Все о тюнинге авто

Н а некрасов план конспект. Конспект урока по литературе «Н.А. Некрасов. Отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос. II. Объяснение нового материала

"Я лиру посвятил народу своему..."

Цели урока: - обобщить и систематизировать изученное по творчеству Н.А. Некрасова, способствовать обогащению литературного и эстетического кругозора учащихся; - развивать оперативность, мобильность мышления учащихся, - воспитывать стремление к победе, умение работать в коллективе.
Тип урока: урок закрепления и совершенствования знаний.
Межпредметные связи : Русский язык «Лексическое значение слова», История «Россия второй половины XIX века». Методическое обеспечение : карточки-задания, таблица, иллюстрации учащихся к произведениям Некрасова .

Ход урока

I.Организационный момент:
- проверка наличия учащихся, - объявление темы, цели, хода урока, критерия оценки работы групп.

1. Вступительное слово учителя.

Сегодня заключительный урок по творчеству Н.А. Некрасова – поэта-демократа, который всей своей жизнью и музой служил русскому народу, был “отечества достойный сын”. О значении его поэзии для жизни писал ярославский поэт И. Смирнов: И через век он с нами –
Каждым словом,
Необходимый сердцу и уму.
Он и сейчас для нас
Правофланговый
В служении народу своему.
Урок мы проведем в форме КВН. Вперед, веселые и находчивые! Жюри будет оценивать ваши ответы, а также учитывать активность всей группы, дисциплину и использование тетрадей и учебников.

2. Представление команд.

Первая команда – “Русские женщины” , вторая – “Сеятели”, третья – «Граждане».

Девиз 1 команды: Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц…
Девиз 2 команды: Сейте разумное, доброе, вечное,
Сейте! Спасибо вам скажетсердечное
Русский народ…
Девиз 3 команды: Поэтом можешь ты не быть, Но гражданином быть обязан!

3. 1-й конкурс: Разминка.

- Где и когда родился Некрасов? - Как звали отца и мать Некрасова? Кем они были по происхождению? - Я рос, как многие, в глуши,
У берегов большой реки…
Где прошло детство поэта? Из какого произведения эти строки? (Село Грешнёво, где прошло детство поэта , находилось на берегу Волги. Стихотворение “На Волге”). - Какое образование получил поэт? - Кому посвятил свои первые стихотворные опыты Некрасов? - Как назывался первый сборник стихов Некрасова? - “Да знаете ли вы, что вы поэт – и поэт истинный?” Кто и по поводу какого стихотворения сказал эти слова Некрасову? (В. Г. Белинский после чтения стихотворения Некрасова “В дороге”).
- Какая известная картина напоминает стихотворение Некрасова «На Волге», написанное по воспоминаниям детства? - Кто был критиком первых стихов и учителем Некрасова? - Издателем какого журнала стал поэт в 1847 году? - Кто был основателем первым издателем этого журнала? - Кому посвятил Некрасов свою поэму «Коробейники»? - В каких крупных произведениях Некрасов рассказывает о декабристах? - О ком Некрасов писал: «Во мне спасла живую душу ты»? - Героиня какого стихотворения поэта вышла замуж за неграмотного мужика по приказу барина, хотя сама была образованной? - Героиня какого произведения не отказалась от поездки к мужу, хотя ей угрожали «острожным жёстким сухарём, и жизнью взаперти, позором, ужасом, трудом этапного пути»? - Назовите адресатов любовной лирики Некрасова. (А. Я. Панаева и З. Н. Некрасова (Фекла Анисимовна Викторова).
- Как звали героинь поэмы “Русские женщины”? (Е.И. Трубецкая и М. Н. Волконская)
- Учитель! Перед именем твоим

Позволь смиренно преклонить колени…
Из какого произведения эти строки? Кому из своих друзей посвятил поэт это стихотворение? (Эти строки из поэмы “Медвежья охота” посвящены В. Г. Белинскому).

2. Конкурс чтецов и конкурс художников.

Каждая команда получила равноценное домашнее задание: на большом листе бумаги нарисовать иллюстрацию к стихотворению Некрасова. “Художники” защищают свои рисунки, оживляя сообщения выразительным чтением отрывков к иллюстрациям.

(По одному чтецу из каждой команды).

3. Конкурс капитанов. Работа с таблицей: Соединить стрелками части предложения из двух колонок.

4. Конкурс знатоков биографии поэта.
5. Конкурс «Я лиру посвятил…». По отрывкам определите, из какого они произведения. На каждый ответ 30 секунд. А) Не мудрено, что ты вянешь до времени, Всевыносящего русского племени Многострадальная мать! «В полном разгаре страда деревенская...»
6 конкурс «Кто это?» Угадайте героя произведения и среди вещей на столе выберите принадлежащие названному герою:
- Грудь впалая; как вдавленный Живот; у глаз, у рта Излучины, как трещины На высохшей земле.
- С большущей сивой гривою, Чай, двадцать лет нестриженной, С большущей бородой, Дед на медведя смахивал.
-К нему подходишь к первому, А он и посоветует, И справку наведёт, Где хватит силы – выручит, Не спросит благодарности, И дашь, так не возьмёт.
- Лицо худое, бледное И волос тонкий, вьющийся, С оттенком красноты кость широкая, Но сильно исхудалое Лицо… .

- Осанистая женщина, Широкая и плотна, Лет тридцати осьми. Красива, волос с проседью, Глаза большие, строгие, Ресницы богатейшие, Сурова и смугла.
- Носил рубаху красную, Поддёвочку суконную, Смазные сапоги, Пел складно песни русские И слушать их любил.
7. Конкурс «Чёрный ящик»: Что лежит в чёрном ящике?
- То, что спасала во время пожара жена Якима Нагого?
- То, что принёс в подарок своей невесте герой поэмы «Коробейники».
- То, о чём всю жизнь пела и плакала мать Григория Добросклонова.
III . Подведение итогов урока, аргументирование оценок группам и внутри групп.
IV. Рефлексия учащихся по анкетам:

    Понравился ли вам урок? Довольны ли Вы работой своей команды? А своим личным участием в работе команды? Какую оценку Вы поставили бы своей команде? Себе?

V . Заключительное слово педагога: Мне хотелось бы завершить урок словами Расула Гамзатова о Некрасове: «Он – как добрый, сложенный на века дом: из него выходят в юные годы и в него возвращаются на склоне жизни. В прошлом веке он был нужен по преимуществу России, теперь он нужен многим людям многих наций». Хочется надеяться, что для вас творчество Некрасова тоже станет «добрым домом», где вы найдёте много нужного для себя.

Оценочная таблица

№ команды

Поощрительные баллы: - сплочённость команды – 0-3 балла - активность всех членов команды- 0-3 балла

Штрафные баллы:
- нарушение дисциплины, - использование конспектов и учебников,




Уроки 90–91 ЛИРИКА Н. А. НЕКРАСОВА

30.03.2013 27382 0

Уроки 90–91
Лирика Н. А. Некрасова

Цели : показать разносторонность некрасовской лирики, многообразие ее тем, жанров, настроений.

Ход уроков

I. Беседа с учащимися по вопросам:

1. Какие впечатления детства и юности повлияли на мировоззрение и творчество Н. А. Некрасова?

2. Какую роль в жизни поэта сыграла его встреча с В. Г. Белинским?

3. Расскажите о деятельности Некрасова как редактора и журналиста.

4. Что значит, по Некрасову, «быть гражданином»?

На протяжении всего творческого пути у Некрасова было одно желание – донести свое слово до народа, содействовать его пробуждению. Поэт сознательно подчинил свою поэзию не литературным, а общественным задачам: «Мне борьба мешала быть поэтом, песни мне мешали быть бойцом». Поэт считал, что каждый честный человек должен быть прежде всего гражданином – это значит отдать всего себя борьбе за народное счастье.

II. Объяснение нового материала.

Слово учителя .

Основные темы и мотивы лирики Н. А. Некрасова

Через все творчество Некрасова проходит образ дороги, которая является символом крестного пути России в поисках счастья и смысла жизни.

Нередко в произведениях Некрасова встречается один и тот же мотив – встреча людей различных социальных сословий, которые или пытаются понять друг друга, или же враждебны по отношению друг другу.

Основные темы лирики Некрасова:

1. Тема родины и природы.

(«Тишина», 1857 г.; «Рыцарь на час», 1862 г.; «На Волге», 1860 г.; «Перед дождем», 1846 г.; «Зеленый шум», 1862 г.; «Родина», 1846 г.)

«Родина».

Чтение стихотворения.

Вопрос : Какие воспоминания о детстве поэта отразились в стихотворении?

«Рыцарь на час».

Чтение стихотворения.

Вопросы :

1) Каким настроением проникнуто стихотворение?

2) Каков смысл названия?

3) Какую роль играют в некрасовском стихотворении образ церкви и изображение на ней апостола Павла с мечом?

«Родина», «Рыцарь на час». В стихотворениях отражены тягостные воспоминания поэта о детстве, об отце, матери… Автобиографическая достоверность сочетается с широкими обобщениями. Родина поэта – это Волга, помещичьи угодья, сад, дом. Это и вся Россия. Образ прекрасной, но поруганной родины связан с образом матери.

«Перед дождем», «Зеленый шум».

Чтение стихотворений.

(На примере стихотворений покажите своеобразие некрасовского пейзажа.)

Природа у Некрасова всегда в движении: вот-вот пойдет осенний дождь. Неожиданно поэт переносит читателя из мира природы («Перед дождем») в мир социальных отношений – жандарм везет арестованного по грязной дороге. В стихотворении выражены гнев поэта и сочувствие тому, чей облик угадывается за фигурой жандарма.

В «Зеленом шуме» нарисовать прекрасный весенний пейзаж мог только поэт, безгранично любящий русскую природу.

2. Изображение тяжелой жизни русского народа. (Судьба «маленького человека», судьба женщины-крестьянки.)

(«Поэмы: «Коробейники», 1861 г.; «Мороз, Красный нос», 1861 г. Стихотворения: «В дороге», 1845 г.; «Тройка», 1846 г.; «Еду ли ночью…» и др.)

«В дороге».

Чтение стихотворения.

Вопросы :

1) О какой человеческой драме мы узнаем из стихотворения и что является ее причиной?

2) Что томит Грушу, кроме работы?

3) Почему она плачет – только ли от непосильного труда? На какой портрет глядит она?

4) Виновен ли муж-ямщик, заслуживает ли упрека за то, что не в состоянии понять жену?

«В дороге» – это рассказ о двух поломанных судьбах: рассказчика-ямщика и его жены – несчастной Груши, смолоду по барской прихоти воспитанной в господской семье. Отданная замуж за крестьянина, она как будто «чужая среди своих». «Сам крестьянин предстает как бы в новом качестве, как человек со своей частной судьбой, со своим индивидуальным несчастьем. Общие судьбы народа выражены как частный вариант, личная судьба» . В стихотворении возникает образ русской проселочной дороги.

«Тройка».

Чтение стихотворения.

Вопросы :

1) Какое впечатление остается после прочтения стихотворения?

2) Почему Некрасов так горюет из-за судьбы девушки?

3) Какие две жизненные дороги, открывающиеся перед девушкой, рисует поэт?

4) Что несет будущий страшный мир, который мы угадываем в бешеной скачке тройки и хмельном угаре ямщика?

Образ «промчавшейся», «бешеной» тройки, окаймляющей стихотворение, – это символ несбывшейся, неуловимой мечты, ускользающего счастья и надежды. «Знай свое место, холопка!».

3. Тема народного заступничества. Образы вождей революционной демократии в лирике Некрасов.

(«Памяти приятеля», 1853 г.; поэма «В. Г. Белинский», 1855 г.; «Пророк», 1874 г.; «Элегия», 1874 г.; «Памяти Добролюбова», 1864 г. и др.)

Реализация домашнего задания: прочитать наизусть «Памяти Добролюбова», проанализировать стихотворение.

«Памяти Добролюбова».

Чтение стихотворения.

Вопросы :

1) Расскажите о времени написания стихотворения.

Это годы реакции, невероятной жестокости правительства по отношению к недовольным грабительской «крестьянской реформой». Некрасов «теряет» своих друзей-единомышленников. Поэту потребовалось немало мужества, чтобы выстоять в тяжелой борьбе.

2) Каков идеал общественного деятеля, выраженный поэтом в стихотворении?

Это человек, горячо любящий родину, мужественный, сдержанный, готовый отдать свою жизнь за счастье родины и народа. Некрасов скорбит о рано ушедшем друге:

Какой светильник разума угас!

Какое сердце биться перестало!

4. Тема декабризма. Воспевание подвига декабристок.

Поэма «Дедушка» (1870).

Некрасов обращается к эпохе декабристов. Годы ссылки и каторги не смогли изменить взглядов дедушки-декабриста. Его характер постепенно раскрывается перед внуком Сашей. Юный герой проникается благородством и красотой народолюбивых идеалов дедушки.

Поэма «Русские женщины» (1872–1873).

Состоит их 2 частей: «Княгиня Трубецкая» и «Княгиня Волконская». Некрасов прослеживает жизнь героинь, рассказывает об их характерах. Поэт открывает в лучших женщинах дворянского круга те же качества национального характера, какие он нашел в женщинах-крестьянках. В финале происходит встреча Волконской и Трубецкой и свидание с ссыльными. Поэт потрясен мужеством и стойкостью русских женщин-декабристок.

5. Тема любви.

«Я не люблю иронии твоей…», 1859 г.; «Мы с тобой бестолковые люда…», 1851 г.; «Да, наша жизнь текла мятежно», 1850 г. и др.

Чтение стихотворений.

Вопрос : Что нового внес Некрасов в русскую любовную лирику?

Стихи, посвященные А. Я. Панаевой, воспевают большое чувство. Любимая женщина – друг и помощница в борьбе и трудах. Но в то же время поэт не скрывает «прозу» жизни. Рядом с любящим героем появляется образ независимой героини , иногда своенравной и неуступчивой.

Стихи Некрасова нередко рассказывают о драматических страницах любви.

6. Тема поэта и поэзии.

(«Поэт и гражданин», 1856 г.; «Друзья», 1876 г.; Элегия, 1874 г.; «Сеятелям», 1876 г.)

Вопрос : Как смотрит Некрасов на роль поэта и поэзии в обществе?

Главная задача поэзии – служение родине и народу. Н. Некрасов в письме к Л. Толстому: «В нашем отечестве роль писателя есть прежде всего роль учителя, и по возможности заступника за безгласных и приниженных».

Конспект урока чтения в 8 классе.

Учитель : Станина Людмила Васильевна.

Тема урока: Н.А.Некрасов – биография.

Цели: 1.Познакомить с основными моментами в жизни писателя, его творчеством через чтение и анализ биографии.

2.Развитие навыков беглого, осознанного чтения через чтение произведения.

3.Развитие устной связной речи, через ответы на поставленные вопросы.

4.Воспитание интереса к изучаемому предмету, чувства патриотизма.

Оборудование: компьютер, экран, презентация, скороговорки, раскраска для индивидуальной работы «Три поросенка», набор букв для составления слов по образцу.

Ход урока.

I .Орг. момент.

Сядет тот, кто назовет изученные в этом году произведения.

«Волшебное кольцо», «Перчатка», «Нашла коса на камень», «Добрыня и Змей», «Памятник», «Во глубине сибирских руд», «Зимнее утро», «И.И.Пущину», «Няне», «На холмах Грузии», «Сожженное письмо», «Я вас любил», «Смерть поэта», «Родина «»Парус», «Сосна», «Песня про царя Ивана Васильевича…», «Волк на псарне», «Осел и Соловей», «Муха и Пчела».

Формулировка темы урока.

Сегодня мы познакомимся с биографией Н.А.Некрасова, его творчеством.

II .Артикуляционная зарядка.

щеки учил уроки в чернилах ученик у него

Ученик учил уроки

У него в чернилах щеки.

Дети читают по выбору учителя следующим образом: медленно, напевно, с вопросом, быстро, с восклицанием, через слово, читает по слогам, последнее слово.

III .Проверка домашнего задания.

1.Анализ прочитанного.

Какое произведение читали?

— Кто главные герои?

Какой показана Муха? Пчела?

Выберите из предложенных характеристик те, которые относятся к Мухе, к Пчеле.

(надоедливая, трудолюбивая, спесивая, хвастунья, прямолинейная, наглая, воспитанная)

В чем мораль басни? (Надо работать, не надоедать людям своим присутствием).

2.Выразительное чтение басни.

Вывод:

Как называли Крылова? (баснописцем)

Какие произведения И.А.Крылова изучили в этом году?

Чем басни отличаются от других произведений?

— Что такое мораль?

— Кем были герои басен Крылова? (животные)

— Какие черты характера он высмеивает?

— Какие черты характера хвалит?

— Чему учат его произведения? (быть хорошими)

IV .Изучение темы урока.

1.Вступительная беседа.

Говорят, что люди делают свою страну великой или гибнущей. Мы можем с вами гордиться, потому что живем в великой стране.А почему великой?

В России жили великие люди: А.С.Пушкин, Л.Н.Толстой, .Лермонтов

М.Ю. И.А. Крылов.

Сегодня мы поговорим еще об одном великом человеке Некрасове Н.А. его жизни и творчестве.

Какие произведения Н.А.Некрасова вы помните ?

Помните его произведение « Только не сжата полоска одна, грустную думу наводит она»?

Давайте познакомимся с основными важными моментами из жизни писателя.

Рассказ биографии Н.А.Некрасова с показом слайдов.

Учитель. Николай Алексеевич Некрасов родился 10 декабря 1821 года на Украине. В этом году исполнится 191 год со дня рождения писателя. Он прожил 57 лет. Но за это время написал огромное множество произведений, которые интересны и по сей день.

-Кто были его родители?

1 Ученик. Его отец Алексей Сергеевич Некрасов был военным. Это был человек, много испытавший на своём веку. Когда Коле исполнилось три года, отец ушел в отставку и переехал в село Грешнево. Там он стал помещиком. Отец был жадным и очень грубым человеком. Он был груб не только с крестьянами, но и с детьми, а так же мамой поэта, которая пыталась защитить детей от негодования отца.

2Ученик. Мама — Александра Андреевна Закревская, варшавянка, была из богатой семьи. Родители не соглашались выдать прекрасно воспитанную дочь за небогатого, малообразованного и грубого армейского офицера; брак состоялся без их согласия и он не был счастлив. Мама поэта была полной противоположностью отцу. Елена Андреевна мечтала, чтобы ее Коля получил хорошее образование, была первой ценительницей ранних стихотворных опытов сына и всячески поощряла его занятия литературой. До конца своих дней Некрасов с глубоким волнением, обожанием и любовью вспоминал свою мать. Никто из писателей не посвятил своей маме столько произведений, как Некрасов.

-Какое образование получил поэт?

3 Ученик. Несмотря на отсутствие домашних учителей, к 10 годам Некрасов овладел грамотой и в 1832 г. поступил в Ярославскую гимназию вместе со старшим братом Андреем. Пребывание в гимназии не стало значимым этапом в жизни Некрасова. Четыре года обучения мало что дали, а в последний, 1837 г., Николай Некрасов даже не был аттестован по многим предметам. Под предлогом «расстроенного здоровья» Некрасов-отец забрал сына из гимназии.

Учитель. В 1838 году, оставив гимназию, уехал в Петербург для поступления в Дворянский полк — одно из лучших военно-учебных заведений того времени. На военной карьере настаивал отец, но Некрасову служить совсем не хотелось. В 1838 г. Некрасов принимает решение поступать в Петербургский университет. Эту его мечту поддерживала мать. С 1839 по 1841 годы пробыл Некрасов в университете , но почти всё время уходило у него на поиски заработка. Некрасов терпел страшную нужду, не каждый день имел возможность обедать за 15 коп. «Ровно три года, - рассказывал он впоследствии, - я чувствовал себя постоянно, каждый день голодным. Не раз доходило до того, что я отправлялся в один ресторан на Морской, где дозволяли читать газеты, хотя бы ничего не спросил себе. Возьмешь, бывало, для вида газету, а сам пододвинешь к себе тарелку с хлебом и ешь». Началась жизнь, полная лишений. Некрасов скитался по петербургским трущобам, жил в подвалах и на чердаках, зарабатывал деньги перепиской бумаг.

    Только крепкий от природы организм, настойчивость в достижении поставленной цели и воля помогли Некрасову преодолеть все невзгоды, не потерять веру в себя, в свой талант, в свое предназначение.

Что можно сказать о творчетве писателя?

Все творчество поэта пронизано любовью, уважением к простому народу. В своих произведениях он пытался показать несправедливость богатых к бедным. Русский мужик у него « хранитель земли», « стонет по полям и лугам, по тюрьмам и рудникам» .

Как понимаете «хранитель земли»? (ухаживает за землей, пашет, боронует, дает жизнь)

Женщина у Некрасова- « многострадальная, терпеливая мать», « вянет от времени».

Как вы понимаете «многострадальная»? (много терпела, страдала)

— Как понимаете выражение « вянет от времени»? (рано стареет)

И в то же время, женщина у него

«Красавица, миру на диво,

Румяна, стройна, высока,

Во всякой одежде красива,

Ко всякой работе ловка».

— Как вы понимаете эти строки? (красива и в простой одежде и в праздничной, все умеет делать, ничем не брезгует, все в ее руках кипит).

Личная жизнь поэта.

Некрасов был женат. Вот портрет его жены Фекла Викторова — Зинаида Некрасова(имя Зинаида дал ей Некрасов.

Николай Алексеевич был привязан и к своей собаке по прозвищу Кабо. Ему даже был поставлен памятник с собакой. Кроме этого памятника по всей стране существуют и другие, которые являются признанием писателю за его творчество.

В начале 1875 года Некрасов тяжело заболел и жизнь его превратилась в медленную смерть. Некрасова оперировал специально прибывший из Вены хирург, однако операция лишь ненамного продлила ему жизнь. Вести о смертельной болезни поэта значительно подняли его популярность. Со всех концов России посыпались письма, телеграммы, приветствия. Они доставляли высокую отраду больному в его страшных мучениях, и творчество его забило новым ключом.

Некрасов умер 27 декабря 1877 года , в 8 часов вечера. Несмотря на сильный мороз, толпа в несколько тысяч человек, преимущественно молодёжи, провожала тело поэта до места вечного его успокоения на петербургском Новодевичьем кладбище .

2.Знакомство с биографией из учебника.

1)Словарная работа проводится по слайдам, где даны объяснения слов.

Бурлаки- люди, тянувшие за широкие ремни баржу.

Баржа- большое судно для перевозки грузов.

Бечева- шпагат, тонкая веревка.

Нещадно- не жалея.

Воскрешал- вспоминал, напоминал.

Дворянский класс- группа богатых людей.

2)Проблемный вопрос: Какие произведения написал Н.А.Некрасов?

3)Чтение учителем с.83-85.

4)Чтение детьми.

5)Анализ прочитанного.

— Где провел свое детство писатель?

Что делал Николай, выбравшись тайком из барского дома?

Почему народная жизнь стала ему близка?(потому что он общался с этими людьми, слушал их рассказы и песни).

С чем связаны его детские воспоминания? (с Волгой)

Как он называет Волгу? (благословенная река)

— Какое первое глубокое горе он испытал на этой реке? (увидел бурлаков, услышал их стоны)

— Как он описал их в стихотворении? (почти пригнувшись головой..)

— Как вы думаете, почему они были пригнутыми головой к ногам? (так тяжело было тащить баржу)

— Какую фразу услышал Николай от бурлака? (А кабы к утру умереть – так лучше было бы еще…)

— Как вы ее понимаете? (смерть для этого человека оказалась лучше его жизни). Смерть для него- это избавление от мучительно трудно жизни.

Как жилось писателю дома? Зачитать.

— Какой была мама Николая Алексеевича? Зачитать.

Какие произведения, выступающие против угнетения женщин написал Некрасов? («Тройка», «В полном разгаре страда деревенская», «Мороз, Красный нос»).

— Каким языком написаны его стихи? (прекрасным, певучим, простым, замечательно богатым).

— Какие у него ржаные колосья? (Стоят столбы точенные, Головки золоченные…)

— Какой показана женщина ? Зачитать.

Как вы понимаете эти строки?

— О чем рассказывает Некрасов в поэме « Русские женщины»?

— Что всегда страстно желал писатель?

— Как вы думаете, почему он хотел, чтобы стихи дошли до народа? (чтобы народ знал, что есть люди, которые переживают за него).

— Сбылась ли надежда писателя? Что об этом говорит? (мы читаем на уроках, песни поет народ на его стихи и т.д.) Прослушивание романса «Что ты жадно глядишь на дорогу…»

— Можно ли назвать Некрасова А.Н. « народным поэтом»? Почему? (все творчество посвящено народу, его страданиям).

6)Подведение итогов индивидуальной работы.

Наташа работала над составлением слов.

— Какие слова получились? Обсуждение слов, что они обозначают.

Мороз, Красный нос- это произведение, которые мы будем читать.

Катя работала над своим проектом книжкой – раскраской «Три поросенка».

Катя что изображено? Что он делает? Для чего? Почему раскрасила в такой цвет?

V .Домашнее задание.

Катя – раскраска и составляет ответы на вопросы.

Наташа – продолжает раскрашивать «Бременские музыканты и читает 2 страницу.

VI . Рефлексия.

Что было трудным на уроке?

Почему возникли такие трудности?

Что помогло вам справиться с заданиями?

Понадобиться ли вам новая информация? Для чего?

— С биографией какого писателя познакомились?

— Какие произведения написал?

— Каким поэтом его называют?

VII .Оценки с комментированием.

Николай Алексеевич Некрасов родился 28 ноября (10 декабря) 1821 года в городе Немирове Подольской губернии в зажиточной семье помещика. Детские годы писатель провел в Ярославской губернии, селе Грешнево, в родовом имении. Семья была многодетной – у будущего поэта было 13 сестер и братьев.

В возрасте 11 лет он поступил в гимназию, где учился до 5 класса. С учебой у юного Некрасова не складывалась. Именно в этот период Некрасов начинает писать свои первые стихотворения сатирического содержания и записывать их в тетрадь.

Образование и начало творческого пути

Отец поэта был жестоким и деспотичным. Он лишил Некрасова материальной помощи, когда тот не захотел поступать на военную службу. В 1838 году в биографии Некрасова произошел переезд в Петербург, где он поступил вольнослушателем в университет на филологический факультет. Чтобы не умереть от голода, испытывая большую нужду в деньгах, он находит подработок, дает уроки и пишет стихи на заказ.

В этот период он познакомился с критиком Белинским, который впоследствии окажет на писателя сильное идейное влияние. В 26 лет Некрасов вместе с писателем Панаевым выкупил журнал «Современник». Журнал быстро становился популярным и имел значительное влияние в обществе. В 1862 году вышел запрет правительства на его издание.

Литературная деятельность

Накопив достаточно средств, Некрасов издает дебютный сборник своих стихов «Мечты и звуки»(1840), который потерпел неудачу. Василий Жуковский посоветовал большинство стихов этого сборника печатать без имени автора. После этого Николай Некрасов решает отойти от стихов и заняться прозой, пишет повести и рассказы. Писатель также занимается изданием некоторых альманахов, в одном из которых дебютировал Фёдор Достоевский . Наиболее успешным альманахом получился «Петербургский Сборник»(1846).

В 1847 - 1866 был издателем и редактором журнала “Современник”, в котором работали лучшие литераторы того времени. Журнал был очагом революционной демократии. Работая в «Современнике», Некрасов выпускает несколько сборников своих стихотворений. Произведения «Крестьянские дети», «Коробейники» приносят ему широкую известность.

На страницах журнала «Современник» были открыты такие таланты, как Иван Тургенев , Иван Гончаров , Александр Герцен, Дмитрий Григорович и другие. В нём печатались уже известные Александр Островский , Михаил Салтыков-Щедрин , Глеб Успенский. Благодаря Николаю Некрасову и его журналу русская литература узнала имена Фёдора Достоевского и Льва Толстого .

В 1840-х годах Некрасов сотрудничает с журналом «Отечественные записки», а в 1868 году, после закрытия журнала “Современник”, берет его у издателя Краевского в аренду. С эти журналом были связаны последние десять лет жизни писателя. В это время Некрасов пишет эпическую поэму «Кому на Руси жить хорошо» (1866-1876), а также «Русские женщины» (1871-1872), «Дедушка»(1870) – поэмы о декабристах и их женах, еще некоторые сатирические произведения, вершиной которых была поэма «Современники»(1875).

Некрасов писал о страданиях и горе русского народа, о сложной жизни крестьянства. Он также внес в русскую литературу много нового, в частности, в своих произведениях использовал простую русскую разговорную речь. Это несомненно показывало богатство русского языка, которое шло из народа. В стихах он впервые стал сочетать сатиру, лирику и элегические мотивы. Кратко говоря, творчество поэта внесло неоценимый вклад в развитие русской классической поэзии и литературы в целом.

Личная жизнь

В жизни поэта было несколько любовных связей: с хозяйкой литературного салона Авдотьей Панаевой, француженкой Селиной Лефрен, деревенской девушкой Фёклой Викторовой.

Одна из самых красивых женщин Петербурга и жена писателя Ивана Панаева – Авдотья Панаева – нравилась многим мужчинам, и молодому Некрасову пришлось приложить немало усилий, чтобы завоевать ее внимание. Наконец, они признаются в любви друг другу и начинают жить вместе. После ранней смерти их общего сына, Авдотья уходит от Некрасова. И он уезжает в Париж с французской актрисой театра Селиной Лефрен, с которой был знаком с 1863 года. Она остается в Париже, а Некрасов возвращается в Россию. Однако их роман продолжается на расстоянии. Позже он знакомится с простой и необразованной девушкой из деревни – Фёклой (Некрасов дает ей имя Зина), с которой впоследствии они обвенчались.

У Некрасова было много романов, но главной в биографии Николая Некрасова женщиной оказалась не законная его жена, а Авдотья Яковлевна Панаева, которую он любил всю жизнь.

Последние годы жизни

В 1875 году у поэта обнаружили рак кишечника. В мучительные годы перед смертью он пишет «Последние песни» – цикл стихотворений, который поэт посвятил своей супруге и последней любви Зинаиде Николаевне Некрасовой. Писатель умер 27 декабря 1877 года (8 января 1878) и был похоронен в Санкт-Петербурге на Новодевичьем кладбище.

Хронологическая таблица

  • Писателю не нравились некоторые собственные произведения, и он просил не включать их в сборники. Но друзья и издатели убеждали Некрасова не исключать ни одного из них. Возможно, поэтому отношение к его творчеству среди критиков весьма противоречиво – не все считали его произведения гениальными.
  • Некрасов увлекался игрой в карты, и довольно часто ему везло в этом деле. Однажды, играя на деньги с А.Чужбинским, Николай Алексеевич проиграл ему большую сумму денег. Как оказалось потом, карты были помечены длинным ногтем противника. После этого случая Некрасов решил больше не играть с людьми, у которых есть длинные ногти.
  • Еще одним страстным увлечением писателя была охота. Некрасов любил ходить на медведя, охотиться на дичь. Это увлечение нашло отклик в некоторых его произведениях («Коробейники», «Псовая охота» и др.) Однажды жена Некрасова, Зина, во время охоты случайно подстрелила его любимого пса. Тогда же увлечению Николая Алексеевича охотой пришел конец.
  • На похоронах Некрасова собралось огромное количество народа. В своей речи Достоевский удостоил Некрасова третьим местом в русской поэзии после