Все о тюнинге авто

Президент как глава государства в зарубежных странах. Глава государства в зарубежных странах. Институт переподготовки и повышения квалификации

ГЛАВА ГОСУДАРСТВА В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ Место главы государства в системе высших органов государственной власти. Компетенция главы государства. 2. Монарх: особенности правового статуса. Способы престолонаследия. Роль монарха в различных видах монархии. Почетные и реальные права монарха. Институт регентства. 3. Понятие президента как главы государства и его правовое положение. 4. Порядок избрания президента в зарубежных странах. Досрочное освобождение президента от должности. Ответственность президента. 1.

Место главы государства в системе высших органов государственной власти. Компетенция главы государства Глава государства – это конституционный орган и одновременно высшее должностное лицо государства, представляющее государство вовне и внутри страны. важнейший конституционно-правовой институт, который находит свое закрепление во всех зарубежных конституциях. Глава государства как неотъемлемая составная часть парламента (Великобритания, Индия) как глава исполнительной власти и одновременно глава государства (президент в США) как лицо, являющееся только главой государства (президент в Германии, Италии)

Роль главы государства конституционные полномочия могут быть номинальными или реальными в зависимости от формы правления и государственного режима Парламентарные формы правления Главная роль принадлежит правительству Институт контрассигнатуры: для того чтобы некоторые акты президента или монарха действовали, премьер-министр должен скрепить их своей подписью Смешанные республики Правительство подотчетно президенту (хотя он не является его главой) Президент осуществляет общее руководство исполнительной деятельностью Президент –арбитр Возможен институт контрассигнатуры Президентские республики Президент – глава исполнительной власти Формирует правительство независимо от парламента

Общая политическая роль главы государства символ единства и постоянства нации, государства арбитр между учреждениями высшее представительство государства в международных отношениях гарант национальной независимости, целостности территории, соблюдения международных договоров посредничество между властями государства, между государством и обществом

Разновидности юридических форм главы государства единоличный монарх, унаследовавший свою должность Бельгия, Великобритания, Испания, Марокко, Нидерланды и Япония единоличный монарх, назначенный своей семьей – правящей династией Саудовская Аравия единоличный монарх федеративного государства, выбранный (назначенный) монархами субъектов федерации из своей среды Малайзия, Объединенные Арабские Эмираты

Разновидности юридических форм главы государства единоличный президент, выбранный народом, парламентом или представительной коллегией на установленный срок коллегиальный орган, избранный парламентом на установленный срок представитель британского монарха в государствах, имеющих статус британского доминиона Германия, Индия, Италия, США Швейцария при этом отдельные полномочия главы государства передаются председателю коллегиального органа Австралия, Барбадос, Новая Зеландия, Канада Центральноафриканская Республика с 1976 г. по 1979 г. , когда единоличный или лидер, захвативший власть, присвоил себе титул императора. коллегиальный глава «хунты» , «революционные советы» , военные советы в странах государства, узурпировавший Лат. Америки и Африки (Бразилия, Перу, Эфиопия, в наст. время власть – Египет)

Юридические формы главы государства единоличный монарх президент коллегиальный Президиумы, государственные советы, постоянные комитеты высших представительных органов (СССР, Куба, Китай) Духовный руководитель государства и Президент (Иран) Федеральный совет – правительство, осуществляющее функции главы государства. Из его состава парламент на год избирает президента (Швейцария) Высший совет эмиров, среди которых президентом является эмир Абу-даби (ОАЭ) Хунта (военный, революционный совет (Чили, Таиланд)

Нетипичные формы главы государства в небольших странах Республика Сан-Марино Главами государства являются два равноправных капитана-регента, избираемых парламентом на полгода Осуществляют функции в соответствии с принципом коллегиальности, обладает правом вето по отношению друг к другу Княжество Андорра Функции главы государства выполняют соправители – епископ Урхельский (Испания) и Президент Франции, т. е. официальные лица двух соседних государств Их роль номинальна

Общая компетенция главы государства Представительские функции Правотворческие полномочия Верховный представитель государства внутри вне страны. Послания к нации. Официальные обращения к парламенту. Официальные визиты. Участие церемониях и празднествах. Открытие сессий, награждение, официальные приемы. Принимает правовые и не правовые акты (иногда подлежат контрассигнатуре). Может принимать акты, имеющие силу закона (в отдельных странах).

Общая компетенция главы государства Взаимоотношения с другими высшими государственными органами В сфере законодательной власти: созывает парламент на очередные и чрезвычайные сессии, назначает внеочередные или очередные выборы, право законодательной инициативы, послания (тронная речь) к парламенту, промульгация законов, право вето, право роспуска. Формирует правительство (порой лишь формально его утверждает), обладает правом увольнять министров и правительство в отставку, руководит правительством в определенных формах правления. Полномочия в области назначения на должности (назначение гражданских и военных чиновников, членов верхних, а иногда и нижних палат парламента).

Общая компетенция главы государства Полномочия в сфере обороны и безопасности Верховный главнокомандующий (как правило). Принимает неотложные меры по обеспечению внешней и внутренней безопасности с последующим парламентским утверждением таких решений (например, введение чрезвычайного положения). Полномочия в Помилование осужденных. сфере правовых взаимоотношений Право награждения орденами, медалями и иными знаками отличий; право присвоения с гражданами своей почетных званий и титулов. страны Решение вопросов гражданства, убежища Прием в гражданство, право даровать гражданство, восстановление гражданства. Предоставление права убежища.

Общая компетенция главы государства Внешнеполитические полномочия Высший представитель страны в сфере внешних отношений. Назначает послов, посланников и иных дипломатических агентов. Принимает дипломатических представителей иностранных государств. Проводит международные переговоры. Заключает международные соглашения (иногда с согласия парламента). Право объявления войны и заключения мира (в некоторых государствах).

! Осуществление этих полномочий на практике зависит от формы правления. ! Одни полномочия глава государства может реализовывать самостоятельно, по собственному усмотрению (в дискреционном порядке), а для осуществления других требуется согласие или утверждение парламента или даже правительства (в условиях парламентарной республики). Контрассигнатура – скрепление актов главы государства подписью премьерминистра, ответственного министра.

Монарх: особенности правового статуса Монарх – это единоличный глава государства, осуществляющий власть по собственному праву, получающий свои полномочия по наследству и осуществляющий их бессрочно (пожизненно) Король (Великобритания, Испания, Дания, Швеция, Бельгия) Князь (Лихтенштейн) Эмир (ОАЭ, Кувейт) Император (Япония) Султан (Малайзия, Оман)

3 вида преемства власти: по наследовани ю по избранию по назначению преемника Малайзия – выборная (ротационная) монархия Непал Бутан Иордания

Наследственная монархия – наиболее распространённая форма. Системы наследования: 1) салическая, когда престол наследуют только мужчины (Япония); 2) кастильская, когда женщины (дочери) наследуют престол, если у покойного монарха нет сыновей. Если есть младший сын и старшая сестра, то сын имеет преимущество: младший брат исключает старшую сестру (Великобритания, Испания, Монако); 3) австрийская или габсбургская (она существовала в прошлом в Австрии, России, Греции, Баварии), когда женщины могли наследовать трон при условии, что во всех поколениях данной династии нет мужчин. Король Испании– Дон Хуан Карлос

4) шведская – работает по принципу первородства: наследником является старший ребёнок монарха независимо от пола. Это самый новый тип престолонаследия, впервые введён в Швеции в 1980 году и с тех пор принят также в Норвегии, Бельгии, Нидерландах и Дании; 5) мусульманская или клановая, когда трон наследует не определенное лицо, а правящая семья (часть династии), которая сама уже решает, кто именно из ближайших родственников покойного короля (не обязательно сын) займет освободившийся трон (Катар, Кувейт, Саудовская Аравия). 6) племенная, когда король рассматривается как главный вождь племени, а его наследника определяет племенной совет из числа многочисленных сыновей покойного (Свазиленд). Король Швеции – Карл 16 Норвежская монархия Король Саудовской Аравии - Абдалла

Статус и роль монарха Монарх – это символ нации. Монарх – лицо неприкосновенное, иногда объявляется священным. Имеет право на особый титул. Наделен государственными регалиями, символами монаршей власти – корона, трон, скипетр, держава, мантия, др. Имеет свой королевский двор. Цивильный лист - денежные средства, выделяемые парламентом для монарха (устанавливается законом, не облагается налогом). Ограничения: покидать страну, вступать в брак, религиозная принадлежность. Роль монарха зависит от формы правления. «Спящие прерогативы» – формально закреплены, но на практике долгое время не используются.

Ответственность монарха Монарх – лицо неприкосновенное. Он не может быть привлечен к административной, уголовной ответственности, против него не может быть обращен гражданский иск. За действия монарха по управлению государственными делами политическую ответственность несут его министры. Абдикация – отречение монарха от престола

Регентство – полномочия монарха осуществляются временным коллегиальным органом – регентским советом или единолично регентом Если престол наследует малолетний монарх; Вакансия престола; Продолжительная болезнь монарха; Временное отстутствие монарха Обычно это ближайший родственник монарха. Назначается с согласия царствующей семьи. Иногда требуется утверждение в парламенте.

Понятие президента как главы государства и его правовое положение Президент – это высшее должностное лицо государства, избираемое на определенный срок в соответствии с требованиями и в порядке, установленном конституцией и законами. Пользуется неприкосновенностью. Имеет определенные привилегии.

Полномочия президента Полномочия по представительству государства вовне и внутри страны. Полномочия в отношении парламента и осуществления им законодательной власти. Полномочия в сфере нормотворческой деятельности. Полномочия в отношении исполнительной власти. Полномочия в отношении судебной власти. Полномочия по формированию других высших органов государства, назначению государственных служащих. Полномочия по урегулированию чрезвычайных ситуаций. Полномочия в области обороны и безопасности. Полномочия в сфере правового статуса личности.

Порядок избрания Президента Форма правления Кто избирает Президентская и смешанная республики Народ - прямо / косвенно Парламентарная республика Парламент либо более широкая коллегия с участием Парламента Советская республика Формально Парламент, а реально ЦК Политбюро коммунистической партии

Досрочное прекращение полномочий президента - досрочная отставка (добровольная, вынужденная) – происходит по инициативе самого президента; - смещение с должности (в порядке импичмента, в результате народного голосования) – рассматривается как политико-правовая ответственность; - неспособность по состоянию здоровья осуществлять президентские полномочия (в конституциях зарубежных стран предусмотрена специальная процедура установления факта неспособности по состоянию здоровья выполнять возложенные полномочия); - смерть президента.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПРЕЗИДЕНТА ПОЛИТИЧЕСКАЯ Возможен отзыв президента с его должности УГОЛОВНАЯ Уголовное преследование невозможно Уголовное преследование возможно только после смещения с должности

Государс твенная измена Умышленное нарушение конституции Иные тяжкие преступлен ия Основания для привлечения к ответственности президента

Процедура привлечения президента к ответственности Полная парламентская процедура привлечения к ответственности Полупарламентская процедура привлечения к ответственности Неполная парламентская процедура привлечения к ответственности Весь процесс привлечения президента к импичменту проходит в парламенте. Одна палата выступает в качестве обвинителя, другая – в роли суда (США). Парламент, выступая в роли обвинителя, решает лишь вопрос о привлечении президента к ответственности. Вопрос о виновности президента решает специальный судебный орган, создаваемый парламентом (Франция). Парламент предъявляет обвинение. Судит президента орган конституционной юстиции или Верховный суд (ФРГ).

Политическая ответственность Президента Наступает за осуществление Президентом деятельности, направленной против суверенитета и территориальной целостности республики, а также за деятельность, направленную на устранение демократического конституционного строя и др. Никсон Роландас Паксас, Литва, 2004 Право инициировать вопрос о привлечении к политической ответственности и право рассмотрения данного вопроса принадлежит Парламенту. Клинтон Ельцин

Уголовная ответственность Президента Наступает за совершение преступления. Сначала президент смещается с должности – т. о. лишается иммунитета, а затем рассматривается вопрос об уголовной ответственности. Право инициировать вопрос о привлечении к уголовной ответственности обычно принадлежит Парламенту, а право рассмотрения – высшей судебной инстанции.

Юридическая ответственность главы государства является, пожалуй, самым убедительным показателем правового государства. До тех пор, пока глава государства свободен от ответственности за свои действия, идея правового демократического государства не может состояться. Не случайно, в странах авторитарных, юридическая ответственность первых лиц государства отсутствует.

Ответственность главы государства характеризует его конституционное положение, является элементом конституционно-правового статуса наряду с правами и обязанностями главы государств.

Как свидетельствует практика, основания ответственности главы государства имеют существенное значение в правовой квалификации этой ответственности, в виду чего они требуют тщательного законодательного формулирования. И.А. Алексеев справедливо указывает, что «одним из структурных элементов содержания ответственности являются ее основания»

Можно выделить следующие основания импичмента главы государства в зарубежных странах:

1) нарушение конституции - Австрия, Молдова, Хорватия;

2) нарушение конституции или законов - Венгрия, Македония; Туркменистан;

3) государственная измена - Казахстан, Турция, Франция, Чехия;

4) совершение тяжкого преступления - Азербайджан, Румыния;

5) государственная измена (измена Родине), совершение других (тяжких) преступлений - Армения, Грузия, Белоруссия, Республика Кипр;

6) совершение правонарушений -- Ирландия;

7) нарушение присяги -- Литовская Республика;

8) недостойное поведение -- Мальта, Руанда.

Практика отрешения главы государства от должности свидетельствует, что отрешению всегда предшествует предъявление главе государства обвинения, то есть привлечение его к ответственности, формулирование статей импичмента. Причем отрешение от должности и предъявление обвинения, как правило, осуществляется разными субъектами, что гарантирует объективность процесса. В двухпалатном парламенте функции обвинения и наказания всегда разделены по палатам. Шашкова.А.В.Конституционнное право зарубежных стран: учебное пособие/А.В.Шашкова.-М.:Норма, 2008.- 288 с.

В зависимости от степени парламентского участия в импичменте можно выделить следующие разновидности механизма ответственности главы государства:

А) Полная парламентская ответственность главы государства

Ее специфика заключается в том, что обвинение главы государства и его отрешение от должности осуществляются в парламентских стенах, в рамках специальной парламентской процедуры. Подобная ответственность в мире является преобладающей.

Б)Неполная парламентская ответственность главы государства (полупарламентская ответственностъ)

Особенность этой модели в том, что обвинение выдвигается парламентом (палатами парламента), а решение об отрешении главы государства от должности осуществляется вне парламента, иными субъектами конституционного права. Смоленский. М.Б.,Иванников. И.А.Конституционное право зарубежных стран: учебное посо-бие/М.Б.Смоленский., И.А.Иванников.-М.:Дашков и Ко,2008.-336 с.

Существуют три основных модели проведения импичмента главы государства:

Согласно первой модели, весь процесс реализации конституционной ответственности проистекает в парламенте как таковом; по его завершении могут последовать судебные процессы, которые могут рассматривать суды общей юрисдикции.

Вторая модель заключается в том, что парламент (либо одна из палат парламента) выступает как обвинение в процессе, а дело о конституционной ответственности решается в судебном органе, специально образуемом парламентом из своей среды, причем этот орган разрешает вопрос не только о конституционной ответственности, но и, при необходимости, вопросы уголовной ответственности, действую как обычный суд.

Третья модель схожа как с первой, так и со второй, здесь парламент также выступает как обвинительная сторона, однако далее дело по существу рассматривается органом конституционной юстиции, который выносит решение об импичменте, после чего дело может быть передано в суд общей компетенции.

Примером первой модели может послужить процедура импичмента в США. Возбуждает дело об импичменте Палата представителей).Сначала заявленная инициатива рассматривается в юридическом комитете Палаты, который вырабатывает формулу обвинения в виде статей импичмента. Затем Палата представителей обсуждает его, и если утверждает простым большинством голосов, то передает в Сенат, который правомочен разрешить дело. Приступая к процедуре, сенаторы должны принести присягу или сделать торжественное заявление. При процедуре импичмента председательствует в Сенате главный судья Верховного Суда. Заслушав мнения сторон, Сенат тайным голосованием принимает решение по каждой статье импичмента, причем для обвинительного решения требуется большинство не менее двух третей присутствующих сенаторов. Только если по всем статьям импичмента такое большинство имеется, обвиняемое лицо смещается с должности президента. Во время рассмотрения дела Сенат имеет право вызывать и заслушивать свидетелей и совершать другие процессуальные действия по исследованию доказательств. Четвёрин Д.А. Процедура привлечения к ответственности главы государства в зарубежных странах/Д.А.Четвёрин//-М.:Норма, 2005.-370 Таким образом, вся процедура досрочного смещения с должности главы государства осуществляется в рамках Конгресса.

Процедура импичмента во Франции является примером второй модели. Президенту Республики может быть предъявлено обвинение только двумя палатами Национального собрания, выносящими идентичные решения абсолютным большинством членов Парламента. Далее дело передается в Высокую палату правосудия, которая рассматривает дело по существу предъявленных обвинений. Высокая палата правосудия, согласно состоит из 24 членов, выбираемых на паритетных началах Национальным собранием и Сенатом, называемых постоянными судьями, а также 12 заместителей. Если Высокая палата правосудия принимает решение об импичменте Президента, то далее она действует как Высшая судебная инстанция общей компетенции.

Пример третьей модели проведения импичмента можно рассмотреть на основе Конституции ФРГ. Конституция Германии дает право, как Бундестагу, так и Бундесрату, возбудить перед Конституционным Судом обвинение против Президента в умышленном нарушении им Конституции либо иного федерального закона. Предложение о возбуждении обвинения должно быть представлено от имени не менее чем четверти депутатов Бундестага либо четверти представителей Бундесрата. Решение о возбуждении обвинения принимается не менее двух третей одной из палат Парламента.. URL: http://worldconstitutions.ru

Некоторые конституции зарубежных стран предусматривают иной порядок проведения процедуры импичмента, которые, хотя и схожи с вышеперечисленными моделями, однако, имеют свои существенные особенности.

Таким образом, было уяснено, что глава государства привлекается к ответственности путём импичмента, который также зависит от степени парламентского участия. И может подразделяться на полную парламентскую ответственность главы государства и не полную, каждая из данных разновидностей имеет свою особенность, но безусловно является показателем правового государства.

Делая вывод по информации из вышеприведённой главы, необходимо сказать, что элементы конституционно - правового статуса главы государства представляются достаточно разнообразными. Из данной области можно увидеть неодинаковый порядок прихода к власти глав государства, а также прекращение их полномочий, как в республике, так и в монархии. Можно заметить и обширную классификацию полномочий глав государства, в которую входят различные функции, осуществляемые главой государства, а также ответственность, которую несут главы государства за совершённые им проступки, данная ответственность может осуществляться процедурой импичмента как это происходит в республике, а может и не осуществляться вовсе, как можно увидеть это в монархи.

Полномочия главы государства: в отношении парламента это созыв его сессий, опубликование законов, право роспуска, иногда – право вето. Глава государства формирует правительство (порой лишь формально его утверждает), обладает правом увольнять министров и правительство в отставку, назначать судей, предоставлять гражданство и право убежища, заключать и ратифицировать определенного рода международные соглашения, назначать дипломатических представителей, награждать, помиловать осужденных и др., но осуществление этих полномочий на практике зависит от формы правления, от реального положения главы государства. Кроме того, при любой форме правления одни полномочия глава государства может реализовывать самостоятельно, а для осуществления других требуется согласие или утверждение парламента или даже правительства.Глава государства осуществляет функции верховного представительства государства во вне и внутри страны (подписывает международные договоры, имеет право непосредственного обращения к главам иностранных государств и правительств, назначает дипломатических представителей, осуществляет аккредитацию представителей в зарубежных государствах, выступает с официальными обращениями к парламенту и посланиями к нации).Функции главы государства, например, при наследовании престола или временной недееспособности монарха могут быть переданы его представителю регенту или регентскому совету. Кроме того, прерогативы главы государства могут осуществляться должностным лицом, действующим от имени монарха в одном из государств, входящих в унию.Глава государства может как возглавлять исполнительную власть (президентская республика, абсолютная и дуалистическая монархия), так и быть частью национального представительного органа государственной власти (Индия), а также не относиться ни к одной ветви власти, выполняя координирующую функцию (смешанная республика).В парламентарных республике и монархий, во многих в полупрезидентских республиках, для того чтобы некоторые (не все) акты президента или монарха действовали, премьер-министр должен скрепить их своей подписью (так называемая контрасигнатура).Монарх является главой государства и одновременно главой исполнительной власти. Вся полнота власти ему принадлежит только в абсолютной монархии. Реально полномочиями главы государства и главы исполнительной власти он пользуется в дуалистической монархии, в парламентарной же монархии акты главы государства и главы исполнительной власти он совершает обычно по указанию правительства.Президент может занимать различное положение в системе государственной власти: быть только главой государства, одновременно главой государства и исполнительной власти, главой государства и фактическим руководителем правительства при наличии особой должности административного премьер-министра. Президент избирается на определенный срок.Способы избрания президента:– голосование в парламенте;– голосование выборщиков. Избиратели голосуют за выборщиков, а последние, не собираясь вместе, избирают президента из числа кандидатов, выдвинутых партиями;– избрание президента специальной избирательной коллегией (Федеральное собрание в Германии);– избрание непосредственно избирателями. Правовая ответственность президента во многих странах также ограничена. Так, в Финляндии, во Франции, в Кот д"Ивуар президент может быть привлечен к ответственности только за действия, совершенные им при исполнении его функций, если они составляют государственную измену. По конституции США ответственность президента наступает за измену, подкуп н другие тяжкие преступления и нарушения. Немецкий президент отвечает за умышленные нарушения закона, что, очевидно, освобождает его от ответственности за неосторожные правонарушения.Следует добавить, что н процедура привлечения президента к ответственности особая. В ней задействованы несколько инстанций, каждой из которых отведена своя роль. Например, нижняя палата парламента выдвигает обвинение, а вопрос о виновности главы государства решает верхняя палата. Возможно, что обвинение выдвигают обе палаты одновременно (Франция) или любая из них (ФРГ), после чего вопрос о виновности президента решает верховный или конституционный суд.



Если виновность будет установлена, то президент отстраняется от должности, и на этом процесс может быть завершен. Если же он будет продолжен, то из парламента дело передается суду (обычно верховному), который принимает решение о.наказании. Такая процедура была разработана в Англии, применялась к высоким чинам и получила название импичмент.За президентом закреплены права на особое содержание - высокое жалованье, которое обычно не изменяется в течение срока его полномочий; право пользования резиденцией и средствами транспорта; на оплату представительских расходов; право на охрану его личности, безопасность членов семьи и другие.С президентской должностью связаны не только привилегии, но и свои правоограничения. Например, конституции некоторых латиноамериканских государств запрещают президенту покидать страну без согласия парламента. Еще в начале XX века в США считался недопустимым отъезд президента за границу, даже для участия в учреждении Лиги наций.Государственное право регулирует отношения, связанные с выбытием президента до истечения срока его полномочий. Таковое может состояться в случае его смерти, отрешения от должности (импичмента), невозможности выполнения обязанностей главы государства.Невозможность выполнения обязанностей устанавливается либо по заявлению самого президента, либо без его участия. В первом случае он может объявить о возобновлении своей деятельности. Во втором - невозможность исполнения президентом обязанностей устанавливает суд, парламент либо коллегия из числа министров, руководителей парламента и прочих. При этом у президента остается право оспорить их решение и возобновить осуществление полномочий. Надо сказать, что на практике случаев прекращения президентских полномочий по причине болезни, старости и подобных обстоятельств не наблюдается. Пожилой и уже малоспособный Гинденбург президентствовал в Германии до самой смерти. Из-за тяжелой болезни (кровоизлияние в мозг, паралич левой части тела, временное нарушение речи) президент Вудро Вильсон более полутора лет не участвовал в заседаниях кабинета, а 28 законов, принятых Конгрессом США, остались неподписанными и не вступили в силу365. Даже столь очевидные расстройства не привели к приостановлению или прекращению президентских полномочий.Возможны два следствия из факта досрочного выбытия президента. Во-первых, ему может быть назначен преемник, который исполняет должность главы государства. Преемники бывают временными либо действуют до истечения срока полномочий того президента, которого они заменили. Так, итальянского президента может временно заменить председатель Сената, а в США закон определяет круг должностных лиц (вице-президент, члены кабинета - всего четырнадцать), замещающих выбывшего президента, а также устанавливает между ними очередность. Лица, постоянно замещающие президента США, вправе исполнять его обязанности безо всяких изъятий до истечения срока полномочий замещаемого.Во-вторых, после выбытия президента могут быть проведены внеочередные выборы. Однако их назначают в том случае, когда президент выбыл окончательно. Окончательное выбытие имеет место в случае его смерти, отрешения или отказа от должности, а также при условии, если невозможность выполнения президентских полномочий будет признана постоянной. Право расценить эту невозможность как окончательную обычно принадлежит тем же органам, которые решают вопрос об ответственности главы государства. Например, во Франции Конституционный совет правомочен принять окончательное решение о том, что президент не имеет возможности продолжать исполнение функций главы государства. Полномочия президента прекращаются:

В обычном порядке, с истечением срока полномочий в момент вступления в должность вновь избранного президента.

Досрочное их прекращение: в случаях смерти, отставки, смещения с должности в результате применения процедуры импичмента или подобной ему процедуры парламентской ответственности, неспособности по состоянию здоровья осуществлять президентские полномочия. Отрешение президента от должности осуществляется парламентом либо с участием парламента. Правовым последствием применения процедуры импичмента или подобной ему процедуры является отрешение президента от должности - как правило, без права занимать ее в будущем. При этом в некоторых странах одновременно с импичментом президент может быть привлечен к уголовной ответственности (Франция), в других уголовная ответственность возможна только после отрешения (ФРГ), а в ряде государств лицо вообще не может быть привлечено к уголовной ответственности за деяния, совершенные в период исполнения президентских полномочий (Чехия).

В случае временного или досрочного прекращения президентом своих полномочий их осуществляет вице-президент (если этот пост имеется) либо глава Верхней палаты или всего парламента (если парламент однопалатный). Чаще такое замещение является недолгим, так как при досрочном прекращении президентских полномочий в большинстве стран в установленный срок назначаются выборы нового президента. Однако в США вице-президент становится президентом на все оставшееся время до истечения срока полномочий избранного, но прекратившего досрочно свои полномочия президента. В ряде стран полномочия лица, осуществляющего функции президента, ограничены. Например, во Франции функции президента, прекратившего свои полномочия досрочно, временно (до проведения выборов нового главы государства, которые должны состояться не ранее чем через 20 и не позднее чем через 30 дней после открытия вакансии) возлагаются на председателя Сената, а если у него, в свою очередь, возникнут препятствия к их исполнению - на Правительство. Однако они не вправе назначать референдум и распускать Национальное собрание; в это время не могут решаться вопросы доверия правительству и изменения Конституции (ст. 7 Конституции Франции).

Президент может быть только главой государства (Германия), одновременно главой государства и исполнительной власти (Бразилия, США), главой государства и фактическим руководителем правительства при наличии особой должности административного премьер-министра (Франция). Президент избирается на определенный срок. Бывали, однако, и «пожизненные президенты», а также президенты, занимавшие свои посты иными путями, чем выборы.

Для избрания на должность президента обычно требуется гражданство данного государства, наличие полных гражданских и политических прав, достижение определенного возраста (часто – 35 лет). Иногда устанавливается и предельный возраст, а также определенный срок проживания в данной стране. В ряде случаев требуется, чтобы кандидат был не натурализованным гражданином, а уроженцем данной страны или родившимся от ее граждан.

Полномочия, обязанности и ответственность президента . Согласно многим конституциям, президент пользуется неприкосновенностью, его нельзя привлечь к административной ответственности, уголовное наказание возможно только после отрешения президента от должности (обычно путем импичмента).

Президент обладает следующими полномочиями:

1) назначает дипломатических представителей и представителей в субъекты федерации, при нем аккредитуются зарубежные послы, он назначает своих;

2) назначает дату выборов в парламент, созывает парламент на сессии, может досрочно распустить парламент с назначением новых выборов, подписывает (санкционирует) законы и обладает правом отлагательного вето, которое может быть преодолено повторным принятием закона парламентом, промульгирует законы; как правило, обладает правом законодательной инициативы (в США такого права у него нет;

3) назначает правительство самостоятельно или по предложению лидера партии большинства (коалиции партий) в парламенте, в некоторых странах – премьер-министра или министров с согласия парламента, многих должностных лиц и государственных служащих определенных рангов.

4) издает нормативные акты (указы, декреты), отменяет акты органов исполнительной власти. Акты президента, имеющие силу закона, обычно издаются до принятия закона по данному вопросу и с принятием закона утрачивают силу. В парламентарной республике акты президента нуждаются в контрассигнатуре. По общему правилу, акты президента носят подзаконный характер, но на практике могут играть доминирующую роль.

5) вправе объявлять чрезвычайное, военное, осадное положение

в соответствии с принятым об этом законом, вводить президентское правление в субъектах федерации.

6) является главнокомандующим, назначает высший командный состав армии, присваивает высшие воинские звания, отвечает за безопасность государства.


7) вправе принимать лиц в гражданство данного государства, разрешать выход из гражданства, смягчать наказания, предоставлять помилование, награждает орденами, медалями, присваивает почетные звания и т. д.;

8) является гарантом конституции, прав и свобод граждан.

Президенту запрещается любое совмещение должностей и мандатов, иные виды работ, участие в руководстве акционерных компаний, приобретение государственного имущества. В некоторых странах президенты на период избрания прекращают членство в политической партии.

Президент несет ответственность за государственную измену, взяточничество, совершение других тяжких преступлений. Формы, процедуры и условия этой ответственности особые: уголовная ответственность наступает лишь после отрешения президента от должности.

Вице-президент обычно избирается в паре с президентом либо им назначается (бывает и несколько вице-президентов). Он не имеет значительных полномочий, он замещает президента в случае его отсутствия, тяжелой болезни, смерти, отставки президента. В течение короткого срока проводятся президентские выборы.

В некоторых странах должность вице-президента не предусмотрена – там президента обычно замещает председатель одной из палат парламента (чаще – сената) или глава правительства.

В отличие от монарха президент несет ответственность за свои действия. Он отвечает за государственную измену, взяточничество, со­вершение других тяжких преступлений. Формы, процедуры и условия этой ответственности особые: уголовная ответственность наступает лишь после отрешения президента от должности. В США обвинительное заключение принимает нижняя палата, а судит президента, т.е. решает вопрос об отстранении его от должности, сенат. На Украине, в Казахста­не и некоторых других постсоциалистических государствах эта процедура значительно усложнена. Вопрос об импичменте может быть постав лен только значительной частью членов нижней палаты, после чего создается специальная комиссия, готовящая текст обвинения. В процедуре участвуют конституционный и верховный суды, дающие свои заключе­ния. Решения принимаются квалифицированным большинством голо­сов, установлен сжатый срок, в течение которого должна завершаться эта процедура. Если в указанный срок решение не будет принято, обви­нение против президента считается отклоненным.

В США импичмент против президента пытались применить неодно­кратно, но дело дошло до процедуры в парламенте лишь дважды, оба раза без успеха: один раз в сенате для смещения президента не хватило одного голоса, а президент Никсон в 1974 г. сам ушел в отставку, не дожидаясь импичмента. Импичмент имел место в Бразилии в 1992 г., в Венесуэле в 1993 г.

В некоторых странах могут быть применены иные процедуры, чем импичмент. В Словакии президент может быть смещен с должности парламентом за действия, направленные против демократического строя, целостности государства, большинством в 3/5 голосов. Такая попытка предпринималась, но необходимого количества голосов не было получено. В Румынии, Азербайджане по конституции 1995 г. такое реше­ние принимается большинством голосов всего состава парламента, но выносится на референдум, который и принимает окончательное реше­ние. В Австрии, Исландии президент может быть отозван со своего поста избирателями (эта норма не применялась ни разу). В Польше и Франции парламент может принять обвинительное заключение, а судит президен­та особый суд.

На практике в отдельных постсоветских республиках (Азербайджан и др.) в начале 90-х годов некоторые президенты были смещены со своих постов путем голосования избирателей, но судебных процессов не было. Имелись случаи добровольной отставки президента (Чехословакия), вы­нужденной отставки (США, Югославия), причем отстранение президен­та от власти иногда сопровождалось вооруженной борьбой (Грузия). Президент получает должностной оклад, в пересчете на доллары США составляющий: в Чехии - 17,5 тыс. в год, в Польше - 28 тыс., в США-200 тыс.