Все о тюнинге авто

Последствия грехопадения прародителей в естестве человека. Основная учебная литература. III. Последствия грехопадения

«Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя». (Пс.50:7)

В прошлое воскресенье, мы рассуждали о том, кто является участником завета дел и в чем заключалась вина, которая была возложена на плечи всего человечества из-за первого греха Адама, нашего представителя в Завете дел. Сегодня мы будем рассматривать последствия падения Адама и как, это грехопадение повлияло на природу нашего естества и жизни здесь на земле.

Вы можете обратить внимание, на тот факт, что наше лицо является ясным показателем того, как падение Адама влияет на нашу плоть, а именно мы стареем, и вид нашего лица угасает. Старение нашего тела указывает на то, что смерть, вошедшая в мир посредством греха Адама, поразила и нас. Так же это указывает на наше происхождение, ибо мы плоть от плоти и кость от костей, дети тех первых мужчины и женщины, которых Бог поселил в раю и которые к нашему величайшему горю, не устояли перед соблазном.

Псалмопевец Давид, в данном тексте Писания, говорит о своем рождении во грехе и беззаконии. Мы должны понимать, что в тот момент, когда наша плоть соединяется с душой, грех становится неотъемлемым качеством нашей природы. И рождаясь в этот мир, мы рождаемся грешниками, потому что мы не только унаследовали юридическую вину, но и внутреннее предрасположение ко злу.

И таким образом руководствуясь Священным Писанием, мы рассмотрим следующие пункты:

I. Всякий человек приходящий в этот мир, рождается в состоянии греха и несчастья.

Всякий родитель, взяв в руки новорожденное дитя, пытается увидеть в нем свои черты лица и характера. Мы очень часто замечаем в наших детях, те или иные привычки и склонности которые имеем мы или наши мамы и папы. Но черта характера, которая присуща всем людям, независимо от их близкого или дальнего родства, заключается в том, что мы имеем общую склонность ко злу. Эта склонность является для всех людей, без исключения общей. И как бы мы не пытались найти, что-нибудь хорошее в человеческой природе, все же, все проявления человеческой природы, доказывают, что мы рождены грешниками.

Прежде всего, мы рождаемся в состоянии греха. Это состояние имеет двойную основу. Во-первых, мы виновны в первом грехе Адама, так как мы унаследовали вину за совершенный грех Адама. И во-вторых, грех поражая человеческое естество, приносит смерть как временную, так и вечную.

Наше состояние несчастья напрямую указывает на то, что всякий человек, рожденный в мир, рождается отчужденным от Бога. Грешник, рождается узником, заключенным в тюрьму греха. Эта долговая яма, имеет некоторое сходство с ямой, в которую бросили пророка Иеремию (Иер.38:6) и там сказано «погрузился Иеремия в грязь». Так вот дорогие друзья, как грязь прилипает к нашему телу, так несчастья и беды прилипают к грешнику. Грешник, сам никак не может избавиться от этой липкой и ядовитой грязи, которая проникла в человеческое естество, и отравила все его добрые намерения. И только Христос имеет действенное средство, которое может очистить человека от греха.

II. В чем заключается греховность того состояние в которое впало человечество?

Прежде всего, надо упомянуть, что человек был сотворен святым, и не имел никаких причин грешить. В первозданной человеческой природе не было склонности ко злу, и естественным состоянием человека была предрасположенность к добру. Человеку было свойственно желать добра.

И вот, человек впал в грех, и приобрел невеселый удел всему своему потомству - печали и невзгоды. Первый грех Адама как отравленный источник, из которого проистекают все наше горе. Состояние, в котором рождались и рождаются потомки Адама, заключается в том, что они ничего кроме греха не хотят и не могут делать. Грех для человека является хлебом и питиём. В этом печальном состоянии истинная святость, для человека, не достижима, ибо человек находится в состоянии греха.

Это состояние, крайне печально для нас, так как грешник, находясь в этом состоянии, находится так же под проклятием нарушенного завета дел, который требует совершенного послушания, при этом не дает сил проявить это послушание. И этот же завет проклинает и приговаривает нас к наказанию за наималейший недостаток или проступок.

Источником всего этого, является полная развращенность человеческой природы, которую мы унаследовали от нашего праотца, в котором мы все согрешили и пали.

Псалмопевец говорит о сущности первородного греха, ведь беззаконие и грех уже были с ним в утробе матери. И это состояние не было чем-то свойственным только Давиду, но является общим для всех потомков Адама, так как в наших венах течет его кровь. Каждый сын и дочь Адама поражены этой проказой. Давид указывает на первородный грех, как источник всякой нечистоты. Но как такой источник может нести воду жизни?

Вина за первый грех Адама подвергает наказанию всех, кто рождается в семье Адама. И эта вина стала нашей еще до того как мы увидели этот мир. Отсутствие первоначальной праведности означает, что та праведность и предрасположенность к добру утеряны, так что человек не имеет чем прикрыть свою наготу. Человек имел знание, которое теперь утеряно. Человек знал своего Творца, но сейчас мы «помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине…» нашего «…невежества и ожесточения сердца…». (Еф.4:18)

Праведность воли человека, сейчас представляет жалкое зрелище, ибо человек ничего кроме зла, не желает. «Ибо знаю», говорит Апостол - «что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу». (Рим.7:18) Святость человеческой природы исчезла. Человек уподобился птице без крыльев, потому, что он теперь не может взлететь.

Грех развратил человеческую природу полностью. Человек не только лишился первозданной праведности и желания добра, но так же он наполнен всяким злом. И здесь третьего не дано, потому что человек или прав или не прав. Человеческая природа должна либо подчинится Богу на все сто процентов, либо она на все сто процентов погрязла в грехе «от темени головы до подошвы ног».

III.В чем заключается несчастье нашего состояния после грехопадения?

В послании к Римлянам в 5-той главе Павел пишет следующие слова «Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человечков, потому что в нем все согрешили». Величайший поток несчастий и страданий заполонил этот мир, «смерть перешла во всех человеков». Что бы это понять мы должны обратиться ко второй главе книги Бытия, где сказано «ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь». Эта угроза была приведена в жизнь. Человек потерял общение с Богом. Бог изгнал человека из места, где человеку было обещано счастье. Творец поставил охрану у ворот рая, чтобы человек не имел доступа к древу жизни. И более того человек теперь находится под проклятием. Это духовная смерть.

Смерть временная, заключается в том, что человек подвержен всем скорбям в этой жизни, как моральным, так и физическим. Смерть вечная заключается в том, что человек, прежде всего, был изгнан из рая и потерял доступ к древу жизни. И смерть, о которой Бог сказал Адаму, теперь перешла во всех человеков. И печальный опыт человечества, доказывает, что это так. Как только мы появляемся в этот мир, орды мучителей ожидают нас, и сопровождают нас до самой могилы. И не играет большой роли, во что человек будет одет, или в грязные лохмотья, или царские одежды. Всякая слеза или печальный взгляд, являются доказательством тому, что человек преисполнен несчастья. Когда Творец создал человека, тот не плакал, но человек, рожденный по подобию Адама, рождается в этот мир, оплакивая свое несчастье.

Когда первый человек впал в грех, он лишился всего. И мы с вами, будучи его потомками, рождаемся не с улыбкой на устах и радостью в сердце, но со слезами на глазах и абсолютно нищими. В Адаме мы потеряли все, то богатство, которое Бог дал ему во владение. Но сверх всего материального, Адам потерял того в Ком, было заключена сама суть счастливой жизни человека. Человек потерял Друга, который теперь стал врагом. Человек потерял общение с Богом, и это общение было непосредственным без посредника. До грехопадения, когда Адам слышал голос Божий раю он не боялся, но после падения он начал прятаться среди деревьев пытаясь, укрыться от взора Того, кто видит все.

Таким образом, человек, потеряв общение с Богом, потерял источник всякого блага, хотя с другой стороны он приобрел, но насколько ужасным было его приобретение. Человек приобрел смерть. Он приобрел греховное рабство. Иллюстрацией такого состояния может послужить Самсон, который будучи обманут Далидой и лишенным своей силы, уже не мог воспротивиться своим врагам Филистимлянам. Так и человек, в общем, являясь грешником, приобрел себе другого хозяина, дьявола, который имеет власть над греховной природой человека.

Человек потерял власть над всем творением, которое было дано ему в управление. Поэтому тщетно человек ищет утешения в творении, а не в Творце.

Как правило, люди винят в своих бедах кого угодно, но только не себя. Такое поведение ясно указывает на то, что мы произошли от Адама, потому что как только Адам согрешил, так сразу у него созрел план своего оправдания перед Богом за свой грех. Но все беды постигающие нас в нашей жизни будь-то природные катаклизмы или наши телесные болезни, все это является последствием грехов человечества и непосредственно того первого греха Адама.

IV. Кто может избавить нас от этого падшего состояния греха и несчастья?

И вот дорогие друзья, природный человек, пребывает в состоянии греха и несчастья, это состояние затрагивает, не только внешние проявление его жизни, но так же и его внутренний мир. Многие относятся к этому злу, как к чему-то не значительному, думая что, они могут безнаказанно проклинать, ругаться, лгать, красть и совершать многие другие постыдные грехи. Они думают, что у них не будет никаких проблем. Но если бы они хотя бы на мгновение задумались об ужасных последствиях, которые навлекает всякий грех, поверьте, они бы были другого мнения о своей участи.

Все те, кто находится в своем природном состоянии, крайне несчастны. Они далеки от Бога, их Творца. Они не имеют никакого интереса в общении с Ним, и поэтому они находятся под Его проклятием и гневом, тем самым подвергаясь всем напастям, которые влечет за собой, их природной состояние. Они подпали под власть и тиранию дьявола, и если Божья милость не извлечет их из этого состояния, то они навечно поселятся в обиталище падших духов в вечном мраке.

Бедные грешники, каким бы ни было ваши обстоятельства сегодня, в этом мире, вы находитесь под Божьим гневом, ибо вы потеряли источник всякого блага. Вы можете вести религиозный образ жизни, читать библию, молится, но если ваша религиозность останется всего лишь мишурой, которой вы пытаетесь прикрыть наготу, то вы так и не будете иметь общения с Богом.

Грешники, находящиеся в природном состоянии встань и идите к Господу Иисусу Христу, ибо в творении вы не найдете покоя. Только Творец может дать вам покой. «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Матф.11:28) Только Христос может открыть доступ в присутствие Бога, ибо только Его кровь может угасить огонь гнева Божия, и только Он может избавить вас от проклятия закона. Кто из вас останется в разрушающемся доме и как вы можете сладко спать в руинах своего природного состояния, когда Бог является вашим врагом.

Положите себе на сердце, эти слова и бегите от гнева под которым вы находитесь, «ибо вышел гнев от Господа, и началось поражение». Ибо «страшно впасть в руки Бога живаго!» (Евр.10:31). Аминь

(7 голосов : 4.9 из 5 )
  • свящ. Сергий Дергалев
  • прот.
  • Д.В. Новиков
  • преп. , Челийский
  • П.В. Добросельский
  • архим. Алипий (Кастальский-Бороздин)
  • мит.
  • прот.
  • протопр.

После́дствия грехопаде́ния (см.: ) - 1) следствия, привнесённые в видимый мир в результате отступления первозданного от , отразившиеся как на самом человеке, так на окружающей его действительности; 2) действия Божии, вызванные грехопадением, направленные на подготовку человека к Пришествию .

В чём состояли следствия грехопадения?

На человеке следствия грехопадения сказались самым удручающим образом: помимо того, что он был изгнан из (), он сделался тленным, страстным, смертным; повредил главные силы души (разумную, волевую, раздражительную, чувствующую), нарушил их взаимную согласованность; душевное начало утратило господство над плотским, и более того, взяла верх над .

Пагубные следствия грехопадения отразилась не только на непосредственных виновниках, нарушителях . Порче подверглось само человеческое естество. С тех пор она стала носить наследственный характер, передаваться всем людям, от родителей к детям (см.: ).

В духовно-нравственном отношении порча проявлялась и проявляется до сих пор в том, что все потомки Адама (за исключением Господа ) рождались и рождаются со склонностью большею ко злу, нежели к добру.

В результате грехопадения люди подпали под власть падших духов. Эта власть проявлялась даже за гробом, ведь после смерти души всех без исключения людей оказывались в ). Освободиться от власти диавола стало возможно лишь по Пришествии в мир , Искуплении, разорении ада, образовании .

Особым волеизъявлением Божьим за грех первозданного человека была проклята даже земля (). Со времени этого страшного проклятья земля перестала давать людям пищу свободно, с избытком, как это было до грехопадения (). Со времени изгнания из Рая человек вынужден был зарабатывать себе пищу тяжелым трудом ().

После утраты человеком , славы и чистоты, из-под его послушания вышли животные. Кто-то из них просто перестали доверять человеку, но многие стали испытывать к человеку враждебность.

Самое же страшное следствие - разрушение доверительных отношений человека и Бога. Помимо потери в лице Божьем Премудрого, Всемогущего и Благого Наставника, утратив общение с Ним, человек лишился высшей блаженной радости. Утратив общение с Источником подлинного неисчерпаемого блаженства, человек стал искать источники счастья и радости среди предметов тварного мира, устремился к греховным удовольствиям.

Почему Бог попустил совершиться столь катастрофическим изменениям всего из-за одного преступления?

На сегодняшний день существует немало суждений, общий смысл которых сводится к непониманию или даже обвинению Бога в несоответствии суровости наложенного Им наказания малозначительности преступления первых людей. Казалось бы, ну подумаешь, вкусил человек запретного плода; неужели стоило подвергать его за этот проступок столь грозным карам?

В действительности же преступление не было малозначительным, как и наказание - чрезмерно суровым.

Во-первых, преступая закон «согрешишь - смертью умрешь» (), человек знал, на что шёл.

Во-вторых, ослушание Бога в первую очередь было связано не с желанием испробовать плода, а с гордостью, завистью к Богу, с нежеланием общаться с Ним как тварь с Господом, со стремлением самому стать как Бог (

Антропология Адвентистов Седьмого дня и свидетелей Иеговы Сысоев Даниил

2. Грехопадение человека и его последствия

2. Грехопадение человека и его последствия

2.1. Грехопадение. Смерть души

Как неложно обещал Господь, в тот самый день, когда первый человек вкусил от древа познания, он умер. Но смерть настигла сначала не его тленную плоть (она подверглась ей спустя 930 лет после сотворения), а неуничтожимую душу.

Иначе нельзя понимать прямые слова Божии (Быт. 2, 17), если мы не желаем признать справедливой ложь змея. Ведь Бог не сказал: «после того дня», но: «в день, который ты вкусишь от него, смертью умрешь». Можно, конечно, попытаться доказывать, что здесь слово «день» имеет значение «неопределенно долгий период времени», но тогда сектанты вынуждены автоматически признать правоту теистических эволюционистов и сторонников теории дня-эпохи, с чем они (относится это возражение, впрочем, только к адвентистам) категорически (и совершенно справедливо) не согласны. Чтобы избавиться от явного противоречия сектанты делают вид, что его просто не существует. «В день, в который наши прародители отведали плодов дерева познания добра и зла, - пишут Свидетели Иеговы, - они были осуждены Богом и умерли в его глазах. Они были выгнаны из Рая и встали на путь, который привел в конце концов к смерти». Это объяснение, конечно, совершенно беспомощно. Ведь в сознании сектантов смерть тождественна полному небытию. Так что же, для Бога Адам и Ева после осуждения перестали существовать? Кого же Он тогда изгнал из Рая - разлагающиеся трупы? Вторая их фраза входит в противоречие с первой. Если для Бога (Который является единственным Источником объективного знания) люди уже мертвы, то как они при этом только становятся на путь, который, как вдруг выясняется, еще только когда-то («в конце концов») приведет к смерти? Выходом из этого тупика является только признание православного учения о том, что в самый момент грехопадения человек действительно умер духовно. Для души жизнь заключается в боговидении, а смерть в утрате его, что, однако же, не влечет за собой утрату самого бытия, ибо дары Божии непреложны (Рим. 11, 29).

Такое понимание прекрасно подтверждается самим библейским текстом. Тотчас после грехопадения, когда тело еще не успело заболеть или еще иным каким образом проявить затаившуюся в нем смертность, душа немедленно проявляет признаки разложения. - Начинается оно с ощущения наготы, которое, конечно, коренилось не столько в телесных чувствах, сколько в утрате одежды благодати, доселе окутывавшей и пронизывавшей тело.

Другим признаком гибели души стало то, что с высот мудрости она низверглась в океан безумия. Действительно, страшно читать, как Адам, называвший имена всем животным (а как это необыкновенно трудно, может убедиться каждый), прячется от Вездесущего и Всеведущего Творца под кустом! Это ли не свидетельство вечной смерти, воцарившейся в его сердце? А как мгновенно распалась любовь между супругами, прежде представлявшими из себя единое целое, видно из того, что и Адам, и Ева воспринимают друг друга как какое-то средство, которым можно пожертвовать.

Бог чрез пророка Иезекииля, предостерегая людей от уподобления Адаму в его преступлении (Ос. 6, 7), говорит: «Вот, все души - Мои: как душа отца, так и душа сына - Мои; душа согрешающая, та умрет» (Иез. 18, 4). Говоря в первую очередь о гибели самой души нечестивца, пророк не упускает и следующей за ней смерти тела, о чем говорится в 13 стихе: «Кто сделал все такие мерзости, тот непременно умрет, кровь его на нем». На этом стихе стоит остановиться подробнее, ибо он почти всегда цитируется сектантами в полемике с Божиим учением о бессмертии души. Исходя из него, утверждают, что душа здесь - сам человек, и потому раз сказано, что она умирает, то значит смерть поглощает его полностью. Некоторые полемисты (например, Уолтер Мартин), утверждают, что лучше перевести этот стих как ««душа согрешающая, та отойдет» - так более верно передается смысл текста». Однако и греческий перевод, и контекст скорее говорят не об этом, а о гибели души, заключающейся не в ее уничтожении из бытия, а о той «скорби и тесноте всякого делающего злое» (Рим. 2, 9), о которой говорит ап. Павел. А она является следствием разрыва благодатного единства с Богом. Если бы были правы иеговисты и адвентисты, тогда вся 18 глава прор. Иезекииля является примером вопиющей бессмыслицы. Ведь главная ее идея заключается в доказательстве того, что каждый человек отвечает только за свои грехи, а не за преступления отца. И исходя из этой мысли Бог говорит о том, что раз все души без исключения Его (4 ст.), то каждый ответит за себя: праведный «непременно будет жив» (9 ст.), а беззаконник «непременно умрет, кровь его на нем» (13 ст.). Если здесь говорится о физической смерти, то, конечно, наш повседневный опыт показывает, что пророк ошибается. Ведь в отношении к ней действительно «одна участь праведнику и нечестивому» (Екк. 9, 2)! Но если говорить о состоянии души, то оно принципиально иное. У одних действительно душа живет (например, у Авраама, друга Божия (Иак. 2,23)), а у других она погибает, отпадая от Создателя (как у допотопных исполинов - Быт. 6, 3–5). Могут сказать на это, что все люди согрешили и лишены славы Божией (Рим. 3, 23) и потому все мы - грешники, обреченные умереть. Но пророк в этом тексте вовсе не говорит о первородной скверне, а личной добродетели или беззаконии. Иначе нельзя понимать перечисления грехов (ростовщичество, неправда, притеснения и т. п.) и добрых дел, от которых зависит жизнь человека. Более того, Господь говорит о возможности покаяния для беззаконника, которое приведет его к жизни, но если бы здесь шла речь о первородном грехе, то признание возможности его очищения без Голгофской Жертвы делает бессмысленным все Евангелие, даже в сектантском его прочтении. Итак, в этих, столь часто цитируемых словах вовсе нет указания на смертность души в смысле ее полного уничтожения, а о ее вечном умирании, которое начинается еще на земле, но не прекращается и после телесной смерти. А сама смерть тела является лишь логическим завершением этого процесса у нечестивцев (а праведники умирают, отдавая Адамов долг).

И описывая именно это страшное состояние смерти души, предшествующей смерти тела, апостол Павел говорит: «Вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим, в которых вы жили, по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления, между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие» (Еф. 2, 1–3). Как справедливо говорит свят. Феофан Затворник, «грех, коль скоро делается властелином над человеком, умерщвляет его дух. Как телесная смерть - прекращение жизни телесной, так со входом греха в человека подсекается корень внутренней жизни - жизни духа, которая из Бога. В грешнике, преданном греху, чувственные склонности и страсти душевные все более и более берут верх над высшими духовными требованиями и подавляют их до того, что свет жизни духовной совсем наконец погасает. Вместе с тем вянет и телесная жизнь от нарушения целости жизни человеческой и пресечения должных ее отношений к верховному Источнику бытия и жизни. Отсюда болезни, страдания и ранняя смерть. Так не духовно только, но и телесно грех убивает, - и не одно только лицо, но нередко целый род, коль скоро он усердно работает греху». А за этим страшным процессом распада скрывается воля «имеющего державу смерти» (Евр. 2, 14), который обманывает людей, следующих своим похотям (Гал. 5, 17), и шантажирует их страхом смерти, чрез это держа их в рабстве.

Именно об этой смерти души, предшествующей смерти тела, говорят и многие другие места, на которые ссылаются сектанты для обоснования своей позиции. Но об этом мы скажем ниже, рассматривая ветхозаветные тексты, на которые пытаются опираться сектанты.

Из книги Азбука православного вероучения автора Знаменский Георгий Александрович

НАЗНАЧЕНИЕ, ПЕРВОБЫТНОЕ СОСТОЯНИЕ И ГРЕХОПАДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА Если все развитие неорганического и органического мира было дано как бы во мгновение ока всемогущими словами Творца (да будет!), то сотворение человека отличалось от создания всех других тварей. Пред сотворением

Из книги Догматическое Богословие автора Воронов Ливерий

7. Грехопадение прародителя и его последствия Видимая сторона греха наших прародителей состояла в нарушении запретительной заповеди Божией, выраженной в следующих словах: «От всякого дерева в саду ты будешь есть; а от дерева познания добра и зла, не ешь от него; ибо в

Из книги Священная Библейская история Ветхого Завета автора Пушкарь Борис (Еп Вениамин) Николаевич

Грехопадение и его последствия. Быт. 3.Откровение не сообщает нам, сколько времени продолжалась блаженная жизнь первых людей в раю. Но это состояние уже возбуждало злобную зависть диавола, который, лишившись его сам, с ненавистью смотрел на блаженство других. После

Из книги Живой колос автора Кронштадтский Иоанн

II. Грехопадение и последствия его. Диавол - виновник греха. Смысл голгофской жертвы и таинства причащения в промыслительном деле спасения человека Во всяком человеке, если он и мудрый, есть много и глупости, и иногда глупости отвратительной. Всякую минуту берегись,

Из книги Святитель Tихон Задонский и его учение о спасении автора (Маслов) Иоанн

Глава II Грехопадение человека и его следствия 1. Грехопадение человека По свидетельству Божественного Откровения, зло появилось на земле после того, как первый человек, по внушению диавола, нарушил заповедь Божию. Человек, как существо духовно-разумное, был свободен в

Из книги Свет невечерний. Созерцания и умозрения автора Булгаков Сергей Николаевич

1. Грехопадение человека По свидетельству Божественного Откровения, зло появилось на земле после того, как первый человек, по внушению диавола, нарушил заповедь Божию. Человек, как существо духовно-разумное, был свободен в выборе и осуществлении своего решения.И сам

Из книги Православное понимание книги Бытия автора Серафим Иеромонах

5. Грехопадение человека. Человек мог возрастать, осуществляя в себе подобие Божие, только силою любви. Жертвуя своей ипостасью, выходя из себя в любви, по образу триипостасного Бога, человек находит в себе свое существо. Законом жизни для него становится мудрость

Из книги Никейское и посленикейское христианство. От Константина Великого до Григория Великого (311 - 590 г. по Р. Х.) автора Шафф Филип

Глава VI. Грехопадение человека (Быт. 3, 1-16) Теперь, будучи предуготовлены святоотеческим учением о Шести Днях творения, о творении первого человека и его обитании в Раю, мы можем понять повествование о его грехопадении из третьей главы книги Бытия. Ясно, что как и все

Из книги Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие автора Епифанович Сергей Леонтьевич

§150. Пелагианская система: изначальное положение и свобода человека; грехопадение Своеобразные антропологические учения, которые ясно понимал и применял на практике Пелагий, которые диалектически развивал Целестий и самым решительным образом защищал епископ Юлиан,

Из книги Избранные места из Священной истории Ветхого и Нового Завета с назидательными размышлениями автора Дроздов Митрополит Филарет

§153. Система Августина: грехопадение и его последствия Для того чтобы понять учение Августина о грехопадении человека, мы должны помнить прежде всего, что Августин исходит из идеи органического единства всего человечества и глубокой параллели Павла между первым и

Из книги Боль автора Льюис Клайв Стейплз

Грехопадение человека Падение произошло в той области, в которой человек и долж6н был осуществить свое назначение, - в области произволения. Здесь начало зла. На зло преп. Максим смотрит под углом зрения Ареопагита, обычным, впрочем, вообще для всего греческого

Из книги Основы Православия автора Никулина Елена Николаевна

Грехопадение прародителей и первые его последствия Господь насадил прекрасный сад на востоке и произрастил в нем роды дерев, прекрас­ных на вид, с плодами, приятными для вкуса. Среди этого земного рая Он также произрас­тил древо жизни и древо познания добра и зла. В этом

Из книги Иллюстрированная Библия. Ветхий Завет автора Библия

5. Грехопадение человека Повиноваться - вот истинное назначение разумной души. М. Монтень, II, AT1. Христианский ответ на вопрос, заданный в предыдущей главе, содержится в учении о грехопадении. Согласно этому учению, человек в своем нынешнем виде ужасен в глазах Бога и

Из книги Толковая Библия. Ветхий Завет и Новый Завет автора Лопухин Александр Павлович

Грехопадение прародителей и его последствия. Обетование о Спасителе В раю людям явился и искуситель – в виде змея, который «был хитрее всех зверей полевых» (Быт. 3.1). В это время жена находилась возле дерева познания добра и зла. Змей обратился к ней: «Подлинно ли сказал

Из книги автора

Грехопадение и его последствия Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?2 И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть,3 только плодов дерева, которое среди рая, сказал

Из книги автора

III Грехопадение и его последствия. Местонахождение рая Пребывание первых людей в раю было пребыванием их в непосредственном общении с Богом, которое и было первой и совершеннейшей религией человеческого рода. Внешним выражением этой религии была церковь, как собрание

Когда первые люди согрешили, им стало стыдно и страшно, как это и бывает со всеми, кто дурно поступает. Они тотчас же заметили, что они наги. Чтобы прикрыть свою наготу, они сшили себе из листьев смоковницы одежду, в виде широких поясов. Вместо того, чтобы получить совершенство, равное Божиему, как они того хотели, получилось наоборот, разум их помрачился, совесть их стала мучить, и они лишились душевного спокойствия.

Все это произошло потому, что они познали добро и зло против воли Божией, то есть через грех .

Грех настолько изменил людей, что, когда они услышали голос Бога в раю, то в страхе и стыде спрятались между деревьями, уже сразу забыв, что от вездесущего и всеведущего Бога нигде и ничего скрыть нельзя. Так всякий грех удаляет людей от Бога.

Но Бог, по милосердию Своему, стал призывать их к покаянию , то есть чтобы люди поняли свой грех, признались в нем перед Господом и попросили прощения.

Господь спросил: "Адам, где ты?"

Бог снова спросил: "Кто сказал тебе, что ты наг? Не ел ли ты плодов с дерева, от которого я запретил тебе есть?"

Но Адам сказал: "жена, которую Ты мне дал, она дала мне плод и я его ел". Так Адам стал сваливать вину на Еву и даже на самого Бога, давшего ему жену.

И сказал Господь Еве: "Что это ты сделала?"

Но и Ева вместо раскаяния ответила: "змий соблазнил меня, и я ела".

Тогда Господь возвестил последствия совершенного ими греха.

Еве Бог сказал: "В болезнях будешь рождать детей и должна повиноваться мужу ".

Адаму сказал: "За твой грех земля не будет плодотворна, как прежде. Терние и волчцы произрастит она тебе. В поте лица твоего будешь есть хлеб ", то есть будешь добывать пропитание тяжелым трудом, "пока не возвратишься в землю, из которой ты взят ", то есть пока не умрешь. "Ибо прах ты и в прах возвратишься ".


Изгнание из рая

А диаволу, который скрывался в змее, главному виновнику человеческого греха, сказал: "проклят ты за то, что ты сделал это "... И сказал, что между ним и людьми будет борьба, в которой люди останутся победителями, а именно: "Семя жены сотрет тебе главу, а ты будешь жалить его в пяту ", то есть от жены произойдет Потомок - Спаситель мира , Который родится от девы, победит диавола и спасет людей, но для этого Сам должен будет пострадать.

Это обетование или обещание Божие о пришествии Спасителя, люди приняли с верою и радостью, потому что оно давало им великое утешение. А чтобы люди не забыли этого обещания Божия, Бог научил людей приносить жертвы . Для этого Он повелел закалывать тельца, ягненка или козла и сжигать их с молитвою о прощении грехов и с верою в будущего Спасителя. Такая жертва была предизображением или прообразом Спасителя, Который должен был пострадать и пролить Свою кровь за наши грехи, т. е. Своею пречистою кровью омыть души наши от греха и сделать их чистыми, святыми, снова достойными рая.

Тут же, в раю и была принесена первая жертва за грех людей. И сделал Бог Адаму и Еве одежды из кожи животных и одел их.

Но так как люди стали грешными, то не могли уже больше жить в раю, и Господь изгнал их из рая. И поставил Господь при входе в рай ангела-херувима с огненным мечем, чтобы охранять путь к древу жизни. Первородный грех Адама и Евы со всеми его последствиями, путем естественного рождения, перешел на все их потомство, то есть на все человечество, - на всех нас. Вот почему мы рождаемся уже грешными и подлежим всем последствиям греха: скорбям, болезням и смерти.

Итак, последствия грехопадения оказались громадными и тяжкими. Люди лишились райской блаженной жизни. Мир, помраченный грехом, изменился: земля с тех пор стала с трудом давать урожай, на полях, вместе с добрыми плодами, стали расти сорные травы; животные стали бояться человека, стали дикими и хищными. Появились болезни, страдания и смерть. Но, самое главное, люди, через свою греховность утеряли ближайшее и непосредственное общение с Богом, Он уже не являлся им видимым образом, как в раю, то есть молитва людей стала несовершенной.


Жертвоприношение было прообразом крестной жертвы Спасителя

ПРИМЕЧАНИЕ: см. Библию в кн. "Бытие": гл. 3 , 7-24.

Первого человека Адама Бог поселил в раю, в Эдеме, чтобы возделывать и хранить его. Рай – прекрасный сад – находился в Азии между реками Тигр и Евфрат.
Адам был сотворен «из праха земного». Но он был один, - животные были ниже его, а Бог безмерно выше его. «И сказал Господь Бог не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» (Быт.2:18) Ева – жена, не случайно создана из ребра Адама, а не «из праха земного». Согласно Библии все люди происходят от одного тела и души, все – от Адама, и должны быть едиными, любить и беречь друг друга.
В раю, среди множества деревьев, было два особенных дерева. Дерево жизни, вкушая плоды с которого, люди обретали здоровье и бессмертие тела. И дерево познания добра и зла, плоды с которого было запрещено вкушать. Это был единственный запрет Божий, выполняя его, люди могли выразить свою любовь и благодарность Богу. Самое высшее блаженство первых людей было в общении с Богом, Он являлся им видимым образом, как Отец детям. Бог создал людей свободными, они сами могли решать, что им делать. Человек жил в полной гармонии с природой, понимал язык зверей и птиц. Все животные были послушны ему и миролюбивы.
Дьявол вошел в змея и соблазнил Еву съесть запретный плод: «Но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло» (Быт.3:5)
«И увидела жена, что дерево хорошо для пищи и что приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел» (Быт.3:6)
Куда же делась благодарность? Люди забыли единственную заповедь Божию. Свое желание они поставили выше воли своего Создателя. Со стороны мы видим суетность и незначительность человеческих желаний. Но со своими желаниями всегда трудно справиться, свои желания кажутся весьма значительными. Когда ребенок вопреки запрету родителей делает по-своему – его наказывают. Адам и Ева понесли справедливое наказание. Но Бог первоначально призывал людей к покаянию. Но Ева обвинила змея, а Адам переложил вину на Еву и даже на Самого Бога: «Жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел». (Быт.3:12)
Прощение, испрошенное за проступок вовремя, смягчает наказание или даже совсем отменяет его. Но просьбы о прощении не прозвучало. Адам и Ева изгнаны из рая с такими словами: «Жене сказал (Господь): в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою» (Быт.3:16)
«Адаму же сказал: проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терние и волчцы произрастит она тебе; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, ибо прах ты и в прах возвратишься» (Быт.3:17-19)
Виновник грехопадения людей – дьявол – проклят, и, придет время, он будет побежден.
Люди познали добро и зло против воли Божией. Ум человеческий помрачился, воля ослабела, чувства исказились, возникли противоречия, и душа человека потеряла целеустремленность к Богу. Люди не стали «как боги», как обещал диавол, но им стало страшно и стыдно.
(В тетради запишем последствия грехопадения)
Последствия грехопадения людей:
1. На земле произросли сорняки – «терние и волчцы».
2. Животные стали дикими и хищными. Перестали повиноваться человеку.
3. В мир пришли болезни и смерть.
4. Люди утратили непосредственное общение с Богом.

Оставшись без общения с Богом, наедине с враждебно настроенной к ним природой, люди раскаялись. Самое главное, что теперь они могли передать потомкам – это веру в Единого Бога и Его обетование о приходе в мир Спасителя, Который победит дьявола и примирит человечество с Богом.
В память об этом Божием обещании люди приносили жертвы. Для этого Бог повелел закалывать тельца, овна или козла и сжигать их с молитвой о прощении грехов и с верою в Мессию. Такая жертва была прообразом Спасителя, Который должен был пострадать и пролить Свою Кровь за грехи людей. У людей было время для покаяния, очищения. Первый грех, пришедший в мир, повлек людей к другим грехам. Божие попечение и вразумление было над всеми людьми, но у каждого человека была свобода выбора – принять или не принять Бога в душе своей. Выполнять волю Творца или следовать своим желаниям и побуждениям.
У Адама и Евы было много детей, в Библии упоминаются имена только трех сыновей. Первым родился Каин, затем Авель. «И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец» (Быт.4:2) Как-то братья принесли жертвы Богу. Дар Авеля Бог принял, а дар Каина не принял. Каин сильно огорчился. «И сказал Господь Каину: почему ты огорчился? И отчего поникло лицо твое? Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? А если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» (Быт.4:6-7)
В этом библейском сюжете мы видим, что ожидание признания, какой-то благодарности за доброе, благое дело не угодно Богу. Делая добро другому бескорыстно, человек остается неуязвим для таких пороков, как зависть, тщеславие, гордыня. Иначе, они начинают господствовать над человеком и ведут к страшным грехам. Каин не внял словам Бога, им овладела зависть, и ослепленный ею Каин убил своего родного брата Авеля. Если первое падение человека было направлено против Бога, то теперь человек поднимает руку на человека.
Господь дает возможность Каину покаяться в содеянном преступлении, спрашивая, где брат его Авель. Каин лжет в ответ, что не знает, забывая при этом, что Господь Всеведущий.
«И сказал Господь: что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли; и ныне проклят ты от земли; Когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле» (Быт.4:10-12)
Ева, когда родила первого сына, назвала его «Каин», что значит «приобрела я человека от Господа». Второго сына она назвала Авель – «нечто», дым, его имя являет внутреннее разочарование Евы. Она думала, что с Каином придет спасение, а оказалось, что с ним пришло зло. «Человек предполагает, а Господь располагает». Более того, из рода Каина произошли все играющие на гуслях и свирели. Это – попытка заменить Богопочитание абстрактным искусством, заполнить душевную пустоту звуками гуслей и свирелей. Также из рода Каина вышли ковачи всех орудий из меди и железа. Начинается эпоха бронзы и меди. Но это не просто медь и железо, а орудия смерти. Грех умножается на земле.
Библия в своих первых главах рисует мрачную картину мирового греха. Но Господь использует само зло в провиденциальных целях и обращает его в добро. На протяжении всей истории человечества решается вопрос: человек желает жить сам по себе или с Господом. И, соответственно, результаты.