Все о тюнинге авто

​Дмитрий Мережковский: структура сознания философствующего поэта на пороге ХХ века. Д.С. Мережковский. Основные мотивы творчества Отличительные черты творчества

Мережковский Дмитрий Сергеевич (2.08.1865-7.12.1941), исторический романист, поэт, драматург, переводчик, критик. Примерно в 13 лет, подражая «Бахчисарайскому фонтану» Пушкина, сочинил первое стихотворение. Тогда же написал и первую критическую статью - классное сочинение «Слово о полку Игореве». Первые стихи напечатал в 15 лет в сборнике «Отклик» (1881) и в «Живописном обозрении».

В первом еще подражательном сборнике «Стихотворения». 1883-1887» (1888) Мережковский стоит «на распутьи» в мучительных размышлениях над проблемой существования Бога, личного бессмертия, добра и зла, своего общественного призвания. Вторая книжка стихов Мережковского - «Символы (Песни и поэмы)» (1892), «замечательна разносторонностью своих тем.

Третий сборник стихов Мережковского «Новые стихотворения» (1896) был проникнут ожиданием «нового порока», «дерзновением» («Дети ночи»), стремлением полюбить жизнь в больших и малых проявлениях («Пчелы»), полюбить жизнь как «вечную игру» («То, чем я был»), измеряя ее «новой, бесцельной красотой» («Голубое небо»).

В четвертом поэтическом сборнике Мережковского «Собрание стихов. 1883-1903» (1904) новых стихотворений оказалось немного («Трубный глас», «Детское сердце», «Молитва о крыльях» и др.). Если в третьем сборнике только теоретически декларировалось желание влюбиться в «демоническую» антиномичность бытия, то здесь мы видим попытку пристального вглядывания через собственный жизненный опыт в образцы этой таинственной двойственности («Двойная бездна»). В сборнике прослеживается и поворот к соборному христианству («О, если бы душа полна была любовью», «Трубный глас» и др.). Последний сборник «Собрание стихов. 1883-1910» (1910) был повторением сборника предыдущего, за исключением поэмы «Старинные октавы».

В «Северном вестнике» публикуется первый роман «Отверженный» (1895; впоследствии «Смерть богов. Юлиан Отступник»). Роман о последнем драматическом периоде раннего христианства в лице трагической фигуры имп. Юлиана явился первой частью трилогии «Христос и Антихрист» (1895-1905). Продолжение трилогии - романы «Воскресшие боги. Леонардо да Винчи» (1902) и «Антихрист. Петр и Алексей» (1904-05). Вслед за первой трилогией он пишет трилогию «Царство зверя» - уже на материале исключительно русской истории. В нее вошли драма «Павел I» (1908), а также романы «Александр I» (1911-12) и «14 декабря» (1918; первоначально «Николай I и Декабристы»).

В 1900-05 начинается история «главного» дела Мережковского: происходит формирование неохристианской концепции, создается знаменитое религиозное «троебратство» (Мережковский, его жена З. Гиппиус, Д. В. Философов), задается программа последующей религиозно-общественной деятельности. Исследование «Л. Толстой и Достоевский. Жизнь, творчество и религия» (1900-02. Вообще конец века для Мережковского, как, впрочем, и для мн. др. символистов, является концом всемирной истории и началом нового апокалипсического, «сверхисторического пути», т. е. религии.

Несмотря на огромный объем написанного, более 60 томов сочинений, наиболее ценную часть творческого наследия Мережковского представляют не романные трилогии, принесшие ему европейскую и мировую известность, не поэзия и драматургия, а литературно-психологические и религиозно-философские исследования. Уже в ранних своих статьях он пишет о Лонге, Флобере, Руссо, Сервантесе, Кальдероне, Монтене, Марке Аврелии, Ибсене, Гончарове, Майкове, Пушкине и т. д. Многие из этих работ вошли в сборник «Вечные спутники» (1897). Позднее появляются знаменитые исследования «Толстой и Достоевский», «Судьба Гоголя» (1903), «Гоголь и черт» (1906), такие сборники литературно-философских статей, как «Грядущий Хам» (1906), «Не мир, но меч», «В тихом омуте» (оба - 1908), «Больная Россия» (1910), «Было и будет» (1915), «Зачем воскрес» (1916), «Невоенный дневник» (1917). Им пишутся большие статьи о Достоевском - «Пророк русской революции» (1906), Серафиме Саровском - «Последний святой» (1907), Лермонтове - «М. Ю. Лермонтов. Поэт сверхчеловечества» (1909). В 1915 Мережковский издает брошюры «Завет Белинского» и «Две тайны русской поэзии. Некрасов и Тютчев» (1915), в которых пересматривал традиционные представления о русских писателях.

Октябрь 1917 Мережковский воспринял как приход царства антихриста, и 24 дек. 1919 переезжает за границу. В Париже Мережковские организуют литературно-философское общество «Зеленая Лампа» (1927-39), сыгравшее заметную роль в интеллектуальной жизни первой волны эмиграции. На собрания «Лампы» приглашались по списку. Там часто бывали И. Бунин, Б. Зайцев, Г. Федотов, Л. Шестов, Г. Адамович, В. Ходасевич, А. Ремизов, Н. Бердяев и мн. др. Интенсивность творчества Мережковского в эмиграции не только не уменьшается, но становится все более напряженной. Он публикует здесь свои последние исторические роман «Рождение богов. Тутанхамон на Крите» (1925), «Мессия» (1927). Трилогия «Тайна трех: Египет и Вавилон» (1925), «Тайна Запада. Атлантида-Европа» (1930) и огромный трактат «Иисус Неизвестный» (1932).

В последние годы жизни Мережковский приступает к составлению трех агиографических трилогий, по-новому интерпретированных «житий святых»: «Павел Августин» (1937), «Св. Франциск Ассизский» (1938), «Жанна д’Арк и Третье Царство Духа» (1938). Эти произведения опубликованы им под общим названием «Лица святых от Иисуса к нам». В предвоенные годы Мережковский совместно с Гиппиус работает над пьесой из русской истории «Дмитрий Самозванец». Воссоздать лик Серафима Саровского Мережковский уже не успел, он скоропостижно скончался 7 дек. 1941.

Религиозная метафизика Мережковского, какой бы фантастической она ни казалась сегодня, была органическим миром писателя. Символизм, не как способ изображения жизни и бытия, а как ведущий метод интерпретации человека, космоса и истории, был характернейшей чертой как Мережковского, так и мн. др. писателей-современников. Мережковского постоянно волновали вопросы онтологии бытия, двойственности и антиномичности, религиозной историософии и христианского символизма. Раскрытие по евангельским словам «Неведомого» христианского Бога являлось главным пафосом всей его жизни. Однако творчество Мережковского, пронизанное идеей будущей вселенской религии, вольно или невольно включало в себя и «прелесть» сектантства, кружковщины, уклонение от исторической Церкви.

Стихотворение "Родное" Дмитрия Мережковского показывает читателю печальный пейзаж, демонстрирующий состояние душ. Этого эффекта автору помогают добивается такие средства художественной выразительности, как: эпитеты (Унылое молчанье, однообразные сосна, постоянный гул и т.д.). При этом каждый эпитет олицетворяет природу, делает её описние намного живее и ближе к читателю. Создаётся ощущени будто сам находишься там, вместе с автором.

В стихотворении Дмитрия Мережковского используются метафоры, такие как: "мир теряется".

Они создают своеобразную "сказочность" всего происходящего.

Перекрёстная рифма в стихотворении "родное" Дмитрия Мережковского пракьтчески не ощущается, и благодаря этому добавляет интонацию прозаического текста, ощущение душевного рассказа.И делает стихотворение свободнее, проще для понимания, легче запоминающегося.

Все вмести средства художественной выразительности создают картину истинной: спокойной и умиротвторённой природы. И истинных чувств, несного необычных, очень сказочных и глубоких.

Направления в творчестве

В 1892 г. в Петербурге вышел сборник стихов Дмитрия Сергеевича Мережковского

"Символы", давший имя зарождающемуся направлению русской поэзии. В том же

году в лекции Мережковского "О причинах упадка и о новых течениях в

современной русской литературе" символизм получил первое теоретическое

обоснование. Отвергая позитивизм и натурализм в литературе, автор полагал,

что ее обновит "мистическое содержание", язык символов и импрессионизм как

"расширение художественной впечатлительности". С того времени Мережковский

был признан одним из теоретиков и учителей русских символистов.

Писать стихи Мережковский начал в 13 лет. В "Автобиографии" он упоминает о

том, как его отец, столоначальник в придворной конторе, привез

пятнадцатилетнего гимназиста к Достоевскому, который нашел ученические стихи

Мережковского плохими и слабыми: "Чтоб хорошо писать,- страдать надо,

страдать!" Тогда же Мережковский познакомился с Надсоном и через него вошел в

литературную среду, встречался с Плещеевым, Гончаровым, Майковым, Полонским.

О Н. Михайловском и Г. Успенском он всегда говорил как о своих учителях.

стал печататься в "Отечественных записках". В 1888 г. женился на начинавшей

тогда поэтессе 3. Гиппиус. К тому времени относится пережитый Мережковским

религиозный переворот, давший новое направление его творчеству и литературно-

общественной деятельности.

Брюсов связывал с именем Мережковского возникшее в русском общества начала

1900-х годов движение, суть которого "состояла в призыве к религиозному

возрождению и в проповеди неохристианства", способного объединить

евангельский идеал с полножизненным "языческим" началом, утвердив

"равносвятость" духа и плоти. Теоретические концепции Мережковский развивал в

книге статей "Вечные спутники" (1897), двухтомном сочинении "Лев Толстой и

Достоевский" (1901-1902), а также в исторических романах и пьесах (трилогия

"Христос и Антихрист", "Александр I", "Павел I" и др.). Вместе с 3. Гиппиус

Мережковский был инициатором и активным участником Религиозно-философских

собраний в Петербурге (1901-1903 и 1907-1917), журнала "Новый путь" (1903-

1904). По его признанию, решающее значение для него имели события 1905 г.,

когда он безуспешно пытался заручиться поддержкой официальной церкви в борьбе

против черносотенных погромов, а затем против измены царского правительства

православия со старым порядком в России, понял также, что к новому пониманию

христианства нельзя иначе подойти, как отрицая оба начала вместе"

("Автобиография"). 1905-1907 годы провел в Париже, позднее выступал по

преимуществу как прозаик, публицист и критик. Октябрьской революции не

принял, с 1920 г. в эмиграции. Отойдя от художественной прозы, писал

историко-религиозные эссе.

Мережковский-поэт целиком принадлежит к поколению "старших символистов",

начинавших с декларативных подражаний Надсону и активно использовавших клише

народнической поэзии, а затем переживших определенный творческий кризис,

закончившийся обновлением поэтических мотивов и средств. Сознание

безысходного одиночества человека в мире, роковой раздвоенности и бессилия

личности, проповедь красоты, "спасающей мир",- развивая эти общие для

"старших символистов" мотивы, Мережковский не сумел преодолеть в стихах

рассудочности и декларативности. Издав в 1896 г. "Новые стихотворения. 1891-

1895", выступал как поэт все реже. В 1911 г. для последнего своего "Собрания

стихов. 1883-1910" (СПб.) он отобрал те, которым сам "придавал значение",- 49

лирических пьес и 14 "легенд и поэм".

Первое стихотворение в сборнике "Отклик" (1881). В 1884 - 1888 гг. студент

историко-филологического факультета Петербургского университета. Первая книга

"Стихотворения" в 1888 г. Этапный сборник стихов "Символы" (1892).

Европейскую известность принесла прозаическая трилогия "Христос и Антихрист"

("Смерть Богов. Юлиан Отступник", 1896; "Воскресшие Боги. Леонардо да Винчи",

1901; "Антихрист. Петр и Алексей", 1905).

Отличительные черты творчества

Менее всего Мережковский интересен как поэт. Стих его изящен, но образности и

одушевления в нем мало, и, в общем, его поэзия не согревает читателя. Он

часто впадает в ходульность и напыщенность. По содержанию своей поэзии

Мережковский сначала всего теснее примыкал к Надсону. Не будучи

"гражданским" поэтом в тесном смысле слова, он охотно разрабатывал такие

мотивы, как верховное значение любви к ближнему ("Сакья-Муни"), прославлял

готовность страдать за убеждения ("Аввакум") и т. п. На одно из произведений

первого периода деятельности Мережковского - поэму "Вера" - выпал самый

крупный успех его как поэта; живые картины духовной жизни молодежи начала

1880-х годов заканчивается призывом к работе на благо общества.

Мотивы символизма и ницшеанства в творчестве

В своем неприятии коммунизма и большевизма Мережковские были удивительно последовательны. У З.Гиппиус есть строки, чрезвычайно точно передающие их ощущение случившегося:

Блевотина войны - октябрьское веселье!

От этого зловонного вина

Как было омерзительно твое похмелье

О бедная, о грешная страна!

Какому дьяволу, какому псу в угоду,

Каким кошмарным обуянный сном,

Народ, безумствуя, убил свою свободу,

И даже не убил - засек кнутом?

Смеются дьяволы и псы над рабьей свалкой,

Смеются пушки, разевая рты...

И скоро в старый хлев ты будешь загнан палкой,

Народ, не уважающий святынь!

У Гиппиус есть немало горьких ностальгических строк о родине и о своей эмигрантской участи, но, может быть, одни из самых выразительных эти, в стихотворении «Отъезд»:

До самой смерти... Кто бы мог подумать?

(Санки у подъезда. Вечер. Снег.)

Никто не знал. Но надо было думать,

Что это - совсем? Навсегда? Навек?

критике большевизма, заканчивалась же речь пламенными строками Гиппиус о России (совершенно несовместимыми с гитлеровскими планами славянского геноцида):

Она не погибнет - знайте!

Она не погибнет, Россия,

Они всколосятся - верьте!

Поля ее золотые!

И мы не погибнем - верьте.

Но что нам наше спасенье?

Россия спасется - знайте!

И близко ее воскресенье! .

Сладок мне венец забвенья темный,
Посреди ликующих глупцов
Я иду отверженный, бездомный
И бедней последних бедняков.

Но душа не хочет примиренья
И не знает, что такое страх;
К людям в ней - великое презренье,
И любовь, любовь в моих очах:

Я люблю безумную свободу!
Выше храмов, тюрем и дворцов
Мчится дух мой к дальнему восходу,
В царство ветра, солнца и орлов!

А внизу, меж тем, как призрак темный,
Посреди ликующих глупцов,
Я иду отверженный, бездомный
И бедней последних бедняков.

Дети ночи

Устремляя наши очи
На бледнеющий восток,
Дети скорби, дети ночи,
Ждем, придет ли наш пророк.
Мы неведомое чуем,
И, с надеждою в сердцах,
Умирая, мы тоскуем
О несозданных мирах.
Дерзновенны наши речи,
Но на смерть осуждены
Слишком ранние предтечи
Слишком медленной весны.
Погребенных воскресенье
И среди глубокой тьмы
Петуха ночное пенье,
Холод утра - это мы.
Мы - над бездною ступени,
Дети мрака, солнце ждем:
Свет увидим - и, как тени,
Мы в лучах его умрем.

И в поэзии Д. Мережковского человеческая жизнь оборачивается трагедией, где всё безысходно и необратимо, всюду веет «тёмный ангел одиночества» («Тёмный ангел»). Целая серия стихотворений об одиночестве взаимодополняют друг друга («Тёмный ангел», «Одиночество», «Одиночество в любви», «Голубое небо» и другие). Лирическому герою тяжко среди людей:

…Сердцу ближе друзей –

Звёзды, небо, холодная синяя даль,
И лесов, и пустыни немая печаль...
(«И хочу, но не в силах любить я людей»)

Одиночество – не только результат отчуждения, горькая людская участь, навязанная «неведомыми силами природы» судьба – это поднявшаяся над землёй гордость посвящённого («Morituri», «Дети ночи»). Добровольный уход из жизни для Д. Мережковского желанен и предопределён («Дети ночи»), печаль поэта «велика и безгласна» («Признание»). Он не ищет утешений, потому что находит в этом состоянии необъяснимые сладость и отраду, как в смерти («Сталь», «Осенние листья»).

И небо кажется таким пустым и бледным,
Таким пустым и бледным…
Никто не сжалится над сердцем бедным,
Над моим сердцем бедным.
Увы, в печали безумной я умираю,
Я умираю…
З. Гиппиус .

Несомненно, это не просто результат метаний изломанной души или «детскости» сердца, но и серьёзные философские вопросы, занимавшие не только Д. МережковскогоИ вот мне попалось стихотворение Хомякова “Труженик”, которое я прочёл впервые и которое потрясло меня своим ответом. (...)»

У Д. Мережковского же читаем:

Невыносимым оскорбленьем
Вся жизнь мне кажется порой.
. . . . . . . . . . . .
Хочу простить её, но знаю,
Уродства жизни не прощу.
(«Скука»)

И если там, где буду я,
Господь меня, как здесь накажет, –
То будет смерть, как жизнь моя,
И смерть мне нового не скажет.
(«Так жизнь ничтожеством страшна»)

Человек и мир прокляты, оставлены Богом, одиноки, жизнь бессмысленна:

Обман – свобода, и любовь, и жалость.
В душе – бесцельный жизни след -
Одна тяжёлая усталость.
(«Усталость»)

Всё обман; и вещи, по сути, заключающие высокий смысл, придающие ценность и осознанность человеческой жизни – любовь, смерть, вера, – неверно воспринятые и истолкованные, оборачиваются губительными, коварными миражами, которые остаются со своими создателями.

Отдельного упоминания требует феномен молчания. Вслед за Ф. Тютчевым, написавшим в 1830 году знаменитое «Silentium», Д. Мережковский пишет своё «Молчание». Тема одиночества встаёт особенно остро, когда поэт пытается выразить бессилие слов в любви:

Как часто выразить любовь мою хочу,
Но ничего сказать я не умею.
(«Молчание»)

«И всё священное объемлет тишина», – в этой мысли Д. Мережковского слышится отголосок непостижимого – не первобытного, доречевого периода, а мимолётное веяние того, который наступает, когда кончаются все слова:

И оба поняли давно,
Как речь бессильна и мертва.
(«Одиночество в любви»)

Тишина помогает поэту почувствовать Бога и услышать такие «неявленные» звуки, как «разговор звёзд», «шёпот ангела», «зов и бред» «всеобщей души». Слышится в лирике и «трубный глас» (в одноимённом стихотворении) перед Страшным Судом, и «вечерний звон колоколов», и «многошумный, неизменный Смех бесчисленных валов» на Чёрном море, и т.д. Однако, тот самый «Другой» так и остаётся за пределами диалога, делая иллюзорным приближение к целостному бытию.

Восприятие Д. Мережковским времён года полностью соответствует «смертоносной» философии автора. Конец зимы, весна, приход осени, даже уходящий день поэт истолковывает как напоминание о смерти. Всюду властвует её очарование. Это некое мрачное таинство дано природой в качестве образца смирения, покоя:

У неё, наставницы божественной,
Научитесь, люди, умирать.
(«Это смерть, – но без борьбы мучительной»)

По Д. Мережковскому, много или мало принесли человеку уходящие день или миг, пусть они ничтожны в человеческом смысле, всё равно природа отдаёт свой лучший дар – смерть – всякому явлению, награждая его блистающей красотой. Всё вопиет: помни о смерти! Таковы «похоронные песни» ветра, оксюморон «унылая яркость последних цветов», «больной и тёмный лёд, Усталый, талый снег», «успокоенные Тени, Тучи, Думы». Смерть царит в мире природы, как считает Д. Мережковский. Мысль эта страшна сама по себе, но по отношению к кругу бытия она не закончена. Бог – это всегда жизнь, смерть же – лишь мучительное отхождение от Него. Д. Мережковский как будто бы не доходит до того момента, где смерть, перейдя через самоё себя, обращается в жизнь, вечное и неизменное существование Бога-Творца. Пессимизм, безысходность, потеря смысла жизни – вот следствие подхода автора к осмыслению мира.

Нетрудно сделать вывод, что ставшее тенденцией символистское (и, шире – модернистское) отрицание целостного бытия, Бога как организующего творческого и вездесущего начала приводит к разрушению «Я» – основы человека. Такая деформация целостности порождает неудачи и страдания, и агрессия против Бога и бытия оборачивается агрессией против себя, так как невозможно, убив себя, остаться при этом в живых – в нашем сознании всегда присутствует «Другой». А реализоваться существование «Я» может через любовь и творчество, через преодоление разъёдинённости одиночества, обретение целостности бытия, как всегда происходило и происходит в лучших образцах русской словесности, ибо в чувстве любви нам открываются вечность и бесконечность, попирание смерти, и только шаг к осознанному, самовыражающемуся бытию возвращает человеку самого себя, только превращение одиночества в творчество делает его любовью. БЫТИЕ, ОДИНОЧЕСТВО И СМЕРТЬ КАК ЛИТЕРАТУРНО-ФИЛОСОФСКИЕ ФЕНОМЕНЫ В ПОЭЗИИ Д.МЕРЕЖКОВСКОГО И А.БЛОКА

В стихотворении Д. Мережковского "Двойная бездна" говорится о зеркальности, а следовательно равнозначности жизни и смерти. Та и другая "родные бездны", они "подобны и равны", при этом не понятно, да и не имеет значения, где смотрящийся, а где отражение. Жизнь и смерть - это два зеркала, между которыми помещен человек, путающийся в многократно повторенных ликах зазеркалья:
И смерть и жизнь - родные бездны:
Они подобны и равны,
Друг другу чужды и любезны,
Одна в другой отражены.
Одна другую углубляет,
Как зеркало, а человек Их съединяет, разделяет
Своею волею навек.
И зло и благо - тайна гроба.
И тайна жизни - два пути -
Ведут к единой цели оба,
И все равно куда идти…
В смерти и переживании "смертности" есть нечто такое, что не только отражает жизнь, но и дополняет ее. Ее неизбежность приносит чувство основательности и стабильности, неизвестное по обыденной жизни, где все преходяще и неустойчиво. Она идентифицирует, выделяет из толпы, вылущивает из шершавой коры коммунальных сущностей нечто индивидуальное, особенное, "свое". Только на пороге Вечности можно сказать "я", а не "мы", понять, что такое "я", почувствовать все величие своей противопоставленности миру.
А также здесь:
У Дмитрия Мережковского проявляется двойственность в сознании. Он превращается в человека, соединяющего несоединимые вещи, что особенно ярко видно в стихотворении "Двойная бездна" , в котором говорится, что "и зло, и благо (...) - два пути, - Ведут к единой цели оба, И всё равно, куда идти". Это и есть ничто иное, как духовная слепота, следствие безумного порыва к свободе.

Дмитрий Сергеевич Мережковский является ярким представителем символизма в русской культуре. У этого течения в будущем появилось очень много талантливых последователей. Многие поклонники творчества Мережковского называют его пророком своего времени и предписывают ему умение угадывать дальнейшие события. На самом деле, поэт был умным, образованным человеком, умеющим чувствовать окружающую атмосферу и предугадывать, откуда подует ветер перемен.

Анализ стихотворения «Дети ночи» Мережковского показывает, насколько точно автор прочувствовал будущие изменения в обществе. В произведении Дмитрий Сергеевич описал события, которые произойдут через два десятилетия, ведь стих был написан в 1895 году, а революция произошла в 1917. На момент написания стихотворения никто и не догадывался о скором перевороте, а вот поэт уже тогда понимал, что народу нужна встряска. Он уловил общее настроение толпы, понял, что люди потеряли все чистые и светлые чувства, которые могли защитить их от мирской суеты и грязи.

Анализ стихотворения «Дети ночи» Мережковского указывает на то, что автор не знал абсолютно точно о будущем своего народа. Он понимал, что людям надоело ползать на коленях, не видя дальнейших перспектив на лучшую жизнь. Свое поколение Дмитрий Сергеевич называет «детьми ночи», потому что они блуждают в потемках в поиске выхода и ждут «пророка». Только вот даже поэт не догадывался, что к власти придет безжалостный и коварный мессия. Дмитрий Мережковский стихи писал с пониманием того, что общество находится на пороге ХХ века, и оно настолько погрязло в грязи и грехах, что нуждается в сильной встряске.

Писатель не догадывается, что пройдет совсем немного времени, и люди будут убивать друг друга за убеждения, а революция унесет десятки тысяч жизней. Анализ стихотворения «Дети ночи» Мережковского позволяет понять, что автор исключает божественное происхождение человека и намекает на необходимость очищения. При этом поэт предполагает, что свет может оказаться губительным для людей. Дмитрий Сергеевич себя тоже причисляет к «детям ночи» и понимает, что ему не удастся избежать их участи. Как именно народ будет очищаться от грехов, автор не знает.

Когда писал Дмитрий Мережковский «Дети ночи», он не знал, что пройдет совсем немного времени, и он сам пострадает от долгожданной встряски. Поэт твердо убежден в том, что каждому человеку необходимо взойти на собственную Голгофу, чтобы очиститься от грязи и начать новую жизнь или погибнуть. Анализ стихотворения «Дети ночи» Мережковского показывает, что автор желал революции, потому что мечтал о лучшей жизни для своего народа.

На деле все оказалось гораздо прозаичнее. В 1919 году Дмитрию Сергеевичу пришлось навсегда покинуть Санкт-Петербург, в котором поселился «Зверь». До самой смерти поэт жил в Париже и считал, что в полной мере заслуживает такой участи. До конца своих дней Мережковский корил себя за нерешительность и за то, что в нужный момент не попробовал вырвать свою страну из революционной пучины, хотя и предугадывал будущие битвы светлых и темных сил.

Сочинение


Мережковский Дмитрий Сергеевич - известный поэт, романист, критик и публицист. Родился в 1866 г. Отец его занимал видное место в дворцовом ведомстве. Окончил курс на историко-филологическом факультете Петербургского университета. В 1889 г. Мережковский женился на поэтессе Зинаиде Гиппиус. В 1892 г. вышел второй сборник стихов, под названием «Символы (Песни и поэмы)», в 1896 - третий, «Новые стихотворения. 1891 - 1895». Первое стихотворение этого сборника, «Дети ночи», воспринималось как манифест русского декадентства. В 90-е годы Мережковский много путешествует по Средиземноморью; памятники искусства и культуры открывают ему очарование античного мира, его гармонию. Мережковский переводит произведения древнегреческих классиков - трагедии Эсхила, Софокла, Еврипида, «Дафниса и Хлою» Лонга.

В начале 1900-х годов Мережковские и Д. В. Философов создают свое религиозное «троебратство», исповедующее неохристианство. В их доме совершаются изобретенные ими богослужения ожидаемой Новой церкви. Середина 1900-х годов - время окончания поэтического творчества Мережковского. Выходит итоговая книга: «Собрание стихов. 1883 - 1903» и ее дополненный вариант «Собрание стихов. 1883 - 1910». После этого Мережковский занимается в основном публицистикой и литературной критикой, пишет драмы и прозу. К выдающимся критическим работам Мережковского можно отнести очерки «Толстой и Достоевский» и «Чехов и Горький», публицистический очерк «Грядущий хам», очень точный в прогностическом отношении. В статье «Революция и религия» (1907) Мережковский изобличает русское самодержавие как порождение Антихриста, призывая соединить «нашего Бога с нашей свободой». В отличие от многих коллег-символистов, Мережковский считал, что литература должна помогать решать насущные проблемы общества; примерами могут служить Некрасов и Белинский (статья «Балаган и трагедия», 1910, лекция «Завет Белинского.

Религиозность и общественность русской интеллигенции», книга «Две тайны русской поэзии. Некрасов и Тютчев» - 1915). С 1906 по 1908 г. Мережковские были за границей, в Париже, где знакомилис с европейскими религиозными и общественными деятелями, а также с русскими эмигрантами - социалистами, революционерами (Савинков и др.). Мережковский написал ряд статей против русской монархии и церкви. По возвращении в Россию он становится одним из руководителей Религиозно- философского общества в Петербурге. Февральскую революцию 1917 г. Мережковский встретил восторженно; но в победе большевиков увидел торжество Хама, предсказанного им. Ненависть к большевикам и Советской власти Мережковский сохранил до самой своей кончины в 1941 году. В конце 1919 г. он вместе с женой нелегально выехал из России, сначала в Варшаву (где они безуспешно пытались организовать военную интервенцию против России), а затем - в Париж, где их дом стал одним из культурных центров эмиграции. Там он написал несколько книг философской эссеистической прозы («Тайна трех. Египет и Вавилон», «Тайна Запада. Атлантида - Европа», «Иисус Неизвестный» и др.). Продолжал он писать и романы - дилогию, состоящую из романов «Рождение богов. Тутанкамон на Крите» и «Мессия», посвященную зарождению «религии духа».Умер 07.12.1941 г. в Париже. Очень много Мережковский, вначале своей деятельности, переводил с греческого и латинского; в «Вестнике Европы» (1890) напечатан ряд его переводов трагедий Эсхила, Софокла и Еврипида. Отдельно вышел прозаический перевод «Дафниса и Хлои», Лонга (1896). Переводы трагиков изящны, но, очень рано Мережковский выступает и в качестве критика: в «Северном Вестнике» конца 1880-х годов, «Русском Обозрении», «Труде» и других изданиях были напечатаны его этюды о Пушкине, Достоевском, Гончарове, Майкове, Короленко, Плинии, Кальдероне, Сервантесе, Ибсене, французских неоромантиков и пр. Часть их вошла в сборник: «Вечные Спутники» (с 1897 г. 4 изд.). В 1893 г. издана им книга «О причинах упадка современной русской литературы».

Крупнейшая из критических работ Мережковского (первоначально напечатана в органе новых литературно-художественных течений «Мир Искусства») - исследование «Толстой и Достоевский» (2 т., с 1901 г. 3 изд.). Из других критико-публицистических работ вышли отдельно: «Гоголь и Черт» (с 1906 г. 2 изд.), «М.Ю. Лермонтов, поэт сверхчеловечества» (1909 и 1911), книжка «Две тайны русской поэзии. Тютчев и Некрасов» (1915) и брошюра «Завет Белинского» (1915). В «Северном Вестнике» 1895 г. Мережковский дебютировал на поприще исторического романа «Отверженным», составляющим первую часть трилогии «Христос и Антихрист». Вторая часть - «Воскресшие боги. Леонардо да Винчи» - появилась в 1902 г., третья - «Антихрист. Петр и Алексей» - в 1905 г. В 1913 г. издан отдельно (печатался в «Русской Мысли») 2-томный роман «Александр I».

В начале 1900-х годов Мережковский, изжив полосу ницшеанства, становится одним из главарей, так называемого «богоискательства» и «неохристианства», и вместе с З. Гиппиус, Розановым, Минским, Философовым и др. основывает «религиозно-философские собрания» и орган их - «Новый Путь». В связи с этим перестроем миросозерцания, получившим яркое выражение и в исследовании «Толстой и Достоевский», Мережковский пишет ряд отдельных статей по религиозным вопросам. С середины 1900-х годов Мережковский написал множество публицистических фельетонов в «Речи» и др. газетах, а в последние годы состоит постоянным сотрудником «Русского Слова». Религиозные и публицистические статьи Мережковского собраны в книгах: «Грядущий Хам» (1906), «В тихом омуте» (1908), «Не мир, но меч» (1908), «Больная Россия» (1910), «Было и будет. Дневник» (1915).

В Париже Мережковский, совместно с З. Гиппиус и Д.В. Философовым, напечатал книгу «Le Tsar et la Revolution» (1907). В сотрудничестве с ними же написана драма из жизни революционеров: «Маков цвет» (1908). Драма Мережковского «Павел I» (1908) вызвала судебное преследование, но суд оправдал автора, и книга была освобождена от ареста. Первое собрание сочинений Мережковского издано товариществом М.О. Вольф (1911 - 13) в 17 т., второе - Д.И. Сытиным в 1914 г. в 24 т. (с библиографическим указателем, составленным О.Я. Лариным). Романы Мережковского и книга о Толстом и Достоевском переведены на многие языки и создали ему громкую известность в Западной Европе.