Все о тюнинге авто

Икона грузинской божией матери в раифском монастыре. Грузинская икона божией матери Грузинская божья

Грузинская икона Божьей Матери в русской православной церкви почитается как чудотворная.
Считается, что благодатная сила этого чудотворного образа позволяет исцелять самые разнообразные недуги, такие как болезни желудка, глазные и зубные заболевания, помогает при душевных расстройствах, а также может даровать женщинам, страдающим от бесплодия, долгожданное потомство. Случаи чудесных исцелений, даруемых иконой и ее чтимыми списками, зафиксированы в церковных летописях.

Точный мерный список иконы

Грузинская икона (1654 г) - Храм Троицы Живоначальной в Никитниках

Грузинская икона Божией Матери в Сокольниках

Список XVII в. - Храм святителя Мартина Исповедника

Грузинская икона Божией Матери в Раифской Богородицкой пустыни

По иконографическому типу Грузинская икона Божьей Матери относится к типу Одигитрия ("Путеводительница"). Она близка к вариации Перивлепты (где изображается общение Богоматери и младенца). Иконография Богородицы родственна другим грузинским иконам X-XVI вв, в особенности Кахетинским. Рассматриваемый образ очень напоминает Иерусалимскую икону Божией Матери.
Икона имеет ковчег - углубленную центральную часть на лицевой поверхности доски. Изображения Богоматери и младенца Иисуса занимают большую часть ковчега. Голова Богородицы склонена и повернута к Богомладенцу, сидящему у нее на левой руке. Правая десница Христа поднята в благословении, а в левой он держит свиток - знак спасительного учения для просвещения человеческого рода.
Характерной особенностью изображения Спасителя на Грузинской иконе является, подвернутая под левую, обнаженной подошвой наружу, правая нога.

Первоначально икона находилась на территории Грузии. Когда в 1622 году персидский шах Аббас захватил эту страну, икона была вывезена в Персию среди прочих трофеев. Вот здесь, три года спустя, на одном из восточных базаров она и попалась на глаза Стефану Лазареву - приказчику купца Григория Лыткина из Ярославля. Находившийся в Персии по торговым делам Стефан не смог пройти мимо православного образа и на свой страх и риск приобрел икону, хотя богато украшенная золотом и серебром святыня стоила недешево.
Приблизительно в это же время его хозяину Григорию Лыткину было во сне откровение о некой иконе, которую было необходимо передать в конкретный монастырь под Архангельском. Не придав значения сну, Лыткин вскоре забыл про него.
Через четыре года после этого события в 1629 году в Ярославль возвращается Стефан и показывает приобретенную Грузинскую икону Божьей Матери. Купец тут же вспоминает про таинственное сновидение и следуя полученной в нем установке, направляет образ в Красногорский (ранее Черногорский) монастырь, стоявший под Архангельском на реке Пинеге, где специально для нее строит церковь.

Икона оказалась чудотворной. Монах обители - слепой и глухой Питирим после молитв перед этим образом обретает зрение и начинает слышать.
Это событие нашло отражение в одном из церковных кондаков -
«Бурю внутрь имея помышлений сумнительных слепец Питирим, егда озарен бе сиянием света, яко солнечным, смятеся и страхом обдержим бе, мняше о сем, яко о навождении бесовстем: многа бо лета слеп бе, с молитвою знамение креста сотвори, обращься ко храму и узре чудную Твою, Владычице, икону, светозарными лучами во храме блиставшую, абие уразуме, яко отверзошася очи его и слух его открыся, благодарственное принес Богу, дивному в делех, пение: Аллилуиа.»
Явила многочисленные чудеса икона и в дальнейшем, так, что в 1658 году даже был издан специальный указ царя Алексея Михайловича и патриарха Никона об установлении дня празднования иконе 4 сентября (по новому стилю), а с 1698 года было предписано каждый год приносить Грузинскую икону в Архангельск для, как говорилось: «освящения града и христолюбивых народов, требующих Божией и Ея Богоматери милости» .
Но не только в Архангельск носили икону, побывала она в Москве, Вологде, Переславле-Залесском и других российских городах.
В селе Ключареве, Корчевского уезда, Тверской епархии Грузинская икона Божьей матери удивительным образом помогла избавиться от червя, напавшего на засеянные поля. Во время крестного хода с образом пошел сильнейший дождь, вызвавший червя из земли, а налетевшие откуда ни возьмись в огромном количестве птицы склевали его.

Подлинник Грузинской иконы Божьей Матери до наших дней, к сожалению, не сохранился.
В двадцатых годах прошлого века с закрытием Красногорского монастыря икона исчезла, чтобы ненадолго появиться в 1946 году, когда монастырь вновь открылся. Тогда архангельский епископ Леонтий сообщил в Московскую патриархию, что икона участвовала в крестном ходе в Архангельске, но после этого образ бесследно исчез.
В Государственной Третьяковской галерее хранится точный мерный список иконы 1707 г., выполненный Кириллом Улановым - изографом кремлевской Оружейной палаты совместно с сыном Иваном. Надпись на нижнем поле образа гласит: «написан сей святый Богоматере образ мерою и начертанием каков в Черногорском монастыре, имянуемыя Грузинския» .

Со святого образа делались многочисленные списки и четыре из них, как и оригинал, прославились впоследствии своими чудотворениями.
Три из них находятся в Москве.

В Храме Троицы Живоначальной в Никитниках находится список 1654 года, сделанный предположительно Симоном Ушаковым - «первоклассным изографом царской школы». В тот год в Москве свирепствовала эпидемия моровой язвы и как раз в это время из Красногорского монастыря была привезена Грузинская икона Божьей Матери для "поновления живописи и наложения новой ризы" . Икона была поставлена в Троицкой церкви в Никитниках. Список с нее заказал серебряных дел мастер Гавриил Евдокимов после того, как после молебствования с этой иконой перед тяжело больным сыном тот исцелился.
(адрес местонахождения этой иконы - Храм Троицы Живоначальной в Никитниках, Никитников переулок, д.3)

Другой чудотворный список ранее принадлежал Алексеевскому женскому монастырю, расположенному на месте нынешнего храма Христа Спасителя. Его обретение датируется также 1654 годом и связано все с той же эпидемией язвы.
Монахиня монастыря, вспомнив о чудотворной Грузинской иконе, находившейся в это время в Москве, хотела попросить ее об исцелении. И вот в ночь ей было видение неизвестного монаха, сказавшего: «Зачем вы печалитесь о том, что не можете принести к себе Грузинскую икону Божией Матери? У вас в монастыре, в пещере, есть точно такая же икона, отыщите ее - и увидите на себе милость Божию. Через эту икону будет исцеление не только вам, но и многим другим людям» . Сестры монашки после долгих поисков увидели в церковной ризнице встроенный в стену шкаф, похожий на пещеру, где и обнаружился святой образ. После молебна перед ним болящая выздоровела, а вскоре чума в Москве сошла на нет.
По повелению царя Алексея Михайловича удивительную икону украсили драгоценным окладом. В память избавления от чумы в 1654 г. было дополнительно установлено празднование иконе 15 августа.
(список находится в Храме Воскресения Христова в Сокольниках, Сокольническая пл., д.6)

Третий список прежде находился в храме Покрова Божией Матери на Воронцовом поле. Чудотворения, исходящие от этого списка Грузинской иконы, сподвигли царицу Параскеву Феодоровну на создание драгоценного киота (1706 г.) Святой образ в свое время посещали императрица Анна Иоанновна с Государем Императором Александром Первым.
(адрес нынешнего местонахождения - храм святителя Мартина Исповедника, ул. Александра Солженицина, бывшая Б.Коммунистическая, д.15)

Еще одна очень почитаемая копия с Грузинского образа хранится с 1661 г. в Раифской Богородицкой пустыни Казанской епархии. Список был заказан митрополитом Лаврентием лучшему иконописцу Казани. Размещен он был в специально для этого построенной соборной церкви во имя Грузинской иконы Божией Матери. В монастырских скрижалях зафиксированы чудеса, происходившие во время перенесения иконы из Казани в Раифскую пустынь. Слепые прозревали, исцелялись душевнобольные, хромые начинали ходить без костылей.
Предание рассказывает о случае, который произошел в деревне Васильево близ города Свияжска летом 1830 года. Была страшная засуха, и люди молили Грузинскую Богородицу о дожде. Во время молебствования на небе появилась страшная туча, из которой хлынул дождь с градом, но на поле с посеянным хлебом не упало ни одной градины, хотя рядом с полем в лесу под натиском стихии ломались ветки на деревьях.
(адрес местонахождения списка - Раифский Богородицкий монастырь, Республика Татарстан, Зеленодольский р-н, пос. Раифа)

Молитва Грузинской иконе Божьей Матери.

Приими, всеблагомощная Пречистая госпоже Владычице Богородительнице, сия честныя дары от нас, недостойных рабов Твоих, к Твоему цельбоносному образу пение возсылающих со умилением, яко Тебе Самой сущей ту и послушающей моления наша и подающи с верою просящим по коемуждо прошению и исполнение: скорбящим скорби облегчаеши, немощным здравие даруеши, расслабленных и недужных исцеляеши и от бесных бесы прогониши,. обидимыя от обид избавляеши, и насилуемых спасаеши, грешных прощаеши,. Прокаженных очищаеши и малых детей милуеши, и неплодныя от неплодства разрешаеши. Еще, госпоже Владичице, от уз и темниц свобождаеши и всякия многоразличныя страсти исцеляеши и очныя болезни уврачуеши и от смертоносныя язвы избавляеши: вся бо возможна суть ходатайством Твоим к Сыну Твоему,. Христу Богу нашему. О всепетая Мати, Пречистая Богородице! Не престай молити о нас недостойных раб Твоих, славящих Тя и почитающих, и поклоняющихся Пречистому образу Твоему, и надежду имущих невозвратну, и веру несумненну, к Тебе Приснодеве, преславней и непорочной, славящих и чтущих, и поющих Тя во веки веков.
Аминь.

Пред иконой Пресвятой Богородицы Грузинская молятся об избавлении от моровой язвы, эпидемии, чумы, об исцелении от глухоты и болезней ушей, слепоты или иной болезни глаз.

Молитвы ко Пресвятой Богородице пред Ее иконою «Грузинская»

Молитва первая
Приими, Всеблагомощная Пречистая Госпоже, Владычице Богородительнице, сия честныя дары от нас, недостойных рабов Твоих, к Твоему цельбоносному образу пение возсылающих со умилением, яко Тебе Самой сущей ту и послушающей моления наша, подающи с верою просящим по коемуждо прошению исполнение: скорбящим скорби облегчаеши, немощным здравие даруеши, разслабленных и недужных исцеляеши, и от бесных бесы прогоняеши, обидимыя от обид избавляеши, и насилуемых спасаеши, грешных прощаеши, прокаженных очищаеши, и малых детей милуеши, и неплодныя от неплодства разрешаеши. Еще, Госпоже Владычице, от уз и темниц свобождаеши, и всякия многоразличныя страсти исцеляеши, и очныя болезни уврачуеши, и от смертоносныя язвы избавляеши: вся бо возможна суть ходатайством Твоим к Сыну Твоему, Христу Богу нашему. О Всепетая Мати, Пречистая Богородице! Не престай молити о нас, недостойных рабех Твоих, славящих Тя и почитающих, и покланяющихся пречистому образу Твоему, и надежду имущих невозвратну и веру несумненну к Тебе, Приснодевей, Преславней и Непорочней, славящих, и чтущих, и поющих Тя во веки веков. Аминь.

Молитва вторая
К Тебе, Богоизбранная Отроковице, Пресвятая Дево Богородице, Небесе и земли Царице, припадающе, вопием: услыши молений наших глас и не отврати лица Твоего от нас, недостойных. Приими, Всеблагая, от недостойных раб Твоих, чтущих всечестное имя Твое и с верою покланяющихся Тебе пред чудотворным Твоим образом, приносимое ныне теплое моление наше, вознеси е к Престолу Сына Твоего, Христа Бога нашего, да милостив будет к неправдам нашим и не воздаст нам по делом нашим, но да пробавит щедроты Своя. Вемы, яко несмы достойни, по грехом нашим, от Него помиловани быти, аще не Ты, Владычице, умолиши Его о нас, вся бо можеши испросити у Него, матернее бо к Нему имаши дерзновение. Сего ради к Тебе, яко всемощней и всеблагой Заступнице нашей, прибегаем, усердно молящеся: испроси у рождшагося от Тебе Единороднаго Сына Божия, Христа Бога нашего, всем нам в святоотечестей Православней вере твердое до конца дней наших пребывание и во всех заповедех Господних неуклонное хождение, да, прочее время живота нашего поживше во всяком благочестии и чистоте, сподобимся мирныя христианския кончины и добраго ответа на страшнем Суде Сына Твоего и Бога нашего и тако достигнем, под кровом Твоея помощи, живота вечнаго во Царствии Отца светов, Емуже купно со Единородным Его Сыном и Святым Духом, подобает слава, честь и поклонение, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва третья
О Пресвятая Владычице Богородице! Приими недостойную молитву нашу, и сохрани нас от навета злых человек и от внезапныя смерти, и даруй нам прежде конца покаяние. На моление наше умилосердися, и радость вместо печали даруй. И избави нас, Госпоже, от всякия беды и напасти, скорби и болезни и всякаго зла. И сподоби ны, грешныя рабы Твоя, одесную стати во втором пришествии Сына Твоего, Христа Бога нашего, и наследники быти Царствия Небеснаго, и жизни вечныя со всеми святыми в бесконечныя веки веков. Аминь.

Молитва четвертая, чтомая в Московской Грузинской, на Воронцовом поле, церкви
О Чудная и Пречудная Царице Богородице, Мати Христа Бога нашего! Услышы ны грешныя и недостойныя рабы Твоя, в час сей припадающия и прилежно вопиющия: от бед избави нас, Владычице, и заступи, не презри слез и воздыхания нашего, и избави нас от всякия скорби и напасти, от злаго же и лютаго оклеветания; разве бо Тебе Предстательницы и Ходатаицы теплыя к Сыну Твоему, Христу Богу нашему, не имамы. Емуже молися, да спасет Тебе ради души наша, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва пятая
О Пресвятая Дево, Мати Христа Бога нашего, Царице Небесе и земли! Вонми многоболезненному воздыханию душ наших, призри с высоты святыя Твоея на нас, с верою и любовию покланяющихся пречистому и чудотворному образу Твоему. Се бо грехми погружаемии и скорбьми обуреваемии, взирающе на Твой образ, яко живей Тебе сущей с нами, приносим смиренная моления наша. Не имамы бо иныя помощи, ни инаго предстательства, ни утешения, токмо Тебе, о Мати всех скорбящих и обремененных! Помози нам немощным, утоли скорби наша, настави на путь правый нас заблуждающих, уврачуй болезненная сердца наша и спаси безнадежных, даруй нам прочее время жития нашего в мире и покаянии проводити, подаждь христианскую кончину, и на страшнем суде Сына Твоего явися нам милосердая Предстательница, да всегда поем, величаем и славим Тя, яко Благую Заступницу рода христианскаго, со всеми угодившему Богу, во веки веков. Аминь.

Молитва шестая, чтомая в Николаевской Золотокрестенской церкви града Вологды
О Пренебесная Царице, Богородице Марие, Божественнаго Света Светоприемнице, Божия Слова Вместилище, пророческое зерцало, апостольская проповедь, мучеником страдания венче, святителем похвало, преподобным светлое песнопение и помощнице, и всем святым ликование, Вселенския Церкве чудная похвало, царем православным державо непобедимая, архиереем светлый венче, и всего православнаго христианства божественный покрове и помощнице, от всяческих зол избавление, грехов разрешение, к вечней жизни наставница и пред Христом о нас Ходатаице! Даруй, о Владычице Богомати, заступление и помощь, Твоя неизреченная и дивныя чудеса почитающим, и честныя Твоея иконы знамения, на спасение и заступление последним родом являемая. Алчущая сердца наша напитай небесною пищею, и веселия духовнаго исполни, и мыслем нашим смирение даруй, страх Твой в сердца наша всади, и любовь нелицемерну утверди в душах наших, и на всяк путь Божественных заповедей настави, во еже ходити нам по заповедем Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа, Емуже слава подобает, со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь, глас 4
Днесь светло красуется обитель Красногорская, и с нею ликовствует Раифская пустыня, яко зарю солнечную, от востока возсиявшую, восприимши, Владычице, чудотворную Твою икону, еюже разгоняеши мглу искушений и бед от вопиющих верно: избави обитель нашу и вся страны христианския от всех навет вражиих и спаси души наша, яко Милосердная Заступница рода христианскаго.

Ин тропарь, глас 5
Веселятся православнии народи, видяще, Владычице Дево Богородице, Твою пречудную и чудотворную икону, и приемлют врачевство душевное и телесное Твоею милостию всегда. Темже и мы, покланяющеся оней, усердно Тебе вопием: помилуй, Благая Мати, смиренныя рабы Твоя и избави нас от всякаго зла и навета вражия, молящи Сына Твоего Господа Иисуса, да, спасшеся зде, Небесное жительство получим человеколюбием и благодатию Его.

Кондак, глас 8
Тебе, Избранней от всех родов, Божией Матери, благодарственная пения приносим, пришествием честныя Твоея иконы, раби Твои, Богородице, озаряеми, но, яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная.

Ин кондак, глас 6
Аще попущением Божественным от рук неверных честная Твоя, Владычице, икона поруганию подвержеся и копием варвар прободена бысть, обаче во стране нашей Православней любочестно всеми прославляется и благоговейно почитается, сего ради Тобою является слепым зрение, глухим слышание, немым глаголание, хромым хождение, разслабленным укрепление, скорбным утешение и отраду. Сих ради молим Тя, Милосердная Мати, до конца пробави милости Твоя на нас, яко Благая.

Величание
Величаем Тя, Пресвятая Дево, Мати Христа Бога нашего, и чтим образ Твой святый, от негоже источаеши исцеления всем, с верою к Тебе притекающим.

(празд. 22 авг.), чудотворный образ. Согласно сказанию, Г. и. была вывезена персами из Грузии в 1622 г., во время завоевания страны шахом Аббасом I, в 1625 г. выкуплена Стефаном Лазаревым, приказчиком ярославского купца Григория Лыткина, находившимся в Персии по торговым делам. По возвращении Лазарева в Ярославль в 1629 г. Лыткин, увидев икону, вспомнил о бывшем ему таинственном внушении отправить святыню в Черногорский (Красногорский) мон-рь на Пинеге (под Архангельском), к-рому покровительствовали рус. купцы. Доставив икону в мон-рь, он построил по своему плану церковь, пожертвовал ей утварь и собрание книг (Смирнов . 1998), бо́льшую часть к-рых сам переписал.

По прибытии иконы в мон-рь начались чудесные исцеления. В 1658 г. по указу царя Алексея Михайловича и патриарха Никона было установлено празднование иконе «ради чудес ее» в день принесения в мон-рь. В 1698 г. было постановлено каждый год этот образ приносить в Архангельск «ради освящения града и христолюбивых народов, требующих Божией и Ея Богоматери милости»; также икону носили в Вологду, Вел. Устюг, Переславль-Залесский, Москву и в Сибирь, на Лену.

Икона исчезла после закрытия обители (1920-1922), позже возвращена в мон-рь: в отчете 1946 г. в Московскую Патриархию еп. Архангельского Леонтия (Смирнова) упоминается о том, что Г. и. носили во время крестного хода, к-рый совершался в 1946 г. в Архангельске. Дальнейшая судьба Г. и. неизвестна.

Особой вехой в истории и прославлении иконы был ее привоз в Москву в 1654 г. Икону поместили в ц. Св. Троицы в Никитниках, где имели двор ярославские выходцы купцы Никитниковы, ктиторы построенного на их средства храма (1628-1651). Существует мнение, что икона была привезена для поновления и наложения новой ризы.

В это время в Москве была эпидемия чумы. Ищущие помощи от иконы получали исцеления. Среди них - серебряных дел мастер Гавриил Евдокимов, по чьей просьбе перед иконой был отслужен на дому молебен, в результате чего выздоровел его сын. Гавриил Евдокимов заказал для ц. Cв. Троицы список с Г. и., к-рый был помещен в центральном иконостасе слева от царских врат. Видевшие икону считали ее произведением «первоклассного изографа царской школы» (Тренев . 1903. С. 21), И. Токмаков полагал, что автором этого списка был Симон Ушаков (Токмаков . 1896. С. 120).

Еще один список Г. и. был помещен в сев. Никольском приделе; церковь освятили в честь Грузинской иконы Божией Матери, что отразилось в названии переулка, ведущего от храма на Варварку.

К 250-летию прославления иконы (1904) в нижнем помещении церкви на средства почетного гражданина города А. В. Александрова устроили придел в честь Грузинской иконы Божией Матери.

В московском Алексеевском мон-ре на Пречистенке с 1654 г. также была известна Г. и., стоявшая в главном Крестовоздвиженском храме. Появление ее в мон-ре овеяно легендой: больной монахине явился некто во сне и сказал, что в мон-рь не надо приносить для молебна о здравии образ из ц. Св. Троицы, т. к. в обители есть такая же забытая икона. Образ отыскали, и после молебна перед ним монахиня выздоровела. Прославившаяся икона была украшена драгоценным окладом на средства царя Алексея Михайловича и патриарха Никона. По описи Алексеевского мон-ря 1757 г. реконструируется оклад этой иконы (Романский . 1903). Празднование иконе 15 авг. в мон-ре происходило с чином освящения воды и окропления келий в память избавления от чумы в 1654 г.

Сохранилась происходящая из Алексеевского мон-ря Г. и. (XVII в.?), перенесенная из закрытого мон-ря, что в Красном селе, в храм Воскресения Христова в Сокольниках.

Еще один московский список Г. и. находился в ц. Покрова на Воронцовом поле, к-рая по приделу также иногда именовалась «Грузинская», как и близлежащий переулок. В 1706 г. усердием царицы Параскевы Феодоровны для иконы был создан драгоценный киот. После закрытия храма икона была сохранена и в наст. время находится в ц. св. Мартина Исповедника на Таганке (Козаржевский . 2005).

Чудотворный список Г. и. с 1661 г. находился в Казанской епархии в Раифской Богородицкой пуст. Для написания этого образа митр. Казанский Лаврентий посылал одного из лучших иконописцев в Красногорский мон-рь. Список Раифской пуст. также прославился чудесами и торжественно чествовался. Ежегодно совершался крестный ход в Свияжск к вечернему богослужению, а на следующий день - на реку и вокруг города. В течение 2 недель образ носили по домам и окрестным селам, но к 22 авг. святыню возвращали в Раифскую пуст. Так же как первообраз и последующие списки, этот список был украшен богатой ризой. Икона сохранилась после закрытия мон-ря, а по его возобновлении в 90-х гг. XX в. помещена в ц. в честь Грузинской иконы Божией Матери (построена по проекту М. П. Коринфского в 1835-1842).

В 1698 г. по благословению архиеп. Холмогорского и Важского Афанасия (Любимова) смотрителем Московской типографии Ф. Поликарповым были составлены канон и тропарь Г. и. Существует также служба, известная по списку сказания об иконе, и молитва, к-рая читалась перед иконой (список 1654) в Алексеевском мон-ре в Москве, где ее чествовали 15 авг. в память чудесного обретения списка.

Утрата первообраза Г. и. Красногорского мон-ря (описание сохр. в монастырской описи - Макарий (Миролюбов) . 1880; Васильев . 1880; Челмогорский . 1902) отчасти возмещается списком 1707 г., исполненным жалованным изографом кремлевской Оружейной палаты Кириллом Улановым с сыном Иваном (43×30 см; происхождение неизвестно, ГТГ) (Антонова, Мнёва . Каталог. Т. 2. № 907; Чудотворный образ: Иконы Богоматери в Третьяковской галерее. М., 1999. № 16). На нижнем поле иконы надпись: « написан сей святый Богоматере образ мерою и начертанием каков в Черногорском монастыре, имянуемыя Грузинския». Ниже - надпись с указанием имен мастеров, выполненная более мелкими буквами. В икону вмонтированы 4 крупных мощевика, залитые мастикой; отверстия сохранили следы крепления оклада. Иконография списка 1707 г. совпадает со всеми известными ранними образами Г. и. Этот вариант Одигитрии близок к изводу Перивлепты. Богородица изображена фронтально, со слегка повернутой и склоненной к Младенцу головой; полы мафория расходятся, открывая горловину хитона; окаймления хитона, мафория и зарукавья украшены жемчугом и драгоценными камнями. Левой рукой в традиц. положении Богородица поддерживает сидящего и повернутого к Ней Младенца, правая - в жесте моления (как знак поклонения Сыну). Голова Младенца слегка откинута назад, правая благословляющая рука поднята вертикально, в левой - свиток. Особенностью извода Г. и. является изображение правой ножки Младенца, подвернутой под левую обнаженной подошвой наружу (эта деталь не характерна для Перивлепты и иная, чем на Тихвинской иконе Божией Матери). Одежды Богоматери и Младенца на образе 1707 г. разделаны сплошным ассистом, что характерно для работ царских изографов. Возможно, эта особенность согласуется с драгоценной сплошной ризой первообраза, известной по монастырской описи («Обложен весь образ серебром резью: венцы, средина и поля, и позолочен весь оклад почестным серебром» - Макарий (Миролюбов) . 1880). Если на первообразе сохранялся характерный для груз. икон сплошной чеканный оклад, то это определяло особенность украшения списков ассистом и драгоценной ризой, оставляющей незакрытыми только личное, как и на груз. иконах.

Извод Г. и. имеет среди памятников Грузии X-XVI вв. аналогии и широко распространен, особенно в Кахети (Чубинашвили Г . Н . Груз. чеканное искусство: Исслед. по истории груз. средневек. искусства. Тбилиси, 1959. № 46, 148, 182, 546, 555; Гусева . 1995).

Лит.: Мартынов А . А ., Снегирев И . М . Рус. старина в памятниках церк. и гражданского зодчества. М., 1857; Даль Л . В . Церковь Грузинской Божией Матери в Москве // Зодчий. 1877. № 9/10. С. 87-88; Макарий (Миролюбов), архиеп . Ист. описание Красногорского мон-ря. М., 1880; Васильев А . Ист. очерк Красногорского мон-ря Архангельской губ. Пинежского у. СПб., 1880; Токмаков И . Ф . Ист. и археол. описание Моск. Девичьего Алексеевского мон-ря. М., 1896; Шмаков А . Сказание о чудотв. иконе Богоматери Грузинской и бывших чудесах от нея. СПб., 1886; Зверинский . Т. 3. № 888; Снессорева . Земная жизнь Пресв. Богородицы. 1898. С. 293-294; Челмогорский В . Красногорский Богородицкий мон-рь // Кр. ист. описание мон-рей Архангельской еп. Архангельск, 1902. С. 321-379; Романский Н . А . Чудотв. икона Грузинской Богоматери в моск. Алексеевском мон-ре // Моск. ЦВед. 1903. № 17. С. 214-220; Тренев Д . К . Памятники древнерус. искусства ц. Грузинской Богоматери в Москве. М., 1903; Поселянин Е . Богоматерь. С. 542-546; Овчинникова Е . С . Церковь Троицы в Никитниках. М., 1970; Антонова, Мнёва . Каталог. Т. 2. № 907; Гусева Э . К . Из истории почитания на Руси иконы Богоматери Грузинской и ее груз. прототипе // Древнерус. искусство. Искусство XVIII - 1-й пол. XIX в.: Сообщ. ГТГ. М., 1995. С. 6-14; Смирнов Я . Е . Б-ка ярославских купцов Лыткиных в 1-й пол. XVII в. // Чт. по истории и культуре др. и новой России: Мат-лы конф. Ярославль, 1998. С. 87-102; Мюллер Г . А . Раифская история: Святыня обители - чудотворная икона // Раифа. Свияжск. Каз., 2001. С. 20; Козаржевский А . Ч . Моск. святцы: Правосл. месяцеслов. М., 2005.

История

Ко-гда в 1622 го-ду пер-сид-ский шах Аб-бас по-ко-рил Гру-зию, мно-гие хри-сти-ан-ские свя-ты-ни бы-ли по-хи-ще-ны, от-ве-зе-ны в Пер-сию и про-да-ны на-хо-див-шим-ся в то вре-мя в этой стране рус-ским куп-цам. Так Гру-зин-ская ико-на Бо-жи-ей Ма-те-ри, укра-шен-ная се-реб-ром и зо-ло-том, по-па-ла к неко-е-му куп-цу Сте-фа-ну, ко-то-рый хра-нил ее с глу-бо-ким по-чи-та-ни-ем и бла-го-го-ве-ни-ем. В это же вре-мя в Яро-слав-ле ку-пец Ге-ор-гий Лыт-кин, по тор-го-вым де-лам ко-то-ро-го Сте-фан был в Пер-сии, по-лу-чил во сне от-кро-ве-ние о свя-тыне, при-об-ре-тен-ной Сте-фа-ном, и по-ве-ле-ние ото-слать ее в Чер-но-гор-ский мо-на-стырь Ар-хан-гель-ской епар-хии, ос-но-ван-ный в 1603 го-ду. Ко-гда в 1629 го-ду Сте-фан воз-вра-тил-ся на Ро-ди-ну и по-ка-зал ико-ну Ге-ор-гию Лыт-ки-ну, тот вспом-нил о сво-ем ви-де-нии и от-пра-вил-ся в Двин-ские пре-де-лы в Чер-но-гор-скую оби-тель (на-зва-на она так по-то-му, что бы-ла по-стро-е-на на го-ри-стом и мрач-ном ме-сте, из-дав-на име-но-вав-шем-ся Чер-ной го-рой; впо-след-ствии оби-тель бы-ла пе-ре-име-но-ва-на в Крас-но-гор-скую). Там ико-на и про-сла-ви-лась чу-до-тво-ре-ни-я-ми. В 1654 го-ду во вре-мя мо-ро-вой яз-вы ико-на бы-ла при-не-се-на в Моск-ву, и мо-лив-ши-е-ся пе-ред ней из-бе-га-ли смер-то-нос-ной яз-вы.

Ныне ико-на пре-бы-ва-ет в хра-ме Жи-во-на-чаль-ной Тро-и-цы в Ни-кит-ни-ках г. Моск-вы. Мно-же-ство спис-ков с Гру-зин-ской ико-ны Бо-жи-ей Ма-те-ри, хра-ня-щи-е-ся и хра-нив-ши-е-ся ра-нее во мно-гих хра-мах Моск-вы, хра-ме свя-ти-те-ля Мар-ти-на Ис-по-вед-ни-ка (Воз-не-се-ния Гос-под-ня) в Алек-се-ев-ской но-вой сло-бо-де, Ра-иф-ской Бо-го-ро-дич-ной об-ще-жи-тель-ной пу-сты-ни Ка-зан-ской епар-хии, раз-ру-шен-ном в 1935 го-ду хра-ме в честь Гру-зин-ской ико-ны Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-цы в Санкт-Пе-тер-бур-ге (при по-дво-рье Крас-но-гор-ско-го Бо-го-ро-диц-ко-го муж-ско-го мо-на-сты-ря Ар-хан-гель-ской епар-хии), сви-де-тель-ству-ют о ее глу-бо-ком по-чи-та-нии.

В 1658 го-ду по бла-го-сло-ве-нию Пат-ри-ар-ха Ни-ко-на бы-ло уста-нов-ле-но еже-год-ное празд-но-ва-ние Гру-зин-ской иконе Бо-жи-ей Ма-те-ри. Служ-ба бы-ла со-став-ле-на в 1698 го-ду смот-ри-те-лем Мос-ков-ской ти-по-гра-фии Фе-о-до-ром По-ли-кар-по-вым.

Молитвы

Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Грузинской» (Красногорской)

Днесь све́тло красу́ется оби́тель Красного́рская,/ и с не́ю ликовству́ет Раи́фская пу́стыня,/ я́ко зарю́ со́лнечную, от восто́ка возсия́вшую, восприи́мши, Влады́чице,/ чудотво́рную Твою́ ико́ну,/ е́юже разгоня́еши мглу искуше́ний и бед от вопию́щих ве́рно:/ изба́ви оби́тель на́шу и вся страны́ христиа́нския от всех наве́т вра́жиих// и спаси́ ду́ши на́ша, я́ко Милосе́рдная Засту́пница ро́да христиа́нского.

Перевод: Сегодня светло радуется Красногорская и с ней торжествует Раифская , как зарю солнечную, воссиявшую с востока, получив, Владычица, чудотворную Твою икону, которой ты разгоняешь мглу и бед от взывающих к тебе с верой: «Избавь обитель нашу и все страны христианские от всех и спаси души наши, как Милосердная Защитница рода христианского».

Ин тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Грузинской» (Красногорской)

Веселя́тся правосла́внии наро́ди,/ ви́дяще, Влады́чице Де́во Богоро́дице,/ Твою́ пречу́дную и чудотво́рную ико́ну,/ и прие́млют врачевство́ душе́вное и теле́сное Твое́ю ми́лостию всегда́./ Те́мже и мы, покланя́ющеся о́ней, усе́рдно Тебе́ вопие́м:/ поми́луй, Блага́я Ма́ти, смире́нныя рабы́ Твоя́/ и изба́ви нас от вся́каго зла и наве́та вра́жия,/ моля́щи Сы́на Твоего́, Го́спода Иису́са,/ да, спа́сшеся зде, Небе́сное жи́тельство получи́м// человеколю́бием и благода́тию Его́.

Перевод: Радуются православные люди, видя, Владычица Дева Богородица, Твою удивительную и чудотворную икону, и получают лекарство душевное и телесное по Твоей милости всегда. Потому и мы, поклоняясь ей, усердно к Тебе взываем: «Помилуй, Благая Матерь, смиренных рабов Твоих и избавь нас от всякого зла и козней вражеских, моля Сына Твоего, Господа Иисуса, чтобы мы спаслись здесь и получили жизнь Небесную по человеколюбию и благодати Его».

Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Грузинской» (Красногорской)

Тебе́, Избра́нней от всех родо́в, Бо́жией Ма́тери,/ благода́рственная пе́ния прино́сим,/ прише́ствием честны́я Твоея́ ико́ны, раби́ Твои́, Богоро́дице, озаря́еми,/ но, я́ко иму́щая держа́ву непобеди́мую,/ от вся́ких нас бед свободи́, да зове́м Ти:// ра́дуйся, Неве́сто Неневе́стная.

Перевод: Тебе, Избранной от всех родов, Божией Матери, благодарственные песнопения приносим, озаряемые пришествием почитаемой Твоей иконы, рабы Твои, Богородица, но, как имеющая власть необоримую, от всяческих опасностей нас освободи, да взываем Тебе: «Радуйся, Невеста, брака не познавшая!»

Ин кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Грузинской» (Красногорской)

А́ще попуще́нием Боже́ственным/ от рук неве́рных честна́я Твоя́, Влады́чице, ико́на/ поруга́нию подве́ржеся/ и копие́м ва́рвар прободе́на быстъ,/ оба́че во стране́ на́шей Правосла́вней/ любоче́стно все́ми прославля́ется/ и благогове́йно почита́ется,/ сего́ ра́ди Тобо́ю явля́ет слепы́м зре́ние,/ глухи́м слы́шание, немы́м глаго́лание,/ хромы́м хожде́ние, разсла́бленным укрепле́ние,/ ско́рбным утеше́ние и отра́ду./ Сих ра́ди мо́лим Тя, Ми́лосердная Ма́ти,// до конца́ проба́ви ми́лости Твоя́ на нас, я́ко Блага́я.

Перевод: Хотя по Божественному попущению от рук неверующих почитаемая Твоя, Владычица, икона подверглась поруганию и копьем язычников была проколота, но в стране нашей Православной она всеми прославляется и благоговейно почитается, потому через Тебя являет слепым - зрение, глухим - слух, немым - речь, хромым - хождение, больным - укрепление, скорбящим - утешение и отраду. Поэтому молим Тебя, Милосердная Матерь, всегда простирай милости Твои на нас, как Благая.

Молитва Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Грузинской» (Красногорской)

Приими́, Всеблагомо́щная Пречи́стая Госпоже́, Влады́чице Богороди́тельнице, сия́ честны́я да́ры от на́с, недосто́йных рабо́в Твои́х, к Твоему́ цельбоно́сному о́бразу пе́ние возсыла́ющих со умиле́нием, я́ко Тебе́ Само́й су́щей ту́ и послу́шающей моле́ния на́ша, подаю́щи с ве́рою прося́щим по коему́ждо проше́нию исполне́ние: скорбя́щим ско́рби облегча́еши, немощны́м здра́вие да́руеши, разсла́бленных и неду́жных исцеля́еши, и от бе́сных бе́сы прогоня́еши, оби́димыя от оби́д избавля́еши, и наси́луемых спаса́еши, гре́шных проща́еши, прокаже́нных очища́еши, и ма́лых дете́й ми́луеши, и непло́дныя от непло́дства разреша́еши. Еще́, Госпоже́ Влады́чице, от у́з и темни́ц свобожда́еши, и вся́кия многоразли́чныя стра́сти исцеля́еши, и о́чныя боле́зни уврачу́еши, и от смертоно́сныя я́звы избавля́еши: вся́ бо возмо́жна су́ть хода́тайством Твои́м к Сы́ну Твоему́, Христу́ Бо́гу на́шему. О, Всепе́тая Ма́ти, Пречи́стая Богоро́дице! Не преста́й моли́ти о на́с, недосто́йных рабе́х Твои́х, сла́вящих Тя́ и почита́ющих, и покланя́ющихся пречи́стому о́бразу Твоему́, и наде́жду иму́щих невозвра́тну и ве́ру несумне́нну к Тебе́, Присноде́ве, Пресла́вней и Непоро́чней, сла́вящих, и чту́щих, и пою́щих Тя́ во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Каноны и Акафисты

Акафист Пресвятой Богородице пред иконой «Грузинская»

Кондак 1

Избранней от всех родов Божией Матери и Царице пред пречистым Ея образом со умилением хвалебная пения приносим. Ты же, яко имущая к роду христианскому милосердие неизреченное, от бед и скорбей избави всех нас, Тебе зовущих:

Радуйся, Невесто Неневестная.

Икос 1

Архангелов и ангелов чини благоговейно Тебе служат, и вся небесныя силы немолчными гласы Тя, Богородице Дево, воспевают, яко рождшую небесных воинств Царя; мы же, земнороднии, трепетно предстоящии чудотворному Твоему лику, бренными усты вопием Ти сице:

Радуйся, от всех родов ко искуплению рода нашего избранная; радуйся, Духа Святаго дарований преисполненная.

Радуйся, херувимов и серафимов превозшедшая; радуйся, таинству спасения рода человеческаго послужившая.

Радуйся, святое вместилище Слова Божия; радуйся, неописанное Слово Отчее в ложеснах Своих носившая.

Радуйся, пророческих глаголов неложное исполнение; радуйся, прародителей рода нашего от клятвы рождеством Твоим свободившая.

Радуйся, предстательство роду христианскому, от Бога дарованное; радуйся, спасения рода человеческаго начало.

Радуйся, лествице Божественнаго снисхождения; радуйся, мосте, от земли к небеси земнородных возводяй.

Радуйся, Невесто Неневестная.

Кондак 2

Видящи, Пречистая, с высоты небеснаго жилища Своего, идеже с Сыном Своим во славе пребываеши, озлобление противу святынь христианских во стране Грузинстей, попущением Божиим во дни оны бывшее от персскаго царя Аббаса, Грузинскую страну разорившаго и храмы ея христианския осквернившаго, и, хранящи святую икону от таковаго поругания, страны Российския мужу верну и благоговейну Стефану благопромыслительно вдати ю вспомоществовала еси, Владычице. Стяжав убо сей верный раб святыню Твою, во умилении сердца возопи Богу: Аллилуиа.

Икос 2

Разумети хотя благоговейный муж Георгий недоуменную тайну откровения Твоего, Владычице, о некоем безценном бисере, приставником имения его во стране Персидстей приобретеннем, с патриархом Филаретом совещавашеся. Мы же, таинственному вразумлению Преблагословенныя, свыше верным рабом подаваемому, дивящеся, благоговейно вопием к Ней:

Радуйся, сокровенныя тайны благодати Божия верным открывающая; радуйся, устнами православных хвалу Богови совершающая.

Радуйся, неверных агарян, святыню Твою презревших, посрамляющая; радуйся, славою чудес Твоих верным смыслы озаряющая.

Радуйся, почитанию святых икон нас наставляющая; радуйся, Христову веру во стране утверждающая.

Радуйся, иноков обителей Красныя горы святым Твоим образом освящающая; радуйся, день принесения честныя Твоея иконы исцелением инока знаменовавшая.

Радуйся, безценный бисер, святую Твою икону, якоже рекла еси, нам даровавшая; радуйся, безценный Бисер, Христа, на спасение наше рождшая.

Радуйся, честным Твоим образом страну нашу посетившая; радуйся, мирную обитель неотъемлемым богатством обогатившая.

Радуйся, Невесто Неневестная.

Кондак 3

Сила Вышняго осеняет выну с верою притекающих к державному покрову Твоему, Владычице, и благоговейно чтущих чудотворную икону Твою, Богомати, той бо дадеся благодать от Бога всяк недуг и язю в людех врачевати, темже благодарственно вопием Богу: Аллилуиа.

Икос 3

Имущи промышление теплое о людех зимния полунощи, гору Красную под кров Твой, Богомати, прияла еси, и обители иноков тоя честный образ Твой милостивно даровала еси, да зряще токи чудес, преизобильно на молящихся Тебе с верою изливаемыя, во умилении вопиют Тебе, Владычице:

Радуйся, смиренную обитель иноков Красныя горы державным покровом Твоим осеняющая; радуйся, чудесы от святыя Твоея иконы гору Красную прославляющая.

Радуйся, подобие благодатнаго Афона на зимней полунощи явившая; радуйся, гору Красную житию иноческому чудно указавшая.

Радуйся, в щит и ограждение места того цельбоносную икону Твою даровавшая; радуйся, поселившимся на сей святей горе иноком обитель тихую создавшая.

Радуйся, житие чина иноческаго во спасение душ устрояющая; радуйся, всем хотящим улучити спасение споборствующая.

Радуйся, Красную гору и обитающих на ней благодатным омофором покрывающая; радуйся, притекающих к Твоему покрову и заступлению не оставляющая.

Радуйся, слабых на пути добродетели укрепляющая; радуйся, заблуждших на путь истинный наставляющая.

Радуйся, Невесто Неневестная.

Кондак 4

Бурю внутрь имея помышлений сумнительных, слепец Питирим, егда озарен бе сиянием света, яко солнечным, смятеся, и страхом одержим бе, мняше о сем, яко о наваждении бесовстем, многа бо лета слеп бе; с молитвою же знамение крестное сотвори, обращься ко храму, и, узрев чудную Твою, Владычице, икону, светозарными лучами во храме блиставшую, абие уразуме, яко отверзостася очи его и слух его открыся, сего ради благодарственное принес Богу, дивному в делех, пение: Аллилуиа.

Икос 4

Слышав благоверный царь всея России Алексий, яко от святыя иконы Твоея, Владычице, яже на горе Красней, цельбы многоразличных недуг обильно подаются, даде повеление игумену обители по градом и весем великия державы своея с честию подобающею ю обносити, да приемлют страждущии врачевство недугов телесных и душевных и во умилении сердец взывают Тебе, Владычице:

Радуйся, Христа Бога нашего освященный храме; радуйся, неизреченныя Его славы вместилище.

Радуйся, Царя царствующих одушевленный граде; радуйся, палато и чертоже небесный.

Радуйся, Церкве Православныя похвало; радуйся, державы Российския крепосте и утверждение.

Радуйся, градов и весей наших благодатное охранение; радуйся, всех христиан, к Тебе притекающих, непостыдное упование.

Радуйся, от всех родов достойно ублажаемая; радуйся, всех нас от бед и скорбей пришествием честнаго Твоего образа избавляющая.

Радуйся, сущих в странствии ко взысканию горняго града направляющая; радуйся, путеводительнице наша к вечным обителем.

Радуйся, Невесто Неневестная.

Кондак 5

Боготечней звезде подобная явися Твоя, Богомати, икона, по воле Твоей святей от востока на самую полнощь принесенная, юже, яко дар небесный, восприимше иноцы красногорстии, поставиша в соборную церковь обители, и в веселии пояху благих подателю Богу: Аллилуиа.

Икос 5

Видящи среброковача Гавриила, зельне плачуща пред Твоим чудотворным образом, Владычице, тогда умилосердилася еси, сына его на одре болезни лежаща воздвигла и здрава сотворила еси; сице и о мне умилосердися, преблагословенная Богородице, и грехми умерщвленную мою душу воскреси, зовущую:

Радуйся, благоволение Сына Твоего, Христа Бога нашего, нам стяжавшая; радуйся, Мати Царя живота и Победителя смерти.

Радуйся, светлыми лучами чудес от святыя Твоея иконы страну Российскую озаряющая; радуйся, богатыя дары исцелений и милостей просящим Тя пред чудною Твоею иконою источающая.

Радуйся, моления наша, приносимая Тебе с верою и любовию, милостивно приемлющая; радуйся, телесныя недуги верно почитающих Тя скоро исцеляющая.

Радуйся, печаль нашу в радость претворяющая; радуйся, от слез и скорбей нас избавляющая.

Радуйся, скорбных о чадех родителей утешение; радуйся, чад их благодатное охранение и спасение.

Радуйся, покрове нам в животе и по смерти; радуйся, спасение наше на праведнем Суде Божием.

Радуйся, Невесто Неневестная.

Кондак 6

Проповедника творящи купца Георгия воли Своея, рекла еси к нему, Владычице: Приставник имения твоего Стефан, сый в Персиде, купи тебе безценный бисер; егда же принесет к тебе, посли оный в Двинскую землю, на Чермную гору. Познав убо о сем Георгий Твое, Пречистая, к месту тому особое благоволение, воспряну воспети к рождшемуся от Тебе Богу: Аллилуиа.

Икос 6

Возсияла есть слава Божия на святей горе Красней от пречудныя Твоея иконы, Богомати, пред неюже предстояще, со умилением молимся Ти: услыши нас, вопиющих Тебе усердно:

Радуйся, гору полунощную пришествием чудотворнаго Твоего образа осенившая; радуйся, чудес неоскудевающий источник на ней явившая.

Радуйся, милосердие и любовь Твою к обители иноков показавшая; радуйся, благое о ней промышление Свое явившая.

Радуйся, телесныя недуги наша врачующая; радуйся, в душевных скорбех нас утешающая.

Радуйся, благочестия наставнице; радуйся, иноческаго жития руководительнице.

Радуйся, добрыя ко спасению обеты приемлющая; радуйся, благим намерением и начинанием нашим способствующая.

Радуйся, злыя от наваждения врага бываемыя помыслы от нас отгоняющая; радуйся, вражия козни яко паучину расторгающая.

Радуйся, Невесто Неневестная.

Кондак 7

Хотя дати благословение новоустроенней обители иноков, Раифскою нареченней, архипастырь казанский Лаврентий лик Твой, Владычице, от чудотворнаго Твоего Красногорскаго образа тождественно списав, торжественно с молебным пением во обитель Раифскую внесе. Свидетелем же быв совершившихся от сея святыя Твоея, Владычице, иконы знамений и чудес, радостно возопи Богу: Аллилуиа.

Икос 7

Новую купель Силоамскую зрим, Пречистая Богородице, храм Твой, иже в Раифе. Всяк бо недуг и всяку язю душевную и телесную врачуеши с верою и любовию к Тебе притекающих и благоговейно чтущих и лобызающих святый образ Твой. Сего ради, имуще новое неизреченное сокровище Твоих милостей, радостно вопием Ти, Пречистая:

Радуйся, купеле, в нейже душевныя недуги наша врачуются; радуйся, источниче, жаждущим воду жизни источивый.

Радуйся, слепым телесныма очима зрение подавающая; радуйся, глухим слух отверзающая.

Радуйся, разслабленныя телом укрепляющая; радуйся, лежащия на одре болезни возставляющая.

Радуйся, плавающия по водам от бурь и потопления спасающая; радуйся, влающияся в пучине житейскаго моря к тихому пристанищу спасения направляющая.

Радуйся, оружие, имже устрашаются полцы демонския; радуйся, щите, имже покрываются обители иноков.

Радуйся, тихое пустынножителей веселие; радуйся, тихое обуреваемых в сем веце пристанище.

Радуйся, Невесто Неневестная.

Кондак 8

Странно слышати и неудобно разумети злым неверием омраченным, како от святых икон Твоих, Владычице, знамения и чудеса бывают. Нам же, тепле верующим словеси, Тобою к первоначертанней благовестником евангельских таин святей иконе реченному: Благодать Рождшагося от Мене и Моя с сим образом да будет, удобно есть разумети и праведно уповати, яко и с сею иконою Твоею Грузинскою благодать Твоя и сила пребывают выну. Сего ради с благоговейным страхом предстояще, с тем и воздаем ей честь, яко Тебе Самой, нам присущей, радостно поюще Богу: Аллилуиа.

Икос 8

Вся присно горе сущи и с небесными силами выну пребывающи, нас земнородных не оставляеши, Богомати, теплым предстательством пред Сыном и Богом Твоим, Матернее бо дерзновение к Нему имаши. Сего ради, предстояще пречистому Твоему образу, со слезами покаяния вопием Ти, Богородительнице:

Радуйся, путеводительнице верная, к небесному отечеству добре нас направляющая; радуйся, Мати Царя небесе и земли, врата райская нам отверзающая.

Радуйся, домостроительнице, житие наше к небесному устрояющая; радуйся, вечная благая Сына Твоего нам являющая.

Радуйся, от скорбей и бед зде нас спасающая; радуйся, вечных мук и огня геенскаго по смерти нас избавляющая.

Радуйся, всех притекающих с верою и любовию к Тебе сугубо милующая; радуйся, молитвы наша, приносимыя Тебе пред чудотворным Твоим образом, ко престолу Сына Твоего и Бога нашего возносящая.

Радуйся, благая наша помощнице; радуйся, непостыдное наше упование.

Радуйся, Невесто Неневестная.

Кондак 9

Всякаго естества архангельскаго и ангельскаго превысши, херувим же и серафим честнейши еси, Пресвятая Дево. Бога бо, Царя небесных сил, плотию родила еси, Невместимаго во утробе Своей вместила еси, Носящаго весь мир дланию на руках носила еси, и всякое естество Питающаго млеком питала еси. Темже воистину Матерь Божию и ходатаицу рода христианскаго Тя ведуще, со дерзновением вопием Богу: Аллилуиа.

Икос 9

Витии многовещаннии не ведят, киими словесы благохвальными подобает величати Тя, Богородице, обаче, благая сущи, приими милостивно, аще и немощными смыслы сложенная, но от чистаго сердца приносимая Тебе в похвалу сицевая пения:

Радуйся, пренепорочная Отроковице, Превечным советом ко спасению рода нашего избранная; радуйся, Жено, Еяже Семя сокруши главу древняго змия.

Радуйся, в женах преблагословенная; радуйся, благодать у Бога обретшая.

Радуйся, архангельское вещание о воплощении Единаго от Святыя Троицы смиренно приявшая; радуйся, кроткая рабо Господня.

Радуйся, сосуде, Духом Божиим освященный; радуйся, силою Всевышняго осененная.

Радуйся, Спасителя наших душ рождшая; радуйся, падший род наш с правосудием Божиим примирившая.

Радуйся, Эдем затворенный рождеством Твоим миру отверзшая; радуйся, от пленения адова нас рождеством Твоим свободившая.

Радуйся, Невесто Неневестная.

Кондак 10

Спасти хотящи многия люди от бед и скорбей, всюду являеши, Богомати, роду нашему неоскудеваемый от Своея иконы Грузинския источник милости. Красногорскую бо обитель от запаления огненнаго во дни оны неврежденну сохранила еси, угасивши свирепеющую окрест ея силу огненную, в царствующем же граде Москве и в пустыни Раифстей благодати струи от иконы Твоея источаеши всем с верою поклоняющимся Тебе, и во иных градех и весех наших чтущим Тя полезное подаеши. Темже, прославляюще Бога, даровавшаго нам о Тебе благодать таковую, присно вопием Ему: Аллилуиа.

Икос 10

Стена еси крепкая, Богородице Дево, обители Красногорския и пустыни Раифския ограда несокрушимая, чину же иноческому украшение и слава. Сего ради, молящеся, вопием Ти, Пречистая: покрый с верою поклоняющихся Тебе пред Твоим чудотворным образом от бед и скорбей, с любовию Тебе вопиющих:

Радуйся, крепкая от находящих на ны напастей и бед хранительнице; радуйся, обителей иноческих неусыпная блюстительнице.

Радуйся, от свирепеющаго пламене во дни оны обитель Красногорскую по теплому молению иноков дивно сохранившая; радуйся, благорастворение воздухов и спасительный дождь благовременно той низпосылающая.

Радуйся, жития чина иноческаго украшение и доброто; радуйся, в бурю искушений и бед нас спасающая.

Радуйся, помышления наша освящающая; радуйся, сердца наша очищающая.

Радуйся, душегубительный пламень страстей наших угашающая; радуйся, мрак сатанинских искушений разсевающая.

Радуйся, житию нашему благословение Божие низводящая; радуйся, мысленная очеса наша к горним обителем направляющая.

Радуйся, Невесто Неневестная.

Кондак 11

Пение хвалебное приносят Ти, Владычице, людие богоспасаемаго града Архангельска, егда град их единою в лето освящается пришествием Твоего чудотворнаго образа, и со светильники и кадильницы грядуще во сретение его, радостно вопиют Богу: Аллилуиа.

Икос 11

Светозарными лучами чудес икона Твоя, Владычице, на святей горе Красней немерцаемо сияет и Российскую страну нашу православную благодатно озаряет, прогоняющи всякое темное действо вражие силою Божиею, побуждающи нас пред нею Тебе, богоизбранная Отроковице, хвалебная пения возносити:

Радуйся, на пути нашего спасения неугасимый светильниче веры и благочестия; радуйся, луче незаходимаго Солнца.

Радуйся, немерцающая во стране нашей православия звездо; радуйся, добродетели путь освящающая.

Радуйся, заре, Солнце правды являющая; радуйся, свете, мрак неведения отгоняющая.

Радуйся, купино неопалимая, Бога явившая; радуйся, престоле огненный Вседержителя.

Радуйся, чистоты сокровище; радуйся, цвете неувядаемый славы.

Радуйся, Вышняго освященное божественное селение; радуйся, яко Тобою дадеся радость всем Тя, Богородице, призывающим.

Радуйся, Невесто Неневестная.

Кондак 12

Благодати Твоея никогдаже оскудевающия неизсякаемый источник явила еси, Богородительнице, чудотворную икону Твою, от неяже вси скорбящии и обремененнии грехми многими спасение и цельбы во вся времена приемлют и радостно о Тебе воспевают всеблагому Богу: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще Твоя преславная чудеса, Богомати, от святыя Твоея иконы неоскудно нам подаваемая, и все упование наше на Тя, Заступнице, возлагающе, со умилением вопием Ти:

Радуйся, непостыдное христиан упование в будущем веце; радуйся, в делании заповедей Сына Твоего пребывающих спасающая.

Радуйся, в животе сем нас во здравии сохраняющая; радуйся, в страшный час смерти нас не оставляющая.

Радуйся, верным рабом Твоим христианскую кончину устрояющая; радуйся, на Суде праведнем Сына Твоего верных слуг Твоих вожделенный глас Его слышати сподобляющая.

Радуйся, всем хотящим спастися и в разум истины приити благая Одигитрие; радуйся, всех в сокрушении сердечнем кающихся грешников несумненное спасение.

Радуйся, рождеством Твоим двери рая миру отверзшая; радуйся, земнородных с небесными к вечному веселию сочетавшая.

Радуйся, от ангел присно воспеваемая; радуйся, и от земнородных достойно ублажаемая.

Радуйся, Невесто Неневестная.

Кондак 13

О всепетая Мати, Пресвятая Госпоже Дево Богородице, не отрини смиренно приносимое Тебе ныне пред чудотворным Твоим образом сие малое моление наше, презирающи бездну грехов наших, избави всех нас от бед и скорбей в животе сем и грядущия вечныя изми муки, нелицемерно о Тебе вопиющих Богу: Аллилуиа.

Этот кондак читается трижды, затем 1-й икос «Архангелов и ангелов…» и 1-й кондак «Избранней от всех родов…».

Молитва первая

Приими, Всеблагомощная Пречистая Госпоже, Владычице Богородительнице, сия честныя дары от нас, недостойных рабов Твоих, к Твоему цельбоносному образу пение возсылающих со умилением, яко Тебе Самой сущей ту и послушающей моления наша, подающи с верою просящим по коемуждо прошению исполнение: скорбящим скорби облегчаеши, немощным здравие даруеши, разслабленных и недужных исцеляеши, и от бесных бесы прогоняеши, обидимыя от обид избавляеши, и насилуемых спасаеши, грешных прощаеши, прокаженных очищаеши, и малых детей милуеши, и неплодныя от неплодства разрешаеши. Еще, Госпоже Владычице, от уз и темниц свобождаеши, и всякия многоразличныя страсти исцеляеши, и очныя болезни уврачуеши, и от смертоносныя язвы избавляеши: вся бо возможна суть ходатайством Твоим к Сыну Твоему, Христу Богу нашему. О Всепетая Мати, Пречистая Богородице! Не престай молити о нас, недостойных рабех Твоих, славящих Тя и почитающих, и покланяющихся пречистому образу Твоему, и надежду имущих невозвратну и веру несумненну к Тебе, Приснодевей, Преславней и Непорочней, славящих, и чтущих, и поющих Тя во веки веков. Аминь.

Молитва вторая

К Тебе, Богоизбранная Отроковице, Пресвятая Дево Богородице, Небесе и земли Царице, припадающе, вопием: услыши молений наших глас и не отврати лица Твоего от нас, недостойных. Приими, Всеблагая, от недостойных раб Твоих, чтущих всечестное имя Твое и с верою покланяющихся Тебе пред чудотворным Твоим образом, приносимое ныне теплое моление наше, вознеси е к Престолу Сына Твоего, Христа Бога нашего, да милостив будет к неправдам нашим и не воздаст нам по делом нашим, но да пробавит щедроты Своя. Вемы, яко несмы достойни, по грехом нашим, от Него помиловани быти, аще не Ты, Владычице, умолиши Его о нас, вся бо можеши испросити у Него, Матернее бо к Нему имаши дерзновение. Сего ради к Тебе, яко всемощней и всеблагой Заступнице нашей, прибегаем, усердно молящеся: испроси у рождшагося от Тебе Единороднаго Сына Божия, Христа Бога нашего, всем нам в святоотечестей Православней вере твердое до конца дней наших пребывание и во всех заповедех Господних неуклонное хождение, да, прочее время живота нашего поживше во всяком благочестии и чистоте, сподобимся мирныя христианския кончины и добраго ответа на страшнем Суде Сына Твоего и Бога нашего и тако достигнем, под кровом Твоея помощи, живота вечнаго во Царствии Отца светов, Емуже, купно со Единородным Его Сыном и Святым Духом, подобает слава, честь и поклонение, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Канон Пресвятой Богородице пред иконой «Грузинская»

Песнь 1

Ирмос: Коня и всадника в море Чермное сокрушаяй брани мышцею высокою Христос истрясе, Израиля же спасе, победную песнь поюща.

Взятся кивот Божественный почити в Горе Божии, яко одушевлен, Безсмертнаго Бога Родительницы образ в честнем храме пребыти, егоже торжество светло праздновати стецемся, вернии.

Гласы, яко трубы, возшумите, благочестивых мужей множества, и воззовите вельми, священных уста, и приимите икону Царицыну, пришедшую во спасение наше.

К горе, Девы Пренепорочныя приимшей икону, приступим, вернии, и благоухания Божественнаго прияти потщимся, в сей бо излияся миродыхающее и души облагоухающее благовоние.

Гора явленнейшая Ты бысть, Пречистая Владычице, на Нюже Господь возшед, явися, к Нейже прибегающе, спасаемся.

Песнь 3

Ирмос: Водрузивый на ничесомже землю повелением Твоим и повесивый неодержимо тяготеющую на недвижимем, Христе, камени заповедей Твоих, Церковь Твою утверди, Едине Блаже и Человеколюбче.

В песнех тимпанских ныне воспоем Чистей Богородительнице и со освященных соборы чудотворный Той образ окружим, радующеся, яко Престол есть Божий Святый.

Живоподательный Божественный источник видяще, приидите, верными сердцы слезы точаще, Чистыя Богоматере иконе прикоснемся, исцеления точащей.

Якоже цвет прекрасный и воня пищная, икона Твоя, Владычице, и спасает всех притекающих к ней, и от различных недуг избавляет с верою призывающих Тя.

Божественное и благородное Жилище, подаждь согрешением нашим оставление памятию Твоею, Владычице, и от бед спаси ны, Мати Божия.

Кондак, глас 6

Аще попущением Божественным от рук неверных честная Твоя, Владычице, икона поруганию подвержеся и копием варвар прободена бысть, обаче во стране нашей Православней любочестно всеми прославляется и благоговейно почитается, сего ради Тобою являет слепым зрение, глухим слышание, немым глаголание, хромым хождение, разслабленным укрепление, скорбным утешение и отраду. Сих ради молим Тя, Милосердная Мати, до конца пробави милости Твоя на нас, яко Благая.

Седален

Хотящих всех с верою входити в храм Твой святый, Владычице, присно спасай и сохраняй, в нем Тя славящих, от всяких напастей и бед свобождай и на противныя победы даруй, ко спасению прошения присно нам подающи.

Песнь 4

Ирмос: Божественное Твое разумев истощание прозорливо, Аввакум, Христе, со трепетом вопияше Тебе: во спасение людей Твоих спасти помазанныя Твоя пришел еси.

Гора, добродетельми присенная, из Неяже Владыка раболепно прииде, человеки от работы вражия избавляя, явилася еси, Пречистая Владычице.

Гора, юже виде Божественный Аввакум, присенная и чистая Ты явися, Пречистая Богородице.

Гору превелию, юже Даниил виде, именуем Тя, Владычице, от Неяже Камень отсечеся Нерукосечный и вся соблазны истни, верныя же просвети.

Гору Тя усырену и тучну именует Давид, праотец Твой, от Неяже Бог явися, спасая всех поющих Тя и покланяющихся Тебе.

Песнь 5

Ирмос: Одеяйся светом, яко ризою, к Тебе утренюю и Тебе зову: душу мою просвети омраченную, Христе, яко Един Благоутробен.

Небеснии лицы веселятся с человеки днесь и уготовляются прияти честную икону Чистыя Богоматере, яко воистину Царицы тварем, преподобно владычествующия.

Да уклонятся днесь воздушнии дуси, да отступит же и самый миродержец и да падет посрамлен, покланяему видя икону Богоматере.

Не якоже ктому образно в гаданиих священный ковчег Завета носим есть, икона бо Божия Матере священными руками днесь честно в церковь вносима есть.

Голубице Соломоня, яко воистину добра же, и красна, и всечестна, помяни нас в Небесных селениих Сына Твоего, празднующих день пришествия честныя иконы Твоея.

Песнь 6

Ирмос: Неистовствующееся бурею душетленною, Владыко Христе, страстей море укроти и от тли возведи мя, яко Благоутробен.

Воистину безценный есть бисер, Владычице, икона Твоя, нам даровася, якоже Сама рекла еси, обогащая вся верою приходящия к Тебе.

Светится днесь православных собор, еретический же полк да посрамится, видя икону Богоматере покланяему, плотию нам Избавителя рождшия.

Слепым свет уже пришествова, и немощным люте врачевство отверзеся, и всем спасение днесь приближися пришествием честнаго образа Богоматере.

Гора, яже прежде бяше мрачна, ныне же честна и свята есть, на нейже дом Твой, Богородице, верху ея уведехом, Владычице, истинное сбытие Твоея честныя иконы пришествием. Тем верою и любовию вопием Ти: избави от бед рабы Своя.

Кондак, глас 8

Тебе, Избранней от всех родов, Божией Матери, благодарственная пения приносим, пришествием честныя Твоея иконы, раби Твои, Богородице, озаряеми, но, яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная.

Икос

Архангельский глас приносим Ти, Богородице, недостойнии раби Твои, умильно стояще пред честною иконою Твоею, сице зовем Ти: радуйся, Обрадованная Мати Царева; радуйся, Небесная Царице, Мати Христа, Бога Небеси и земли; радуйся, предпочтенная величеством чистоты пришествием Сына Твоего и Бога; радуйся, возвеличенная Ангеловым сошествием к Тебе; радуйся, от всех родов избранная Богом; радуйся, святое Вместилище Божия Слова; радуйся, пророческаго проповедания и проречения сбытие; радуйся, апостолом пречестный венче; радуйся, мучеником увязение и благоверным державо; радуйся, святителем украшение и священником доброто; радуйся, любомудрецем иноческаго лика возведение к Горнему Царствию; радуйся, отверзающая рая двери, христианскому роду, присно блажащему Тя, Помощнице; радуйся, Невесто Неневестная.

Песнь 7

Ирмос: Превозносимый отцев Господь пламень угаси, отроки ороси, согласно поющия: Боже, благословен еси.

Священничестии собори и людей составления, отроковицы вся и девицы, воспойте Девы честнаго образа пришествие, веселящеся.

Светится днесь Божия Церковь, славы бо свет в ней возсиял есть, плоти подобозрачное обличие Божия Матере, на спасение людей христоименитых.

Яко пресветлое солнце от незаходимых, икона Твоя, Богомати, от земли поганския преславно предстала есть на спасение людем верным.

Свет Невечерний рождши, Владычице, просвети нас светом лица Твоего и светлости святых сподоби молитвами Твоими.

Песнь 8

Ирмос: Тебе, Вседетелю, в пещи отроцы, всемирный лик сплетше, пояху: дела всякая, Господа пойте и превозносите во вся веки.

Царице всем женам, Дево, мольбу принеси Христу в памяти пришествия иконы Твоея о иже тоя совершающих торжество и превозносящих Тя во вся веки.

Яко световидно и освященно добротою Божества лице Твое, Пренепорочная, славою сияюще Божественнаго девства, преукрашеннаго во вся веки.

Давидски воспеваем Ти песнь, гору Божию именующе Тя, Владычице, источник бо приснотекущий нам источи, чудную икону Твою, тем чтим Тя во веки.

Глаголати не могу, изнемогаю же, и трепещу, и весь преклоняюся к Твоим превеликим чудесем, но любовь, Дево, зрящи, Божественными возмезди даровании непрестанно.

Песнь 9

Ирмос: Исаие, ликуй, Дева име во чреве и роди Сына Еммануила, Бога же и Человека, Восток имя Ему, Егоже величающе, Деву ублажаем.

Вернии елицы, свещи вжегше, светом обложенную икону Чистыя Богоматере, приидите, усрящем сию, с песньми проводим, веселищеся.

Се убо вопияше Давид древле, глаголя: лицу Твоему помолятся богатии людие, воистину ныне мы обогатихомся, Владычице, пришествием честнаго образа Твоего.

Победы подаждь на сопротивныя иже честное пришествие святыя иконы Твоея почитающим, Богомати, Ты бо враги побеждаеши.

Славу по достоянию Тебе, яко Бог, подаде воплотивыйся из Тебе без семене, Владычице, мы же, худии, что Ти принесем, но точию приими усердие иже Тя любовию чтущих, яко Богородица, сохраняй и спаси нас.

Светилен

О пресветлый облаче, Мати Божия, нас побеждающия победи державною Твоею и всесильною десницею, и сущим в скорбех предстани, обидимыя заступи, и грехи очисти молитвенник Твоих, можеши бо, елико хощеши.

Почитание православными христианами образа Богородицы является давней и славной традицией верующих. Трогательные чувства преклонения перед ней реализовались в создании семисот различных икон, воспроизводящих Святую Марию одну и вместе с Сыном. Ей посвящено множество храмов, названных в ее честь, ее воспевают в гимнах и славословят в молитвах, преисполняющих души православных верой и нежностью. Каждый образ приносит помощь и облегчение по-своему, но все подают исцеление и добро. Одной из таких славных икон является Грузинская икона Божией Матери, сила которой не только врачует душу и тело, но и помогает женщинам, потерявшим надежду на рождение ребенка, обрести долгожданное счастье материнства.

Описание иконы

С позиции христианства живописания святых на иконах считаются посредниками между небесным и земным миром, а основной смысл преклонения перед ними состоит в обращении молений не к картине, а к тому образу, который он являет. Понимание иконописи доступно исключительно всерьез набожному человеку, который не сомневается в неисповедимости Бога. Воображение помогает людям видеть мысленным взором чудесное могущество Божественных сил, однако в процессе обращения к святым проще это делать, видя их образы перед собой.

Иконы Богородицы, написанные за многие века существования христианства, композиционно делятся на различные типы. Грузинская икона Божией Матери представляет собой изображение, написанное в манере иконописи Одигитрия, что означает Путеводительница. Построение православных икон должно соблюдать строгие каноны. По преданию, именно в таком стиле апостол Лука создал первую икону.


Композиционной особенностью иконографии иконы является то, что скомпонованные во впадине в центре доски образы занимают почти весь участок и размещены в форме треугольника, самая продолжительная сторона которого совпадает с наклоном головы Богородицы к Сыну. На иконе Грузинская Богородица держит на коленях подросшего Младенца, одной рукой поддерживая Сына, а другой, направленной ладонью вверх, она указывает на Христа, словно повествует о дороге, предназначенной пройти роду человеческому, чтобы очиститься от грехов. Этот указующий жест также подтверждает, что Иисус является спасителем человечества.

Дева Мария на этом образе показана в качестве провожатой христиан к Богу. Данный тип иконы обычно изображает Богородицу по пояс. Голова Девы Марии слегка повернута и наклонена к Богомладенцу, сидящему на ее левой руке. Характерная особенность этой иконы заключается в способе рисунка длинного покрывала, струящегося с головы Божией Матери складками, оставляющего треугольник синего хитона и отвороты накидки.

Правую руку Христос обычно держит таким образом, будто благословляет всех приходящих к нему. В другой руке у него – свиток, являющийся символом Ветхого Завета, позже дополненного Спасителем. Отличительная черта иконы – изображение правой ножки Иисуса, повернутой оголенной ступней вовне.

Лучше всего рассмотреть Грузинскую Божию Мать можно в церкви – там она обычно бывает большого размера.

История обретения

Икона эта является по происхождению грузинской, однако в 1622 году, после захвата Грузии шахом Аббасом, попала в Персию. Спустя 3 года ее купил купеческий приказчик Стефан Лазарев. Вернувшийся на родину в Ярославль, он передал образ хозяину, а сам купец, видевший в свое время вещий сон, отправил образ в Красногорский монастырь, находящийся в окрестностях Архангельска на реке Пинеге, где на его средства был возведен и обустроен храм. Почти сразу здесь начали происходить многочисленные чудеса: прозрел и обрел слух монах Питирим. Чудодейственное изображение перемещали с крестными ходами по многим районам страны.


В Москву Грузинскую Божию мать отправили в 1654 году: требовалось обновить и сделать для нее новый оклад. Во время распространения повальной болезни с появлением иконы сопоставили чудесные выздоровления. Признательный за излечение сына, ремесленник Гавриил Евдокимов поручил написать копию иконы, переданную в церковь на Глинищах, расположенную в Никитниковом переулке. Дубликат иконы также стал совершать необычные чудеса и помогать горожанам в излечении различных заболеваний.

В 1650 году митрополитом Никоном установлена дата почитания Грузинской иконы Богоматери – 4 сентября (22 августа по старому стилю). После революции монастырь был закрыт, чудотворную икону Грузинской Богоматери в последний раз видели в 1946 году после возрождения монастыря. Позже образ пропал и больше нигде не появлялся.

Создание списков с иконы

В начале ХVIII столетия кремлевским иконописцем Кириллом Улановым был создан тщательно вымеренный список изображения Грузинской Божией Матери. В наши дни с этого образа сделаны копии, хранящиеся в различных храмах нашей страны, большинство считаются чудотворными. Списки древнего образа встречаются во многих московских церквах, к примеру, им обладает Алексеевский женский монастырь на Пречистенке. Изображение появилось в ХVII столетии при весьма любопытных обстоятельствах. Больная монахиня тщетно просила принести ей икону из другой церкви, и ей во сне было сообщено, что список образа скрытно хранится в их монастыре. Непродолжительный поиск привел к спрятанной в стене ризнице с чудотворным образом.


В Раифскую Богородицкую пустынь древнее изображение попало уже в 1661 году, будучи перенесенным из Казани, и митрополит Лаврентий поручил прославленному художнику-иконописцу создать копию чудесного образа. В Раифском монастыре для Грузинской иконы Божией Матери возвели специально предназначенную для нее церковь, где она сразу начала совершать чудеса – стала помогать исцелению незрячих, хромых и умалишенных. В наши дни в Раифский монастырь приезжает масса паломников, чтобы поклониться чудотворному образу.

Еще одно высоко чтимое изображение Богоматери обретается в церкви Мартина Исповедника. Для него Параскева Федоровна в ХVIII веке заказала изготовление драгоценного киота.

Останкинская церковь Живоначальной Троицы, освященная в наше время, также обладает подобным изображением, имеющим весьма любопытную историю, повествующую о явлении владельцу Девы Марии, которая сама определила место нахождения иконы. История реставрации иконы также связана с чудесным самопроизвольным ее восстановлением. Здесь систематически читается славословие Грузинской Божией Матери.

Действующие храмы

Масса церквей посвящена изображению Грузинской Богоматери, они располагаются во множестве городов и сел нашего государства и за границей. Раифский храм возведен в пределах Богородицкой обители в середине ХIХ столетия специально для почитания данного изображения. Красота церкви, умиротворенная обстановка и уникальная энергетика древних икон восхищают верующих и привлекает в храм множество туристов.


Функционирующий храм Грузинской иконы Божией Матери расположен в селе Якшино. Сооруженный в ХVIII столетии и обладающий чудотворным образом, он был разрушен в советское время. Церковь восстанавливали всем миром, и службы были возобновлены в 2004 году.
Церкви и часовни в честь замечательного изображения существуют во многих российских регионах:

  • в Чувашской республике;
  • в республике Татарстан;
  • в Тверской области;
  • в Рязанской и Калужской областях.

Село Васильевское (Шуйский район) славилось старинным храмом, пришедшим в запустение. Сейчас древний иконостас этой церкви хранится в Третьяковке и Русском музее.

Что просят в молитвах, обращенных к Богородице

Икона и в наши дни не прекращает удивлять своими чудесами исцеления. Обращение к почитаемым спискам Пресвятой Богоматери Грузинской помогает излечиваться истинно верующим. Ей молятся о врачевании самых сложных недугов. Она может помочь:

  • при различных эпидемиях;
  • при заболеваниях желудка, в том числе язве;
  • при глухоте и слепоте;
  • при зубных недугах;
  • при бесплодии;
  • при душевных болезнях и одержимости;
  • способствует лечению онкологии.

Особый благоговейный трепет испытывают женщины, потерявшие надежду стать матерью, и их молитвы, если идут от чистого сердца, нередко помогают им найти долгожданное счастье.

Молитвенно обратиться к иконе можно своими словами, важно, чтобы они были искренними. В просьбе ниспослать возможность зачать ребенка славословят Деву Марию, перечисляют чудеса, даруемые Царицей Небесной своим чадам на земле, испрашивают:

  • избавления от скорбей и бед;
  • излечения болезни;
  • очищения от грехов;
  • разрешения от неплодия.

Большинство молитв Божией Матери Грузинской особо упоминает значение Иисуса Христа, прошение Матери к которому может совершить чудо. Истинная вера в то, что Господь услышит проникновенную молитву, позволяет христианину соблюдать каноны православной церкви. Признательность прихожан за множество чудес, случившихся благодаря замечательному образу, выражается в подарках в виде крестиков, висящих перед образом.

Православные верующие, знакомые с христианскими святынями, прекрасно осведомлены, каким святым изображениям необходимо приносить молитвы в той или иной ситуации, куда совершить паломничество, испрашивая помощь Девы Марии. Чудодейственные списки образа Грузинской Божией Матери в наши дни есть во многих церквах. Они привлекают массу прихожан, надеющихся на помощь в решении различных сложностей со здоровьем и других проблем. В церковных документах зафиксировано множество чудесных случаев исцеления, а также обретения счастья материнства.