Все о тюнинге авто

Кто такой имена в истории. Происхождение имён и фамилий на Руси. Древние русские имена в язычестве

Как видим, имена были одноосновные, двухосновные и двусловные. Особенно интересны двухосновные имена. По свидетельству извесных лингвистов В. В. Иванова и В. Н. Топорова, употребление сложных слов в качестве собственных имен, широко представленное в санскрите, отражает древнейший индоевропейский тип именования лица. Корневая основа двухосноных славянских имен обширна – насчитывает несколько сот. Однако наиболее распространенными являются основы мир (Тихомир, Творимир, Ратимир, Миродар, Миромир ), влад (Владивой, Владимир, Владислав, Рогволод ), слав (Славимир, Славомил, Богуслав, Борислав, Всеслав ). Часты также бог, бор, гост, град, добр, рад, свят, яр и другие.

Двухосновные имена еще называют «княжескими», хотя это неправильно. Летописи донесли множество имен бояр, воевод, посадников, новгородцев, псковичей и других горожан с «княжескими» именами. И все же, заметно пристрастие к именам на слав в польских королевских фамилиях, у киевских князей, у князей прибалтийских славян.

Уже в древнерусский период в именнике восточных славян были представлены имена, к которым находятся параллели в других языках: в иранских (мужские Прастен, Фроутан , женское Сфандра ), венето-иллирийских (Егри, Уто, Кол, Гуды ), скандинавских (Игорь, Глеб, Олег, Ольга ).

Период параллельного бытования мирских и
христианских имен (от 988 г. до конца XVII века)


Василий Перов, «Крещение Руси»

Официальной датой крещения Руси принято считать 988 г. Однако, безусловно, проникновение христианства на Русь началось задолго до этой даты. Одно из следствий принятия Русью в качестве официальной религии христианства – обращение к новым именам, привнесенным новой религией.


Эти имена возникли в разных языках – в греческом (Александр, Андрей, Василий; Анастасия, Екатерина, Ксения и другие), в латинском (Виктор, Константин, Максим; Марина, Наталья и другие), в древнееврейском (Даниил, Иван, Илья; Анна, Елизавета, Мария и другие) и некоторых других.


Распространению христианских имен способствовал культ христианских святых. Как известно, у христиан (у православных, католиков) каждый день отмечается день памяти того или иного христианского святого. И со временем развился обычай называть детей из христианских семей именами, которые в календаре стоят близко к дню рождения или дню крещения ребенка. Сам календарь называют месяцесловом, а в народе – святцами. Однако христианские имена на Руси утверждались постепенно, по мере утверждения христианства.


Существовал длительный период параллельного бытования имен христианских (крестильных) и мирских (некрестильных). На практике это выглядело так: человек носил два имени – крестильное и мирское. При этом, как отмечал известный русский историк Н. И. Костомаров, и в XVI и XVII веках мирские имена употреблялись чаще крестильных.


И все же, к концу XVII века мирские имена практически вышли из употребления. Из всего многообразия исконно русских (или славянских) имен в христианский именослов вошли только единичные. Это в основном двухосновные имена русских или славянских князей, причисленных к лику святых (Владимир, Вячеслав, Людмила ), также имена Горазд, Кукша .


Состав мирских имен рассматриваемого периода известен по ряду словарей и исследований. Наиболее распространенными из них были Бажен, Баран, Бык, Волк, Дружина, Ждан, Истома, Неждан, Некрас, Нечай, Смирной, Томило и другие. О составе мирских женских имен известно немного, так как сведения о лицах женского пола в памятниках истории встречаются редко. В словаре Н. М. Тупикова приведено только 47 женских древнерусских имен (помимо имени Ольга Безручка, Белуха, Всеслава, Голуба, Гостена, Забава, Любава, Милава, Несмеяна, Рогнеда, Смиренка, Чернява и другие.

Период почти монопольного бытования
христианских имен (XVIII век – 1918 г.)


После XVII века мирские имена сошли со сцены, хотя отдельные случаи использования неканонических (нецерковных) имен наблюдались и в XVIII, и в XIX веках. В практике наречения стали господствовать имена из православного календаря. Однако это не означает, что использовались все имена из святцев. На самом деле установился довольно компактный именослов, наиболее удачно вписавшихся в русский язык по своим прежде всего фонетическим характеристикам.


Многие мужские церковные имена вряд ли когда-либо использовались для наречения (сравните такие непривычные имена из святцев, как Авундий, Апрониан, Астион, Варсис, Епенет, Еспер, Зевин, Иакихсол, Игафракс, Исавр, Мариав, Нерангиос, Реас, Сеннис, Суимвл, Троадий, Фавмасий ). Несколько иначе обстоит дело с женскими именами, которых в святцах намного меньше, чем мужских. Однако и здесь установилось наиболее частотное ядро.


Какие имена были частыми в этот период? Как показал В. А. Никонов на примере женских имен XVIII века, у разных классов были свои предпочтения в выборе имен. Преимущественно у крестьянок бытовали Василиса, Гликерия, Мавра, Федосья, Фекла . Преимущественно у крестьянок и купчих – Прасковья, Ирина, Матрена, Марфа, Дарья . А вот дворянки в основном носили имена Мария, Наталия, Варвара .


Социальное расслоение в сфере выбора мужских имен (правда, для рубежа XIX–XX веков) показал А. Я. Шайкевич. Так, имена Александр, Николай, Константин весьма часты у представителей царского двора, у архитекторов, преподавателей гимназии, генералов и офицеров, врачей. Но встречаются раза в два-три реже у таких профессиональных групп, как извозчики, владельцы питейных заведений, сапожники, торговцы обувью. В то же время наиболее частые для булочников имена Иван, Василий, Федор у представителей царского двора и у архитекторов встречаются раза в четыре реже.


В рассматриваемый период наблюдались и географические различия в употреблении имен. Однако, в целом, они не столь существенны. Мной проанализированы составы имен новорожденных 1876 г. из православных семей таких городов, как Верный (ныне Алматы), Петропавловск и Уральск. Если брать именник в целом, то, несмотря на значительную географическую удаленность, специфику социально-религиозной ситуации в этих городах, степень различий между именниками не так уж велика – в пределах 26–32 % (производилось попарное сравнение, отдельно для мужских и женских имен).


А вот различия в наиболее частотной пятерке имен еще менее заметны. В первых пятерках женской части именников рассматриваемых городов четыре имени повторяются во всех трех городах: Александра, Анна, Евдокия, Мария . В первых пятерках мужских именников – только три: Александр, Василий, Иван/Иоанн . Однако лидером во всех трех городах является имя Иоанн/Иван . Если бы не второе место в Петропавловске, то в женской части именника явным лидером было бы имя Анна .

Период после отделения церкви от государства в 1918 г.


Нарком просвещения Анатолий Луначарский участвует
в новом советском обряде октябрин (внедрялся как
заменитель крещения)

Октябрьская революция 1917 г. вызвала существенные изменения в составе именника русских. Прежде всего этому способствовал один из первых декретов Советской власти – об отделении церкви от государства. Отныне рождение детей следовало сначала зарегистрировать в ЗАГСе, а уж затем можно было крестить в церкви. Иными словами, церковь лишилась монополии в сфере имянаречения. Результат не заставил себя долго ждать.


С одной стороны, стали выходить из употребления многие имена, чье бытование поддерживалось в основном авторитетом церкви, усилиями священников. Их место заняли новые имена, в числе которых было много заимствований из других языков (прежде всего из западноевропейских).


Интересный пласт составили и новообразования (мужские Авангард, Борьба, Вилен, Вилий, Гем, Гранит, Зинаид, Ким, Мюд, Новомир, Октябрин, Рев, Револьд, Труд, Фицюз, Электрон ; женские Воля, Владлена, Декабрина, Диамира, Идея, Искр, Красномира, Нинель,Новелла, Октябрина, Поэма, Ревмира, Сталина, Электрина, Эра, Эспирантина, Январина ). Многие из приведенных имен навеяны коммунистической идеологией.


Наиболее активно именник русских преобразовывался с середины 20-х годов до начала 40-х годов прошлого века. Этот период в научной литературе даже называют «антропонимическм половодьем». Затем процессы изменения именника протекали более спокойно.


С 60-х годов прошлого века стали активно проводится исследования именника (системы личных имен) русских. И было обнаружена такая нежелательная тенденция, как сужения репертуара имен, используемых для наречения. Это произошло после того, как спал накал имятворчества двух первых послереволюционных десятилетий. Однако постепенно ситуация изменилась и репертуар имен стал расширяться.


Покажу ситуацию с изменением числа имен активного употребления на примере детей из русских семей г. Алматы (данные по Алмалинскому и Жетысускому районам) в разные годы (с 1945 по 2005).

Таблица 1. Количество имен активного употребления


 > 1945 1955 1965 1975 1985 1995 2005
Мужская часть именника 43 42 60 50 62 62 96
Женская часть именника 56 45 64 61 71 66 95

В целом, начиная с 1960-х гг., ассортимент имен активного употребления развивался в русле тенденции к расширению. Эта тенденция начала действовать после того, как именник достиг наименьших за все XX столетие количественных показателей.


Более точную картину количественного изменения активного именника можно получить, если соотнести количество разных имен среза и количество наречений того же среза. Разделив второе число на первое, получим так называемый средний коэффициент одноименности (по В. Д. Бондалетову), который показывает среднюю функциональную нагрузку имен. Конкретные данные по г. Алматы отражены в таблице 2.

Таблица 2. Средняя функциональная нагруженность имен


 > 1945 1955 1965 1975 1985 1995 2005
Мужская часть именника 12,8 30,8 24,9 16 12,9 8,1 6
Женская часть именника 9,8 28,8 21,1 14,1 18,9 6,4 5,7

После достижения очень высокой степени однообразия на срезе 1955 г. происходило увеличение степени разнообразия именника. В мужской части именника этот процесс был поступательным, в женской он ненадолго прервался на срезе 1985 г. Наибольшую степень разнообразия за последние 70 лет показывает современный именник. На всех срезах женская часть именника несколько разнообразнее мужской.


Интерес представляют также и данные о скорости обновления именника от среза к срезу.

Таблица 3. Удельный вес новых имен по сравнению с предыдущим срезом (в %)


 > 1955 1965 1975 1985 1995 2005
Мужская часть именника 16,7 31,7 16 24,2 24,2 44,8
Женская часть именника 15,6 39,1 26,2 35,2 27,3 52,6

Обращает на себя внимание то, что за последние 70 лет темпы обновления славянского именника активного употребления дважды принимали «взрывоподобный» характер – на срезе 1965 и 2005 гг., при этом наиболее сильно это выражено как раз в настоящее время.


Многие новые имена среза 2005 г. таковыми являются условно, так как их отсутствие на предыдущем срезе вовсе не означает, что они никогда не использовались для имянаречения в Алматы в течение последних 70 лет. Зачастую речь идет об именах редких, использующихся через срез, а то и реже. Или же имя отсутствует, скажем, на срезе 1995 г., но встречается на срезе 1996 г. Однако попадаются и действительно новые, никогда до сей поры не привлекавшиеся для наречения детей в русских, шире – восточнославянских семьях Алматы, например, мужские Владигор, Князь, Мансур, Нельсон, Обафеми, Ставр , женские Анестесия (если не считать его искажением имени Анастасия ), Ариана, Арианда (если это не искаженное Ариадна ), Девора, Мия, Таис, Эллада .


Обычно источниками новых имен являются именники других народов (при этом нередко наречение одним из таких имен свидетельствует о наличии иноэтнических корней семьи), православные святцы, фонд имен славянского происхождения.


В группе частых имен темпы обновления ниже. Так, в наиболее частотную пятерку среза 2005 г. в группе мужских имен входят Даниил/Данил/Данила (1), Никита (2), Александр (3), Артем/Артемий (4), Роман (5) . Первую пятерку покинули Алексей, Дмитрий и Сергей .

В женской части именника ситуация в 2005 г. такова: Анастасия (1), Дарья (2), Виктория (3), Мария (4), София/Софья (4), Екатерина (5) . Группу имен-лидеров за 10 лет покинули Ирина/Арина и Кристина .


Вообще же, максимум обновления первой пятерки за 10 лет обычно не превышает трех имен. Это относится и к срезу 2005 г., для именника которого в целом характерен высокий темп обновления. Наиболее неожиданным для среза 2005 г. явилось вхождение в первую пятерку имени София/Софья . Вхождение остальных имен в эту наиболее частотную группу было, в общем и целом, прогнозируемым.


Подытоживая сказанное, отмечу, что современный активный именник русского населения Алматы заметно обновился по сравнению с предыдущим срезом 10-летней давности. При этом наиболее «революционно» ведут себя имена, входящие в низкочастотную группу. Темпы обновления наиболее частотных имен остались на прежнем уровне и не столь существенны. Отличительными особенностями именника 2005 г. является самый богатый ассортимент и самая низкая средняя функциональная нагрузка за последние 70 лет. В заключение приведу полезный для читателей список новых имен среза 2005 г.

Список новых имен среза 2005 г.


Мужские: Адиль, Аркадий, Арсений, Богдан, Вальдемар, Владигор, Гарий, Давид/Давыд, Дамир, Дан, Демид, Доминик, Елизар, Ефим, Игнат, Ильдар, Иосиф, Князь, Лев, Макар, Макс, Мансур, Марк, Нельсон, Матвей, Обафеми, Платон, Радий, Рамиль, Ратибор, Ратмир, Рафаэль, Роберт, Родион/Радион, Савелий, Самуил, Серик, Симон, Ставр, Степан, Тимофей, Филипп, Эльдар.

Женские: Аделина, Алевтина, Александрина, Альбина, Анестесия, Анжелика, Анфиса, Ариана, Арианда, Белла, Богдана, Василина, Василиса, Вера, Вилина, Дарьяна, Девора, Ева, Евангелина, Злата, Илона, Каролина, Лика, Лия, Марьяна, Мелания, Милана, Милена, Мия, Нателла, Нелли, Неонила, Ника, Римма, Розалина, Снежа(н)на, Соломея, Софи, Стефания, Таис, Таисия/Таисья, Христина, Эвелина, Эдда, Элеонора, Э(л)лина, Эллада, Эрика, Юлиа(н)на, Ярослава.

Использованная литература


Бондалетов В. Д. Русская ономастика. М.: Просвещение, 1983.


Костомаров Н. И. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI и XVII столетиях. М., 1992.


Никонов В. А. Имя и общество. М., 1976.


Тупиков Н. М. Словарь древнерусских личных собственных имен. М., 2004.


Шайкевич А. Я. Социальная окраска имени и его популярность // Поэтика. Стилистика. Язык и культура. М., 1996.


Имена собственные были выделены в глубокой древности. Конечно, нельзя найти свидетелей, которые бы это подтвердили, но еще философ-стоик Хрисипп (ок. 280–208/205 до н. э.) выделял имена в отдельную группу слов. Сегодня изучением собственных имен людей, закономерностей их возникновения и развития, их структуры, функционирования в обществе, распространения занимается антропонимика («антропос» – человек, «онима» – имя). Собственные имена людей называются антропонимами.

Людям всегда давали имена. О том, как они возникли, существует множество легенд и преданий. Вот одна из них. В далекое время, когда Высший разум подарил людям речь, был один язык. Каждое слово отражало внутреннюю суть вещей. Тот, кто знал слово, обретал власть над тем, что оно обозначало. В мире возник хаос, потому что люди никак не могли решить, кто именно будет управлять, а кто подчиняться. Тогда жрецы придумали для всего в мире другие слова, чтобы не дать непосвященным использовать истинные имена вещей во зло. Высшее знание оказалось не по плечу человеку. В результате возникли разные языки, и истинный язык был скрыт, а затем почти полностью утерян. Так говорится о языке, словах и названиях в легендах многих народов. С именами людей произошло то же самое.

Имена людям теперь пришлось придумывать самим. Причем во многих культурах ребенку давались два имени – близкое к настоящему и второе, для общего употребления, чтобы никто не мог, зная настоящее имя, навредить ребенку. Наши далекие предки понимали, что имя – это не просто название человека, чтобы отличать его от других, а своеобразная словесная формула, которая как-то связана с судьбой человека и властью над ним. Они пытались это использовать разными способами.

В индейских и некоторых африканских племенах давали отталкивающие имена, для того чтобы отогнать злых духов. Когда-то давно считалось, что настоящее имя должен знать лишь сам человек и его родители. В индейских племенах свое настоящее имя молодой человек узнавал лишь в день признания его совершеннолетним посредством медитации и общения с духами и не сообщал никому. Старые индейские шаманы говорят, что часто это имя нельзя было произнести нормальными звуками, оно существовало лишь в виде смеси образа и звука.

Древние греки давали ребенку имена богов и героев, надеясь, что ребенок будет пользоваться их благосклонностью и унаследует их качества и судьбу. Но называть детей аналогичными именами было как-то бестактно, да и опасно – ведь боги эллинов, жили совсем близко – на горе Олимп, были очень похожи на людей и часто общались с ними. Им могла не понравиться такая фамильярность. Поэтому для повседневного обращения к богам употреблялись различные эпитеты, которые тоже трансформировались в имена. Например, Виктор – победитель, Максим – величайший. Этими эпитетами называли Зевса. Марс носил лавровую ветвь, отсюда и пошло имя Лавр. Многие боги носили на голове уборы вроде короны или диадемы. Отсюда произошло имя Стефан – увенчанный.

Однако сохранилась и традиция давать детям прямые имена богов, правда, не верховных, во избежание их гнева за такое нахальство. Имена Муза, Аполлон, Аврора, Майя до сих пор находятся в употреблении. Позднее это стремление стало христианской традицией давать имена в честь праведников, причисленных к лику святых.

На Руси существовала другая традиция: новорожденному родители давали имя, которое было настоящим, – его знали родители, крестные и особо близкие люди. В нем соединялись пожелания младенцу, надежды и чаяния родителей, оно отражало любовь к ребенку и желание ему счастья. Затем ребенка заворачивали в рогожку и выносили за порог, как бы демонстрируя нечистой силе, что нашли подкинутого младенца, который не особенно нужен. И нарекали его таким именем, которое отпугнуло бы нечисть и усыпило ее внимание. «Зовут Зовуткою, а величают уткою». Это обозначает, что назвать собственное имя незнакомому человеку считалось опасным. А вдруг незнакомец являлся колдуном, который мог во зло использовать знание имени. Давая ребенку неблагозвучное и отталкивающее имя, надеялись, что злые силы не станут себя утруждать причинением вреда недостойному, а также невзрачное имя не вызовет зависти богов. Обряд второго имянаречения производился в подростковом возрасте, когда основные черты характера сформировались. Имя давалось исходя из этих черт.

Однако традиция подобного именования не прижилась. Да и человек, постоянно называемый не настоящим именем, а прозвищем, часто приобретал все качества, свойственные этому прозвищу. В такой ситуации и имя-оберег защищало человека неизвестно от чего. Поскольку имя вслух не звучало, оно не имело внутренней связи со своим носителем.

Влияние имени на человека и его судьбу замечено давно. Во все времена считалось, и вполне справедливо, что слово, которое выбрано для имени с любовью, поможет в жизни. Но в то же время давать имя, называть – значит обретать тайную власть. В разных языках не меняется эмоциональная окраска слова, и то, что обозначает нечто приятное, имеет звучание, которое приятно для слуха, и наоборот.

Таким образом, развитие имени имеет длинную историю. До принятия христианства на Руси используются самобытные имена, созданные на славянской почве средствами древнерусского языка. Славяне выбирали для именования своих детей любые слова, отражающие в себе различные свойства и качества людей, особенности их характера: Умник, Храбр, Добр, Хитр; особенности поведения, речи: Молчан; физические достоинства и недостатки: Косой, Хромой, Красава, Кудряш, Черняк, Беляй; время и «очередность» появления того или иного ребенка в семье: Меньшак, Старшой, Первый, Второй, Третьяк; профессию: Селянин, Кожемяка и многое другое. Подобные именования использовались и у других народов, достаточно вспомнить имена индейцев, которые характеризовали особенности того или иного человека: Орлиный Глаз, Хитрая Лисица и др. У нас бытовали несколько другие имена, которые позже, с принятием христианства и закреплением имен в церковных календарях, превратились в прозвища. Некоторые из этих прозвищ дошли до нас в виде фамилий: Кот, Жук, Волк, Воробей. Следует отметить, что эти фамилии очень распространены.

С XI по XVII век исконно славянские имена отходят на второй план, а на первый выходят византийско-греческие. С приходом христианства стала развиваться двухименная система. Для того чтобы защитить человека от злых духов, его нарекали одним именем, а называли совершенно другим. Для данного периода характерно расслоение в социальном плане. В это время распространены древнерусские имена, которые состоят из двух корней и содержат в себе корень -слав . Это такие имена, как Вячеслав, Святослав, Ярослав, Борислав, к которым присоединялись византийско-греческие имена с тем же корнем: Станислав, Бронислав, Мирослав и др.

С начала XVIII века до 1917 года господствуют канонические имена, складывается и распространяется трехчленная формула именования человека (фамилия, имя, отчество), появляется псевдоним.

После революции большую популярность приобретают новообразованные имена, отражающие события, происходящие в стране. Образование новых имен особенно коснулось девочек. Так, их называли Идея, Искра, Октябрина. Есть свидетельства, что одну девочку даже звали Артиллерийской Академией. Двойняшек мальчика и девочку было модно называть Рево и Люция; известны имена мальчиков Гений, Гигант (примечательно, что эти имена не всегда соответствовали действительности, а нередко и вовсе противоречили). Однако в это время появились имена, которые продолжают свою жизнь и сейчас: Лилия (оно подобно русскому имени Лидия и очень благозвучно), Нинель (чтение в обратном порядке имени Ленин), Тимур, Спартак.

Современный русский именослов включает в себя множество имен, имеющих различное происхождение. Но все же огромное преимущество имеют имена, которые теперь мы с полным основанием можем называть русскими. Хотя собственно русских имен осталось совсем немного. С течением времени первоначальный смысл имен забывался, а ведь исторически каждое имя представляло собой слово или фразу какого-либо языка. Почти все современные имена пришли к нам из Византии и имеют греческие корни, но многие из них были заимствованы из других древних языков, или были просто заимствованы из древнеримского, древнееврейского, египетского и других языков и при таком способе заимствования употреблялись только как имя собственное, а не как слово, обозначающее что-либо.

Древние русские имена в язычестве.

Помните прекрасную весеннюю сказку А.Н.Островского «Снегурочка»? Кого может оставить равнодушным эта удивительная легенда, прославляющая красоту природы, любовь и молодость? Особое очарование этой романтической истории придают имена героев, которые так гармонично вписываются в обряды и быт языческих славян. Купава, Малуша, Брусило, Лель – нам эти имена кажутся выдумкой писателя, и немногие имеют представление о том, как называли друг друга наши далекие предки.

Имена, которые сейчас принято считать «родными», на самом деле появились в русской культуре из древнего христианского мира и в большинстве своем не имеют славянских корней. Происхождение и значение мужских и женских русских имен неразрывно связано с историей и верованиями древних славян.

Обряд имянаречения на Руси.

В дохристианскую эпоху на Руси было принято давать ребенку два имени. Первое имя служило «отпугиванием» для злых духов и недоброжелателей. Крив, Некрас, Злоба – на такого малыша никакой леший не позарится. Женские и мужские имена русского происхождения в то время перекликались с прозвищами, и сейчас трудно провести грань между ними.

В подростковом возрасте, когда прояснялись черты характера человека, проводился обряд второго имянаречения. Значение русских имен для девочек и мальчиков были разными. Детей называли именами, взятыми у растений и животных – Щука, Орел, Орех, Корова. В больших семьях имена давались по порядку рождения – Первак, Четверуня, Девятко. Имена посвящались языческим богам – Лада, Велеслав, Ярослав. Значение многих мужских и женских русских имен говорит об отличительных чертах характера и внешности – Храбр, Досада, Прекрасна, Дурак. Они уже давно вышли из употребления. А вот многие из двухосновных имен (Святослав, Ратибор, Любомила, Светозар), которые были княжеской привилегией, можно встретить и в наши дни.

По-особенному сложилась судьба Надежды, Веры и Любови. Значение этих славянских женских имен всем понятно. Но мало кто знает, что возникли они путем прямого перевода на русский язык древнегреческих понятий «пистис, элпис и агапе» – «вера, надежда, любовь».

Происхождение русских фамилий и имен в православии.

С принятием христианства на Руси имя, данное при крещении, стало основным. Но еще много веков старославянские имена и прозвища использовались наряду с «крестильными». С них и начинается история происхождения русских фамилий.

Значение русских фамилий связано со значением славянских имен и прозвищ. Например, от имен Волк, Меньший, Палка образовались фамилии Волков, Меньшов и Палкин.

К концу XVI века древние славянские имена окончательно исчезли из повседневной жизни. Остались только те, которые были занесены в церковные святцы. Так сохранились и продолжают жить исконно русские имена Ольга, Олег, Игорь, Святослав. Многие имена вообще были под церковным запретом, дабы не возрождать языческие традиции и культ древних богов. Это привело к тому, что в современной России лишь 5% имен имеют славянскую основу.

Министерство образования, науки и молодёжной политики

Краснодарского края

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Краснодарского края «Краснодарский педагогический колледж»

Учебный проект

по дисциплине МДК.02.01 Основы организации внеурочной работы

ИСТОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ РУССКИХ ИМЁН И ФАМИЛИЙ

специальность Преподавание в начальных классах

Выполнили:

студентки 2 курса группы «Аш»

школьного отделения

Баллод Кристина

Беленко Анастасия

Давиденко Анастасия

Игонина Виктория

Свиридонова Надежда

Руководитель:

Григорян Марина Рениковна

Краснодар, 2018 г.

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ………………………………………………………….

1. История русских имен…………………………………………………….

1.1. Этапы развития имен……………………………………………………

2. Фамилии и их происхождение…………………………………………...

3. История имён и фамилий участников проекта………………………….

3.1 История происхождения имён…………………………………………..

3.2 История происхождения фамилий……………………………………..

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….

ВВЕДЕНИЕ

Проблема проекта: Многие из нас не задумываются над происхождением, способом образования или возрастом своей фамилии.

Цель проекта: Изучить историю возникновения русских имён и фамилий, их значение.

Имена людей – часть истории народов. В них отражаются быт, верования, чаяния, фантазия и художественное творчество народов, их исторические контакты. Наша страна многонациональна, и у каждого из народов, населяющих ее, есть свои замечательные личные имена.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1. История русских имён

1.1. Этапы развития имён

В истории русских личных имен выделяются три этапа – дохристианский , когда использовались самобытные имена на восточнославянской почве средствами древнерусского языка; период после введения христианства на Руси , когда церковь стала насаждать вместе с христианскими религиозными обрядами иноязычные имена, заимствованные византийской церковью от разных народов древности; и новый этап, начавшийся после Великой Отечественной социалистической революции и ознаменовавшийся проникновением в русский именослов большого числа заимствованных имен и активным имятворчеством.

До введения на Руси христианства личные имена были очень похожи на прозвания, данные по тому или иному поводу. В древности люди воспринимали имена материально, как неотъемлемую часть человека. Они скрывали свои имена от врагов, считая, что одного знания имени достаточно для того, чтобы навредить кому-нибудь.

Древнерусские имена раскрывают богатство русского народного языка, показывают широту фантазии, наблюдательность и сметливость русского человека, его доброту и общительность, порой грубоватую простоту и язвительность, когда дело касается нравственных пороков или физических недостатков.

Древнерусские имена были разнообразны. Например, в числовых именах представлен весь числовой ряд от 1 до 10:Перва и Первой, Второй, Вторак, Третьяк, Четвертак, Четвертуня, Пятой и Пятак, Шесток и Шестак, Семой и Семак, Осьмой и Осьмак, Девятой и Девятко, Десятой.

Весьма популярны были также имена, данные по цвету волос и кожи: Черныш, Черняй, Чернява, Чернавка, Бел, Белый, Беляк, Белуха и др. Имена присваивались и по другим внешним признакам – росту, особенностям телосложения: Сухой, Толстый, Долгой, Мал, Малыш, Заяц, Губа (с заячьей губой), Голова, Головач, Лобан и т.д.

Кроме имен, дававших по внешнему виду, были такие, которые присваивались в зависимости от характера и поведения ребенка: Бессон, Забава, Крик, Молчан, Неулыба, Смеяна, СмирнойБыли и другого порядка имена, восходящие к древним поверьям. Это ”плохие” имена, которые якобы способны были отвращать злых духов, болезни, смерть: Немил, Некрас, Нелюба Злоба, Старой. Существовали имена, связанные с животным и растительным миром: Волк, Кот, Жеребен, Корова, Трава, Ветка и др.

Второй очень длинный период в истории русских имен наступил после введения христианства, вместе с которым пошли в практику именования так называемые календарные имена. Они стали составной частью русского языка, частью истории русского народа.

Календарными мы их называем условно, так как в течение всего времени существования они давались русским людям по церковным календарям, в которых распределялись по всем дням года.

История русских календарных имен не менее интересна, чем история древнерусских. Она отражает взаимодействие русского народного языка и церковнославянского, официального языка русской православной церкви. Это проявилось в многочисленных орфографических преобразованиях личных имен, в борьбе древнерусских ”языческих” имен за свое существование, в приспособлении ”христианских” имен к условиям русской языковой среды.

Принятие новых имен русским населением шло весьма медленно. Большинство русских людей и после обряда крещения продолжало вплоть до 17 века именовать своих детей по-своему, по обычаю, т.е. по-русски.

На протяжении 12, 13, 14 веков шел процесс ассимиляции иноязычных имен. Уже к 14 веку многие из заимствованных имен приобрели тот вид, в котором они встречаются и сейчас в народных говорах. Постепенно иноязычные имена стали привычными, своими для русских людей,

Третий этап развития русских имен, продолжающийся и "в наши дни, начался со времени опубликования декрета Совета Народных Комиссаров РСФСР от 23 января 1918 года об отделении церкви от государства и школы от церкви. Этот декрет положил начало свободному выбору личных имен родителями и объявил законной гражданскую регистрацию рождений вместо церковного крещения.

Декрет разрушил вековую власть церкви над народом, и русские личные имена вместе со своими живыми носителями - русскими людьми - начали новую жизнь. В первые годы после Октябрьской революции основной массе рождавшихся давали старые имена. Даже в самых передовых семьях бабушку тайком от родителей крестили своих внучат в церкви. Но вместе с тем сказывались и результаты активной антирелигиозной пропаганды – одни уже не хотели давать своим детям имена в память тех или иных святых и придумывали новые либо заимствовали иноязычные, не подозревая о том, что многие из них – те же самые, широко распространенные имена, только на другом языке. Началось имятворчество в основном в городах, где революционные события в первую очередь стали влиять на идеологию людей.

В середине 1920 годов имятворчество достигло своего апогея. Новые имена печатались в различных календарях, в том числе в отрывных, издававшихся миллионными тиражами.

2. Фамилии и их происхождение.

По мнению ученых-антропонимистов, российские фамилии можно разделить на следующие основные группы:

1. Фамилии, образованные от канонических и различных народных форм крестильных христианских имен.

2.Фамилии, сохранившие в своей основе имена мирские. Мирские имена пришли из языческих времен, когда имен церковных не существовало: многие из них были просто именами собственными, другие возникли как прозвища, но потом их основа забылась и они стали просто именами. Третьи имена суеверные родители давали своим чадам, дабы избавить их от разных житейских проблем: тут-то и появились князья по имени Батрак и Голик, священники по имени Черт и Сатана и, наконец, многочисленные Дураки и Оболтусы, которые таковыми не являлись. Одна была забота у родителей: пусть ребенок благополучно избежит тех бед, которые забирает на себя данное ему имя.

3.Фамилии, образованные от профессиональных прозвищ предков, рассказывающие, кто из них, чем занимался. Отсюда Гончаровы, Овсянниковы, Черепенниковы, Бондарчуки, Ковали и т.д.

4. Фамилии, образованные от названия местности, родом откуда был один из предков (основой таких фамилий становились разные географические названия - городов, деревень, станиц, рек, озер и т.д.): Мещеряков, Семилукский, Новгородцев, Москвитинов и т.д.

5. Интереснейшая группа российских фамилий - принадлежавшие православному духовенству: Аполлонов, Гиляровский, Троицкий, Рождественский. У некоторых знатоков возникнет вопрос: "Но ведь многие российские фамилии имеют происхождение мусульманское, буддийское или иудейское"? Ответ прост: все существующие в наше время фамилии народов земного шара возникли приблизительно при одних и тех же обстоятельствах. Но лишь русское православное духовенство, которое, в отличие от других концессий, никогда не пыталось "прижать к ногтю бессерменов", внесло в русские фамилии завидное разнообразие. Именно здесь возникли как результат специального словотворчества фамилии Гиацинтов и Туберозов, Кипарисов и Птолемеев, Цезарев и Императоров и многие другие.

3. История имён и фамилий участников проекта

3.1 История происхождения имён

1. Анастасия

Значение имени Анастасия твердит о том, что источник таится в древнегреческом именослове, культуре, породившей сотни красивых современных имен. Имя Анастасия – женская форма мужского имени Анастасий. В переводе с греческого языка означает «возвращение к жизни», «воскресение», «воскресшая», «бессмертная». Народная русская форма – Настасья.

2. Виктория

Имя Виктория русское, православное, католическое, греческое. Имя Виктория произошло от латинского слова «Victoria», означающего «победа». Такое же толкование дают и этому имени. В римской мифологии Виктория – богиня победы, соответствует греческой богине победы Нике, поэтому аналогом имени Виктория является имя Ника

3. Кристина

Имя Кристина – это русский вариант произношения женского имени Христина. Имя Христина образовано от латинского имени Christianus, означающее «христианка». Также это имя иногда произносят как Кристиана (Христиана). Раньше словом Кристина на Руси крестьяне называли простых людей. Со временем оно ушло из русского языка. Вернувшись в качестве имени, оно стало нести на себе иностранный оттенок с долей аристократизма.

4. Надежда

Имя Надежда русское, православное, католическое, греческое. Имя Надежда имеет греческие корни и является буквальным переводом греческого имени Элпис, которое носила одна из трёх сестёр, почитаемых христианских мучениц (Вера, Надежда и Любовь). Их имена отражают три главные добродетели христианства. У имени Надежда была древнерусская форма – Надёжа, которая помогла данному имени прижиться и укрепиться среди людей.

3.2. История происхождения фамилий

1. Баллод

Фамилия Баллод относится к разряду достаточно распространенной на территориях России и ближнего зарубежья. В известных старинных расписках граждане с этой фамилией являлись важными персонами из русского муромского мещанства в XVIII-XIX веках, державших хорошую власть и почести. Исторические свидетельства фамилии можной увидеть в ведомости переписи населения Руси во время Ивана Грозного. У государя имелся особенный реестр привилегированных и приятнозвучащих фамилий, которые вручались приближенным только в случае особых заслуг или поощрения. Поэтому эта фамилия пронесла личное первоначальное происхождение и является редкой.

2. Беленко

Фамилия Беленко относится к древнему типу русских фамилий. Во времена Киевской Руси патронимический суффикс –енко у южных славян означал «маленький» или «сын такого-то». Так от прозвищного имени Бел с помощью патронимического суффикса –енко возникла старинная фамилия Беленко. В наше время украинскую фамилию Беленко можно встретить в самых разных исторических областях, что свидетельствует о тесных связях между различными славянскими народами.

3. Давиденко

Фамилия Давиденко относится к распространенному типу украинских фамилий и образована от крестильного имени Давид, которое в переводе с древнееврейского означает «любимый». Вероятнее всего, образование фамилии Давиденко началось приблизительно в XIV веке, что обусловлено историческими процессами. Так, с XVI столетия Украина тесно контактировала с европейскими народами.

4. Игонина

Основой фамилии Игонин послужило церковное имя Игнатий. Игоня – уменьшительный вариант имени крестильного имени Игнатий, которое в переводе с латинского означает «неведомый» или «огненный». Скорее всего, основатель рода Игониных был человеком из простого сословия, так как людей из социальной вехушки звали уважительно полным именем. Кроме того, само имя Игнатий всегда считалось простонародным. Так, о бедняке говорили в шутку: «Живет Игошка: есть собака да кошка».

5. Свиридонова

Основой фамилии Свиридонов послужило церковное имя Спиридон. Свиридон - производная форма имени Спиридон. Само имя Спиридон имеет спорное происхождение. По одной версии, оно образовано от латинского личного имени, обозначавшего «рожденный вне брака». Согласно другой версии, это имя имеет греческое происхождение и переводится как «дар души» или «плетёная корзина».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Интерес к имени и фамилии – не праздное любопытство. Личное имя и фамилия - дело не личное. Оно – социальный знак. Знакомство с ними необходимо всем. Первая задача, практическая, всеобщая и обязательная, - обдуманный выбор того, как назвать сына или дочь. Но возникает и немало других практических задач. Пожилые люди сталкиваются с трудностями, оказавшись по-разному записанными в документах.

Личное имя и фамилия, неотъемлемая часть мировой культуры человечества, способно многое раскрыть в истории народа и в истории его языка.

До того как на Руси была принята христианская вера, мальчиков часто называли такими древнерусскими самобытными именами. В соответствии с обычаями имена являлись отражением особенностей человека, его характера. Например, встречались такие имена как Хитр, Храбр, Косой, Кудряш, Хромой, Умник, Молчан, Добр, Красава, Беляй, Черняк.

Иногда имена выбирались с оглядкой на очередность рождения: Первый, Второй, Третьяк, Меньшак, Старшой. Были имена, по которым можно было узнать, кем работает человек, какова его сфера деятельности. Это имена Кожемяка, Селянин. Многие народы использовали профессию человека для того чтобы назвать его тем или иным именем. Индейцы замечали особенности поведения людей и, это находило свое отражение в их именах: Орлиный глаз, Хитрая Лиса.

Когда приняли Христианство, имена стали обозначать в специально предназначенных для этого церковных календарях. И сейчас часто встречаются фамилии, которые обязаны своим происхождением прозвищам: Жук, Волк, Воробей, Кот.

В период с XI по XVII век имели большую популярность византийско-греческие имена. Также стала развиваться двух именная система, в соответствии с которой родившемуся малышу давали одно имя, а называли его по-другому. Большое распространение в это время получили имена, включающие в себя 2 корня - Святослав , Борислав, Вячеслав, Ярослав . Также стали использоваться имена, имеющие византийско-греческие корни - Мирослав, Бронислав , Станислав .

Какое-то время славяне поддерживали одну интересную традицию - они давали ребенку имя, о котором были в курсе только самые ближайшие родственники. Затем малыша заворачивали в рогожку и несли за порог. Это они делали для того чтобы показать нечистой силе, что малыша им подкинули, и он на самом деле не родной.

После этого ребенок получал еще одно имя, это якобы позволяло отпугнуть нечистую силу и злых духов. Обряд этот называли так: «Зовут Зовуткою, а величают уткою». Он проводился для того чтобы человеку не смогли нанести вред злые духи, во второй раз ему давали какое-то неприглядное имя. Настоящее же имя, которым малыш был назван первый раз, держалось в тайне. Его нельзя было никому говорить.

Когда ребенок достигал подросткового возраста, то обряд повторяли, теперь уже присваивалось окончательное имя, являющееся отражением особенностей сформировавшейся личности, характера мальчика. Такая традиция вскоре потеряла свою актуальность, так как человек получал прозвище, и это способствовало изменению его характера. Так, имя-оберег приносило мало пользы, так как человек не имел с ним никакой связи.

В начале XVIII века стало использоваться применяющееся сейчас именование людей по формуле - фамилия, имя, отчество. В тот же период времени согласуются списки имен, которые можно использовать для ребенка. Аналогичным образом появились и псевдонимы. В советское время часто использовались имена, отражающие происходящие в стране события. Такие имена являлись достаточно необычными, как правило, они доставались девочкам - Искра, Октябрина, Идея. Подчас звучание таких имен было очень несуразным, например, имя Артиллерийская Академия, едва ли можно назвать благозвучным. Но многие имена, появившиеся тогда, используются и сейчас -