Все о тюнинге авто

Биография. Значение суриков иван захарович в краткой биографической энциклопедии Биография сурикова кратко самое главное

Будущий великий живописец появился на свет 12 (24) января 1848 года в Красноярске, в семействе, принадлежавшем казачьему сословию.

После ранней смерти отца семье пришлось несладко, и мать Василия была вынуждена сдавать в аренду второй этаж их дома. Денег едва хватало на самое необходимое, однако мудрая женщина, заметив страсть сына к рисованию, умудрялась оплачивать уроки живописи. Первым учителем Василия был Н. В. Гребнев, преподававший рисование в Красноярском уездном училище.

Самой ранней работой Сурикова, дошедшей до наших времен в целости и сохранности, стала акварель «Плоты на Енисее», написанная им в возрасте 14 лет.

После окончания училища у матери не было возможности оплачивать дальнейшее обучение Василия, и он был вынужден устроиться на должность писца в губернское управление. Однако судьба была милостива к талантливому юноше. Случайно увидев работы подчиненного, губернатор П. Замятин отыскал мецената, который смог оплатить обучение Сурикова в петербургской Академии художеств.

В учебном заведении Василий постигал тонкости живописи под руководством П. Чистякова. Очень быстро он стал одним из лучших его учеников, регулярно получал денежные призы и медали за свои работы.

Творчество

Первой картиной, которой молодой Суриков заявил о себе как мастер масштабных композиций, стал «Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге». Он продал ее своему меценату, П. Кузнецову, крупному золотопромышленнику. Спустя несколько лет, побыв в гостях у своего покровителя, молодой художник написал ему в дар картину «Милосердный самаритянин».

Из краткой биографии Сурикова известно, что он крайне неохотно соглашался писать портреты на заказ. Однако был вынужден делать это, чтобы быть финансово свободным.

Источником вдохновения для талантливого живописца служила музыка, в особенности, опера. Кроме того, он сам с удовольствием обучался игре на гитаре.

На написание одного из самых известных своих полотен - «Утро стрелецкой казни» – Суриков потратил около трех лет. Но именно эта работа открыла перед художником двери в мир большого искусства. Его талант был безоговорочно признан, и он стал членом Товарищества передвижных художественных выставок.

Василий Иванович давно мечтал о путешествии по Европе, чтобы воочию увидеть полотна выдающихся живописцев. Выгодно продав одну из своих работ, он осуществил давнишнюю мечту и побывал в знаменитых европейских галереях и художественных музеях.

В 1881 году Суриков приступил к работе над своей знаменитой картиной «Боярыня Морозова». Он настолько трепетно относился к этому произведению, что в поисках идеальной композиции мог потратить не один месяц на бесконечные эскизы и зарисовки.

К наиболее важным полотнам Сурикова также следует отнести «Взятие снежного городка», «Переход Суворова через Альпы», «Степан Разин». Для детей знакомство с творчеством художника можно начинать уже с 3 класса - все картины мастера отличает высокая художественная ценность и разнообразие образов.

Личная жизнь

Первой и единственной любовью живописца стала его супруга - Елизавета Августовна Шаре. Молодые люди обвенчались в 1878 году, и спустя время у них родились две дочери - Ольга и Елена.

Однако семейное счастье было недолгим - спустя 10 лет любимая супруга скончалась, оставив художника в глубочайшей депрессии. Вернуться к жизни он смог лишь благодаря творчеству.

Смерть

В последние годы жизни здоровье Василия Ивановича значительно ухудшилось. Он отправился в Крым на лечение, однако оно не помогло. 6(19) марта 1916 года великий художник скончался от ишемической болезни сердца.

24 января1848 года в семье коллежского регистратора Ивана Васильевича Сурикова, в городе Красноярске родился мальчик, которого нарекли Василием.

Самому провидению было угодно,чтобы в семье, принадлежащей старинному казачьему роду, появился на свет будущий великий титан и гений русской живописи.

Предки великого художника Василия Ивановича были донскими казаками, вечные искатели приключений они, как и сотни других донцов, пришли в Сибирь вместе с легендарным Ермаком.

В середине XVII века вновь прибывшие в на широкие просторы Сибири казаки обустраивают на Енисее городок, получивший название Красноярские остроги, здесь и обустраиваются на жительство казаки Суриковы.

Служили предки художника честно, за безупречную и преданную службу начиная с XVIII века казаков Суриковых начинают производить в офицерские чины.

По законам Российской империи за отличия в службе казаку, произведенному в офицеры, присваивался дворянский титул. Право на дворянство распостранялось на всех наследников, поэтому Василий Суриков родился дворянином.

С юных лет Василий Суриков одержим страстью к живописи, в двадцатилетнем возрасте он переезжает Петербург, где с 1869 по 1875 обучается в Петербургской Академии Художеств. За время учебы преподаватели отмечают его, как лучшего ученика и предвещают ему великое будущее.

Спустя два года после окончания академии Суриков переезжает в Москву, где и создает основную часть своих великих произведений. С 1881 по 1887 годы он создает такие шедевры монументально-исторической живописи, как «Утро стрелецкой казни» и «Боярыня Морозова».

В 1888 году Василия Ивановича постигло огромное горе — смерть жены, которую он горячо любил. Художник впадает в глубокую депрессию, практически два года он ничего не пишет.

Просветление наступает после поездки в родные места Сибири (1889 — 1890 годы), в 1891 году в свет выходит его картина «Взятие снежного городка», олицетворяющая удаль и широкую душу русского народа.

Далее Суриков вновь создает полотна, посвященные истории России, просвещенный мир поражают его полотна «Поражение Сибири Ермаком», «Переход Суворова через Альпы», « Степан Разин». Некоторые критики, отмечают, что произведения, созданные художником после 1890 года, по качеству совершенства ниже чем работы,написанные в 80-х годах.

Умер великий художник 19 марта 1916 года, умирая он произнес простую фразу: « Я исчезаю». Но гениальное наследие, оставленное им будет жить вечно. Картины Сурикова очень близки по духу каждому русскому человеку, потому что большая их часть посвящена русскому народу и его историю.

В заключении нельзя не отметить очень интересный факт. Дочь Василия Ивановича Сурикова, Ольга, вышла замуж за русского художника Петра Кончаловского.

В семье Кончаловских родилась родилась девочка, Наталья, в будущем ей было суждено стать женой писателя и поэта Сергея Владимировича Михалкова, автора Гимнов Российской Федерации и Советского Союза. Так что, именитые режиссеры Никита Михалков и Андрей Кончаловский являются правнуками Василия Ивановича Сурикова.

Выдающийся русский художник Василий Иванович Суриков родился в 1848 г. в сибирском городе Красноярске в казачьей семье. С малых лет мальчик был свидетелем своеобразных, а временами и жестоких обычаев сибиряков - кулачных боев, штурмов снежных городков. Будущий художник увлекался суровой природой тайги, гордыми, сильными своими земляками - потомками казаков Ермака.

Учась в школе, а со временем в Красноярском уездном училище, Суриков больше всего увлекался рисованием.

После окончания училища он пишет пейзажи, портреты знакомых, дает уроки рисования дочери губернатора.

Богатый золотопромышленник Кузнецов за свой счет отправляет способного юношу учиться в Петербург, в Академию художеств. Первый экзамен в Академии закончился провалом, но Суриков не разочаровался. Он поступил в Рисовальную школу и через полгода все-таки стал учеником Академии. Старательный, упорный в учебе, Суриков неоднократно получал премии за успехи в рисунке и живописи.

Окончив в 1869 г. Академию художеств, молодой художник приехал в Москву. Там он начал работать над картинами на исторические темы. Особенно Сурикова интересовала казнь Петром I стрельцов, поднявших бунт. Царевна Софья, возглавив реакционные силы, которые были недовольны прогрессивными нововведениями, использовала этот бунт в борьбе против Петра. Бунт стрельцов был жестоко подавлен.

Три года напряженной работы, поисков композиции, человеческих типов, цветового решения. И, наконец, картина «Утро стрелецкой казни» (1881) готова.

Осеннее хмурое утро. В голубовато-синем тумане живописной громадой вырисовывается собор Василия Блаженного. В узком проходе между ним и кремлевской стеной - перекладины виселиц. Возле лобного места среди телег, лошадей бушует людской поток. Резкими светлыми пятнами выделяются белые рубашки стрельцов со свечами в руках. Мы словно слышим рыдания родных, глухой шум толпы, сочувствующей осужденным. Однако не все жертвы морально сломлены. Среди толпы выделяется рыжебородый стрелец. Чуть подавшись вперед, он люто смотрит на Петра, гневно осматривающего обреченных. Этот поединок взглядов символизирует противоборство двух сил. Картина помогает лучше осмыслить историческое прошлое нашей Родины.

Следующим большим произведением В. И. Сурикова на историческую тему была картина «Меньшиков в Березове» (1883). А. Д. Меньшиков был любимцем Петра I, его правой рукой. Выходец из народа, он, благодаря своему уму и энергии, поднялся от разносчика пирожков до государственного деятеля. После смерти Петра I Меньшиков взял власть в свои руки, однако в борьбе с другими вельможами терпит поражение. Вместе с семьей он был отправлен на вечную ссылку в.глухое сибирское село Березово. В пути умерла жена Меньшикова. И вот этот энергичный, корыстный и славолюбивый человек обречен на бездеятельность и медленную смерть. Меньшиков углубился в мрачные раздумья, стиснув могучую руку в кулак. В маленькой избушке его фигура кажется огромной. Сломлена сила вершителя человеческих судеб, властелина 3 тысяч сел, 7 больших городов, десятков заводов, мануфактур. Трагедию личности усиливают другие образы’ картины. Кутаясь от холода в шубу, у ног Меньшикова сидит его старшая дочь, невеста одиннадцатилетнего императора Петра II, разделившая судьбу отца. Безучастно снимает воск со свечи сын. Юная красавица младшая дочь читает Библию.

Картину приобрел П. М. Третьяков. На полученные средства Суриков едет за границу, чтобы глубже познакомиться с искусством Запада. Он посетил Дрезден, Венецию, Рим, Париж и другие культурные центры Европы. Возвратившись на родину, художник начал работу над давно задуманной картиной «Боярыня Морозова».

О боярыне Ф. Морозовой Суриков слышал еще в детстве. Она была одним из самых яростных врагов насильно проводимой патриархом Никоном реформы православной религии, правой рукой протопопа Аввакума - духовного руководителя раскольников, которые связывали церковную реформу с социальными притеснениями самодержавия. Несмотря на её знатность и родственные отношения с царем, Морозову схватили и после жестоких истязаний бросили в подземную тюрьму, где она умерла.

Художник избрал для картины момент, когда Морозову везут по московским улицам в тюрьму. Она сидит в санях, закованная в кандалы, с бледным, бескровным лицом, и осеняет народ двуперстным крестом - символом старообрядцев, призывая его к борьбе за старую веру. В глазах боярыни пылает фанатическая вера в правоту своей борьбы.

Картина «Боярыня Морозова» имела огромный успех. Благодаря ей Суриков достиг вершины своей славы.

В 1888 г. преждевременно умерла жена художника. Суриков тяжело переживал утрату и на некоторое время даже оставил живопись. Вместе с детьми он уезжает в Красноярск к своей матери.

Родная природа, теплое отношение земляков постепенно возвращали художнику силы, любовь к жизни. Суриков снова берется за краски и создает жизнерадостную, замечательную по динамике и колориту картину «Взятие снежного городка» (1889), для которой сюжетом послужили праздничные развлечения сибиряков.

В Красноярске Суриков задумал новое историческое полотно «Покорение Сибири Ермаком» (1895). В основу картины был положен легендарный поход Ермака, который со сравнительно небольшим отрядом казаков разгромил войско татарского хана Кучума, грабежами и разбоями терроризировавшего русские земли.

В поисках нужного материала Суриков изъездил по путям дружины Ермака почти всю Сибирь, побывал на Дону, откуда в XVI веке вышла казацкая вольница, изучал летописи и другие документы.

На картине изображена решающая битва дружины Ермака с ханской ордою на реке Иртыш. Небольшой, но сплоченный казачий отряд врезается в многочисленные полчища татарского хана. Используя огнестрельное оружие, казаки теснят врага к высокому берегу: реки. Воины Ермака бесстрашны, мужественны, духовно красивы. С большим мастерством изобразил Суриков и разноплеменное войско Кучума.

Общий колорит картины вызывает состояние напряжения. «Зритель,- писал И. Е. Репин,- ошеломлен этим дивом».

Высоким художественным мастерством отличается картина Сурикова «Переход Суворова через Альпы» (1899). Исторической основой этого произведения стал героический переход русских войск во главе с прославленным полководцем А. В. Суворовым через Альпы в 1799 г. В то время Россия воевала против Франции в составе коалиции европейских государств (вместе с Англией и Австрией).

Суриков, чтобы «все увидеть, ощутить самому, ко всему прикоснуться», побывал в Швейцарии.

На картине показан один из моментов, когда армия А. В* Суворова, словно бурный поток, обрушившийся со скал, осуществляет головокружительный спуск с гор. Исключительно удачен образ А. В. Суворова. Художник изобразил полководца отважным, веселым, бодрым,глубоко убежденным в богатырской, всепобеждающей силе русского солдата.

Последняя картина художника на историческую тему - «Степан Разин» (1908).

В глубоко правдивых, вдохновленных картинах Суриков отразил важные вехи в истории нашей Родины.

Суриков создал также много замечательных портретов, тонких по колориту и психологической характеристике людей, акварельных пейзажей.

Умер Суриков в Москве в 1916 г.

Говоря о русских поэтах, талантливых выходцах из народа, нельзя не вспомнить о ярком представителе «крестьянского» творчества - Иване Захаровиче Сурикове (1841-1880). Его стихи переросли в народные песни («Рябина», «Сиротой я росла», «В степи»), а на его слова была положена музыка многих известных русских композиторов.
Иван Суриков родился в глубинке, в деревушке Новоселово Ярославской губернии, 25 марта 1841 года по старому стилю. Его отец был приказчиком в Москве, а в дальнейшем стал владельцем собственной лавки. Ранние годы будущего поэт прошли на фоне деревенской жизни и оставили в его душе исключительно теплый след.
В возрасте 8 лет маленький Суриков и его мать уехали в Москву, присоединившись к отцу. Здесь Иван начал изучение грамоты. Его учителями стали две женщины в почтенных годах, происходящих из разорившегося купеческого рода. Так мальчик приобщился к стихам И. Дмитриева, А. Мерзлякова и других поэтов-песенников, а так же познакомился с житием святых. Именно это и повлияло на дальнейшую судьбу Сурикова, плотно связав между собой богословие, народные мотивы и побудив будущего автора к собственному творчеству, которое в дальнейшем составит классику российской поэзии.
Но отец будущего поэта был против этого занятия, и дождавшись, когда мальчик подрастет, сделал его своим помощником. Улучив свободную минутку Суриков, продолжал увлеченно читать литературные произведения и уже ближе ко второй половине пятидесятых годов совершал первые, робкие шаги в сочинительстве.
Однако увидеть их широкой аудитории так и не пришлось – стихи были уничтожены начинающим поэтом. Однако, увлечения он не оставил – спустя небольшое количество времени были созданы новые пьесы и стихи.
Большой удачей в судьбе автора оказалось его знакомство с известным в молодежной среде писателем А. Плещеевым, впечатленным талантом юноши. Будучи авторитетным критиком и уважаемым литератором он помог Сурикову впервые выпустить стихи в свет. Они были опубликованы в журнале «Развлечение».
Несмотря на первый успех, Суриков не стал жертвой славы, напротив: он стал предъявлять более высокие требования к своему творчеству, неустанно совершенствуя слог, форму и уделяя все больше времени стихотворчеству. Это даже повлекло за собой уход из лавки отца и стало началом самостоятельной жизни. Поэту приходилось работать переписчиком бумаг, наборщиком в типографии, и даже попробовать себя в промышленной торговле – продавать уголь и железо. В результате, жизненная дорога снова привела его в отцовскую лавку, и Суриков вернулся к хорошо знакомому семейному делу.
Но мытарства никак не охладили страсти автора к поэзии: он продолжал творить. Его произведения публиковали такие известные издания как «Вестник Европы», «Дело», а в 1871 году был выпущен первое собрание стихов Ивана Сурикова. Далее последовали еще два поэтических сборника, 1875 и 1877 годов. Так же 1875 год отметило еще одно яркое событие – членство автора в «Обществе любителей российской словесности».
Всю свою непростую жизнь, пропитанную трудностями, лишениями и невзгодами, Суриков воплощает в своей поэзии, наполняя ее светлой грустью, теплыми воспоминаниями и неповторимой мелодикой, сплетая с народными мотивами и тем самым придавая ей необходимую простоту. В своих произведениях поэт отражает те темы, которые глубоко волнуют его сердце, и которые он хорошо знает – красота природы, быт и изнуряющий труд крестьян и городских жителей, живущих в бедности. Своим творчеством Суриков перекликается с Николаем Некрасовым, Алексеем Кольцовым, Иваном Никитиным.
Яркое отображение нелегкой жизни простого люда можно увидеть в таких стихах как «Работники», «По дороге», «В могиле», «Трудящемуся брату» и других. А красота русских пейзажей воспета в произведениях: «На берегу», «Зима», «В воздухе смолкает», «Осенью» и многих других.
Историческая линия так же нередко прослеживается в творчестве Сурикова, тесно сплетаясь с народным фольклором. Поэт создает былины на легендарные сюжеты: «Садко», «Малороссийская песня», а поэмы «Казнь Стеньки Разина», «Канут Великий», «Василько» отсылают читателя к событиям истории русской земли.
В результате выхода поэтических сборников Суриков обрел заслуженную известность и всеобщее признание. Более того, расширение круга знакомств в литературной среде привело к созданию кружка поэтов-выходцев из народа, в центре которого и оказался автор. Затем объединение переросло в «Суриковский литературно-музыкальный кружок», а Иван Суриков выступил инициатором выпуска в печать сборника стихов «Рассвет» (1872), ставшего результатом коллективного творчества.
К сожалению, тернистый жизненный путь, наполненный передрягами и полуголодными годами, оставил глубокий отпечаток на здоровье поэта: в 1878-1879 годах у Ивана Захаровича развился туберкулез. Даже прохождение лечения в курортных здравницах не давали облегчения, и болезнь все больше и больше прогрессировала, отнимая у поэта жизненные силы. До последних дней рядом с ним была его супруга М. Ермакова, они прожили счастливую семейную жизнь, обвенчавшись еще в 1860 году.
24 апреля (по старому стилю) 1880 года в возрасте 39 лет Иван Суриков скончался. Могила одного из самых близких к народу русских поэтов находится в Москве, на Пятницком кладбище.

СУРИКОВ Иван Захарович родился в семье крепостного крестьянина- поэт.

Отец Сурико­ва, служивший приказчиком в Москве, в 1849 сам открыл овощную торговлю и перевез к себе из деревни семью.

Не получив никакого образования, Иван Захарович, очень рано пристрастился к чтению, а во 2-й половине 50-х гг. начал писать стихи. Суриков служил в лавке своего отца, семья бед­ствовала.

В 1862 он познакомился с А. Н. Плещеевым , который сочувственно отозвался о стихах начинающего поэта, нашел в них «черты самобытности, а глав­ное, задушевность, глубокое чувство» и помог опубликовать их в журнале «Развле­чение». Иван Захарович печатается в эти годы в «Вос­кресном досуге», «Иллюстрированной газете».

После смерти матери (1865) Суриков ухо­дит от отца, работает сначала переплет­чиком деловых бумаг, потом наборщи­ком. Работая почти бесплатно, он живет в нищете, которая заставляет его вер­нуться к отцу и снова заняться торговлей.

С 1870 сотрудничает в журналами «Дело», «Семья и школа», «Воспитание и обуче­ние».

В 1871 издал первый сборник своих стихотворений, куда вошли такие значительные произведения поэта, как:

«Рябина» ,

«В зеленом саду соловушко» ,

«Ах, нужда ли ты, нужда...» ,

«Сиротой я росла...» ,

«В степи» и другие.

В 70-е гг. Иван Захарович начинает проявлять интерес к социаль­ным проблемам. Его кругозор значитель­но расширяется. Он знакомится с писате­лями-демократами В. А. Слепцовым, А. И. Левитовым , Л. Н. Трефолевым , Ф. Д. Нефедовым . Большое впечатление на поэта произвел «Нечаевский процесс» (1871). Познав все трудности пути поэта-самоучки, он решил помочь своим даро­витым собратьям из народа.

В 1872 издаётся сборник «Рассвет», в кото­ром представлены произведения А. М. Ко­зырева, И. Д. Родионова, А. Я. Бакулипа (деда В. Я. Брюсова), С. А. Дерунова, Д. Е. Жарова и его собственные стихи. Сборник вызвал ряд одобрительных отзы­вов, но зато цензура внесла его в список запрещенных книг. Общение с писате­лями-демократами благотворно сказалось на идейной направленности поэзии С., которая приобретает оптимистическое звучание и веру в светлое будущее наро­да.

В 1875 поэт был принят в члены Об­щества любителей российской словесно­сти, в том же году вышел второй сборник его стихотворений. Имя поэта-самоучки из крестьянской среды становится широко известным. Суриков пытается предпринять издание собственного журнала - орга­на для прогрессивных писателей из наро­да, но получает отказ.

В 1877, получив за третье издание своих стихотворений приличный гонорар, Иван Захарович, в связи с усили­вающейся чахоткой, уезжает в Самар­скую губернию на кумыс, затем в Ялту. В Москву он вернулся смертельно больным и вскоре умер.

Поэзия Сурикова И.З. демократична. Его худо­жественные воззрения близки принципам революционно-демократической эстетики Н. А. Некрасова . Тема народных стра­даний, нищеты и бесправия народных масс - основная тема стихотворений поэта. Излюбленным жанром его были песни, в которых он выступал продолжателем А. Кольцова , Н. Цыганова и др. Песни поэта органически связаны с устным народным творчеством, многие из них положены на музыку П. И. Чайковским, Ц. А. Кюи, А. Т. Гречанинов и другими. композиторами:

«Я ли в поле да не травушка была» ,

«Солнце утоми­лось...» ,

«Занялась заря...» ,

«В городе возле броду...» .

Его стихотворения от­личаются реалистической направлен­ностью, в то же время социальный кругозор их ограничен. Лирический герой поэта нередко склонен к абстрактно-гуманистическому морализированию, и это сбли­жает лирику Ивана Захаровича с поэзией его предшест­венника И. С. Никитина.

Поэт занимался переводами, разрабатывал исторические сюжеты. На сюжет новгородской былины о Садко он написал поэму «Садко» , кото­рая послужила основой для одноименной оперы Н. А. Римского-Корсакова. Боль­шой известностью пользовалась его поэма «Казнь Степана Разина» . В ней создан образ народного заступника, вождя кресть­янских масс.

В произведениях на исторические темы Суриков Иван Захарович верно передал национальные характеры, колорит народного искусства. Видное место в творчестве поэта. занимали произве­дения, посвященные детям.

Умер - , Москве.