Все о тюнинге авто

Одиночество философская проблема. Одиночество среди людей или полная изоляция — что страшнее? Одиноки ли мы во Вселенной

И фильмов изображают Вселенную, наполненную множеством космических инопланетных видов. Однако реальность может быть совершенно иной. Немногие из нас могут смотреть в ночное небо и не ощущать гигантских масштабов космоса. Казалось бы, бесконечное количество звезд, должно, по крайней мере теоретически, быть домом для множества разумных цивилизаций. Однако к настоящему моменту наши попытки выявить признаки существования внеземной жизни ни к чему не привели. Очевидное отсутствие наблюдаемой разумной жизни во Вселенной за пределами с учетом очевидного, практически неограниченного потенциала для ее развития известно как .

Где все?

Энрико Ферми был известным итальянским физиком. Именно он, среди прочих достижений, создал первый в мире ядерный реактор. Он получил Нобелевскую премию по физике в 1938 году. В 1950 году во время разговора об с несколькими другими учеными в Национальной лаборатории Лос-Аламоса Ферми им был сформулирован знаменитый вопрос: «Где все?», то есть – где же они, инопланетяне? Ферми и другие ученые быстро осознали серьезность вопроса и начали изучать проблему на нескольких уровнях.

Учитывая возраст Вселенной, любой вид, который может путешествовать среди звезд на относительно низких скоростях, должен был иметь достаточно времени для широкого распространения и обеспечения своего присутствия повсеместно. Конечно, на сегодняшний день не найдено никакого ответа на знаменитый вопрос Ферми. Но сегодня нет недостатка в теориях, чтобы объяснить наше кажущееся одиночество во Вселенной.

Возможные объяснения Парадокса Ферми можно условно разделить на две группы. Сосредоточив внимание на вопросах, связанных с гипотетическими инопланетными разумными цивилизациями и существованием цивилизации людей здесь, на Земле.

Инопланетные цивилизации

Рассматривая чужую разумную цивилизацию, ключевое слово, которое следует иметь в виду – чужая, то есть «не такая, как наша». Практически невозможно предсказать, какими особенностями будет обладать менталитет Не говоря уже о том, захотят ли они вообще думать о контакте с человечеством. Поэтому, возможно, инопланетные цивилизации не заинтересованы в разговоре с другими видами в принципе.Таким образом вид, который не пытается ни с кем активно связаться, может оказаться практически невозможно обнаружить.

Мы знаем, что человечество всегда было экспансивным видом. Однако разумная инопланетная раса может просто не интересоваться межзвездным путешествиями и исследованиями. Они могут использовать космические корабли с экипажами, либо роботизированные зонды. Либо такие путешествия могут быть просто невозможными из-за отсутствия у них нужных технологий и огромных расстояний между звездами.

Люди в основном искали признаки чужой жизни анализируя радио или оптические сигналы. Но наши технологии могут быть безнадежно примитивными. Или быть попросту бесполезными для общения на межзвездных расстояниях. Другими словами, радио может быть просто технологической «причудой». Разумные инопланетяне, возможно, уже давно перешли к другим, неизвестным нашей науке, далеко превосходящим наши технологиям. Это означает, что мы по существу глухие и слепые. Если провести аналогию, в наше время мало кто в быту использует код Морзе, имея сотовый телефон в кармане. Любой, кто все еще передает информацию в коде Морзе , будет долго ждать ответа на свой SOS.

Огромные расстояния

Более того, хотя разумная чужой жизнь могла теоретически появиться во Вселенной десятки, сотни, тысячи или миллионы раз, мы просто можем быть разделены слишком сильно по времени и расстояниям, чтобы когда-либо вступить в контакт. Если нам станет известно о цивилизации, существующей на расстоянии 100 000 световых лет от Земли, это будет слишком далеко, чтобы мы могли общаться с ней.

Которое позволяет оценивать количество разумных видов во Вселенной, содержит переменную, известную как L. Она описывает продолжительность времени, в течение которого такая цивилизация могла бы передавать сигналы в космос. Значение L также часто использовалось как значение сроков активной технологической жизни продвинутой цивилизации, учитывая тот факт, что идеальная цивилизация, с которой мы можем поговорить, могла исчезнуть (из-за войны, болезни или стихийного бедствия) миллионы или даже миллиарды лет тому назад.

Человечество

Рассматривая человечество в контексте Парадокса Ферми, первое, что нужно признать – это возможность того, что мы во Вселенной одни. Питер Уорд, профессор биологии и астрономии в Университете Вашингтона, Сиэтл, и Дон Браунли, профессор астрономии также в Вашингтонском университете в Сиэтле, обнародовали так называемую гипотезу «Редкая Земля».

В ней говорится, что в то время как микробная жизнь может быть вездесущей, сложная и разумная жизнь, вероятно, будет крайне редка во Вселенной. Уорд и Браунли заявили, что условия, при которых жизнь и человечество возникают на Земле (орбита в пригодной для жизни зоне возле Солнца, наличие жидкой воды, в значительной степени очищена от обломков и наличие большого спутника, стабилизирующую орбиту Земли, и др.) могут быть просто необычным или настолько редким, чтобы быть являться действительно уникальным.

Другая гипотеза заключается в том, что мы живем в некой галактической «заводи». Без присутствия какой-либо другой жизни рядом с нами. Некоторые даже предполагают, что разумные инопланетные цивилизации намеренно нас избегают, чтобы позволить нам расти и развиваться естественным образом (эта идея известна как «гипотеза »). Более продвинутая версия этой идеи утверждает, что инопланетяне уже здесь. Но присутствуют среди нас скрытно, исключая тем самым влияние на развитие нашего вида.

Стоит ли посылать сигналы в космос?

Следует отметить, что общение между разумными видами может быть несомненно опасной вещью. А некоторые ученые заявляют, что лучше всего вообще никак не заявлять о себе. Возможно в других мирах действуют именно по этому принципу. И поэтому космос молчит. Хотя привлекательно думать, что чужой интеллект будет доброжелательным, может случиться и наоборот. Человеческая история изобилует примерами взаимодействия различных культур, вступающих в конфликт вскоре после обнаружения друг друга.

Часто в результате такого контакта одна из культур (обычно менее технологически продвинутая), становиться в лучшем случае подчиненной, а в худшем случае уничтоженной.

В настоящее время парадокс Ферми остается неразгаданным. Его решение может быть обнаружено уже при нашей жизни, или через тысячу лет, или вообще никогда.


Павел Амнуэль Фантасты изображают большинство внеземных цивилизаций антропоморфными вплоть до полной неотличимости от человека. Попадаются произведения с негуманоидными персонажами, но и эти персонажи отличаются от человека чаще всего формой, а не содержанием (Хол Клемент, Вернор Виндж, Орсон Скотт Кард и др.). Совсем редки произведения, где иной разум непонятен, а контакт невозможен («Черное облако» Фреда Хойла, «Солярис», «Эдем», «Непобедимый», «Фиаско» Станислава Лема, «Ложная слепота» Питера Уоттса). Последний тип разума представлялся наиболее вероятным в реальности, но, за редкими исключениями, далеким от литературы.

Космос — иная среда обитания, иная эволюция, иное отношение к реальности. Иное всё!

Второе обстоятельство, заставлявшее с недоверием относиться к описаниям контактов: скорость света, ограничивающая возможности межзвездных перелетов. Фантасты придумали космические корабли, летающие через нуль-, над-, под-, сверх- гипер- и прочие пространства, впоследствии получившие научное обоснование в виде «кротовых нор». Однако для создания искусственной «кротовой норы» нужно столько энергии, сколько у человечества нет и еще очень долго (возможно, никогда) не будет. А естественные «кротовые норы», если они вообще существуют, вряд ли расположены вблизи Солнечной системы, так что не могут решить проблему межзвездных полетов.
Рис. М. Смагина Фантастика о контактах развивалась в русле оптимизма. Парадигма научной фантастики о космосе: внеземных разумов очень много. Наука о космосе, с одной стороны, подтверждала надежды фантастов, с другой — безусловно их отвергала.

Фрэнк Дональд Дрейк, профессор астрономии и астрофизики Калифорнийского университета в Санта-Крузе, в 1960 году вывел формулу для оценки числа высокоразвитых цивилизаций. При оптимистичных раскладах получалось, что только в нашей Галактике могут существовать миллионы цивилизаций, более или менее похожих на нашу.

Однако со временем возникли и пессимистичные оценки вероятности зарождения жизни, не оставляющие практически никаких шансов для будущей встречи братьев по разуму. Вероятность случайного возникновения живой молекулы из неживого вещества настолько мала, что для такого процесса необходим срок, на много порядков превышающий время жизни Вселенной. Кроме этой маловероятной случайности необходимы десятки других, уменьшающие ничтожную вероятность появления на Земле разумной жизни практически до нуля. Из статьи в статью кочует мысль о том, что без наличия у Земли массивного спутника (Луны), стабилизирующего наклон оси вращения, жизнь рано или поздно погибла бы. А если бы на внешних орбитах в Солнечной системе не было планет-гигантов, бомбардировка Земли кометами и астероидами могла бы уничтожить всё живое еще в первый миллиард лет ее существования (есть, впрочем, и работы, в которых интенсивные астероидные бомбардировки объявлены следствием перестройки орбит газовых гигантов, вносивших возмущения в астероидный пояс, однако именно бомбардировки могли способствовать возникновению жизни, так что всё здесь довольно туманно. Прим . ред . ). Аналогичные бомбардировки (хоть и более слабые) многократно приводили к вымираниям множества видов живых организмов. Невероятное везение, что Homo sapiens выжил, хотя шансов у него было чрезвычайно мало.

Возникновение Вселенной, пригодной для жизни, — явление тоже чрезвычайно маловероятное. Если бы значение постоянной Планка отличалось от нынешнего на несколько процентов, атомы не могли бы образоваться, не было бы звезд и планет. Если бы немного иной была космологическая постоянная (ее сейчас называют темной энергией), Вселенная либо мгновенно расширилась бы, либо очень быстро коллапсировала. В обоих случаях жизнь не успела бы возникнуть. И так далее.

Пессимисты уверены: для зарождения и последующего развития жизни на Земле нужно совпадение такого большого числа разных условий, что вероятность повторения подобного процесса где бы то ни было во Вселенной практически равна нулю. Космологи называют это «тонкой настройкой» и формулируют «сильный антропный принцип», утверждающий, что «Вселенная такова, потому что в ней существуем мы».

Есть два альтернативных следствия из сильного антропного принципа.

Первое: Бог существует, и его воля создала Вселенную такой, какой мы ее наблюдаем. Теория вероятностей тут ни при чем.

Современная наука предлагает иную альтернативу: наша Вселенная — не единственная. Есть множество вселенных с разными законами природы, мировыми постоянными и начальными условиями. Сколь бы ни была мала вероятность возникновения нашей Вселенной, такая Вселенная непременно присутствует в бесконечно разнообразном наборе миров.

К аналогичному выводу современная физика приходит, исходя из различных идей и теорий. Инфляционная модель Большого взрыва предполагает непрерывное возникновение множества вселенных (хаотическая инфляция). Струнная теория допускает существование бесконечно большого числа миров, каждый из которых не менее реален, чем остальные. Многомировая интерпретация квантовой механики предполагает существование огромного (возможно, тоже бесконечного) числа миров — столько, сколько решений имеют уравнения Шрёдингера.

Теория допускает существование «параллельных» миров, но наблюдать их никто и никогда не сможет.

В последние годы и эта концепция, похоже, начинает претерпевать изменения. Проведены физические эксперименты, граничащие с фантастикой (нидерландская группа Пола Квята, японские физики Тсэгауэ и Намеката, бразильские — Адонаи и Оттавио), результаты которых, в принципе, можно попытаться интерпретировать и как взаимодействие разных физических реальностей.

Самое время предложить идею, равно безумную для науки и фантастики. Идею межмировой космонавтики, которой не понадобятся звездолеты и субсветовые скорости. Возможно, дальнейшие исследования покажут, что эта идея неверна, но она обладает качествами, всегда привлекавшими фантастов, а сейчас и ученых. Такие идеи, кажущиеся сначала безумными, иногда побеждают и становятся повседневной практикой. Безумными в свое время выглядели идеи постоянства скорости света и квантования электронных орбит в атоме. Идея о том, что Земля обращается вокруг Солнца, была в свое время не просто безумной, но и крамольной.

Почти все описания контактов с внеземным разумом грешат антропоморфизмом и экстенсивностью. «Сила» разума определяется его энергетическими возможностями. В 1964 году советский астрофизик Николай Семёнович Кардашев предложил такую классификацию разумных цивилизаций.

Цивилизация I типа использует энергию, сравнимую с энергией своей планеты.

Более развитая цивилизация II типа способна утилизировать энергию звезды.

Цивилизация III типа утилизирует энергию галактики.

По этой логике могут существовать и цивилизации IV типа , способные пользоваться энергией скоплений и сверхскоплений галактик, и цивилизации V типа , утилизирующие энергию вселенной.

При таком подходе вырастают до размеров галактик экспансионистские потребности, а присущая человеку потребность колонизовать новые «земли», в том числе и с помощью военного вмешательства, распространяется на все внеземные цивилизации.

На мой взгляд, правильнее классифицировать цивилизации не по экстенсивному (энергия), а по интенсивному (новое знание) признаку. Разум — это возможность объяснять окружающий мир и возможность создавать новое знание о мироздании. И только потом — попытки это знание использовать для практических приложений.

Цивилизации I типа полагают свою планету центром мира.

Цивилизации II типа полагают центром мира свою звезду.

Цивилизации III типа уверены, что живут в единственной Вселенной.

Цивилизации IV типа знают о многомирии, но еще не научились перемещаться из одного мира в другой.

Цивилизации V типа могут осуществлять контакты с мирами, где законы физики одинаковы.

Цивилизации VI типа осуществляют контакты с мирами, где законы природы различны.

Цивилизации VII типа способны изменять законы физики и создавать миры согласно измененным законам.

Возможны цивилизации VIII, IX и более «продвинутых» типов , о которых мы сейчас не имеем ни малейшего представления.

Когда-то люди полагали, что Земля — центр мироздания и создана Богом (богами) специально для того, чтобы на ней могло жить человечество. Потом поняли, что Земля — не центр, и поместили в центр Солнце. Затем пришло понимание, что и Солнце не центр мироздания, а всего лишь рядовая звезда. Возникла естественная мысль, что множество разумных рас может существовать на множестве планет вокруг множества других звезд. Перейдя на следующую ступень развития (цивилизация III типа), люди поняли, что и Галактика не центр мироздания, существуют миллиарды галактик в расширяющейся Вселенной. А современные идеи о физическом многомирии переводят Вселенную в разряд одной из бесконечного числа разнообразных вселенных.

Человечество отодвигается еще дальше от несуществующего центра мироздания, но возвращается (на новом витке спирали) к пониманию того, что разумных рас — бесконечное число. Проблема, однако, в том, что каждая цивилизация находится в своей вселенной.

Далеко не в каждой вселенной возможно существование жизни и разума. Бесконечно большое число вселенных непригодно для развития какой бы то ни было жизни, и лишь чрезвычайно малая их доля поддерживает условия для возникновения разума. Но поскольку миров бесконечно много, то даже очень малой их части достаточно, чтобы существовало бесконечно много вселенных, где возможна не только жизнь, но и разум.

Человечество принадлежит к типу, переходному от третьего к четвертому.

Всего за пять столетий человечество прошло путь развития от цивилизации I типа до III. Именно цивилизация III типа генерирует предположения о множестве разумов в единственной Вселенной, ищет их, не находит и начинает задумываться о том, насколько маловероятно зарождение разума. Когда цивилизация переходит к IV типу (мы уже близки к этому), вектор научного исследования смещается, меняется основная парадигма. Разум уже объяснил, почему он один в этой Вселенной, и понял, что связь с другими ветвями многомирия не только возможна, но и неизбежна. Именно тогда состоится долгожданная встреча с иным разумом, который, вероятнее всего, тоже уникален в своей вселенной.

Возникает естественный вопрос: если мы в нашей Вселенной — единственные и нас практически невозможно обнаружить среди огромного числа звездных систем в огромном числе галактик, то как мы, даже если сумеем осуществить переход в другую вселенную, обнаружим в ее глубинах «братьев по разуму»?

У меня нет научного ответа на этот вопрос. Еще не сделано открытие, позволяющее нашей цивилизации перейти к следующему, пятому типу. Но я уверен, что такое открытие будет сделано, как были сделаны открытия, благодаря которым человечество эволюционировало от первого типа до третьего.

Предположим, что классификация верна, рассуждения правильны и во Вселенной не существует иных цивилизаций, кроме нашей. Чтобы установить контакт с другими цивилизациями, нужно сначала понять, затем объяснить, а потом научиться осуществлять связь между различными мирами в многомирии. Нужно ли поэтому оставить попытки достигнуть далеких планет и звезд с помощью уже существующей техники?

Нет, конечно. Невозможно подойти к новому качественному скачку, не пройдя все предыдущие стадии развития. Чем быстрее человечество пройдет все нынешние стадии исследований и технических разработок, тем быстрее дойдет до открытия, которое изменит судьбу нашей цивилизации.

Поэтому нужно летать, исследовать космос, строить колонии на Марсе, научные станции на орбите Сатурна, отправлять экспедиции к Плутону и в пояс Койпера. Нужны поиски внеземных цивилизаций во всех мыслимых диапазонах электромагнитного спектра. Нужны поиски землеподобных планет, расположенных в «поясах жизни» в далеких звездных системах. Чем мощнее будет наступление, тем быстрее человечество пройдет этот необходимый этап и поднимется на четвертый уровень развития.

Лишь когда цивилизация IV типа совершит очередную коперниканскую революцию и для изучения откроется бесконечное множество вселенных, мы сможем выбирать для исследований миры, возникшие «по нашему образу и подобию», станут возможны, вероятны и наверняка произойдут контакты с иными цивилизациями.

Федеральное агентство по образованию

Московский архитектурный институт (госакадемия)

Кафедра философии

Реферат по философии на тему:

«Проблема одиночества (этико-философский аспект)».

Выполнила студентка

III курса 4 группы

Орозова А.А.

Проверил

Лупин А.Н.

Москва, 2009

Введение 3

Раздел 1.

Раздел 2.

Что такое одиночество.

Парадокс

Раздел 3.

Взгляд на проблему

Раздел 4.

Истина и одиночество

Раздел 5.

Чувство долга и любовь

Раздел 6.

Немного истории. Истоки

Раздел 7.

Одиночество, как познание

Заключение

Список литературы

Список цитируемой литературы

«Глубокое одиночество возвышенно, но оно чем-то устрашает» 1

Иммануил Кант

Введение.

В этом и есть главная проблема человека – его никто и никогда не сможет понять до конца. Существуя в своем мире, пусть даже и не осознавая это, человек находится в постоянном одиночестве.

Что такое одиночество?

Что же такое одиночество? Ответить однозначно на этот вопрос нельзя. Можно только попробовать понять, какие смыслы таит в себе это определение, найти причины и сделать для себя некие выводы. Существует множество трактовок этого понятия, но в одном сходятся все: одиночество - это сложный феномен человеческого бытия. Это чувство может быть как эмоциональным состоянием, так и некой формой сознания. Оно не существует "само по себе", отдельно от человека. И каждый человек рано или поздно его испытывает.

Парадокс .

"Среди людей тоже одиноко..." 3

Антуан де Сент-Экзюпери

Кажется, что одинокими мы чувствуем себя, когда остаемся одни. Но ведь и находясь среди людей, и даже не просто людей, а близких нам людей, случается почувствовать его -одиночество. Это довольно парадоксально. Но как же получается, что человек, окруженный другими людьми, чувствует себя одиноким?

Причина проста. Может его и окружают люди, но контакт с ними происходит лишь формально. Ведь хотим мы того или нет, каждый из нас зациклен на себе, каждый эгоистичен. Общение происходит не потому, что человеку интересно понять мир другого, а потому что он хочет почерпнуть какую-то информацию, утвердиться в своей правоте, рассказать о себе, о своих переживаниях.

Хотя бы взять начало любого разговора между людьми: "Я сегодня сделал то-то…", "Я подумал то-то…", и даже если человек будет рассказывать о ком-то другом, все равно он выразит свое личное к этому отношение, вспомнит историю из своей жизни, которая каким-то образом будет связана с ним самим. Хорошо ли это или плохо? Это нормально, это в природе человека.

Так как же человеку не почувствовать одиночество, если он даже в разговоре с другими людьми всё равно сам по себе. Он приоткрывает дверцу своего мира, но, по сути, остается в нем один.

Если создать некую схему, то, пожалуй, наглядно будет, сравнить модель общества с молекулой, которая состоит из отдельных атомов (людей), связанных между собой, но у каждого из которых есть собственное ядро. То есть люди контактируют между собой довольно поверхностно, оставляя за собой право владеть своим личным миром и никого туда не впускать, тем ни менее, реагируя на внешний мир, принимая его законы и условные истины. «Можно было бы поставить вопрос: общественное ли он (человек) от природы животное или одинокое и избегающее соседства? Последнее предположение кажется наиболее вероятным» (Иммануил Кант). 4

Или другой пример: подобно звездам, которые светят на небе, люди существуют на земле. Хоть звезды далеки друг от друга, они образуют созвездия. Так и мы, вроде бы нас так много, и все мы, казалось бы, рядом, но на самом деле между нами лежат тысячи световых лет. Если погаснет одна звезда, в целом картина звездного неба не изменится, но если случится наоборот и только одна звезда останется, небо перестанет быть звездным, в небе будет гореть одинокая звезда.

Взгляд на проблему.

По словам Бердяева, поскольку раньше люди жили в небольшом пространстве, это давало им уют и ощущение защищенности, предохраняло от одиночества. Теперь же человечество постепенно "начинает жить во вселенной, в мировом пространстве с мировым горизонтом" 5 , что, несомненно, в ещё больше мере создает чувства одиночества и покинутости.

Это действительно так, ведь когда человек понимает, что он тоже часть вселенной огромной и неизведанной, и соотносит себя с ней, волей неволей осознает, какой он маленький и беззащитный. "Но философ есть человек, который всегда жил во вселенной, всегда с мировым горизонтом, он не знает тесного круга, и потому философ изначально одинок, так же одинок, как пророк, хотя по-другому одинок. Философ преодолевает свое одиночество не через жизнь в коллективном сознании, а через познание". 6

Есть одиночество с маленькой буквы, а есть Одиночество с большой. Первое одиночество-это лишь частичка второго. И хотя в природе всех людей есть Одиночество, не все его видят или не все хотят его видеть. (Это вполне естественно, ведь только небольшая часть людей движется к необъяснимому, неоткрытому, других устраивает упрощенная модель мира, в которой они существуют. И никто не в праве решать хорошо это или плохо, выбор человека всегда за ним). Проблему одиночества, как социального явления можно решить с помощью общения. Человеку достаточного найти несколько точек соприкосновения с интересами другого, общих взглядов на жизнь и чувство одиночества покидает его. "Все мы одинокие корабли в темном море. Мы видим огни других кораблей - нам до них не добраться, но их присутствие и сходное с нашим положением дают нам большое утешение". (Ирвин Ялом) 7

С Одиночеством бороться сложнее, а может и вовсе не стоит. Заключается его смысл в том, что человек понимает: все люди индивидуальны, у каждого есть свой неповторимый мир и постичь его неподвластно никому, так как это пойдет в разрез с собственным Я.

"Мастер считал: то, что весь мир принимает за истину, на самом деле - ложь; поэтому первооткрыватель всегда одинок.- Ты думаешь, что Истина - это формула, которую можно обнаружить в книге. Истина продаётся по цене одиночества. Если хочешь познать Истину, нужно научиться идти одному". (Энтони де Мелло) 8

Можно сказать, что все творческие люди Одиноки. Они видят бесконечность вселенной и хотят хоть немножко стать ближе к ней, к некому абсолюту. И это ещё один путь, когда чувство Одиночества становится опорной точкой для какого-то действия, творения и создания. Может быть поэтому ощущение одиночества философы и писатели связывают с понятием Бога. («И Бог шагнул в пустоту. И Он поглядел вокруг и сказал - Я одинок. Сотворю себе мир». Джеймс Уилдон Джонсон) 9 . И если человек ощутил всю силу Вселенной через Одиночество, тем самым он ощутил Творца?

Истина и одиночество.

«Живя с людьми, не забывай того, что ты узнал в уединении. В уединении обдумывай то, что узнал из общения с людьми». 10

Лев Толстой

Нужен ли человеку кто-то, чтобы понять истину? И да, и нет. Если следовать мнению выше упомянутого Энтони де Мелло, то человек на пути к истине всегда должен оставаться один. В этом есть своя правда. Раз уж истина носит субъективный характер, абсолютной истины не существует, то человеку ничего не остается, как самому отправляться на её поиски. Но на протяжении этого пути ему приходится выходить за границы своего одинокого странствия. Прежде всего, из-за необходимости в общении. В эти моменты, человек узнает для себя какую-то новую информацию, либо уверяется в своей правоте, рассказав кому-то о свои доводах, что, несомненно, дает положительный импульс к продолжению работы.

Чего мы боимся и к чему стремимся?

Одиночество может быть позитивным и негативным. Если негативным одиночество- это изоляция, то позитивное одиночество - уединение. Нужно стараться избежать изоляции, поскольку она действует разрушительно, но развивать в себе любовь к уединению.

Люди любят «шум и движение», поэтому для них «тюрьма – ужасное наказание, а наслаждение одиночеством – вещь непонятная». 11 Уединение открывает глаза человеку на суету мира, позволяет ему увидеть собственную суетность, открыть для себя что-то новое, сделать себя лучше.

Мы боимся одиночества, потому что боимся почувствовать свою ненужность. У человека должно быть что-то, что нуждается в нем. Вероятнее всего, это еще одно из появлений человеческого эгоизма. Родители боятся того момента, когда дети перестанут в них нуждаться. Ведь как только дети становятся самостоятельными, смысл жизни родителей постепенно утрачивается, и на смену мыслям о том, как накормить, обуть, выучить ребенка приходят мысли о брошенности, ненужности - об одиночестве. В человеке образовывается пустота, которую ему каким-то образом приходится заполнять.

Ещё мы боимся оставаться наедине с собой, потому что как только человек перестает думать о делах повседневных, делах праздных, возникают глобальные вопросы о бытие, о предназначении человека и т.д. Не все же люди философы, поэтому большинство пугает этот омут неизведанного, куда философ, да и художник, писатель, музыкант, словом, творческие люди, бросаются с головой.

И если, обычно, человек стремиться избежать состояния одиночества посредством ли постоянного общения с другими людьми, книг, телевизора, то человек, осознавший своё одиночество, пытается познать себя, тем самым познавая мир вокруг себя.

Чувство долга и любовь.

Но как же ещё человек может заполнить пустоту одиночества внутри себя? Этот вопрос, конечно же, напрямую связано с ощущением нужности, незаменимости для кого-то. Ведь человеку гораздо легче живется, если в нем живет любовь. Неважно какая, будь то любовь к природе, родителям, к другому человеку. И тут же появляется обратная от любви зависимость-чувство долга, ответственности перед кем-то. И все это постепенно наполняет человека, оставляя совсем немного места для возможности хоть иногда оставаться наедине с собой.

Но все это в большей степени удовлетворяет «социальное» одиночество, понятие глобального одиночества, Одиночества с большой буквы все же остается где-то внутри человека нетронутым.

Немного истории. Истоки.

Кто же способен искать ответ на проблему человеческого существования? Те самые люди, которые прошли муку одиночества, смогли одолеть ее, сохранив при этом познавательную энергию, которую дает одиночество.

В истории европейской мысли осознание бесприютности и одинокости человеческого существования возникло не вдруг и не сразу. Этот процесс углублялся от эпохи к эпохе, и с каждой ступенью, по мнению Бубера, одиночество становилось все холоднее и суровее, а спастись от него было все труднее.

Философ различает в истории два вида эпох: "эпохи обустроенности" и "эпохи бездомности". В эпоху обустроенности человек чувствует себя органичной частью космоса – как в обжитом доме. В эпоху бездомности мир уже не кажется гармонически упорядоченным целым, и человеку трудно найти себе "уютное место" в нем, – отсюда чувство незащищенности и "сиротства", т.е. одиночества.

Самочувствие обустроенности характерно, например, для мышления древних греков. Наиболее полное выражение оно нашло, как полагает Бубер, в философии Аристотеля. Мир тут представляется замкнутым пространством, неким "домом", где человеку отведено определенное место. Человек тут – вещь наряду с другими вещами, наполняющими мир; он не кажется себе непостижимой тайной; он не гость в странном и непонятном мире, а обладатель собственного угла в мироздании. В рамках такого мировоззрения нет предпосылок для того, чтобы человек осознавал себя фатально одиноким.

Первым, кто по–новому поставил вопрос о человеке – не как о вещи среди вещей, по мнению М. Бубера, был Августин Аврелий (354-430), живший в эпоху, когда под влиянием формировавшейся христианской картины мира рухнуло аристотелевское представление о шарообразном едином мире. Место погибшей сферической системы заняли два независимых и враждебных друг другу царства – царство Света и царство Мрака. Человек, состоящий из души и тела, был поделен между обоими царствами, стал полем битвы между ними, оказался как бы в подвешенном, бесприютном положении. "Что же я такое, Боже мой? Какова природа моя?" (Августин). Он называет человека великой тайной. Именно эпоха бездомности могла побудить Августина удивиться бытию человека, не подобного прочим тварям вселенной и занимающего особое положение в мире.

Однако в дальнейшем христианская вера и мысль создали новый космический дом для одинокой души после-августиновского Запада. Христианство "обустроилось", его мир стал даже еще более замкнут, чем мир Аристотеля, ибо теперь не только пространство, но и время было представлено замкнутым, имеющим окончание в день Страшного суда. Строительство христианского "дома" увенчалось учением Фомы Аквинского (1225-1274), в котором вопрос о природе человека уже не казался проблемой.

В конце средневековья и начале Нового времени стройная картина мироздания вновь дрогнула. В философии Николая Кузанского (1401-1464) мир был представлен бесконечным в пространстве и времени, а Земля, следовательно, лишилась центрального положения. Довершил разрушение средневековой схемы Николай Коперник (1473-1543), объявивший Землю рядовой планетой Солнечной системы. Земная твердь начала утрачивать роль незыблемого фундамента всего мира: она сама подвешена в невообразимой бесконечности. Человек в этом мире оказался беззащитным перед бездной бесконечности.

В результате перемен в мировоззрении, происшедших в Новое время, личность "стала бездомной посреди бесконечного". "...Был расторгнут изначальный договор Вселенной и человека, и человек почувствовал, что он в этом мире пришелец и одиночка". С тех пор "идет работа над новым образом мироздания, но не над новым мировым домом... Человеческого жилища из этой Вселенной уже не выстроить". Поколению, которому предстоит выработать новую космологию, придется, считает Бубер, отречься от всякого образа мироздания и жить в неизобразимом мире (новый образ мира – никакого образа). Космос Эйнштейна можно помыслить, но нельзя вообразить. Человек вынужден принять как факт свою бездомность и затерянность во Вселенной.

Наконец, XX век, с его глобальными потрясениями, вполне открыл человеку глаза на его бесприютное, негарантированное существование. М. Хайдеггер, назвавший язык домом бытия, уже не строит ни космического, ни социального "дома". У Хайдеггера одиночество человека мыслится как благо, позволяющее ему быть самим собой. Одиночка Хайдеггера ищет общения только с самим собой.
Так М. Бубер излагает путь, приведший современную философию к представлению о фатальном одиночестве человека.

Одиночество, как познание.

Из предыдущего раздела стало ясно, что в человеческой истории бывали времена, когда люди не видели в самих себе непостижимой тайны, не было места чувству тревоги перед неразрешимыми вопросами вроде "что я такое?", "почему я существую?", "для чего я существую?". Человечество просто было не готово к таким вопросам. Сознание должно дойти до какого-то критического пункта в своем развитии, чтобы заметить таинственность человеческого существования. Возможно, именно в тот момент, когда человек осознает свое одиночество, он приходит к этим вечным вопросам.

"Когда я размышляю о мимолетности моего существования, погруженного в вечность, которая была до меня и пребудет после, и о ничтожности пространства, не только занимаемого, но и видимого мной, пространства, растворенного в безмерной бесконечности пространств, мне не ведомых и не ведающих обо мне, – я трепещу от страха и спрашиваю себя, – почему я здесь, а не там, ибо нет причины мне быть здесь, а не там, нет причины быть сейчас, а не потом или прежде. Чей приказ, чей помысел предназначил мне это время и место?" (Блез Паскаль) 12

Заключение.

Воспринимать одиночество следует, как данное, не давая ему ни позитивной, ни негативной оценки. Это просто ещё одна отличительная черта человека, стоящая наряду со стремлением к свободе, эгоизмом и т.д. Также как Шопенгауэр находил выход избавления от страданий в аскетизме, т.е. через понимание того, что все люди страдают, и смирялся с этим, нужно увидеть, что все люди также одиноки, что этого нельзя отнять у человека.

«Человек тщетно пытается заполнить пустоту, бездонную пропасть суетным и преходящим, найти опору в непрочном и конечном..» 13 Паскаль в своем суждении более чем прав, но может быть, одиночество-это все же не пустота…

Одиночество-это пространство. Кто–то пытается его заполнить внутри себя, используя внешний мир. А кто-то использует пространство внутри себя, заполняя пространство за пределами своего мира.

Одиночество нам необходимо, потому что сознание того, что ты один и никто тебя не понимает, дает необходимый всплеск эмоций. И этот выход энергии обязательно несет за собой какое-то действие, желание. Самое главное не упустить момент. Ведь, когда чувство одиночества тебя покидает, размышления выветриваются и верх одерживает интерес к большому, внешнему миру (т.е. к некой условности, иллюзии) о своих истинных желаниях и возможностях мы на время забываем. А много ли у нас этого времени, чтобы мы могли так легкомысленно его тратить?

Одиночество помогает нам сконцентрироваться на самом важном… Главное -научиться пользоваться этим правильно.

Список литературы:

  1. Бердяев Н. А., Философия свободного духа, М.: Республика, 1994.

  2. Гагарин А.С. Экзистенциалы человеческого бытия: одиночество, смерть, страх. От античности до Нового времени. Екатеринбург. 2001

  3. Дэниел Перлман и Летиция Энн Пепло, Лабиринты одиночества: Пер. с англ. /Сост., общ. ред. и предисл. Н. Е. Покровского. – М.: Прогресс, 1989.

  4. Лосев А.Ф., История античной философии в конспективном изложении., М., 1989.

  5. Бубер М., Два образа веры, М., 1995.

  6. Паскаль Б., Мысли, М.: Политиздат, 1990.

  7. Ссылки в интернете:

http://hpsy.ru/link/13.htm (Сайт экзистенциальной и гуманистической психологи)

http://cpsy.ru/cit5.htm (цитаты об одиночестве)

Список цитируемой литературы:

1. Цитаты об одиночестве, http://cpsy.ru/cit5.htm.

2 .Сомерсэт Моэм, Луна и Грош, М. : Правда, 1982. Пер. - Н.Ман, С. 42.

3. Антуан де Сент Экзюпери, Маленький принц, глава 17.

4. Цитаты об одиночестве, http://cpsy.ru/cit5.htm.

5.

6. Бердяев Н.А. "Я и мир объектов " , глава «Я, одиночество и общество».

7. Цитаты об одиночестве, http://cpsy.ru/cit5.htm

8. Притчи от Энтони де Мелло - http://www.sky.od.ua/~serg2002/pri.html

9. Цитаты об одиночестве, http://cpsy.ru/cit5.htm

10. Цитаты об одиночестве, http://cpsy.ru/cit5.htm

11. Паскаль Б., Мысли. Фр.139. С.113

12. Паскаль Б., Мысли, Фр. 205,С. 192

  1. Проблемы одиночества и самооценки у подростков

    Реферат >> Психология

    Обществу. Философские концепции во многом обусловили социологические и социально-психологические подходы к проблеме одиночества , разрабатываемые...

  2. Философия. Философские понятия, категории и глобальные проблемы

    Шпаргалка >> Философия

    Страхом, одиночеством , раскаянием. Согласно Хайдеггеру, философская истина является собой... и жил там долго в одиночестве . Затем, продумав все, он... 39.Глобальные проблемы современности: философские аспекты Итак, ПЕРВАЯ ГЛОБАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА наших дней...

  3. Философские проблемы жизни и смерти

    Реферат >> Философия

    Ими как ощущение одиночества . Осознание человеком причин своего одиночества не всегда избавляет... по философским аспектам смерти и бессмертия. Третья глава посвящена смыслу жизни, его разновидностям и проблеме

Каждый человек хоть раз ощущал щемящее чувство одиночества, когда вокруг тебя много людей, а поговорить не с кем. Не поймут. По крайней мере, вам так казалось, особенно в подростковом возрасте. Поэтому вместо того, чтобы решить проблемы одиночества общением с друзьями или новым знакомством, вы еще сильнее закрывались в себе и с упоением принимались себя жалеть.

Знакомая картина? Причем считается, что в большинстве случаев от одиночества страдают женщины в любом возрасте. А все потому, что они более впечатлительны, и психология одиночества близка им по духу. Но сказать, что мужчинам чуждо подобное чувство, нельзя. Многие психологи уверены, что они просто страдают молча, считая свои чувства недопустимой слабостью. Да что там говорить! Они даже себе не готовы признаться в том, что одиноки, не то что специалисту на приеме.

Если говорить о территориальных разделениях, то в мегаполисах проблема одиночества ощущается сильнее. Большие расстояния не позволяют людям встречаться так часто, как бы этого хотелось. Да и огромное скопление народа не располагает к душевному общению. Все куда-то бегут, спешат, толкаются в толпе локтями и даже не оглядываются, чтобы извиниться. Огромный безликий механизм поглощает людей. И человек сам не замечает, как перестает общаться с родными (некогда), приезжать на семейные праздники (далеко), готовить домашнюю еду (зачем, если в ресторане вкуснее). Мужчины и женщины живут, словно по инерции. И в один прекрасный миг оглядываются по сторонам, а рядом – никого. Вот оно – одиночество. Многочисленные коллеги, с которыми ты проводила большую часть своего времени, живут своей жизнью. Родные отвыкли от тебя, и вам просто не о чем говорить. Пустые слова о погоде и политике способны убить время, но не одиночество.

В небольших городках ситуация получше. Но здесь тоже есть свои проблемы. Например, человек, который страдает от одиночества, не может обратиться за профессиональной помощью для его преодоления. Мы говорим не о службах знакомств, а о психологах. Ведь для того чтобы избавиться от проблемы, необходимо определить причину ее появления. А как, скажите, мужчина сможет пожаловаться на то, что жена его не понимает и не слышит, когда психолог – подруга его супруги? Или парень, находящийся в подростковом возрасте, не может пойти к психологу? В маленьком городке все друг друга знают, поэтому и познакомиться с кем-то новым не представляется возможности. Как же все-таки избавиться от чувства одиночества? Давайте разберемся.

Одиночество и человеческая уникальность

Как ни странно, одиночество – это вся наша жизнь. Человек пришел в этот мир один. В одиночестве его и покинет. Но людям очень сложно сознавать этот факт. Они создали институт брака, социальное общество, настроили многоэтажных домов, где скрыться друг от друга невозможно. И все для того, чтобы быть рядом с кем-то. Если первобытные люди сбивались в общины для того, чтобы было легче охотиться, то современной женщине ничего не стоит донести пакет молока из супермаркета. Но при этом ей так хочется иметь семью, друзей, знакомых, чувствовать себя любимой и нужной. И свежеубитый мамонт на пороге пещеры тут совсем ни при чем.

Для того чтобы понять, в чем кроется сущность чувства одиночества, нужно проследить весь путь развития этого психологического явления. Давайте вернемся к пещерному времени. Первобытные люди на первых порах не чувствовали себя одинокими. Они ходили на охоту, жгли костры и были довольны жизнью. И так продолжалось до тех пор, пока кто-то из них не осознал, что человек очень отличается от неживой природы. Что кожа человека совсем не такая, как, к примеру, поверхность камня. Первобытный мыслитель был потрясен. Единственное решение, которое пришло ему в голову – это возвести непохожее на него тело в ранг божества. Не стоит упрекать наших предков в глупости и трусости. Они действовали очень осмотрительно – пытались подружиться с тем, что им незнакомо. Но ключевое понятие здесь не страх или хитрость, а осознание собственной уникальности.

Одиночество в детстве

Как только человек начал понимать, что не похож на тех же самых мамонтов, в нем начали зарождаться первые ощущения одиночества. И он по привычке возводил непохожие на себя организмы в ранг божества. Вот она – одна из основных ошибок человечества и главная проблема одиночества. Мы любим всех ставить выше себя. Природа такая. Если этим грешили наши предки, то уж что говорить о нас?

Скажите, кому сегодня молятся люди? Иисусу. Человеку. Будем считать, что мы достигли границ осознания своей уникальности. Сначала была неживая природа, потом звери, а затем и человек. Люди осознали свою непохожесть на остальных и…. начали чувствовать одиночество. Поскольку, если он – другой, не такой, как все, то и понять его никто не сможет. Притом думать, что одиночество – это врожденное качество, не стоит.

Человек, когда рождается, не осознает, что он – один. Младенец вполне себе счастлив (при надлежащем уходе). Родители его обожают, бабушки боготворят. Стоит заплакать, как на тебе чистый памперс, а мама заботливо дает молоко. О каком одиночестве может идти речь? Но суть не в чрезмерной заботе о ребенке, а в том, что он еще не ощущает себя личностью. Когда малыш учится говорить, то называет себя «мы» и говорит о себе исключительно в третьем лице. Он в обществе. И как только в разговоре проскальзывает местоимение «я», можете быть уверены – первый кирпичик к ощущению одиночества положен.

Усугубится это качество у тех детей, родители которых решили реализовать все свои мечты и стремления в собственном чаде. Мама не стала балериной? Дочку ежедневно таскают на уроки танцев, несмотря на активные протесты самого ребенка. Папа хотел стать хирургом? Сыну с детства навязывают нелюбимую им профессию. И если дитя начинает сопротивляться, в ход идет моральный шантаж. Родители начинают напоминать ребенку обо всех тех благах, которые они ему дали. Не хочешь идти на танцы? Плохая девочка. Заберу у тебя новый велосипед и отдам соседской девочке. Она послушная.

Пиком подобного шантажа является заявление о том, что несговорчивого ребенка поменяют на другого, хорошего. Скажите, будет такой малыш чувствовать себя одиноким? Конечно же, будет. Он видит, что родители не понимают его желаний и стремлений. А главное – не осознают его уникальности. Хуже всего, что детские проблемы закладываются глубоко в подсознание и формируют дальнейший характер. Девочка, так и не ставшая балериной в подростковом возрасте, становится замкнутой. Она справедливо полагает, что если ее не поняла собственная мать, то что говорить о посторонних людях. Нет, девушка не прерывает общение с миром полностью. Она общается, дружит со сверстниками, но душу ни перед кем не раскрывает. И чувствует себя безмерно одинокой.

Кстати, в подростковом возрасте проблема одиночества стоит особенно остро. Тебя абсолютно никто не понимает: ни родители, ни друзья, ни тем более учителя. К этому добавляются искаженные впечатления о своей внешности – и все! Ты неудачница, которой абсолютно не с кем поговорить. И даже после преодоления этого непростого периода останутся шрамы на душе, которые всегда будут напоминать о подростковом возрасте.

Женское одиночество

Кроме того, психология одиночества женщины очень часто связана с отсутствием мужчины. Замечали ли вы, что разведенная девушка очень часто называет себя одинокой при том, что рядом в коляске спит ее ребенок? А когда ей начинают говорить о том, что она не одна, женщина начинает проецировать свое одиночество и на малыша: «мы никому не нужны». Девушка имеет в виду, что они с ребенком не нужны бывшему мужу, но проекция получается такой широкой, что охватывает все человечество.

В чем же проблема такого болезненного женского желания иметь семью? Нет, это не надуманная потребность, как об этом любят говорить мужчины. Такое поведение заложено природой. Посмотрите на малышей в детском саду. В то время, когда мальчишки бегают по игровой комнате с автоматами, девочки играют в дочки-матери. Варят суп в пластмассовой кастрюльке, пеленают кукол, складывают крошечную одежду в шкафчики. Они уже мечтают о белой фате и красивом муже. Так что говорить о повзрослевших девчонках?

Допустим, что свадебное платье надеть удалось. И обручальное колечко на руке говорит, что жизнь прожита не зря. Но откуда же это гнетущее чувство одиночества? Вроде и муж рядом, и дети растут. Такая уж женская психология – одиночество зачастую зарождается у людей, окруженных родными и близкими. Причем вполне обоснованно. Очень часто семьи живут словно по инерции, не интересуясь настроением, мыслями и действиями тех, кто находится с ними под одной крышей. Женщина с любовью готовит ужин, выбирая лучшие блюда из кулинарной книги, а в ответ слышит дежурное «спасибо». На эту тему есть поучительная шутка: мать семейства положила на стол перед мужем и сыновьями охапку сена, а когда мужчины начали возмущаться, кормилица заявила: «как еще я могла узнать, что вы видите то, что едите?» Чувствовала ли эта женщина себя одинокой? Несомненно.

Кстати, очень часто женщина сама обрекает себя на вынужденное одиночество. Обычно это случается после неудачного романа, когда отношения закончились очень болезненно для девушки. Ее бросили, унизили, ей больно. Вместо адекватного преодоления этих трудностей включается защитный механизм, который находит причину и, обобщая, говорит, что мужчины – это зло. И женщина больше не пытается строить свою личную жизнь, полагая, что все закончится так же, как и в прошлый раз.

В итоге она становится еще более несчастной, чем раньше. Поскольку создавать отношения ей мешает страх, а все ее подсознание жаждет любить и быть любимой, женщина живет вопреки своим желаниям. И, в конце концов, ей приходится восстанавливать не только способность доверять мужчинам, но и лечиться от одиночества. Но если причина не во второй половине человека? Что, если кому-то явно не хватает общения? Давайте разберемся в проблемах социального одиночества.

От одиночества к самосовершенствованию

Задайте себе вопрос: почему окружающие не желают с вами общаться? Может, им с вами неинтересно? Или вы зациклены на одной теме, говорить на которую в сотый раз людям надоедает? Такое случается иногда с молодыми мамами, которые сутки напролет готовы обсуждать своего новорожденного малыша. Как он ест, как спит, как держит головку. И если в первый раз незамужние подруги охотно выслушивают ваши восторженные речи о достижениях ребенка, то через неделю начинают уходить от общения, ссылаясь на какие-то проблемы. Не думайте, что эти самые проблемы не существуют, и что подруга придумала их для того, чтобы от вас отвязаться. Они есть. И совсем не у вашего собеседника, а у вас. Вы перестали быть интересной людям. Перестали развиваться. И именно в этом кроется проблема вашего одиночества.

Что же делать? Многие молодые мамы сейчас начнут рассказывать о том, что у них катастрофически не хватает времени на учебу, иначе они бы с удовольствием научились чему-то новому и интересному. Но так ли это? А что мешает вам взять на прогулку с малышом новую книгу? Пока ребенок спит в коляске на воздухе, вы совершенствуетесь. И это может быть не только дамский роман, но и учебник по психологии или самоучитель по английскому языку. Вы должны сделать все возможное, чтобы стать полезной и интересной собеседницей.

Психология одиночества очень многогранна и объединяет в себя ряд разносторонних человеческих проблем. То есть одиночество может испытывать и молодая мама, и директор крупного предприятия, и старенькая пенсионерка, и даже несовершеннолетний ученик. Причины у всех разные. Последствие – одно. И для того, чтобы избавиться от одиночества, нужно определить, какой тип психологической проблемы вас настиг.

Типы одиночества

  1. Космическое одиночество

    С ним можно столкнуться в любом возрасте. Здесь человек ощущает разрыв связей с природой, космосом. Но это только его ощущения. На самом деле он теряет связь с самим собой, а это гораздо более сложная проблема, нежели отсутствие собеседника. Космическое одиночество наблюдается у тех людей, которые не живут своей жизнью, жертвуют собой ради других, чей талант не развивается.

    Это может быть как послушный ребенок, который выполняет волю родителей вопреки собственным потребностям, так и домохозяйка, которая мечтала стать ведущим экономистом, но в итоге посвятила себя семье. Для преодоления такой проблемы необходимы самореализация и отстаивание собственной точки зрения.

  2. Культурное одиночество

    Это чувство возникает, если личностные ценности человека не полностью соответствуют ценностям общества. С подобной проблемой сталкиваются диссиденты, эмигранты, люди, которым пришлось пережить глубокие социальные перемены. Культурное одиночество было очень распространено среди пожилых людей во времена развала Советского Союза. Страна зажила по-новому, но часть общества не захотела принимать эти изменения. Особенно остро этот вид одиночества переживается людьми в зрелом и пожилом возрасте.

  3. Социальное одиночество

    Когда человек вынужденно прерывает связь с определенной группой, в которую хотел бы входить. Это может быть работа (женщину отправили на заслуженный отдых) или институт (студента исключили за неудовлетворительное поведение). Человек в таком случае чувствует себя не только одиноким, но и изгнанным, недостойным. Он надолго замыкается в себе, раз за разом переживая в душе свой крах, мысленно переигрывая ситуацию, перебирая варианты, которые, по его мнению, могли бы спасти положение.

    Часто чувство социального одиночества усугубляют те, кто находится рядом с потерпевшим крах человеком. Коллеги продолжают звонить и бодрым голосом рассказывать, что предприятие процветает. Студенты зовут исключенного товарища на вечеринку, где активно обсуждают прошедшую сессию. Решение: вас уволили? Вы страдаете? Тогда рвите все связи с прошлым местом работы, чтобы ничто не напоминало вам о фиаско. Можете даже изменить маршрут, чтобы не проезжать ежедневно мимо старой работы.

  4. Межличностное одиночество

    Здесь причиной выступает разрыв связей с другими людьми. К примеру, у человека нет друзей. Или возле него находятся люди, которым он не может довериться. Многие в данном случае обращаются в службу знакомств или начинают общаться с незнакомыми людьми на улице. Однако, если вы не определите истинную причину возникновения межличностного одиночества, вам не удастся выстроить новые отношения. Для его преодоления обратитесь за помощью к психологу, покопайтесь в памяти. Скорее всего, вам мешает застарелый комплекс неполноценности. Избавьтесь от него, и новые друзья появятся сами.

Когда одиночество на пользу?

Существуют ли люди, которые осознанно принимают одиночество за модель поведения? Конечно же, да. Это интроверты. Люди, обращенные внутрь себя, которым не нужно общение, чтобы чувствовать себя счастливыми и самодостаточными. Естественно, что полного одиночества интроверты не придерживаются. У них есть семья, друзья. Но в целом они ведут достаточно замкнутый образ жизни. Более того, восстановиться они могут только один на один с собой.

Когда одиночество становится для них губительным? Тогда, когда рвется связь с близким человеком, причем в любом возрасте. Например, женщина поругалась с лучшей подругой. Или муж подал на развод. Страдания усиливаются из-за того, что интроверты очень неохотно впускают посторонних в свою жизнь, а тех, кого считают близким, ценят очень высоко. От этого и потери становятся более значительными, чем для общительного экстраверта. Для преодоления полученного стресса интроверту необходимы время и, конечно же, здоровое одиночество.

Меняем отношение к одиночеству

Как бы это странно ни звучало, но психологи одиночество не рассматривают как главную проблему – суть состоит в отношении к этому чувству людей. Пример: женщина воспитала детей, выдала их замуж и теперь чувствует себя неуютно в опустевшей квартире. Ей не хватает общения, голосов детей. Она одинока. Чтобы сгладить возникшее чувство, женщина начинает часто ходить в гости в новые семьи детей, звонить им по вечерам. Естественно, что такое пристальное внимание может не понравиться молодым. Возникает конфликт.

А что, по мнению психологов, должна была сделать женщина для преодоления своего одиночества? Найти себе новое увлечение. Записаться в клуб по интересам, подружиться с такими же, как она. Посмотрите, как ведут себя люди в пожилом возрасте на Западе. Они много общаются, путешествуют, устраивают вечеринки, на которых нет места громкой музыке и крепким спиртным напиткам. Гости слушают старые пластинки и говорят о вязании или о рыбной ловле. Они счастливы и не обременяют детей своими проблемами. Поэтому попробуйте полюбить свое одиночество, найдите положительные стороны в том, что вы в данный момент одна, и жизнь наладится.

Обсуждение 2

Одиноки ли мы во Вселенной?

Для эволюции живых организмов от простейших форм (вирусы, бактерии) к разумным существам необходимы огромные интервалы времени так как “движущей силой” такого отбора являются мутации и естественный отбор - процессы, носящие случайный характер. Именно через большое количество случайных процессов реализуется закономерное развитие от низших форм жизни к высшим. На примере нашей планеты Земли мы знаем, что этот интервал времени, по-видимому, превосходит миллиард лет. Поэтому только на планетах, обращающихся вокруг достаточно старых звёзд, мы можем ожидать присутствия высокоорганизованных живых существ. При современном состоянии астрономии мы можем только говорить об аргументах в пользу гипотезы о множественности планетных систем и возможности возникновения на них жизни. Строгим доказательством этих важнейших утверждений астрономия пока не располагает. Для того, чтобы говорить о жизни, надо, по крайней мере, считать, что достаточно старые звёзды имеют планетные системы. Для развития жизни на планете необходимо, чтобы выполнялся рад условий общего характера. И совершенно очевидно, что далеко не на каждой планете может возникнуть жизнь.

Мы можем себе представить вокруг каждой звезды, имеющей планетную систему, зону, где температурные условия не исключают возможности развития жизни. Вряд ли она возможна на планетах вроде Меркурия, температура освещённой Солнцем части которого выше температуры плавления свинца, или вроде Нептуна, температура поверхности которого -200°C. Нельзя, однако, недооценивать огромную приспособляемость живых организмов к неблагоприятным условиям внешней среды. Следует еще заметить, что для жизнедеятельности живых организмов значительно “опаснее” очень высокие температуры, чем низкие, так как простейшие виды вирусов и бактерий могут, как известно, находится в состоянии анабиоза при температуре, близкой к абсолютному нулю.

Кроме того, необходимо, чтобы излучение звезды на протяжении многих сот миллионов и даже миллиардов лет оставалось приблизительно постоянным. Например, обширный класс переменных звёзд, светимости которых сильно меняются со временем (часто периодически) , должен быть исключён из рассмотрения. Однако большинство звёзд излучает с удивительным постоянством. Например, согласно геологическим данным, светимость нашего Солнца за последние несколько миллиардов лет оставалась постоянной с точностью до нескольких десятков процентов.

Чтобы на планете могла появиться жизнь, её масса не должна быть слишком маленькой. С другой стороны слишком большая масса тоже является неблагоприятным фактором, на таких планетах невелика вероятность образования твёрдой поверхности невелика, они обычно представляют из себя газовые шары с быстро растущей к центру плотностью (например Юпитер и Сатурн) . Так или иначе, массы планет, пригодных для развития жизни, должны быть ограничены как сверху, так и снизу. По-видимому, нижняя граница возможностей массы такой планеты близка к нескольким сотым массы Земли, а верхняя в десятки раз превосходит земную. Очень большое значение имеет химический состав поверхности и атмосферы. Как видно, пределы параметров планет, пригодных для жизни, достаточно широки.

Для изучения жизни нужно прежде всего определить понятие “живое вещество” . Этот вопрос является далеко не простым. Многие ученые, например, определяют живое вещество как сложные белковые тела, обладающие упорядоченным обменом веществ. Такой точки зрения придерживался, в частности, академик А. И. Опарин, много занимавшийся проблемой происхождения жизни на Земле. Конечно, обмен веществ есть существеннейший атрибут жизни, однако вопрос о том, можно ли сводить сущность жизни, прежде всего к обмену веществ, является спорным. Ведь и в мире неживого, например, у некоторых растворов, наблюдается обмен веществ в его простейших формах. Вопрос об определении понятия “жизнь” стоит очень остро, когда мы обсуждаем возможности жизни на других планетных системах.

В настоящее время жизнь определяется не через внутреннее строение и вещества, которые её присущи, а через её функции: “управляющая система” , включающая в себя механизм передачи наследственной информации, обеспечивающей сохранность последующим поколениям. Тем самым благодаря неизбежным помехам при передаче такой информации наш молекулярный комплекс (организм) способен к мутациям, а следовательно к эволюции.

Возникновению живого вещества на Земле (и, как можно судить по аналогии, на других планетах) предшествовала довольно длительная и сложная эволюция химического состава атмосферы, в конечном итоге приведшая к образованию ряда органических молекул. Эти молекулы впоследствии послужили как бы “кирпичиками” для образования живого вещества.

По современным данным: планеты образуются из первичного газово-пылевого облака, химический состав которого аналогичен химическому составу Солнца и звёзд, первоначальная их атмосфера состояла в основном из простейших соединений водорода - наиболее распространённого элемента в космосе. Больше всего было молекул водорода, аммиака, воды и метана. Кроме того, первичная атмосфера должна была быть богата инертными газами - прежде всего гелием и неоном. В настоящее время благородных газов на Земле мало, так как они в своё время диссипировали (улетучились) в межпланетное пространство, как и многие водородсодержащие соединения.

Однако, по-видимому, решающую роль в установлении состава земной атмосферы сыграл фотосинтез растений, при котором выделяется кислород. Не исключено, что некоторое, а может быть даже существенное, количество органических веществ было принесено на Землю при падениях метеоритов и, возможно, даже комет. Некоторые метеориты довольно богаты органическими соединениями. Подсчитано, что за 2 млрд. лет метеориты могли принести на Землю от 10 8 до 10 12 тонн таких веществ. Также органические соединения могут в небольших количествах возникать в результате вулканической деятельности, ударов метеоритов, молний, из-за радиоактивного распада некоторых элементов.

Имеются довольно надёжные геологические данные, указывающие на то, что уже 3.5 млрд. лет назад земная атмосфера была богата кислородом. С другой стороны возраст земной коры оценивается геологами в 4.5 млрд. лет. Жизнь должна была возникнуть на Земле до того, как атмосфера стала богата кислородом, так как последний в основном является продуктом жизнедеятельности растений. Согласно недавней оценке американского специалиста по планетной астрономии Сагана, жизнь на Земле возникла 4.0-4.4 млрд. лет назад.

Механизм усложнения строения органических веществ и появление у них свойств, присущих живому веществу, в настоящее время ещё недостаточно изучен, хотя в последнее время наблюдаются большие успехи в этой области биологии. Но уже сейчас ясно, что подобные процессы длятся в течение миллиардов лет.

Любая сколь угодно сложная комбинация аминокислот и других органических соединений это ещё не живой организм. Можно, конечно, предположить, что при каких-то исключительных обстоятельствах где-то на Земле возникла некая “праДНК” , которая и послужила началом всему живому. Вряд ли, однако, это так, если гипотетическая “праДНК” была вполне подобна современной. Дело в том, что современная ДНК сама по себе совершенно беспомощна. Она может функционировать только при наличии белков-ферментов. Думать, что чисто случайно, путём “перетряхивания” отдельных белков - многоатомных молекул, могла возникнуть такая сложнейшая машина, как “праДНК” и нужный для её функционирования комплекс белков-ферментов - это значит верить в чудеса. Однако можно предположить, что молекулы ДНК и РНК произошли от более примитивной молекулы.

Для образовавшихся на планете первых примитивных живых организмов высокие дозы радиации могут представлять смертельную опасность, так как мутации будут происходить так быстро, что естественный отбор не поспеет за ними.

Заслуживает внимания ещё такой вопрос: почему жизнь на Земле не возникает из неживого вещества в наше время? Объяснить это можно только тем, что ранее возникшая жизнь не даст возможность новому зарождению жизни. Микроорганизмы и вирусы буквально съедят уже первые ростки новой жизни. Нельзя полностью исключать и возможность того, что жизнь на Земле возникла случайно.

Существует ещё одно обстоятельство, на которое, может быть, стоит обратить внимание. Хорошо известно, что все “живые” белки состоят из 22 аминокислот, между тем как всего аминокислот известно свыше 100. Не совсем понятно, чем эти кислоты отличаются от остальных своих “собратьев” . Нет ли какой-нибудь глубокой связи между происхождением жизни и этим удивительным явлением?

Если жизнь на Земле возникла случайно, значит, жизнь во Вселенной редчайшее (хотя, конечно, ни в коем случае не единичное) явление. Для данной планеты (как, например, наша Земля) возникновений особой формы высокоорганизованной материи, которую мы называем “жизнью” , является случайностью. Но в огромных просторах Вселенной возникающая таким образом жизнь должна представлять собой закономерное явление.

Надо ещё раз отметить, что центральная проблема возникновения жизни на Земле объяснение качественного скачка от “неживого” к “живому” - всё ещё далека от ясности. Недаром один из основоположников современной молекулярной биологии профессор Крик на Бюраканском симпозиуме по проблеме внеземных цивилизаций в сентябре 1971 года сказал: “Мы не видим пути от первичного бульона до естественного отбора. Можно прийти к выводу, что происхождение жизни - чудо, но это свидетельствует только о нашем незнании”.

Волнующий вопрос о жизни на других планетах занимает умы астрономов вот уже несколько столетий. Возможность самого существования планетных систем у других звёзд только сейчас становится предметом научных исследований. Раньше же вопрос о жизни на других планетах был областью чисто умозрительных заключений. Между тем Марс, Венера и другие планеты Солнечной системы уже давно известны как несамосветящиеся твёрдые небесные тела, окружённые атмосферами. Давно стало ясно, что в общих чертах они напоминают Землю, а если так, почему бы на них не быть жизни, даже высокоорганизованной, и, кто знает, разумной?

Вполне естественно считать, что физические условия, господствовавшие на только что образовавшихся из газово-пылевой среды планетах земной группы (Меркурий, Венера, Земля, Марс) , были очень сходными, в частности их первоначальные атмосферы были одинаковы.

Основными атомами, входящими в состав тех молекулярных комплексов, из которых образовалось живое вещество, являются водород, кислород, азот и углерод. Роль последнего особенно важна. Углерод четырёхвалентный элемент. Поэтому только углеродные соединения приводят к образованию длинных молекулярных цепей с богатыми и изменчивыми боковыми ответвлениями. Именно к такому типу принадлежат различные белковые молекулы. Часто заменителем углерода называют кремний. Кремний довольно обилен в космосе. В атмосферах звёзд его содержание лишь в 5-6 раз меньше, чем углерода, то есть достаточно велико. Вряд ли, однако, кремний может играть роль “краеугольного камня” жизни. По некоторым причинам его соединения не могут обеспечить такое большое разнообразие боковых ответвлений в сложных молекулярных цепочках, как углеродные соединения. Между тем богатство и сложность таких боковых ответвлений именно и обеспечивает огромное разнообразие свойств белковых соединений, а также исключительную “информативность” ДНК, что совершенно необходимо для возникновения и развития жизни.

Важнейшим условием для зарождения жизни на планете является наличие на её поверхности достаточно большого количества жидкой Среды. В такой среде находятся в растворённом состоянии органические соединения и могут создаваться благоприятные условия для синтеза на их основе сложных молекулярных комплексов. Кроме того, жидкая среда необходима только что возникшим живым организмам для защиты от губительного воздействия ультрафиолетового излучения, которое на начальном этапе эволюции планеты может свободно проникать до её поверхности.

Можно ожидать, что такой жидкой оболочкой может быть только вода и жидкий аммиак, многие соединения которого, кстати, по своей структуре аналогичны органическим соединениям, благодаря чему в настоящее время рассматривается возможность возникновения жизни на аммиачной основе. Образование жидкого аммиака требует сравнительно низкой температуры поверхности планеты. Вообще значение температуры первоначальной планеты для возникновения на ней жизни весьма велико. Если температура достаточно высока, например выше 100°C, а давление атмосферы не очень велико, на её поверхности не может образоваться водяная оболочка, не говоря уж об аммиачной. В таких условиях говорить о возможности возникновения жизни на планете не приходится.

Исходя из сказанного, мы можем ожидать, что условия для возникновения в отдалённом прошлом жизни на Марсе и Венере могли быть, вообще говоря, благоприятными. Жидкой оболочкой могла быть только вода, а не аммиак, что следует из анализа физических условий на этих планетах в эпоху их формирования. В настоящее время эти планеты достаточно хорошо изучены, и ничто не указывает на присутствие даже простейших форм жизни ни на одной из планет солнечной системы, не говоря уже о разумной жизни. Однако получить явные указания на наличие жизни на той или иной планете путём астрономических наблюдений очень трудно, особенно если речь идет о планете в другой звёздной системе. Даже в самые мощные телескопы при наиболее благоприятных условиях наблюдения размеры деталей, ещё различимых на поверхности Марса, равны 100 км.

До этого мы только определили самые общие условия, при которых во Вселенной может (не обязательно должна) возникнуть жизнь. Такая сложная форма материи, как жизнь, зависит от большого числа совершенно не связанных между собой явлений. Но все эти рассуждения касаются только простейших форм жизни. Когда мы переходим к возможности тех или иных проявлений разумной жизни во Вселенной, мы сталкиваемся с очень большими трудностями.

Жизнь на какой-нибудь планете должна проделать огромную эволюцию, прежде чем стать разумной. Движущая сила этой эволюции способность организмов к мутациям и естественный отбор. В процессе такой эволюции организмы всё более и более усложняются, а их части специализируются. Усложнение идёт как в качественном, так и в количественном направлении. Например, у червя имеется всего около 1000 нервных клеток, а у человека около десяти миллиардов. Развитие нервной системы существенно увеличивает способности организмов к адаптации, их пластичность. Эти свойства высокоразвитых организмов являются необходимыми, но, конечно, недостаточными для возникновения разума. Последний можно определить как адаптацию организмов для их сложного социального поведения. Возникновение разума должно быть теснейшим образом связано с коренным улучшением и усовершенствованием способов обмена информацией между отдельными особями. Поэтому для истории возникновения разумной жизни на Земле возникновение языка имело решающее значение. Можем ли мы, однако, такой процесс считать универсальным для эволюции жизни во всех уголках Вселенной? Скорее всего - нет! Ведь в принципе при совершенно других условия средством обмена информацией между особями могли бы стать не продольные колебания атмосферы (или гидросферы) , в которой живут эти особи, а нечто совершенно другое. Почему бы не представить себе способ обмена информацией, основанный не на акустических эффектах, а, скажем, на оптических или магнитных? И вообще - так ли уж обязательно, чтобы жизнь на какой-нибудь планете в процессе её эволюции стала разумной?

Между тем эта тема с незапамятных времён волновала человечество. Говоря о жизни во Вселенной, всегда, прежде всего, имели в виду разумную жизнь. Одиноки ли мы в безграничных просторах космоса? Философы и учёные с античных времён всегда были убеждены, что имеется множество миров, где существует разумная жизнь. Никаких научно обоснованных аргументов в пользу этого утверждения не приводилось. Рассуждения, по существу, велись по следующей схеме: если на Земле - одной из планет Солнечной системы есть жизнь, то почему бы ей не быть на других планетах? Этот метод рассуждения, если его логически развивать, не так уж плох. И вообще страшно себе представить, что из 10 20 - 10 22 планетных систем во Вселенной, в области радиусом в десяток миллиардов световых лет разум существует только на нашей крохотной планете... Но может быть, разумная жизнь - чрезвычайно редкое явление. Может быть, например, что наша планета как обитель разумной жизни единственная в Галактике, причем далеко не во всех галактиках имеется разумная жизнь. Можно ли, вообще, считать работы о разумной жизни во Вселенной научными? Вероятно, всё-таки, при современном уровне развития техники можно, и необходимо заниматься этой проблемой уже сейчас, тем более она может вдруг оказаться чрезвычайно важной для развития цивилизации...

Обнаружение любой жизни, особенно разумной, могло бы иметь огромное значение. Поэтому уже давно предпринимаются попытки обнаружить и установить контакт с другими цивилизациями. В 1974 году в США была запущена автоматическая межпланетная станция “Пионер-10” . Несколько лет спустя она покинула пределы солнечной системы, выполнив различные научные задания. Есть ничтожно малая вероятность того, что когда-нибудь, через многие миллиарды лет, неведомые нам высоко цивилизованные инопланетные существа обнаружат “Пионер-10” и встретят его как посланца чужого, неведомого нам, мира. На этот случай внутри станции заложена стальная пластинка с выгравированными на ней рисунком и символами, которые дают минимальную информацию о нашей земной цивилизации. Это изображение составлено таким образом, чтобы разумные существа, нашедшие его, смогли определить положение солнечной системы в нашей Галактике, догадались бы о нашем виде и, возможно, намерениях. Но конечно внеземная цивилизация имеет гораздо больше шансов обнаружить нас на Земле, чем найти “Пионер-10” .

Вопрос о возможности связи с другими мирами впервые анализировался Коккони и Моррисом в 1959 году. Они пришли к выводу, что наиболее естественный и практически осуществимый канал связи между какими-нибудь цивилизациями, разделёнными межзвёздными расстояниями, может быть установлен с помощью электромагнитных волн. Очевидное преимущество такого типа связи - распространение сигнала с максимально возможной в природе скоростью, равной скорости распространения электромагнитных волн, и концентрация энергии в пределах сравнительно небольших телесных углов без сколько-нибудь значительного рассеяния. Главными недостатками такого метода являются маленькая мощность принимаемого сигнала и сильные помехи, возникающие из-за огромных расстояний и космических излучений. Сама природа подсказывает нам, что передачи должны идти на длине волны 21 сантиметр (длина волны излучения свободного водорода) , при этом потери энергии сигнала будут минимальны, а вероятность приёма сигнала внеземной цивилизацией гораздо больше, чем на случайно взятой длине волны. Вероятней всего, что и ожидать сигналов из космоса мы должны на той-же волне.

Но допустим, что мы обнаружили какой-то странный сигнал. Теперь мы должны перейти к следующему, довольно важному вопросу. Как распознать искусственную природу сигнала? Скорее всего, он должен быть модулирован, то есть его мощность со временем должна регулярно меняться. На первых порах он должен, по-видимому, быть достаточно простым. После того как сигнал будет принят (если, конечно, это случиться) , между цивилизациями будет установлена двухсторонняя радиосвязь, и тогда можно начинать обмен более сложной информацией. Конечно, не следует при этом забывать, что ответы могут при этом быть получены не ранее, чем через несколько десятков или даже сотен лет. Однако исключительная важность и ценность таких переговоров, безусловно, должна компенсировать их медленность.

Радионаблюдения за несколькими ближайшими звёздами уже несколько раз проводились в рамках крупного проекта “ОМЗА” в 1960 году и при помощи телескопа Национальной радиоастрономической лаборатории США в 1971 году. Разработано большое количество дорогих проектов установления контактов с другими цивилизациями, но они не финансируются, а реальных наблюдений пока проводилось очень мало.

Несмотря на очевидные преимущества космической радиосвязи, мы не должны упускать из виду и другие типы связи, так как заранее нельзя сказать с какими сигналами мы можем иметь дело. Во первых это оптическая связь, главный недостаток которой - очень слабый уровень сигнала, ведь несмотря на то, что угол расхождения светового пучка удалось довести до 10 -8 рад., ширина его на расстоянии нескольких световых лет будет огромной. Также связь может осуществляться в помощью автоматических зондов. По вполне понятным причинам этот вид связи землянам пока недоступен, и не станет доступным даже с началом использования управляемых термоядерных реакций. При запуске такого зонда мы бы столкнулись с огромным количеством проблем, если даже считать время его полёта к цели приемлемым. К тому же на расстоянии менее 100 световых лет от солнечной системы уже имеется более 50000 звёзд. На какую из них посылать зонд?

Таким образом, установление прямого контакта с внеземной цивилизацией с нашей стороны пока невозможно. Но может быть нам стоит только подождать? Вот здесь нельзя не упомянуть об очень актуальной проблеме НЛО на Земле. Различных случаев “наблюдения” инопланетян и их активности уже замечено так много, что ни в коем случае нельзя однозначно опровергать все эти данные. Можно только сказать что многие из них, как оказывалось со временем, являлись выдумкой или следствием ошибки. Но это уже тема других исследований.

Если где-то в космосе будет обнаружена какая-то форма жизни или цивилизация, то мы совершенно, даже приблизительно, не можем себе представить, как будут выглядеть её представители и как они отреагируют на контакт с нами. А вдруг эта реакция будет, с нашей точки зрения, отрицательной. Тогда хорошо если уровень развития внеземных существ ниже, чем наш. Но он может оказаться и неизмеримо выше. Такой контакт, при нормальном к нам отношении со стороны другой цивилизации, представляет наибольший интерес. Но об уровне развития инопланетян можно только догадываться, а об их строении нельзя сказать вообще ничего.

Многие учёные придерживаются мнения, что цивилизация не может развиваться дальше определённого предела, а потом она либо погибает, либо больше не развивается. Например немецкий астроном фон Хорнер назвал шесть причин, по его мнению способных ограничить длительность существования технически развитой цивилизации: 1) полное уничтожение всякой жизни на планете; 2) уничтожение только высокоорганизованных существ; 3) физическое или духовное вырождение и вымирание; 4) потеря интереса к науке и технике; 5) недостаток энергии для развития очень высокоразвитой цивилизации; 6) время жизни неограниченно велико; Последнюю возможность фон Хорнер считает совершенно невероятной. Далее, он считает, что во втором и третьем случаях на той же самой планете может развиться ещё одна цивилизация на основе (или на обломках) старой, причём время такого “возобновления” относительно невелико.

С 5 по 11 сентября 1971 г. в Бюраканской астрофизической обсерватории в Армении состоялась первая международная конференция по проблеме внеземных цивилизаций и связи с ними. На конференции присутствовали компетентные учёные, работающие в различных областях, имеющих отношение к рассматриваемой комплексной проблеме,: астрономы, физики, радиофизики, кибернетики, биологи, химики, археологи, лингвисты, антропологи, историки, социологи. Конференция была организована совместно Академией наук СССР и Национальной Академией наук США с привлечение учёных из других стран. На конференции детально обсуждались многие аспекты проблемы внеземных цивилизаций. Подробному обсуждению были подвергнуты вопросы множественности планетных систем во Вселенной, происхождение жизни на Земле, и возможность возникновения жизни на других космических объектах, возникновение и эволюция разумной жизни, возникновение и развитие технологической цивилизации, проблемы поисков сигналов внеземных цивилизаций и следов их деятельности, проблемы установления связи с ними, а также возможные последствия установления контактов.

Литература

  • 1. Шкловский И.С. “Вселенная, жизнь, разум” 1976 г.
  • 2. Зигель Ф.Ю. “Астрономия в её развитии” 1988 г.
  • 3. Ефремов Ю.Н. “В глубины вселенной” 1984 г.
  • 4. Гурштейн А.А. “Извечные тайны неба” 1991 г.