Все о тюнинге авто

Учет анализ налога на прибыль. Анализ расчетов по налогу на прибыль. Результаты проведения проверочного анализа

Задачи, содержание и информационное обеспечение анализа использования прибыли.

Лекция № 8

1. Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. Учебник. – М.: ООО «ТК Велби», 2002. – 424 с.

2. Панков В.В. Анализ содержания некоторых показателей финансового состояния бизнеса. - Экономический анализ. Теория и практика. 1 (16) – 2004 январь.

3. Панков В.В. Анализ содержания некоторых показателей финансового состояния бизнеса. - Экономический анализ. Теория и практика. 2 (17) – 2004 февраль.

4. Погостинская Н.Н., Погостинский Ю.А. Системный анализ финансовой отчетности. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999. – 96 с.

5. Пястолов С.М. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Учебник. – М.: Мастерстуво, 2001. – 336 с.

6. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. Учебник. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2003.- 400 с.

7. Финансы. Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп./Под ред. В.В. Ковалева. – М.:ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – 512 с.


Перманентный капитал – его составляющими являются III и IV разделы пассива баланса (Капитал и резервы и Долгосрочные обязательства

Тема: Анализ распределения и использования прибыли (2 часа)

Цели и задачи: научить методике проведения факторного анализа чистой прибыли и определить резервы использования чистой прибыли предприятия.

Учебные вопросы :

1. Задачи, содержание и информационное обеспечение анализа использования прибыли.

2. Анализ налогов на прибыль.

3. Анализ формирования чистой прибыли.

4. Анализ распределения и использования чистой прибыли.

5. Анализ дивидендной политики предприятия.

Учебная информация

Балансовая прибыль, формируемая на предприятии распределяется по двум направлениям:

1) одна часть идёт на выплату налогов и сборов → поступает в бюджет государства и используется на нужды общества;

2) вторая часть остаётся в распоряжении предприятия, из которой производятся отчисления в благотворительные фонды, выплату % за кредит, экономических санкций и других расходов, покрываемых за счёт прибыли.

Оставшаяся сумма – чистая прибыль, которая используется на расширение производства, материальное поощрение работников, пополнение оборотного капитала, на выплату дивидендов. Так в чём содержание данного анализа? Содержание в том, чтобы при распределении прибыли была достигнута оптимальность в удовлетворении интересов государства, предприятия и работников. Государство заинтересовано получить как можно больше прибыли в бюджет; руководство предприятия стремится направить большую сумму прибыли на расширение воспроизводство; а работники заинтересованы в повышении оплаты труда. Важно, чтобы соблюдались пропорции между этими тремя направлениями. Если уменьшится доля прибыли на материальное стимулирование труда, то это в свою очередь приведёт к снижению материальной заинтересованности работников и к снижению эффективности производства. Особенно остро данная проблема стоит в условиях инфляции, когда реальная заработная плата падает, определяется индекс реальной оплаты : , если реальная оплата уменьшается или остаётся на одном уровне, или , но не так, как на других предприятиях работники будут требовать увеличения. Поэтому на каждом предприятии должен быть найден оптимальный вариант распределения прибыли и основную роль в этом должен сыграть анализ хозяйственной деятельности.



Задачами анализа являются :

Изучить факторы изменения налогооблагаемой прибыли;

Определить размер ЧП и отчисления в фонды;

Определить выплаченных дивидендов;

Найти оптимальные резервы для устойчивого функционирования предприятия.

Источники информации : для анализа используется Закон о налогах и сборах, инструкции и указания Министерства финансов, Устав предприятия, данные бухгалтерского отчёта «О прибылях и убытках», отчёт о движении капитала, расчётный счёт №81 «Использование прибыли», расчёт налогов на имущество, на прибыль, на доходы.

Данный анализ начинается с изучения их состава и структуры.

В данном случае определяется структура, анализируется изменение по плану и за прошлый период. Далее определяют факторы, влияющие на изменение суммы налогов.

Изменение суммы налога на имущество (Н им) может произойти за счёт увеличения или уменьшения среднегодовой стоимости имущества (И м) и ставки налога на имущество (С н): , таким образом можно установить влияние каждой составляющей на сумму данного налога:

или - за счёт ставки налога;

0 – плановая или базовая величина;

1 – отчётный год.

Налог на доходы : зависит от налогооблагаемых доходов и ставок налогообложения. Чтобы рассчитать влияние данных факторов, на изменение суммы налога, необходимо изменение величины каждого вида или общей суммы налогооблагаемого дохода умножить на плановую ставку налогообложения; а изменение уровня ставки – на фактическую налогооблагаемого дохода. Т.е. как в предыдущей формуле.

Сумма налога на прибыль (Н п) может измениться за счёт величины налогооблагаемой прибыли (П н) и ставки налога на прибыль (С н): ;

1.3) Внереализационные финансовые результаты.

3-ый уровень:

1.1.1. Объём реализации продукции.

1.1.2. Структура продукции.

1.1.3. Средние цены реализации.

1.1.4. Себестоимость продукции.

1.3.1. От ценных бумаг.

1.3.2. От сдачи в аренду основных средств.

1.3.4. От списания долгов.

4-ый уровень:

1.1.5. продукции:

В т.ч. роста цен на ресурсы;

Роста ресурсоёмкости.

Все перечисленные факторы умножаются на их изменение по сравнению с базисным показателем и ставкой налога за отчётный период.

Для проверки правильности составления декларации по налогу на прибыль необходимо воспользоваться отчетом Анализ состояния налогового учета по налогу на прибыль.

Для примера возьмем организацию, занимающуюся выпуском продукции и продажей товаров.

В 3 квартале организация закупила материалы, выпустила продукцию и реализовала ее покупателю.

Купила и продала товар.

А также купила чай и сахар для сотрудников и списала их на прочие расходы, не принимая в налоговом учете.

На примере рассмотрим принцип работы с отчетом.

Работать будем в программе бухгалтерия предприятия редакция 3.0

Для корректной работы отчета необходимо провести закрытие всех месяцев, входящих в период отчета.

После этого можно переходить непосредственно к анализу.

Переходим в меню Отчеты - Анализ учета по налогу на прибыль.


При открытии отчета выводится структура налоговой базы по налогу на прибыль. С ее помощью можно перейти к интересующему разделу учета.

Основным принципом работы с отчетом для выявления ошибок является движение по разделам "от конца к началу".

Сначала проанализируем данные раздела "Налог" .


Если данные всех видов учета по объекту учета согласуются между собой, то выполняется правило: БУ = НУ + ПР + ВР.

Особое внимание следует уделить блокам, обведенным красной рамкой. Это сигнал о возможной ошибке в учете. Для ее выявления в отчете предусмотрена возможность навигации по графической схеме и расшифровки данных.


Перейдем внутрь блока, чтобы посмотреть из чего складываются Расходы. На схеме состава расходов видим, что есть два источника постоянных разниц и блок с возможной ошибкой.


Существуют две основным причины возникновения ошибок при анализе учета по налогу на прибыль, это ошибки в первичных документах и не корректные ручные операции.

Рассмотрим сначала блок, в котором возникают отрицательные временные разницы. Переходим внутрь блока, здесь снова отражена графическая схема, на которой показатели группируются по экономическому содержанию.


Продолжаем переходить в блоки источники потенциальной ошибки, пока не дойдем до отчета по сводным проводкам (оборотам), сформировавшим показатели блока.

Ставим флажок "По документам", нажимаем "Сформировать" и видим первичные документы, сформировавшие показатели блока.


Так же можно воспользоваться кнопкой Еще - Сформировать только ошибки - для просмотра проводок, не прошедших контроль.


В нашем примере контроль не выполняется в регламентной операции, поскольку она была сформирована при закрытии месяца, вернемся к отчету со всеми документами и посмотрим, какие из первичных документов могли стать причиной ошибки.


Предполагаем, что за ошибку ответственна ручная операция. Сразу из отчета двойным щелчком по строке с названием документа переходим в него.


Видим, что при выполнении операции списания материалов на расходы не была указана сумма по кредиту счета 10.01. Вносим исправления и проводим документ.


После этого, необходимо перезакрыть месяц, в документы которого вносились изменения.

Вернуться в раздел Структура налоговой базы и снова зайти в раздел Налог.


Видим, что источник ошибки был определен нами верно.

Однако, в разделе расходов присутствуют постоянные разницы. Необходимо разобраться с причиной их возникновения.

Переходим в блок Расходы и видим, что источником постоянных разниц является блок Прочие расходы по реализации товаров, а так же блок Прочие расходы не учитываемые в НУ.

Сначала проверим прочие расходы по реализации.


Продолжаем движение по блокам источникам, до отчета о проводках.

Переформируем его, чтобы увидеть документы.

Постоянные разницы возникают при закрытии месяца.


И связано это с производством продукции.

Вернемся к структуре налоговой базы и перейдем непосредственно в раздел производство.

Сразу видим, что затраты на производство не были приняты в налоговом учете, из-за этого и возникли постоянные разницы.


Перейдем к отчету по проводкам, чтобы определить первичный документ.


Из отчета переходим к документу и на закладке Материалы, видим, что неверно указана статья затрат.

Вносим исправления. Проводим документ.


Возвращаемся к разделу Расходы, чтобы разобраться с расходами, не учитываемым в НУ. Доходим до отчета и стоим его по документам.


Определяем документ для проверки и переходим в него. Видим, что было выполнено списание Чая и сахара для сотрудников, мы не можем обосновать это списание для налогового учета и не принимаем расходы в НУ. Этот документ оформлен верно, и в исправлениях нет необходимости.



Теперь нужно перезакрыть месяц и проверить результаты расчета налога на прибыль.


Налог на прибыль

Определение 1

Налог на прибыль – это прямой налог, взимаемый с прибыли организации, компании, предприятия, банка, страховой организации и так далее.

Налог на прибыль является одним из весомых налогов в общей доли поступлений в бюджет Российской Федерации. Он составляет значимую часть бюджета не только государства, но и самой организации, являющейся налогоплательщиком налога на прибыль.

Для снижения своего налогового бремени организации необходимо использовать налоговые льготы по налогу, предоставляемые государством. На протяжении последних лет замечено нестабильное поступление налогов, как в Федеральный бюджет, так и в региональный бюджет. Это связано с ухудшением экономической ситуации в стране.

Замечание 1

Налог на прибыль предусмотрен гл. 25 НК РФ (Налоговый кодекс Российской Федерации), вступившей в силу с 1 января 2002 года.

Величина налога на прибыль напрямую зависит от конечного финансового результата деятельности организации. Из этого следует, что для целей исчисления налога на прибыль, объектом налогообложения является прибыль, возникающая в случае, когда доходы превысили расходы.

Ставка налога на прибыль

Базовая ставка по налогу на прибыль установлена в размере 20%, кроме иных случаев, предусмотренных НК РФ.

Ставка 20% разделяется по уровням бюджета:

    3% идет в федеральный бюджет, а 17% зачисляется в бюджет субъектов.

    Такое распределение установлено на период с 2017 до 2020 года. До 2017 года ставка налога в размере 20% распределялась следующим образом:

    2% - поступало в федеральный бюджет, а 18% - в региональный.

    Однако, для отдельных налогоплательщиков устанавливают пониженные ставки по налогу на прибыль, но не ниже 13,5%.

Налог на прибыль организаций наибольшее влияние оказывает на бюджеты субъектов федерации, так как на данный уровень бюджета уходит 18% от общей суммы налога, рассчитанной по ставке 20%. Но учитывая, что с 2017 года этот показатель снизился до 17%, то можно ожидать увеличение поступлений в федеральный бюджет.

Анализ поступлений налога на прибыль в различные уровни бюджета РФ

Возьмем для анализа поступления налога на прибыль 2015 – 2016 годы.

  • Консолидированный бюджет РФ составил в 2015 году - 2 372 842 854 рублей.
  • Федеральный бюджет РФ составил в 2015 году - 47456857,08 рублей. В 2015 году Федеральный бюджет РФ составлял – 2 %.
  • Бюджеты субъектов федерации - 427111713,7 рублей. В 2015 году бюджеты субъектов федерации составляли – 18 %.

    Консолидированный бюджет РФ составил в 2016 году - 2 598 848 206 рублей.

  • Федеральный бюджет РФ составил в 2016 году - 51976964,12 рублей. В 2016 году Федеральный бюджет РФ составлял – 2 %.
  • Бюджеты субъектов федерации - 467792677,1 рублей. В 2016 году бюджеты субъектов федерации составляли – 18 %.

Изменение за период 2015 – 2016 годов составило:

  • Консолидированный бюджет РФ составил – 226005352 рублей.
  • Федеральный бюджет РФ составил в 2015 году - 4520107 рублей.
  • Бюджеты субъектов федерации - 40680963 рублей.

Замечание 2

В процентном соотношение поступление налога на прибыль за 2016 год увеличилось на 9,52 % по сравнению с 2015 годом. Следовательно, государство может в большем объеме осуществлять целевое финансирование различных сфер жизни общества. Однако учитывая сложную экономическую ситуацию в стране государству необходимо разработать стратегию для защиты малых, средних, а также социально значимых предприятий.

Для этого государство создает различные льготы для предприятий, которые нуждаются в поддержке. В настоящее время разработано множество методов, позволяющих достигать разумных объемов налоговых платежей.

Введение 3

1. Значение расчетов предприятия с бюджетом по налогам 5

1.1 Понятие и значение бюджета 5

1.2 Основные источники доходов бюджета 8

1.3 Виды налогов уплаченных предприятием в бюджет 12

1.4 Порядок расчета налога на прибыль и налога на имущество 14

2. Анализ расчетов с бюджетом на примере ООО «Олеся» 17

2.1 Анализ налогооблагаемой прибыли 17

2.2 Анализ расчета налога на прибыль 19

2.3 Анализ налога на имущество предприятия 25

Заключение 31

Список литературы 33

Приложения 34

Введение

Актуальность исследования заключается в том, что у любого предприятия в процессе финансово - хозяйственной деятельности возникают расчетные обязательства по налогам с бюджетом. Предприятия, организации и учреждения независимо от своего финансового состояния обязаны уплачивать налоги в бюджетную систему. От того, как будут аккумулироваться эти средства, точнее, сколько будет этих средств в консолидированном бюджете, во многом зависит достижение основных целей проводимых в стране реформ и смягчение возникающих острых проблем социального характера.

Расчеты с бюджетом осуществляется в рамках взаимоотношений между коммерческой организацией и налоговой системой государства. Налоговая система представляет собой систему налогов, сборов, пошлин и иных платежей, взимание которых происходит в установленном законом порядке. Порядок установления и взимания налогов и сборов регулируется налоговым законодательством Российской Федерации, основным элементом которого является Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ). Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Из этих средств финансируются государственные и социальные программы, содержатся структуры, обеспечивающие существование и функционирование самого государства. Взаимосвязь бюджета и налогов обусловлена фискальным характером налогов. Вопросы уплаты налогов являются одними из важнейших в деловой жизни российских экономических субъектов. Прежде всего, внимание менеджмента организации обращено на контроль за правильностью, полнотой и своевременностью уплаты налогов с целью избежания штрафов, пеней и иных санкций, а затем - на возможности легального снижения налоговых выплат (налоговое планирование).

Целью курсовой работы является анализ расчетов с бюджетом по налогу на прибыль и налогу на имущество.

Задачи курсовой работы:

    раскрыть понятие и значение бюджета;

    охарактеризовать основные источники доходов бюджета;

    рассмотреть виды налогов, уплачиваемых в бюджет;

    исследовать порядок расчета налога на прибыль и налога на имущество;

    провести анализ расчетов с бюджетом на примере предприятия.

Теоретической и методологической базой исследования послужили научные труды ведущих специалистов в области налогообложения, финансов, нормативные акты по изучаемой проблеме, а также данные текущего учета, бухгалтерской и статистической отчетности предприятия.

Объектом исследования является ООО «Олеся». Предметом исследования выступают расчеты организации с бюджетом по налогу на прибыль и налогу на имущество.

1. Значение расчетов предприятия с бюджетом по налогам

1.1 Понятие и значение бюджета

Центральное место в любой финансовой системе занимает бюджетная ее подсистема (бюджетная система). В финансовой теории и практике существуют различные подходы к трактовке понятия «бюджет», что обусловлено многогранностью бюджета как явления.

В приложении к публичным финансам под бюджетом (от англ. budget - сумка, кошелек) традиционно понимается централизованный денежный фонд, формируемый на том или ином уровне для обеспечения функций и задач соответствующих органов власти (государственной, местной). Эта трактовка в наибольшей степени раскрывает содержание бюджета как социально-экономического явления, его роль в общественном производстве. Бюджет в этом смысле - основа функционирования государства в целом, его национально-государственных и административно-территориальных образований; это важнейший источник денежных средств, находящийся в полном и непосредственном распоряжении органов государственной или муниципальной власти. Централизация денежных средств в бюджетах не только позволяет маневрировать финансовыми ресурсами и сосредоточивать их на решении важнейших задач экономического и социального характера, но и обеспечивает проведение государственной экономической и финансовой политики.

С развитием общества существенно меняется и социально-экономическая роль бюджета. В условиях планово-директивной экономики бюджет государства был единственным источником финансового обеспечения всех сторон жизни общества. Рыночная экономика изменила соотношение между централизованными (прежде всего - бюджетными) и децентрализованными денежными фондами в пользу последних. Бюджетные средства все в большей степени сосредоточиваются на решении глобальных, общенациональных задач - структурной перестройке, научно-техническом развитии, обеспечении конкурентоспособности отечественного производителя и т. п. Усиливается социальная направленность бюджета, ориентация его на осуществление программ, связанных с обеспечением защищенности населения от рыночных рисков, инфляционных и кризисных явлений. Все это осуществляется на фоне правовой и организационной поддержки предпринимательства, стимулирования его инициативы, развития децентрализованных фондов денежных средств.

С сущностных позиций как экономическая категория, бюджет рассматривается как система экономических (денежных) отношений между государством, экономическими субъектами и населением по поводу перераспределения части стоимости общественного продукта в процессе образования и использования особого централизованного фонда денежных средств для удовлетворения наиболее важных на данном этапе развития потребностей общества. Такой подход находит развитие в трактовках более прикладного характера. Так, в бюджетном кодексе РФ (ст. 6) с позиции хозяйственной практики бюджет трактуется как форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. В этом случае бюджет интерпретируется со стороны источников его формирования и тех конкретных форм, в которых осуществляется движение (расходование) бюджетных средств, а также со стороны отношений, составляющих суть этих процессов.

Бюджет как главный финансовый план страны закрепляет юридические права и обязанности участников бюджетных отношений, координирует и организует деятельность всех звеньев финансовой системы, всех участников хозяйственных связей. Координация осуществляется через взаимосвязь показателей бюджета с показателями других финансовых планов, инвестиционных программ и т. п. В частности, в финансовых планах предприятий фиксируются размеры обязательных платежей в бюджет и для ряда предприятий - возможные поступления из бюджета; все средства, выделяемые по смете госбюджетным органам, структурам полностью проходят по расходной части соответствующего бюджета. Бюджет - это специфический, универсальный финансовый план, поскольку его показатели охватывают практически все сферы экономического и социального развития страны.

В контексте этих подходов в хозяйственной практике бюджет рассматривается и используется государством как важнейший инструмент финансового регулирования.

Бюджетное регулирование - процесс распределения доходов и перераспределения средств между бюджетами разных уровней в целях выравнивания доходной базы местных бюджетов, осуществляемый с учетом государственных минимальных социальных стандартов. Основой бюджетного регулирования является закрепленное законом распределение источников доходов между бюджетами разного уровня. В составе бюджетов могут создаваться целевые и резервные бюджетные фонды, средства которых в целях осуществления социальных, экономических и других программ, покрытия дефицита, ликвидации последствий стихийных бедствий могут передаваться безвозмездно в бюджеты нижестоящих уровней. Регулирующее воздействие на субфедеральный уровень и товаропроизводителей государство оказывает также через систему налогообложения, государственные кредиты и инвестиции, процентные ставки и т. п.

Бюджетное регулирование - одна из важнейших хозяйственных функций государства. Цель его - поддержание стабильности экономики, обеспечение ее сбалансированности, структурных сдвигов, решение глобальных задач функционирования и развития общества. Бюджетное регулирование достаточно развито в различных экономических системах. Хотя, следует сказать, что в условиях рыночной экономики степень государственного вмешательства в движение финансовых ресурсов регионов и предприятий гораздо меньше, чем в экономике не рыночного типа и носит, как правило, косвенный характер.

Таким образом, бюджет - это объективно обусловленное звено финансовой системы, особый сегмент денежных отношений, связанный с формированием, распределением и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного для обеспечения функций и задач государства и его территориальных подсистем; это главный финансовый план страны, важнейший инструмент государственного регулирования.

1.2 Основные источники доходов бюджета

Под доходами бюджета понимаются денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации, ее субъектов и органов местного самоуправления.

В рамках бюджетной классификации доходы группируются по источникам и способам их получения.

Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых поступлений, а также безвозмездных перечислений. В доходы бюджета текущего года зачисляется остаток средств на конец предыдущего года.

К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством федеральные, региональные налоги и сборы субъектов РФ и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы. В доходах соответствующего бюджета полностью учитывается также размер предоставленных налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджет.

Следующий вид доходов бюджетов - неналоговые доходы, к которым относятся:

    доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

    доходы от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

    доходы от платных услуг, оказываемых соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а
    также бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления;

    средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том
    числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации,
    ее субъектам и муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученных от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

    иные неналоговые доходы.

В ряду неналоговых доходов бюджетов особое место занимают доходы, связанные с обращением бюджетных средств в различных сегментах финансового рынка:

    средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных
    средств на счетах в кредитных организациях;

    средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в
    государственной или муниципальной собственности, под залог или в
    Доверительное управление;

    средства от возврата государственных кредитов, бюджетных
    кредитов и ссуд, в том числе средства, получаемые от продажи имущества и другого обеспечения, переданного получателями бюджетных кредитов и ссуд, и государственных или муниципальных гарантий соответствующим органам исполнительной власти в качестве обеспечения обязательств;

    плата за пользование бюджетными средствами, предоставленными другим бюджетам, иностранным государствам или юридическим лицам на возвратной и платной основах;

    доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных
    (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или
    дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, ее
    субъектам или муниципальным образованиям;

1.3 Виды налогов уплаченных предприятием в бюджет

Согласно п. 1 ст. 8 Налогового кодекса Российской Федерации под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

В Российской Федерации систему налогов необходимо характеризовать как совокупность федеральных, региональных и местных налогов.

В структуру налогов РФ в соответствии со ст. 12 НК РФ входят:

    федеральные налоги и сборы (ст. 13 НК РФ);

    региональные налоги и сборы (ст. 14 НК РФ);

    местные налоги и сборы (ст. 15 НК РФ),

Федеральные налоги и сборы устанавливаются НК РФ и являются обязательными к уплате на всей территории России, т.е. их состав, объект налогообложения, порядок формирования налоговой базы, размер налоговых ставок, порядок исчисления и уплаты определяются на федеральном уровне и только согласно НК РФ.

К федеральным налогам и сборам относятся:

Налог на добавленную стоимость (гл. 21 НК РФ);

Акцизы (гл. 22 НК РФ);

Налог на доходы физических лиц (гл. 23 НК РФ);

Единый социальный налог (гл. 24 НК РФ);

Налог на прибыль организаций (гл. 25 НК РФ);

Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов (гл. 25.1 НК РФ);

Водный налог (гл. 25.2 НК РФ);

Налог на добычу полезных ископаемых (гл. 26 НК РФ);

Государственная пошлина (гл. 25.3 НК РФ).

Региональные налоги и сборы устанавливаются НК РФ, вводятся в действие законами субъектов Российской Федерации и обязательны к уплате на территории этих субъектов. Законодательные органы определяют налоговые ставки в соответствии с НК РФ; порядок и сроки уплаты налога; формы отчетности. Кроме того, региональный законодатель правомочен также вводить налоговые льготы и основания их предоставления налогоплательщику. Иные элементы налогообложения устанавливаются федеральными законами.

Региональные налоги и сборы включают:

Транспортный налог (гл. 28 НК РФ);

Налог на игорный бизнес (гл. 29 НК РФ);

Налог на имущество организаций (гл. 30 НК РФ).

Специальные налоговые режимы устанавливают и применяют в случаях и порядке, которые предусмотрены НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах. Они предполагают особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов.

Специальными налоговыми режимами являются:

Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) (гл. 26.1 НК РФ);

Упрощенная система налогообложения (гл. 26.2 НК РФ);

Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (гл. 26.3 НК РФ);

Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции (гл. 26.4 НК РФ).

Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ, вводимые в действие нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

Местные налоги включают:

Налог на имущество физических лиц;

Земельный налог (гл. 31 НК РФ).

1.4 Порядок расчета налога на прибыль и налога на имущество

Налог на прибыль - один из самых значимых налогов. Ведь база, с которой он уплачивается, является, пожалуй, самой большой. Если неправильно рассчитать налог, то предприятие может переплатить в бюджет существенные суммы либо занизить платеж, за что налоговая инспекция наложит штраф.

Объектом обложения по налогу на прибыль является прибыль, полученная налогоплательщиком (П):

Д - доходы организации, руб.;

Р - расходы организации, руб.

Налоговым периодом по налогу на прибыль является год; отчетным периодом может быть или квартал, или месяц.

Расчет налога на прибыль производится нарастающим итогом с начала налогового периода (года) до окончания отчетного периода (квартала, месяца)

Н пр = П * Спр / 100 – Нпр-1

где П - налоговая база (прибыль) по налогу на прибыль

Спр - ставка налога на прибыль,

Нпр-1 - налог на прибыль, начисленный в предыдущий отчетный период, руб.;

Ставка налога на прибыль установлена в размере 24%.

Налоговая база (прибыль) для исчисления налога на прибыль (П) определяется следующим образом:

П = Д - Р = Др – Рр + Двн - Рвн

где Д р - доходы от реализации товаров

Д вн - внереализационные доходы,

Рр - расходы, связанные с реализацией

Рвн - внереализационные расходы.

2. Анализ расчетов с бюджетом на примере ООО «Олеся»

2.1 Анализ налогооблагаемой прибыли

ООО «Олеся» производит собственную продукцию и торгует оптом покупными товарами. Обособленных подразделений у организации нет. Организация уплачивает ежеквартальные и ежемесячные авансовые платежи по налогу на прибыль.

Сумма авансового платежа по налогу на прибыль, причитающаяся к уплате в бюджет за 9 месяцев 2006 г., исчислена в сумме 720 800 руб. Авансовые платежи на IV квартал начислены в сумме 230 900 руб. Таким образом, сумма авансовых платежей, начисленных в 2006 г., - 951 700 руб. (720 800 руб. + 230 900 руб.).

Доходы, полученные организацией за 2006 г., представлены в табл.1.

Таблица 1

Доходы ООО «Олеся» за 2006 год

Расходы организации, на которые можно уменьшить доходы, представлены в табл.2.

Таблица 2

Расходы ООО «Олеся» за 2006 год

В сентябре 2006 г. ООО «Олеся» реализовало автомобиль. От сделки получен убыток в сумме 60 200 руб. Уменьшить налоговую базу по налогу на прибыль за 2006 г. организация может на сумму 22 575 руб.

Поскольку убыток от реализации амортизируемого имущества учитывается в целях налогообложения в порядке, изложенном в п. 3 ст. 268 НК РФ, бухгалтер должен заполнить декларацию по налогу на прибыль в следующей последовательности - Приложения № 3, 1 и 2 к листу 02, лист 02, подраздел 1.1 разд. 1, титульный лист. Порядок заполнения декларации представлен в следующем пункте работы.

Расчет налогооблагаемой прибыль представлен в п.2.3 данной работы.

2.2 Анализ расчета налога на прибыль

Данные о расчетах с бюджетом по налогу на прибыль представлены в табл.3.

Таблица 3

Динамика налоговых платежей по налогу на прибыль ООО «Олеся» за 2005-2006гг.

Данные таблицы 3 показывают, что за два года произошло увеличение общей суммы уплачиваемых налогов на 173,9 тыс. руб. Налоговые платежи по налогу на прибыль при этом выросли на 318,6 тыс.руб. Рост налога связан с увеличением налогооблагаемой базы. Доля налога на прибыль в общей сумме налогов предприятия составляет 61,3% в 2005г. и 69,4% в 2006г.

Рассмотрим пример расчета налога на прибыль и заполнение декларации по налогу на прибыль за 2006г .

Приложение № 3 к листу 02

По строке 010 отражается количество сделок по реализации амортизируемого имущества в налоговом периоде - 1, по строке 020 из этого количества указывается число операций, совершенных с убытком, - 1.

После Приложения № 3 заполняется Приложение № 1 к листу 02.

Приложение № 1 к листу 02

По строке 011 указывается выручка от реализации товаров собственного производства - 18 158 000 руб., а по строке 012 - выручка от реализации покупных товаров - 8 435 000 руб.

По строке 100 указывается сумма внереализационных доходов, полученная в 2006 г.:

17 000 руб. + 72 000 руб. = 89 000 руб.

После Приложения № 1 заполняется Приложение № 2 к листу 02.

Приложение № 2 к листу 02

Первой в Приложении № 2 заполняется строка 010. Чтобы ее заполнить, нужно рассчитать сумму прямых расходов, относящихся к реализованной продукции собственного производства.

Сумма прямых расходов, связанных с производством и реализацией товаров собственного производства, равна:

По строке 040 отражаются все косвенные расходы, понесенные организацией в налоговом периоде и связанные с производством и реализацией продукции собственного производства и по торговым операциям. В этой строке не учитываются расходы, признаваемые в целях налогообложения в особом порядке. В нашем примере в показатель этой строки не включается остаточная стоимость реализованного автомобиля. Показатель строки 040 равен:

По строкам 042 - 070 ставятся прочерки, поскольку расходов, отражаемых по этим строкам, у организации не было.

По строке 080 указывается остаточная стоимость реализованного автомобиля. В эту строку переносится показатель строки 280 Приложения № 3 - 250 600 руб.

По строке 100 указывается сумма убытка от реализации автомобиля, учитываемая в целях налогообложения в 2006 г., - 22 575 руб.

По строке 110 отражается общая сумма расходов, учитываемых в целях налогообложения. Эта строка равна:

…………….

По строке 400 справочно указывается сумма амортизации, начисленной за налоговый период:

385 000 руб. + 101 300 руб. = 486 300 руб.

Все необходимые Приложения заполнены. Теперь заполняется лист 02.

Лист 02

В строки 010 - 050 переносятся показатели из соответствующих приложений:

в строку 010 - показатель строки 040 Приложения № 1 - 26 783 400 руб.;

в строку 020 - показатель строки 100 Приложения № 1 - 89 000 руб.;

в строку 030 - показатель строки 110 Приложения № 2 - 19 322 775 руб.;

в строку 040 - показатель строки 200 Приложения № 2 – 49 036 руб.;

в строку 050 - показатель строки 290 Приложения № 3 - 60 200 руб.

Теперь можно определить, какую сумму прибыли получила организация за налоговый период. Она определяется следующим образом:

Сумма налога на прибыль по организации составляет:

7 578 525 руб. х 24% = 1 818 846 руб.

Этот показатель отражается по строке 180.

В бюджет субъекта Российской Федерации - 1 326 242 руб. (7 578 525 руб. х 17,5%). Эта сумма указывается по строке 200.

………………

Организация не получала доходы и не уплачивала налог на прибыль за пределами Российской Федерации, поэтому по строкам 240 - 260 ставятся прочерки.

Теперь можно перейти к заполнению разд. 1.

По строке 190 указывается сумма налога за налоговый период. Для этого налоговую базу (строка 160) умножаем на налоговую ставку (строка 180) и делим на 100. Сумма налога на имущество у ООО «Олеся» за 2006 г. равна:

Заключение

Подводя итоги курсовой работы, можно сделать следующие выводы:

Бюджет - это объективно обусловленное звено финансовой системы, особый сегмент денежных отношений, связанный с формированием, распределением и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного для обеспечения функций и задач государства и его территориальных подсистем; это главный финансовый план страны, важнейший инструмент государственного регулирования.

Под доходами бюджета понимаются денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации, ее субъектов и органов местного самоуправления. Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых поступлений, а также безвозмездных перечислений.

Налог на прибыль - один из самых значимых налогов. Ведь база, с которой он уплачивается, является, пожалуй, самой большой. Если неправильно рассчитать налог, то предприятие может переплатить в бюджет существенные суммы либо занизить платеж, за что налоговая инспекция наложит штраф. Объектом обложения по налогу на прибыль является прибыль, полученная налогоплательщиком. Налоговым периодом по налогу на прибыль является год; отчетным периодом может быть или квартал, или месяц. Расчет налога на прибыль производится нарастающим итогом с начала налогового периода (года) до окончания отчетного периода (квартала, месяца). Ставка налога на прибыль установлена в размере 24%.

Налог на имущество – форма обложения налогом стоимости имущества, находящегося в собственности налогоплательщика юридического лица. Налоговая база по налогу на имущество определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. Сумма налога исчисляется по итогам налогового периода как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы, определенной за налоговый период. Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2,2 процента.

Практическое исследование расчетов с бюджетом по налогу на прибыль и налогу на имущество было проведено на примере ООО «Олеся». Анализ проведен за 2005-2006гг. Исследование показало, что за два года произошло увеличение общей суммы уплачиваемых налогов на 173,9 тыс. руб. Налоговые платежи по налогу на прибыль при этом выросли на 318,6 тыс.руб. Рост налога связан с увеличением налогооблагаемой базы. Доля налога на прибыль в общей сумме налогов предприятия составляет 61,3% в 2005г. и 69,4% в 2006г. Налоговые платежи по налогу на имущество выросли на 7 тыс.руб. Рост налога связан с увеличением остаточной стоимости основных средств. Доля налога на имущество в общей сумме налогов незначительна и составляет 1,7% в 2005г. и 1,9% в 2006г.

Также в работе показаны примеры расчета налога на прибыль и налога на имущество, а также порядок заполнения налоговой декларации по налогам.

Список литературы

    Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая. Часть вторая. – М.: Омега-Л, 2007. – 704с.

    Бюджетная система Российской Федерации / Под ред. Романовского М. В., Врублевской О. В. - М.: Юрайт, 2004. – 547с.

    Бюджетная система России / Под ред. Поляка Г. Б. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2004. – 610с.

    Волошин Д.А. Все новое о налоге на прибыль. – М.: Главбух, 2006. – 200с.

    Дмитриева Н.Г., Дмитриев Д.Б. Налоги и налогообложение. – Ростов – н/д: Феникс, 2006. – 325 с.

    Иванов М. Налог на имущество: правила упрощаются //Учет. Налоги. Право – Урал. – 2006. - № 16.

    Карагод В.С., Худолеев В.В. Налоги и налогообложение: Учебное пособие. – М.: Форум: ИНФРА – М, 2006. – 365 с.

    Миляков Н.В. Налоги и налогообложение: Учебник. – М.: ИНФРА – М, 2006. – 432 с.

    Налоги: Учеб. пособие. Под. ред. Д.Г. Черника. – 4-е издание, перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 251 с.

    Финансовое право: Учебник/ Е.Ю. Грачева, Э.Д. Соколова/ М.- 2006 г. – 345с.

    Финансы: Учебное пособие / Под ред. А.М. Ковалевой. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 384 с.

    Финансы / Под ред. В.В. Ковалева. – М.: ТК Велби, Проспект. , 2006. – 634с.

    http://www.nalog.ru – сайт Федеральной Налоговой Службы РФ

Налог на прибыль - источник финансовых ресурсов для развития предприятия и источник увеличения его рыночной стоимости и источник формирования доходной части федеральных и местных бюджетов.

Рассмотрим в таблице 5 динамику платежей по налогу на прибыль ИФНС №43 по г. Москве

Таблица 5

Динамика платежей по налогу на прибыль ИФНС №43 по г. Москве

Как видим из таблицы, налог на прибыль, полученный ИФНС №43 по г. Москве, растет, это говорит об эффективной работе инспекции.

В 2012 году налог на прибыль составил 354,38 млн. руб., что по сравнению с 2010 годом больше на 208,2 млн. руб. или на 242,44%.

Рассмотрим на рис.1 динамику налога на прибыль графически.

Рис. 1

Бесспорно, что существует динамика увеличения налоговых платежей в бюджеты, что может быть связано с ростом налоговой базы по налогу и всевозможных проверках бухгалтерской документации.

Чаще всего могут быть нарушения в ходе выездных проверок ИФНС № 43 по г. Москве по контролю налога на прибыль:

Непредставление налоговой декларации в определенные законом сроки;

Не введение в налоговую базу по НДС всех доходов от реализации товаров (услуг) (п.2 ст.153 НК РФ);

Отражение в счетах-фактурах ложных сведений (п.5 ст.169 НК РФ);

Снижение ЕСН, зачисляемого в федеральный бюджет, за счет неуплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (п.3 ст.243 НК РФ);

Невыполнение обязанности налогового агента по всесторонности перечисления налога (п.6 ст.226 НК РФ).

Налоговые санкции за нарушения налогового законодательства используются в соответствии с проводимыми проверками налоговыми органами документов налогоплательщиков, объеденных с исчислением и уплатой налогов, исследований (на основании установленных правил) любых производственных, торговых, складских и прочих помещений налогоплательщиков, связанных с получением прибыли (дохода).

При проверке верности расчета организациями налога на прибыль налоговые инспекторы следуют Временным указаниям «О порядке проведения документальных проверок юридических лиц, независимо от видов работы и формы собственности (в том числе организации особого режима работы), по соблюдению налогового законодательства, точности исчисления, полной своевременной уплаты в бюджет налога на прибыль, назначающими порядок проверки, применение документов, верность расчета частей налогооблагаемой базы».

На основании НК РФ могут быть применены определенные санкции к налогоплательщику за ошибки в исчислении налога на прибыль:

Запоздалое представление расчета по налогу на прибыль сроком до 180 дней. На основании ч. 1 ст. 119 НК РФ предусмотрено взыскание штрафа в размере 5% суммы налога, подлежащего уплате на базе декларации, за каждый полный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 25% данной суммы;

Грубое нарушение организацией правил учета доходов и расходов и объектов налоговой системы. Если эти действия произведены в течение одного налогового периода, то размер штрафа составит 5 тыс. руб. Если эти действия произведены в течение более одного периода, то размер штрафа составит 15 тыс. руб.;

Нарушение правил составления расчета по налогу на прибыль, проявившееся в неуместном отображении в нем доходов и расходов. Взыскание штрафа - 3 тыс. руб.;

Нарушение правил составления расчета по налогу на прибыль, т.е. неотражение или неполное отражение, т.е. ошибки, способствующие к снижению размера налога. Взыскание штрафа - 5 тыс. руб.;

Неуплата или неполная уплата суммы налога на прибыль в результате занижения налоговой базы или неточного расчета размера налога по итогам налогового периода, обнаруженные при выездной проверке. Взыскание штрафа в размере 20% неуплаченного размера налога; те же действия, свершенные умышленно, повлекут взимание штрафа в размере 20% неуплаченной суммы налога;

Невыполнение налоговыми агентами, возложенными на них законодательством о налогах и сборах обязанностей по удержанию с налогоплательщиков и перечислению в бюджет налога на прибыль. Взыскание штрафа в размере 20% суммы, подлежащей удержанию и перечислению;

Непредставление налоговой инспекции документов, необходимых для проверок правильности исчислений налога на прибыль, либо представление документов с заведомо ложными сведениями. Взыскание штрафа в размере 5 тыс. руб.;

Отказ от представления документов по запросу налогового органа, достаточных для выяснения верности исчисления налога на прибыль, или же непредставление их в установленный срок. Взыскание штрафа в объеме 5 тыс. руб.

Первопричины, по которым допускаются отмеченные нарушения, могут быть разными. Как правило, это запутанность налогового законодательства, малоопытность бухгалтеров фирм, арифметическая оплошность или же предумышленное несоблюдение.

Технические причины ухода от налогообложения заключаются в несовершенстве формы и методов контроля. Налоговая инспекция не в состоянии проверять все хозяйственные операции и контролировать точность всех бухгалтерских документов. Финансовые взыскания за данные нарушения используются идентичные.

Выявленная налогоплательщиком и внесенная в бюджет сумма налога обязательно засчитывается при составлении расчета по налогу от фактической прибыли следующего отчетного периода (нарастающим итогом с начала года). В случае, когда налогоплательщик обнаруживает занижение прибыли за предыдущие годы или истекшие периоды отчетного года, то он обязан представить в налоговую инспекцию информацию о размере заниженной прибыли, уточненный расчет налога на прибыль за предыдущие годы или истекшие периоды отчетного года, не ожидая срока представления расчета за отчетный период.

К уголовной ответственности привлекают должностных лиц налогоплательщиков, виновных в сокрытии прибыли (дохода) в крупных или особо крупных размерах, а также в уклонении от явки в органы ФНС России для дачи объяснений или отказ от дачи объяснений источников прибыли (доходов) и реальном их объеме, а равно за непредставление документации и иной информации о работе предприятий по требованию органов МНС России.

Налогоплательщики при несогласии с решением налоговой инспекции имеют право обращаться в Арбитражный суд Российской Федерации. Этот способ урегулирования конфликта с налоговой инспекцией сравнительно часто используется в нынешней практической работе, и можно отметить, что достаточно удачно в обоих направлениях.

Часто несовершенство в законодательстве и низкая компетенция налоговой инспекции является мотивом для обращения в суды, где принимаются решения необходимые для урегулировани.