Значение церковь домовая в православной энциклопедии древо. Домовые храмы: история и современность Домовая церковь кто может иметь
Домо́вая церковь, в широком смысле слова так называлась в синодальный период и называется ныне церковь, функционально отличающаяся от соборных, приходских или монастырских храмов тем, что она устраивается в учреждениях, особенно часто в больницах, домах престарелых, детских домах и приютах и в иных подобных им богоугодных или благотворительных заведениях, а также в средних и высших учебных заведениях, в помещениях частных об-в, в особенности религ. назначения, или братств и предназначена для участия в богослужении тех, кто в этих учреждениях постоянно или временно пребывают или обучаются. Открытость или закрытость Д. ц. для «посторонних» обыкновенно зависит от режима того учреждения, при к-ром она существует.
В большинстве случаев Д. ц. имеет «приписной» статус и принадлежит приходу, на территории к-рого находится. В отдельных случаях она может быть приписана к иному приходу или представлять собой самостоятельное церковное учреждение. В наст. время, в случае если Д. ц. не приписана к приходу, управление ею осуществляется на иных основаниях, чем приходскими церквами, т. е. при ней не образуется ни приходского собрания, ни соответственно приходского совета. В Москве подобные церкви могут, напр., иметь статус Патриарших подворий (см. ст. Подворье). В синодальный период по статусу Д. ц. имела нек-рое сходство с дворцовыми, военными, т. е. полковыми или корабельными, посольскими и тюремными церквами, которые, однако, не причислялись к Д. ц. в собственном смысле слова, отличаясь от них гл. обр. самостоятельным, не приписным статусом. Особым видом Д. ц. является т. н. крестовая церковь , находящаяся в архиерейских домах или резиденциях (покоях) епископов.
В узком смысле слова Д. ц. в синодальный период назывался храм, находившийся в жилище частного лица. Устраивать Д. ц. дозволялось епархиальной властью, а в Москве и С.-Петербурге - высочайшим соизволением, испрашиваемым через Святейший Синод, лишь лицам, имевшим право на особое уважение по своему высокому положению или исключительным заслугам и при этом по преклонным летам или болезни не имевшим возможности посещать приходские храмы либо существенно затрудненным в такой возможности. Подобная Д. ц. имела непременно «приписной» статус и принадлежала ближайшему приходу. По кончине высокопоставленного лица, имевшего в доме или квартире Д. ц., обыкновенным порядком она подлежала упразднению, и все ее имущество, в т. ч. священные сосуды, иные священные и освященные предметы, независимо от того, что они были приобретены на средства лица, которое пользовалось подобной привилегией, как это обыкновенно бывало, не переходило к наследнику, но подлежало передаче в приходской храм, к которому была приписана упраздняемая Д. ц. В исключительных случаях и лишь по высочайшему соизволению по кончине лица, к-рому дозволено было иметь в своем доме Д. ц., эта церковь не упразднялась, а оставалась в доме или квартире, перешедших наследнику.
Храм святых равноапостольных
Константина и Елены
Домовый храм святых равноапостольных Константина и Елены, который является твердым основанием духовности в нашем университете, ведет свою историю с 1869 года. Еще в первом землеустроительном учебном заведении России, Константиновском межевом институте (КМИ), берущем начало от землемерной школы, основанной Екатериной II в 1779, и давшем жизнь Государственному университету по землеустройству, существовала своя домовая церковь. В то время она размещалась в здании института на Старой Басманной улице. После переезда института в новое здание, расположенное в Гороховском переулке, началось строительство новой церкви святых равноапостольных Константина и Елены, и 24 марта 1874 года храм был освящен вновь. Статус новой большой церкви изменился, теперь она стала домовым храмом КМИ, а настоятелем церкви стал священник Андрей Григорьевич Полотебнов. В строительстве и обустройстве домовой церкви КМИ участвовало большое число известных архитекторов, художников, резчиков по дереву, иконописцев и других мастеров. Широкую известность в Москве получил и хор воспитанников межевого института. Храм любили все прихожане. А воспитанники вуза заслуженно гордились уникальной церковью, устроенной исключительно на средства выпускников и преподавателей института, заботящихся о ее благолепии.
Храм святых равноапостольных Константина и Елены в Константиновском межевом институте.
Более 50 лет до времени ликвидации храма, он играл главенствующую роль в духовном и нравственном воспитании студентов, а в период тяжелых испытаний и в годы войны оказывал материальную помощь государству.
С приходом советской власти начались гонения на Церковь. Отделив Церковь от государства и школу от Церкви, советское правительство отняло у Церкви все Юридические и гражданские права, что создало условия для закрытия храмов и монастырей. В 1918 г домовый храм КМИ указом о закрытии церквей был опечатан. В 1920 году храм закрыли окончательно, а церковный ансамбль разрушили.
Спустя многие годы милостью Божией страна обратилась к своим православным истокам и традициям. Ректором университета, заслуженным деятелем науки Российской Федерации профессором С.Н. Волковым,25 мая 1999 года, была провозглашена программа духовного возрождения вуза, и прежде всего воссоздания домового храма. Были разработаны архитектурно-планировочные решения и проект иконостаса церкви, и с благословения Патриарха Московского и всея Руси Алексия II,начались строительные, планировочные и художественные работы.
Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и ректор университета С.Н.Волков в день освящения домового храма университета 6 июня 2001г.
Помимо профессиональных мастеров, в воссоздании храма приняли активное участие преподаватели и студенты архитектурного факультета, взявшие на себя подготовку исторических и художественных материалов, связанных с домовой церковью при КМИ, а также осуществивших саму роспись стен и потолка.
Студенты архитектурного факультета университета расписывают стены домового храма.
Большую помощь в деле духовного и нравственного возрождения университета оказал и продолжает оказывать настоятель Богоявленского кафедрального собора в Москве протопресвитер отец Матфей Стаднюк.
Настоятель Богоявленского собора протопресвитер отец Матфей и ректор университета С.Н.Волков в домовом храме святых равноапостольных Константина и Елены.
Кроме того, попечение об устройстве храма было возложено на клирика Богоявленского кафедрального собора протоиерея Николая Степанюка.
В апреле 2001 года устройство домового храма было завершено, и 6 июня 2001 года Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II было совершено освящение домовой церкви.
Освящение домового храма университета Патриархом Московским и всея Руси Алексием II.
Вновь воссозданный храм св. равноапостольных Константина и Елены, получил свою новую жизнь, и как раньше, стал опорой нравственности и духовности университета, укрепляя сердца всех в него приходящих в вере и благочестии, любви к Родине и своей профессии.
ДОМОВОЙ ХРАМ
Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".
Домовой храм или домовая церковь - храм, расположенный при каком-либо строении, учреждении и предназначенный для соответствующей группы верующих: например, учащихся учебного заведения, пациентов больницы, рабочих завода и т.п. В этом отличие домовой церкви от приходской, которая предназначена для всех верующих, в особенности живущих неподалеку - т.е. в приходе церкви.
В архитектурном отношении домовые церкви отличаются большим разнообразием. Домовой храм может быть либо отдельным зданием (например, церковь во дворе тюрьмы); либо встроенным в мирское, но выделенным какими-либо архитектурными особенностями в общей структуре составной постройки (например главка, венчающая многоэтажный дом); внутреннее помещение никак не выделенное во внешнем виде здания.
Иногда в домовый храм могут попасть все желающие; в других случаях вход для сторонних посетителей закрыт.
Использованные материалы
Страница форума сайта Народный каталог православной архитектуры:
http://sobory.ru/forum3/viewtopic.php?f=16&t=15042
ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru
О проекте | Хронология | Календарь | Клиент
Православная энциклопедия Древо. 2012
Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ДОМОВОЙ ХРАМ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:
- ДОМОВОЙ в Галактической энциклопедии из научно-фантастической литературы:
В представлении суеверных людей - некое сверхестественное существо, обитающее в каждом обжитом доме. Ничего сверхестественного в домовых нет. Это либо … - ХРАМ в Архитектурном словаре:
культовое здание, предназначенное для богослужения и выполнения религиозных обрядов. Архитектура основных типов храмов (святилища, христианские церкви, мусульманские мечети, иудаистские синагоги, … - ХРАМ в Словаре терминов изобразительного искусства:
- культовое здание, предназначенное для богослужения и выполнения религиозных обрядов. Архитектура основных типов храмов (святилища, христианские церкви, мусульманские мечети, иудаистские … - ХРАМ в Словаре церковных терминов:
- ХРАМ в Православных церковных терминах:
здание, предназначенное для совершения в нем литургии и общественной молитвы, особо устроенное - имеющее престол и освященное архиереем. Храм делится … - ХРАМ в Библейском словаре:
— центральное и единственное место поклонения израильского народа своему Богу, дом имени Господа (3Цар.5:5), построенный по завещанию и чертежам Давида … - ХРАМ в Православной энциклопедии Древо:
Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Православный храм По святоотеческому учению, православный храм - Дом Божий, в котором невидимо обитает Господь, окруженный … - ХРАМ
- ДОМОВОЙ в Большом энциклопедическом словаре:
- ХРАМ
культовое сооружение, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов. Типы Х. и история их развития обусловлены, кроме культовых требований, также … - ДОМОВОЙ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
в религиозных верованиях славянских и некоторых др. народов "дух", живущий в доме. Вера в Д. - пережиток первобытных семейно-родовых культов. … - ДОМОВОЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
(фр. Lutin, нем. Kobold, Nachtm?nnchen, англ. Goblin) — божество домашнего очага (см. Домашние боги), заменившее языческого Рода, или Чура. Различные … - ХРАМ в Современном энциклопедическом словаре:
- ХРАМ в Энциклопедическом словарике:
культовое здание для богослужения, выполнения религиозных обрядов. Строительство храмов началось в древности (древневосточные, античные храмы). Основные типы - христианская церковь … - ХРАМ в Энциклопедическом словаре:
, -а, м. 1. Здание для богослужения, церковь. Древнерусские храмы. Буддийский х. 2. перен. Место служения науке, искусству, высоким помыслам … - ДОМОВОЙ в Энциклопедическом словаре:
, -ого,м. В славянской мифологии: сказочное существо, обитающее в доме, злой или добрый дух … - ХРАМ
культовое здание для богослужения, выполнения религ. обрядов. Стр-во X. известно с … - ДОМОВОЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
ДОМОВ́ОЙ, в верованиях славян дух-хранитель … - ДОМОВОЙ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
(фр. Lutin, нем. Kobold, Nachtm an nchen, англ. Goblin) ? божество домашнего очага (см. Домашние боги), заменившее языческого Рода или … - ХРАМ в Словаре Кольера:
(древнеевр. "бет ха-микдаш"), в еврейской истории название двух сменивших друг друга главных святилищ древних евреев. Первый храм, обстоятельно описанный в … - ХРАМ
хра"м, хра"мы, хра"ма, хра"мов, хра"му, хра"мам, хра"м, хра"мы, хра"мом, хра"мами, хра"ме, … - ДОМОВОЙ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
домово"й, домовы"е, домово"го, домовы"х, домово"му, домовы"м, домово"го, домовы"х, домовы"м, домовы"ми, домово"м, … - ДОМОВОЙ в Весёлом этимологическом словаре:
- управляющий … - ХРАМ
-а, м. 1) Здание, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов. Древние храмы. Сельский храм. Брожу ли я вдоль улиц … - ДОМОВОЙ в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
-"ого, м. По суеверным представлениям: сверхъестественное существо, якобы обитающее в каждом доме и охраняющее его. Поместья мирного незримый покровитель, тебя … - ХРАМ в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
Дом … - ДОМОВОЙ в Словаре для разгадывания и составления сканвордов.
- ХРАМ в Словаре синонимов Абрамова:
молельня, моленная, богомольня, мольбище, святилище (церковь, собор, часовня, кирка, костел, синагога, мечеть, капище, требище, кумирня, дацан, бурханище, кереметь, пагода). Божий … - ХРАМ
адитон, айван, амфипростиль, базилика, богомольня, бурханище, вимана, дарохранительница, дацан, диптер, зиккурат, кааба, капище, кереметь, кирка, кирха, кондо, костел, кумирня, мартирий, … - ДОМОВОЙ в словаре Синонимов русского языка:
барабашка, гоблин, домовый, дух, манс, нежить, полтергейст, … - ХРАМ
- ДОМОВОЙ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
м. Добрый или злой дух, живущий - по суеверным представлениям - в … - ДОМОВОЙ в Словаре русского языка Лопатина:
домов`ой, … - ХРАМ
храм, … - ДОМОВОЙ в Полном орфографическом словаре русского языка:
домовой, … - ХРАМ в Орфографическом словаре:
храм, … - ДОМОВОЙ в Орфографическом словаре:
домов`ой, … - ХРАМ
Poet место служения науке, искусству, высоким помыслам Х. науки. храм здание для богослужения, церковь Древнерусские храмы. Буддийский … - ДОМОВОЙ в Словаре русского языка Ожегова:
В славянской мифологии: сказочное существо, обитающее в доме, злой или добрый дух … - ХРАМ в Словаре Даля:
муж. , стар. хоромы, жилой дом, храмина жен. Вшедше в храмину, Матф. | Храм и храм Божий, здание для общественного … - ХРАМ
культовое здание для выполнения религиозных обрядов. Строительство храмов началось в древности (древневосточные, античные храмы). Основные типы храмов - христианская церковь, … - ДОМОВОЙ в Современном толковом словаре, БСЭ:
в верованиях славян и других народов дух, живущий в доме, хранитель дома, иногда наказывающий за нарушение … - ХРАМ
храма, м. (книжн.). 1. Здание для богослужения, церковь (церк.). 2. перен., чего. Место, предназначенное для занятий чем-н. (ритор.). Храм науки. … - ДОМОВОЙ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
домовая, домовое. 1. То же, что домовый (простореч.). 2. в знач. сущ. домовой, домового, м. По народному поверью - сверхъестественное … - ХРАМ
м. 1) Здание для богослужения; церковь. 2) перен. Место, предназначенное для занятий чем-л. и внушающее благоговение. 3) перен. Сфера высоких … - ДОМОВОЙ в Толковом словаре Ефремовой:
домовой м. Добрый или злой дух, живущий - по суеверным представлениям - в … - ХРАМ в Новом словаре русского языка Ефремовой:
м. 1. Здание для богослужения; церковь. 2. перен. Место, предназначенное для занятий чем-либо и внушающее благоговение. 3. перен. Сфера высоких …
ЦЕРКОВЬ ДОМОВАЯ
Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".
Домовые храмы, в отличие от храмов приходских, обычно предназначаются для ограниченного круга лиц (напр., семейного) и располагались не в отдельном строении, а в одном из помещений (комнат) дома.
Устройство домовых церквей для лиц, приобретших право на особенное уважение, и для тех, кто, имея усердие к храму Божию, не может посещать приходскую церковь по своему болезненному состоянию или преклонным летам, разрешается епархиальным архиереем, а в столицах — Св. Синодом. Существование домовой церкви допускалось только до кончины лица, для которого учреждение ее дозволено; после кончины его все принадлежности домовой церкви обращаются в собственность церкви приходской, если не состоится новое разрешение.
Императором Петром I устройство домовых церквей вовсе запрещалось; в 1722 (12 апреля) и 1723 (5 октября) Св. Синодом дозволено было «знатным и престарелым персонам в крайних случаях иметь в своих домовых палатах подвижные антиминсы с потребным к священнодействию убранством, но без особых причтов». В 1762 было вновь разрешено иметь домовые церкви.
ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru
О проекте | Хронология | Календарь | Клиент
Православная энциклопедия Древо. 2012
Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ЦЕРКОВЬ ДОМОВАЯ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:
- ЦЕРКОВЬ в Соннике Миллера, соннике и толкованиях сновидений:
Увидеть во сне церковь вдали - означает разочарование в событиях, столь долго ожидаемых.Войти в церковь, погруженную во мрак - знак … - ЦЕРКОВЬ в Архитектурном словаре:
то же, что Храм … - ЦЕРКОВЬ в Новейшем философском словаре:
(греч. - kyriakon - дом Господний) - специфический тип самодеятельной и самоуправляемой религиозной организации, объединяющей единоверцев и противопоставляющей их иноверцам … - ЦЕРКОВЬ в Словаре терминов изобразительного искусства:
- то же, что храм. (Илл.: Церковь Покрова Богородицы на Нерли. 1165 … - ЦЕРКОВЬ в Кратком религиозном словаре:
1. В общем смысле (и только в русском языке) организация последователей той или иной религии на основе общности вероучения и … - ЦЕРКОВЬ в Кратком церковнославянском словаре:
1) общество людей истинно верующих в Господа Иисуса Христа; 2) здание, посвященное Богу; … - ЦЕРКОВЬ
есть установленное от Бога общество людей, соединенных Православною верою, законом Божиим, священноначалием и таинствами. Из этого понятия о Церкви нужно … - ЦЕРКОВЬ
Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Внимание, эта статья еще не окончена и содержит лишь часть необходимой информации. Церковь есть общество верующих … - ЦЕРКОВЬ в Высказываниях известных людей:
- ЦЕРКОВЬ в Словаре Одно предложение, определения:
- это место, где джентльмены, никогда не бывавшие на небесах, расхваливают их перед людьми, которые никогда туда не попадут. Генри … - ЦЕРКОВЬ в Афоризмах и умных мыслях:
это место, где джентльмены, никогда не бывавшие на небесах, расхваливают их перед людьми, которые никогда туда не попадут. Генри … - ЦЕРКОВЬ в Большом энциклопедическом словаре:
[ от греч. kyriake (oikia) букв. - божий дом],..1) специфическое для христианства понятие мистического сообщества верующих ("верных"), в котором осуществляется … - ЦЕРКОВЬ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
[от греч. kyriake (oikia)- божий дом], 1) особый тип религиозной организации, объединение последователей того или иного религиозного направления на основе … - ЦЕРКОВЬ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
можно рассматривать 1) по этимологическому значению слова, 2) как предмет учения веры, религиозных воззрений и науки, 3) как факт в … - ЦЕРКОВЬ в Современном энциклопедическом словаре:
- ЦЕРКОВЬ в Энциклопедическом словарике:
[от греческого kyriake (oikia), буквально - Господень дом], 1) специфическое для христианства понятие мистического сообщества верующих ("верных"), в котором осуществляется … - ЦЕРКОВЬ в Энциклопедическом словаре:
, -кви, мн. -и, -ей, -ам, ж. 1. Объединение последователей той или иной религии. организация, ведающая религиозной жизнью и соответствующим … - ЦЕРКОВЬ
Ц́ЕРКОВЬ [от греч. kyriak; (oikia), букв.- Господень дом], специфическое для христ-ва понятие мистич. сообщества верующих ("верных"), в к-ром осуществляется единение … - ДОМОВАЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
ДОМ́ОВАЯ МЫШЬ, млекопитающее сем. мышей. Дл. тела 7-11 см, хвоста 4-10 см. Распространена широко, вслед за человеком заселяет новые р-ны … - ЦЕРКОВЬ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
? Ц. можно рассматривать 1) по этимологическому значению слова, 2) как предмет учения веры, религиозных воззрений и науки, 3) как … - ЦЕРКОВЬ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
це"рковь, це"ркви, це"ркви, церкве"й, це"ркви, церква"м, це"рквя"м, це"рковь, це"ркви, це"рковью, церква"ми, церквя"ми, це"ркви, церква"х, … - ЦЕРКОВЬ в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
ц"еркви, мн. ц"еркви, церкв"ей, -"ам и -"ям, -"ами и -"ями, (о) -"ах и -"ях, ж. 1) У христиан: организация, ведающая … - ЦЕРКОВЬ в Словаре синонимов Абрамова:
см. … - ЦЕРКОВЬ в словаре Синонимов русского языка:
автокефалия, англиканство, капелла, кирка, кирха, костел, приход, святилище, собор, храм, церквушка, … - ЦЕРКОВЬ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
ж. 1) Религиозная организация духовенства и верующих, объединенная общностью верований и обрядности. 2) Здание, в котором происходит христианское богослужение; … - ЦЕРКОВЬ в Полном орфографическом словаре русского языка:
церковь, -кви, тв. -ковью, мн. -кви, -квей, -квам и -квям (религиозная организация; храм) и Церковь, -кви, тв. -ковью (Божест-венное учреждение, … - ЦЕРКОВЬ в Орфографическом словаре:
ц`ерковь, -кви, тв. -ковью, мн. -кви, -кв`ей, -кв`ам и -кв`ям (религиозная организация; храм) и ц`ерковь, -кви, тв. -ковью (божественное учреждение, … - ЦЕРКОВЬ в Словаре русского языка Ожегова:
объединение последователей той или иной религии, организация, ведающая религиозной жизнью; религиозная община Православная ц. Католическая ц. церковь православный храм Каменная … - ЦЕРКОВЬ в Словаре Даля:
муж. церква, южн. , зап. , новг. место, здание для христианского богослужения, храм, Божий храм. У нас церковь отличается от … - ДОМОВАЯ в Словаре Даля:
сущ. , жен. стряпуха, хозяйка у печи и стола в крестьянском доме. Домовный, домозний, домашний, относящ., принадлежащий к дому или … - ЦЕРКОВЬ в Современном толковом словаре, БСЭ:
[ от греч. kyriake (oikia), букв. - божий дом],..1) специфическое для христианства понятие мистического сообщества верующих («верных»), в котором осуществляется … - ЦЕРКОВЬ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
(церква обл.), церкви, мн. церкви, церквей, церквам (церквям простореч.), ж. 1. Здание, в к-ром происходит богослужение. Каменная церковь. Деревянная церковь. … - ЦЕРКОВЬ в Толковом словаре Ефремовой:
церковь ж. 1) Религиозная организация духовенства и верующих, объединенная общностью верований и обрядности. 2) Здание, в котором происходит христианское богослужение; … - ЦЕРКОВЬ в Большом современном толковом словаре русского языка:
I ж. Русская Православная Церковь как божественное учреждение. II ж. Христианское сообщество, возглавляемое Иисусом Христом, понимаемое как мистическое объединение всех … - ДОМОВАЯ МЫШЬ в Энциклопедии Биология:
, мелкий грызун подсемейства мышей. Дл. тела 7—10 см, голый хвост почти такой же длины. Окраска меха серая, на брюшке … - МЫШЬ ДОМОВАЯ в Словаре Кольера:
(Mus musculus). Хотя мышами называют многих мелких "мышевидных" грызунов, особенно из семейства мышиных (Muridae), с этим термином в нашем представлении … - МЫШИ в Энциклопедии Биология:
, подсемейство грызунов сем. мышиных. Из 400 видов семейства 300 относятся к этому подсемейству. Дл. тела от 5 см (мышь-малютка) … - СРЕТЕНИЕ в Словаре Обрядов и таинств:
СРЕТЕНЬЕ Анне Ахматовой Когда она в церковь впервые внесла дитя, находились внутри из числа людей, находившихся там постоянно, Святой Симеон … - БЛАГОВЕЩЕНИЕ в Словаре Обрядов и таинств:
ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ(7 апреля/ 25 марта) Темнолицый ангел с дерзкой ветвью Молвит: "Здравствуй! Ты полна красы!". Иона дрожит пред страстной вестью, … - ИЕРУСАЛИМ в Библейской энциклопедии Никифора:
(основание, или жилище мира; - этот всемирно известный город, древнейший и знаменитнейший из городов Обетованной земли, назывался в древности Иевусом … - ЮВЕНАЛИЙ (КИЛИН) в Православной энциклопедии Древо:
Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Ювеналий (Килин) , в схиме Иоанн (1875 - 1958), архиепископ Ижевский и Удмуртский. … - УФИМСКАЯ ЕПАРХИЯ в Православной энциклопедии Древо:
Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Уфимская и Стерлитамакская епархия Русской Православной Церкви. Епархиальное управление: Россия, 450103, Республика Башкирия, … - СМОЛЕНСКИЙ УСПЕНСКИЙ ХРАМ в Православной энциклопедии Древо:
Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Храм в честь Успения Пресвятой Богородицы в селе Смоленском (Переславское благочиние Ярославской епархии) Адрес: … - РОСТОВСКИЙ СПАСО-ИАКОВЛЕВСКИЙ ДИМИТРИЕВ МОНАСТЫРЬ в Православной энциклопедии Древо:
Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Ростовский Спасо- Иаковлевский Димитриев мужской монастырь (Ярославская епархия). Адрес: 152100, Ярославская обл., г. Ростов … - НИКОЛЬСКИЙ ВАСИЛЬЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ в Православной энциклопедии Древо:
Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Никольский Васильевский мужской монастырь (Донецкая епархия). Адрес: Украина, 85720, Донецкая область, Волновахский район, … - МОСКОВСКОЕ ПОДВОРЬЕ САВВИНО-СТОРОЖЕВСКОГО МОНАСТЫРЯ в Православной энциклопедии Древо:
Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Московское подворье Саввино-Сторожевского ставропигиального мужского монастыря с домовой часовней прп. Саввы Сторожевского. Адрес: 103009, Россия …
ДОМОВАЯ ЦЕРКОВЬ
Ректорат Государственного университета по землеустройству, одного из старейших учебных заведений России, которому в мае 1999 года исполнилось 220 лет со дня основания. Восстанавливая исторические и духовные традиции межевых инженеров, Ученый Совет университета принял решение о воссоздании домовой церкви Константиновского межевого института, которая существовала с 1869 г. и в начале 1918 года была уничтожена. Домовая церковь была освящена во имя Святых Равноапостольных царя Константина и матери его Елены, а Святой Константин стал небесным покровителем межевых инженеров. Работы по воссозданию этого памятника истории, русской культуры и архитектуры были проведены в течение 2000 г. с Высочайшего благословения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Настоятеля Богоявленского кафедрального собора Протопресвитера отца Матфея. 6 июня 2001 года в главном здании университета прошло торжественное освящение восстановленной Домовой церкви Государственного университета по землеустройству Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси АЛЕКСИЕМ II
В храме слово Божие читается, молитвы возносятся, Святые Тайны совершаются (свт. Тихон Задонский, 4:395)
Со дня воссоздания Домового храма, он является духовным сердцем Университета и играет большую роль в духовном-нравственном воспитании студентов.
Стали традиционными архиерейские службы на престольный праздник святых равноапостольных Константина и Елены и на другие значимые события в Университете. В 2006 году в связи с 5-летним юбилеем возрождения Домового храма Университета, праздничное богослужение возглавил высокопреосвященнейший Алексий, архиепископ Орехово-Зуевский, викарий Московской епархии. 25 мая 2009 года торжественное богослужение на празднование 230-летней годовщины со дня основания Вуза, по благословению святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла, возглавил преосвященнейший Игнатий, епископ Выборгский и Приозерский, председатель Синодального отдела по делам молодежи, член Высшего Церковного Совета. 3 июня 2011 г. Праздничное богослужение в честь святых равноапостольных Константина и Елены возглавил владыка Меркурий, епископ Зарайский, ныне митрополит Ростовский и Новочеркасский. 5 июня 2012 г торжественное богослужение по случаю престольного праздника храма, святых равноапостольных Константина и Елены, возглавил преосвященнейший Савва, епископ Воскресенский, викарий Московской епархии.
Владыка Савва на праздничном богослужении в Домовом храме Университета.
3 июня 2013 г. в в честь престольного праздника храма Святых равноапостольных Константина и Елены праздничную Литургию возглавил преосвященнейший Феофилакт, епископ Дмитровский, викарий Московской епархии.
Преосвященнейший Феофилакт, епископ Дмитровский в Домовом храме Университета.
Ректор Университета преподносит преосвященнейшему Феофилакту иконы и книги.
235 -я годовщина со дня основания Университета приходится на год 700-летнего юбилея преподобного Сергия Радонежского, славного святого, определившего на века духовную и государственную мощь нашего Отечества. Не случайно, нынешние Рождественские образовательные чтения, посвященные юбилею святого преподобного Сергия, были открыты именно в нашем Университете,19 ноября 2013 г.
Торжественные мероприятия начались с Божественной Литургии в Домовом храме Университета, которую возглавил высокопреосвященнейший Арсений, митрополит Истринский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.
После торжественного богослужения в актовом зале Университета состоялись сами чтения, на которых были заслушаны доклады, посвященные жизни преподобного Сергия, его чудесам и заступничеству за русскую землю в годы лихолетия и нашествия иноплеменников. Возглавил заседание и обратился к собравшимся с приветственным словом высокопреосвященнейший Арсений. Владыка еще раз подчеркнул неоценимую роль Домового храма как в воспитании молодежи, так и в подготовке будущих ученых, любящих и заботящихся о земле, на которой мы живем. Также было сказано о значении чтений для нашего образования и размышления. Наибольшее впечатление Рождественские чтения произвели на молодежь, студентов Университета. В их памяти надолго останется торжественная и радостная атмосфера праздника, интересные исторические доклады.
Высокопреосвященнейший Арсений благословляет молящихся в Домовом храме Университета.
Торжественное заседание в актовом зале Университета в день открытия Рождественских образовательных чтений. честь преподобного Сергия.
Праздник преподобного Сергия Радонежского для нашего храма особо значим, и каждый год в этот день совершается праздничное богослужение.
Интересно, что имя преподобного носил первый директор нашего института Сергей Тимофеевич Аксаков, и носит нынешний ректор Университета Сергей Николаевич Волков. Именно он является инициатором восстановления в стенах Университета Домового храма святых равноапостольных Константина и Елены, который вдохнул новую жизнь в наш Вуз.
В нашем Университете праздник преподобного Сергия еще особенно почитается потому, что ему молятся ему о помощи в учении. И часто студенты ставят свечу с молитвою перед его иконой.
Икона святого преподобного Сергия Радонежского в праздник в честь святого.
Кроме архиереев, студенты и сотрудники видят в храме многих замечательных клириков: это настоятели Богоявленского кафедрального собора протопресвитер о. Матфей Стаднюк и пртоиерей о.Александр Агейкин, о. Николай Степанюк, настоятель храма Иконы Божией Матери Знамение в Переяславской слободе протоиерей о. Феодор Рожик, Архимандрит о. Дионисий Шишигин, благочинный, настоятель храма Святителя Николая в Покровском, протоиерей о. Алексий Ладыгин, настоятель храма Святой Ефросинии Московской, священник о. Константин Корнеев, и протоиерей о. Сергий Точеный, заместитель благочинного, настоятель храма Апостола Иакова Заведеева, протодиакон Новоспасского монастыря о.Геннадий Кузнецов, протодиаконы Богоявленского собора о.Сергий Сапронов и о. Михаил Гречишкин, видный бас протодиакон о. Николай Платонов и многие другие. Заметный вклад для храма внес о. Константин Корнеев, выпускник нашего Вуза, он своими руками обновлял потускневшее золотое убранство храма. Трудно переоценить и вклад настоятеля храма Иконы Божией Матери Знамение в Переяславской слободе протоиерея о. Феодора Рожика, постоянно приносящего в дар храму восковые свечи, лампадное масло, колокола и многое др.
Настоятель Богоявленского собора о.Александр Агейкин
Ключарь Богоявленского собора о. Николай Степанюк.
Священник о. Константин Корнеев на проповеди.
Настоятель Знаменского храма в Переяславской слободе протоиерей Феодор Рожик
В нашем Домовом храме совершаются службы на все основные праздники, читаются акафисты в дни празднования икон Пресвятой Богородицы и святых, все имеют возможность исповедаться, причаститься Святых Христовых Таин, просто зайти в храм и помолиться. Также все значимые события жизни Университета неразрывно связаны с молитвой и службами в Домовом храме. Учебный год по обыкновению начинается с молебна перед началом учебного года.
Храм перед началом молебна.
В такой праздничный день на молебен обычно приходят очень многие студенты, их родители и преподаватели. Служба транслируется и на большой экран вестибюля, чтобы те, кто по причине большого числа молящихся не смогли зайти в храм, имели возможность видеть молебен с экрана и присоединиться к общей молитве. На молебне возносятся молитвы и о всех учащих, и об учащихся, об их благополучии, долгоденствии, и прилежном обучении.
О.Николай благословляет крестом и окропляет святой водой после молебна перед началом учебного года.
Преподаватели во главе с ректором Университета С.Н.Волковым и студенты на молебне перед началом учебного года.
После очень праздничной службы, в преддверии обучения, новых впечатлений и новой студенческой жизни, глаза всех первокурсников, и не только, светятся воодушевлением и радостью. А их родители в очередной раз радуются тому, что прежде всего обучение их детей началось с благословения в храме!
Еще до начала обучения, многие родители абитуриентов и будущих студентов, в первую очередь заходили в храм, восхищались им и возможностью их детей приобщаться к духовности.
"Мы очень хотим, чтобы наши дети поступили к вам в Университет" - первые слова родителей. Все без исключения отмечают наличие храма как важный аргумент в выборе места обучения детей, все родители хотят видеть своих чад под духовным началом храма. Весь учебный год студенты имеют возможность бывать в храме, слушать проповеди и получать благословение наших дорогих батюшек. И весь учебный год храм открыт не только во время службы, но и просто для всех желающих зайти и помолиться, и для кого-то возможно это будет первое знакомство с храмом и первый шаг на пути нравственного возрастания и спасения.
В Домовом храме Университета.
Студенты подходят к кресту после благодарственного молебна по окончании учебного года,и окропляются водой.
Вручение дипломов в актовом зале.
Настоятель Богоявленского кафедрального собора о. Александр Агейкин поздравляет выпускников с вручением диплома. Актовый зал Вуза.
Студенты в Домовом храме Университета.
Студенты на акафисте.
Гости Университета тоже в первую очередь заходят в наш чудесный храм.
27 июня 2013 года Государственный университет по землеустройству посетил Министр сельского хозяйства Российской Федерации Н.В. Федоров.
В торжественной атмосфере Министром сельского хозяйства была вручена путевка первому сводному Всероссийскому студенческому землеустроительному отряду.
Во время знакомства Николая Васильевича Федорова с Университетом, он посетил и наш Домовый храм, с радостью отметил его благолепие и помолился перед иконой святителя Николая.
Министр сельского хозяйства Н В.Федоров в Домовом храме Университета.
3 июня 2013 г. наш домовый храм посетил посол Республики Бенин Анисеет Габриель Кочофа, приехавший в Университет с дружественным визитом.
Посол Республики Бенин Анисеет Габриель Кочофа и его помощник в домовом храме.
Посол и его помощник с удовольствием побывали в храме, поставили свечи к иконе святых равноапостольных Константина и Елены, покровителей нашего Университета, праздник которых совершался в этот день. Также гости послушали об истории храма, о его значимости, о студентах, принимавших участие в восстановлении храма, и о престольном празднике.
В честь праздника им были преподнесены в дар иконы святых равноапостольных Константина и Елены, которые они приняли с радостью и благодарением.
Храм играет огромную роль не только в жизни Вуза в целом, но и в жизни многих сотрудников и студентов. И студенты, и преподаватели, и даже гости Университета с удовольствием принимают участие в его благоукрашении.
Нельзя не отметить наших постоянных благодетелей храма. В праздник святого апостола Андрея Первозванного они все отмечают свой День Ангела.
Благодетели Домового храма Университета А.Л. Ликефет, А.С.Смирнов, А.А.Шимкевич, А.Е.Гуськов.
Студенты также с первых дней восстановления храма принимают участие в его благоукрашении.
15 ноября 2013 г,перед Рождественскими образовательными чтения центрального Викариатства города Москвы, проходившими в нашем Университете, студенты архитектурного факультета помогали восстанавливать роспись в Домовом храме. Желающих поучаствовать в этом прекрасном и интересном деле было очень много, собрались и первокурсники, студенты второго и третьего и даже пятого курсов.
Начало работы. Подборка цвета.
Работалось очень легко, приятно, радостно было что-то сделать для храма, да еще в своем Университете. И с самой работой справились неожиданно быстро. Теперь ребята, когда приходят в храм помолиться или на службу, наверняка чувствуют, что храм стал им еще ближе!
Зюзин Владислав, Лавров Роман.
Кочеткова Полина.
Очень красивая фотография, на которой преподобный Сергий Радонежский как-будто благословляет и студентов, украшающих святой храм.
Заметным событием в жизни студентов архитектурного факультета бывает летняя практика. По желанию, некоторые из ребят проходят ее в монастырях, где используют полученные во время обучения знания для помощи обители.
По установившейся традиции часть студентов архитектурного факультета проходят строительную практику в Свято-Благовещенском монастыре города Киржач Владимирской области. Прежде всего ребята участвовали в строительных и архитектурно-планировочных работах по восстановлению монастырского храма Всех Святых. Кроме того студенты работали над внутренней отделкой иконописной мастерской, а так же выполняли работы по озеленению и благоустройству территории, применив свои знания по ландшафтному дизайну.
Эскиз храма всех Святых
Озеленение территории
Наиглавнейшей же особенностью практики было приобщение ребят к духовной жизни монастыря. Благодаря вниманию насельниц обители для студентов провели экскурсию по монастырю и храму, желающие всегда могли побывать на любой службе. На подворье монастыря был организован костер и беседа с о.Александром.
Беседа с батюшкой у костра
Ребята внимательно слушают о. Александра
Насельницы монастыря. Игуменья Феодора с сестрами
Необыкновенное сочетание полезных для будущих архитекторов работ, прекрасного отдыха, и атмосферы чистоты и нравственности обители произвели особое впечатление на ребят. Многие выразили желание приезжать в монастырь на службы или снова поработать в летние каникулы. Слава Богу, что у студентов нашего Университета есть замечательная возможность оказать посильную помощь в восстановлении монастыря и прикоснуться к истокам духовности. Начало же такому духовно-нравственному воспитанию положил храм нашего Университета.
Летом 2012г. студенты архитектурного факультета нашего Университета прошли практику в деревне Набережная Слобода. Ребята помогали в проектировании реставрационных работ храма Успения Пресвятой Богородицы, построенной в начале 18 века. Двухэтажная одноглавая церковь, выстроенная на средства Шуваловых в духе позднего барокко, в начале 19 века была заброшена, и восстанавливаться начала лишь с 2002г.
Ребята нашего Университета приняли участие в обмерных работах. кроме того выполняли чертежи церкви и рисунки фасадов акварелью.
Евелиович Вера и Вертянкина Настя за работой над чертежами.
Александр Константинович Сикстель и о.Михаил на обмерных работах.
Настоятель храма иерей о. Михаил Геронимус выразил большую благодарность ректору Университета С.Н.Волкову за неоценимую помощь восстанавливаемому храму, оказанную студентами архитектурного факультета Университета, а также ребятам, приехавшим потрудиться для храма.
Со 2 по 16 июля 2013г. несколько студентов 3 курса архитектурного факультета нашего Университета проходили практику в Николо-Сольбинском женском монастыре в Ярославской области.
Наши девочки студентки, Бакулина Екатерина, Конюхова Наталья, и Пономарева Анастасия внесли свою лепту в восстановление обители.
Игумения Еротиида, настоятельница монастыря, с радостью приняла помошниц из нашего Университета,а девочки не только помогли монастырю, но и закрепили свои знания, как будущих архитекторов, и частично применили их на практике.
В июле 2013 г. вновь некоторые из студентов архитектурного факультета прошли практику в Свято-Благовещенском монастыре, где их всегда ждут и с радостью встречают. И как обычно, ребята оказали неоценимую помощь монастырю и его подворью. Были проведены обмеры келейного корпуса, его главного фасада. а также надкладезной часовни, которые потом были сверены со строительными чертежами. На основании этих данных были выполнены чертежи.
Выполнение чертежей по результатам обмеров
Студенты на практике в Свято- Благовещенском Киржачском монастыре.
Итак, каждый год и каждый день, наличие храма в Университете являет бесценное сокровище архиерейских служб и архиерейской проповеди, духовных конференций и добрых дел, восстановления храмов и многое другое, что открывает студентам новый мир и делает их лучше.
Домовых храм Университета.