Все о тюнинге авто

Как ведётся учет нефтепродуктов на АЗС? Нефтебаза и АЗС: оперативный учет Пример приходования на учет нефтепродуктов

"Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", N 37, 2004

Множество АЗС, функционирующих сегодня, используют автоматизированные системы измерения и учета нефтепродуктов (далее - АСИ), другие таковых не имеют, применяя неавтоматизированные методы учета.

При наличии на АЗС АСИ проблем количественного учета, как правило, не возникает. А вот как правильно и вместе с тем оптимально организовать учет нефтепродуктов на АЗС, не оснащенных АСИ, при ручных методах измерений и считывания физических параметров?

Мы предлагаем некоторые варианты организации количественного учета нефтепродуктов на АЗС в контрольных целях. А также рассмотрим исчисление и учет акцизов при оптовой и розничной торговле нефтепродуктами по наиболее популярным вариантам взаимоотношений участников реализации. Надеемся, что данный материал поможет многим нашим читателям разрешить вопросы, возникающие при осуществлении операций с нефтепродуктами.

Учет неавтоматизированными методами Общие положения

Учет количества нефтепродуктов на АЗС осуществляется в соответствии с действующими нормативными документами по учету нефтепродуктов на АЗС. Основным является Инструкция о порядке поступления, хранения, отпуска и учета нефти и нефтепродуктов на нефтебазах, наливных пунктах и автозаправочных станциях системы Госкомнефтепродукта СССР, утвержденная Госкомнефтепродуктом СССР 15.08.1985 N 06/21-8-446 (далее - Инструкция).

Инструкция предполагает, что при выполнении учетно-расчетных операций используется обширный перечень действующих ГОСТов, методических указаний, правил и другой нормативной документации согласно Приложению N 2 к Инструкции.

Количественный учет нефтепродуктов на АЗС согласно п.1.1 Инструкции ведется в литрах, количественно изменяющихся вследствие специфики физических свойств нефтепродуктов одновременно с изменением температуры окружающей среды. Кроме того, зачастую в емкости сливаются нефтепродукты одних и тех же марок разных производителей, имеющие различную сортность и некоторые связанные с ней особенности технико-экономических характеристик.

Для оптимальной организации учета нефтепродуктов на АЗС целесообразно определить:

  • порядок (систему) организации учета нефтепродуктов, элементы которых приведены ниже, включая документооборот и периодичность проведения инвентаризации;
  • материально-ответственных лиц из числа персонала АЗС;
  • лиц, осуществляющих контроль организации, порядка и правильности осуществления учета;
  • состав инвентаризационной комиссии.

Учет нефтепродуктов на АЗС осуществляется по совокупности:

  • наличия в резервуарах (учитывается количество нефтепродуктов по каждому резервуару и суммарно по нефтепродуктам каждой марки);
  • наличия в технологических трубопроводах;
  • результатов отпуска через топливо-, маслораздаточные колонки.

Учет нефтепродуктов на АЗС в оперативных целях ведется в единицах объема (л). На наш взгляд, в контрольных целях количественный учет нефтепродуктов на АЗС целесообразно вести также и в единицах массы (т, кг), поскольку показатели массы в отличие от показателей плотности и объема нефтепродуктов являются постоянными по своему количественному значению, не зависящими от изменений каких-либо условий и (или) параметров.

Масса нефтепродукта определяется следующим образом (разд.2 Инструкции):

  • при объемно-массовом методе измерения - по его объему и плотности при одинаковых условиях или условиях, приведенных к одинаковым (температура и давление) (п.2.1 Инструкции);
  • при массовом методе - измеряется в таре и транспортных средствах путем взвешивания на весах (п.2.32 Инструкции);
  • при объемном методе - измеряется только объем нефтепродукта. Данный метод является частью объемно-массового и применяется на АЗС для учета нефтепродуктов (п.2.38 Инструкции);
  • при гидростатическом методе - как произведение разности давлений столба продукта (в начале и конце товарной операции) и средней площади сечения части резервуара, из которой отпущен продукт, деленных на ускорение силы тяжести, установленной по формуле (п.2.42 Инструкции).

Наиболее универсальным и применяемым из установленных в Инструкции методов измерений является объемно-массовый.

Аналитический учет нефтепродуктов на АЗС рекомендуется вести в разрезе:

  • марок нефтепродуктов;

Прием нефтепродуктов

Поступление нефтепродуктов от поставщиков и поклажедателей на АЗС может осуществляться:

  • путем слива нефтепродуктов в резервуары АЗС:
  • из железнодорожных цистерн;
  • при поставках в автоцистернах;
  • по трубопроводам.

Наиболее распространенное для АЗС поступление нефтепродуктов - автоцистернами.

В накладных (товарно-транспортных накладных унифицированной формы N 1-Т) производителями-поставщиками проставляются показатели отгрузки:

  • точное наименование нефтепродукта по маркам,
  • температура, плотность и объем нефтепродукта в момент отгрузки,
  • масса нефтепродукта.

При применении объемно-массового метода в момент приемки нефтепродуктов измеряют объем и плотность продукта при одинаковых или приведенных к одинаковым условиям (температура и давление).

Объем нефтепродукта определяется из градуировочных таблиц по измеренному уровню в резервуарах, железнодорожных цистернах, танках судна или по полной вместимости указанных емкостей. Объем можно также измерять счетчиком жидкости.

Плотность нефтепродуктов в резервуарах и транспортных средствах определяется по пробам, отобранным в соответствии с ГОСТ 2517-85. Плотность определяется в лаборатории или на месте отбора проб по ГОСТ 3900-85 "Нефть и нефтепродукты. Методы определения плотности" (п.2.24 Инструкции), введенному взамен ГОСТ 3900-47.

Количество нефтепродуктов в единицах массы при приеме на АЗС определяется по формуле:

Мпост. = Pпост. х Vпост.,

где: Мпост. - масса нефтепродуктов,

Vпост. - объем нефтепродуктов при температуре измерения уровня (куб. м);

  • пост. - плотность нефтепродукта при температуре измерения уровня в момент приема нефтепродуктов (кг/куб. м).

В ходе и по завершении слива нефтепродуктов в резервуары АЗС необходимо данные о фактически принятом количестве внести в журнал поступления нефтепродуктов, в сменный отчет и товарно-транспортную накладную.

При отсутствии расхождения между фактически принятым количеством (в тоннах) нефтепродукта и количеством (в тоннах), указанным в накладной, необходимо расписаться в накладной, один экземпляр которой остается на АЗС, а три - возвращаются водителю, доставившему нефтепродукты.

При выявлении несоответствия поступивших нефтепродуктов данным накладной составляется акт на недостачу в трех экземплярах, из которых первый прикладывается к сменному отчету, второй - вручается водителю, доставившему нефтепродукты, а третий - остается на АЗС. О недостаче нефтепродукта делается соответствующая отметка на всех экземплярах накладной.

Возможность приема нефтепродуктов в случае выявления недостачи, вызванной нарушением времени следования автоцистерны до АЗС, неполным наполнением или иными причинами, определяется руководством организации-владельца или АЗС (в соответствии с принятым порядком организации учета нефтепродуктов).

Выдача нефтепродуктов

Выдача нефтепродуктов на АЗС осуществляется только через топливо- или маслораздаточные колонки в баки транспортных средств.

Общее количество нефтепродуктов, отпущенных АЗС за смену, в единицах массы определяется по формуле:

Мрасх. = Pсмен. х Vрасх.,

где: Мрасх. - общая масса нефтепродуктов, отпущенных АЗС за смену;

Vрасх. - объем нефтепродуктов, отпущенных АЗС за смену по счетным механизмам ТРК;

  • смен. - плотность нефтепродукта при температуре измерения уровня на момент приема-передачи смены.

Передача смены и составление сменных отчетов

При приеме и передаче смены операторы (передающие и принимающие смену) совместно:

  • снимают показания суммарных счетчиков всех топливо- и маслораздаточных колонок;
  • определяют объем нефтепродуктов, реализованных потребителю за смену;
  • по результатам измерений уровня (объем определяется по градуировочной таблице), плотности и температуры рассчитывают количество (массу) остатков, находящихся в каждом резервуаре АЗС;
  • передают по смене остатки денег, талонов и иные материальные ценности;
  • проводят контроль погрешности каждой ТРК (МРК).

При передаче смены составляется сменный отчет АЗС по форме N 25-НП Инструкции либо форме, разработанной организацией на базе указанного документа.

Помимо основных показателей, предусмотренных формой N 25-НП, на наш взгляд, в отчете необходимо приводить результаты измерения плотности и температуры в установленные моменты.

В сменном отчете определяется излишек или недостача нефтепродуктов за смену как разница между данными показаний счетных механизмов ТРК и произведенных измерений остатка нефтепродуктов в резервуарах в единицах объема.

Излишки и недостача нефтепродуктов в единицах массы, выявленные в результате фактической погрешности измерений ТРК по сменным отчетам, учитываются бухгалтерией по каждой смене в контрольно-накопительной ведомости в течение межинвентаризационного периода. На дату проведения инвентаризации производится в сальдированном виде подсчет итогов погрешности и определяется результат за весь период.

Ежемесячно формируется оборотно-сальдовая ведомость о движении нефтепродуктов в единицах массы в разрезе:

  • марок нефтепродуктов;
  • собственных нефтепродуктов и нефтепродуктов на ответственном хранении (собственность поклажедателей).

Инвентаризация

Инвентаризация нефтепродуктов проводится ежемесячно. В ходе инвентаризации производится снятие натурных остатков в единицах объема по состоянию на 1-е число каждого месяца. На основании данных о таких остатках и измеренной плотности нефтепродуктов в разрезе марок определяются натурные остатки в единицах массы, которые сличаются с книжными (бухгалтерскими) остатками. В разрезе марок нефтепродуктов выявляются недостача или излишки.

По результатам проведенной инвентаризации оформляется сличительная ведомость с учетом погрешности, предусмотренной разд.3 ГОСТ 26976-86 "Нефть и нефтепродукты. Методы измерения массы".

Выявленная при инвентаризации и других проверках недостача может регулироваться в следующем порядке:

  • убыль ценностей в пределах установленных норм, а также недостача нефтепродуктов в пределах норм погрешности измерения топливораздаточных колонок на АЗС распределяются между собственником - АЗС и поклажедателями пропорционально доле нефтепродуктов, проданных покупателям и переданных поклажедателям в течение отчетного периода;
  • недостача ценностей сверх норм убыли, а также недостача нефтепродуктов, превышающая фактическую погрешность измерения топливораздаточных колонок на АЗС, взыскиваются с материально-ответственных лиц.

Выявленные при инвентаризации излишки распределяются между собственником - АЗС и поклажедателями пропорционально доле нефтепродуктов, проданных покупателям и переданных поклажедателям в течение отчетного периода.

Излишки и недостача в единицах объема, выявленные при инвентаризации, пересчитываются в единицы массы по формуле:

Мизл/нед. = Pинвент. х Vизл/нед.,

где: Мизл/нед. - масса выявленных излишек (недостач);

Vизл/нед. - объем излишек (недостач);

  • инвент. - плотность нефтепродуктов при температуре измерения уровня нефтепродуктов при инвентаризации.

Распределение недостач в пределах установленных норм, а также в пределах норм погрешности измерения топливораздаточных колонок на АЗС распределяются в единицах массы.

Пример 1 <*>. На 1 ноября 2003 г. остатки бензина на АЗС-1 ООО "Янтарь" составили при температуре замера +10 град. С:

<*> Количественное значение всех показателей условное.

3 ноября на АЗС-1 поступили нефтепродукты поставками в автоцистернах при температуре замера + 5 град. С:

  • АИ-95 - 9420 л при плотности этой марки 0,769 массой 7244 кг;
  • А-76 - 7780 л при плотности 0,728 массой 5664 кг.
  • марки АИ-95 - 19 200 л;
  • А-76 - 15 800 л.

по учетным данным

  • АИ-95 - 8853 л при плотности этой марки 0,773 массой 6843 кг;
  • А-76 - 9103 л при плотности 0,732 массой 6663 кг.

по фактическим данным инвентаризации

  • АИ-95 - 8880 л при плотности этой марки 0,773 массой 6864 кг;

Таким образом, отклонения по результатам инвентаризации составили:

  • АИ-95 - излишки 27 л, излишки массы 21 кг;
  • А-76 - недостача 13 л, недостача массы 9 кг.

Экономический аспект показателя плотности

В настоящее время на некоторых АЗС практикуется применение показателя средней плотности нефтепродуктов в целях упрощения учетно-расчетных процедур при ведении ручных методов измерений и считывания.

При этом показатель средней плотности нефтепродуктов исчисляется за прошедший отчетный период либо устанавливается на предстоящий отчетный период, например на сезон. Результатами инвентаризации, проводимой на конец отчетного периода, учетные остатки нефтепродуктов, исчисленные на базе средней плотности, приводятся в соответствие с фактическими остатками нефтепродуктов, исчисляемыми на базе плотности, измеряемой на момент проведения инвентаризации.

Кроме того, на показатель средней плотности, причем исчисляемый как среднеарифметический показатель, ссылаются авторы некоторых опубликованных статей.

Выше мы указывали, что на АЗС замеры объема и плотности с одновременным исчислением массы нефтепродуктов осуществляются:

  • при приеме нефтепродуктов на АЗС,
  • при приеме-передаче смены,
  • при инвентаризации.

Показатель плотности является расчетным, "моментным", количественно изменяющимся в зависимости от температуры испытания (окружающей среды), измеряемый в соответствии с ГОСТ 3900-85 "Нефть и нефтепродукты. Методы определения плотности", с применением таблиц перевода плотности при температуре испытания в плотность при +20 град. С.

На наш взгляд, именно показатель плотности, представляющий собой по физическим характеристикам постоянно изменяющуюся величину, не может применяться в учетных целях в среднем значении, поскольку на АЗС количественный учет нефтепродуктов в межинвентаризационный период искажается, в результатах инвентаризации содержатся не только недостачи и излишки, но и отклонения расчетных значений нефтепродуктов от среднеустановленных.

Средний показатель плотности может применяться в случаях необходимости исчисления, например в управленческих целях, среднего значения показателя плотности за какой-либо отчетный период. Тогда он должен быть исчислен как частное от деления за этот отчетный период массы на объем по формуле:

Мj
Pj = --,
Vj

где: Pj - среднеотчетное значение плотности нефтепродуктов за отчетный период (кг/куб);

Мj - масса нефтепродуктов за отчетный период (т, кг);

Vj - объем нефтепродуктов за отчетный период (куб. м, л).

Пример 2 . Используем условия примера 1 с разницей в применении среднесезонного показателя плотности на осенний период (до 1 декабря):

  • марки АИ-95 - 0,760;
  • марки А-76 - 0,720.

На 1 ноября 2003 г. остатки бензина на АЗС-1 ООО "Янтарь" составили при температуре замера +10 град. С:

  • марки АИ-95 - 18 633 л при плотности этой марки 0,766 массой 14 273 кг;
  • А-76 - 17 123 л при плотности 0,724 массой 12 397 кг.

3 ноября на АЗС-1 поступили нефтепродукты поставками в автоцистернах при температуре замера +5 град. С:

  • марки АИ-95 - 9420 л при среднесезонном показателе плотности этой марки 0,760 массой 7159 кг;
  • А-76 - 7780 л при среднесезонном показателе плотности 0,720 массой 5602 кг.

В ноябре отпущено с АЗС-1 водителям организаций и покупателям - физическим лицам нефтепродуктов:

  • марки АИ-95 - 19 200 л;
  • марки А-76 - 15 800 л.

На 1 декабря 2003 г. остатки бензина на АЗС-1 ООО "Янтарь" составили при температуре замера +1 град. С:

по учетным данным:

  • АИ-95 - 8853 л при среднесезонном показателе плотности 0,760 массой 6728 кг;
  • А-76 - 9103 л при среднесезонном показателе плотности 0,720 массой 6554 кг.

по фактическим данным инвентаризации:

  • АИ-95 - 8880 л при плотности 0,773 массой 6864 кг;
  • А-76 - 9090 л при плотности 0,732 массой 6654 кг.

отклонение по результатам инвентаризации:

  • АИ-95 - излишки объема 27 л, излишки массы 136 кг;
  • А-76 - недостача объема 13 л, излишки массы 100 кг.
  • АИ-95 - излишки - 27 л, излишки массы 21 кг;
  • А-76 - недостача - 13 л, недостача массы 9 кг.

Таким образом результаты инвентаризации при применении среднесезонного показателя плотности искажены, поскольку содержат отклонения: по марке АИ-95 - на 115 кг (136 кг - 21 кг), по А-76 - на 109 кг (100 кг + 9 кг). Однако формирование этого вывода возможно лишь при сравнении показателей количественного учета нефтепродуктов по общеустановленному методу и по методу применения показателя средней плотности.

Необходимо отметить, что искусственное увеличение излишков нефтепродуктов на отклонение расчетных значений количества нефтепродуктов от среднеустановленных повлечет налоговые последствия для АЗС, являющихся плательщиками акцизов.

Поскольку получение (оприходование) нефтепродуктов лицом, имеющим свидетельство, признается объектом налогообложения по акцизам (пп.3 п.1 ст.182 НК РФ) выявленные у данного лица при инвентаризации и оприходованные по рыночной стоимости излишки нефтепродуктов подлежат включению в налоговую базу при исчислении акциза на нефтепродукты.

Внимание! В то же время норм, предусматривающих уменьшение налоговой базы на объем выявленной при инвентаризации недостачи нефтепродуктов, так же как и уменьшение начисленной при получении нефтепродуктов суммы акциза на сумму налога в части недостачи, в НК РФ не установлено.

Акцизы: налогообложение в зависимости от вариантов взаимоотношений участников реализации

С начала 2003 г. акцизы на нефтепродукты платят организации, получившие свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами, а также лица без свидетельств, производящие нефтепродукты путем переработки давальческого сырья. Переработчик уплачивает акциз только если у собственника сырья отсутствует свидетельство на осуществление операций с нефтепродуктами.

Условия получения свидетельства

Свидетельство выдается только организациям, имеющим в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) мощности по производству и отпуску нефтепродуктов, или указанные мощности имеются в собственности организации, в которой организация-заявитель владеет более чем 50% уставного (складочного) капитала (фонда) ООО либо голосующих акций АО. Порядок выдачи свидетельств установлен Приказом МНС России от 06.02.2003 N БГ-3-03/52 "Об утверждении Порядка выдачи свидетельств о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами".

Свидетельства выдаются на следующие осуществляемые с нефтепродуктами виды деятельности:

  • производство,
  • оптовая реализация,
  • оптово-розничная реализация,
  • розничная реализация.

К сведению! В зависимости от количества и видов полученных организацией свидетельств НК РФ устанавливает сроки уплаты акциза и представления декларации.

В соответствии со ст.179.1 НК РФ налогоплательщикам могут быть выданы свидетельства на:

  • производство - при наличии мощностей по производству, хранению и отпуску нефтепродуктов;
  • оптовую реализацию - при наличии мощностей по хранению и отпуску нефтепродуктов, и (или) при наличии договора на оказание услуг по переработке принадлежащей данному налогоплательщику сырой нефти, газового конденсата, попутного нефтяного газа, природного газа, горючих сланцев, угля и другого сырья, а также продуктов их переработки, и (или) при наличии договора аренды мощностей, являющихся государственной собственностью (для АО, имеющих в уставном капитале долю государства не менее 50%);
  • оптово-розничную реализацию - при наличии мощностей по хранению и отпуску нефтепродуктов и стационарных топливораздаточных колонок и (или) при наличии договора аренды мощностей, являющихся государственной собственностью (для АО, имеющих в уставном капитале долю государства не менее 50%);
  • розничную реализацию - при наличии мощностей по хранению и отпуску со стационарных топливораздаточных колонок нефтепродуктов (за исключением моторных масел для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей) и (или) мощностей (помещений) по хранению и реализации моторных масел.

Согласно разъяснениям налоговых органов, изложенным в Письме Управления МНС по г. Москве от 7 июля 2003 г. N 24-11/36771, организации или индивидуальные предприниматели, имеющие свидетельство, должны начислять акциз на весь объем полученных (оприходованных) подакцизных нефтепродуктов независимо от их вида (в том числе и нефтепродукты, не указанные в свидетельстве). Соответственно это относится и к нефтепродуктам, поступившим на арендованные организацией мощности по их хранению и отпуску.

Обязанность уплачивать акциз у организаций оптовой и оптово-розничной торговли нефтепродуктами возникает с получением свидетельства.

С 1 января 2003 г. свидетельства служат основанием для применения налоговых вычетов при определении налогоплательщиком, производящим или реализующим нефтепродукты оптом или в розницу, сумм акцизов, подлежащих уплате в бюджет. Если организация отвечает всем требованиям, предъявляемым налоговыми органами при выдаче свидетельства, целесообразно проанализировать, нужно ли получать свидетельство, поскольку, имея свидетельство, начислив и уплатив акциз, можно не получить права на вычет, реализуя товар покупателю, не имеющему свидетельства. Тот или иной вывод можно сделать, проанализировав сложившиеся у организации договорные отношения.

Получение свидетельства является правом, а не обязанностью налогоплательщика (ст.179.1 НК РФ). Часть первая НК РФ не предусматривает ответственность за отсутствие свидетельства.

Налоговые вычеты

Вычет по уплаченным акцизам производится только при представлении налогоплательщиком в налоговые органы следующих документов:

  • договора с покупателем, имеющим свидетельство;
  • товаросопроводительных документов;
  • счетов-фактур с отметкой налогового органа, в котором состоит на учете покупатель (получатель) нефтепродуктов.

Такая отметка проставляется налоговым органом при соответствии данных в налоговой декларации налогоплательщика-покупателя и в представленных покупателем счетах-фактурах. Отметка проставляется в течение пяти дней по истечении срока, установленного для сдачи декларации.

Налог зачитывается всем, кроме конечного продавца, которым чаще всего выступают автозаправочные станции. В результате многие автозаправочные станции не получили свидетельства и платить акцизы на нефтепродукты продолжают нефтеперерабатывающие заводы. По некоторым данным, 80% всех сборов от акцизов на нефтепродукты сосредоточено в 22 регионах.

Реализация нефтепродуктов покупателям без свидетельства

Уплаченный при получении нефтепродуктов акциз при их реализации лицам, не имеющим свидетельства, в том числе при розничной реализации с АЗС, включается в стоимость нефтепродуктов. При этом на ярлыках товаров и ценниках, выставляемых продавцом, а также на чеках и других выдаваемых покупателю документах соответствующая сумма акциза не выделяется. Таким образом, реализация нефтепродуктов лицам, не имеющим свидетельства, становится невыгодной, так как налогоплательщик на сумму акциза должен увеличить показатель выручки от реализации нефтепродуктов и соответственно базу по НДС.

На практике довольно часто возникает вопрос: можно ли для получения свидетельства на розничную продажу бензина предъявить документы, подтверждающие право собственности на бензовозы? Напомним, что реализацией нефтепродуктов в розницу признается их отпуск посредством топливораздаточных колонок (п.8 ст.200 НК РФ). Следовательно, наличие в собственности парка бензовозов при отсутствии топливораздаточных колонок права на получение свидетельства не дает.

Правила и условия транспортировки и хранения нефтепродуктов, виды транспортных средств и хранилищ нефтепродуктов, а также требования, предъявляемые к ним, установлены ГОСТ 1510-84 "Нефть и нефтепродукты. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение".

Согласно указанному ГОСТу автоцистерны относятся к транспортным средствам, а не к средствам (мощностям) по хранению нефтепродуктов. В связи с этим наличие в собственности у лиц, осуществляющих оптовую, оптово-розничную, розничную реализацию нефтепродуктов, только специализированных транспортных средств не является основанием для выдачи им свидетельства.

Вместе с тем если организация использует в качестве резервуаров для хранения нефтепродуктов списанные специализированные транспортные средства, принадлежащие ей на праве собственности, то в случае документального подтверждения органами Госстандарта России соответствия этих хранилищ правилам и требованиям, установленным в разд.4 "Хранение" ГОСТ 1510-84, они могут получить свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами, в общеустановленном порядке.

Варианты взаимоотношений

Рассмотрим конкретный порядок уплаты акцизов при разных вариантах взаимоотношений, наиболее часто встречающихся в практике реализации нефтепродуктов.

Вариант 1. Производитель, оптовик и розничный продавец без свидетельств

При этом варианте объект налогообложения по акцизам возникает у производителя. Поскольку у оптовика и розничного продавца свидетельства нет, они покупают нефтепродукты по цене с учетом акцизов, не начисляя данный налог и не уплачивая его в бюджет.

Пример 3 . НПЗ, не имеющий свидетельства, из собственной нефти произвел 200 тонн дизельного топлива. Все топливо реализовано оптовику, не имеющему свидетельства. Тот, в свою очередь, продал его розничному продавцу, также не имеющему свидетельства. Ставка акцизов на дизельное топливо - 1000 руб. за тонну.

После оприходования дизельного топлива завод должен начислить акцизы в сумме 200 000 руб. (200 т х 1000 руб.). Производитель без свидетельства не имеет права на налоговые вычеты (п.8 ст.200 НК РФ). Поэтому начисленную сумму акцизов завод должен уплатить в бюджет и включить в цену реализуемого топлива (пп.1 п.4 ст.199 НК РФ).

Начисленная сумма акцизов в расчетных документах и счетах-фактурах отдельной строкой не выделяется (пп.1 п.5 ст.198 Кодекса). НДС начисляется на цену с учетом акцизов.

Вариант 2. Производитель со свидетельством, а оптовик и розничный продавец - без свидетельств

Как и в предыдущем случае, плательщиком акцизов будет производитель. Причем, несмотря на наличие свидетельства, он не сможет получить налоговый вычет, так как, чтобы воспользоваться вычетом, производитель не только должен сам иметь свидетельство, но и продать нефтепродукты покупателю, имеющему такой же документ (п.8 ст.200 НК РФ). У оптовика его нет, поэтому производитель не имеет права на вычет.

Начисленную сумму акцизов производитель должен уплатить в бюджет и включить в цену реализуемых нефтепродуктов. Оптовик и розничный продавец покупают нефтепродукты по цене с учетом акцизов. Сами они акцизы в бюджет не начисляют и не уплачивают.

Вариант 3. Производитель и оптовик со свидетельствами, а розничный продавец - без свидетельства

При этом варианте всю начисленную сумму акцизов НПЗ принимает к вычету, и бремя уплаты налога ложится на оптовика. У розничного продавца свидетельства нет, поэтому он покупает нефтепродукты по цене с учетом акцизов. Сам же он акцизы не начисляет и в бюджет не уплачивает.

Пример 4 . НПЗ, имеющий свидетельство, из собственной нефти произвел 200 тонн дизельного топлива и реализовал его оптовику, имеющему свидетельство. Оптовик, в свою очередь, продал топливо розничному продавцу без свидетельства.

После оприходования дизельного топлива завод должен начислить акцизы в сумме 200 000 руб. (200 т х 1000 руб.). После реализации топлива оптовику, имеющему свидетельство, производитель может принять всю эту сумму к вычету. То есть сумма акцизов, подлежащая уплате в бюджет, будет равна нулю.

НПЗ, реализуя топливо оптовику, имеющему свидетельство, акцизы в цену этого топлива не включает (даже когда акцизы начисляются в одном месяце, а принимаются к вычету в другом). В связи с этим НДС начисляется на цену топлива без учета акцизов.

Оптовик, имеющий свидетельство, при получении топлива должен начислить акцизы в сумме 200 000 руб. Поскольку оптовик отгрузил топливо розничному продавцу, не имеющему свидетельства, права на налоговый вычет он не имеет. Поэтому начисленную сумму акцизов оптовик должен уплатить в бюджет и включить в цену реализуемого топлива.

Розничный продавец акцизы в бюджет не начисляет и не уплачивает.

Вариант 4. Производитель и розничный продавец со свидетельствами, а оптовик - без свидетельства

Как и в варианте 2, производитель должен начислить акцизы и уплатить их в бюджет, поскольку отгрузка произведена оптовику, не имеющему свидетельства. Сумма акцизов включается в цену нефтепродуктов.

Оптовик, приобретая нефтепродукты, акцизы не начисляет и в бюджет не уплачивает, так как у него нет свидетельства.

Розничный продавец, имеющий свидетельство, покупая нефтепродукты, должен начислить акцизы и уплатить их в бюджет полностью, так как права на налоговый вычет у него нет.

Таким образом, налицо двойное налогообложение - акцизы в бюджет платит и производитель, и розничный продавец.

Однако, на наш взгляд, этого можно избежать. Покупателям, которые имеют свидетельства, но получают нефтепродукты от поставщиков без свидетельства, можно посоветовать заключать агентские договоры, когда нефтепродукты продаются без приобретения их в собственность. Например , если розничный продавец заключает с оптовиком агентский договор и продает нефтепродукты от имени оптовика, начислять и платить в бюджет акцизы ему не придется.

Если же нефтепродукты приобретаются у лица, имеющего свидетельство, целесообразнее заключать договоры купли-продажи. Тогда нефтепродукты будут приобретаться по цене без учета акцизов.

Н.Андрианова

Ведущий специалист

ООО "Энерджи-Консалтинг"

Л.Жалнина

Ведущий специалист

ООО "Энерджи-Консалтинг"

Ведущий специалист

ООО "Энерджи-Консалтинг"

Каждая организация, имеющая на своем балансе машины, должна вести количественный учет нефтепродуктов в объемных и массовых единицах измерения. Учет необходимо вести при их приеме, хранении и выдаче на эксплуатацию машин, а также при сборе отработанных нефтепродуктов.


Количество жидких нефтепродуктов определяют путем замера их объема и пересчета в единицы массы либо при упаковке в мелкую тару – взвешиванием. Количество пластичной (консистентной) смазки учитывают только в единицах массы. Для упрощения внутрихозяйственного контроля при поступлении, хранении, выдаче дизельного топлива допускается учет в объемных единицах.

При количественном учете нефтепродуктов должны применяться контрольно-измерительные приборы, прошедшие поверку местными органами Госстандарта.

В каждой организации необходимо вести учет:

ü топлива (натурой и талонами) по каждому машинисту (водителю), по каждой машине, по организации в целом. Талоны, не являясь физическим топливом, при учете нефтепродуктов, полученных по счету с нефтебаз госкомнефтепродукта, проходят отдельной строкой, субсчетом;

ü смазочных материалов и специальных жидкостей по предприятию в целом.

Учёт топлива и масел по каждой машине и учет топлива по каждому машинисту (водителю) должен вестись в объемных единицах – литрах. Учет консистентных смазок ведется в единицах массы – килограммах, тоннах.

Достоверный учет нефтепродуктов должен обеспечиваться:

· правильным и своевременным документальным оформлением операций по приему и выдаче;

· получением полных и достоверных данных об их движении и остатках на складах и пунктах заправки в натуральном и денежном выражениях;

· составлением правильных и достоверных отчётов об их движении и остатках на складах, заправочных станциях и пунктах заправки;

· контролем за сохранностью в местах хранения и на всех этапах движения;

· постоянным контролем за соблюдением норм расхода и их использованием.

Порядок оформления приходно-расходных документов по движению нефтепродуктов в организации, сроки представления их в бухгалтерию устанавливает и контролирует главный бухгалтер.

При составлении документов на поступление, распределение и выдачу нефтепродуктов следует руководствоваться указаниями Госкомстата по заполнению первичных учетных документов.

В местах хранения нефтепродуктов в организации-потребителе материально ответственное лицо (заведующий складом, кладовщик) должен вести складской количественный учет, а в бухгалтерии – бухгалтерский количественно-суммовой и учет по отчетным данным каждого материально ответственного лица. Бухгалтерский и складской учет в натуре ведут в массовых единицах, а учет по талонам – в объемных единицах (литрах).



Нефтепродукты, поступающие с нефтесбытовых организаций на склад организации-потребителя, должны снабжаться сопроводительными документами: товарно-транспортной накладной и паспортом качества.

В сопроводительных документах указывают марку, массу, объем и плотность нефтепродукта, замеренную при отпуске с нефтебазы.

При централизованной доставке получателю вручают три экземпляра товарно-транспортной накладной, в которой указаны марка нефтепродукта, с объем, плотность и стоимость. Один экземпляр сопроводительного документа оставляют в распоряжении организации-получателя, и после заметки заведующего складом о получении его передают в бухгалтерию. Другие экземпляры передают водителю, достававшему нефтепродукт.

Товарно-сопроводительная накладная – основной документ для учета поступления нефтепродуктов в организацию.

Для складского учета поступления (выдачи) на склад нефтепродуктов по каждому их виду и марке следует вести книгу текущего учета или отказную карточку складского учета материалов. В книге или карточке ответственное лицо склада (заведующий, кладовщик) в течение дня пишет все поступления (выдачи) нефтепродуктов и после каждой операции записывает количественные остатки. В таком же порядке ведут учет товаров материально ответственные лица.

Основным документом учета выдачи нефтепродуктов со склада, в том числе в баки машин при заправке, и пунктов заправки служит
лимитно-заборная карта или требование.
Лимитно-заборную карту необходимо открывать на каждую машину, каждого машиниста (водителя). При каждой заправочной операции на протяжении месяца кладовщик (заправщик) записывает в лимитно-заборную карту количество нефтепродуктов, выданных по видам в пределах лимита, и дату выдачи.



Получение нефтепродуктов в размерах, указанных кладовщиком, подтверждает машинист (водитель) своей подписью в лимитно-заборной карте, а кладовщик делает отметку в сменном рапорте (путевом листе) машиниста (водителя) о количестве выданных топлива и смазочных материалов.

Лимитно-заборную карту на нефтепродукты выписывает
планово-экономический отдел организации на начало месяца на каждое материально ответственное лицо на основании установленных норм их расхода с учетом остатка. Первый экземпляр лимитно-заборной карты передают на склад, второй – материально ответственному лицу потребителя нефтепродуктов.

При получении нефтепродуктов со склада получатель расписывается в карте кладовщика, а кладовщик – в карте получателя.

Нефтепродукты на внутреннее перемещение для производственных нужд выдают в пределах установленного лимита до накладной. Правильность произведенных записей подтверждается подписью
лица-получателя в первичных документах учета, которые прилагаются к отчету о движении нефтепродуктов в организации.

При заправке машин с помощью передвижных механизированных заправочных средств учет количества выданных нефтепродуктов ведет в заправочной ведомости водитель-заправщик. Получающий их со склада по лимитно-заборной карте и ежедневно отчитывающийся перед заведующим складом, который на основании заправочной ведомости (с подписями машинистов) проводит списание нефтепродуктов с водителя-заправщика и переводит их на машинистов (водителей), делая разноску расхода топлива и масел в лимитно-заборной ведомости каждой машины.

Основной документ первичного учета расхода нефтепродуктов машинами – рапорт-наряд (путевой лист) о сменной работе машины. В сменном наряде (путевом листе) необходимо указывать количество отпущенных нефтепродуктов натурой или талонами. Соответствующие записи одновременно следует делать в лимитно-заборных картах или заправочных ведомостях с подписью в них получателя и раздатчика нефтепродуктов. Учет количества отпущенного топлива при заправке машин с записью в нарядах (путевых листах) следует проводить с замером выданного количества в литрах и указанием количества оставшегося топлива.

В нарядах и путевых листах записывают количество фактически израсходованного топлива на выполненный объем работ и количество по норме. В наряде (путевом листе) также следует записывать остаток топлива после выполнения сменного задания.

Все документы первичного учета выдачи и расхода нефтепродуктов должны поступать в бухгалтерию.

Материально-ответственное лицо склада (заведующий складом кладовщик-заправщик) в установленные приказом руководства сроки (ежемесячно по состоянию на последний рабочий день месяца) в двух экземплярах составляют обобщенный отчет о движения нефтепродуктов.

В нём подводят итог за отчетный месяц по приходу и расходу и записывают остаток по видам и маркам топлива и масел на начало месяца. Отчет подписывает материально ответственное лицо и передает его в бухгалтерию с приложением всех приходных и расходных документов, второй экземпляр возвращают материально ответственному лицу с отметкой бухгалтерии об утверждении (приеме) отчета.

Поступившие в бухгалтерию отчеты по движению нефтепродуктов от материально ответственных лиц сверяют с записями в книге (карточках) складского учета, а такие подвергают сверке между собой.

Проверку данных складского и бухгалтерского учета бухгалтерия проводит по приходно-расходным документам. Также осуществляют проверку сличения данных учета по отдельным видам и маркам нефтепродуктов с фактическими остатками в натуре. После проверки полноты и правильности составления отчета второй экземпляр возвращают материально ответственному лицу с подписью работника бухгалтерии, свидетельствующей о приеме (утверждении) отчета.

Бухгалтерия на основании приходно-расходных документов ведет учет фактического и нормативного расхода по каждому машинисту (водителю) и организации в целом на выполненный за отчетный период объем работы, определяет на основания этого имеющиеся перерасход или экономию. При этом учитывают количество топлива, которое находится в баках машин.

Количество фактически израсходованного топлива и его расход по норме в расчете на выполненный объем работы определяют по данным сменных нарядов (путевых листов).

По окончании выполнения учетных операций все данные по использованию нефтепродуктов записывают в накопительную ведомость учета использования машинного парка организации.

После обработки бухгалтерией сменных нарядов (путевых листов) за отчетный период (месяц) экономию или перерасход топлива каждым машинистом (водителем) необходимо доводить до сведения коллектива. По итогам работы за квартал составляют ведомость для расчета с машинистами (водителями) и после утверждения руководством организации передают в бухгалтерию.

В организации, в том числе в накопительных ведомостях бухгалтерии, должна быть получена следующая информация; остатки топлива в баках машин на начало смены. Остаток топлива в баках и наличие талонов у машинистов или водителей на конец смены, заправлено топливо натурой или по талонам, израсходовано топлива фактически, расход топлива по норме, экономия или перерасход топлива.

Учёт поступивших нефтепродуктов ведётся, бухгалтерией, организации в составе производственных запасов на бухгалтерском счете № 06 «Топливо». Счет № 06 подразделяется бухгалтерией в зависимости от места нахождения нефтепродуктов на субсчете: №06-1 «Топливо на складе», № 06-2 «Топливо в баках машин», и № 06-3 «Топливо и смазочные материалы по талонам», и № 06-4 «Смазочные материалы на складе».

Инвентаризация (определение фактических остатков) во всех местах хранения нефтепродуктов (на складе, в баках машин) и неиспользованных талонов ежемесячно должна проводиться комиссией, назначаемой приказом по организации. Фактические остатки определяют путем количественного измерения их в натуре.

При выявлении излишков или недостачи нефтепродуктов комиссия составляет акт, указывая в нем недостающие или излишние нефтепродукты в натуре и талонах, причины образования недостачи (излишков) и передает в бухгалтерию. Бухгалтерия составляет сличительную ведомость. Списание недостачи проводят в установленном порядке по нормам естественной убыли. Излишки приходуются бухгалтерией организации.

По использованию нефтепродуктов организации составляют отчетность по формам, установленным Госкомстатом:

ü форма № 4-СН – Отчет об остатках, поступлении и расходе топлива;

ü форма № 11-СН – Отчет о выполнении норм и заданий по среднему снижению норм расхода топлива, теплоэнергии и электроэнергии;

ü форма №11-СН (краткая) – Отчет о выполнении норм и расходе топлива, теплоэнергии и электроэнергии;

ü форма №18-СН – Отчет об экономии материальных ресурсов;

ü форма №19-СН (40-ТП) – Отчет о выполнении заданий по сбору и использованию отработанных нефтепродуктов;

ü форма № 3 (мел) – Отчет о выполнении норм расхода топлива.

Форма статистической отчетности по использованию нефтепродуктов и указания о сроках представления и лицах, ответственных за составление отчетности, регламентированы инструкциями Госкомстата. Формы статистической отчетности Госкомстата помещены в Альбоме форм статистической отчетности производственных объединений, предприятий, строек, организаций и учреждений министерств и ведомств отрасли.

Организация системы учета нефти и нефтепродуктов, предусматривающая применение современных средств контроля высокой точности, является непременным условием эффективной борьбы с количественными потерями. Правильно поставленный учет при всех операциях транспорта и хранения позволяет выявить величину потерь и эффективность мероприятий, направленных на сокращение потерь нефти и нефтепродуктов.

Учет нефти или нефтепродуктов осуществляет товарно-транспортный отдел предприятия или диспетчерская служба. Количество нефти и нефтепродуктов учитывается в единицах массы - килограммах (кг ).

Целью количественного учета является определение количества нефтепродуктов:

· полученных при приеме;

· отпущенных при отгрузке;

· имеющихся в резервуарах или других емкостях при хранении.

На основании данных замеров производятся коммерческие расчеты за нефтепродукты, определяются расход нефтепродуктов на собственные нужды и фактические потери нефтепродуктов при их приеме, отпуске и хранении.

Для учета оформляют следующие документы:

· о приеме продукта на головной станции и сдаче его на промежуточных и конечных пунктах, а также о сдаче нефтебазам по отводам;

· о недостачах или излишках продукта за отчетный период;

· о наличии продукта в магистральном трубопроводе, отводах и в обвязках перекачивающих станций.

Наибольшее распространение при учете нефтепродуктов получил объемно-массовый метод , который включает в себя следующие этапы:

· отбор средней (объединенной) пробы нефтепродукта из резервуара в соответствии с ГОСТ 2517-85 «Нефть и нефтепродукты. Методы отбора проб»;

· определение средней температуры нефтепродукта в резервуаре;

· определение плотности нефтепродукта при определенной средней температуре в соответствии с ГОСТ 3900-85 «Нефть и нефтепродукты. Методы определения плотности»;

· замер высоты общего взлива жидкости в резервуаре, а также высоты взлива подтоварной воды с помощью водочувствительной пасты;

· по замеренным высотам взливов определение в резервуаре общего объема жидкости и объема подтоварной воды по градуировочной таблице резервуара;

· вычисление объема нефтепродукта в резервуаре (разность общего объема жидкости и объема подтоварной воды, найденных по градуировочным таблицам);

· расчет массы нефтепродукта как произведение объема нефтепродукта на величину определенной плотности при замеренной температуре в соответствии с ГОСТ 26976-86 «Нефть и нефтепродукты. Методы измерения массы» иГОСТ Р 8.595-2002 «Масса нефти и нефтепродуктов. Общие требования к методикам выполнения измерений».

Главная задача учета нефтепродуктов при товарно-учетных операциях - это обеспечение его достоверности.



Большое влияние на величину потерь нефтепродуктов оказывает метрологическое обеспечение системыучета нефти или нефтепродуктов на объектах трубопроводного транспорта. Метрологическое обеспечение состоит в правильном применении средств измерений для выполнения технологических операций и, в конечном итоге, для обеспечения достоверности количественного учета нефтепродуктов.

Для этого, в первую очередь, необходимо иметь средства измерения (СИ) взливов, температуры и плотности (рулетки, метроштоки, термометры и ареометры), аттестованные органами стандартизации и метрологии (ЦСМ) в установленном порядке. Химическая лаборатория подразделения предприятия должна иметь сертификат аттестации.

Резервуары должны иметь градуировочные таблицы , составленные и оформленные в соответствии с нормативными документами (ГОСТ 8.570-2000. «Резервуары стальные вертикальные цилиндрические. Методы поверки» ) и не просрочены (для резервуаров коммерческого учета установлен срок 5 лет). На каждом резервуаре должны ежегодно в летнее время года проводить проверку базовой высоты (высотного трафарета) с составлением акта и внесением его значения в технологическую карту по эксплуатации резервуаров.

Точность определения фактического количества нефти или нефтепродуктов в резервуарах при товарных операциях зависит от:

· правильности составления градуировочных таблиц на емкости (резервуары, суда, цистерны); организация, проводящая градуировку резервуаров должна иметь лицензию, а работники, осуществляющие её, должны иметь сертификат установленной формы. Погрешность градуировки составляет 0,2 %.



· учета поправок к измеренным объемам на коррекцию днищ, наклоны корпуса, температуру;

· тщательности измерения высоты взливов и соответствующих им объемов при определенной плотности и фактической температуре;

· правильного учета количества подтоварной воды, балласта;

· применения стандартных измерительных приборов (рулеток, лотов, нефтеденсиметров, термометров и т.д.);

· квалификации работников, занимающихся учетом нефти и нефтепродуктов;

· выполнения требований нормативно-технической документации и отраслевых инструкций по учету нефти и нефтепродуктов при их трубо-проводном транспорте, наливе и хранении.

Повышение точности измерения количества нефти или нефтепродуктов в резервуарах головных перекачивающих станций и пунктов сдачи позволяют выявить и определить размеры потерь и наметить меры борьбы с ними.

Первого числа каждого месяца на 6-00 ч московского времени в Компании «Транснефтепродукт» или на 00-00 ч в Компании «Транснефть» на объектах магистрального трубопровода без остановки перекачки производится инвентаризация количества нефти и нефтепродуктов. Инвентаризации подлежат продукты, находящихся в резервуарах, технологических емкостях утечек, технологическом оборудовании и трубопроводах, а также в линейной части магистрального трубопровода и отводах от него.

На каждый участок линейной части МТ и отводы должны быть составлены градуировочные таблицы. При этом в линейной части МТ должны быть учтены не только участки, полностью заполненные продуктом, но участки трубопровода, в которых жидкость течет неполным сечением (самотечные). Погрешность точности измерений при учете нефти или нефтепродуктов составляет не более 0,5 %.

При инвентаризации определяется фактическое наличие нефти или нефтепродуктов, которое сличается с книжными остатками и данными бухгалтерского учета. На основании актов инвентаризации, приема и сдачи, отпуска на собственные нужды составляется балансовый отчет.

Общие потери нефти или нефтепродуктов определяются как разность приходной и расходной частей товарного балансового отчета. Они включают в себя:

· естественную убыль при хранении и проведении операций приема- отпуска;

· естественную убыль нефтепродуктов из МТ и технологических трубопроводов при транспортировке, связанных с утечками через уплотнения насосно-силового, технологического оборудования и арматуры и т.п.;

· потери нефтепродуктов, связанные с проведением технического обслуживания и ремонта (ТОР) оборудования и сооружений МТ (зачистка резервуаров, врезка и ремонт технологического оборудования и т.п.);

· разовые потери при отказах, связанных с нарушением герметичности трубопровода и оборудования (повреждения, аварии); при этом все виды разовых аварийных потерь учитываются на основании актов, составленных в каждом отдельном случае;

· потери, связанные с хищением нефти и нефтепродуктов из трубопровода и резервуаров (должны быть приложены акты расследования аварий, связанных с хищением, и расчеты потерь).

Причины расхождения в балансах перекачивающих станций происходят в результате неточности измерений уровня нефти или нефтепродуктов, неодновременного производства замеров по всем станциям, неточности определения плотности продукта и температуры др.

При большой протяженности трубопроводов существенное влияние на баланс оказывают разные величины плотности нефти или нефтепродуктов по длине трассы вследствие неравномерного распределения температур. Для точного определения массы нефтепродукта в линейной части необходимо учитывать величину давления в трубопроводе и температурные поправки на расширение нефтепродукта и стенок трубопровода, а также сорт нефтепродукта. Плотность нефтепродукта на различных участках трубопровода желательно определять с учетом так называемого «цветного графика» движения нефтепродуктов по трубопроводу.

Большое значение в снижении количественных потерь нефтепродуктов, сдаваемых на попутные нефтебазы, имеет контроль состояния заполненности отвода от МТ и технологических трубопроводов на нефтебазе.

Для этого перед сдачей нефтепродуктов по отводу от МТ на нефтебазе производят контроль заполнения приемных технологических коммуникаций от резервуара до концевых задвижек отвода. Для этого сначала открывают приемную задвижку резервуара и проверяют заполнение технологии по выходу продукта при открытии вентиля контрольного крана, установленного на наивысшей точке технологических трубопроводов. Если технологические трубопроводы не заполнены продуктом, то их нужно заполнить продуктом из приемного резервуара нефтебазы.

Заполненность отвода от секущих задвижек «0 » км у МТ до концевых задвижек на нефтебазе контролируется остановкой отвода под избыточным давлением после проведения последней приемо-сдаточной операции. При последующей сдаче нефтепродуктов по отводу проверяется величина этого давления. При падении давления в отводе выясняются причины падения и устанавливается виновная сторона, ответственная за его дозаполнение нефтепродуктом. Все эти вопросы должны определяться согласованной «Инструкцией взаимоотношений» между нефтебазой и ЛПДС.

Наилучшим решением вопроса учета количества сданного нефтепродукта по отводам от МТ для предприятия трубопроводного транспорта является установка счетчиков коммерческого учета непосредственно на «0» км отвода.

Большое влияние на правильность проведения товарно-учетных операций и их достоверность оказывает человеческий фактор . Операторы должны строго следовать действующим на предприятиях инструкциям по правилам учета нефтепродуктов, но и это не всегда гарантирует полного избежания ошибок при замерах взливов, определении плотности, температуры и т.д. Для достоверного определения плотности нефтепродукта около резервуаров должны быть, например, смонтированы специальные столики для установки мерных цилиндров с нефтепродуктом, поворотные защитные кожухи от ветра и т.д.

Повышение точности измерения нефти или нефтепродуктов в резервуарах головных перекачивающих станций и пунктов сдачи позволяет выявить и определить размеры потерь и наметить меры борьбы с ними.

Для снижения влияния человеческого фактора при учете нефти и нефтепродуктов при измерении уровня их взлива в резервуарах используются уровнемеры. Наибольшее распространение получили поплавковые уровнемеры типа УДУ . Широко применяют автоматизированные системы учета типов «Уровень» , «Утро-3 », «Радиус », «Квант », «Кор-Вол », SAAB Radar Control , ENRAF и другие. Обычно эти системы используют для оперативного учета количества нефтепродуктов, но некоторые из них, такие как SAAB Radar Control и ENRAF аттестованы ЦСМ и допущены для проведения коммерческого учета.

Например, измерительно-вычислительная система «Кор-Вол» обеспечивает измерение уровня нефтепродукта в резервуаре и средней температуры, сигнализацию оперативных уровней, вычисление объема нефти (нефтепродуктов). Система действует по принципу следящего регулирования за перемещением поплавка на поверхности нефти. Для измерения средней температуры используется комплект термометров сопротивления, смонтированных на несущей трубе, следящей за изменением уровня жидкости при помощи поплавка. Такая система, например, используется на ЛПДС «Прибой» ОАО «Юго-Запад Транснефтепродукт».

Система типа SAAB Radar работает как уровнемер по принципу отраженного луча (радара) с крыши до верхней поверхности уровня жидкости в резервуаре. Эта система применяется как для оперативного, так и для коммерческого учета нефтепродуктов (например, на ЛПДС «Илуксте» в Латвии).

Все перечисленные системы являются фактически только уровнемерами. Плотность продукта при этом приходится определять вручную по отобранным пробам со сниженных пробоотборников типа ПСР. Затем все данные вводят в компьютер и производят расчет объема и массы нефтепродукта в резервуаре.

В отличие от этих измерительных систем устройство ENRAF является гибридной системой, в которой имеется уровнемер и датчик давления, расположенный в нижней части резервуара. Система ENRAF определяют объем нефтепродукта, находящегося в резервуаре, а датчик давления умножает гидростатическое давление жидкости над собой на площадь поперечного сечения в резервуаре. В результате мы получаем величины объема и массы нефтепродукта с помиллиметровым интервалом взлива. Плотность нефтепродукта при этом не определяется обычным способом, а получается расчетным путем по известным значениям массы и объема нефтепродукта.

Эта система успешно применяется для коммерческого учета нефтепродуктов в резервуарах. Система ENRAF используется, например, на ЛПДС-8Н ОАО «ЮЗТНП».

В настоящее время стали широко применяться коммерческие узлы учета нефти и нефтепродуктов на потоке при их перекачке. Одним из таких узлов учета нефтепродуктов является узел учета нефтепродуктов (УУНП ), установленный на ЛПДС «Прибой» ОАО «ЮЗТНП», принцип работы которого основан на использовании Кориолисова ускорения при прохождении нефтепродукта по изогнутым коленам труб узла учета, в которых установлены массомеры для определения массы поступающего продукта в единицу времени. Плотность перекачиваемого продукта определяется автоматическими плотномерами, установленными на трубопроводе.

При перекачке нефти применяют систему измерения количества и показателей качества нефти (СИКН ), работающую по тому же принципу, которые устанавливаются на входе и выходе перекачивающей станции. Точность работы устройств (ENRAF и СИКН) периодически поверяется специальными тарировочными трубопоршневыми установками-пруверами (ТПУ ).

На точность работы массомеров влияет наличие мехпримесей и посторонних включений в перекачиваемом продукте. Для очистки нефти и нефтепродуктов от механических примесей и посторонних включений, влияющих на точность определения их количества и для защиты метрологических средств от механических повреждений, применяют фильтры.

В процессе работы фильтрационные элементы загрязняются, что приводит к ухудшению достоверности учета нефти и нефтепродуктов. Поэтому в настоящее время разработка модифицированных конструкций сетчатых фильтров и выбор методики их конструирования в зависимости от свойств среды и степени её загрязнения является одним из направлений по повышению их надежности, эксплуатационных характеристик, увеличению межремонтного цикла и повышению достоверности учета нефти и нефтепродуктов в целом.

При автоматизированном измерении массы нефтепродукта достигается сокращение потерь за счет повышения степени герметичности газового пространства резервуара и увеличения точности измерения. Так, при каждом измерении уровня и отборе проб вручную испаряется в среднем 13 кг бензина.

Годовая экономия за счет сокращения потерь G с при герметизированном измерении массы составит:

G с = 0, 013 · N ∙ 365, т,

где N – число открываний замерного люка в день.

Для точного учета нефтепродуктов в резервуарных парках в настоящее время широко внедряются программные комплексы учета нефти и нефтепродуктов. Например, на ЛПДС «Рыбинское» ОАО «ТрансСибнефть» внедрен комплекс «Парк», в котором заложен программный комплекс для учета нефти в резервуарных парках, получивший название СИУН (Система инвентаризации и учета нефти), разработанная для компании «Транснефть». Внедрение этого комплекса позволило автоматизировать работу товарного оператора, обеспечить оперативной информацией вышестоящие подразделения по получаемым данным о состоянии резервуарного парка.

В этом комплексе использованы радарные уровнемеры SAAB Tank Rex , уровнемеры УЛМ-11 компании «Лимако» (г. Тула) и погружные температурные датчики ТУР-9901 (г. Королев).

В диспетчерском пункте ЛПДС помимо рабочего места оператора НПС находится рабочее место товарного оператора резервуарного парка, где и установлено программное обеспечение комплекса «Парк ». Товарный оператор следит за состоянием резервуаров с помощью отображения комплекса на экране монитора. Он пользуется оперативной и двухчасовой сводками, с помощью которых в режиме реального времени следит за вычисленными параметрами, такими как масса товарной нефти, свободный объем, а также наблюдает за изменениями, произошедшими с момента начала суток или двух часов.

Автоматизация и телемеханизация технологических процессов. Важным мероприятием по борьбе с количественными потерями нефти и нефтепродуктов является внедрение автоматизации и телемеханизации на трубопроводе, позволяющие вести перекачку в оптимальном режиме , а при неисправностях принимать оперативные меры для быстрой их ликвидации.

Применение системы автоматизации и телемеханизации технологических процессов обеспечивает надежную и устойчивую работу магистральных трубопроводов.

Средства контроля и автоматизации перекачивающих станций обеспечивают оповещение о достижении аварийного максимального уровня нефти или нефтепродуктов в резервуарах и емкостях утечек, предотвращая переливы, о неисправности нефтеловушки и очистных сооружений, контролируют уровень и температуру жидкости в резервуарах.

Средства контроля и автоматики линейной части магистрального трубопровода обеспечивают оповещение персонала о разрывах трубопровода, сигнализируют о неисправностях устройств катодной и дренажной защиты трубопроводов. Они автоматически прекращают перекачку и перекрывают линейную запорную арматуру, отключая поврежденный участок, при разрыве трубопровода или появлении утечки в местах ответственных переходов и вблизи населенных пунктов, ведут непрерывный или периодический контроль трубопровода по обнаружению мелких утечек и мест их возникновения.

Для оповещения о разрывах трубопровода и утечки нефтегрузов предусматривается сигнализация о следующих изменениях параметров его работы:

· снижение давления на нагнетании перекачивающих станций;

· увеличение подачи магистральных насосов и нагрузки электродвигателей;

· возникновение дисбаланса расходов на участках трубопровода между перекачивающими станциями с резервуарными парками.

Кроме того, автоматизация и телемеханизация трубопровода имеет целью обеспечить применение экономичных технологических схем, позволяющих снизить капиталовложения и эксплуатационные затраты при различных системах перекачки.

Лекция 9.

объемно - массовым статическим методом

в резервуарах, железнодорожных

и автомобильных цистернах

4.2.1. Определение вместимости и градуировка

резервуаров, железнодорожных и автомобильных цистерн

4.2.1.1. Определение вместимости и градуировку стальных вертикальных цилиндрических резервуаров проводят в соответствии с МИ 1823-87.

4.2.1.2. Определение вместимости и градуировку железобетонных цилиндрических резервуаров проводят по РД 50-156-79.

4.2.1.3. Определение вместимости и градуировку горизонтальных цилиндрических резервуаров объемом от 3 до 200 куб. м проводят по ГОСТ 8.346-79.

4.2.1.4. Железнодорожные и автомобильные цистерны, применяемые в качестве мер вместимости при учетно - расчетных операциях, должны быть отградуированы в соответствии с требованиями Инструкции 36-55.

4.2.1.5. Градуировочные таблицы пересматривают в установленные сроки в соответствии с действующими стандартами. После каждого ремонта, связанного с изменением вместимости, резервуар должен быть переградуирован, а после изменения оснащенности его внутренним оборудованием градуировочная таблица должна быть пересмотрена и утверждена в установленном порядке.

Ежегодно проводить коррекцию днищ резервуаров с составлением соответствующих актов по каждому резервуару.

4.2.1.6. Работы по градуировке резервуаров выполняют специализированные метрологические организации (группы) или лица, прошедшие обучение по выполнению измерений вместимости резервуаров в порядке, установленном Госстандартом РФ, получившие право на проведение указанных работ и зарегистрированные в установленном порядке.

Градуировочные таблицы на резервуары, предназначенные для оперативного контроля, утверждает руководитель (главный инженер) АО; на резервуары, предназначенные для учетно - расчетных операций, утверждает руководитель территориального органа Госстандарта РФ.

4.2.2. Определение уровня нефтепродуктов

и подтоварной воды в резервуарах

и транспортных средствах

4.2.2.1. Уровень нефтепродукта в резервуарах измеряют стационарными уровнемерами, обеспечивающими точность определения массы в соответствии с ГОСТ 26976-86, а также вручную измерительной рулеткой с грузом (лотом) по ГОСТ 7502-89. Уровень нефтепродукта в железнодорожных цистернах измеряют вручную метроштоком по ТУ 112-РСФСР-029-90.

4.2.2.2. Объем нефтепродуктов в автомобильных цистернах определяется по указателю уровня налива, установленному в горловине котла автоцистерны на уровне, соответствующем ее действительной вместимости, или по заданной дозе согласно показаниям объемного счетчика.

Действительную вместимость автомобильных цистерн по указателю уровня налива устанавливает завод - изготовитель. Вместимость автомобильных цистерн поверяется территориальными органами Госстандарта согласно ГОСТ 27352-87 и Инструкции 36-55. Периодичность поверки вместимости автомобильных цистерн - не реже 1 раза в 2 года.

При использовании для измерений объема (дозы) нефтепродукта объемного счетчика погрешность измерений не должна превышать +/- 0,5% в рабочих условиях.

4.2.2.3. Измерение уровня нефтепродукта рулеткой с грузом (лотом) осуществляют в следующей последовательности.

4.2.2.3.1. Проверяют базовую высоту (высотный трафарет) как расстояние по вертикали между днищем резервуара в точке касания лота рулетки и риской планки замерного люка. Полученный результат сравнивают с известной (паспортной) величиной базовой высоты, нанесенной на резервуаре.

Если базовая (паспортная) высота (НБ) отличается от полученного результата более чем на 0,1% НБ, необходимо выявить причину изменения базовой высоты и устранить ее.

4.2.2.3.2. Измерительную ленту рулетки с лотом следует опускать медленно до касания лотом днища, не допуская отклонения лота от вертикального положения и ударов о днище резервуара, не задевая за внутреннее оборудование и сохраняя спокойное состояние поверхности нефтепродукта, не допуская волн. Лента рулетки должна находиться все время в натянутом состоянии, а место касания лота на днище резервуара должно быть горизонтальным и жестким.

4.2.2.3.3. Поднимают ленту рулетки вверх строго вертикально, не допуская смещения в сторону, чтобы избежать искажения линии смачивания на измерительной ленте.

4.2.2.3.4. Отсчет по ленте рулетки производят до 1 мм сразу после появления смоченной части ленты рулетки над измерительным люком.

4.2.2.3.5. Ленту рулетки до и после измерений необходимо протереть мягкой тряпкой насухо.

4.2.2.4. Измерение уровня нефтепродукта в каждом резервуаре или железнодорожной цистерне производят дважды. Если результаты измерений отличаются на 1 мм, то в качестве результата измерения уровня принимается их среднее значение, если полученное расхождение измерений более 1 мм, то измерения повторяют еще дважды и берут среднее по трем наиболее близким измерениям.

4.2.2.5. Измерение уровня нефтепродукта метроштоком осуществляют аналогично требованиям п. п. 4.2.2.3 и 4.2.2.4.

4.2.2.6. Определение уровня подтоварной воды в резервуарах и транспортных емкостях.

Определение уровня подтоварной воды в резервуарах и транспортных емкостях производят при помощи водочувствительной ленты или пасты.

Для определения уровня подтоварной воды водочувствительную ленту в натянутом виде прикрепляют к поверхности лота или к нижнему концу метроштока с двух противоположных сторон.

Водочувствительную пасту наносят тонким слоем (0,2 - 0,3 мм) на поверхность лота или нижний конец метроштока полосками с двух противоположных сторон.

Рулетка с лотом или метрошток с водочувствительной пастой или с прикрепленной водочувствительной лентой при определении уровня подтоварной воды должны выдерживаться в резервуаре или емкости неподвижно в течение 2 - 3 минут, когда водочувствительный слой полностью растворится и грань между слоями воды и нефтепродукта будет резко выделена.

Определение уровня подтоварной воды в резервуарах и транспортных средствах следует производить согласно п.п. 4.2.2.4 и 4.2.2.5.

Измерение уровня подтоварной воды должно быть повторено, если на ленте или пасте уровень обозначается нечетко, косой линией или на неодинаковой высоте с обеих сторон, что указывает на наклонное положение лота при выполнении измерений.

Размытая грань является следствием отсутствия резкой границы раздела между водой и нефтепродуктом и свидетельствует о наличии водоэмульсионного слоя. В этом случае необходимо измерение повторить после отстоя и расслоения эмульсии.

Определив уровень подтоварной воды с помощью водочувствительной ленты или пасты, по градуировочной таблице резервуара или транспортной емкости находят объем подтоварной воды.

Для определения фактического объема нефтепродукта нужно из объема, отвечающего уровню наполнения емкости, вычесть объем подтоварной воды.

4.2.2.7. Уровни нефтепродукта в железнодорожных цистернах при отсутствии счетчиков или узлов учета измеряют метроштоком через горловину котла цистерны в 2-х противоположных точках горловины по оси цистерны, следя за тем, чтобы метрошток опускался вертикально на нижнюю образующую котла цистерны и не попадал в углубление для нижних сливных приборов.

Расхождения в измерениях не должны превышать 1 мм, в противном случае измерения необходимо повторить.

Если объем отпущенных нефтепродуктов определяют по коммерческим счетчикам, то их уровень в цистернах не измеряют.

При приеме нефтепродуктов из морских и речных танкеров и нефтеналивных барж требовать отделения подтоварной воды на судне.

Продукт "Бухгалтерия нефтебазы и АЗС, ред. 3" предназначен для автоматизации оперативного и бухгалтерского учета на нефтебазах и АЗС (в сетях АЗС). Пользователями программы могут быть операторы нефтебазы, менеджеры по продажам и закупкам, бухгалтеры, экономисты и руководители компании.

Программа является дополнением к типовой конфигурации "Бухгалтерия предприятия", ред. 3.0 системы "1С:Предприятие 8 " и расширяет ее возможности в части учета оборота нефтепродуктов. Конфигурация "Бухгалтерия нефтебазы и АЗС", ред. 3 не имеет средств управления торговым или технологическим оборудованием (в т. ч. кассами, ФР, ТРК, уровнемерами и т.п.).

Особенности и возможности программы:

  • Возможность автоматического формирования бухгалтерских документов, соответствующих оперативным документам движения нефтепродуктов;
  • ИНВ-32, ИНВ-33, ИНВ-34;
  • Набор оперативных отчетов по движению нефтепродуктов.

Конфигурация "Бухгалтерия нефтебазы и АЗС", ред. 3 не является самостоятельной, для ее работы необходимо наличие установленной типовой конфигурации "Бухгалтерия предприятия", ред. 3.0 на платформе "1С:Предприятие 8.3 ".

Конфигурация "Бухгалтерия нефтебазы и АЗС", ред. 3 полностью открыта для изменения.

Нефтебаза и АЗС: оперативный учет, ред. 5

Программа "Нефтебаза и АЗС: оперативный учет, ред. 5" предназначена для автоматизации оперативного учета на нефтебазах и АЗС (сетях АЗС). Пользователями программы могут быть операторы нефтебазы, менеджеры по продажам и закупкам, бухгалтеры, экономисты и руководители компании.

Особенности и возможности программы:

  • Полный набор электронных документов для отражения операций движения нефтепродуктов в оперативном учете на нефтебазах и АЗС;
  • Возможность автоматического формирования оперативных документов розничной реализации нефтепродуктов;
  • Набор печатных форм, используемых в обороте нефтепродуктов:
  • Акт слива цистерн, акт приемки нефтепродуктов по трубопроводу;
  • ТТН и транспортные накладные для нефтепродуктов;
  • Акты МХ1, МХ3 для нефтепродуктов;
  • Дополнительные соглашения к договорам закупки и продажи;
  • ИНВ-32, ИНВ-33, ИНВ-34;
  • Складкой учет нефтепродуктов по массе и объему;
  • Складской учет нефтепродуктов на хранении;
  • Учет нефтепродуктов в резервуарах нефтебазы;
  • Операции для оформления процессинга и смешения (компаундирования) нефти и нефтепродуктов;
  • Набор оперативных отчетов по движению нефтепродуктов;
  • Обмен информацией с типовой конфигурацией "Бухгалтерия предприятия".

Конфигурация не имеет в своем составе средств управления торговым или технологическим оборудованием (кассами, ФР, ТРК, уровнемерами и т. п.). В конфигурации предусмотрены средства для обмена информацией с программой "1С:Бухгалтерия 8" через внешний файл обмена.

Конфигурация "Нефтебаза и АЗС: оперативный учет, ред. 5" не является самостоятельной, для ее работы необходимо наличие установленной платформы "1С:Предприятие 8.3".