Все о тюнинге авто

В каком году была марафонская битва. Марафонская битва. Битва при Марафоне: описание

Марафонское сражение — 12 сентября 490 года до н. э. В южной части Марафонской равнины, в восьмистах метрах от моря, возвышается холм - общая могила афинян, павших в легендарной битве. Все имена четко начертаны на 10-ти надгробных плитах. Сделать это было нетрудно - в решающей схватке с персами греки потеряли менее двухсот человек.

Надумай их противники создать подобный мемориал, им довелось бы выбивать на камне 6 500 имен! Счет потерь был до такой степени неравным, что уже за одно это Марафонское сражение можно отнести к числу самых необыкновенных в мировой истории.

А ведь персы так были уверены в поражении греков! На 600 триер они погрузили 10 000 пехотинцев и столько же конников с лошадьми. Флот без происшествий пересек Эгейское море. На одном из судов везли огромную глыбу мрамора - из нее персы хотели построить памятник в честь своей победы…

К тому времени персидская держава смогла подчинить себе огромную территорию. В том числе - города Малой Азии (нынешняя Турция), населенные греками. И надо же - их непокорные жители имели наглость поднять мятеж! Да еще и афиняне отправили на помощь восставшим подкрепление. Конечно, персы подавили восстание. Но про коварство афинян не позабыли.

И вот уже Греции объявлена война. Первый поход оказался неудачным. Корабли персов попали в шторм, а пешее войско понесло потери. Но царь Дарий начал готовить свое второе пришествие. Правда, на всякий случай, отправил в греческие полисы послов - с требованием покорности. Некоторые согласились признать власть персов, а вот и афиняне наотрез отказались…

Ну что ж, вызов был принят. И вот уже персидские войска высадились недалеко от местечка Марафон на небольшой равнине, окруженной горами и морем. До Афин только один дневной переход - на этот город и должен был обрушиться первый удар завоевателей…

Место для сражения выбрали по совету Гиппия, прежнего афинского тирана, изгнанного за 20 лет до того из родных краев. Разведка доложила, что равнину никто не охранял. Если дозорная служба и сообщит в город о высадке неприятеля, пройдет не менее восьми часов, пока войско доберется до Марафона. Персы встретят их в полной боевой готовности! В Афинах колебались - дать неприятелю бой или допустить осаду?

Мнение большинства - сражение. Навстречу персам поспешил афинский полководец Мильтиад, хорошо знавший их тактику. На открытом пространстве всадники персов легко атаковали бы афинян с обоих флангов, в то время как лучники осыпали ее фронт стрелами. Значит, задача в том, чтобы не допустить сражения на равнине.

Сомкнутый строй перегородил километровое ущелье между горными склонами. Афинян было примерно 10 000 - вдвое меньше, чем персидского войска. Но - отступать некуда, позади Афины!.. И они стали готовиться к обороне.

Все начиналось около Афинской дороги на выходе из долины. Греческие гоплиты - воины с тяжелыми копьями, мечами и щитами - выстроились фалангой. Однако долина все же была слишком широка. И Мильтиад намеренно ослабил центр, укрепив оба фланга, чтобы они смогли оказать должное сопротивление коннице персов. Самых ловких и храбрых отправили в горы, чтобы они затрудняли подступ неприятеля, осыпая его сверху стрелами, камнями и дротиками.


Мильтиад отдал приказ валить деревья, которыми щедро покрыты горы. Впереди правого и левого флангов устроили засеки, в которых укрылась легкая пехота - воины с луками, дротиками и пращами. Заняв такую позицию, Мильтиад лишил персов их основного козыря - ударов конницы по флангам. Для этого лошадям довелось бы пробираться по склонам и завалам под огнем стрел. Конница не могла ударить и спереди: в узком месте пехота-то едва умещалась!

Как в сказке - три дня и три ночи они простояли друг против друга. Грекам вовсе не хотелось менять выгодной позиции, да и к тому же они отправили гонца к спартанцам - за подкреплением. Персы напрасно пытались выманить противника на равнину. И, в конце концов, решили, не дожидаясь спартанцев, начать наступление.

Мильтиад подпустил неприятеля поближе - шагов на сто. Все строилось на точном выборе мгновения атаки. Взмах меча - и гоплитская фаланга ринулась вперед - не шагом, а практически бегом. Бег имел тройную цель: увеличение напора, деморализовать противника и уйти из-под стрел. А стрелы сыпались на греческое войско ливнем! Персы, при виде греков, приближающихся с угрожающей быстротой, в действительности остановились. И фланговые греческие отряды беспрепятственно ударили по ним, сжав персов в смертоносные клещи.

Конечно, принимая решение о такой скоростной атаке, афинский полководец очень рисковал. Бег мог расстроить ряды его собственных воинов. Да и пращники, и дротикометатели не успевали за строем, а стало быть, не могли оказывать ему поддержку огнем. Однако расчет оправдался! На некоторое время замершие как истуканы ионийцы не выдержали таранного удара и кинулись наутек. Они мчались к кораблям, их по пятам преследовали греки. Любой кто замешкался тут же падал на землю, пронзенный копьем…

В своих «Записках» приводил подобный случай в сражении при Фарсале. Тогда солдаты Помпея, стоя на месте, приняли удар цезарианцев. Напор солдат попросту опрокинул и смял мощнейшую армию! Это неизбежная участь войск, стоящих на месте во время столкновения, - так сказал Цезарь, а он знал, что говорил.

В пылу сражения персидский полководец Датис вдруг обнаружил себя отрезанным от судов. Что оставалось ему? Остановить своих воинов, развернуться и снова атаковать. Но теперь ненавистные эллины уверены в своем преимуществе. Они совсем рядом, да и хваленое персидское метательное оружие осталось где-то на поле брани… Полевое укрепление также захвачено противником. А позади снова собираются потрепанные, но не истребленные центральные филы…

Надо во что бы то ни стало атаковать противника, прорываться к кораблям! Греки кинулись вперед, но то ли им помешала болотистая речка, то ли в рукопашном бою персы были сильней… Так или иначе, персидская кавалерия прорубилась сквозь афинских гоплитов и освободила путь пехоте.

К тому времени некоторые персы уже отчалили от берега. Рабы афинян, преследовавшие их, бросились грабить вражеский лагерь. Следом за ними в лагерь ворвалась персидская кавалерия - и также стала грузиться на корабли. Обезумевшие кони упирались, и конные задержались настолько, что их смогли догнать и пехота, и фалангиты Мильтиада.

Ожесточенный бой на мелководье, в котором погибли два афинских стратега и полемарх… И вот уже остатки хваленой персидской армии в открытом море. Афиняны захватили 7 триер (гребцы и экипажи составили немалую часть потерь персов). Воинственными криками провожали они убегающего противника. В Афины тут же отправили гонца с радостным известием. Как стрела полетел он по тропам и кручам. Победа, победа!.. - учащался ритм сердца. Он мчится, даже не сняв доспехи. Достигнув Афин, он прокричал; «Ликуйте, мы победили!» - и тут же, бездыханный, рухнул наземь.

От Марафона до Афин 42 км и 195 м. В память о воине, передавшем ценой своей жизни радостное известие, у спортсменов такая дистанция стала называться марафонской. Но это уже история из нашего времени. А тогда, едва оправившийся от пыла сражения Датис вовсе не счел его проигранным. Персы на кораблях выдвинулись к Афинам, убежденные, что войск в городе нет. Но и Мильтиад получил сообщение из Афин - флот персов направляется к городу!

И афиняне, измотанные битвой, семи километровым марш-броском по болоту и сражением за корабли, совершили настоящее чудо. Сорок километров прошагали они быстрым, почти маршевым шагом. И вот, когда персидский флот приблизился к гавани, Датис, к своему ужасу, увидел на берегу все ту же армию, с которой сражался с самого утра! Конечно, высаживаться на глазах у противника потрепанные персы не стали. Постояв немного у Афин, они отплыли обратно.

Как же смогло немногочисленное греческое войско одолеть казавшиеся непобедимыми персидские соединения? Несомненна заслуга Мильтиада, который сумел занять выгодную во всех отношениях позицию. Военным Марафон по сей день напоминает об искусстве располагать войска на местности так, чтобы она сама увеличивала их силу.

Сказалась и разность в вооружении во время Марафонского сражения: афиняне являли собой тяжелую и хорошо защищенную пехоту, основное же оружие персов это лук. Плетеный щит, который стрелок выставлял перед собой, не спасал от почти 2-х метровых копий греков. «Они идут в бой в шапках и штанах», - так описывал Аристагор разношерстных персидских воинов, набранных из жителей многих завоеванных стран. Однако сила фаланги не только в мужестве и вооружении. Она сплочена и едина. Ловкость и мужество каждого из воинов сжаты в «один громящий кулак».

Разница между войсками обеих сторон лучше всего показывается в греческом предании о беседе персидского царя Ксеркса и изгнанного спартанского правителя Демарата. Великий царь похваляется, что среди его телохранителей найдется не один человек, который готов потягаться силами с тремя эллинами сразу. Демарат утверждает - это бесполезно. Конечно, спартанцы не более храбры, чем другие люди, но их подлинная сила - в единении. Закон повелевает им, не выходя из строя, вместе победить или вместе умереть…

Следует отметить, в день Марафонского сражения спартанцы так и не пришли на помощь своим собратьям. Гонцу они ответили, что не могут выступать на войну во время религиозного праздника Карнейя, который закончится к следующему полнолунию. Скороход отправился назад и по дороге, согласно легенде, встретил не кого иного, как бога Пана. Тот, в отличие от союзников, предложил афинянам свою помощь. Он пообещал посеять в рядах противника замешательство - и блестяще исполнил свое обещание. А заодно и подарил нам слово «паника».

Кстати, общепринятая дата Марафонского сражения - 12 сентября 490 года до н. э. Ее вычислил в XIX столетии Август Бекх основываясь на записках Геродота. Именно праздник Карнейя стал основой для расчетов ученого. Но Бекх взял за основу афинский календарь. А вот Дональд Олсон из техасского университета в свое время счел это ошибкой. Карнейя - спартанский праздник, потому и привязывать его надо к спартанскому календарю. Афинский год начинался с новолуния после летнего солнцестояния, а спартанский - с первой полной луны после осеннего равноденствия.

Олсон и его коллеги высчитали, что между осенним равноденствием и летним солнцестоянием в 491 - 490 годах было 10 новолуний - на одно больше, чем обычно. Потому в том году спартанский календарь шел на месяц вперед от афинского. Это может означать, что битва при Марафоне в действительности состоялась 12 августа. А значит, именно летняя жара могла довести легендарного гонца до перегрева, что, вероятно, и вызвало его внезапную смерть.

P. S. А что же кусок мрамора, привезенный самоуверенными персами? Он так и остался лежать на поле Марафонской битвы. После многих странствований красивый камень оказался в мастерской греческого скульптора Фидия, и афиняне заказали сделать из него изображение богини любви Афродиты, чтобы украсить им городской сад. Самый достойный из учеников Фидия - Агоракрит из Фароса создал из трофейного мрамора это прекрасное произведение искусства.

В битве при Марафоне афиняне и платейцы под командованием афинского стратега Мильтиада остановили первое вторжение персидских войск в Грецию. Спартанцы, ссылаясь на праздники, к сражению опоздали. Битва при Марафоне в “Истории” Геродота изложена невнятно и нуждается в уточнениях. Дополнить Геродота позволяют Павсаний, “Описание Эллады”, Непот, “О знаменитых иноземных полководцах” и Юстин, “Прологи сочинения Помпея Трога”.

Мильтиад, сын Кимона принадлежал к афинской аристократии. Как пишет Геродот, Мильтиад захватил власть в афинской колонии Херсонес, содержал 500 наемников и взял себе в жены Гегесипилу, дочь Олора, фракийского царя. Херсонес вместе с греческими городами Ионии подчинились власти персидских царей. Вместе с персами греки участвовали в походе царя Дария против скифов и охраняли мост через Дунай. Мильтиад поддержал предложение скифов разрушить мост, что бы персы не смогли переправиться обратно. Тогда греческие города смогли бы освободиться от персов. Большинство ионийцев остались верны персам и только сделали вид, что разрушают мост, что бы обмануть скифов. Через некоторое время, когда ионяне все же подняли восстание, Мильтиад был вынужден бежать от персидского гнева из Херсонеса и вернуться в Афины. В Афинах Мильтиад с трудом избежал смерти на суде граждан по обвинению в тирании. Вместо казни афиняне избрали Мильтиада стратегом в будущей войне с персами.

Дарий в 492 г. до н.э. потребовал от греков “земли и воды” и направил в Грецию армию и флот под командованием Мардония. Мардоний, подавив восстания в ионийских городах, завоевал Македонию и поплыл вдоль побережья, захватывая греческие острова. Однако, под Афоном персидский флот потерпел кораблекрушение, а сухопутная армия подверглась нападению фракийцев и понесла большие потери. Сам Мардоний был ранен и вынужден отступить, за что Дарий отстранил его от должности.

Битва при Марафоне, 490 до н.э.

Геродот, История, 6.94-120

“Вместе с тем Дарий намеревался под предлогом похода на афинян подчинить и других эллинов, которые не дали ему земли и воды. За неудачу в походе царь отстранил Мардония от должности. На его место он назначил двух новых военачальников, именно мидянина Датиса и Артафрена, сына Артафрена, своего племянника, и затем отправил их против Эретрии и Афин. Послал же их царь с приказанием обратить в рабство жителей Афин и Эретрии и привести пред его царские очи.

Эти назначенные вновь военачальники во главе многочисленного и прекрасно снаряженного войска прибыли на Алейскую равнину в Киликии. Пока они стояли там станом, подошел и весь флот (каждый приморский город был обязан выставлять корабли). Прибыли также и грузовые суда для перевозки лошадей (эти суда Дарий велел построить в прошлом году своим данникам). Погрузив лошадей на эти суда и посадив пехотинцев на корабли, персы отплыли на 600 триерах в Ионию… После этого жертвоприношения Датис отплыл со своими кораблями, на которых находились ионяне и эолийцы, сначала в Эретрию… Отплыв с Делоса, варвары приставали к островам, набирали там войско и брали в заложники детей островитян.

После подчинения Эретрии персы простояли там несколько дней и затем отплыли дальше к Аттике. Они загоняли афинян в теснины, полагая, что те поступят так же, как эретрийцы. Наиболее удобным местом для действий конницы в Аттике был Марафон, к тому же находившийся ближе всего к Эретрии… К афинянам же у священной рощи Геракла подошли на помощь со всем своим ополчением платейцы.

Между тем мнения афинских стратегов разделились: одни высказались против битвы с мидийским войском, так как афиняне были слишком малочисленны; другие же (в том числе Мильтиад), напротив, советовали принять бой… Когда полемарх (Каллимах) присоединил свой голос в поддержку Мильтиада, то было окончательно решено дать бой врагу. Потом стратеги, голосовавшие за битву, когда пришел их черед быть главнокомандующими, уступили главное начальство Мильтиаду. А тот хотя и принял главное начальство, но все еще не начинал сражения, пока очередь командовать не дошла до него самого.

И вот, когда пришел по кругу черед командовать , афиняне выстроились в боевом порядке для битвы вот как: начальником правого крыла был полемарх Каллимах (у афинян существовал тогда еще обычай полемарху быть во главе правого крыла). За правым крылом во главе с Каллимахом следовали [аттические] филы одна за другой, как они шли по счету. Последними выстроились на левом крыле платейцы. Со времени этой битвы у афинян вошло в обычай, чтобы в Панафинейский праздник, справляемый каждый пятый год, при жертвоприношении афинский глашатай произносил молитву о даровании благ платейцам и афинянам. В то время когда афиняне строились в боевой порядок, на Марафонском поле случилось вот что: боевая линия эллинов оказалась равной персидской, но при этом центр ее составлял только немного рядов в глубину; здесь боевая линия была слабее всего, зато на обоих крыльях воины стояли более плотно.

Окончив боевое построение, после того как выпали счастливые предзнаменования, афиняне быстрым шагом по данному сигналу устремились на варваров. Расстояние же между обоими противниками было не меньше 8 стадий. При виде подходящих быстрым шагом врагов персы приготовились отразить атаку. Поведение афинян персам казалось безумным и даже роковым, так как врагов было немного и притом они устремлялись на персов бегом без прикрытия конницы и лучников. Так думали варвары. Афиняне бросились на врагов сомкнутыми рядами врукопашную и бились мужественно. Ведь они первыми из всех эллинов, насколько мне известно, напали на врагов бегом и не устрашились вида мидийского одеяния и воинов, одетых по-мидийски. До сих пор даже ведь одно имя мидян приводило в страх эллинов.

Битва при Марафоне длилась долго. В центре боевой линии, где стояли сами персы и саки, одолевали варвары. Здесь победители прорвали ряды афинян и стали преследовать их прямо в глубь страны. Однако на обоих крыльях одерживали верх афиняне и платейцы. После победы афиняне не стали преследовать обратившихся в бегство врагов, но, соединив оба крыла, сражались с врагами, прорвавшими центр. И здесь также победили афиняне. Затем они начали преследовать и рубить бегущих персов, пока не достигли моря. Здесь они старались напасть на корабли и поджечь их.

В этой битве пал доблестно бившийся с врагом полемарх [Каллимах], а из стратегов – Стесилай, сын Фрасила, потом Кинегир, сын Евфориона (ему отрубили руку секирой, когда он ухватился за изогнутую часть корабельной кормы). Затем погибло также много других знатных афинян. Семь кораблей захватили таким образом афиняне. На остальных же варвары снова вышли в море.

…В этой битве при Марафоне пало около 6400 варваров, афиняне же потеряли 192 человека.

После полнолуния прибыло в Афины 2000 лакедемонян. Они двигались так быстро, стараясь прийти вовремя, что были уже на третий день по выступлении из Спарты на Аттической земле. Несмотря на то что спартанцы опоздали к сражению, они все же хотели посмотреть на павших мидян. Они прибыли в Марафон, осмотрели поле битвы и затем, воздав хвалу афинянам за победу, возвратились домой.”

Художник П. Коннолли

Непот, Мильтиад

“А Дарий по возвращении из Европы в Азию внял уговорам друзей, которые советовали ему подчинить Грецию, и снарядил флот из 500 кораблей. Начальниками флота он поставил Датиса и Артаферна, предоставив им 200 тыс. пехотинцев и 10 тыс. всадников, причиной же похода выставил свою вражду к афинянам, с помощью которых ионийцы овладели Сардами. В это время ни один город не оказал помощи Афинам - только Платеи, приславшие тысячу воинов. После их прибытия число бойцов достигло 10 тыс., и эта маленькая армия горела удивительным боевым духом. И вот, выстроившись на другой день в боевом порядке у подножия горы, на довольно пересеченной местности (во многих местах здесь росли одиночные деревья), они вступили в сражение, рассчитывая, что благодаря прикрытию высокой горы и древесному ряду, мешающему коннице, многочисленные враги не смогут их окружить. Датис понимал, что поле боя неудобно для персов, однако, полагаясь на численность своего войска, жаждал скрестить оружие, считая к тому же, что разумнее сразиться до подхода лакедемонской подмоги. Итак, он поставил в строй 100 тыс. пехотинцев и 10 тыс. всадников и начал битву. В этом сражении афиняне проявили несравненную доблесть, разгромив десятикратно сильнейшего врага и наведя на персов такой страх, что те бежали не в лагерь, а на корабли. Не было еще на свете более славной победы. Никогда еще такая малая кучка бойцов не сокрушала столь мощного воинства.”

Плутарх, Аристид, 5

“Когда Дарий отправил Датиса в Грецию (на словах – чтобы покарать афинян за сожжение Сард, но на деле – поработить эллинов) и персы, причалив неподалеку от Марафона, стали опустошать страну, для руководства военными действиями афиняне избрали десять стратегов, среди которых наибольшим влиянием пользовался Мильтиад, вторым же добрая слава и всеобщее доверие сделали Аристида.

Аристид присоединился к мнению Мильтиада относительно срока и плана битвы, и эта поддержка оказалась решающей. Каждому стратегу верховная власть принадлежала в течение одного дня, но когда настал черед Аристида, он уступил командование Мильтиаду, внушая товарищам по должности, что повиноваться и помогать людям, сведущим в своем деле, и выполнять их приказания – не только не позорно, но, напротив, похвально и спасительно.

В битве тяжелее всего пришлось середине боевого строя афинян, где варвары необыкновенно долго держались, отражая натиск фил Леонтиды и Антиохиды, и где плечом к плечу славно сражались Фемистокл и Аристид, принадлежавшие первый к Леонтиде, а второй к Антиохиде. Варвары обратились в бегство и сели на корабли, и тут афиняне, видя, что они плывут не к островам, но что ветер и течение несут их к берегу Аттики, испугались, как бы враг не захватил оставшийся без защитников город; девять фил поспешно двинулись в путь и в тот же день прибыли в Афины. Аристид, оставлен вместе со своею филой в Марафоне для охраны пленных и добычи…”

Художник Игорь Дзысь

Павсаний, Аттика , 32

“В этом месте Аттики высадились варвары, здесь они были побеждены в битве, здесь они, когда старались уплыть в открытое море, потеряли несколько кораблей. На равнине есть могила афинян, а на ней стелы, на которых написаны имена погибших и название Филы каждого из них: есть и другая могила для беотийских Платейцев и для рабов: тогда впервые сражались (вместе с эллинами) и рабы.”

(Скорее всего рабы псилы прикрывали фланги Мильтиада на склонах и за деревьями)

Художник Brian Palmer

Юстин, 2.9

“Когда афиняне услыхали о приближении Дария, они попросили помощи у лакедемонян, которые в то время были их союзниками. Однако, узнав, что спартанцы, следуя религиозным предписаниям, выступят не раньше, чем через четыре дня, афиняне, не дожидаясь их помощи, вооружили 10 000 граждан и с тысячным вспомогательным отрядом из Платей выступили, чтобы принять бой на Марафонском поле с 600 000 (???) врагов. Полководцем в этой войне был Мильтиад, и он же настоял на том, чтобы не ожидать спартанской помощи. Он был так уверен в своих силах, что считал быстроту действий лучшим способом оборонцы, чем помощь союзников. Столь велико было воодушевление у греческих воинов перед этой битвой, что они, когда между боевыми линиями осталось 1000 шагов, бегом бросились на врага и добежали до него прежде, чем открыта была стрельба из луков. И такая храбрость не осталась бесплодной. Греки сражались столь доблестно, что можно было подумать: на этой стороне – мужи, на той -стадо. Побежденные персы бежали на суда, но и из судов многие были потоплены, многие захвачены.”

Фронтин, Стратегемы, 2.9.8

“Мильтиад, разбив огромное множество персов у Марафона, убедил афинян, задержавшихся изъявлениями радости своей, поспешить на помощь городу, куда устремился персидский флот. Когда он забежал вперед и заполнил стены города воинами, персы решили, что афинян - огромное множество, что у Марафона сражались одни солдаты, а стены защищают другие; они поэтому немедленно стянули корабли и направились обратно в Азию.”

В Свиде (или Суда) приводится обоснование греческой поговорки “Конница прочь”: “Когда Датис вторгся в Аттику, говорят, что ионийцы, после его отхода, взобрались на деревья и просигналили афинянам, что конница отсутствует; и узнав, что она ушла, Мильтиад атаковал и потому одержал победу. Отсюда эта поговорка произносится по отношению к тем, кто покинул строй.”

Через 10 лет после поражения полководцев Дария в битве при Марафоне другой царь – Ксеркс собрал огромную для покорения независимой Греции. Однако греки смогли победить персов на море и на суше. , в которой греки потерпели поражение и большинство спартанцев погибло, имела большое моральное значение для объединения греков против персидских захватчиков. Спустя год после Фермопил греки одержали решительную победу в.

После победы Мильтиад стал пользоваться безграничным доверием граждан. Пообещав им захватить много золота и не раскрыв подробности похода, Мильтиад взял деньги, флот и войско и отправился осаждать Парос, жители которого дали свой флот персам. Авантюра закончилась неудачей. Мильтиад повредил себе ногу и бесславно вернулся в Афины, где снова попал под суд. Избежав казни, Мильтиад подвергся штрафу, однако умер от воспаления бедра, а штраф выплачивал его сын.

12 сентября 490 года до н. э. недалеко от греческого селения Марафон произошло сражение между войсками Афин и армией персидского царя Дария. Эта битва известна нам как Марафонское сражение. Благодаря Марафонской битве удалось остановить продвижение Персидской империи в Европу.

Предистория: В 510 г. до н.э. граждане Афин изгнали из города своего тирана Гиппия, и тот бежал под покровительство Дария. В 508 или 507 г. до н. э. послы Афин, направленные Клисфеном, просили у Дария помощи ввиду предполагаемой спартанской интервенции и в знак покорности поднесли ему «землю и воду»; это дало Дарию основания рассматривать Афины, как подвластный ему город.

Причиной битвы послужило то, что в 500 г. до н. э. жители малоазийского греческого города Милета (который был в то время покорён персами) подняли восстание против персидского господства. Афиняне, которые подбили милетян к этому, сначала оказали им помощь своим флотом, но в критический момент покинули восставших. Восстание было подавлено. Однако царь Дарий I решил наказать афинян за помощь Милете. Морской поход был запланирован как карательная акция против Афин, а также города Эретрии на острове Эвбея, который тоже помогал повстанцам. Предыдущая попытка наказать греков (в 493 г. до н. э.) завершилась неудачей из-за бури, которая разметала корабли, перевозившие персидское войско и разбила их о скалы.

Летом 490 г. до н. э. флот, состоявший из 600 судов (в том числе особые корабли для перевозки лошадей) был собран в Киликии и отплыл оттуда для покорения Греции. Точное количество войск, принимавших участие в марафонском сражении, источники не называют. Историки оценивают минимальную численность персидского войска в 20 тысяч солдат, и максимальное количество всех участников похода в 100 тысяч. Количество конницы было небольшим, и в бою конница не участвовала. Афинское войско, как считают исследователи, насчитывало около 10 тысяч гоплитов (тяжеловооруженные пехотинцы), и 1000 гоплитов прислало союзное Афинам город Платеи. Из Спарты отправились к Марафону ещё 2000 пехотинцев, но этот отряд опоздал и не принял участия в бою.

Командующими персов в этом походе были Датис и Артаферн. Руководил походом бывший афинский тиран Гиппий, он жаждал отомстить афинянами и вернуть себе власть. Персидский флот двигался от острова к острову, разрушая города и уводя в рабство жителей. В конце-концов корабли персов пристали к берегам Аттики, где в ближайшее удобным для высадки местом была Марафонская бухта, к которому примыкала небольшая долина.

Марафонская равнина имеет вид полумесяца, концами упирающейся в Марафонскую бухту, а с наружной стороны окаймленной рядом высот. К той самой долине пришло из Афин греческое войско и стало лагерем на расстоянии 1-2 км от места высадки персов. Командующим афинскими войсками был полемарх Каллимах.

Перед боем Мильтиад построил греческую фалангу при входе в Марафонскую долину. На правом фланге находились лучшие афинские гоплиты, левее выстроились остальные воины по филам; левый фланг составил отряд платеян. Правым крылом предводительствовал Каллемарх, левым флангом командовал храбрый Аемнест.

Вследствие численного превосходства персов и значительной ширины долины Мильтиад не мог дать своей фаланге необходимой глубины. Кроме того, он учитывал возможность охвата своих флангов персидской конницей. Поэтому он уменьшил количество шеренг в центре и соответственно увеличил число шеренг на флангах. Общее протяжение фронта достигало примерно 1 км.

Боевой порядок персов состоял из пеших лучников, располагавшихся в центре, и конницы, строившейся на флангах. Чтобы не дать персидской коннице времени атаковать греков на равнине и чтобы вслед за стрельбой из луков непосредственно перейти к рукопашному бою, Мильтиад двинулся с высот на неприятеля "беглым маршем". "Беглый марш" позволял быстро преодолевать поражаемое стрелами пространство и морально действовал на противника.

Выдержав первый натиск, персидские лучники контратаковали греков, прорвали слабый центр афинской фаланги и преследовали афинян в глубь долины. Но сильные фланги греческой фаланги опрокинули персидскую конницу, которой не удалось прорвать здесь ряды афинян, и пошли против персидского центра, спеша на помощь своим стесненным товарищам. Следствием этой атаки стало поражение персидских лучников. Окруженные со всех сторон, персы обратились в бегство.

Битва продолжалась до темноты. Оружие и защита греков, их физическая подготовка, лучшая слаженность действий в строю, дали им большое преимущество над легким вооружением и неслаженными действиями персов и саков. Вечером, уже в темноте, персидский центр не выдержал, и бросился в бегство к стоянке своего флота.

Афинянам победа стоила 192 граждан, в числе которых были полемарх Каллимах. Потери персов Геродот исчисляет в 6400 человек. Персидский флот направился от Марафонской долины до Афин, вокруг Аттики, огибая мыс Сунион. Персы надеялись добраться туда раньше пеших гоплитов, но афиняне опередили их. Увидев с кораблей, что афинское войско уже ждет их, персидские военачальники не решились высадиться на берег и покинули берега Эллады

Персы, несмотря на потери, которые они понесли в марафонской долине, и общую неудачу того похода, не считали себя побежденными и готовились к полномасштабной войне против Греции.

Однако моральное воздействие победы под Марафоном на все греческое общество было весьма значительным. Впервые были продемонстрированы преимущество греческого оружия и греческого военного искусства над персидскими. Эта уверенность сыграла важную роль в дальнейших событиях.

Известна также легенда, согласно которой, греческий воин по имени Фидиппид после битвы при Марафоне пробежал, не останавливаясь, от Марафона до Афин, чтобы возвестить о победе греков. Добежав до Афин без остановок, он успел крикнуть «радуйтесь, афиняне, мы победили!» и умер. Эта легенда не подтверждается документальными источниками; согласно Геродоту, Фидиппид был гонцом, безуспешно посланным за подкреплением из Афин в Спарту и преодолевшим дистанцию в 230 км менее чем за два дня.

Легенда была выдумана более поздними авторами и появилась у Плутарха в «Этике» в I веке нашей эры (более чем через 550 лет после реальных событий). Международный олимпийский комитет в 1896 году оценил фактическую длину дистанции от поля битвы в Марафоне до Афин в 34.5 км. На первых Играх современности в 1896 году и на Играх 2004 года марафонский бег действительно проходил по дистанции, проложенной от Марафона до Афин.

Вконтакте

В битве при Марафоне персидская армия потерпела сокрушительное поражение. Под руководством Мильтиада союзным войском афинян и платейцев была уничтожена бо́льшая часть армии противника. Для эллинов сражение стало первой победой над войском империи Ахеменидов.

Для персов поражение их армии не имело больших последствий: их государство находилось на пике могущества и обладало огромными ресурсами.

ytbpdtcnty^ ajnj% August Baumeister , Public Domain

После этой неудачной экспедиции Дарий стал собирать огромное войско для покорения всей Греции. Его планам помешало восстание в Египте в 486 году до н. э. После смерти Дария его трон занял Ксеркс. Подавив египетское восстание, Ксеркс продолжил подготовку к походу на Грецию.

Источники

Основным дошедшим до сегодняшнего времени источником, описывающим битву при Марафоне, является VI книга «Истории» Геродота. Подход «отца истории» к написанию своего труда - «мой долг передавать всё, что рассказывают, но, конечно, верить всему я не обязан. И этому правилу я буду следовать во всём моём историческом труде» - вызывает определённую критику.


Pe-Jo , Public Domain

Достоверность сведений в его «Истории» различна. Отдельные рассказы можно отнести к новеллам и легендам. В то же время специальные исследования подтверждают данные Геродота. При написании своих исторических произведений он использовал труды логогра́фов, записи изречений оракулов, памятники официального характера (списки магистратов, жрецов и жриц и пр.), рассказы очевидцев и устные предания. Также Геродоту не была чужда политическая тенденциозность. Проживая в Афинах, он очень высоко оценивает их вклад в окончательную победу над персами. О Спарте он пишет сдержанно, не отрицая при этом её заслуги в войне. Особенно отрицательно относится он к предавшим общеэллинское дело Фивам.

Ктесий в определённой мере дополняет и в то же время противопоставляет себя Геродоту. Будучи потомственным врачом, он попал в плен к персам и в конечном итоге стал придворным у царя Артаксеркса II. Являясь лечащим врачом персидского владыки, Ктесий якобы получил доступ к архивным материалам. По возвращении на родину он написал «Персидскую историю» (др. -греч. Περσικά ).

Ктесия критикуют как античные, так и современные исследователи. Недостоверность и баснословность приводимых им данных отмечали Аристотель, Феопомп, Страбон, Лукиан и Плутарх. Современные историки ставят под сомнение сам факт использования Ктесием официальных персидских летописей. Полемизируя с историками-предшественниками, он многое переписывал у них, изменяя лишь детали. Ктесий обвиняет Геродота во лжи и сочинительстве. При этом современные историки отмечают наличие в его «Персидской истории» выдуманных персонажей. Также Ктесий совершает грубые ошибки в датировке происходивших событий и оценке численности войск.

Событиям греко-персидских войн также уделяли внимание жившие намного позже античные историки-биографы Плутарх и Корнелий Непот. Данные о битве при Марафоне приведены в жизнеописаниях Аристида Плутархом и Мильтиада Корнелием Непотом.

Живший семь столетий спустя Павсаний описывает на месте сражения сохранившиеся 4 могильных холма со стелами - один для афинян, другой для платейцев, третий для участвовавших в бою рабов. Также, согласно древнегреческому географу, в Марафонской долине впоследствии похоронили и Мильтиада. Захоронения на поле боя упоминает в своей «Истории» Фукидид. Археологические раскопки подтверждают информацию из античных источников. При раскопках знаменитого археолога-любителя Г. Шлимана и В. Стаиса были обнаружены описанные Павсанием и Фукидидом захоронения.

Предыстория

Ситуация в Афинах

После смерти тирана Писистрата в 527 г. до н. э. власть перешла к его сыновьям Гиппарху и Гиппию. После убийства Гиппарха в 514 г. до н. э. оставшийся в живых Гиппий окружил себя наёмниками, с помощью которых надеялся сохранить власть. В 510 г. до н. э. спартанский царь Клеомен предпринял военный поход против Афин, в результате которого тиран был свергнут. В Афины вернулся представитель рода Алкмеонидов Клисфен. Ему была поручена подготовка новых законов. Осуществлённые им нововведения сделали Афины демократией (др. -греч. δημοκρατία ). Также им был введён остракизм - изгнание из города путём голосования выдающихся граждан, которые угрожали демократии. Нововведения Клисфена не нравились представителям афинской аристократии - эвпатридам. Сумев избрать архонтом своего представителя Исагора, они изгнали Клисфена и отменили его реформы. Исагора и его сторонников поддерживали спартанцы. Демос воспротивился этой перемене, поднял восстание и сумел выдворить из Афин как Исагора, так и спартанцев.

После их изгнания могущество города стало возрастать. Однако жители опасались мести со стороны спартанцев. Страх перед их армией был настолько велик, что Клисфен отправил в 508/507 г. до н. э. посольство в Сарды к персидскому сатрапу и брату царя Артаферну. Целью посланников было обеспечение оборонительного союза против спартанцев. Персы потребовали от афинян «земли и воды». Послы согласились. Этот символический акт означал формальное признание своего подчинения. Хотя по возвращении домой послы подверглись «суровому осуждению», персы стали считать афинян своими подданными, подобно ионийским грекам. Дальнейшее неповиновение рассматривалось ими как мятеж. Одной из основных целей последующих военных кампаний империи Ахеменидов в Грецию (поход Мардония 492 г. до н. э., экспедиция Датиса и Артаферна в 490 г. до н. э., а также вторжение армии Ксеркса) стало завоевание Афин.

Начало греко-персидских войн

В 499 году до н. э. греческие полисы на территории Малой Азии, находящиеся под властью персидского царя, подняли восстание. Представители повстанцев отправились к родственным им грекам западного побережья Эгейского моря. Спартанцы не захотели вступать в военный конфликт с персами, в то время как афиняне приняли решение отправить на помощь 20 кораблей. Повстанцам, совместно с афинянами, удалось захватить и сжечь важный город империи и столицу сатрапии Сарды. Дарий желал отомстить участвовавшим в восстании и неподвластным его власти грекам.


Anton Gutsunaev , CC BY-SA 3.0

Также Дарий видел возможность покорить разрозненные древнегреческие города. В 492 году до н. э. во время военной экспедиции персидского военачальника Мардония была завоёвана Фракия, Македония признала верховную власть персидского царя. Таким образом, персы обеспечили своему сухопутному войску проход к территории Древней Греции.

В 491 году до н. э. Дарий отправил послов во все независимые греческие города с требованием «земли и воды», что соответствовало покорности и признанию власти персов. Осознавая силу и военную мощь государства Ахеменидов, все города древней Эллады, кроме Спарты и Афин, приняли унизительные требования. В Афинах послы были преданы суду и казнены. В Спарте их сбросили в колодец, предложив взять оттуда земли и воды.

Экспедиция Датиса и Артаферна

Дарий отстранил Мардония от командования и назначил на его место своего племянника Артаферна, придав ему опытного полководца мидийца Датиса. Основными целями военной экспедиции были завоевание или подчинение Афин и Эретрии на острове Эвбея, которая также оказывала помощь повстанцам, а также Кикладские острова и Наксос. Согласно Геродоту, Дарий приказал Датису и Артаферну «обратить в рабство жителей Афин и Эретрии и привести пред его царские очи». При экспедиции находился и бывший тиран Афин Гиппий.

Во время экспедиции персидское войско завоевало Наксос и в середине лета 490 г. до н. э. высадилось на острове Эвбея. Когда это произошло, жители Эретрии приняли решение не покидать город и постараться выдержать осаду. Войско персов не ограничилось осадой, а пыталось взять город штурмом. Геродот писал о том, что борьба была ожесточённой, и обе стороны понесли тяжёлые потери. Тем не менее после шести дней боёв два знатных эретрийца, Евфорб и Филагр, открыли ворота врагу. Персы вошли в город, разграбили его, сожгли храмы и святилища в отместку за сожжение Сард. Захваченные в плен граждане были обращены в рабство.

Перед битвой

После завоевания Эретрии персы отплыли по направлению к Аттике. По совету находившегося в составе их армии бывшего афинского тирана Гиппия они высадились на равнине неподалёку от города Марафон. Для завоевателей она имела ряд преимуществ. Во-первых, равнина находилась ближе всего к Эретрии. Гавань была удобна и безопасна. В долине персы могли найти богатые и нетронутые пажити, на которых можно было бы пасти коней. Также Датис и Артаферн даже не думали о сражении в открытом поле, а предполагали, что афиняне ограничатся обороной стен своего города. По уверениям Гиппия, из долины можно было выйти по удобным дорогам прямо к Афинам.


Kingturtle , Public Domain

Узнав об этом, афиняне также направили своё войско к Марафону. Во главе армии по древней традиции находилось десять стратегов. На помощь также прибыло ополчение из Платей. Мнения стратегов относительно дальнейших действий кардинально разошлись. Одни высказывались против битвы в связи с малочисленностью войска, другие же, напротив, советовали вступить в битву. Тогда стратег Мильтиад обратился к полемарху Каллимаху, от решения которого зависело окончательное решение, со словами:

В твоих руках, Каллимах, сделать афинян рабами или же освободить их Ведь с тех пор как существуют Афины, никогда им ещё не грозила столь страшная опасность, как теперь. Мы - десять стратегов - разошлись во мнениях: одни советуют дать битву, а другие - нет. Если мы теперь же не решимся на битву, то я опасаюсь, что нахлынет великий раздор и так потрясёт души афинян, что они подчинятся мидянам. Если же мы сразимся с врагом, прежде чем у кого-либо возникнет гнусный замысел, то мы одолеем, так как ведь существует же божественная справедливость. Всё это теперь в твоей власти и зависит от тебя. Присоединись к моему совету, и твой родной город будет свободен и станет самым могущественным городом в Элладе. А если ты станешь на сторону противников битвы, тогда, конечно, мы погибли.

Своими словами Мильтиад убедил Каллимаха в необходимости немедленного сражения. После принятия принципиального решения дать битву, а не придерживаться оборонительной тактики, все стратеги вслед за Аристидом уступили своё командование Мильтиаду.

Войско из афинян и платейцев прибыло к месту, где высадились персы. Равнина представляла обширную территорию, которая тянулась с юга на северо-восток вдоль моря и делилась ниспадавшим с Пентельского хребта водопадом на две половины. Южная её часть была ограничена горой Пентеликон, которая доходила непосредственно до морского побережья. Северная, отдалённая от Афин половина равнины также была окружена горными цепями. При этом ширина плоского пространства была кажущейся. На северо-востоке простирались обширные болотистые места, зелёная поверхность которых обманывала глаз.

Мильтиад распорядился стать лагерем на вершинах Пентельского хребта, перекрыв таким образом единственную дорогу к Афинам. Именно по ней Гиппий намеревался провести персов. Несколько дней оба войска стояли напротив друг друга и не предпринимали никаких военных действий.

Силы сторон

Греческие силы

У Геродота не приведены данные о численности армии греков, участвовавшей в битве при Марафоне. Корнелий Непот и Павсаний говорят о 9 тысячах афинян и тысяче платейцев. Римский историк III века н. э. Юстин пишет о 10 тысячах афинян и тысяче платейцев. Эти цифры сопоставимы с количеством воинов, которые, согласно Геродоту, участвовали в битве при Платеях через 11 лет после описываемых событий.


Tungsten , Public Domain

В своём сочинении «Описание Эллады» Павсаний при рассказе о марафонской долине указывает на наличие на ней братских могил - афинян, платейцев и рабов, которых во время битвы впервые привлекли к военным сражениям. Современные историки в целом соглашаются с приведённой в античных источниках численностью участвовавших в битве эллинов.

Армия персов

Согласно Геродоту, изначально флот персов составлял 600 кораблей. При этом он не указывает численности непосредственно войска, говоря лишь о том, что оно было «многочисленным и прекрасно снаряжённым». Для античных источников характерно завышение численности армии своего побеждённого противника. Это делало победы эллинов ещё более героическими. В диалоге Платона «Менексен» и «Надгробном слове» Лисия указывается 500 тысяч. Живший намного позже римский историк Корнелий Непот оценивает численность армии Датиса и Артаферна в 200 тысяч пехотинцев и 10 тысяч всадников. Наибольшая цифра в 600 тысяч встречается у Юстина.


mshamma , CC BY 2.0

Современные историки оценивают вторгшуюся на территорию Эллады армию в среднем в 25 тысяч пеших воинов и одну тысячу всадников (хотя встречаются и цифры в 100 тысяч).

Сравнительная характеристика греческого и персидского войск

Войско персов состояло из представителей множества народов и племён, подвластных империи Ахеменидов. Воины каждой народности имели собственное оружие и доспехи. Подробное описание Геродота утверждает, что персы и мидяне носили мягкие войлочные шапки, штаны и пёстрые хитоны. Доспехи их были собраны из железных чешуек наподобие рыбьей чешуи, щиты сплетены из прутьев. На вооружении они имели короткие копья и большие луки с камышовыми стрелами. На правом бедре находился меч-кинжал (акинак). Воины других племён были вооружены значительно хуже, в основном луками, а зачастую просто дубинками и обожжёнными кольями. Из защитного снаряжения, кроме щитов, Геродот упоминает у них медные, кожаные и даже деревянные шлемы.

Греческая фаланга представляла собой плотное боевое построение тяжеловооружённых воинов в несколько шеренг. Во время боя главной задачей являлось сохранение её целостности: место павшего воина занимал другой, стоявший за ним. Главным фактором, оказавшим влияние на развитие фаланги, стало применение большого круглого щита (гоплона) и закрытого шлема коринфского типа. На внутренней поверхности гоплона крепились кожаные ремни, через которые просовывалась рука. Таким образом, щит держался на левом предплечье. Воин управлял щитом, держась за ремень ближе к его краю.

Защищая гоплита слева, такой щит оставлял открытой правую половину туловища. Из-за этого в греческой фаланге воины должны были держаться плотной линией так, чтобы каждый гоплит прикрывал своего соседа слева, будучи прикрытым соседом справа. Для грека потерять щит в бою считалось бесчестьем, так как он использовался не только для собственной безопасности, но и для защиты всей шеренги. Голову гоплита в VI-V вв. до н. э. предохранял бронзовый шлем коринфского (или «дорийского») типа, который носился на войлочной подкладке-шапочке. Глухой коринфский шлем обеспечивал полную защиту головы, но стеснял боковое зрение и слух. Воин видел только врага перед собой, что не представляло особой опасности в плотном боевом построении.

Во времена греко-персидских войн ещё были распространены так называемые «анатомические» бронзовые панцири, состоявшие из нагрудной и спинной пластин. Пластины рельефно со скульптурной точностью воспроизводили мышечные контуры мужского торса. Под панцирем гоплиты носили льняные туники, а спартанцы традиционно укрывались поверх доспехов красными плащами. Недостатком бронзовых кирас были незащищённые бедра. В эту эпоху уже появились так называемые линотораксы, панцири на основе многих слоёв пропитанного клеем льна, которые через несколько десятилетий вытеснили в Греции «анатомические» бронзовые панцири. Линотораксы позволяли прикрыть бёдра, не стесняя движений воина.

В состав защитного снаряжения также входили бронзовые поножи. Они повторяли рельеф передней части голени, чтобы плотно облегать ноги и не мешать ходьбе.

Битва

Немецкий историк-антиковед Эрнст Курциус на основании анализа и сопоставления описаний битвы при Марафоне и предшествующих ей событий объясняет, почему Мильтиад атаковал вражеское войско утром 12 сентября 490 г. до н. э., не дождавшись идущего на помощь спартанского войска. Он обращает внимание на то, что во всех дошедших до нас источниках отсутствует описание действий конницы, на которую персы возлагали большие надежды. На определённых этапах сражения она могла бы сыграть решающую роль. Также у Курциуса вызывает удивление быстрота, с которой якобы была произведена посадка персидского войска на корабли.


Kaidor , CC BY-SA 3.0

В условиях полного разгрома это является маловероятным. Исходя из этого, немецкий историк приходит к выводу, что персы, видя укреплённые позиции афинян и платейцев на горных склонах, отказались от мысли идти на Афины через Марафонский проход. Они предпочли предпринять высадку в более удобном для манёвров месте, где не было бы горных проходов и единственной хорошо укреплённой дороги. Курциус делает вывод, что Мильтиад предпринял своё нападение только тогда, когда персидское войско разделилось и конные отряды уже находились на судах. Таким образом, он напал на войска, оставленные позади и прикрывавшие отъезд армии. При данных предпосылках становится понятным, почему афиняне не дождались выступивших в поход профессиональных воинов спартанцев.

LiYan , CC0 1.0

Расстояние между греками и персами составляло не менее 8 стадий (около 1,5 километра). Мильтиад выстроил своё войско в боевом порядке - на правом фланге расположились афиняне под командованием Каллимаха, на левом - платейцы, в центре находились граждане из фил Леонтиды и Антиохиды под командованием Фемистокла и Аристида. Боевая линия эллинов оказалась равной по ширине персидской, однако её центр составлял всего несколько рядов в глубину. Именно в центре войско греков было слабее всего. На флангах боевая линия была выстроена значительно плотнее.

После построения греки начали наступление. Согласно Геродоту, все 8 стадиев они пробежали. Современные исследователи подчёркивают невозможность такого наступления для тяжеловооружённых воинов без нарушения боевого порядка. Делается предположение, что первую часть пути афиняне и платейцы прошли маршем и лишь после достижения расстояния, когда до них стали долетать вражеские стрелы (около 200 м), устремились бегом. Для персов нападение стало неожиданным. Как подчёркивает Геродот:

они первыми из всех эллинов напали на врагов бегом и не устрашились вида мидийского одеяния и воинов, одетых по-мидийски. До сих пор даже ведь одно имя мидян приводило в страх эллинов.

Битва длилась долго. В центре боевой линии, где стояли отборные отряды армии Датиса и Артаферна - персы и саки, а греческая линия была слабой, эллины начали отступать. Персы прорвали ряды афинян и стали их преследовать. Однако на обоих флангах победу одержали греки. Вместо преследования отступающих врагов они повернули и атаковали прорвавшие центр войска. В результате среди персов началась паника, и они стали беспорядочно отступать к кораблям. Грекам удалось захватить семь вражеских судов.


Dorieo , Public Domain

Согласно Геродоту, потери греков составили всего 192 афинянина, среди которых были полемарх Каллимах и брат Эсхила Кинегир. Потери персов «отец истории» оценивает в 6400 человек. Судьба одного из главных военачальников империи Ахеменидов Датиса разнится в различных античных источниках. Так, согласно Геродоту, Датис возвратился обратно в Азию. Согласно использовавшему персидские летописи Ктесию, Датис погиб во время сражения. Более того, греки отказались выдать персам тело их военачальника.

После битвы

В Афинах существовала влиятельная «проперсидская» партия. Согласно Геродоту, врагу был дан условный сигнал щитом с вершины горы Пентеликон. Впоследствии распространилась молва, что это сделали Алкмеониды, предав таким образом общегреческое дело. Отчалив от Марафона, персидские суда направились к Суниону, чтобы, обогнув его, захватить Афины. Город оставался беззащитным, так как всё ополчение находилось на поле боя на расстоянии в 42 км.

Планы врагов были вовремя разгаданы Мильтиадом. Победителям при Марафоне не суждено было отдохнуть после боя. Оставив отряд во главе с Аристидом для охраны пленных и военных трофеев, греческая армия в полном вооружении совершила форсированный марш к Афинам.

Когда персы достигли Фалерской бухты, то обнаружили, что вся греческая армия снова стоит перед ними. Увидев, что город надёжно охраняется, персы не решились на сражение и отплыли домой.

Keith Schengili-Roberts , GNU 1.2

На следующий день к Афинам прибыла спартанская армия, пройдя расстояние от Спарты (220 км) за 3 дня. Опоздав к сражению, они осмотрели поле боя, воздали хвалу афинянам и возвратились домой. Погибшие были удостоены величайших по меркам древних афинян почестей - их похоронили на поле боя.


Tomisti , CC BY-SA 4.0

Победителям при Марафоне Симонид посвятил одну из своих эпиграмм:

В первых рядах на полях Марафона с врагами сражаясь,
Силу блестящих мидян дети Афин разнесли.

Развеяв миф о непобедимости персов, битва при Марафоне значительно подняла боевой дух афинян и впоследствии осталась в их памяти как символ величия Афин. О том значении, которое придавали греки данной победе, свидетельствует большое количество памятников и цитат, посвящённых Марафону. Участвовавший в бою Эсхил пишет в своей эпитафии:

В заливе воют трубы Марафона,
И челюстями брат, уже безрукий,
За скользкую хватается корму.
Нам суждена победа в дивной сече…

Значение битвы для дальнейшего хода греко-персидских войн

Значение битвы по-разному оценивалось воюющими сторонами. Для эллинов она стала первой победой над войском империи Ахеменидов. Для персов поражение их армии не имело больших последствий. Их государство находилось на пике могущества и обладало огромными ресурсами. После этой неудачной экспедиции Дарий стал собирать огромное войско для покорения всей Греции. Его планам помешало восстание в Египте в 486 году до н. э. В том же году Дарий умер. Его трон занял Ксеркс. Подавив египетское восстание, молодой царь продолжил подготовку к походу на Грецию.

За 10 лет, которые прошли от сражения при Марафоне до нового вторжения персов в Элладу, одним из участников битвы Фемистоклом был проведён ряд реформ по созданию в Афинах мощного флота. Именно его действия впоследствии привели к полному поражению армии Ксеркса.

Фотогалерея












Артаферн

Легенды

С битвой при Марафоне связано несколько легенд. Согласно одной из них, дошедшей до нас из «Истории» Геродота, афиняне отправили некоего гонца Фидиппида в Спарту, чтобы он поторопил лакедемонян с выступлением в поход. По дороге к нему явился бог Пан и сказал, что благосклонно относится к жителям Афин, которые им пренебрегают, и придёт на помощь. Согласно легенде, бог сдержал своё обещание, после чего ему ежегодно стали приносить жертвы. Предание может иметь символический характер, так как от имени данного мифологического персонажа происходит слово «паника», которую Пан внушал при своём появлении. Возникшая паника среди войска персов была одним из важных факторов победы эллинов.

Согласно другой легенде, в битве принимал участие легендарный герой Тесей. В описании портика на афинском акрополе - расписной стои - Павсаний говорит об изображении на картине, посвящённой битве, и других богов-покровителей города. Таким образом, долю победы в столь важной для них битве греки приписывали богам.

Другая недостоверная историческая легенда дала название спортивной дисциплине - марафонскому бегу (бегу на 42 км 195 м). Согласно Плутарху, писавшему свои труды спустя более чем 500 лет после описываемых событий, Мильтиад отправил гонца Евкла в Афины с вестью о победе. Пробежав сразу после боя около 40 километров к городу, скороход выкрикнул «Радуйтесь, афиняне, мы победили!» и умер. Лукиан трансформирует имя Плутархова гонца Евкла в Геродотова Фидиппида. Указанный Геродотом Фидиппид должен был бы пробежать несколько сотен километров (расстояние от Марафона до Спарты, оттуда обратно с посланием в Марафон, участвовать в битве, а затем со всеми греками вернуться быстрым бегом к Афинам - около 500 км). Так как к Афинам направлялся не один человек, а вся армия, легенда не выдерживает критики. Учитывая явную историческую недостоверность марафонского бега Фидиппида, с 1983 года группой энтузиастов ежегодно устраивается спартатлон - пробег между Афинами и Спартой в 246 км.

Битва при Марафоне в искусстве

Когда во главе Афин стал сын победителя битвы при Марафоне Мильтиада Кимон, то по его поручению на северной стороне Агоры (центральной площади) была воздвигнута одна из самых знаменитых построек древних Афин - Расписная стоя. Она представляла собой портик, расписанный лучшими художниками того времени. Одна из картин изображала отца Кимона Мильтиада во время битвы при Марафоне. В целом росписи Стои современные исследователи считают образцом монументальной пропаганды раннеклассической эпохи. Также памятник в честь сражения был установлен около южной стены Афинского акрополя.

Поэтическое описание битвы дано в стихотворном цикле «Марафон» немецкого поэта Георга Гейма. Лорд Байрон, принимавший участие в греческой революции против Османской империи, в своём произведении «Паломничество Чайльд-Гарольда» обращается к патриотическим чувствам греков, напоминая об их былых победах.

В 2010 году Национальный банк Греции выпустил памятную биметаллическую монету номиналом в 2 евро, тиражом 2,5 млн экземпляров, посвящённую 2500-летию Марафонской битвы. На реверсе монеты изображены щит и воин, которые обозначают борьбу за свободу и благородные идеалы. Птица на щите символизирует рождение западной цивилизации в её нынешнем виде.

Лорд Байрон. Паломничество Чайльд-Гарольда (пер. П. Козлова)

Прошли века, разрушены Афины!
А Марафонский дол дивит, как прежде, свет
Всё тот же он, лишь пахарь изменился.
В ту землю он рабом вонзает плуг;
Как в дни былые, с нею лавр сроднился;
Её, как встарь, лучами греет юг.
Но иностранца стала достояньем
Земля, где перед греками главу
Склонили персы. Живы те преданья
При слове: Марафон - воспоминанья
Нам представляют тень былого на яву.
Войска схватились: длится бой кровавый;
Мидянин лук бросает и колчан.
За ним несётся грек, покрытый славой.
Какой трофей оставили нам годы
В стране, где слёзы Азия лила,
Где озарил Элладу блеск свободы?
Немых гробниц разрушенные своды;
Обломки урн, - вот всё, что лет скрывала мгла.

masterok в Марафонская битва.

В тему Олимпийских событий этих дней:-)

Персидская держава, завоевавшая и объединившая во второй половине VI века до н. э. огромную часть тогдашнего культурного мира (в том числе — Вавилонию, Египет, Малую Азию), столкнулась с греческой цивилизацией на восточных берегах Эгейского моря. Завоевав к концу VI века большинство богатых греческих городов западного побережья Малой Азии (Милет, Эфес, Пергам и др.) и прилегающих к нему островов, персы вскоре ощутили нарастающее недовольство и сопротивление местного населения, большинство которого составляли выходцы из Греции.

В 500 году это недовольство вылилось в открытое восстание против персидского владычества, которое начали и возглавили жители Милета. Восставшим малоазийским грекам попытались оказать помощь греки Балканского полуострова. Два города — Афины и Эретрия — послали в Милет 25 кораблей с воинами-добровольцами. Спарта отказала в помощи грекам, и в 496 году восстание было подавлено. Эта акция была использована как повод для объявления Персией войны Балканской Греции.

В 492 году персы предприняли из Малой Азии комбинированный сухопутно-морской поход против Греции, однако в силу сложившихся обстоятельств (морская буря уничтожила флот) вынуждены были прервать его.


В 491 году до н.э. Дарий послал посольство в Грецию, требуя от греков покорности. Некоторые греческие полисы признали власть персов, но спартанцы и афиняне отказались это сделать и убили персидских послов.


часть Эгейского моря и высадить десант сразу в Центральной Греции. Захватив и разрушив г. Эретрию на острове Эвбея, персидская армия, состоявшая из лучников и всадников, высадилась в северо-восточной части Аттики, на Марафонской равнине около небольшого городка Марафон, в 42 км от Афин. Поле боя представляло собой ровную, окруженную горами долину на берегу моря, удобную для действия персидской конницы.

Персы имели 10 тысяч конницы и около 10 тысяч пеших лучников.

У греков же было 11 тысяч афинских гоплитов. Численное превосходство было на стороне персов, качественное — на стороне греков. Обученные и спаянные воинской дисциплиной гоплиты столкнулись с разноплеменным персидским войском, основной массе которого была чужда цель похода.

Греческая армия состояла из тяжеловооруженной пехоты, гоплитов, с медными шлемами, в латах и набедренниках, с большими медными щитами; их оружием было длинное метательное копье. Пехота персов была легковооруженная, без шлемов и панцирей, защищалась легкими и плетеными щитами; главное оружие ее составляли лук и сабля. Главной силой персидского войска считалась конница.

Греками командовали десять стратегов: один из них, Мильтиад, был хорошо знаком со способами действия персидской армии. Мнения афинских стратегов разошлись: одни были против того, чтобы вступать в битву с персами, так как считали, что афинское войско слишком малочисленно по сравнению с персидским, другие, и в их числе Мильтиад, настаивали на том, чтобы дать бой. Одиннадцатым человеком с правом голоса был афинский полемарх Каллимах, избранный по жребию. К нему обратился Мильтиад с речью: "Теперь в твоей власти, Каллимах, или повергнуть Афины в рабство, или защитить их свободу... Если мы не вступим в бой, то возникнет великий раздор, который смутит умы афинян и склонит наших сограждан покориться персам... Если ты присоединишься к моему мнению, то и родина наша будет свободна, и город будет первым во всей Элладе..." Этими речами Мильтиад склонил Каллимаха на свою сторону. Голос полемарха решил дело, и было принято решение дать бой.

Перед боем Мильтиад построил греческую фалангу при входе в Марафонскую долину. На правом фланге находились лучшие афинские гоплиты, левее выстроились остальные воины по филам; левый фланг составил отряд платеян. Правым крылом предводительствовал Каллемарх, левым флангом командовал храбрый Аемнест.

Вследствие численного превосходства персов и значительной ширины долины Мильтиад не мог дать своей фаланге необходимой глубины. Кроме того, он учитывал возможность охвата своих флангов персидской конницей. Поэтому он уменьшил количество шеренг в центре и соответственно увеличил число шеренг на флангах. Общее протяжение фронта достигало примерно 1 км.

Боевой порядок персов состоял из пеших лучников, располагавшихся в центре, и конницы, строившейся на флангах.

Чтобы не дать персидской коннице времени атаковать греков на равнине и чтобы вслед за стрельбой из луков непосредственно перейти к рукопашному бою, Мильтиад двинулся с высот на неприятеля "беглым маршем". "Беглый марш" позволял быстро преодолевать поражаемое стрелами пространство и морально действовал на противника.

Выдержав первый натиск, персидские лучники контратаковали греков, прорвали слабый центр афинской фаланги и преследовали афинян в глубь долины. Но сильные фланги греческой фаланги опрокинули персидскую конницу, которой не удалось прорвать здесь ряды афинян, и пошли против персидского центра, спеша на помощь своим стесненным товарищам. Следствием этой атаки стало поражение персидских лучников. Окруженные со всех сторон, персы обратились в бегство.

Афиняне завладели семью кораблями. На остальных кораблях персы отплыли в море, стремясь достичь Афин раньше, чем это сделает греческое войско. Афиняне также устремились в город и, опередив противника, достигли его раньше, чем персидское войско. Мильтиад расположил свое войско на восточной стороне Афин. Персы, подойдя на своих кораблях к Фалеру (Фалер был тогда гаванью афинян) и увидев, что афинское войско стоит у города и готово к битве, не отважились высадиться. Персидский флот повернул назад и поплыл обратно в Азию.

В бою греки потеряли 192 человека, персы — 6 400 человек.

В Марафонской битве греки дали первый отпор персам. Этот бой показал, что тяжеловооруженной, хорошо обученной пехоте не страшна иррегулярная конница. На месте сражения на Марафонском поле, рядом с братской могилой воинов, павших за родину, был воздвигнут памятник в честь вождя греков Мильтиада. Сцены из марафонской битвы были изображены в одном из портиков, находившихся на главной площади Афин.

В сознании последующих поколений греков марафонская победа запечатлелась как победа эллинской свободы над восточным деспотизмом, как победа сознательного гражданина-патриота над верноподданным рабом персидского самодержца.

Даже дети знают: после победы над персами в Афины был отправлен гонец со счастливой вестью. Этот гонец по имени Фидиппид бежал без остановки 42 километра 195 метров, выкрикнул: «Радуйтесь, афиняне, мы победили!» - и упал замертво.

Теперь установлено: марафонский бегун - это всего лишь легенда, которую мы знаем со слов Плутарха. На самом деле гонец Фидиппид бегал не в Афины, а гораздо дальше, в Спарту, за подкреплением (230 км.), по дороге позволял себе время от времени отдохнуть, остался жив, но спартанцы на помощь афинянам опоздали.