Все о тюнинге авто

Арабский халифат народы. Халифат - что это такое? Арабский Халифат, его возникновение и распад. История Халифата. Исторические предпосылки возникновения

Началом истории Арабского Халифата можно считать восшествие на престол преемника , а окончанием – убийство последнего халифа монголами в 1258 году.

Халиф или калиф – по-арабски «преемник». Именно это звание имели право носить наследники пророка, возглавлявшие это государство больше шести веков. Они создали огромную империю на Ближнем Востоке, Северной Африке и послужили распространению ислама на огромные территории.

В мировой истории были государства, называвшие себя так, но по-настоящему это название мог носить халифат, чья история закончилась в тринадцатом веке.

Эпоха «Праведного халифата»

Первым халифом стал тесть Мухаммеда и его сподвижник Абу Бакр. Поскольку пророк не оставил наследника, лидеры мусульманской общины выбрали его после смерти Мухаммеда в том же году в Медине, которую пророк избрал в качестве столицы.

Это было началом эпохи «Праведного халифата», в течение которой правили четверо «праведных халифа».

После известия о смерти Мухаммеда от ислама отошла практически вся Аравия, исключая Медину и несколько областей. Абу Бакр вернул в лоно ислама вероотступников и сразу направился походом на Византию и Персию.

Абу Бакр, принявший титул «повелитель правоверных» и передавший его всем своим наследникам, правил всего два года: с 632 по 634 год. Перед смертью он назначил халифом Умар ибн Хаттаба. Тот продолжил завоевания и присоединил Месопотамию, Вавилонию, Сирию, западный Иран…

Он процарствовал и провоевал около десяти лет. Умер в 644 году, тогда совет мусульманских лидеров возвел на престол Усмана Ибн Аффана, который присоединил восточный Иран вплоть до Амударьи. Его убийство вызвало междоусобицу и приостановило завоевания и распространение ислама.

Последний из четырех «праведных халифов» Али ибн Абу Талиб, зять, двоюродный брат и соратник Мухаммеда, воцарившийся в 656 году, правил 6 лет. После его убийства настала эра Омейядского халифата и длилась до середины восьмого века.

Эра Омейядского халифата

Муавия ибн Абу Суфьян – стал первым из Омеядов, взошедшим на трон в 661 году, провозгласил своего сына наследником престола, преобразовав, таким образом, государство с выборной формой правления в наследственную монархию.

Столицу новый правитель, принявший имя Муавия I, перенес из Медины в сирийский Дамаск.

Империя разрасталась, заходя на территории Испании, Португалии, Западной Индии. Но на пути стала Византия. Две попытки штурма Константинополя были предприняты воинами халифата, и обе безрезультатно.

Император Лев II и болгарский хан Тервелл действовали храбро и остановили захватчиков в 717-718 гг, спася этим Византию и Малую Азию. Также провалилась и арабская кампания по захвату европейских территорий. Карл Мартелл отразил нападение на Францию в 732 году и тем остановил вторжение в Европу.

Несмотря на эти неудачи, Омейяды правили огромными территориями, это была одна из крупнейшей империй в мировой истории. Но такое расширение не могло обойтись без внутренних потрясений.

В одном государстве оказались народы с разными укладами, традициями и, наконец, вероисповеданием, воспринимавшие друг друга до этого враждебно. Необходимо было срочно формировать управленческую систему, которая позволила бы эффективно править уже миллионами людей.

В этом вопросе арабы переняли опыт персидской и византийской империй. Мусульмане продолжительный срок были в меньшинстве на завоеванных территориях. Но постепенно местное население стало исламизироваться. Это привело к росту напряженности между арабами-мусульманами и мусульманами других национальностей.

Добавляли сложности в итак напряженные отношения религиозные противоречия в самом исламе. Именно тогда возникли два исламских течения – сунниты и шииты. Шииты были сторонниками правления Али, считая существующую власть узурпаторской.

Династия Аббасидов

Все эти распри в итоге и привели к краху династии Омейядов. На протяжении всего своего правления им приходилось не только бороться со своими идейными противниками, но и подавлять мятежи местного населения, армии, усмирять непокорных правителей провинций, преодолевать родовые конфликты и дворцовые интриги.

747 год — начало краха Омейядов. Мятеж вспыхнула на востоке Халифата, а затем перекинулся в Иран и Ирак. В 749 году повстанцы провозгласили Абу Аль-Аббаса потомком Мухаммеда, а в 750 году правительственная армия была разгромлена, и Аббасиды, так называлась теперь новая правящая династия, получили контроль над большей частью Халифата.

Все члены правящей династии были уничтожены. Только один представитель этой семьи выжил и уехал в Испанию, где основал государство – эмират, позже получивший название халифат.

Сначала эта династия выбрала своей столицей Куфу, город в южной части Ирака, а затем, в 762 году, начали строительство Багдада. Аббасиды сделали ставку на тех, кто раньше считался людьми «второго сорта» — неарабов-мусульман, получив широкую поддержку в захвате власти. Именно потому они решили построить совершенно новую столицу для новой династии.

Их царствование продолжалась с 750 года с воцарения Кровопроливца – так не без гордости называл себя основатель династии, а закончилась в 1258 году разрушением этого государства и убийством последнего халифа.

Основными чертами, характеризующими этих умных и тонких правителей, дипломатов и воинов, даже видавшие виды современники называли жестокость, коварство и бессердечие.

Впрочем, получив во владение разобщенную, часто полыхавшую мятежами страну, для управления подобные качества были скорее необходимы, чем вредны. Но именно на период правления этой династии пришелся «золотой век» арабской культуры.

Они не были сторонниками захватнической политики предыдущих государей. Большое внимание представителями этой династии уделялось науке, искусству. Мирные отношения с соседями способствовали торговле, культурному обмену. Поднималось благосостояние землепашцев, развивались ремесла, медицина, астрономия, философия. Багдад становится не только одним из самых больших городов мира, но и центром науки.

В частности, халифы оказывали покровительство «Дому науки» — прототипу современного научно-исследовательского института. Туда стекались знания во всех отраслях со всего мира, систематизировались, и на основе этого делались новые исследования.

Огромные территории государства не позволяли эффективно и быстро решать возникающие проблемы: напряженность между суннитами и шиитами, произвол в местном управлении, несправедливость судов… Поддержавшие изначально правящую династию, разочаровавшись, стали грозной силой, начавшей угрожать самим Аббасидам.

Дальнейшая судьба халифата

В Испании правили потомки единственного выжившего Омейяда, губернаторы областей стали передавать свою власть из поколения в поколение, по сути, став местными князьками, малоуправляемыми верховной багдадской властью, в распоряжении у них были даже собственные армии. Некоторые настолько ощущали свою безнаказанность, что даже переставали платить подати в казну халифату.

В восьмом веке произошло зарождение региональных династий в Северной Африке, Индии, Египте, Сирии, Центральной Азии.

Поддержка шиитов, приведшая Аббасидов к власти, постепенно слабела. Возник ряд сектантских направлений, в частности, в Северной Африке, главы которых считали себя соперниками действующей династии.

В десятом веке халифы постепенно теряли свое влияние на обширные территории, становясь все более зависимыми от своей гвардии, которая не спасла их от внешних вторжений.

Турки-сельджуки, принявшие ислам, в одиннадцатом веке начали свое завоевание Сирии, Ирана, Ирака, Анатолии. Основав свое государство, захватив многие регионы халифата, они сохранили халифа в Багдаде как знаковую фигуру ислама. Но уже через несколько десятилетий на смену сельджукскому влиянию к власти на территориях некогда могущественного халифата пришли турки из Центральной Азии.

Последний подъем государство пережило в двенадцатом веке, восстановив свое влияние на соседних от Багдада территориях. Но в тринадцатом веке оказалось бессильным перед новой грозной силой из Средней Азии: монголы завоевали Иран, Ирак.

В 1258 году монгольский военачальник Хулагу-хан захватил и разграбил Багдад, последнего халифа закатали в ковер и затоптали лошадьми, а членов его семьи казнили.

Арабский Халифат возник в VII в. в юго-западной части Аравийского полуострова в результате разложения родового строя у населявших эту территорию арабов - оседлых земледельцев и кочевников и объединения их под знаменем религии ислама.

До образования Арабского Халифата подавляющее большинство населения Аравии составляли кочевники-скотоводы, которые находились на стадии родоплеменных отношений. Они населяли обширные пространства аравийских степей и полупустынь, известных под названием «бадави». Это слово перешло в европейские языки в форме арабского множественного числа - бедуин. Бедуины занимались скотоводством, преимущественно верблюдоводством.

Каждое племя (в зависимости от его численности и размеров занимаемой территории) состояло из большого или малого числа кланов и родов.

Во главе каждого племени стоял его предводитель - сейид (господин); в более близкое к нам время его стали называть шейхом.

Отдельные кланы и большие группы кочевников тоже имели своих сейидов. В мирное время сейид ведал перекочевками, выбирал место для становища, был представителем своего племени и вел от его лица переговоры с другими племенами. Если в племени не было судьи , он разбирал споры и тяжбы своих соплеменников, в особых случаях мог выполнять обязанности служителя религиозного культа. В набегах и на войне сейид командовал вооруженным отрядом своего племени; тогда он назывался раисом (главарем).

Каждое племя, а то и большой клан было вполне самостоятельной, ни от кого не зависимой организацией.

Мусульманские юристы детально разработали учение о способах приобретения права собственности . К ним относились: завоевание, находка, передача вещи собственником, наследование, договор и др.

Завоеванные земли рассматривались как собственность государства и поступали в распоряжение халифов и эмиров. Иное имущество, захваченное силой у неприятеля, делилось на несколько частей. Одна из них переходила в собственность добытчика, вторая передавалась государству, третья - мечетям, медресе и т. д.

Шариат регулировал особую категорию вещей, которые не могли находиться в собственности мусульманина. Это воздух, море, мечети, пустыня и т. п. Регулировалось отношение и к так называемым «нечистым вещам» (вину , свинине, неисламским книгам и т.п.), запрещенным положениями ислама. В ходе завоевательных войн такие предметы нередко подвергались массовому уничтожению.

Подробно разработан в мусульманском праве вопрос о земельной собственности. В основу положена теория, согласно которой земля является достоянием божьим, право распоряжаться ею принадлежит лишь халифу как его наместнику. Он может передавать землю частным лицам с обязательством платежа подати. Исходя из этой теории, законоведы считали, что завоеванная у неприятеля земля является неприкосновенной для частных лиц и обращается в пользу всего мусульманского общества. Завоеванные земли могут быть переданы отдельному лицу лишь на основе права пользования (хотя бы и вечного), но не права собственности.

Виды земельных владений. Хиджаз (святая земля) - часть Аравийского полуострова, где по преданию жил Мухаммед (город Мекка с прилегающей к нему территорией). На этой земле запрещалось селиться и проживать более трех дней неверным, нельзя было охотиться, рубить деревья, предавать погребению неверных и т. д.

Икта - временное пожалование государственной земли вместе с проживающим на ней крестьянским населением отдельным представителям феодальной верхушки за военную и государственную службу (соответствовало бенефициям). Владельцам икты предоставлялось право взимать в свою пользу поземельные подати с населяющих и обрабатывающих их земли крестьян. Со временем икта стала передаваться по наследству и фактически ее положение стало приближаться к землям, закрепленным на праве частной собственности (мульк).

Мульк- частные земельные владения. Поскольку права владельцев этих земельных наделов были очень обширны, эти земли фактически принадлежали им на праве частной собственности. В разряд этих земель входили земли, население которых приняло ислам после завоевания; земли, завоеванные мусульманами и перешедшие к победителям в силу того, что прежние владельцы их были убиты или бежали; позже - наследственные земельные пожалования арабским военачальникам и местной аристократии.

Вакф - пожалования государственных, а также и частных земель на какие-либо религиозные и благотворительные цели мечетям, медресе. Они не подлежали продаже или какому-либо отчуждению. Налоги в казну с них не взимались. То есть это была одна из форм условного держания. Частное лицо, передавшее таким образом землю на благотворительные цели, теряла на нее право собственности, но сохраняло право выступать управляющим вак- фом и резервировать определенный доход с вакфа для себя и своих наследников.

Общинные земли. Размеры общинных земель после арабских завоеваний уменьшались в результате насильственного изъятия завоевателями. Крестьяне вынуждены были на условиях издольной аренды обрабатывать государственные и частные земли, попадая таким образом в феодальную зависимость. Земля предоставлялась крестьянам на условиях выплаты четверти, шестой или восьмой доли урожая в зависимости от того, кому (издольщику или землевладельцу) принадлежат скот, орудия производства и семена.

Обязательственное право. Развитие товарно-денежных отношений в Халифате обусловило широкое развитие обязательственных отношений, хотя общая концепция их не была сформирована. Но практические вопросы договорного права получили всестороннюю разработку. Обязательства делились на двусторонние и односторонние, возмездные и безвозмездные, срочные и бессрочные.

Источниками возникновения обязательств были договоры, причинение вреда и неосновательное обогащение.

Будучи по существу выражением согласной воли сторон, договор признавался заключенным в момент, когда воли сторон оказывались согласованными. Действительность сделки по мусульманскому праву не подчинена условию соблюдения установленных законом формальностей: изложению в письменной форме или участию в совершении сделки должностного лица.

Договор, заключенный с безнравственными или противными закону условиями, считался недействительным. Обязанность соблюдать свои договоры рассматривалась в Коране как священная.

В шариате подробно регламентированы различные виды договоров : купля-продажа, заем, дарение, наем, ссуда, хранение, союз, товарищество и др. В связи с развитием торговли наиболее разработанным был договор купли-продажи .

Для брачно-семейных отношений арабов периода VI-VII вв. характерным являлось наличие остатков матриархата и полиандрии- многомужества.

Остатки матриархата выражались в том, что женщина после выхода замуж оставалась проживать в прежней семье, муж временами ее навещал. Дети от такого брака оставались в племени матери.

Пережитки многомужества состояли в том, что женщина состояла в браке с несколькими мужчинами (каждый из них проживал с женщиной один месяц). Отцовство в этом случае устанавливалось по указанию женщины. Женщине принадлежала инициатива развода. Для этого ей достаточно было повернуть шатер входом в обратную сторону, а мужу вручить палаш и копье. Пережитки многомужества выражались в том, что у арабов были распространены и временные браки(ръ. несколько месяцев, дней и даже часов). По-видимому, это объяснялось кочевым характером жизни, длительными отлучками мужа, сопровождавшего караваны.

В исламскую эпоху у арабов получила развитие полигамия (многоженство) и утвердилось господство в семье мужа. Коран разрешал правоверному мусульманину иметь до четырех жен. Но муж обязан был предоставить каждой жене имущество, жилище и одежду, которые соответствовали бы ее положению. Кроме того, разрешалось иметь любое число рабынь-наложниц.

Мусульманская религия рассматривает брак как религиозную обязанность мусульманина. Брак оформлялся договором (устным или письменным) либо соглашением между родителями жениха и невесты. Брачный возраст не имел жестких границ. Считалось, что в брак по согласию могут вступать лица, достигшие половой зрелости.

За невесту вносился выкуп. По Корану выкуп поступал в собственность жены и оставался за ней в случае развода.

В языческий период приданое не считалось обязательным. Однако, после того как Мухаммед дал своей дочери Фатиме в приданое ковер и подушку, это стало обязательным. Коран запретил браки между близкими родственниками.

Расторжение брака осуществлялось сравнительно легко. Процедура расторжения была проста - достаточно было трижды сказать жене в присутствии двух свидетелей : «ты свободна», или «таляк» - «развод», после чего жена должна была собрать вещи и покинуть дом. Взрослые дети после развода оставались с отцом, а малолетних могла взять мать, чтобы завершить кормление. Имело место расторжения брака по суду. Причинами расторжения брака могли быть: смерть, вероотступничество одного из супругов, отсутствие мужа больше полугода, обоюдное согласие, нарушение супружеской верности, инициатива мужа, неисполнение всех условий брачного договора, длительное жестокое обращение с женой.

Наследственное право . В доисламскую эпоху у арабов действовало правило: «Тот, кто не способен ездить на коне и владеть мечом, не должен получать наследство». Коран и шариат сохранили эту традицию. Однако при Мухаммеде под влиянием обычаев Мекки было допущено ограниченное право наследования для женщин или родственников по женской линии. Доля женщины, как правило, была в два раза меньше, чем доля мужчины.

В мусульманском праве предусмотрено наследование по закону и наследование по завещанию. Однако завещание рассматривается как второстепенное основание наследования. Характерной чертой правил о наследовании является требование абсолютно точного их выполнения.

При наследовании по закону основаниями открытия наследства являются: смерть наследодателя (действительная или предполагаемая); вероотступничество.

Из имущества умершего в первую очередь покрывались расходы , связанные с его погребением, затем выплачивались его долги и только после этого оставшееся имущество переходило к законным наследникам. Законные наследники делились на несколько категорий. В первую очередь наследовали дети умершего, затем его братья, дяди и т. д.

Завещание по мусульманскому праву освобождено от соблюдения каких бы то ни было строгих формальностей. Оно может быть либо письменным, либо устным. Присутствие двух свидетелей считается достаточным для законности завещания.

Преступления и наказания. Уголовному праву была присуща архаичность его норм, не существовало четкого отделения норм права от религиозных и моральных норм ислама, отсутствовало общее понятие преступления, не были разработаны такие институты, как покушение, соучастие, рецидив, отягчающие и смягчающие вину обстоятельства.

Мусульманские правоведы еще в средние века разделили все преступления на три группы.

Первую группу составляли преступления, выводившиеся из основных источников шариата и восходящие к самому Мухаммеду. К совершившим такое преступление не применялось прощение. Сюда относили отступление от ислама, восстание и сопротивление государственной власти, каравшиеся смертной казнью . К этой же группе относились кража , разбой , наказанием за которые было отсечение правой руки. В случае прелюбодеяния, а также ложного обвинения в прелюбодеянии виновного забивали камнями. Употребление вина влекло наказание 40 ударами плетью.

Вторую группу преступлений составляли насильственные действия против лиц. К этой группе относили умышленное убийство, неосторожное убийство, умышленное ранение, неумышленное ранение и др.

Умышленное убийство или смертельное ранение допускало кровную месть. Если родственники убитого прощали убийцу, шариат предусматривал возможность замены кровной мести выкупом. Выкуп был непосилен для простого человека (100 верблюдов и 1000 динаров золотом).

За неумышленное убийство и неумышленное ранение причитался лишь выкуп. Для других преступлений данной группы, в частности, нанесения телесных повреждений, применялся принцип талиона («око за око»). Убийство немусульманина и женщины влекло меньшую ответственность.

Третью группу составляли действия, которые не рассматривались как уголовно наказуемые и не упоминались в основных источниках шариата. Такими действиями были бродяжничество (нарушение места жительства), ложное свидетельство, азартные игры, хулиганство . Наказание за них - простое увещание, денежный штраф , изгнание и др.

Анализ норм уголовного права показывает, что наказания за преступления первой и второй группы носили строго фиксированный и суровый характер. Наказания же за третью группу преступлений были разнообразными, и также несли в себе карательную функцию. Все наказания мусульманского права были типичны для средневековья и призваны были устрашать. Так, смертная казнь производилась путем повешения, четвертования, утопленйя, закапывания заживо. Членовредительные и телесные наказания предусматривали отсечение рук, бичевание, избиение камнями. Распространены были также позорящие наказания - бритье бороды, лишение права носить чалму; тюремное заключение; ссылка и высылка.

Судебный процесс. Процесс носил, как правило, обвинительный характер. Возбуждение дела осуществлялось обычно потерпевшим или его родственниками. По некоторым преступлениям (преступления против религии, прелюбодеяние) дело мог возбудить любой правоверный мусульманин.

Когда преступление против общественного строя было сопряжено с причинением ущерба частному лицу, предъявлялось два иска: уголовный (предъявлялся судьей) и гражданский (предъявлялся потерпевшим).

Процесс проходил устно. Только при Аббассидах по гражданским делам стали вести судебные протоколы. Срок исковой давности устанавливался только для гражданских дел и составлял 10 лет.

При Аббасидах была учреждена по иранскому образцу уголовная полиция - шурта. Начальник шурты вел розыск и расследование об убийстве, сам расследовал эти дела и применял установленные законом наказания, соединяя, тем самым, в одном лице и полицейские, и судебные функции.

Доказательствами являлись: собственное признание (четырежды повторенное на заседании суда), свидетельские показания (как правило, достаточными считались показания двух очевидцев из числа «почетных» мусульман). По делам о прелюбодеянии требовалось подтверждение четырех свидетелей, обязательно мужчин. Показания женщин равнялись половине показаний мужчин. Иногда при отсутствии доказательств обвиняемые приводились к присяге.

Если убийца не был обнаружен, население той местности, где был найден труп, обязано было выставить 50 свидетелей, которые давали властям клятву в том, что убийца им неизвестен. Однако в этом случае местное население обязано было выплатить родственникам убитого «цену крови». При разбое и грабеже применялся опрос местного населения.

После смерти Мухаммеда арабами правили халифы – военные вожди, выбиравшиеся всей общиной. Первые четыре халифа были выходцами из ближайшего окружения самого пророка. При них арабы впервые вышли за пределы своих исконных земель. Халиф Омар, наиболее удачливый военачальник, распространил влияние ислама практически на весь Ближний Восток. При нем были завоеваны Сирия, Египте, Палестина – земли, ранее принадлежавшие христианскому миру. Ближайшим противником арабов в борьбе за земли оказалась Византия, переживавшая тяжелые времена. Длительная война с персами и многочисленные внутренние проблемы подорвали мощь византийцев, и арабам не составило труда отобрать у империи ряд территорий и разбить византийское войско в нескольких сражениях.

В каком-то смысле арабы были “обречены на успех” в своих походах. Во-первых, превосходная легкая конница обеспечивала арабской армии мобильность и перевес над пехотой и тяжелой кавалерией. Во-вторых, арабы, захватив страну, вели себя в ней в соответствии с заповедями ислама. Имущества лишались только богачи, бедноту завоеватели не трогали, и это не могло не вызывать симпатии к ним. В отличие от христиан, нередко принуждавших местное население принимать новую веру, арабы допускали религиозную свободу. Пропаганда ислама на новых землях носила скорее экономический характер. Происходило это следующим образом. Покорив себе местное население, арабы облагали его налогами. Тот, кто переходил в ислам, освобождался от значительной части этих налогов. Христиане и евреи, издавна жившие во многих ближневосточных странах, не подвергались гонениям со стороны арабов – им просто приходилось платить налог на свою веру.

Население в большинстве покоренных стран воспринимало арабов как освободителей, тем более что те сохраняли за покоренным народом определенную политическую самостоятельность. В новых землях арабы основывали полувоенные поселения и жили своим замкнутым, патриархально-родовым миром. Но такое положение дел длилось недолго. В богатых сирийских городах, славящихся своей роскошью, в Египте с его многовековыми культурными традициями, знатные арабы все больше проникались привычками местных богачей и знати. Впервые в арабском обществе произошел раскол – приверженцы патриархальных устоев не могли смириться с поведением тех, кто отказывался от обычая отцов. Оплотом традиционалистов стала Медина и месопотамские поселения. Их противники – не только в вопросе устоев, но и в политическом плане – жили преимущественно в Сирии.

В 661 году произошел раскол между двумя политическими группировками арабской знати. Халиф Али, зять пророка Мухаммеда, старался примирить традиционалистов и сторонников нового уклада. Однако эти попытки ни к чему не привели. Али был убит заговорщиками из секты традиционалистов, а его место занял эмир Муавия, глава арабской общины в Сирии. Муавия решительно порвал со сторонниками военной демократии раннего ислама. Столица халифата была перенесена в Дамаск, древнюю столицу Сирии. В эпоху Дамасского халифата арабский мир решительно раздвинул свои границы.

К VIII веку арабы подчинили себе всю Северную Африку, а в 711 году начали наступление на европейские земли. О том, какую серьезную силу представляло собой арабское войско, можно судить хотя бы по тому факту, что всего за три года арабы полностью овладели Пиренейским полуостровом.

Муавия и его наследники – халифы династии Омейядов – за короткий срок создали государство, равных которому история еще не знала. Ни владения Александра Македонского, ни даже Римская империя в пору своего расцвета не простирались так широко, как халифат Омейядов. Владения халифов раскинулись от Атлантического океана до Индии и Китая. Арабам принадлежала почти вся Средняя Азия, весь Афганистан, северо-западные территории Индии. На Кавказе арабы покорили Армянское и Грузинское царства, превзойдя тем самым древних владык Ассирии.

При Омейядах арабское государство окончательно утратило черты прежнего патриархально-родового строя. В годы зарождения ислама халифа – религиозного главу общины – выбирали общим голосованием. Муавия же сделал этот титул наследственным. Формально халиф оставался духовным владыкой, однако в основном занимался светскими делами.

Сторонники развитой системы управления, созданной по ближневосточным образцам победили в споре с приверженцами старых обычаев. Халифат все более начинал походить на восточную деспотию древних времен. Многочисленные чиновники, подчиняющиеся халифу, следили за уплатой налогов во всех землях халифата. Если при первых халифах мусульмане были освобождены от налогов (за исключением «десятины» на содержание бедных, заповеданной самим пророком), то во времена Омейядов было введено три главных налога. Десятина, уходившая прежде в доход общины, теперь поступала в казну халифа. Кроме нее, все жители халифата должны были платить налог на землю и подушный налог-джизию, тот самый, который раньше взимали только с немусульман, живущих на мусульманской земле.

Халифы династии Омейядов заботились о том, чтобы сделать халифат подлинно единым государством. Для этой цели они ввели в качестве государственного языка на всех подвластных им территориях арабский. Важную роль в становлении арабского государства сыграл в этот период Коран – священная книга ислама. Коран представлял собой собрание изречений Пророка, записанное его первыми учениками. Уже после смерти Мухаммеда было создано несколько текстов-добавлений, составивших книгу Сунны. На основе Корана и Сунны чиновники халифа вели суд, Коран определял все важнейшие вопросы жизни арабов. Но если Коран все мусульмане признавали безоговорочно – ведь это были изречения, продиктованные самим Аллахом, — то к Сунне религиозные общины относились по-разному. Именно по этой линии в арабском обществе произошел религиозный раскол.

Суннитами арабы называли тех, кто признавал Сунну в качестве священной книги наряду с Кораном. Суннитское течение в исламе считалось официальным, поскольку его поддерживал халиф. Те же, кто соглашался считать священной книгой только Коран, составили секту шиитов (раскольников).

И сунниты, и шииты были весьма многочисленными группировками. Разумеется, раскол не ограничился только религиозными разногласиями. Шиитиская знать была близка к семейству Пророка, руководили шиитами родственники убитого халифа Али. Кроме шиитов, халифам противостояла и еще одна, чисто политическая секта – хариджиты, ратовавшие за возврат к исконному родовому патриархату и дружинным порядкам, при которых халифа выбирали все воины общины, а земли делились поровну между всеми.

Династия Омейядов продержалась у власти девяносто лет. В 750 году военачальник Абул-Аббас, отдаленный родственник пророка Мухаммеда, сверг последнего халифа и уничтожил всех его наследников, объявив халифом себя. Новая династия – Аббасиды – оказалась гораздо более прочной, чем предыдущая, и просуществовала вплоть до 1055 года. Аббас, в отличие от Омейядов, был выходцем из Месопотамии, оплота шиитского течения в исламе. Не желая иметь ничего общего с сирийскими владыками, новый правитель перенес столицу в Месопотамию. В 762 году был основан город Багдад, ставший на несколько сотен лет столицей арабского мира.

Структура нового государства оказалась во многом схожа с персидскими деспотиями. При халифе состоял первый министр – визирь, вся страна делилась на провинции, в которых правили назначенные халифом эмиры. Вся полнота власти была сосредоточена во дворце халифа. Многочисленные дворцовые чиновники являлись, по существу, министрами, отвечавшими каждый за свою сферу. При Аббасидах количество ведомств резко возросло, что поначалу помогало управлять обширной страной.

Почтовая служба отвечала не только за организацию курьерской службы (впервые созданной еще ассирийским владыками во II тысячелетии до н.э.). В обязанности министра почты входило и поддержание государственных дорог в приличном состоянии, и обеспечение гостиниц вдоль этих дорог. Месопотамское влияние проявилось в одной из важнейших отраслей хозяйственной жизни – земледелии. Ирригационное земледелие, с глубокой древности практиковавшееся в Месопотамии, при Аббасидах было распространено повсеместно. Чиновники из специального ведомства следили за постройкой каналов и дамб, за состоянием всей ирригационной системы.

При Аббасидах военная мощь халифата резко возросла. Регулярное войско состояло теперь из ста пятидесяти тысяч воинов, среди которых было много наемников из варварских племен. В распоряжении халифа находилась также его личная гвардия, воинов для которой готовили с раннего детства.

Халиф Аббас к концу своего правления заслужил титул «Кровавого» за жестокие меры по наведению порядка на покоренных арабами землях. Впрочем, именно благодаря его жестокости халифат Аббасидов на длительный срок превратился в процветающую страну с высокоразвитой экономикой.

В первую очередь, процветало сельское хозяйство. Развитию его способствовала продуманная и последовательная политика правителей в этом отношении. Редкостное разнообразие климатических условий в различных провинциях позволяло халифату полностью обеспечивать себя всеми необходимыми продуктами. Именно в это время арабы стали придавать большое значение садоводству и цветоводству. Предметы роскоши и парфюмерные изделия, произведенные в государстве Аббасидов, были важными предметами внешней торговли.

Именно при Аббасидах начинается расцвет арабского мира как одного из главных промышленных центров в эпоху Средневековья. Завоевав множество стран с богатыми и давними ремесленными традициями, арабы обогатили и развили эти традиции. При Аббасидах Восток начинает торговать сталью высочайшего качества, равной которой Европа не знала. Клинки из дамасской стали ценились на Западе необычайно высоко.

Арабы не только воевали, но и торговали с христианским миром. Небольшие караваны или отважные купцы-одиночки проникали далеко на север и на запад от границ своей страны. Предметы, изготовленные в халифате Аббасидов в IX – X веках, находили даже в районе Балтийского моря, на территориях германских и славянских племен. Борьба с Византией, которую мусульманские владыки вели почти непрестанно, была вызвана не только стремлением захватить новые земли. Византия, имевшая давно налаженные торговые связи и пути по всему известном в ту эпоху миру, была основным конкурентом арабских купцов. Товары из стран Востока, Индии и Китая, ранее попадавшие на Запад через византийских купцов, шли и через арабов. Как бы плохо ни относились к арабам христиане на европейском Западе, но Восток для Европы уже в эпоху Темных веков стал основным источником предметов роскоши.

Халифат Аббасидов имел немало общих черт и с европейскими королевствами своей эпохи, и с древневосточными деспотиями. Халифы, в отличие от европейских правителей, сумели не допустить чрезмерной самостоятельности эмиров и других высокопоставленных чиновников. Если в Европе земля, предоставлявшаяся местной знати за королевскую службу, почти всегда оставалась в наследственной собственности, то арабское государство в этом плане было ближе к древнеегипетским порядкам. По законам халифата, вся земля в государстве принадлежала халифу. Он наделял за службу своих приближенных и подданных, но после их смерти наделы и все имущество возвращались в казну. Только халиф имел право решать, оставить земли покойного его наследникам, или нет. Вспомним, что причиной распада большинства европейских королевств в период Раннего Средневековья была именно власть, которую забирали в свои руки бароны и графы на землях, пожалованных им королем в наследственное владение. Королевская власть распространялась только на земли, принадлежавшие лично королю, а иные из его графов владели гораздо более обширными территориями.

Но полного спокойствия в халифате Аббасидов не было никогда. Жители покоренных арабами стран постоянно стремились вернуть независимость, поднимая бунты против единоверцев-захватчиков. Эмиры в провинциях также не желали мириться со своей зависимостью от благосклонности верховного правителя. Распад халифата начался практически сразу после его образования. Первыми отделились мавры – североафриканские арабы, завоевавшие Пиренеи. Независимый Кордовский эмират в середине Х века стал халифатом, закрепив суверенитет на государственном уровне. Мавры на Пиренеях сохраняли независимость дольше многих других исламских народов. Несмотря на постоянные войны против европейцев, несмотря на мощный натиск Реконкисты, когда почти вся Испания вернулась к христианам, до середины XV века на Пиренеях существовало мавританское государство, сжавшееся в конце концов до размеров Гранадского халифата – небольшой области вокруг испанского города Гранады, жемчужины арабского мира, потрясавшей своей красотой соседей-европейцев. Знаменитый мавританский стиль пришел в европейскую архитектуру именно через Гранаду, окончательно завоеванную Испанией лишь в 1492 году.

Начиная с середины IX века распад государства Аббасидов стал необратимым. Одна за другой отделялись североафриканские провинции, за ними – Средняя Азия. В самом сердце арабского мира еще резче обострилось противостояние между суннитами и шиитами. В середине X века шииты захватили Багдад и долгое время управляли остатками некогда могучего халифата – Аравией и небольшими территориями в Месопотамии. В 1055 году халифат был завоеван турками-сельджуками. С этого момента мир ислама окончательно утратил единство. Сарацины, утвердившиеся на Ближнем Востоке, не оставляли попытки завладеть западноевропейскими землями. В IX веке они захватили Сицилию, откуда позднее были вытеснены норманнами. В Крестовых походах XII – XIII веков европейские рыцари-крестоносцы сражались с сарацинскими войсками.

Турки же со своих малоазиатских территорий двинулись на земли Византии. За несколько сот лет они покорили себе весь Балканский полуостров, жестоко притесняя прежних его обитателей – славянские народы. А в 1453 году Османская империя окончательно завоевала Византию. Город был переименован в Стамбул и стал столицей Османской империи.

Интересные сведения:

  • Халиф – духовный и светский глава мусульманской общины и мусульманского теократического государства (халифата).
  • Омейяды – династия халифов, правившая в 661 – 750 гг.
  • Джизия (джизья) – подушный налог на немусульман в странах средневекового арабского мира. Джизию платили только взрослые мужчины. Женщины, дети, старики, монахи, рабы и нищие были освобождены от ее уплаты.
  • Коран (от ар. «кур’ан» – чтение) – собрание проповедей, молитв, притч, заповедей и других речей, произнесенных Мухаммедом и составивших основу ислама.
  • Сунна (от ар. «образ действий») – священное предание в исламе, сборник рассказов о поступках, заповедях и изречениях пророка Мухаммеда. Представляет собой пояснение и допаолнение к Корану. Составлена в VII – IX вв.
  • Аббасиды – династия арабских халифов, правившая в 750 – 1258 гг.
  • Эмир – феодальный правитель в арабском мире, титул, соответствующий европейскому князю. Обладал светской и духовной властью, Поначалу эмиров назначали на пост халифы, позднее этот титул стал наследственным.

Родиной арабов является Аравия (вернее, Аравийский полуостров), названная так тюрками и фарсами (персами). Аравия расположена на стыке Азии, Африки и Средиземного моря. Для проживания более пригодна южная часть полуострова – здесь много воды, идут дожди. Кочевых арабов называют “бедуины” (люди пустыни). В конце VI – начале VII веков арабы были на стадии перехода от первобытного строя к феодализму. Самым большим торговым центром являлась Мекка. Характер Арабского Халифата и исламского обществ,
которые контролируются духовенством.

Арабы изначально были идолопоклонниками. С 610 года Пророк Мухаммед стал проповедовать новую, исламскую религию. В 622 году Пророк переехал (хиджрат) из Мекки в Медину. Вернувшись в Мекку в 630 году, Мухаммед основал Арабское государство. Большинство арабов приняли ислам. Фундаментальная книга ислама – Коран состоит из 114 сур. Правоверный мусульманин должен соблюдать пять главных условий: 1) знать формулу свидетельства единства Аллаха; 2) молиться; 3) соблюдать пост; 4) давать милостыню; 5) при возможности посетить святые места (хадж) – Мекку. После ПророкаМухаммеда страной стали управлять халифы (продолжатель, заместитель). История Арабского государства делится на три периода:

  1. 630-661 годы. Период правления Пророка Мухаммеда и после него четырех халифов – Абу Бекра, Омара, Османа, Али. Столицей халифата были Мекка и Медина.
  2. 661-750 годы. Период правления династии Омейядов начиная с Муавии. Столицей халифата был город Дамаск.
  3. 750-1258 годы. Период правления Аббасидов. Столицей с 762 года был город Багдад. При Аббасидах в 120 км от Багдада, в городе Самира, была построена резиденция халифа. Как Арабский Халифат развился на протяжении всей истории?

Арабы лавиной обрушились на Византию и Иран. Причиной их успешного наступления были: 1) большое войско, особенно многочисленная легкая конница; 2) Иран и Византия были истощены длительной войной друг с другом; 3) местные жители, измученные этой войной, смотрели на арабов как на избавителей.

В начале VIII века арабы захватили Северную Африку и в 711 году во главе с Таригом переправились через Гибралтар (арабское название “Джабаллутариг” – в честь Тарига) и завоевали Пиренейский полуостров. В 732 году в битве при Пуатье арабы проиграли и отошли на юг. Войска мусульман завоевали Кавказ и Центральную Азию, на востоке они достигли Китая и долины реки Инд. В конце VII – первой половине VIII веков границы халифата простирались от Атлантического океана до Индии и Китая. Во главе страны стоял халиф, который во время войны был верховным главнокомандующим.

Для управления различными отраслями хозяйства были созданы диваны: диван военных дел занимался обеспечением армии, диван внутренних дел контролировал сбор налогов. Важную роль играл в халифате диван почтовой службы. Использовались даже почтовые голуби. Все государственные дела в халифате велись на арабском языке. В пределах халифата имели хождение золотой динар и серебряный дирхем. Все завоеванные земли были собственностью государства. Чтобы закрепиться на завоеванных территориях, арабы широко практиковали переселен-ческую политику. При этом преследовались две цели:

Народы, насильно включенные в состав халифата, восставали. В Центральной Азии под руководством Муганны в 783-785 гг. поднялось восстание. В основе учения Муганны лежало учение Маздака.

В правление халифа Мохтасима (833-842) усилились военные позиции тюрков, была создана особая армия, состоящая только из тюрков. В борьбе с Византией и при подавлении восстаний Мохтасим привлекал тюрков.

В государственных учреждениях тюркам давали высокие должности, так как они были более сведущими в административных делах.

Управляющая Египтом династия Тулун была тюркского происхож­дения. Во времена египетского наместника Ахмеда ибн Тулуна была построена сильная флотилия, которая царила в Средиземном море. Тулун руководил строительными работами и заботился о благосостоянии народа. Египетские историки называют период его правления (868-884) “золотым временем”.

В середине VIII века Испания отделилась от халифата и здесь возник­ло независимое государство – Кордовский эмират. В IX веке Египет, Центральная Азия, Иран и Афганистан также откололись от халифата. В XI веке всеми территориями халифата завладели .

После смерти Мухаммеда арабами управляли халифы. - наследники Пророка. При первых четырех халифах, его ближайших сподвижниках и родственниках, арабы вышли за пределы Аравийского.полуострова и обрушились на Византию и Иран. Главной силой их войска была конница. Арабы завоевали богатейшие византийские провинции - Сирию, Палестину, Египет и огромное Иранское царство. В начале VIII в. в Северной "Африке они подчинили племена берберов и обратили их в ислам. В 711 г. арабы переправились в Европу, на Пиренейский полуостров, и завоевали почти полностью королевство вестготов; Но в дальнейшем, при столкновения с франками (732), арабы были отброшены на юг. На востоке они подчинили народы Закавказья и Средней Азии, сломив их упорное сопротивление. Завоевав затем Восточный Иран и Афганистан, арабы проникли в Северо-Западную Индию.

Так в течение VII - первой половины VIII в. возникло огромное государство - Арабский халифат, простиравшееся от берегов Атлантического океана до границ Индии и Китая. Его столицей стал Дамаск.
В середине VII в. при халифе Али, двоюродном брате Мухаммеда, в стране вспыхнули междоусобицы, приведшие к расколу мусульман на суннитов и шиитов.

Сунниты признают священными книгами не только Коран, но и Сунну - собрание рассказов из жизни Мухаммеда, а также считают, что халиф должен быть главой мусульманской церкви. Шииты отвергают Сунну как священную книгу и требуют, чтобы верующими руководили имамы - духовные наставники из рода Али.

После убийства Али власть захватили халифы из династии Омеиядов, опиравшиеся на суннитов. Шиитское восстание против Омеиядов началось в Средней Азии и перекинулось на Иран и Ирак, чем и воспользовались Аббасиды - потомки дяди Мухаммеда, Аббаса. Войска халифа потерпели поражение, сам халиф бежал в Сирию, а потом в Египет, где и был убит восставшими. Почти все Омейяды были истреблены (один из бежавших Омеиядов создал в Испании самостоятельное арабское государство - Кардовский эмират, с Х в. - Кордовский халифат). В 750 г. власть в халифате перешла к династии Аббасидов. Иранские землевладельцы, поддержавшие Аббасидов, получили высокие должности в государстве. Они могли занимать даже пост везира - высшего чиновника, помощника халифа.
Вся земля в государстве была собственностью халифа. Эмиры (наместники) из числа его ближайших родственников собирали в провинциях налоги, содержали за счет этого войско, руководили завоевательными походами. Послабления в уплате налогов для мусульман заставляли многих жителей завоеванных стран переходить в ислам. В итоге ее временем ислам приняло большинство населения Сирии, Египта, значительной части Африки, Ирана, Ирака, Афганистана, части Индостана и Индонезии.

При Аббасидах завоевания арабов почти прекратились: были присоединены лишь острова Сицилия, Кипр, Крит и часть юга "Италии. На пересечении торговых путей на реке Тигр была основана новая столица - Багдад, давшая название государству арабов при Аббасйдах - Багдадский халифат. Время его расцвета пришлось на годы правления легендарного Харуна ар-Рашида (766-809), современника Карла Великого.
В VIII-IX вв. по халифату прокатился ряд восстаний. Особенно значительным было движение карматов (одна из ветвей шиитов), которым даже удалось создать свое государство, просуществовавшее около полутора веков.

Огромный халифат недолго оставался единым. Все большую власть в нем приобретали гвардия, набранная из пленных тюрок (выходцев из Средней Азии), и наместники-эмиры, становившиеся независимыми правителями. В IX в. от Багдадского халифата отделились Египет и другие провинции в Северной Африке, Средняя Азия, Иран и Афганистан. Под властью халифа находилась лишь Месопотамия, но халиф оставался главою мусульман-суннитов.
В середине XI в. турки-сельджуки (названы так по имени их предводителя Сельджука), захватившие, к тому времени часть Средней Азии, завоевали большую часть владений арабов на Ближнем Востоке. В 1055 г. они захватили Багдад. Халиф короновал правителя турок-сельджуков и даровал ему титул султана.