Все о тюнинге авто

Урок искусство первобытных времен на белорусских землях. Древние верования и первобытное искусство в беларуси. Вопросы и задания

1. Что рисовали первобытные люди на стенах пещер?

2. Во что верили жители Древнего Египта?

1. Верования первобытных людей. Наблюдая смену дня и ночи, времен года, молнию и гром, жизнь растений и животных, древний человек не мог понять и правильно объяснить то, что видел. Болезни и смерть закрепляли в сознании наших далеких предков тревогу и ужас.

Постепенно у людей начали зарождаться представления о сверхъестественных силах, якобы способных вызывать такие явления. Это и было началом религиозных представлений.

Человек стал почитать то, от чего зависела его жизнь, — солнце, землю, воду, огонь. Всю природу человек в своем воображении одушевлял — населял духами земли, солнца, грома, молнии, растительности. Наш далекий предок верил, что деревья имеют душу, обладают чувствами и могут помочь в трудную минуту.

Сон, обморок, смерть первобытные люди объясняли выходом духа (души) из тела. Так возникла вера в загробную жизнь.

2. Мифология. Миф — это древнее народное предание о легендарных героях, богах, о происхождении разных явлений природы. У наших далеких предков сложилась своя мифология.

На белорусских землях с древних времен были широко распространены мифы о деревьях (дубе, березе), о цветке папоротника (кто его най -дет — будет счастлив), о происхождении отдельных рек, озер, болот.

Белорусы, как и другие народы, в мифах стремились объяснить окружающий мир. Существовали многочисленные предания о русалках, леших, домовых. Была создана интересная легенда о том, как Белун из горсточки земли, которая очень быстро росла, сотворил всю Вселенную.

Это интересно* Однажды Белун увидел шар, плывущий мимо него. Оттуда слышалось жалобное мяуканье. Белун освободил из шара узника. Им оказался черт. Белун рассказал ему о своем желании сотворить Вселенную и приказал спуститься на дно моря, чтобы взять там горсть земли. Тот подчинился. Но пока черт спускался, ему в голову пришла мысль, что он сам мог бы создать Вселенную. Поэтому черт взял в пригоршни земли со дна моря, а еще немного спрятал во рту, чтобы выполнить свой план. Вернувшись, он отдал землю Белуну. Тот скомандовал: «Земля, расти!» Горсточка земли начала расти и расти и превратилась в сушу. Но в это время земля, спрятанная чертом во рту, тоже стала расти. Щеки его раздулись, и земля начала выпирать изо рта. Испуганный черт бросился наутек, оставляя за собой дорожку земли, которая сформировала горы и холмы.

А вот на Полесье рассказывают, что, когда черт достиг их местности, запасы земли во рту закончились, и поэтому их земля осталась низиной и здесь образовались болота.

Белорусская мифология является ценным источником для изучения духовной культуры, верований и обычаев наших предков.

3. Погребальные обрады. Обычай погребения связан с возникновением верований древних людей о том, что душа умершего продолжает свое существование и после смерти человека.

Наиболее распространены были два обряда погребения. По первому обряда тело умершего закапывалось в землю, по второму — сжигалось на огне. Огонь считали священной силой. Ему и отдавали покойника.

Древние люди верили, будто умершему «на том свете» необходимо все то, чем он пользовался при жизни. Поэтому покойнику клали его вещи, которые якобы понадобятся ему в «загробной жизни». Это были орудия труда и домашняя утварь, украшения, оружие.

На территории Беларуси существовал обычай насыпать над могилами курганы. Дергай — это насыпь из песка или иного грунта.

Средняя высота кургана составляла 1—2 м. Наибольшее количество древних курганов обнаружено в Витебской и Гомельской областях.

4. Первобытное искусство.

С религиозными верованиями и обрядами связано первобытное искусство. Охотники-собиратели в каменном веке уже умели вырезать из дерева, камня, кости фигурки людей и животных.

Примером древнего искусства является скульптура — создание объемного образа. Об этом свидетельствуют две статуэтки людей, найденные на стоянке возле деревни Осовец Бешенковичского района на Витебщине.

Одна статуэтка деревянная. Она довольно точно передает образ мужчины конца каменного века. Другое изображение вырезано из рога. Оно дает представление о мужчине с вытянутым лицом, высоким лбом и острым подбородком.

Древние люди изготавливали украшения из зубов волка или медведя. Украшения носили на шее, нашивали на одежду. Одновременно они выполняли роль амулетов. Их ношение, по тогдашним представлениям, оберегало человека от опасности, придавало ему силу в борьбе за существование.

В конце каменного века на территории Беларуси достигло расцвета орнаментирование глиняной посуды. Появились такие части орнамента, как круг, ромб, крестообразные фигуры. Эти знаки были символами Солнца и других небесных светил, плодородия, вечности природы, ее круговорота.

Вопросы и задания

1. Объясните понятия: миф, скульптура, курган. 2. Как представлял древний человек окружающий мир?3. Кто такой Белун в древней белорусской мифологии?4. Назовите два основных обряда погребения на белорусских землях.5. Каким образом связаны между собой религиозные верования и первобытное искусство?6. Какой смысл имели орнаменты в виде круга и ромба?7. На какой стоянке в Беларуси найдены статуэтки людей?8. Какое значение придавали амулетам в древности?

История Беларуси с древнейших времен до середины XIII в. : учеб. пособие для 6-го кл. общеобразоват. учреждений с рус. яз. обучения / Г. В. Штыхов. С. Н. Темушев, В. В. Ракуть; под ред. Г. В. Штыхова, Ю. Н. Бохана; пер. с белорус, яз. Л, Г Киселевой. - Минск: Изд. центр БГУ 2009, 143 с.: ил.

3. Духовная культура и искусство первобытного человека.

    Доиндоевропейский период (каменный век).

Превобытность – самый ранний и длительный этап в истории человечества. В ходе попыток исследовать эту эпоху в науке сложилось несколько подходов и периодизаций.

I) Периодизация, предложенная антропологами, основана на изменениях физического типа человека. Эволюция человека как вида началась между 20-12 млн. лет до н.э. и не являлась единым процессом, шла по нескольким направлениям и представляет собой существование и развитие нескольких видов человекоподобных существ. Выделяются следующие этапы развития человека: эпоха существования древнейшего человека - архантропа : к нему относят 1) человека умелого , или «Homo habilis» (он возник примерно 2,5 млн. лет назад, его можно считать первым видом человека, т.к. по своим физическим характеристикам он превосходил обезьяну и использовал первые каменные орудия труда; 2) человека прямоходящего , или «Homo erectus» (примерно 1,5 млн. лет) и 3) человека работающего «Homo ergasten».

Второй этап – палеоантропы . К ним относят неандертальцев: этот тип получил название от реки Неандерталь в Германии, в долине которой впервые были найдены его останки. Именно этот тип человека впервые появился на территории Беларуси (юго-восток). Останки неандертальцев свидетельствуют, что у них были тяжелые челюсти, очень низкий лоб, выдающиеся надбровные дуги, шея была устроена так, что они не могли поворачивать голову назад и смотреть вверх. Кроме того, по строению челюсти ученые заключили, что неандерталец был неспособен к членораздельной речи. Неандертальцы существовали в Европе и на территории Беларуси в течение многих тысяч лет, когда около 35 тыс. лет до н.э. они были вытеснены новым видом существ.

Третий этап – неоантропы . Останки этих людей были найдены впервые в пещере Кроманьон, и данный тип человеческих существ был назван кроманьонцем, или человек ом разумн ым («Homo sapiens»). Кроманьонцы владели связной речью, действовали совместно, обладали большими в сравнении с другими видами знаниями и умениями, и скорее всего, эти существа истребили неандертальцев в борьбе за ресурсы. Эти существа были первыми настоящими людьми, их анатомическое строение схоже с нашим, фактически, с этого времени начинается история человеческого рода.

II) Существует также периодизация первобытного строя, критерием для которой является уровень развития общественных отношений в человеческом обществе. В соответствии с ней в первобытности выделяются несколько этапов.

1) 100-40 тыс. лет до н.э. – первобытное стадо (праобщина);

2) 40-5 тыс. лет до н.э. – раннеродовая материнская община;

3) 5-2 тыс. лет до н.э. – патриархатная община;

4) 2-е тыс. до н.э. – 8 век н.э. – соседская община.

III) Археологическая периодизация выделяет три больших периода первобытной истории – каменный век, бронзовый век, железный. Каменный век подразделяется на палеолит (2,5 млн. лет – 10 тыс. л. до н.э.), мезолит (9 – 5 тыс. лет до н.э.), неолит (5 – 3 тыс. лет до н.э.). В свою очередь палеолит также делится на три периода – нижний, или ранний палеолит (2,5 млн. – 100 тыс. лет до н.э.), средний палеолит, или мустьерский период (100-35 тыс. лет назад), верхний, или поздний палеолит (35-10 тыс. лет до н.э.), мезолит (ХII – V тыс. до н.э.) и неолит (V – III тыс. до н.э – наша эра). Конец эпохи неолита, когда появились первые орудия из меди, называют энеолитом – меднокаменным веком. Кроме того, палеолит и часть мезолита соответствуют ледниковому периоду – плейстоцену, неолит – относится к послеледниковой эпохе – голоцену. Эпоха бронзы – конец III тыс. – 8-7 вв. до н.э., железный век – 8-7 вв. до н.э. – 7-8 вв. н.э.

Начало каменного века на территории Беларуси приходится на период среднего палеолита, к этому времени относят каменные орудия труда, найденные около деревень Светиловичи, Подлужже (Гомельская область), Обидовичи (Могилевская). Считается, что ими пользовались неандертальцы. К периоду позднего палеолита (с 35 тыс. до н.э.) относят появление на белорусских землях кроманьонца. От этого времени на Беларуси сохранились две стоянки – Юровичи (24 тыс. до н.э.) и Бердыж (21 тыс. до н.э.). При раскопках были найдены остатки полуземлянок с очагом посредине, построенных из костей крупных животных, обтянутых шкурой (это были преимущественно мамонты, возле Юровичей нашли останки 20 мамонтов), а также большое количество кремниевых орудий труда (ножи, скребки и др.). К этому периоду относится также добывание огня путем трения. Основные виды деятельности – коллективная охота, рыболовство, собирательство.

Тяжелые условия жизни принуждали людей объединятся: небольшие группы по 20-30 человек получили в науке название прообщины или первобытного человеческого стада (это характерно для среднего палеолита). В позднем палеолите основным коллективом была раннеродовая материнская община (родство в общине велось по материнской линии (матриархат)), которая проживала на одной или нескольких соседних стоянках. Средства существования добывались коллективно, соответственно существовала общинная и родовая собственность, продукты распределялись равномерно между членами общины.

После отступления последнего ледника с территории Беларуси (15-13 тыс. лет назад) территория стала пригодной для жилья и наступила современная геологическая эпоха (климат, рельеф, растительный и животный мир были похожи на современные). Началась эпоха мезолита и именно в этот период происходит окончательное заселение территории Беларуси, появляется постоянное, т.н. автохтонное население, так как начинается переход к оседлому образу жизни. В Беларуси известно около 120 мезолитических стоянок, общее население составляло примерно 5-6 тыс. человек. Основные орудия труда делали из кремня, дерева или кости, был изобретен лук, ручные мельницы, плоты, лодки, была приручена собака.

Последний период каменного века – неолит. Этот период получил свое название в связи с появлением новых техник обработки камня – сверление, шлифовка. Растущие потребности в кремне привели к добыче его шахтным способом. Древние шахты, которыми пользовались в 4 тыс. до н.э., были найдены около Красного Села Волковысского района Гродненской области. Расширяются виды деятельности - возникают ремесла: ткачество, гончарное дело. Неолит – очень важный период в первобытной культуре, так как именно в это время происходит переход от присваивающей экономики (охота, рыболовство, собирательство) к производящей (земледелие и животноводство - неолитическая революция ).

Еще во время мезолита на территории Беларуси шел процесс объединения родовых общин в племена. Племя – это устойчивое объединение нескольких родов, которые связаны общностью происхождения и кровных связей. Примерно в 4 тыс. до н.э. возникли основные группы племен эпохи неолита: на севере – нарвенская, на востоке – верхне-днепровская, на западе – неманская, в центральной части и юге – днепро-донецкая. К этому периоду относятся стоянки Камень (Брестская обл.) и Осовец (Витебская обл.). Все они отличаются жилищами, орудиями труда, домашней утварью, орнаментацией керамики.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Первобытный человек попал на территорию Европы приблизительно 40-35 тыс. лет назад. Людей того времени называют кроманьонцами. По внешнему виду они похожи на современных. Кроманьонцы начали расселятся на юге Беларуси. Древнейшие поселения людей (стоянки) найдены археологами на берегах рек Припять и Сож возле деревень Юровичи и Бердыж в Гомельской области. Они существовали примерно 24-21 тыс. лет до н. э. Здесь обнаружены остатки очага, орудия труда из кремня, а также кости и черепа мамонтов, использованные для строительства жилья.

3 слайд

Описание слайда:

Первобытный строй на территории Беларуси делится учеными на три периода (в зависимости от того, из каких материалов делались орудия труда): каменный, бронзовый, железный века. Наиболее важными достижениями первобытных людей были освоение огня, изобретение остроконечных секущих, режущих, колющих орудий.

4 слайд

Описание слайда:

Каменный век на территории Беларуси закончился приблизительно в конце 3-го тысячелетия до н. э. За этот период произошло несколько наступлений ледника. Период Основные виды занятий палеолит Загоннаяохота, собирательство. Добыча огня. Изготовление ручного рубила, скребков. Строительство примитивного жилья. мезолит Охота, рыболовство. Появление лука и стрел. Изготовлениекостяных орудий труда. неолит Зарождение земледелия и скотоводства. Межплеменные связи. Оседлый образ жизни. Появление керамики, ткачества. Обработка кремния.Пиление, шлифование и сверление камня. Горнодобывающий промысел. Изобретение лодки.

5 слайд

Описание слайда:

Особенность занятий людей каменного века состояла в том, что они брали от природы все в готовом виде. Такое хозяйство называют потребительским (присваивающим). Первобытные люди постепенно стали заниматься индивидуальной охотой. В этом им помогала собака - первое прирученное человеком животное. Незаменимым материалом дня производства орудии труда был кремень. Его добывали в первобытных шахтах - вертикальных колодцах глубиной 3-5 м, найденных археологами у поселка Красносельский Волковысского района.

6 слайд

Описание слайда:

Первым известным коллективом людей было первобытное человеческое стадо. Кроманьонцы жили уже родовыми общинами, объединявшими 50-70 кровных родственников. Во главе общины стоял избранный старейшина. Постепенно роды объединялись в племена. Родство первоначально велось по материнской линии, так как женщина играла определяющую роль в жизни первобытного общества. Такой порядок называют материнским родом, или матриархатом.

7 слайд

Описание слайда:

Бронзовый век на территории Беларуси продолжался с начала 2-го тысячелетия до н. э. приблизительно до конца VIII в. до н. э. В это время изделия из меди и бронзы попадали с юга на территорию Беларуси. Люди начали приручать все больше животных, а после перешли к их разведению. Первым домашним животным стала свинья. Происходит переход от охоты к животноводству и от собирательства к земледелию. Он означал переход от потребительского хозяйства к производительному.

8 слайд

Описание слайда:

Вначале земледелие было мотыжным, когда основным орудием труда служила мотыга, а затем - подсечно-огневым. Древние люди высекали лес, корчевали и сжигали пни, пепел употребляли в качестве удобрения, землю обрабатывали бороной-суковаткой. Для сбора урожая использовали серпы, муку получали на зернотерках. Чтобы сохранить зерно, а также молоко, полученное от разведенных животных, делали плоскодонную глиняную посуду.

9 слайд

Описание слайда:

Во время бронзового века на территорию Беларуси постепенно начали проникать индоевропейцы - многочисленные племена животноводов-кочевников, которые первоначально жили в Малой Азии. В период расселения на территории Европы в результате смешивания индоевропейцев с местным населением возникли племенные объединения германцев, славян, балтов.

10 слайд

Описание слайда:

Железный век на территории Беларуси начался примерно в VII в. до н. э. Люди научились добывать железную руду. Ее называли болотной, потому что находили это сырье по бурому цвету на болоте или под дерном на лугу. Из руды выплавляли в сыродутных печах-домницах, сделанных из глины, пористую массу - кричное железо. Постепенно развивалось земледелие, ставшее пахотным. При обработке земли использовали деревянное рало с железным нарогом-наконечником.

11 слайд

Первобытное общество в эпоху каменного, бронзового и железного веков в Беларуси.

ПЕРИОДИЗАЦИЯ:

1)Каменный (от 3млн лет до н.э. до 3тыс. лет до н.э.):

2)Бронзовый (2тыс до н.э. – нач 1ого тысячелетия до н.э.)

3)Железный (1ое тысячелетие до н.э. – IV-Vв н.э.)

Этапы развития первобытного об-ва:

1. Первобытное стадо

2. Ранняя родовая община(матриархат)

3. Поздняя родовая община(патриархат)

4. Разложение первобытного об-ва, начало образования классов

Австролапитек(умелый)-архантроп(прямоходящий)-палеоантроп(неандерталец)-неоантроп(кроманьонец).

Были найдены обработанные орудия труда из кремния возле Светилович, деревень Обидовичи, Клеевичи.

Люди жили материнско-родовой общиной. Они совместно занимались охотой, рыболовством, собирательством.

Занятия первобытного человека:

Присваивающее хоз-во: охота(загонная, индивидуальная с использованием лука, стрел), рыболовство, собирательство, бортничество.

БРОНЗОВЫЙ ВЕК.

Земледелие и живодноводство становятся ведущими занятиями людей. Более распространенными стали прядение и ткачество.

В семье и обществе мужчина занял доминирующее положение. Выделяется родоплеменная знать (совет мужчин – воинов, военных вождей), нарушается прежнее равноправие, возникает частная собственность.

В Беларуси не было местных месторождений меди и олова, сплав которых дает бронзу, поэтому их привозили в основном с Кавказа.

ЖЕЛЕЗНЫЙ ВЕК.

Из железной руды в сыродутных бомницах (печах, сделанных из глины) выплавляли кричное железо.

Возникло имущественное неравенство, которое приводит к войнам. Люди начинают создавать укрепления – городища . Союзы родов объединяются в племена, и начинается формирование зачатков государственности.

Заселение территории Беларуси славянами (кривичи, дреговичи, радимичи). Киевская Русь.

Терр-ию Беларуси заселили вост.-славянские племена: кривичей, дреговичей, радимичей.

ДРЕГОВИЧИ. (от «дрыгва» - болото) расселились между р. Припять и Зап. Двиной в Полесье.

КРИВИЧИ. (от «кровные», близкие по крову или «кривая терр-ия», бугристая, на которой они жили) расселились а верховье Днепра, Зап. Двины, Волги и Чудского озера. Тех, кто жили в верховьях Зап. Двины называли полочаначи. Полоцкие кривичи имели свое «княжение», т.е. первоначальное государственное образование. Они собирались на вечевые собрания для обсуждения общих дел, обрядов, торговых отношений. РАДИМИЧИ. (по имени князя Радзим) расселились по р. Сож., их центром был Гомель + Кричев, Чечерск, Речица и Рогочев. Они были самыми слабыми, так и не удалось создать своей государственности, т.к. в 885г. киевский князь обязал их платить ему дань, а до этого дань они платили хазарам. В 984г. киевский князь Владимир Святославович отправил войско во главе с воеводой на радимичей, произошла битва на р.Песчане, в рез-те которой радимичи были разбиты.

Территория современной Беларуси находилась на западной окраине Киевской Руси. Вначале здесь существовали Полоцкое и Туровское княжества. По мере развития феодальных отношений некоторые княжества делали попытки выйти из-под власти Киева.

Древние верования и первобытное искусство в Беларуси.

Духовная культура первобытного об-ва представляла собой:

1. Фетишизм (вера в чрезвычайные способности природы, камней, деревьев или сделанных человеком предметов (фетиш))

2. Анимизм (вера в существование духов и души, которые имеют человеческие черты и влияют на все живое)

3. Тотемизм (вера в общее происхождение, родственные связи между группой людей и определенным видом животных или растений)

С появлением земледелия и животноводства зародились новые верования людей. Они стали обожествлять Солнце (культ Солнца , о культе Солнца свидетельствует солярная символика), небо, дождь…. Основные боги (к концу 10 века): Перун (бог воинов, оружия, войн, гром и молния), Стрибог (небо и вселенная), Даждь Бог (солнца, природы), Макошь (бог Земли и плодородия).

Большое значение придавали одежд е (символичный орнамент, вышивки по краям одежды для защиты от злых духов). Был распространен культ предков (дзяды, радуница). Существовали обряды, хороводы, заговоры, заклинания, песни…..Ранее был культ упырей (вампиров), берегинь (русалок), домовых. В бронзовом веке появилась вера в загробную жизнь, появились обряды жертвоприношения , поминальные, свадебные

Отношение древних людей к окружающему миру выразилось не только в религии, но и в искусстве . Его первыми памятниками стали статуэтки (женщин, мужчин, лося, утки; на стоянке Елисеевичей, на Брянщине найдена статуэтка женщины , датируемая верхним палеолитом). В бронзовом веке появился орнамент (появление шнурового орнамента связано с индоевропейцами). Появление музыкальных инструментов (первые – ударные). Первая археологическая находка – дудочка , сделанная из косточки птицы. Она относилась к верхнему палеолиту, найдена на стоянке Асовец. Были различного рода украшения – серебряные, бронзовые подвески, искусно выполненные бусы.

5.Первые княжества на территории Беларуси: Полоцкое (ПК) и Туровское (ТК).

ПОЛОЦКОЕ КНЯЖЕСТВО

ПК возникло в среднем течении Западной Двины в 9 веке и занимало всю современную центральную и северную Беларусь . Сам Полоцк впервые упоминается под 862 г. (город находился на реке Западная Двина, которая была частью важнейшего торгового пути «из варяг в греки», выгодное г. п. способствовало быстрому росту Полоцка и превращению его в крупный центр ремесла и торговли).

Около 970-980 гг. к Рогнеде посватались Новгородский и Киевский князья. Она предпочла Ярополка (Киевского князя). Оскорбленный Владимир напал на ПК. Силой взял Рогнеду. Увез к себе (Владимир дал Рогнеде новое имя Горислава). Она стала одной из наложниц, поэтому она пыталась убить Владимира, но он проснулся и выхватил нож. Сын Изяслав спас мать. Тогда Владимир собрал боярский совет для решения проблемы. Рогнеду отпустили назад, т.к. Владимир принял христианство и отказался от многоженства. Рогнеде и Изяслав были высланы в Полоцкое Княжество в Заславль, что позволило восстановить полоцкую княжескую династию. В конце жизни Рогнеда ушла в монастырь под именем Анастасия и умерла в 1000г. Изяслав распространял христианство и письменность на территории Беларуси. Умер в 1001г.

После восстания киевлян (15 сентября 1068г) его делают великим киевским князем, но через 7 мес. Всеслав вернулся в Полоцк. После смерти Всеслава ПК распалось на ряд отдельных княжеств, начался период феодальной раздробленности. Система управления в ПК характеризуется как княжеско-вечевой строй. Вече – общее собрание взрослых мужчин, для решения общественных и государственных вопросов, которое могло снимать и назначать князя. Обязанности князя : организация и командование войска, сбор дани, осуществление суда. Опорой князя была дружина (специально обученный военному делу вооруженный отряд людей) и народное ополчение. Вече приглашало князя на княжение, изгоняла неугодного князя, объявляла войну и мир, регулировала торговые и хозяйственные отношения и было высшим судом. Главным законом была «Русская правда» Ярослава Мудрого.

ТУРОВСКОЕ КНЯЖЕСТВО (ТК)

Первое упоминание о Турове 980г. Первый летописный князь – Тур. Территория: левый берег р.Припять с городами Туров, Пинск, Слуцк, Брест. До конца X в. Туровское княжество развивалось как самостоятельное. Здесь руководила династия князей. С конца X в. в Турове княжит сын Великого князя Киевского Святополк , который вел борьбу за самостоятельность княжества. Святополк женится на польской принцессе и приглашает в Туров католического епископа Рейнберна. В 1015г Владимир киевский князь умирает и Святополк становится киевским князем. Между Ярославом Мудрым и Святополком начинается борьба за Киев, которая заве6ршилась в 1019г в битве на р.Альта (победил Ярослав). В Турове князем становится сын Ярослава Мудрого Изяслав, династии которого правит в Турове до 1113г. А в 1150гг. Юрий Ярославович овладел ТК и восстановил династию Изяславовичей, которая правит Туровом вплоть до его вступления в ВКЛ.

6.Зарождение феодальных отношений, социально-экономическое развитие белорусских земель в IX – середине XII вв.

В IX – XII вв. у восточных славян складывается феодальный уклад (в связи с возникновением частной собственности и имущественного неравенства). Земля, бывшая прежде во владении сельской общины, переходит в частную собственность отдельных общинников (старейшин, вождей…). Из них формируется класс феодалов . А ранее свободные крестьяне общинники («люди») попадали в феодальную зависимость и выполняли в пользу землевладельцев различные повинности. Существовали такие группы зависимых крестьян : челядь(служили при дворе феодала), смерды (полусвободные крестьяне), холопы (почти рабы, полностью потеряли личную свободу), закупы (попадали в зависимость за долги), рядовичи (попадали в зависимость по договору).

Существовала 2 формы феодального землевладения :

Вотчинное (с правом продажи, раздела, передачи по наследству)

Поместное (с правом временного пользования за службу у князя)

В IX – XII вв. на терр-ии Беларуси происходило возникновение городов . Причины: отделение ремесла, требовавшего особых навыков, от земледелия; поселение ремесленников в местах, близких к источникам сырья, необходимого для их занятий; развитие обмена продуктами на товары и торговли.

Самым древним белорусским городом считается Полоцк (862г.), затем Витебск (974), Туров(980) согласно «Повести временных лет». Всего в летописи упоминается более 30-35 названий городов, существовавших на терр-ии Беларуси в IX – XIII вв..

Город состоял из нескольких частей. Укрепленный валами, рвами, стенами центр города назывался «детинец». Поселения ремесленников и торговцев, которые возникали около укрепленного центра, назывались посадами . Обычно воле детинца на берегу реки располагался рынок или торг . Раннефеодальные города были невелики: от нескольких сотен до нескольких тысяч жителей. Жилища простых горожан представляли собой деревянные срубы. Церкви обычно строились из дерева, камня и кирпича. Княжеские терема (дворцы) строились в несколько этажей. Улицы (они назывались «концы») были узкими, отходили в разные стороны от центра.

Города являлись также центрами торговли . Через терр-ию Беларуси проходил путь «из варяг в греки» : из Балтийского моря по Зап. Двине далее волоком в Днепр и по Днепру в Черное море. Из Беларуси везли меха, воск, мед. Завозили ткани, стеклянную посуду, специи, украшения, оливковое масло.

7. Феодальная раздробленность в Беларуси. Распад Полоцкого и Туровского княжества на удельные княжества. Время с начала ХII в. до конца ХV в. называют периодом феодальной раздробленности или удельным периодом. Феодальная раздробленность - это процесс экономического усиления и политической обособленности отдельных земель. Этот процесс был обусловлен экономическими и политическими причинами : а) развитие феодальных отношений, укрепление власти местных феодалов, б) рост значения экономических и политических центров. Этот период начался еще при жизни Всеслава, когда он, опасаясь борьбы за земельный передел, был вынужден разделить «отчину» между сыновьями, которые, начали дальнейшее перекраивание территории, что неизбежно привело к раздроблению до этого единого и мощного княжества. В результате Полоцкое княжество раздробилось сначала на 6, а затем и больше уделов. Собственно Полоцк получил старший из сыновей, Давыд.

Туровское княжество также не минула судьба дробления на уделы. В 1142 оно было разделено на такие уделы как Брест, Клецк, Рогачев, Дрогичин, Черторийск. К началу 13 века ТК потеряло свое прежнее политическое значение. Всё большую самостоятельность приобретали Пинское, Брестское, Слуцкое. Пинск стал как бы 2 столицей княжества.

8. Борьба белорусских княжеств с крестоносцами и монголо-татарами. Внешнеполитическое положение в конце XII – первой половине XIII вв.

КРЕСТОНОСЦЫ

В конце 12 века в устье Зап. Двины высадились немецкие рыцари под видом распространения католичества (искоренения язычества) они стремились поработить местное население. В 1201г была основана крепость Рига при католическом епископе Альберте. В 1202г был создан орден меченосцев, который стал расширять свои территории, стремясь поставить под контроль торговый путь «из варяг в греки» и прибрать к рукам право сбора дани с ливов. (орден – это военная организация церковных и светских феодалов). В этом их интересы столкнулись с ПК, поэтому летом 1203г князь Владимир организовал поход и захватил крепости Икскюль и Гольм. В борьбе с крестоносцами при защите города-крепости Кукейнойс отличился князь Вячка. Он несколько раз одерживал над ними победы, но в 1208г был вынужден сжечь свою крепость. В 1209г крестоносцами был захвачен и сожжен Герцике. 5 раз они пытались захватить Полоцк. В 1210г был заключен между рижским епископом Альбертом и Владимиром (мир выгодный крестоносцам). В 1216г был подготовлен большой поход совместно полоцких дружин с племенами ливов и эстов против крестоносцев. (поход не состоялся, т. к. князя Владимира отравили). Тогда был заключен очередной мир, который получил название «Смоленская торговая правда» (мир Полоцка, Витебска и Смоленска с Ригой). .

Крестоносцы угрожали не только Полоцку, но и Новгороду, что привело их к политическому объединению. Так в 1240г в битве на Неве (прославился Яков полочанин), а затем в 1242г в битве на Чудском озере («Ледовое побоище») совместные новгородско-полоцкие войска под руководством Александра Ярославовича (Ал.Невский) одержали блестящие победы над немецкими рыцарями.

МОНГОЛО-ТАТАРЫ

С востока на русские земли начали нашествие татаро-монгольские полчища. В 1223г татары разгромили объединенное войско русских и половецких князей на р. Калка. В битве погиб князь Юрий Несвижский. К 1240г татаро-монголы захватили все русские земли и часть Зап. Европы, Создали свое государство – Золотую Орду .

9. Культура белорусских земель в IX – середине XIII вв. Распространение христианства на территории Беларуси.

РАСПРОСТРАНЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА.

В 988г киевский князь Владимир принял христианство, как гос. религию. В связи с этим он отказался от многоженства. Появилось духовенство во главе которого стоял метрополит, и ему подчинялись епископы. Вслед за этим христианство приняла высшая знать Полоцка, но христиане в Полоцке были ещё раньше, в начале 9 века: полоцкие воины, входившие в Византию, Рогнеда, Изяслав и т.д. После официального принятия веры стали создаваться епархии (религиозно-христианские округа). В 992г в Полоцке (Витебск, Менск, Орша, Заславль, Браслав,Логойск), в 1005г – в Турове (Гомел., Брест, Гродн. Области). Стали открывать церкви и монастыри: в 12 век около Полоцка Ефросинья Полоцкая основала женский Святого Спаса и мужской Святой Богородицы монастыри; Итоги распространения христианства:

Развитие культуры восточных славян, распространение письменности, летописание.

Начало каменному зодчеству

Развитие ремесел и торговли с др. странами

Создание художественных ценностей.

РЕЛИГИОЗНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ ДЕЯТЕЛИ:

Ефросинья Полоцкая.

Предслава. Девочкой сбежала в женский монастырь, постриглась в монашки под именем Ефросинья, переписывала церковные книги, основала школу для детей, монастырь, на склоне жизни совершила паломничество в Иерусалим. Во время которого умерла в 1167г. Мощи были в Киево- Печерской Лавре, а 1910г перенесли в Полоцкий Спасо-Ефросиневский монастырь. Первая святая.

ПИСЬМЕННОСТЬ.

Известие о письменности у восточных славян относится к 10- началу 11 века. Это была кириллица. Первые памятники письменности на Бел: «Борисовы камни» (4 валуна с надписями) -в русле Зап. Двины (12 век), «Рогволодов камень» - возле Орши, деревянный гребень с буквами алфавита – в Бресте, берестяные грамоты в Витебске и Мстиславле – 13 век.

КАМЕННОЕ ЗОДЧЕСТВО. ФРЕСКИ

К концу 10века с принятием христианства начинается возведение монументальных культовых строений – в середине 11в в Полоцке каменный Софийский Собор (7 куполов, фрески, библиотека, архив, гос. казна; при строительстве использовали плинфу – плоский кирпич).

В 13 веке оборонительные сооружения, т. к. угроза со стороны крестоносцев и татар: башня Белая Вежа в Каменце (30 метров).

В 11-13вв – фресковая живопись. Фреска – водяные краски по свежей штукатурке. Стены Софийского и Спасского Соборов, Витебской, Благовещенской церкви и др. украшены фресками на сюжеты библейских сказаний и с фигурами святых.


Похожая информация.


Вопрос 5. Духовная культура первобытного общества

Хозяйственная деятельность людей способствовала появлению в позднем палеолите (40-10 тыс. лет назад ) веры в существование сверхъестественных сил. Древнейшими религиозными представлениями являются тотемизм (вера в сверхъестественную связь между человеком и животным или растением); фетишизм (вера в сверхъестественные свойства неодушевленных предметов); анимизм (вера в существование душ и духов). Из совокупности ритуалов и обрядов складывались культы животных, явлений природы, неодушевленных предметов. Одним из первых возник культ огня. Составной частью культов являлась магия - вера в способность человека с помощью особых действий сверхъестественным образом воздействовать на природу и человека. Применительно к палеолиту и мезолиту объекты поклонения древних людей еще неправомерно называть богами или божествами. На территории Беларуси очень мало находок периода палеолита и мезолита, которые дали бы возможность составить полное представление о религии и искусстве древних людей этого региона. В Юровичах найдена пластина из бивня мамонта, покрытая чешуеобразным орнаментом (20-25 тыс. лет). Под Сморгонью нашли фрагмент изделия из рога, покрытый узором из нарезов и точек. В качестве оберегов, талисманов, амулетов древние люди использовали клыки тотемных животных (волка, медведя, кабана).

Данные раскопок поселений периода неолита (5-3 тыс. лет до н. э.) свидетельствуют о распространении культов лося, утки, цапли, змеи. Для неолита характерны культы, связанные с земледелием и скотоводством; солнца, домашнего очага, коня.

В железном веке (VII в. до н. э. - V в. н. э. ) сложился пантеон языческих богов, которые представляли значимые для человека силы природы: грозу. Солнце, дождь, воду.

Развитие религиозных представление о душе и загробном мире содействовало возникновению культа предков и похоронного обряда. На территории Беларуси в бронзовом и раннем железном веках были распространены два вида захоронений: кремация и трупоположение . Над могилой насыпался курган. Возле д. Ходосовичи (Рогачевский район) находятся курганы бронзового века.

Первобытное искусство , сочетавшее магические и эстетические функции, представлено орнаментами, украшениями, статуэтками. Палеолитическое искусство отображало растительный и животный мир. Изображения человека редки и схематичны. Интерес к человеческим изображениям характерен для неолита. В эпоху металлов широкое распространение получили орнаменты - символы Солнца. В этот период появляются изделия из меди и бронзы (подвески, височные кольца, гривны). Во время обрядов древние люди использовали музыкальные инструменты : духовые (дудки, свирели) и ударные (бубны, барабаны).

Вопрос 6. Расселение славян на территории Беларуси

В середине 3-го тысячелетия до н. э. из индоевропейской общности стали выделяться славянские племена. Этот процесс занял примерно 500 лет. Среди ученых до сих пор отсутствует единое мнение о прародине славян. Большинство современных исследователей считают, что славяне как этнокультурная общность сформировались в бассейне рек Эльба (Лаба), Одер, Висла. О жизни и нравах славян ("венедов") писали древнеримские авторы I-II вв. Византийские историки VI в. называли их антами и склавинами.

Славянские племена в VI в. включились в миграционные процессы, известные как "великое переселение народов". Социальное устройство славян в этот период характеризуется как "военная демократия". В II-III вв. славяне достигли Балканского полуострова, проникли в Среднюю и Юго-Восточную Европу. В V-VII вв. пражская археологическая культура, которую все ученые считают славянской, распространилась на юг Беларуси. В VI-VII вв. единая славянская этническая общность распалась на западных, южных и восточных славян. В VIII-Х вв. проходит массовое расселение восточных славян по территории Беларуси. При этом славянские племена вытесняли или ассимилировали балтов. На территории, занятой славянами, сохранялись небольшие районы, занятые балтами.

По свидетельству древнерусской летописи "Повесть временных лет", территорию современной Беларуси занимали три племенных союза - кривичи, дреговичи, радимичи. Кривичи расселились в Подвинье и Верхнем Поднепровье, на Верхней Волге, на севере Чудского озера. Это крупное объединение славянских племен ученые делят на три части: кривичей полоцких, смоленских и псковских. Дреговичи занимали южную и центральную части Беларуси. Радимичи занимали земли в бассейне рек Сож и Ипуть.

Современные ученые считают, что на территории Беларуси в IХ-Х вв. происходил славяно-балтский синтез. В подтверждение этому лингвисты указывают, что славяно-балтское происхождение кривичей, радимичей и дреговичей подтверждается названиями этих общностей: корни названий - балтские, а элемент "ичи" - славянский. На приграничных территориях Беларуси проживали славянские племена дулебов, древлян, волынян, бужан. Со славянами соседствовали балтские племена ятвягов и литвы.

Основными хозяйственными занятиями славян было подсечно-огневое (на севере и в центре Беларуси), пашенное (на юге) земледелие и скотоводство. Большое значение имели охота, рыболовство, бортничество, развивались различные ремесла (гончарное, кузнечно-металлургическое, ювелирное и др.).