Все о тюнинге авто

В психологических учениях различных эпох. Историческое становление возрастной психологии. Эгопсихология Э. Эриксона

Контрольная работа по курсу «Возрастная психология»

на тему «История развития возрастной психологии как науки»

Введение 3

Становление возрастной психологии как самостоятельной области психологической науки. 4

Начало систематического изучения детского развития 9

Из истории становления и развития российской возрастной психологии 11

Заключение 20

Литература 21

Текст контрольной работы дается с сокращениями!

Введение

История психологии развития и возрастной психологии изучает закономерности формирования и развития взглядов на психику человека на основе анализа различных подходов к пониманию генезиса психики.

Оформление возрастной психологии как самостоятельной отрасли научного знания относится ко второй половине 19 века.Объективными предпосылками ее формирования были:

Становление возрастной психологии как самостоятельной области психологической науки.

В психологических учениях прошлых эпох (в период античности, в Средние века, в Эпоху Возрождения) уже были поставлены многие важнейшие вопросы развития детей. Исследования психического развития человека начались с античных времен. Первые же работы, связанные с поисками основ психики, основ души, привели исследователей к идее о развитии души и необходимости изучить как факторы, определяющие (детерминирующие) это развитие, так и его этапы.

Начало систематического изучения детского развития

Первые концепции психического развития детей возникли под влия-нием закона эволюции Ч. Дарвина и так называемого биогенетиче-ского закона.

Биогенетический закон, сформулированный в XIX в. биологами Э. Геккелем и Ф. Мюллером, основан на принципе рекапитуляции (повторяемости). Он гласит, что истори-ческое развитие вида отражается в индивидуальном развитии орга- низма, принадлежащего к данному виду. Индивидуальное разви-тие организма (онтогенез) является кратким и быстрым по-вторением истории развития ряда предков данного вида (филогенеза).

Из истории становления и развития российской возрастной психологии

Начальные этапы становления возрастной и педагогической психо-логии в России также относятся ко второй половине XIX в.

Для российской культуры дореволюционного периода была органична идея гуманизма, идея интереса к внутреннему миру че-ловека, в том числе ребенка (достаточно вспомнить «Детство», «Отрочество», «Юность» Л.Н. Толстого, «Детские годы Багрова внука» СТ. Аксакова и многое другое). Политические и экономи- ческие реформы 60-х гг. XIX в., подъем культурной и научной жиз-ни, всплеск интереса к просвещению и надежд, связанных с образо-ванием, привели к осознанию необходимости построения научной теории воспитания и обучения.

Заключение

Исследования психического развития человека начались с античных времен. В Средние века,с 3 в. по 14 в. на первый план вышли проблемы развития познания, исследования основных познавательных процессов как этапов развития познания у детей, динамики их становления и методов их формирования.

Развитие общества в Новое времяпривело к необходимости разработать объективную научную основу под высказанными гуманистами взглядами о психике человека.

Скачать контрольную работу :

Эпоха Возрождения (Ренессанса - термин ввел в XVI веке Д. Вазари) – переходный период от средневековой культуры к культуре Нового времени. Характеризуется возникновением машинного производства, совершенствованием орудий труда, продолжающимся разделением мануфактурного труда, распространением книгопечатания, географическими открытиями. В гуманистическом мировоззрении людей утверждается жизнерадостное свободомыслие. В науках преобладает интерес к судьбе и возможностям человека, в этических концепциях обосновывается его право на счастье. Человек начинает осознавать, что он создан не для Бога, что в своих деяниях он свободен и велик, что для его разума нет преград.

Ученые этого периода считали своей главной задачей восстановление античных ценностей. Однако «возрождалось» только то и таким образом, что было созвучно новому укладу жизни и обусловленной им интеллектуальной атмосфере. В этой связи утверждался идеал «универсального человека», в который верили не только мыслители, но и многие правители Европы, собиравшие под свои знамена выдающиеся умы эпохи (например, во Флоренции при дворе Медичи творили скульптор и живописец Микеланджело и архитектор Альберти).

Приведем еще две истории передающие атмосферу того времени. Так император Карл Y вызвал Тициана (1476 – 1576) к себе, окружил его почетом и уважением и не раз говорил:

Я могу создать герцога, но где я возьму второго Тициана?

Следующая история, так же повествует о Карле Y, испанском короле и Тициане, итальянском живописце. Однажды художник работал в его присутствии, и у него упала кисть.

Король поднял ее и сказал:

Услужить Тициану почетно даже императору.

Новое мироощущение отразилось в стремлении по-новому взглянуть на душу - центральное звено любой научной системы о личности. В университетах на первых лекциях студенты просили преподавателей: «Скажи о душе»,- что являлось своего рода лакмусовой бумагой, характеристикой мировоззренческих, научных и педагогических потенций учителя.

Новая эпоха вызвала к жизни новые представления о природе личности и ее психическом мире. В их утверждении проявили себя выдающиеся представители Ренессанса. Ф. Энгельсом справедливо подмечено, что эпоха, которая нуждалась в титанах, «породила титанов по силе мысли, страсти и характеру».

Выдающимся деятелем эпохи является Николай Кузанский (1401 – 1464 гг.). Николай Кузанский оставил после себя обширное литературное наследие, среди его работ есть такие как: «Об ученом незнании», «Простец» «Об охоте за мудростью», «О квадратуре круга». Большое, просто огромное влияние на Николая оказал каталонец Раймонд Луллий. Чтобы сделать выписки из сочинений Лулия, Николай в 1248 году специально ездил в Париж, где имел доступ к оригиналам произведений философа. В произведениях Николая много ссылок на Платона, Сократа, Августина, ведется речь об Анаксагоре, Пифагоре, Демокрите, Аристотеле, Плотине, Апрокле, Фоме Аквинском и др. Николай Кузанский сделал блестящую теологическую карьеру. По распоряжению кардинала Николая Кузанского была сделана на меди первая карта Германии.

В полном блеске воззрения Николая открылись лишь после того, как немецкий исследователь Шарпф в 1862 году, издал основные его произведения в немецком переводе и пересказе. В последующие десятилетия появились многочисленные переиздания творений Николая Кузанского в оригинале и переводах. В 1960 году в ФРГ основано межнациональное и меконфессиональное «Общество Кузанского».

«Любое изучение, стремящееся рассматривать философию Ренессанса как систематическое единство, должно брать за исходный пункт учение Николая Кузанского», - писал немецкий философ Эрнст Кассирер (1874 – 1945), автор многочисленных исследований по истории философии.

Николай Кузанский за сто лет до Коперника высказал мысли о геометро - механистической картине мира, что предопределило его мировоззренческие взгляды. Выдающийся проповедник становится одним из первых в эпоху Возрождения защитником механистического понимания природы и ее явлений.

Процесс познания означает для Николая Кузанского бесконечное совершенствование человеческих знаний. В нем выделяются четыре ступени: чувственное познание, рассудочное познание, синтетическое познание интел­лекта-разума, интуитивное (мистическое) познание. Новым словом ученого является определение присутствия рассудка как высшей ступени познания в ощущении-чувстве (как деятельность внимания и различения). Более высокой по отношению к рассудку познавательной способностью Николаем Кузанским признавался разум. По причине того, что «все вещи состоят из противоположностей в различных степенях», рассудок мыслит их в соответствии с законом противоречия. Разум же способен мыслить бесконечно.

Леонардо да Винчи (1452 – 1519 гг.), один из титанов Возрождения представлял новую науку, которая зародилась не в стенах университетов, где по-прежнему комментировались тексты древних, а в мастерских художников и изобретателей. Их опыт радикально изменял культуру и стиль научного мышления. В своей научно-творческой практике они были «преобразователями мира». Высшая ценность придавалась не божественному разуму, а, говоря языком Леонардо, «божественной науке живописи». При этом под живописью понималось не только искусство изображения мира в художественных образах. «Живопись, - писал великий ваятель, - распространяется на философию природы».

Смысл научной деятельности ученый видел в практической пользе человечеству. «Пусты и полны заблуждений те науки, - утверждал Леонардо да Винчи, - которые не порождены опытом». Вместе с тем он обосновал глубокую идею о необходимости сочетания практического опыта и его научного осмысления как главного пути открытия истин. «Влюбленный в практическую науку, - писал он, - словно кормчий, ступающий на корабль без руля или компаса; он никогда не уверен, куда плывет... Наука - полководец, и практика – солдаты». Математику он считал наиболее достоверной наукой, необходимой для осмысления и обобщения опыта.

Как ученый, Леонардо удивляется «мудрости» законов природы, а как художник, он восхищается ее красотой, совершенством и уникальностью тела человека и его души. Пропорции человеческого тела он изображает как великолепный анатом, а неповторимость человеческой души - как непревзойденный психолог и живописец.

Пьетро Помпонацци (1462 – 1525 гг.) - итальянский ученый, крупнейший представитель аристотелизма эпохи Возрождения. В трактате «О бессмертии души», исходя из теории двойственной истины, отвергал возможность рационального объяснения бессмертия души. «Человеческая душа, высшая и наиболее совершенная из материальных форм, начинает и прекращает свое существование вместе с телом, она не может каким-либо образом действовать или существовать без тела». В сочинении «О причинах естественных явлений, или о волшебстве» мыслитель предлагал объяснять все явления не верой в таинства природы, а естественными причинами.

Труды и психологические взгляды Пьетро Помпонацци вызвали в Европе движение александристов. Данное течение было связано с именем греческого перипатетика конца II - начала III веков Александра Афродийского, который в своих комментариях Аристотеля истолковывал его учение в смысле уничтожимости вместе с телом не только животной - чувствующей, но и разумной души.

Хуан Луис Вивес (1492 – 1540 гг.) - известный испанский гуманист, педагог. Выступая против схоластики и видя основу познания в непосредственном наблюдении и эксперименте, во многом предвосхитил опытный метод Фрэнси­са Бэкона. Вивес проложил новые пути в психологии и педагогике, считая главной задачей определение не сущности души («что есть душа?»), а индуктивное исследование ее проявлений. Так, в знаменитой в эпоху Ренессанса книге «О душе и жизни» (1538) мыслитель доказывал, что человеческая природа познается не из книг, а путем наблюдения и опыта, позволяющих правильно организовывать процесс воспитания. Не абстрактная «сущность» души, а ее реальные проявления должны быть главным предметом научного анализа.

В основе его психолого-педагогической концепции лежит принцип сенсуализма и взгляд на ассоциацию как фактор постепенного формирования личности. Вивес подчеркивает, что знание имеет смысл только тогда, когда оно применяется. Соответственно им намечаются пути усовершенствования памяти, приемы воспроизведения, правила мнемоники. Описательно-эмпирический подход (вместо традиционного, схоластически -умозрительного) характерен и для его трактовки эмоциональных и мыслительных процессов. Нельзя останавливаться на том, что утверждали древние мыслители, необходимы собственные наблюдения и эмпирическое исследование фактов душевной жизни – такова позиция Вивеса как «пионера эмпирической психологии».

Другой мыслитель средневековой Испании, последователь X.Л. Вивеса,- врач Хуан Уарте (1530 – 1592 гг.) также, отвергая схоластику, требовал применять в познании индуктивный метод, изложенный им в книге «Исследования способностей к наукам». Это была первая в истории психологии работа, в которой ставилась задача, изучить индивидуальные различия между людьми с целью определения их пригодности к конкретным профессиям. Поэтому X. Уарте можно считать зачинателем направления, названного в дальнейшем дифференциальной психологией. В своем исследовании он ставил четыре вопроса: «Какими качествами обладает та природа, которая делает человека способным к одной науке и не способным к другой... какие виды дарования имеются в человеческом роде... какие искусства и науки соответствуют каждому дарованию, в частности... по каким признакам можно узнать соответствующее дарование».

Испанский врач Гомес Перейра (1500 - 1560 гг.), предвосхитив на целый век взгляды Рене Декарта, в книге «Антониана Маргарита» предложил считать организм животного «апсихическим» телом - своего рода машиной, управляемой внешними воздействиями и не нуждающейся для своей работы в участии души.

Бернардино Телезио (1509 – 1588 гг.) известный мыслитель эпохи Ренессанса. Популярность приобрел опубликовав работу «О природе вещей в соответствии с ее началами». Эти «начала» были положены в основу деятельности созданного им около Неаполя естественнонаучного общества. Необузданная фантазия («вариации на тему Эмпедокла»), характерная для всей науки этого периода, проявилась в концепции души Б. Телезио. Весь мир, согласно его взглядам, наполнен страдательно-пассивной материей – «полем битвы» противоположных начал, «тепла» и «холода». В этих двух началах осуществляются восприятия людей - бестелесные и одушевленные «первостихии». Поэтому и душевные явления рассматриваются ученым как функции тепла и холода. Сама же душа человека признается в двух сосуществующих разновидностях - телесно-смертной и духовно-бессмертной.

Опираясь на материалистические традиции, Б. Телезио разрабатывает теорию аффектов. Следуя всеобщей природной целесообразности сохранения достигнутого состояния, в положительных аффектах проявляется сила, стремящаяся к сохранению души, а в отрицательных (испуг, страх, печаль и т.д.) - ее слабость. Познание, согласно его взглядам, основано на запечатлении и воспроизведении тонкой материей души внешних воздействий. Разум складывается из сравнения и связи чувственных впечатлений.

Джордано Бруно (1550 – 1600 гг.) в своем учении развивает материалисти­чески - пантеистические взгляды Николая Кузанского и Николая Коперника. Среди его сочинений наиболее значимыми для психологического знания явились трактаты: «О бесконечном», «О сочетании образов и представлений», «Изгнание торжествующего животного», «О монаде, числе и фигуре». В них Дж. Бруно рассуждает о Вселенной как об огромном животном. Бог в его системе окончательно «переселяется» в творящую природу, которая сама по себе есть «бог в вещах». Ученый убежден во всеобщей одушевленности природы. Д. Бруно пишет: «Мир одушевлен вместе с его членами».

«Материя, - подчеркивает ученый, - есть начало, необходимое, вечное и божественное... В самом теле природы, следует отличать материю от души, и в последней отличать... разум, от его видов». Подчеркивая деятельный характер духовного начала, Дж. Бруно, нигде не говорит о его бестелесном, отдельном от тела существовании. Человек, по его взгляду, представляет собой микрокосмос, отражение мира. Люди обладают многими средствами познания реальности. Среди них чувственное восприятие - малонадежный источник познания, так как горизонт его весьма ограничен. Чувственному началу противопоставляется разум.

Заслуживают пристального внимания мысли ученого о причине выделения человека из животного мира. «Природа души, - рассуждает в Оксфордском университете Дж. Бруно, - одинакова у всех организованных существ, и разница ее проявлений определяется большим или меньшим совершенством тех орудий, которыми она располагает в каждом случае. (...) Подумайте, в самом деле, что было бы с человеком, будь у него хоть вдвое больше ума, если бы его руки (Бруно называет их «органом из всех органов» - прим. автора) превратились в пару ног». Другими отличительными признаками личности он называет «понятливость» и память.

В своем учении Дж. Бруно утверждает идею всеобщего развития, которому подчинены все душевные проявления человека. Его мысль о развивающихся бесконечных монадах, из которых посредством соединения и разъединения образуется природный мир и душа как его компонент, была позднее развита Г. Лейбницем.

Томмазо Кампанелла (1568 – 1639 гг.) - выдающийся мыслитель эпохи по своим психологическим воззрениям является сторонником сенсуалистического учения Б. Телезио. Теория Т. Кампанеллы направлена против представлений о «формах», способностях и потенциальных сущностях. Всякое познание, утверждает ученый, имеет своим источником опыт и чувства.

Мыслителем в своих трудах описывается система психологических понятий, включающая память, понимание, умозаключение, желание, влечение и т.д. Все определения выводятся из ощущений, которые «есть чувствование возбуждения, сопровождаемое умозаключением относительно действительно существующего предмета, а не представление о чистой потенции». Поэтому остановиться на чувственном познании невозможно, оно нуждается в дополнении рассудком: «Ощущение есть не только возбуждение, но и сознание возбуждения и суждение о предмете, вызывающем возбуждение». Рассудок, основанный на понятии и воображении, объединяет чувственные восприятия и опыт. Общие понятия присущи нашему мышлению и являются достоверными принципами наук.

Вместе с познанием ученым утверждается существование веры. Противоречий между верой и познанием нет: мир есть вторая Библия, живой кодекс природы, отражение Бога. Следуя Августину, Т. Кампанелла устанавливает в качестве отправной точки зрения тезис: достоверно известно только то, что я существую. Всякое познание сводится к познанию самого себя.

К выдающейся плеяде мыслителей эпохи Возрождения, также относятся: создатель новой теории о природе человеческого организма и методах лечения болезней - Филипп фон Гогенгейм - Парацельс (1493 – 1541 гг.); автор гениального сочинения «О строении человеческого тела» - Андреас Везалия (1514 – 1564 гг.); родоначальник учения о малом круге кровообращения -Мигеля Сервета (1509/1511 – 1553 гг.) и мн. других.

Психологические теории эпохи Возрождения утвердили зависимость -детерминацию психики человека от его тела и окружающей среды, формируя так называемую «психологию жизни». Тем самым они подготовили интеллекту­альный прорыв в психологических учениях Нового времени, являющихся общенаучной основой современной психологической науки.

Важными особенностями психологических взглядов эпохи Возрождения явились утверждение идей гуманизма и стремление практического использо­вания результатов научных поисков в интересах человека.

В психологических учениях прошлых эпох (в период античности, в Средние века, в эпоху Возрождения) уже были поставлены многие важнейшие вопросы психического развития детей.

В работах древнегреческих ученых Гераклита, Демокрита.

Сократа, Платона, Аристотеля рассматривались условия и факторы становления поведения и личности детей, развития их мышления, творчества и способностей, сформулирована идея гармоничного психического развития человека.

В период Средневековья, с III по XIV в...

Среди психологов, активно занимавшихся проблемами детского развития в первые десятилетия XX в., наиболее известны А. Бине, Э. Мейман, Д. Селли, Э. Клапаред, В. Штерн, А. Гезелл и некоторые другие.

Английский ученый Дж. Селли рассматривал становление психики человека с позиций ассоциативного подхода.

Он выделял ум, чувства и волю как основные составляющие психики. Значение его работ для практики детского воспитания состояло в определении содержания первых ассоциаций ребенка и...

Не обрывать эмоции ребенка, а помочь их пережить!

Детский психолог Ирина Млодик призывает к бережному отношению к детским чувствам(в частности, к детскому страху). Сложилась такая ситуация, что взрослые как правило прерывают практически все чувства ребенка - а особенно страх, гнев, злость, обиду и т.п. Ирина Млодик говорит о том, что это, конечно, более простой путь для родителя - но плохо сказывается на детской психике.

Важнее позволить ребенку пережить эти чувства, разделить их с ним...

Сначала новорожденный воспринимается старшим ребенком как новая игрушка: ее любопытно потрогать, ей можно порадоваться. Но спустя некоторое время вы заметите, что все изменилось. Вашему первенцу стало ясно, что младенец обосновался на его территории навсегда. При этом он много спит или проводит время у мамы на руках.

Чем меньше возраст старшего ребенка, тем проявления ревности у него будут более откровенными. Некоторые дети становятся агрессивными по отношению к младенцу, но еще чаще - по...

Способность варьировать объект игры при помощи фантазии, дает ребенку чувство власти над предметом игры, развивает вкус к свободной с творческой деятельности, создает новые стимулы к активности. Пока еще детство не закончено, игры имеют это психическое действие, имеют эту функцию.

Отсюда формула, которую в свое время выдвинул Грос: мы не потому граем, что мы дети, но для того дано нам детство, чтобы мы играли. Функция детства, согласно этой формуле заключается в том, чтобы дать развиться...

Уже лет с семи современные дети нередко страдают комплексами, которые их родителям в этом возрасте не были знакомы. Они переживают, что некрасивы, недостаточно стройны или чересчур «задвинутые»... Десятилетний Антон учится играть на скрипке, ежедневно посвящая музыке по два часа.

Наталья, его мама, в восторге: «Сын занимается без всяких напоминаний!» Но недавно он потребовал не рассказывать о своем увлечении друзьям. «Когда я спросила почему, – рассказывает Наталья, – он ответил, что скрипка...

Ситуация. Вашему старшему уже перевалило за четыре года, когда младший только начал ползать. Не стоит объяснять, что вы любите обоих так сильно, как может любить мать своих детей. И тем не менее понятно, что младшему сегодня нужно куда больше внимания в силу его полной беспомощности.

Вы как порядочная мать постарались сделать все, чтобы старший не чувствовал себя обделенным вниманием, и он, как вам кажется, любит своего младшего братика (сестренку). Но вдруг что-то изменилось, “взрослый” стал...

Психология зависти берет свое начало как эмоция зависти в период зачатия и развивается на протяжении первого месяца жизни, а далее формируется в программу «Зависть», которая начинает самостоятельный путь из подсознания человека, выстраивая его алгоритмы и шаблоны поведения на всю дальнейшую жизнь.

Полностью программа зависти у ребенка формируется к 3-м годам.

У кого-то эта программа запускается раньше, у кого-то позже, но практически все ныне живущие люди хоть раз в жизни испытывали...

После изучения главы 3 бакалавр должен:

знать

Закономерности физиологического и психического развития и особенности их проявления в образовательном процессе в разные возрастные периоды;

уметь

  • учитывать в педагогическом взаимодействии особенности индивидуального развития учащихся;
  • проектировать учебно-воспитательный процесс с использованием современных технологий, соответствующих общим и специфическим закономерностям и особенностям возрастного развития личности;

владеть

Способами осуществления психолого-педагогической поддержки и сопровождения.

Закономерности психического развития человека и возрастная периодизация

Возникновение возрастной психологии и психологии развития. Факторы и движущие силы развития. Проблема возрастной периодизации.

Возникновение возрастной психологии и психологии развития

Во многих учениях прошлых эпох (в период Античности, в Средние века, в эпоху Возрождения) уже были поставлены важнейшие вопросы психического развития детей .

В трудах древнегреческих ученых Гераклита, Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля обсуждались вопросы и факторы становления поведения и личности детей, развития их мышления, способностей. Именно в их произведениях впервые была сформулирована идея гармоничного развития человека.

В период Средневековья, с III по XIV в., большее внимание уделялось формированию социально адаптированной личности, воспитанию требуемых качеств личности, исследованию познавательных процессов и методов воздействия на ребенка.

В эпоху Возрождения (Э. Роттердамский, Я. А. Коменский) на первый план вышли вопросы организации обучения, преподавания на основе гуманистических принципов, учет индивидуальных особенностей детей и их интересов.

В исследованиях историков и философов эпохи Просвещения Р. Декарта, Б. Спинозы, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо обсуждалась проблема факторов наследственности и среды и их влияния на развитие ребенка. Именно в этот период наметились две крайние позиции в понимании движущих сил развития человека. Эти идеи, конечно, в значительно преображенном виде, можно встретить в трудах психологов в последующие годы и даже в трудах современных авторов. Это нативизм понимание развития ребенка как обусловленное природой, наследственностью и внутренними силами,– представленный в работах Ж.-Ж. Руссо, – и эмпиризм , где провозглашалось решающее значение обучения, опыта, внешних факторов в развитии ребенка. Основатель этого направления – Дж. Локк.

С течением времени знания накапливались, однако в большинстве трудов ребенок описывался как некое лишенное активности и собственного мнения существо, которое при правильном и умелом руководстве может быть в значительной степени сформировано по желанию взрослого.

Только во второй половине XIX в. постепенно начинают складываться предпосылки для появления психологии детства как отдельной науки. Период возникновения возрастной психологии (конец XIX – начало XX в.) это интереснейший, во многом переломный этап в истории человечества: активно развивается промышленность, изменяется вся общественная жизнь, серьезные преобразования происходят в различных науках. По большому счету, именно в этот период закладываются новые направления в развитии многих наук, особенно наук о человеке.

Предпосылками для возникновения возрастной психологии стали следующие.

  • 1. Развитие общества и производства, которые требовали новой организации образования. Постепенно осуществляется переход от обучения индивидуального к обучению всеобщему массовому, без которого не может развиваться промышленное производство, а значит, возникает острая необходимость в разработке новых методик работы с группами детей.
  • 2. Научные идеи и открытия, поменявшие в этот период взгляд на человека в целом, а также на задачи детства как жизненного этапа. Одним из центральных научных открытий в этой связи можно назвать открытие Ч. Дарвина, эволюционная биологическая теория которого привнесла идею развития, генезиса психики, идеи о прохождении психикой ряда закономерных этапов.
  • 3. Появляются новые объективные методы исследования и эксперимента в психологии. Метод интроспекции (самонаблюдения), применяемый ранее, не мог быть использован для исследования психики детей. Поэтому появление объективных методов в психологии было столь важным этапом ее развития.

Отправной точкой становления возрастной психологии как науки многие исследователи считают вышедшую в 1882 г. книгу немецкого биолога В. Прейера "Душа ребенка". В своей работе он описывает результаты наблюдений за собственным ребенком от 1 года до 3 лет, обращая внимание на развитие его органов чувств, воли, рассудка, языка. Несмотря на то что наблюдения за развитием детей велись и до появления книги В. Прейера, его главная заслуга – введение в психологию метода объективного наблюдения за ребенком, подобный метод применялся ранее только в естественных науках. Именно с этого момента исследования детства становятся систематическими.

Возрастная психология и психология развития – исторически две тесно взаимосвязанные науки. Психологию развития можно назвать "наследницей" генетической психологии. Генетическую психологию, или психологию развития интересует в первую очередь возникновение и развитие психических процессов. Эта наука анализирует становление психических процессов, опираясь на результаты различных исследований, в том числе проведенных с участием детей, но сами дети не являются предметом изучения психологии развития.

Возрастная психология это учение о периодах детского развития, их смене и переходах от одного возраста к другому , а также общих закономерностях и тенденциях этих переходов. То есть дети и детское развитие на различных возрастных этапах являются предметом возрастной психологии. В то же время объект изучения у них один это психическое развитие человека.

Во многом разграничение психологии развития и возрастной психологии говорит о том, что сам предмет детской психологии с течением времени менялся.

Возрастная психология тесно связана со многими отраслями психологии. Так, с общей психологией ее объединяют основные представления о психике, методы, используемые в исследованиях, а также система основных понятий.

Много общего у возрастной психологии с педагогической психологией, особенно тесное переплетение этих двух наук мы можем встретить в отечественной истории, отраженное в работах Π. П. Блонского, Π. Ф. Каптерева, А. П. Нечаева, впоследствии Л. С. Выготского и других мыслителей начала XX в. Это идеи организации научного подхода к обучению и воспитанию, учитывавшего особенности детского развития. Тесная связь этих наук объясняется общим объектом исследования, в то время как предмет педагогической психологии – это обучение и воспитание субъекта в процессе целенаправленного воздействия педагога.

Психическое развитие человека происходит внутри различных социальных общностей – семьи, групп сверстников, организованных коллективов и т.д. Как субъект общения и взаимодействия развивающийся индивид интересен социальной психологии.

Общие поля для рассмотрения возрастная психология имеет с такими отраслями психологии, как клиническая психология, патопсихология. В этих науках также присутствует развивающийся индивид, но развитие его рассматривается с точки зрения возникающих нарушений.

Цель возрастной психологии – это изучение развития здорового человека в процессе онтогенеза.

Возрастная психология имеет множество точек пересечения с различными науками: медициной, педагогикой, этнографией, культурологией и т.д.

  • Марцинковская Т. Д. История детской психологии. М., 1998. С. 3-59.

Искателем новых путей в науке, предтечей эпохи Возрождения был Роджер Бэкон (1214- 1292). В спорах со схоластами он провозгласил значение опытов и наблюдения в познании. Однако опыт, по Бэкону, дает возможность познавать тело, но он бессилен познать душу. Для познания души нужно нечто другое, особый род вдохновения, некое внутреннее просветление, позволяющее постигать то, чего не может открыть чувственное восприятие. У Бэкона дается большой материал о зрительных нервах и зрительном восприятии, которое он объясняет из общих законов распространения, преломления и отражения света. Естественно-научное направление, развиваемое Роджером Бэконом и некоторыми другими учеными, было важной линией развития материалистических идей средневековой философии.

В XIV в. в Италии начинается новая эпоха - эпоха Возрождения, ознаменовавшая в дальнейшем великий расцвет цивилизации во всей Европе. При переходе средневекового феодального общества в новую фазу его развития, для которой характерно появление элементов новых для того времени отношений - раннекапиталистических, вновь проявилось влияние Античности. К XIV в. относится деятельность величайших гуманистов - А. Данте (1265 - 1321), Ф. Петрарки (1304 - 1374), Д. Боккаччо (1313 - 1375). Большой интерес к человеку, к его переживаниям и проблемам существования отличает все их произведения. По словам историка культуры Я. Буркхардта (1818 - 1897), в эту эпоху происходит «открытие человека». Колюччо Салютати (1331 - 1406) и Леонардо Бруни (1369 - 1444), последователи Петрарки, пустили в ход слово humanitas (человечность) как свойство человека, которое определяет его человеческое достоинство и влечет к знанию.

В их совершенных творениях искусство еще не освобождается от религиозного содержания: мирское и церковное сливаются в единство. По существу, это поэтическое изображение идей. Данте в «Божественной комедии», Боккаччо в новеллах, Петрарка в сонетах и канцонах обрушиваются с сокрушительной критикой на алхимию, астрологию, магию, мистику и аскетизм. Важнейшее изобретение XV в.- книгопечатание (1436 г., И. Гутенберг, Германия) - сделало реальной выполнение гуманизмом своей просветительской задачи. Гуманисты занимаются изданием классической античной литературы. Гуманизм стал важнейшим явлением духовной жизни западноевропейских стран, в том числе в Нидерландах и Германии. Выдающимся гуманистом был Эразм, родившийся в Роттердаме, и потому известный как Эразм Роттердамский (1469 - 1536). Автор известной сатиры «Похвала глупости» в своих философских произведениях изложил систему правил по укреплению духа. Недостаточно одного только желания освободиться от того или иного порока. «...Следует постоянно и всегда помнить, что человеческая жизнь...не что иное, как непрерывная борьба...с великой армией пороков...». В борьбе с ними дух должен быть вооружен. Есть два вида оружия: молитва и знание, прежде всего Священного Писания и мудрости древних. Чем богаче эти орудия, тем более человек вооружен. «Начало... мудрости в познании самого себя». Оружием человека - христианского воина, по терминологии Эразма, являются средства, направленные на овладение собственными движениями души. Эти мысли перекликаются с идеями Л.С. Выготского об опосредствованной природе психических процессов человека.

В трудах деятелей эпохи Возрождения складывается гуманистическая концепция человека. Ее основы заложил великий Данте. Воплощением высоких представлений о человеке является образ Улисса (Одиссея) - смелого первооткрывателя, героя, человека доблестного, умного. Его устами Данте провозгласил новый взгляд на человека.

«О братья...
Тот малый срок, пока еще не спят
Земные чувства - их остаток скудный
Отдайте постиженью новизны...
Вы созданы не для животной доли,
Но к доблести и к знанью рождены».

Свобода и личная ответственность, благородство, способность к подвигу, к исполнению земного предназначения, которым является деятельность,- важнейшие черты человека. В концепции гуманистов содержится новое понимание соотношения божественного и природного начал: они должны находиться в единстве. Человек - существо творческое. Его достоинство заключается в возможности возвышаться над животным состоянием: истинно человеческое в нем - от культуры. Гуманистический взгляд на человека порывает с аскетизмом, провозглашает право человека на полноту физического и духовного бытия, максимальное развитие лучших человеческих качеств.

Леонардо да Винчи (1452 - 1519) раскрыл противоречивость человека. Человек - это великолепное орудие природы, земной бог, но он и жесток и часто ничтожен в своих помыслах и поступках.

Новый аспект в понимании человека раскрывается в творчестве выдающегося итальянского государственного деятеля и политического философа Николо Макиавелли (1487 - 1527). Согласно Макиавелли, политическое действие требует от человека прежде всего учета объективных обстоятельств, воли, энергии и силы политика - доблести (virtu). Во имя достижения поставленной цели политик не должен считаться с моральными и религиозными оценками. Политика и мораль автономны. Моральные соображения подчинены целям политики. Только государственный интерес, т. е. интерес национальный, интерес отечества, движет поступками государственного деятеля. Итогом этих рассуждений стал вывод: цель оправдывает средства. В современной психологии существует понятие «макиавеллизм». Им обозначается склонность человека манипулировать другими людьми. Разработана методика выявления макиавеллизма как характеристики личности.

Глубокий психологический анализ человека содержится в произведении французского философа М. Монтеня (1533 - 1592) «Опыты». Большое внимание уделяется самопознанию. Человек, по Монтеню, не центр вселенной, а ее часть. «Когда я играю с кошкой, кто знает, не забавляется ли скорее она со мною, нежели я ею?» - вопрошает он. Скептицизм Монтеня, его мысли о достоинствах простого человека, критика нравов и лицемерия высшего света получили продолжение в науке Нового времени.

Важнейшей особенностью эпохи Возрождения является возрождение естественно-научного направления, развитие науки и рост знаний. Возникает натурфилософия, свободная от непосредственного подчинения религии (Дж. Бруно, Б. Телезио, П. Помпонацци). В этот период наука рождается не в стенах университетов, а в мастерских художников, скульптуров, граверов, архитекторов, которые были также инженерами, математиками, техниками. Эти мастерские стали настоящими экспериментальными лабораториями. Здесь соединялись теоретическая работа и опыт. Именно деятельность художников положила начало новым проблемам механики, оптики, анатомии и других наук. В условиях социальных требований к художникам того времени они должны были знать все эти отрасли искусства, должны иметь знания по сооружению больших конструкций. Для осуществления задачи реалистического изображения было необходимо установление правил перспективы и колорита в живописи. Возникла необходимость в научном объяснении, а не только в наблюдательности, опытности и одаренности, в привлечении на помощь искусству оптики и механики, математики, анатомии. Эта необходимость отыскания правил для художника перерастает в работу по открытию законов природы.

XVI в. - время великих открытий в области механики, астрономии, математики. Н. Коперник (1473 - 1543), И. Кеплер (1571 - 1630), Дж. Бруно (1548 - 1600), Г. Галилей (1564 - 1642) стоят у истоков классической науки Нового времени. Их значение состоит в том, что они доказали: необходимо анализировать действительные явления, процессы и вскрывать законы, руководствуясь предположением, что природа повинуется самым простым правилам. Необходимо изгнать анимистические представления из понятий о движении и силе. Начинается систематическая работа теоретического научного мышления. Великие географические открытия XV - XVI вв. (открытие Америки Х. Колумбом, первое кругосветное путешествие Ф. Магеллана и др.) расширяли представления о мире, утверждали примат опытного знания над книжным.

Постепенно складывается новая научная методология. Средневековая методология имела преимущественно дедуктивно-силлогистический характер: она была приспособлена лишь к отысканию внутренних взаимоотношений между готовыми положениями и аргументами и не могла служить для отыскания новых истин, не вытекавших из старых авторитетов (Священного Писания, творений отцов церкви, трудов Аристотеля и др.). Гениальные замечания Леонардо да Винчи, тщетные попытки создать новую методологию трагически погибшего в Варфоломеевскую ночь Петра Рамуса (1515 - 1572), позже Кеплер и Галилей протрубили миру о новой методологии. Вместе с Ф. Бэконом прояснялись некоторые стороны нового научного метода. Период, охватывающий XVI и XVII вв. (со времени публикации «Об обращении небесных сфер» Коперника - 1543, и до выхода в свет «Математических начал натуральной философии» Ньютона - 1687), означал решающий поворотный этап в мышлении западной цивилизации, подорвавший авторитет средневековой науки. Он вошел в историю под названием «научной революции». В то же время выдающийся историк естествознания П. Дюгем в начале XX в. «открыл» средневековых предшественников галилеевской физики. Это наводит на мысль, что рождение современной науки произошло в XIII в. Исследователь склоняется к идее непрерывности перехода от схоластического мышления Средних веков к науке XVII в.

Из всех областей естественно-научного направления в связи с их значением для психологии следует особо отметить развитие в разных странах медицины, анатомии и физиологии человека. Т. Парацельс (1493 - 1541) выступил с новой теорией о природе человеческого организма, причинах и методах лечения болезней. В анатомии Андрей Везалий (1514 - 1564) выпустил фундаментальный труд «О строении человеческого тела» (1543). Книга пришла на смену анатомии Галена, в которой было много ошибок, ибо он судил о строении тела человека на основании данных, которые черпал при анатомировании обезьян и собак. Непрерывно росло число вновь открываемых частей тела. Итальянские современники Везалия - Г. Фаллопий, Б. Евстахий, И. Фабриций из Аквапенденте и др. - делают ряд открытий, которые навсегда вошли в анатомию под их именами.

Важное значение имели работы врача и мыслителя Мигеля Сервета (1509/1511 - 1553), его идеи о малом круге кровообращения (1553). Новая эпоха в анатомии, физиологии и эмбриологии началась работами М. Мальпиги (1628 - 1694) и исследованиями по экспериментальной физиологии. В. Гарвей в 1628 г. решил проблему кровообращения.

Так постепенно складывалось познание путем опыта, которое приходило на смену догмам и схоластике.

Немецкие схоласты Р. Гоклениус и О. Кассман впервые ввели термин « » (1590). До этого Филипп Меланхтон (1497 - 1560) - немецкий гуманист, друг Лютера, воспитанный под влиянием Эразма, в своем «Комментарии о душе» отвел ей почетное место. Он почитался авторитетом в области преподавания психологии и господствовал в некоторых немецких университетах до середины XVIII в. Испанский гуманист, друг Эразма Роттердамского Хуан Луис Вивес (1492 - 1542) в книге «О душе и жизни» (1538) утверждал: главный вопрос не в том, что такое душа, а в том, каковы ее проявления и их связь. Это указывает на возросший интерес к психологическим вопросам и позволяет понять успехи психологического анализа в XVII в. у Ф. Бэкона и Р. Декарта.

При публикации настоящей статьи на других интернет-сайтах гиперссылка на www..
Статья подготовлена специально для сайта www.. От Античности до наших дней». А. Н. Ждан