающих на определенной территории. При этом все они имеют схожий менталитет и язык общения. Тем не менее государство представляет собой несколько иное явление, нежели то, о котором все мы думаем. Чтобы понять его особенности, необходимо заглянуть в истоки появления стран. Изначально их попросту не существовало. На земле были лишь родоплеменные общины, которые объединяли людей по родовому признаку.

С течением времени данная особенность всецело изменилась. Стало понятно, что родоплеменная община не может эффективно организовать деятельность большой группы людей. Поэтому люди разрабатывают более совершенную и громоздкую структуру, которой становится государство. Она отличается от аналогичных систем своей величиной, наличием регулятора общественных отношений и, конечно же, существованием механизма. В разные времена существовали разные взгляды на проблематику механизма государства. С развитием фундаментальных правовых наук знания о данной категории упорядочились и приобрели более качественный вид. Однако механизм государства не является лишь только теоретической категорией. Он представляет собой нормативно урегулированную структуру, которая выстроена по определенным принципам и имеет ряд собственных функций.

Государство: понятие и особенности

Все существующие на сегодняшний день категории являются взаимодополняющими. Таким образом, что разобрать механизм государства, понятие, структура, значение, функции которого будут представлены далее, необходимо выделить особенности титульной категории. Таковой, как мы понимаем, в данном случае является держава. Особенности этой категории объясняют многие довольно интересные моменты. В классическом варианте государство - это своеобразная форма организации общества на определенной территории. Однако каждая страна должна обладать некоторыми признаками, дающими ей право называться державой. К числу подобных особенностей можно отнести территорию, суверенитет и, конечно же, правопорядок. Лишь при наличии данных моментов действительности социально-политическое объединение признается государством. Однако при таком определении возникает логический вопрос: что такое механизм страны?

Механизм государства: понятие

На протяжении многих столетий люди совершенствовали механизм управления странами. Теоретическая работа в этой сфере повлекла создание принципа разделения власти, разных политических и территориальных режимов и т. д. Но наиболее важным итогом деятельности в данной отрасли стал механизм государства. Понятие, признаки, структура этой категории на сегодняшний день активно рассматриваются многими учеными. Однако существуют общие взгляды на данную проблематику. Если учитывать наиболее общую специфику, то механизм государства - это понятие, которым характеризуются все органы и учреждения государственной власти. То есть в данном случае речь идет об официальных ведомствах, которые непосредственно осуществляют наиболее важные функции страны. Категория имеет множество особенностей и собственный состав основополагающих начал. Её существование и качество отыгрывает большую роль в процессе деятельности каждой в отдельности страны. Поэтому совершенствование механизма государства - это вопрос не только теоретический, но еще и практический. Ведь от этого зависит уровень жизни населения.

Различие понятий

Многие ученые в своих научных трудах очень часто поднимают проблематику соотношения терминов «механизм государства» и «государственный аппарат». Суть в том, что одни теоретики полностью отождествляют понятия, другие говорят об их полной противоположности. Отсюда возникает вопрос: как соотносятся механизм, аппарат государства, понятие, структура которых довольно схожи? Согласно одной из теорий, государственный аппарат - это термин, который характеризует все органы власти, существующие в конкретной стране. Механизм государства является в данном случае более широким явлением. Он характеризует не только все официальные ведомства, но еще и их функции, признаки и принципы системы и т. д. Таким образом, механизм, аппарат государства, понятие, структура которых схожи, являются абсолютно разными явлениями.

Ключевые признаки категории

Механизм государства, понятие, структура, значение которого нами сейчас рассматриваются, наделен рядом специфических особенностей. Они говорят о наиболее интересных моментах всей системы органов государственной власти и их деятельности. К тому же именно благодаря признакам в науке сегодня существуют такие категории, как механизм государства, понятие, структура, функции данного явления. К числу наиболее явных особенностей категории можно отнести:


Таким образом, подобного рода ключевые особенности говорят об исключительном положении упомянутой категории не только в правовой науке, но также в практической деятельности страны в целом. Поэтому понятие механизма государства, структура механизма государства - это те непосредственные объекты, которые должны быть изучены максимально полно.

Основополагающие принципы функционирования

Понятие механизма государства, структура механизма государства - это все те факторы, которые существуют благодаря наличию исходных положений упомянутой в статье категории. Следует отметить, принципы государственного механизма обусловливают его специфику и, что самое главное, помогают выделить основные направления его работы. На сегодняшний день выделяют пять основополагающих положений, на которых выстроена вся категория. Их количество может меняться в зависимости от конкретного теоретического взгляда на всю проблематику. Но классическая теория все равно берет свое. В соответствии с её положениями основными принципами организации и всей деятельности механизма государства являются: субординация, гласность, законность, компетентность, профессионализм. Поэтому понятие механизма государства, структура механизма государства должны изучаться с учетом представленных особенностей. Необходимо учитывать это.

Структура механизма государства Российской Федерации

Любая система состоит из ряда определенных элементов, каждый из которых отличается собственным уровнем важности. Структура государственного механизма имеет в своем составе три взаимосвязанных между собой элемента. Каждый из них выполняет собственные функции, а также имеет определенное место в общей иерархии. Таким образом, структура механизма государства включает в себя:

Особенности органов власти

Структура механизма государства, кратко рассмотренная в этой статье, содержит в своем составе такой элемент, как официальные ведомства. Они представляют собой специальные объединения служащих и занимаются реализацией политики страны. Отличительной чертой государственных органов является наличие властных полномочий. Иными словами, ведомства могут использовать принуждение с целью обеспечения тех или иных правоотношений. Помимо этого, в деятельности подобных органов воплощаются основные принципы механизма страны.

Особенности государственных организаций и служащих

Самым малым звеном во всем аппарате страны являются служащие. Они входят в структуру определенных государственных органов, а их юридический статус отличается наличием специальных, исключительных в некоторых моментах полномочий. Служащие непосредственно реализуют функции ведомств, в которых работают, а также модернизируют их деятельность.

Понятие механизма государства, структура механизма государства - это взаимосвязанные между собой категории, которые дают возможность разобраться в особенностях всего явления. При их анализе становится понятно, что управлять страной можно не только посредством властного веления. Большое значение имеют организационные моменты. Поэтому в структуру механизма России входят государственные организации, учреждения и предприятия. Они не наделены властными полномочиями, однако их функции являются не менее востребованными. Как правило, к числу подобных организаций относятся учреждения научные, медицинские и т. д.

Заключение

Итак, в статье нами была рассмотрена структура механизма государства. Понятия его и элементы также были представлены ранее. В заключение нужно отметить, что теоретическое изучение данной категории все еще требуется, так как она имеет исключительную важность для деятельности Российской Федерации в целом.

Государство реально действует, проявляет себя только как система, как упорядоченная совокупность специальных органов, коллективов людей, осуществляющих управление делами общества от его имени и в пределах предоставленных полномочий. Такие коллективыдействуют постоянно и, как правило, на профессиональной основе , что выделяет их из общества и ставит над обществом. могут принимать то или иное участие в делах государства, но в конечном итоге государственные органы, должностные лица должны нести персональную ответственность за эффективность своей работы.

Механизм государства - это система государственных органов, призванных осуществлять государственную власть, задачи и . Механизм государства есть та реальная организационная и материальная сила, располагая которой государство проводит ту или иную политику.

Механизм государства и государственный аппарат

В юридической науке понятие "механизм государства" и "государственный аппарат" обычно употребляются как синонимы, хотя существует точка зрения, согласно которой

    • под государственным аппаратом понимается система органов, непосредственно осуществляющих управленческую деятельность и наделенных для этого властными полномочиями, а
    • в понятие "механизм государства" включаются наряду с государственным аппаратом еще и государственные учреждения и организации, а также "материальные придатки" государственного аппарата (вооруженные силы, милиция, уголовно-исполнительные учреждения и т.д.), опираясь на которые государственный аппарат действует.

Существует научная позиция, в соответствии с которой под аппаратом государства понимаются все органы государства в статике, а под механизмом государства - те же органы, но в динамике. Изучая аппарат государства, говорят прежде всего о назначении, порядке образования, компетенции того или иного государственного органа, а изучая механизм государства - непосредственно о деятельности государственных органов, об их взаимосвязи между собой в процессе осуществления тех или иных функций государства (В.В. Лазарев, С.В. Липень).

В учебной литературе понятия "механизм" и "аппарат" государства обычно признаются совпадающими по объему и содержанию. Считается, что термин "механизм" лишь подчеркивает целостность аппарата, его направленность на результативную деятельность.

Характерные черты механизма государства:
    1. он представляет собой систему, т.е. упорядоченную совокупность государственных органов, взаимосвязанных между собой;
    2. его целостность обеспечивается едиными целями и задачами;
    3. его основным элементом выступают государственные органы, обладающие властными полномочиями;
    4. он является той организационной и материальной силой (рычагом), с помощью которой государство осуществляет свою власть, достигает конкретных результатов.

Механизм современного государства отличается высокой степенью сложности, многообразием составляющих его частей, блоков, подсистем.

Подструктурой механизма государства понимают его внутреннее строение, порядок расположения его звеньев, элементов, их соподчиненность, соотношение и взаимосвязь.

В механизм государства входят

    • законодательные органы (парламент),
    • президент со своей администрацией,
    • исполнительные органы (правительство, министерства, ведомства, государственные комитеты, губернаторы и т.п.),
    • судебные органы (конституционные, верховные, арбитражные и иные суды),
    • прокурорские и иные надзорные органы,
    • силовые структуры (полиция, налоговая полиция, вооруженные силы) и т.д.
Структура механизма государства включает:
    1. государственные органы (парламент, президент, правительство, министерства, ведомства, государственные комитеты, губернаторы, администрации краев и областей и т.п.);
    2. государственные организации (вооруженные силы, службы безопасности, милиция, налоговая полиция и т.п.);
    3. государственные учреждения (библиотеки, поликлиники, больницы, почта, телеграф, научно-исследовательские институты, вузы, школы, театры и т.д.);
    4. государственные предприятия ;
    5. государственных служащих (чиновников), специально занимающихся управлением;
    6. организационные и финансовые средства , а также принудительную силу, необходимые для обеспечения деятельности государственного аппарата.

Подробнее

Государственные органы находятся в тесной взаимосвязи и соподчиненности при осуществлении своих непосредственных властных функций. Особенностью этих органов является то, что они обладают государственно-властными полномочиями, т.е. такими средствами, ресурсами и возможностями, которые связаны с силой государства, с принятием общеобязательных управленческих решений (парламент, президент, правительство, министерства, ведомства, государственные комитеты, губернаторы, администрации краев и областей и т.п.).

Государственные организации - это такие подразделения механизма государства (его "материальные придатки"), которые призваны осуществлять охранительную деятельность данного государства (вооруженные силы, службы безопасности, милиция, налоговая полиция и т.п.).

Государственные учреждения - это такие подразделения механизма государства, которые властными полномочиями (за исключением их администраций) не обладают, а осуществляют непосредственную практическую деятельностьпо выполнению функций государства в социальной, культурной, воспитательно-образовательной, научной сферах (библиотеки, поликлиники, больницы, почта, телеграф, научно-исследовательские институты, вузы, школы, театры и т.д.).

Государственные предприятия - это такие подразделения механизма государства, которые также не обладают властными полномочиями (за исключением их администраций), а осуществляютхозяйственно-экономическую деятельность , производят продукцию либо обеспечивают производство, выполняют различные работы и оказывают многочисленные услуги для удовлетворения потребностей общества, извлечения прибыли.

Государственные служащие (чиновники), специально занимающиеся управлением, различаются по своему правовому положению в механизме государства. В зависимости от полномочий они могут подразделяться на следующие виды:

    1. лица, занимающие должности, связанные с непосредственным исполнением полномочий государственного органа (президент, глава правительства, министры и др.);
    2. лица, занимающие должности для непосредственного обеспечения полномочий вышеназванных служащих (помощники, консультанты, советники и др.);
    3. лица, занимающие должности, учреждаемые государственными органами для исполнения и обеспечения полномочий этих органов (референты, специалисты, руководители структурных подразделений аппарата и др.);
    4. лица, не обладающие распорядительными полномочиями (врачи в государственных лечебных заведениях, преподаватели вузов, иные служащие, которые получают заработную плату за счет государственного бюджета).

Механизм государства и его структура не остаются неизменными. На них оказывают свое влияние как внутренние (культурно-исторические, национально-психологические, религиозно-нравственные особенности, территориальные размеры страны, уровень экономического развития, соотношение политических сил и пр.), так и внешние (международная обстановка, характер взаимоотношений с другими государствами и т.п.) факторы.

Понятие и признаки государственного органа

Первичным и важнейшим структурным элементом механизма государства является орган государства.

Государственный орган - это звено (элемент) механизма государства, участвующее в осуществлении функций государства и наделенное для этого властными полномочиями.

Признаки данного органа:

1. Хотя орган государства и обладает определенной самостоятельностью, автономией, он служит частью единого механизма государства, занимает в государственной машине свое место и прочно связан с другими ее частями.

2. Орган государства состоит из государственных служащих, которые находятся в особых правоотношениях между собой и органом. Они абстрагированы от семейных, гражданских и других отношений, не имеющих связи с государственной службой, являются официальными. Положение, и обязанности государственных служащих определяются законом и обеспечивают их правовой статус. Объем и порядок использования ими властных правомочий устанавливаются тоже законом и конкретизируются в должностных инструкциях, штатных расписаниях и др. К числу государственных служащих относятся и должностные лица, которые обладают властными полномочиями, издают правовые акты, самостоятельно проводят их в жизнь. Служащие государства непосредственно материальных благ не производят, поэтому содержание их возлагается на оощество. Они получают заработную плату в государственном органе согласно занимаемой должности.

3. Органы государства имеют внутреннее строение (структуру). Они состоят из подразделений, скрепленных единством целей, ради достижения которых образованы, и дисциплиной, которую все служащие обязаны соблюдать.

4. Важнейшим признаком органа государства является наличие у него компетенции - властных правомочий (совокупности прав и обязанностей) определенного содержания и объема. Компетенция обусловлена предметом ведения, т. е. конкретными задачами и , которые решает и выполняет государственный орган. Компетенция обычно юридически закреплена (в конституции или текущем законодательстве). Реализация органом государства своей компетенции - это не только его право, но и обязанность.

5. Согласно своей компетенции орган государства обладает властными полномочиями, которые выражаются:

    • в возможности издавать обязательные к исполнению правовые акты. Эти акты могут быть нормативными или индивидуально-определенными (акты применения );
    • в обеспечении выполнения правовых актов органов государства путем применения различных методов, в том числе методов принуждения.

6. Для осуществления своей компетенции орган государства наделяется необходимой материальной базой, имеет финансовые средства, свой счет в банке, источник финансирования (из бюджета).

7. Орган государства активно участвует в реализации функций государства, используя для этого соответствующие формы и методы.

По способу возникновения они подразделяются на первичные и производные. Первичные органы государства никакими другими органами не создаются. Они либо возникают в порядке (наследственная монархия), либо избираются по установленной процедуре и получают властные полномочия от избирателей (представительные органы). Производные органы создаются первичными органами, которые и наделяют их властными полномочиями. К ним относятся исполнительно-распорядительные органы, органы прокуратуры и т.д.

По объему властных полномочий органы государства классифицируются на высшие и местные. Правда, не все местные органы являются государственными (например, органы местного самоуправления). Высшие органы государства наиболее полно олицетворяют государственную власть, распространяющуюся на территорию всего государства. Местные органы государства функционируют в административных единицах (графствах, округах, коммунах, уездах, провинциях и др.), их полномочия распространяются только на эти регионы.

По широте компетенции выделяются органы государства общей и специальной компетенции. Органы общей компетенции правомочны решать широкий круг вопросов. Например, правительство, исполняя законы, активно участвует в осуществлении всех функций государства. Органы специальной (отраслевой) компетенции специализируются на выполнении какой-то одной функции одного вида деятельности (министерство финансов, министерство юстиции).

Органы государства бывают выборные и назначаемые, коллегиальные и единоличные. На механизм государства, классификацию его высших органов непосредственное влияние оказывает принцип разделения властей, в соответствии с которым создаются законодательные, исполнительные и судебные органы.