Все о тюнинге авто

Амулеты и талисманы североамериканских индейцев. Индейские амулеты Индейские амулеты

В нашу эпоху активной урбанизации не угасает интерес к культурам, не тронутым цивилизацией, что отнюдь не лишает их сложности и многогранности. Возможно, таким способом, пусть и несколько упрощённым, загнанный в силки городского стресса обыватель пытается вырваться в состояние некоей первобытной свободы. В этой связи вспоминаются слова К. Юнга, с которыми хочется согласиться: "<...> наша жизнь, основанная лишь на рационализме и доводах здравого смысла, является на самом деле бедной и пустой. Мы с усмешкой относимся к "наивности" индейцев из чувства зависти; нам нужно выставить их в подобном свете, чтобы ещё раз похвастаться перед собой тем, какие мы умные, иначе мы бы обнаружили, какой обеднённой и приземлённой является наша жизнь".

Хайке Овузу в своей книге "Символы индейцев Северной Америки" (Спб.: Издательство "ДИЛЯ", 2006 г./ "Symbole der Indianer Nordamerikas", Heike Owusu, пер. с немецкого) рассказывает о значении нескольких сотен символов более 30 североамериканских племён.

Книга структурирована и художественно оформлена таким образом, чтобы читатель мог без труда найти символику, используемую теми или иными племенами. Она начинается кратким обзором простых символов. Здесь можно узнать о том, какую семиотическую нагрузку несут прямые и кривые линии, что олицетворяют знаки в форме креста и острые углы, на что указывают различные геометрические фигуры - треугольники, четырёхугольники, круги, а также выяснить значение некоторых других графических знаков.

Анимистические представления индейцев о "живом" мире проявлялись как вера в воплощение высшей силы в предметах окружающего мира. Североамериканские индейцы именовали это по-разному. Например, сиу называли её ваконда, оджибвеи - манидо, ирокезы - оренда. Читатель имеет возможность ознакомиться с символами мироустройства, наиболее распространенными среди индейских племён. Так, можно узнать про Маху ("горбатого флейтиста"), многообразие символов Земли, изображения мира, Дерево Жизни.

Помимо общего экскурса в символику североамериканских индейцев, автор детально анализирует рисунки племён, населявших разные регионы Северной Америки: юго-запад (апачи, хопи, навахо, пуэбло, яки, зуни), равнины (арапахо, чейенны, команчи, кайова, омаха, оседжи, пауни, сиу), северо-западное побережье (гайда, квакиутли, сэлиш, тлинкиты), субарктический регион (биверы, чипиайены, кри, наскапи, оджибвеи), северо-восток (алгонкины, делавары, гуроны, ирокезы и т.д.).

Следует отдельно заметить, что традиционное декоративное искусство индейцев, выраженное в наскальных и настенных рисунках, песочных картинах навахо, оформлении посохов, трубок мира, предметов быта и одежды, изображениях на камнях и телах, остаётся не до конца постижимым и оценённым по достоинству обывателями из-за своего стиля, необычного для традиционной западной культуры. Возможно, ему уделялось бы больше внимания в современной западной цивилизации, если бы оно относилось к хорошо изученным на Западе направлениям, а именно реализму или абстракционизму. Однако индейская визуальная культура выглядит слишком наивной по сравнению с ними, она условна и схематична, и это заставляет воспринимать её в несколько упрощённом ракурсе.

Для более глубокого осмысления индейского искусства мне представляется важным понимание того, что оно никогда не стремилось к безусловному отражению внешнего мира и традиционно было обращено вовнутрь, к проявлениям психического пространства личности в его интеграции с сущностью окружающих реалий. Несмотря на интуитивно развитое у индейцев эстетическое начало (а иначе, на мой взгляд, и не могло быть при их абсолютном единении с природой), его сложно считать определяющим в индейском искусстве, так как основной целью всё же являлась трансляция неявных, смутно осознаваемых смыслов и сакральных знаний.

И в то время, как европеец, глядя на рисунки представителей индейских племён, способен увидеть всего лишь элементы орнамента, украшение или примитивное изображение, индеец в состоянии воспринять истинное послание за счёт гораздо более глубокого проникновения в замысел художника. Кстати, индейское изобразительное искусство является актуальным в американской живописи и по сей день.

Книга мне показалась интересна ещё и тем, что, помимо содержания графических символов, Хайке Овузу раскрывает значения 44 (!) тотемных животных, которые, согласно представлениям индейцев, были родоначальниками кланов, сопровождали людей всю жизнь своим духом и силой, оказывали помощь и поддержку в делах.

Мне думается, что эта книга может оказаться полезной всем, кто интересуется проторелигиями, символикой в различных сферах, изобразительным искусством, а также тем, кто пытается понять образ мышления людей, живущих в мире, находящемся за гранью современной цивилизации. По воспоминаниям К.Юнга, один из индейских вождей сказал ему: "Посмотри, какими ожесточёнными и озабоченными выглядят белые люди. Их губы сжаты, нос заострён, всё лицо покрыто складками и морщинами. В их взгляде всегда озабоченность; они всё время что-то ищут. А что они ищут? Им всегда что-то надо, всегда чего-то не хватает; они всегда беспокойны и напряжены. Нам непонятно, чего они хотят. Мы их не понимаем. Нам кажется, что они просто сумасшедшие".

А мы, современные урбанофилы и порождения культуры материального потребления, можем ли понять их, с невозмутимым достоинством взирающих сквозь дымовые клубы веков на мир, растерявший свою гармонию? Очень надеюсь, что книга Хайке Овузу "Символы индейцев Северной Америки" поможет в этом.

Всего самого доброго, Ваша Альбина Бенгальская.

P.S. Если Вы захотите узнать больше о мире индейцев, то рекомендую обратить внимание на замечательную книгу "Индейцы Северной Америки. Быт, религия, культура", автором которой является Джон Мэнчип Уайт.

Индейские (Шаманские) амулеты.
Шаманы согласно древней религии индейцев были наделены особыми знаниями и возможностями, именно они занимались изготовлением талисманов для всего племени. Культ шаманизма заключается в поклонении силам природы и духам. Все что окружает нас имеет душу, наделено определенной силой. Одной из главных задач для шамана было и есть общение с духами. Танцуя ритуальные танцы шаманы призывали духов помочь отдельному человеку или всему племени. При создании талисмана духи заряжали его своей силой и энергией.
Для создания талисманов использовали — когти животных, камни, травы, деревья, кожу животных.
Индейцы создавали фигурки животных из глины и дерева, а шаманы призывали духов для заимствования их силы. Считалось, что фигурка животного передает человеку особую силу, присущую именно ему.
Лиса наделяла хитростью и изворотливостью, делала человека более изобретательным.
Волк наделял интуицией, приходил на помощь в борьбе с врагами.
Ворон наделял магическими силами и помогал познать самого себя и окружающий мир.
Змея наделяла неуловимой скоростью, изворотливостью и мудростью.
Крот наделял людей чувствительностью к окружающему миру, давал способность разбираться в травах и минералах, видеть и чувствовать то что невидимо обычному глазу.
Лягушка связывала с водной стихией и помогала приспособится.
Олень считался высшим животным, обладал благородством. Именно этим и наделял человека.
Орел наделял зоркостью и интуицией, помогал достичь высших целей и развивал трудолюбие.
Сова давала возможность видеть ночью, наделяла мудростью и открывала тайны магии, особенно такие как исцеление.
Тигр наделял могуществом и грацией.
Черепаха давала людям чувство умиротворения, успокаивала горячий пыл, наделяла спокойствием и расчетливостью.
Утка как символ комфорта и домашнего уюта наделяла эмоциональным спокойствием и защищала от зла.
Ястреб развивал интуицию и зоркость. Способствовал развитию творчества.

Конечно не только фигурки имели силу, но и отдельные части животного, такие как клыки, когти, кости. Индейцы хранили их в кожаных мешочках, которые весели на шее или на поясе. Их скрывали от посторонних глаз, что бы талисман не терял свою силу.

Зуб бизона защищает от отрицательной энергии.

Акулий клык наделяет мужественность.

Хвост лисы лежит кожные заболевания.

Глаз волка защищал от сглаза и порчи.

Многим известно, что талисманы делали из скальпа убитого противника, считалось, что такой талисман не только устрашение дальнейших противников, но и придает силу и мужество убитого война новому владельцу.

Так как войны между племенами не утихали талисманом и орудием убийств служил томогавк. Это топорик на который наносили определенные знаки, украшали перьями и бусинами.

Голову индейцев украшали перья, служащие как талисман-оберег и как украшение по которому можно было судить о человека. Перья были символами отваги, своего рода медалями, которые вручались после битв. Перья орла украшали только голову вождя.
Амулеты солнца (деревянные дощечки с изображением солнца)для индейца обладали невероятной силой. Согревая холодной ночью они просили у амулета совет и помощь. В битвах такой талисман защищал, наделял отвагой и ловкостью. Индейцы верили в невероятную силу Солнца и поклонялись ему.
В наше время большой популярностью пользуются такие талисманы, как браслеты и фенечки. У коренных жителей Америки такие талисманы тоже использовались, особенно с целью прикрыть запястья. В этой зоне можно прощупать пульс, поэтому индейцы считали что через запястья уходит энергия. Защищали эту уязвимую зону браслетами из кожи, ткани, бусин, костей и ракушек. Большое значение имел цвет таких талисманов.
Желтый притягивает удачу и сопутствует успеху в разных аспектах жизни.
Черный защищает от потерь и неудач.
Голубой помогает в работе, повышает трудоспособность.
Зеленый это цвет дружбы и помощи.
Если Вы хотите обзавестись Инднейским Шаманским талисманом, а знакомого шамана у Вас нет можно воспользоваться простыми советами:
1. Купленный талисман необходимо очистить. Это можно сделать с помощью природных стихий. Помойте его под проточной водой. Подержите пару часов под солнечными лучами. Или на час закопайте в землю. Возможен вариант окуривания аромапалочками с ароматами — сандала, хвои, шалфея, розмарина.
2. Когда Ваш талисман прошел очищение его необходимо зарядить Вашей энергией. Возьмите в руки выбранный предмет и сконцентрируйте все мысли на нем, представляйте связь между Вами. Выдыхая воздух на талисман Вы устанавливаете связь с его эгрегором.

ТАЛИСМАНЫ И ОБЕРЕГИ: ▌ ▌ ▌ ▌

Жизнь Дикого Запада романтизирована книгами и фильмами. Можно встретить разные образы индейца, но в большинстве случаев они показаны мудрым народом, близким к земле. Они почитали духов и природу. Благодаря исследователям-антропологам до нас дошли значения многих символов. Стало модно ими украшать дом, одежду, наносить на тело. Но прежде всего надо изучить значение каждого индейского знака, который применяется.


Их жизненная философия связана с ощущением себя частью природы, которой человек не противостоит, не пытается изменить, а чутко прислушивается и подстраивается. Части живой природы наделяли душой, уважали их. Нарушение баланса в жизни, разрушение могло привести к разрушению и человека.

Поэтому индейские знаки – изображение зверей и явлений природы.

Животные на индейских амулетах

Изображения птиц и зверей использовались не только с целью защиты, но и для общения между племенами, для передачи важной информации.

Каждое племя имело своего покровителя, который выбирался по качествам членов клана. Например, род, который славился силой, могли назвать медведями. На пограничных столбах наносился знак медведя, это означало, что другим кланам не стоит сюда заходить. По одному знаку судили о многом. Ложь исключалась, поскольку за неё наказывали.

Между тем, войны и конфликты – обычное дело. Если клан был поражён, то на столбах высекался знак побеждённого с оторванной головой.

Использовались образы зверей, пресмыкающихся, птиц как амулеты. Вот некоторые значения:

  • громовая птица – могущественное существо, божество. Знак власти. Обозначает авторитет представителя клана, который носит подобное изображение;
  • бизон – основное животное. Мясо использовали в пищу, а шкуру для изготовления одежды и прочих изделий. Каждый желал, чтобы бизон стал его тотемным животным. Считался символом пищи и укрытия. У некоторых родов самый могущественный дух-покровитель;
  • медведь – кроме силы и мощи почиталась его способность к самоисцелению. Если хоть немного жизни в медведе оставалось, он выживал. Ему приписывалась неуязвимость. У некоторых кланов был обычай съедать кусочек сырого сердца убитого медведя. Это давало выдержку и невозмутимость. Медведей почитали и боялись. Он наделял храбростью, способностью к врачеванию, выносливостью, неуязвимостью;
  • волк – почитался за скорость, выносливость. Разведчики надевали волчьи шкуры, чтобы перенять эти особенности. По легендам, вой волка вызывал ветра и туманы, которые помогали нападавшим в бою. Также волки могли разговаривать, предсказывать будущее, предупреждать об опасностях. Этот зверь давал силу, смелость, скорость, наблюдательность. Волками называли колдунов, поскольку они могли оборачиваться диким зверем;
  • олень – с помощью силы оленя можно насылать болезни;
  • лиса – связана со сверхъестественным. Она давала выносливость, быстроту и наблюдательность;
  • койот – ему приписывались качества волка, но койот был умнее и хитрее. Команчи считали его своим братом, а шайены священным животным. Ему молились и почти никогда не убивали;
  • барсук – помогал найти пропажу, лечил раны. Это связано со способностью выкапывать травы. В некоторых племенах его считали духовно более сильным, чем медведь;
  • скунс – магический зверь. Убитый скунс лишал силы один из амулетов индейца;
  • бобр – означал мудрость;
  • ворон – по некоторым верованиям он создал вселенную. Его образ связан с находчивостью и хитростью. Ворон обеспечивает защиту в самых сложных делах. В некоторых случаях использовался для предсказаний;
  • паук – означает ветер и гром, центр мира. Защищает от зла.

У каждого индейца было животное-покровитель. Если зверь являлся в видениях, то человек перенимал его особенности. Кроме этого схематичные изображения применялись в вышивке амулетов. Традиционно это вышивка по коже или замше, тиснение.

Символические рисунки для боя

Во время военных конфликтов важно защитить себя , показать врагу заслуги, дабы устрашить его. Для этого использовался ряд знаков, которые наносились не только на человека, но и на лошадь:

  • квадрат – наносился на лошадь вождя отряда;
  • буква «П» указывала на то, что лошадь захвачена в бою;
  • отпечаток ладони свидетельствовал о том, что его обладатель убил в бою противника и не одного;
  • крест из стрел – знак познания. Наносился как амулет на щиты. Каждую ситуацию надо рассматривать с четырёх сторон: мудрость, невинность, дальновидность, интуиция.

С самого рождения амулеты были призваны хранить здоровье и приносить удачу. Сила духов-покровителей заключалась в амулетах. Их надевали на шею, вплетали в волосы и носили в связках. Последние состояли из личных вещей индейца и вещей, связанных с видениями. Связка могла включать перья, шкурки, когти и зубы, травы, коренья. Таких талисманов бывало несколько с разным значением.

Связки охранялись. Их постоянно не носили при себе, а подвешивали к потолку отдельного жилища. При переезде амулеты передавались юноше-хранителю. С перевозкой оберегов связан целый ритуал и ряд правил. Например, талисман не должен касаться земли.

Каждый амулет обладал своим значением:

  • рог антилопы – добавлял скорости лошади;
  • орех, перья и когти – амулет против духов;
  • спусковые крючки ружей – заклинивали огнестрельное оружие. Использовался оберег как ожерелье;
  • голубые бусы – делали война незаметным;
  • паутина – защищала от стрел и пуль, помогала заманить врага в ловушку;
  • красный предмет, покрытый другим цветом – неуязвимость;
  • ракушка – не давал шансов врагам спастись;
  • галька в форме зуба – долголетие;
  • каменный наконечник стрелы с привязанными травами – долгая жизнь;

Талисманы не могли дать то, чего нет. Так, оберег не сможет добавить храбрости или силы трусу и слабаку. Амулеты лишь усиливали качества, обеспечивали покровительство богов и притягивали удачу.

Индейский амулет своими руками

Изготавливая оберег самостоятельно, надо чётко понимать значения, знать культуру и верования североамериканских индейцев. Это поможет использовать орнаменты, образы и знаки по назначению, а не как красивую стилизацию. Грамотно подобранный образ поможет призвать на помощь духов, защитить владельца.

Несколько способов использовать знаки:

  1. Вышивка. Традиционно она выполняется . Стильно смотрятся мокасины с орнаментами, сумки, ремни, куртки.
  2. Браслеты. Индейцы считали, что в запястье находится сосредоточие энергии тела, поскольку здесь прощупывается пульс. Браслет призван защищать, раскрывать силу.
  3. Украшения из бусин на голову, можно вплетать их в причёску, дополнять пёрышки.

  4. . Наиболее известный и применимый в наше время – ловец снов.
  5. Подвески, ожерелья. Могут применяться бусины и зубы. Считается, что качества убитого зверя переселяются в охотника. Хотите быть быстрым и ловким – используйте , бесстрашие и неуязвимость даст медвежий зуб.

Значение имеют и цвета:

  • зелёный – цвет земли;
  • красный – человек;
  • жёлтый – дневной свет, у некоторых племён загробный мир;
  • синий – небо;
  • белый – снег;
  • чёрный — ночь.

Символы и цвета принято комбинировать, а не использовать в одиночку. Это может быть сюжет или история, а может быть просто ассоциативная связь, понятная только хозяину. В этом отношении простор для творчества.

Браслет

Браслет из натуральных камней будет иметь дополнительную силу камня. Бусины крепятся на замшевый шнурок, оплетая каждую.

Хорошо будет смотреться кожаный браслет с тиснением.

Ещё один вариант браслета – плетёнка из кожаного шнурка. Сюда включаются бусины, подвески, перья. Помните о значении каждого образа, создавая целостную картину.

Используется для защиты от злых духов. Хорошие сны проходят сквозь паутину, а плохие путаются в ней.

Изначально делался из ивового прута, скреплялся сухожилием оленя, оплетался нитками, украшался перьями. В центре оставляется отверстие.

Встречается много мастер-классов по изготовлению такого оберега. Для этого понадобятся лишь деревянный обруч, нитки, бусины, перья, терпение и время.

Культура и философия индейцев сложнее и глубже, чем представляют себе европейцы. Мы описали лишь поверхностное . В современной жизни часто индейские орнаменты и атрибутика становятся лишь стилизацией, попыткой придать вещам или жилью индейский стиль. Для того, чтобы символы работали, надо верить в них и изучить глубинный смысл. Для этого стоит прочитать работы антропологов, чтобы понять взаимосвязи человека с действительностью также, как их понимали индейцы.

Мы все живем в мире символов. И все они что-то значат. Н апример, те же самые знаки дорожного движения, которые являются признаками цивилизации. А вот коренные жители Северной Америки — индейцы - не только стремились отобразить в символах свою жизнь в гармонии с природой, но и имели для этого соответствующую символику, возникшую из древних традиций.

Источник: фотоархив сайт

Рисованная граница

У нас границу обозначают пограничные столбы, украшенные гербами сопредельных государств, а вот индейцы обозначали свои владения особыми символами на священных плитах, тем самым идентифицируя себя среди других племен: лапы медведя давали понять, что это владения клана Медведей, змея указывала на клан Змеи, ласточка — на клан Ласточек. Когда клан Койотов сражался с кланом Ласточек и побеждал, то ласточку изображали с оторванной головой.

Кстати, священное животное, именем которого назывался клан, индейцами тщательно оберегалось, так как по их поверьям от него зависела жизнь всех его членов. Само название клана связывалось с особенностями племени — силой (медведь), опасностью (змея), быстротой (ласточка), так что обман исключался. Название распространяло определенную "молву" о племени, причем встречаться с ним и не требовалось, достаточно было увидеть его символическое изображение.

Отец-орел и мать-черепаха

Символика зверей-тотемов, возникнувшая в далекие времена, продолжает использоваться, хотя и косвенно, на протяжении всей истории. Так, считалось, что ласка может увидеть такие мелочи, которые затем могут стать причиной самых серьезных событий. Поэтому-то одежду царей и было принято украшать горностаевым мехом.

А вот знаком вождя у был головной убор из перьев орла, символизирующий солнечные лучи и "окружающий голову волшебной аурой". Орел мог взлететь в небо выше всех других птиц, и потому мог быть ближе других к Великому духу. С высоты небес он может увидеть все, что происходит внизу, на земле, и ничто не укроется от его зоркого глаза. Именно поэтому изображения орла так часто встречались и встречаются у представителей правящей элиты, например, на тех же самых рыцарских гербах.

Стражи племени хопи, например, всегда изображались с колчаном со стрелами или изогнутым посохом, которым страж показывал на землю и при этом говорил: "Ты должна быть прочной!"

Силу стража подчеркивали также изображения молнии и облаков. Так, сначала создали для себя определенные образы, а затем они уже прочно закрепились в их рисунках. Например, у индейцев-могикан тотемом считалась черепаха, и именно ее татуированное изображение красовалось у всех мужчин на груди.

Рисунок вместо паспорта

У племен прерий было в обычае наносить символические рисунки не только на тело человека, но и раскрашивать его лошадь. Был, например, знак, который указывал, что этот всадник убил в бою несколько врагов, а маркировка в виде квадрата сообщала, что он вождь военного отряда.

Эмблема в форме буквы "П" свидетельствовала, что эта лошадь — трофей, а "замочная скважина" показывала место ранения. А вот отпечаток ладони на крупе лошади — что обладатель этого знака в бою убил одного или даже нескольких врагов! Такая раскраска информировала о заслугах всадника в бою и на охоте, а, кроме того, повышала его статус среди соплеменников.

О заслугах воина свидетельствовали также изображения на щитах. Причем он показывал не только те способности и таланты своего владельца, что у него были, но и те, что он намеревался приобрести. Однако щиты делали и женщины, и цель при этом была все та же: показать духовную сущность хозяйки щита. Щиты не могли лгать! Те щиты, на которых были изображены лживые символы, сжигались, а их владельцев наказывали, вплоть до того, что изгоняли из племени!

Человек окончательно отгородил себя от принадлежности к фауне, изобретя письмо для выражения своих мыслей, чувств, эмоций.

Алфавиты (от греч. alphabetos, образованного от названий первых двух букв греческого алфавита: а- альфа и р - бета) являются последним явлением в истории письма. До того как ряд письменных знаков (букв), передающих отдельные звуковые элементы языка (что и является собственно алфавитом), выстроился в постоянном порядке, человек вначале пытался прийти к ним через образы и рисованные символы.

Прототипами первых букв являются символические предметы и условные мнемонические знаки, еще и теперь употребительные у народов, недалеко ушедших от первобытного состояния: у малайцев Суматры обозначениями любви, ненависти и т. п. служат щепотки соли, перца, у американских индейцев - разноцветные бусы (вампум), у меланезийцев -палки с зарубками.

Собственно древние письмена начинаются с изображений, представляющих целую цепь понятий, - с образного (рисуночного) письма, так называемой пиктографии. Этот вид письменности встречается у меланезийцев, эскимосов, австралийцев, особенно же у индейцев Северной Америки. Это письмо отображает сообщения в виде рисунка или последовательности рисунков. Пиктография - это не письмо в полном смысле слова, так как она не фиксирует саму речь, а отражает ее содержание, причем обычно мнемонически (напоминательно); рисунок или комплекс изображений не предрешают ни слов, в которых должно быть изложено сообщение, ни языка сообщения.

Пиктограммы известны со времен неолита. С одной стороны, такие древние письмена иногда неотличимы от бесцельных рисунков, выводимых на скалах, стенах пещер, заборах, классных столах и т. п., или от изображений и узоров, воспроизводимых на разных предметах в целях украшения; с другой стороны, они переходят в настоящие идеографические, а затем фонетические письмена, о чем свидетельствует анализ египетских, древнекитайских и некоторых других иероглифов.

Имеется множество примеров пиктограмм из Африки (вади Мокаттеб на Синае, вади Телиссаре в Феццане, в Алжире, Кордофане, Сомали, Трансваале), Северной и Южной Америки, Австралии, Азии и Европы. Известны исписанные концентрическими кругами и крестами скалы в Нортумберленде (Англия), изображения на скалах в Швеции, Ирландии, на Онежском озере, «писаницы» (изображения зверей, людей и пр.) по Енисею, Тоболу и т. д., «оленные камни» в Монголии и т. п. Можно предполагать, что первые неолитические пиктограммы со сценами охоты имели магическое предназначение и служили для напутствия охотников на удачную охоту или наносились на стены в целях благодарности божествам, пославшим изобилие зверей в край.

Так или иначе пиктограммы выполняли свое предназначение - они отображали определенное понятие. А уж от изображения головы быка как символа животного было недалеко до буквы «алеф». Однако многие народы так и не смогли совершить этот шаг. Где-то письменность настолько почитали, что она носила ритуальный характер и в нее посвящались только люди жреческого сословия (как, например, у древних египтян или кельтов).

Наиболее изучены подобные древние письмена - изображения у североамериканских индейцев. Известно даже имя изобретателя индейского письма - это вождь индейского племени чероки по имени Секвойя (его именем было названо высочайшее дерево американского континента).

Почти все рисунки индейцев изображают реальные предметы; символы и эмблемы встречаются очень редко. Многие из них напоминают о важных для отдельных племен событиях (войнах, договорах, голодовках, обилии дичи в какой-то год, смерти известного вождя, переселении и т. п.); некоторые связаны с мифами и религиозными обрядами, другие увековечивают посещение мест отдельными личностями.

Манера изображения (людей, зверей и т. д.) почти одинакова у всех индейцев, равно как и обычные обозначения смерти (например, от раны на войне), союза, принадлежности к известному клану или роду, происхождения одного лица от другого и т. д.

Предлагаем читателю несколько символов, являющихся общими для племен навахо, хопи, пуни и изображавшихся на глиняной посуде индейцев пуэбло.

Многие из этих пиктограмм имели явно магический смысл и были призваны кроме знаков письма служить и оберегами.

Стрелки . Этот символ имеет много значений. Обычно стрелы означают силу, движение, власть и указывают на направление путешествия, а также на силу жизни, животворный дух.

Перья . Перья, изображенные на многих индейских пиктограммах, являются символами прошений, признаком чести, достоинства и т.п. Они символизируют творческую силу, и их значение различается в зависимости от того, какой птицы принадлежат перья.

Pahos, или Палки прошений , крепились на земле, на специально отведенных священных жезлах, по весне служа для вознесения молитв божеству. Подобные изображения найдены во многих деревнях племен пуэбло и навахо .

Перьевой круг часто изображается на глиняной посуде, масках, танцевальных костюмах, военных головных уборах. В символике круги из перьев связаны с солнцем и поэтому с Создателем. Головные уборы из перьев обычны у многих индейских племен и потому их изображения могли указывать на вождей племен.

Лягушка - водное животное, означает возобновление (из-за своей плодовитости), а также указывает на весну и изобилие.

Медведь символизирует физическую силу, он также часто упоминается как «первый помощник» в историях о сотворении мира. Это было тотемное животное у многих индейских кланов, и потому его изображение имеет сакральный смысл.

Олень . Охотясь на это животное, охотник также приносил ему жертвы, поскольку отдельные роды и кланы индейских племен часто избирали оленя тотемным животным.

Рогатая ящерица в легендах навахо символизирует настойчивость и хранение древних тайн. Некоторые народности предупреждают: «Они украдут ваши глаза, если вы будете смотреть на них слишком долго!»

Головастик - зародыш лягушки, также означает изобилие и возобновление. Поскольку головастики изменяются, то рассматриваются как очень мощное орудие воспроизводства.

Черепаха - водное животное, символизирующее силу, женское начало, изобилие, длинную жизнь, настойчивость. Способна бросить вызов смерти и противостоять койоту.

Койот - обманщик, также мощный бог-покровитель охоты и фетиш. Часто рассматривается как плохое предзнаменование грядущих неприятностей.

Водоплавающая птица - символ возобновления жизни, влажных сезонов, реки, отдаленного путешествия, дальновидности и мудрости.

Колибри , как порой и водоплавающие птицы, выступают как символ преданности, постоянства и вечности, цикличности жизни. Как известно, колибри являются отчаянными защитниками собственной территории, вступая в схватку с более сильным противником.

Попугай в индейской символике связывается и с солнцем, и с началом сезона дождей. Попугаи рассматривались как посланники, доставляющие духам прошения людей. Индейцы пуэбло высоко ценили перья попугаев как амулет процветания.

Журавлей также связывали с водой и концом лета. Обычный мотив в глиняной посуде и петроглифах мимбрийской культуры на юго-западе Нью-Мексико.

Индейки как важный источник продоволь­ствия также упомянуты в несколько легендах пуэбло. Их перья часто использовались в ритуалах.

Сова у племен пани и пуэбло почитается как символ мудрости старших. Тихий охотник, она связана с темнотой и ночью как своими острыми глазами, так и искусной охотой. У большинства других культур сова является плохим предзнаменованием, предвещающим смерть.

Орел , хозяин неба, рассматривается в индейской культуре как посланник, доставляющий духам прошения людей. Индейцы разных племен чтут эту птицу, считая, что она обладает храбростью, мудростью и имеет особую связь с Создателем.

Змея в индейской символике связана с молнией, мужским органом, скоростью и способностью оставаться при движении невидимой, хотя характер этого символа обычно более зловещий.

Avanyu, крылатый небесный змей . Его часто находят на глиняной посуде и в некоторых украшениях цани. Он предвестник бурь и смены сезонов. Соединен с молнией, грозами и сильными, внезапными переменами в погоде.

Стрекоза , связанная с водой и весенней порой, символизирует изобилие, возобновление; рассматривается как посыльный с просьбами людей к духам. Ниже помещено стилизованное изображение стрекозы, которое использовалось как талисман, особенно среди южных пуэбло, где это стало двойным католическим крестом с навершием.

Это было истолковано как символ католического вероисповедания и уважения к традициям.

Современная пиктограмма - дорожный знак "Проезда нет"

В пиктограммах возможна метафорическая или условная символика (например, у североамериканских индейцев дымящаяся трубка означает «мир», в современных пиктограммах два соединенных сердца символизируют «любовь», прямоугольник в круге - «Проезда нет»).

Современный знак - пиктограмма, обозначающая "Любовь до смерти"

Графические пиктограммы и символы в наши дни встречаются практически везде, во всех сферах производства и быта. Мы настолько привыкли к ним, что, как правило, не замечаем их. А ведь они очень важны, так как своей простотой и доходчивостью заменяют целые понятия, чуть ли не на уровне подсознания подсказывая нам определенные условия, расположение предметов, направление движения и пр.

Сегодня человек прибегает к пиктограммам для того, чтобы как можно быстрее и понятнее передать другим людям значительный объем весьма важной информации, доступной для человека, даже не говорящего на общепринятом языке.