Все о тюнинге авто

: «Вечные ценности» в лирике поэтов начала XX века. Великая Отечественная война в лирике XX века Вопросы по докладу

  1. Какие строки из стихо-творений вы бы предложили в качестве эпиграфа к теме «Мотивы былого в лирике поэтов XX века»?
  2. К этой теме часто предлагают в ка-честве эпиграфа и названия только что прочитанных стихов: «Тени прошлого», «Старина», «Прапамять», но также и от-дельные строки, которые взяты из прочи-танных стихов: «Минули годы, годы, го-ды…»; «Пропало славы обветшалой вос-поминанье навсегда…».

    Каждый из этих эпиграфов заставит по-иному взглянуть и на саму тему, и на стихи, собранные в учебнике-хрестома-тии. Всегда можно расширить выбор, до-бавляя стихотворения.

  3. Каков масштаб осмысления прошлого поэта-ми серебряного века?
  4. Русские поэты начала XX века — поэты серебряного века — часто с грустью обра-щались к прошлому. При этом они отчет-ливо осознавали связь каждого ушедшего мгновенья с сегодняшним днем. Счет вре-мени идет и на века, и на мгновенья, но всегда ощущается неразрывность этой связи.

  5. Какое из стихотворений серебряного века произвело на вас наиболее сильное впечатле-ние? Выучите наизусть это стихотворение и напи-шите письменный отзыв о нем.
  6. Обычно выбирают стихотворения геро-ического звучания. Так, на первом месте стоит стихотворение М. Цветаевой «Гене-ралам двенадцатого года». Напряженный ритм этого романтического обращения к героям прошлого часто вызывает эмоци-ональный отклик у восьмиклассников. Создавая письменный отзыв о нем, обыч-но отмечают яркость воспроизведения ге-роев прошлого. Материал с сайта

    Письменный отзыв об этом стихотворе-нии обычно включает множество цитат, которые помогают воспринять облик юных генералов, чей век был так короток и так героичен. Звенят их шпоры и голо-са, они «цари на каждом бранном поле и на балу».

    Они — не просто генералы, а «генералы своей судьбы», юноши, способные подчи-нить себе победу и забывающие при этом о смерти. Краток и героичен их век! Даже в небытие они умели переходить весело! Именно об этом пишут в своих отзывах ученики, которые избрали это стихотво-рение.

Доклад 7 класс.

В сложное для России время, в период политического пе­релома, в сложных социально-бытовых условиях русские по­эты обращаются в своих художественных произведениях к подлинным духовным ценностям, пишут о нравственности, морали, милосердии и сострадании.

Например, пейзажное стихотворение И.А. Бунина «Вечер» принадлежит к философской лирике. Лирическое произведе­ние написано в форме сонета. Лирический герой размышляет о счастье:

О счастье мы всегда лишь вспоминаем, А счастье всюду. Может быть, оно Вот этот сад осенний за сараем И чистый воздух, льющийся в окно.

Финальная строка стихотворения по глубине и объемности роднится по смыслу с библейской мудростью: «Царство Бо- жие внутри вас»:

Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне.

Человек только тогда поистине счастлив, когда чувствует свою сопряженность, свое родство со всем живым на земле, со всей Вселенной, со всей природой.

А в стихотворении А.А. Блока «Ночь, улица, фонарь, ап­тека» (1912) лирический герой утратил высшие духовные цен­ности. Стихотворение посвящено «страшному миру». Лириче­ский герой - человек, утративший душу, забывший о любви, сострадании, милосердии. Кольцевая композиция произведе­ния раскрывает его проблематику: бессмысленность и туск­лость существования, невозможность найти выход из создав­шегося положения:

Ночь, улица, фонарь, аптека, Бессмысленный и тусклый свет. Живи еще хоть четверть века - Все будет так. Исхода нет.

Где же человек может обрести духовные ценности? По мнению того же А. Блока, в слиянии с Родиной. Родина для А. Блока понятие многогранное. В цикле «На поле Куликовом» (1919) поэт пишет об историческом прошлом Руси. Еще в 1908 году А. Блок писал К.С. Станиславскому: «В таком виде стоит передо мной моя тема, тема о России... Этой теме я соз­нательно и бесповоротно посвящаю жизнь. Все ярче сознаю, что это - первейший вопрос, самый жизненный, самый реаль­ный... Недаром, может быть, только внешне наивно, внешне бессвязно, произношу я имя: Россия. Ведь здесь - жизнь или смерть, счастье или погибель». Цикл «На поле Куликовом» состоит из пяти стихотворений. В примечании к циклу Блок пи­сал: «Куликовская битва принадлежит... к символическим со­бытиям русской истории. Таким событиям суждено возвраще­ние. Разгадка их еще впереди». Лирический герой цикла ощущает себя современником двух эпох. Первое стихотворение цикла играет роль пролога и вводит тему России:

О Русь моя! Жена моя! До боли Нам ясен долгий путь!..

На необозримых просторах Руси идет «вечный бой», «ле­тит, летит степная кобылица». В третьем стихотворении появ­ляется символический образ Богородицы как воплощение светлого, чистого идеала, который помогает выстоять в годи­ну тяжелых испытаний:

И когда, наутро, тучей черной Двинулась орда,

Был в щите Твой лик нерукотворный Светел навсегда.

Заключительное стихотворение цикла окончательно про­ясняет его общий замысел: поэт обращается к прошлому для того, чтобы найти соответствия настоящему. По мнению Бло­ка, время «возвращения» наступает, грядут решающие собы­тия, которые по своему накалу, размаху не уступают Куликов­ской битве. Цикл завершается строками, написанными классическим четырехстопным ямбом, в которых выражена устремленность лирического героя в будущее:

Не может сердце жить покоем, Недаром тучи собрались.

Доспех тяжел, как перед боем.

Теперь твой час настал. - Молись!

И В.В. Маяковский в стихотворении «Хорошее отношение к лошадям» размышляет о пороках современного общества, недостатках людей. Как и многие произведения поэта, данное стихотворение имеет сюжет: люди, увидев упавшую лошадь, продолжают заниматься своими делами, исчезло сострадание, милосердное отношение к беззащитному существу. И только лирический герой почувствовал «какую-то общую звериную тоску»:

«Лошадь, не надо.

Лошадь, слушайте-

Чего вы думаете, что вы их плоше?...

Знаменитая фраза из поэтического произведения: «...все мы немножко лошади» - стала фразеологизмом. В жизни ка­ждого человека наступает такой период, когда он нуждается в сочувствии, сострадании, поддержке. Стихотворение раскры­вает духовные ценности, учит доброте, милосердию, человеч­ности. Атмосферу трагического одиночества создают различ­ные поэтические приемы. Самый распространенный среди них: прием звукописи (описание предмета передано через его звуковое сопровождение). В данном стихотворении подобран­ное сочетание звуков передает голоса улицы: «сгрудились, смех зазвенел и зазвякал», - стук лошадиных копыт:

Били копыта.

Пели будто: Гриб. Грабь. Гроб. Груб.

Нетрадиционное сочетание слов используется поэтом для передачи изображаемого конфликта: «улица опрокинулась», «смеялся Кузнецкий», «улица скользила». Особая рифмовка поэтического стихотворения также способствует нагнетанию тягостной атмосферы одиночества живого существа - лоша­ди в толпе зевак:

Лошадь на круп

Грохнулась,

За зевакой зевака,

Штаны пришедшие Кузнецким клешить

Сгрудились,

Смех зазвенел и зазвякал:

Лошадь упала!

Упала лошадь! -

В.В. Маяковский использует в стихотворении различные художественно-выразительные средства, которые создают особую атмосферу, делают изображаемую поэтическую кар­тину более яркой, выразительной.

Например, метафора «льдом обута» передает восприятие лошади: скользит улица, а не лошадь. Инверсия «штаны при­шедшие Кузнецким клешить» раскрывает место и время дей­ствия стихотворения: торговые ряды Кузнецкого моста, осо­бенно модным в то время было носить брюки - клеш.

Описываемое писателем происшествие оставляет тягост­ное впечатление у читателя, но финал стихотворения оптими­стичен, так как в образе лирического героя лошадь нашла со­переживающего человека:

Может быть старая -

и не нуждалась в няньке,

может быть, и мысль ей моя казалось пошла,

рванулась,

встала на ноги,

Финал стихотворения символичен: лошадь вспоминает детство - самую беззаботную пору жизни, когда каждый мечтает о счастливом будущем, надеется на лучшую жизнь:

И все ей казалось - Она жеребенок, И стоило жить, И работать стоило.

В поэзии С.А. Есенина лирический герой обретает «веч­ные ценности» тоже в слиянии с природой. Тема природы связана в есенинской поэзии с олицетворением живых су­ществ. Например, в стихотворении «Песнь о собаке» (1915) у матери-собаки отняли «рыжих семерых щенят». Чистый на­турализм («ощенила сука», «причесывая языком», «слизывая пот с боков») соединяется у Есенина с глубоким лиризмом («струился снежок подталый», «долго, долго дрожала воды незамершей гладь», «в синюю высь звонко глядела», «месяц скользил тонкий», «золотыми звездами в снег»). Стихотво­рение сюжетно: человек («хмурый хозяин»), не считаясь с чувствами собаки, утопил ее щенят. Поэтом передано истин­ное горе животного:

А когда чуть плелась обратно, Слизывая пот с боков, Показался ей месяц над хатой Одним из ее щенков.

Последнее четверостишие является оксюмороном, с по­мощью которого описана невозможность существования в од­ном мире жестокого человека и собаки-матери, сознательно лишенной собственных детей:

И глухо, как от подачки, Когда бросят ей камень в смех, Покатились глаза собачьи Золотыми звездами в снег.

Так, поэты начала XX века, как и многие русские люди, заняты поисками «вечных ценностей», которые можно обрес­ти в слиянии с Родиной, природой, самостоятельно вырабаты­вая в себе лучшие душевные качества: милосердие, сострада­ние, доброту.

Вопросы по докладу:

1) Кто из русских поэтов начала XX века обращается к «вечным ценностям»?

2) Что происходит с человеком, по мнению А. Блока, когда он утрачивает нравственные понятия? (Смотри анализ стихо­творения А. Блока «Ночь, улица, фонарь, аптека...»)

3) Как у В. Маяковского раскрывается тема милосердия в стихотворении «Хорошее отношение к лошадям»?

4) О чем стихотворение С.А. Есенина «Песнь о собаке»?

А. А. Ахматова. «Клятва». «Мужество». А. А. Прокофьев. «Москве». К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...». А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста». Ю. В. Друнина. «Зинка». М. А. Дудин. «Здесь грязь, и бред,

и вши в траншеях...». А. А. Сурков. «Бьется в тесной печурке огонь...». М. В. Исаковский. «Огонек». Б. Ш. Окуджава. «До свидания, мальчики». Е. М. Винокуров. «В полях за Вислой сонной...». В. С. Высоцкий. «Штрафные батальоны».

Л. М. Леонов. «Золотая карета».

Тема 8

Мотивы былого в лирике поэтов XX века.

В. Я. Брюсов. «Тени прошлого». 3. Н. Гиппиус. «14 декабря». Н. С. Гумилев.«Старина». «Прапамять». М. А. Кузмин. «Летний сад». М. И. Цветаева. «Домики старой Москвы». «Генералам двенадцатого года». Е. А. Евтушенко. «Когда звонят колокола». В. С. Высоцкий. «Зарыты в нашу память на века...»

Тема 9

Итоги

Время на страницах исторических произведений.

Класс (108часов)

Введение

Литература как искусство слова

Место художественной литературы в общественной жизни и культуре России. Национальные ценности и традиции. Национальная самобытность русской литературы, её гуманизм, гражданский и патриотический пафос.

Тема 1

Древнерусская литература

Богатство жанров литературы Древней Руси. Летописи как источник повествования. «Слово о полку Игореве».

Тема 2

Литература 18 века

Идейно-художественное своеобразие литературы эпохи Просвещения. Классицизм и его особенности. М.В. Ломоносов. «Ода на день восшествия на всероссийский престол ея Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны». «Вечернее размышление о Божьем величестве при случае северного сияния». Г.Р. Державин. Ода «К Фелице», «Властителям и судиям», «Памятник». Д.И. Фонвизин. «Недоросль». Н.М. Карамзин. «Бедная Лиза».

Тема 3

Литература 19 века

Человек в его связи с национальной историей. Взаимодействие культур. Золотой век русской поэзии. В.А. Жуковский, К.Н. Батюшков, А.С. Пушкин, А.В. Кольцов. Романтизм в русской литературе. Жуковский. «Светлана». А.С.Грибоедов. «Горе от ума». А.С. Пушкин. «К Чаадаеву». «К морю». «Храни меня, мой талисман». «Сожжённое письмо». «Поэт». «Осень». «Я памятник воздвиг себе нерукотворный». «Евгений Онегин». М.Ю. Лермонтов. «Ангел». «Ужасная судьба отца и сына». «Поэт». «Нет, я не Байрон, я другой». «Монолог». «Дума». «Нищий». «Герой нашего времени». Н.В. Гоголь. «Мёртвые души». И.С. Тургенев. «Первая любовь». Ф.И. Тютчев. «Как сладко дремлет сад тёмно-зелёный». «День и ночь». «Ещё томлюсь тоской». «Она сидела на полу». А.А. Фет. «Чудная картина». «Я вдаль иду». «Я был опять в саду твоём». «Деревня». Н.А. Некрасов. «Вчерашний день, часу в шестом». Л.Н. Толстой. «Юность». А.П. Чехов. «Человек в футляре».



Тема 4

Русская литература 20 века

Русская литература 20 века: богатство поисков и направлений. Рождение новых жанров и стилей. Тема Родины и её судьбы. И.А. Бунин. «Жизнь Арсеньева». М. Горький. «Мои университеты». А.А. Блок. «Россия». «Девушка пела в церковном хоре». С. Есенин. «Отговорила роща золотая». «Я покинул родимый дом». В.В. Маяковский. «Послушайте!». «Прозаседавшиеся». А.А. Ахматова. «Сероглазый король». «Песня последней встречи». М.А. Булгаков. «Мёртвые души». «Собачье сердце». М.А. Шолохов. «Судьба человека». А.Т. Твардовский. «Василий Тёркин».

Тема 5

Русская литература 60-90-х годов 20 века

Произведения различных направлений писателей конца 20 столетия. Богатство жанров, отразивших ВОВ в художественной литературе. В.П. Астафьев. «Царь-рыба». В.Г. Распутин. «Деньги для Марии». А.В. Вампилов. «Старший сын». А.И. Солженицын. «Матрёнин двор». «Как жаль». В.М. Шукшин. «Ванька Тепляшин».

К этому разделу часто предлагают в ка­честве эпиграфа и названия только что прочитанных стихов: “Тени прошлого”, “Старина”, “Прапамять”, но также и от­дельные строки, которые взяты из прочи­танных стихов: “Минули годы, годы, го­ды…”; “Пропало славы обветшалой вос­поминанье навсегда…”.

Каждый из этих эпиграфов заставит по-иному взглянуть и на саму тему, и на стихи, собранные в учебнике-хрестома­тии. Всегда можно расширить выбор, до­бавляя стихотворения.

Каков масштаб осмысления прошлого поэта­ми серебряного

Русские поэты начала XX века – поэты серебряного века – часто с грустью обра­щались к прошлому. При этом они отчет­ливо осознавали связь каждого ушедшего мгновенья с сегодняшним днем. Счет вре­мени идет и на века, и на мгновенья, но всегда ощущается неразрывность этой связи.

Какое из стихотворений, включенных в раз­дел, произвело на вас наиболее сильное впечатле­ние? Выучите наизусть это стихотворение и напи­шите письменный отзыв о нем.

Обычно выбирают стихотворения геро­ического звучания. Так, на первом месте стоит стихотворение М. Цветаевой “Гене­ралам двенадцатого года”.

Напряженный ритм этого романтического обращения к героям прошлого часто вызывает эмоци­ональный отклик у восьмиклассников. Создавая письменный отзыв о нем, обыч­но отмечают яркость воспроизведения ге­роев прошлого.

Письменный отзыв об этом стихотворе­нии обычно включает множество цитат, которые помогают воспринять облик юных генералов, чей век был так короток и так героичен. Звенят их шпоры и голо­са, они “цари на каждом бранном поле и на балу”.

Они – не просто генералы, а “генералы своей судьбы”, юноши, способные подчи­нить себе победу и забывающие при этом о смерти. Краток и героичен их век! Даже в небытие они умели переходить весело! Именно об этом пишут в своих отзывах ученики, которые избрали это стихотво­рение.


Другие работы по этой теме:

  1. Какие строки из стихотворений вы бы предложили в качестве эпиграфа к Теме “Мотивы былого в лирике поэтов XX века”? К этой теме часто предлагают в...
  2. Во второй половине XX века о женщине и о любви писало множество поэтов-лириков. Прекрасные стихи на эту тему есть у Н. Заболоцкого, Л. Мартынова, Е....
  3. Какого значение за­ключительной строфы из стихотворения “О красоте человече­ских лиц”: Поистине мир и велик и чудесен! Есть лица - подобья ликующих песен. Из этих, как...
  4. Моим стихам, как драгоценным винам, Настанет свой черёд. Это заключительные строки стихотворения “Моим стихам, написанным так рано…”. В них Цветаева использует сравнение и выразительный эпитет...
  5. Некоторые строки стихотворений Есенина прочно впечаты­ваются в память, потому что кратко, в сжатом виде, отражают важные мысли. Из стихотворений, приведённых в учебнике, афористично звучат такие...
  6. “Не с теми я, кто бросил землю \ На растерзание врагам” - первые строки одноимённого стихотворения, написанного в 1922 году. Оно вошло в сборник “Anno...
  7. “Быть знаменитым некрасиво. \ Не это подымает ввысь” - начало одноимённого стихотворения. “Подымает ввысь” - зна­чит делает человека духовно красивым. Соответственно, знаме­нитость не тождественна духовной...
  8. “Дышат грудью запотелой \ Желтогривые овсы” - тут име­ется в виду рабочая, “трудовая” усталость земли, породившей овёс. Автор отождествляет землю с живым существом, которое устаёт...
  9. О свобода, очарование моей жизни, без Тебя работа – это пытка, а жизнь – Долгое умирание. П. Прудон Серебряный век – время великих талантов, великих...

Какие строки из стихотворений вы бы предложили в качестве эпиграфа к Теме "Мотивы былого в лирике поэтов XX века"?

К этой теме часто предлагают в качестве эпиграфа и названия только что прочитанных стихов: "Тени прошлого", "Старина", "Прапамять", но также и отдельные строки, которые взяты из прочитанных стихов: "Минули годы, годы, годы…"; "Пропало славы обветшалой воспоминанье навсегда…".

Каждый из этих эпиграфов заставит по-иному взглянуть и на саму тему, и на стихи, собранные в учебнике-хрестоматии. Всегда можно расширить выбор, добавляя стихотворения.

Каков масштаб осмысления прошлого поэтами серебряного века?

Русские поэты начала XX века - поэты серебряного века - часто с грустью обращались к прошлому. При этом они отчетливо осознавали связь каждого ушедшего мгновенья с сегодняшним днем. Счет времени идет и на века, и на мгновенья, но всегда ощущается неразрывность этой связи.

Какое из стихотворений серебряного века произвело на вас наиболее сильное впечатление? Выучите наизусть это стихотворение и напишите письменный отзыв о нем.

Обычно выбирают стихотворения героического звучания. Так, на первом месте стоит стихотворение М. Цветаевой "Генералам двенадцатого года". Напряженный ритм этого романтического обращения к героям прошлого часто вызывает эмоциональный отклик у восьмиклассников. Создавая письменный отзыв о нем, обычно отмечают яркость воспроизведения героев прошлого.

Письменный отзыв об этом стихотворении обычно включает множество цитат, которые помогают воспринять облик юных генералов, чей век был так короток и так героичен. Звенят их шпоры и голоса, они "цари на каждом бранном поле и на балу".

Они - не просто генералы, а "генералы своей судьбы", юноши, способные подчинить себе победу и забывающие при этом о смерти. Краток и героичен их век! Даже в небытие они умели переходить весело! Именно об этом пишут в своих отзывах ученики, которые избрали это стихотворение.