Все о тюнинге авто

Античный мыслитель признавший первичность мира идей. Тест история философии. c. результат дедукции

1. Как самостоятельное духовно-культурное образование философия возникла:

а) С появлением первых жителей

б) В Древнем Риме

в) в Древней Греции

г) В Новое Время

д) в эпоху Возрождения Ответ: в

2.Древнегреческий философ, утверждающий, что основой всего сущего является беспредельный «апейрон»

а) Анаксимандр

б) Анаксимен

в) Гераксимен

г) Пифагор

д) Демокрит Ответ: а

3. Античный мыслитель, признававший первичность мира идей по отношению к реальному бытию вещей:

а) Гераклит

б) Аристотель

в) Сократ

д) Платон Ответ: д

4. Изречение: «Платон мне друг, но истина дороже» принадлежит:

а) Аристотелю

б) Пифагору

в) Гераклиту

г) Сократу

д) Протагору Ответ: а

5. Создатель атомистической картины мира:

а) Плотин

б) Эпикур

в) Демокрит

г) Парменид

д) Анаксагор Ответ: в

6. Пифагор утверждал, что:

а) все понятия заключены в самом человеке

б) все есть вода

в) мир есть гармония чисел

г) все состоит из атомов

д) все есть огонь Ответ: в

7.Филосов, утверждавший в качестве первоначала воду:

а) Анаксимен

в) Ньютон

г) Аристотель

д) Августин Ответ: б

8. Умонастроение, преобладающее в эпоху Возрождения:

а) Гуманизм

б) Реализм

в) Идеализм

г) Метериализм

д) Романтизм Ответ: а

9. Тип мировоззрения, согласно которому человек есть центр мировоззрения:

а) Геоцентризм

б) Антропологизм

в) Пантеизм

г) Антропоцентризм

д) Антиклерикализм Ответ: г

10. Исходный пункт, начало всякого познания, философского мышления по Декарту:

а) Чувственное восприятие

б) Априорные формы рассудка

в) Агностицизм

г) «вещь в себе»

д) Сомнение Ответ: д

11. Т.Гоббс «естественное состояние людей» понимает как:

а) Любовь к ближнему

б) Войну всех против всех

в) Равновесие любви и ненависти

г) Примирение с реальностью

д) Политический релятивизм Ответ: б

12. Объективный идеализм характерен для философии:

а) Гегеля и Платона

б) Локка и Юма

в) Аристотеля и Гегеля

г) Декарта и Сократа

д) Беркли и Спинозы Ответ: а

13. Что такое «идолы познания»?

а) Механизм рассуждения

в) Божества, которым поклоняется человек

г) Препятствия на пути к истине

д) Обороты речи Ответ: г

14. Основные понятия этики Эпикура:

а) Достижения счастья и спокойствия души

б) Достижения спокойствия души и смирения

в) Гедонизм

г) Мужество, стойкость духа

д) Гуманизм Ответ: а

15. Что такое понятие номинализма в философии Средневековья?

а) Утверждение самостоятельного существования универсалий

б) Отрицание существования материи

в) Утверждение реальности только отдельных вещей



г) Способ доказательства бытия бога

д) Утверждение связи общего и индивидуального Ответ: в

а) Фома Аквинский

б) Эпикур

в) Платон

г) Макиавелли

д) Зенон Ответ: б

17. Проблема, выдвинутая представлениями Милетской школы:

а) Красоты

б) Первоначала

г) Человека

д) Нравственности Ответ: б

18. Субъективный идеализм характерен для:

а) Гегеля

б) Платонова

г) Декарта

д) Берклии Ответ: д

19. Учение об идолах, которые являются препятствием на пути познания мира человеком, создал:

б) Спиноза

в) Декарт

д) Бэкон Ответ: д

20.Принцип «Я мыслю, следовательно, существую» является исходным тезисом для философии:

б) Гоббса

г) Декарта

д) Берклии Ответ: г

21. Число в качестве первоосновы мира выступает в учении:

а) Протагора

б) Фалеса

в) Цицерона

г) Пифагора

д) Аристотеля Ответ: г

22. Метод индукции приобрел известность в философии благодаря:

а) Декарту

б) Лейбницу

в) Бэкону

г) Спинозе

д) Юму Ответ: в

а) Главный закон морального поведения

б) Конституция Германской империи

в) Физический закон взаимозависимости тел

г) Метод познания

д) Эталон способности суждения Ответ: а

24. Какие добродетели выделяет Сократ:

а) Соблюдение внешних приличий, воинственность

б) Умеренность, мужество, справедливость

в) Укрощение страстей, любовь к Родине, законопослушание

г) Ум, красота, здоровье, слава и богатство

д) Любовь к ближнему, уважение старшим Ответ: б

25. Самой ранней мировой религией является…

а) Иудаизм

б) Буддизм

в) Христианство

д) Индуизм Ответ: б

26. Первоначало, безличный мировой закон в древнекитайской философии:

д) Ли Ответ: б

27. Душа мира, связующее зерно между богом и его творением, по Соловьеву, есть…

а) Демиург

г) Единое

д) Мировая душа Ответ: б

28. Предоставляем естественнонаучного направления в «русском космизме» является…

а) Бердяев

б) Богданов

в) Вернадский

г) Федоров

д) Шестов Ответ: г

29. Структура психики, согласно Зигмунду Фрейду, состоит из…

а) Эроса и Танатоса

б) Я и Не-Я

в) Сверх-Я, Я, Оно

г) Либидо, сублимации

д) Архетипов. Ответ: в

30. Философское направление, согласно которому человек обречен на одиночество и бессмысленность существования, есть…

а) Марксизм

б) Прагматизм

в) Волюнтаризм

г) Экзистенциализм

реальному бытию вещей:


a. Аристотель

c. Демокрит

e. Гераклит


2. Представители Элейской школы философии Древней Греции:


a. Ксенофан

b. Парменид

e. Гераклит

f. Пифагор


3. Изречение: "Платон мне друг, но истина дороже" принадлежит:


a. Протагору

b. Пифагору

c. Гераклиту

d. Сократу

e. Аристотелю


4. Термин, обозначавший в средневековой философии общие понятия -… универсалии

5. Направление средневековой философии, утверждавшее, что универсалии существуют независимо от сознания … крайний реализм

6. Философия средневековья складывалась на основании источников:

(выбрать неправильный ответ):


a. философии Аристотеля;

b. милетской философии;

c. платоновской философии;

d. Священное писание;


7. Эпоха в истории европейских стран, переходная от средних веков к Новому времени, характеризующаяся восстановлением идеалов античности: …Возрождение

Дуалистической является философская система:


a. Декарта

e. Спинозы


9. Спиноза конкретными состояниями единой субстанции «природы-бога», ее материальными проявлениями называл: …модус

10. Проблемы, изучаемые И. Кантом в докритический период его деятельности:


a. Этические,

b. антропологические,

c. социальные,

d. метафизические,

e. философии природы


11. Философская концепция, признающая одно начало мироздания, это: монизм


12. Функция философии, способствующая выработке общенаучных методов познания действительности:


a. аксиологическая

b. критическая

c. мировоззренческая

d. методологическая

социальная


13. Философскими суждениями являются:

a. количество энергии в замкнутой системе сохраняется

b. предметы состоят из атомов

c. пространство и время суть формы бытия материальных объектов

d. мир познаваем

15. Понятия «бытие» и «небытие» в философию ввел:


a. Пифагор.

b. Сократ.

c. Парменид.

d. Платон.

e. Аристотель.


16. Философская концепция, признающая два равноправных начала: дуализм

Философское направление, признающее разум основой познания поведения людей:


b. рационализм

c. эмпиризм

d. критицизм

e. сенсуализм

f. солипсизм

g. редукционизм


18. Функция философии, подвергающая все сомнению:


a. аксиологическая

b. методологическая

c. социальная

d. критическая

e. мировоззренческая


19. Рассуждение, построенное на сознательном подмене понятий, ложных доводах и имеющее целью не поиск истины, а «победу в дискуссии любой ценой»: софизм

20. Высказывание: «Существование прежде сущности» характерно:


b. Неотомизму

c. Экзистенциализму

d. Неопозитивизму

e. Прагматизму

f. Идеализму

Проблемные вопросы

Элейская школа и проблема формирования философского учения о бытии.

План

1. Элеаты – представители

2. Положения философии Парменида

3. Зенон

4. Мелисс

Один из этапов в развитии философии – Элеатская или Элейская школа.

Греки не были склонны к умеренности в своих теориях. Если Гераклит утверждал, что все изменяется, то Парменид - прямо противоположное: ничто не изменяется. Замечательно по силе обобщения утверждение Парменида: “Ничто не может стать чем-нибудь и нечто не может превратиться в ничто”.

Элеаты - представители элейской философской школы, существовавшей в древнегреческом полисе Элея на территории современной Италии. Наиболее известными представителями являлись Ксенофан, Парменид (ученик Ксенофана, считается основателем Элейской школы), Зенон Элейский, Мелисс Самосский.

Основные положения философии Парменида : Изначально для Парменида теоретически мыслимы два допущения: 1) нечто «есть и не может не быть», - это есть «сущее» и «бытие»; 2) нечто «не есть и может не быть», - это «не-сущее» и «небытие». Отрицая существование чего-либо, мы о нем мыслим. Но раз мы о нем думаем, значит, оно существует. Отсюда вывод: «Мыслить и быть - одно и то же» . Все вещи мыслимы, но бытие одно. Мысль всегда есть бытие. Главные характеристики истинно сущего бытия: оно тождественно само себе, недвижимо, умопостягаемо, неизменно, не из чего не возникает, оно существует реально. Так как небытие невозможно, бытие не может ни погибнуть, ни родиться. О нем нельзя говорить «было» или «будет». Бытие ни в чем не нуждается, оно всегда там, где оно есть. Кроме того, бытие однородно и неделимо. Небытия НЕТ.

Зенон – пространство отдельно от вещества немыслимо. Известны 45 его апорий целью которых была защита учения Парменида о «бытии». Зенон анализировал тезисы противников Парменида. С помощью логики Зенон доказывал что допущения о существовании множественности, делимости бытия, его развитии и движении, приводят к противоречиям.

Мелисс к прежним характеристикам истинно сущего «бытия» прибавил две новые: 1) «бытие» не имеет границ, поскольку, если бы «бытие» было ограничено, то оно граничило бы с «небытием», но «небытия» нет, следовательно, «бытие» не может быть ограниченным; 2) «бытие» бестелесно. Если бы «бытие» имело объем (толщину), то имело бы также и части, и больше бы не было одним целым и неделимым.

1. Началом всех вещей является число, считал

3. Пифагор*

4. Аристотель

2.Главная особенность ранней греческой философии

1. диалектика

3. космоцентризм*

4. натурализм

3. Основоположник классической греческой философии

3.Аристотель

4. Пифагор

4. Вещи состоят из атомов, считал

1. Демокрит*

2. Пифагор

1. Гераклит

2. Зенон из Элеи

3. Парменид

4. Зенон из Стои

6. Картина мира, представленная ранними греческими философами …………………………………..(натурфилософская)

7. Кто впервые стал использовать понятие «бытие»?

1.Парменид*

3.Гераклит

8. Элеаты называли умение вести спор, умение в споре поставить противника в затруднительное положение …………………. (субъективная диалектика)

9. Исходный принцип софистов, сформулированный Протагором ……………………………(«Человек есть мера всех вещей»

10. Счастье есть высшая цель человеческой жизни. Эту позицию утверждает

1. утилитаризм

2. эвдемонизм*

3. гедонизм

4. прагматизм

11. Каким термином Сократ называл искусство поиска истины путём противопоставления различных мнений ……………..(майевтика)

12. Продолжите формулировку правила «золотой середины» - «добродетель – это середина двух ………… (пороков)

13. Действительным бытием является «мир идей», считал

1. Платон*

2. Аристотель

3. Парменид

4.Демокрит

14. Этическая позиция, утверждающая наслаждение в качестве высшего блага

1. утилитаризм

2. эвдемонизм

3. гедонизм*

4. прагматизм

15. « Учитесь не воспринимать внешние воздействия» - это принцип этики

1. стоиков*

2. киников

3. эпикурейцев

4. софистов

16. Сторонники аскетизма проповедуют

1. альтруизм

2. отречение от мирских соблазнов*

3. наслаждение жизнью

4. извлечение пользы из всего

17. Выдающийся мыслитель и учёный Античности и создатель Ликея

2.Аристотель*

3.Гераклит

18. В исследование общества наибольший вклад внесли античные мыслители

1. Парменид и Зенон

2. Фалес и Анаксимен

3. Платон и Аристотель*

4. Сенека и Марк Аврелий

19. Согласно древнегреческим философа, природа есть

1. космос*

2. живые существа

3.вечный и неизменный мир

4. неживые предметы

20. Исторически первой попыткой постижения количественной стороны мироздания является учение

1.Гераклита

2.Пифагора*

3.Платона

4.Аристотеля

21. Вопрос о первоначале бытия был центральным в Античной философии на этапе

1.древнегреческом*

2.грекоримском

3. ранней классики

4. поздней классики

22. Переориентация античной философии с темы природы на тему человека связана с именем

1.Демокрита

2. Сократа*

3. Эпикура

4.Аристотеля

23.Разумные чувственные удовольствия являются высшей ценностью человеческой жизни, считал

2. Зенон из Стои

24. Свобода – высшая добродетель, считали

3.эпикурейцы

4.неоплатоники

25. Истинное бытие познаётся только в состоянии экстаза, считал

3. Плотин*

26. Первый греческий и вместе с тем первый европейский философ -...

1. Ксенофан

27. Если свободу понимать по принципу «куда хочу, туда поворочу», то такая позиция может оказаться в недопустимом противоречии, например, с нормами...

1. анархии

2. морали *

3. вседозволенности

4. эгоизма

28. первая попытка объяснить мир в НЕ-мифологических образах предпринята в эпоху:

1. античности*

2. дофилософскую

3. средневековья

4. Нового времени

29. Перипатетиками называли последователей

1. Аристотеля

2. Гераклита

3.Сократа

4.Платона

30.Ядром теории познания учение о припоминании признавал:

1. Платон*

2. Демокрит

3. Гераклит

31.Философские позиции Элейской школы выражают суждения:

1. Движение невозможно*

2. Вся Вселенная есть различное сочетание атомов

3. Для движения атомов необходимо существование пустоты

4.Основой мироздания является "вода".

32. Правило «золотой середины» сформулировал:

1. Аристотель*

3. Гераклит

33.Древнегреческий философ, доказывающий в своих апориях противоречие между

разумом и чувствами:

2. Зенон Элейский*

3. Зенон из Стои

4. Гераклит

34. Философ, провозглашавший самопознание как добродетель:

1. Сократ*

2. Гераклит

2. Демокрит

3. Анаксимен

4. Гераклит*

36. Наиболее яркое развитие объективной диалектики в ранней греческой философии получило у

1.Гераклита*

2. Парменида

1. Гераклит*

2. Анаксимандр

3. Анаксимен

38.Основное положения философии Платона выражено в суждении:

1. Познание есть припоминание

2. Управлять обществом должны философы*

3. Есть бытие, небытия нет

4. Мир состоит из атомов

39.Древнегреческий философ, утверждавший, что основой всего сущего является

беспредельный "апейрон":

1. Анаксимандр

2. Анаксимен

3.Аристотель

41.Античный философ, считавший, что справедливость выступает идеалом устройства общества:

2. Демокрит

3. Аристотель*

42.Античный мыслитель, признавший первичность мира идей по отношению к

реальному бытию вещей:

1. Платон*

1. Пифагор

2. Сократ*

3 Аристотель

4 Анаксимандр

44. Материя - субстрат, согласно Платону - это

1. Чувственно воспринимаемые вещи

2. Благодаря идеям превращается в чувственные вещи*

4. Мировая душа

45.Материя пассивна, а форма активна, считал

1. Сократа

2. Пифагора

3. Платона

4. Аристотель*

46. Под "истинным бытием" Платон понимал:

2. Чувственно воспринимаемые вещи.

3. Материю

47.Кто из философов считал, что только воля является плохой или хорошей. Она позволяет человеку стать свободным

48. Философская школа греко-римского периода:

1. Пифагорейский Союз

2. Академия*

4. Сад Эпикура

49. Представитель объективного идеализма

1.Демокрит

4.Аристотель

50. Какая позиция характерна для Аристотеля?

1. Бытие – это атомы

2. Бытие – это чувственные вещи и сверхчувственный мир*

3. Бытие – это идеи

4. Бытие - это то, что мыслится

51. Кто из философов утверждал, что моральные добродетели абсолютны (существуют вечно)?

1 Сократ, Платон*

2.Перипатетики

3. Ксенофан, Диоген

4. Платон и Аристотель

52.Критерием правильного устройства общества Аристотель считал:

1. Государство может быть счастливым, если счастливы его граждане*

2. Человек должен быть свободен от государства

3. Главное, чтобы было счастливо государство

4.В государстве должен существовать один образец правильной жизни

53.Основатель диалоговой формы изложения философии................(Сократ)

54. Кому бы могло принадлежать изречение: "Платон мне друг, но истина дороже»?

1 Аристотелю*

2. Пифагору

3. Гераклиту

4 Сократу

55.Учение Аристотеля правильно выражают суждения:

1. Существуют высшие существа, которые не обладают материей*

2. Материя содержит в себе форму

3. Вещь формой наделяет человек

4.Бога не существует

56. Первая философская школа в истории европейской философии:

1. Пифагорейский Союз

2. Элейская

3. Милетская*

Дисциплина «Философия» (письменный годовой экзамен)

Билет № 5

Античный мыслитель, признавший первичность мира идей по отношению к

реальному бытию вещей:


b. Аристотель

d. Демокрит

e. Гераклит


2. Число в качестве первоосновы мира выступает в учении:


a. Пифагора

c. Сократа

d. Аристотеля

e. Анаксимандра


3. Платоновское "кажущееся бытие" означает:


d. Мировую душу

e. Чувственно воспринимаемые вещи


a. Сократа

b. Пифагора

c. Платона

d. Аристотель

e. Эпикура


5. Вера противопоставлялась в средневековье …


a. Желанию

c. Чувству

d. Эмоциям


6. Теоцентризм – мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о главенстве …


a. Человека

b. Природы

c. Космоса


7. Основой агностицизма Юма является: … скептицизм

8. Самый совершенный путь познания, по мнению Ф. Бэкона:


a. «Путь паука»

b. «Путь пчелы»

c. «Путь муравья»

d. Божественный путь

e. Путь самопознания


9. Создатель и систематизатор диалектики как философского метода:


d. Спиноза


a. Врожденные идеи,

b. продукты разума,

c. доопытные знания,

d. чувственные восприятия.


11. Способ существования материи:


a. Движение.

b. Пространство.

d. Взаимообусловленность.

e. Причинность.


12. Классификацию основных форм движения произвел:


b. Декарт.

c. Лейбниц.

d. Фейербах.

e. Энгельс.


13. К рациональному познанию относятся:


a. Понятие;

b. восприятие;

c. суждение;

d. умозаключение;

e. Представление.


14. Недостаток сенсуализма и рационализма состоит в:


a. метафизичности.

b. диалектичности.

c. односторонности;

d. неадекватности отражения;


15. Язык является:

a. Самостоятельным по отношению к мысли;

b. Определяющим мысль и ее содержание;

c. формой выражения идеального.

16. Гилозоизм – это…

a. Признание человеческого сознания,

b. наделение всей природы сознанием,

c. признание одухотворенности живой природы.


c. Дж. Гэбрейт;

d. Масуда;

e. Тоффлер.


18. Целостное представление о предметах и явлениях в процессе познания формирует:


a. мироощущение

b. мировосприятие

c. миропонимание

d. моральные установки

e. религиозные позиции


19. Идеалистическое направление, признающее бога в качестве создателя природы, но не вмешивающегося в дальнейшем в бытие созданного:


a. пантеизм

b. деизм

c. дуализм

d. атеизм

e. монотеизм


20. Атрибутами материи считаются:


a. вкус

b. пространство

c. цвет

d. форма

e. время

Проблемные вопросы

Человек и общество в философии Просвещения.

С одной стороны, человек предстает, как отдельный индивид, действующий в соответствии со своими частными интересами. С другой стороны, философы предлагают вместо них новую - юридическую всеобщность, перед лицом которой все индивиды равны. Во имя этой новой всеобщности просветители требуют освобождения от конфессиональных, национальных и сословных границ. Носителем разумного и правового начала является не отдельный индивид, а именно "человек вообще", идеальный представитель рода, впоследствии получивший у Канта имя "трансцендентального субъекта".

Т. Гоббс («Левиафан») делит философию государства на две части: этику (учение о человеке) и политику (учение о гражданине). Человека от животных отличает ум и жизнь в государстве. До возникновения государства, в «естественном состоянии» люди и жили в одиночку. Поэтому здесь не было нравственных норм, у всех были равные права на все. При равенстве прав все одинаково претендовали на источники существования, и поэтому возникает «война всех против всех ». У людей возникает страх смерти, и тогда они решают отказаться от части своих естественных прав ради мира и передать их отдельному лицу или собранию лиц. Так возникает государство . Его власть является абсолютной, а повиновение граждан должно быть безусловным. Выделяются три формы правления : монархия, республика (представители всех сословий), аристократия (одного сословия). Наилучшей формой государства, по мнению философа, является монархия, ибо только она способна устранить все беспорядки в обществе. Правитель-монарх обязан постоянно заботиться о духовном и материальном возвышении поданных, о развитии экономики, поднятии уровня морали.

Спиноза считает, что для общества нужно государство. Оно ограничивает агрессию людей, еще не способных руководствоваться разумом, и создает условия для просвещения всех. Поскольку люди станут жить под руководством разума, они будут делать лишь то, что хорошо для человеческой природы в целом. Таким образом, они будут подниматься к благоденствию каждого и всех.

Локк разработал принципы естественного права . К неотчуждаемым правам человека принадлежат три основных права: на жизнь, свободу и собственность. Локк убежден в том, что собственность каждого человека есть результат его труда. Правовое равенство индивидов является необходимым следствием принятия трех неотчуждаемых прав. Правопорядок должен обеспечить возможность получения выгоды каждым, с тем, чтобы при этом соблюдались также свобода и частный интерес всех остальных.

Учение Д. Локка о природе общества и государства разработана в контексте теории происхождения государства и власти. Государство возникает из естественного состояния по договору людей. В естественном состоянии люди абсолютно равны и свободны. Поэтому законом природы является требование, чтобы ни один не наносил ущерба жизни другого. Отсюда для каждого равные права на два вида власти: делать все необходимое для сохранения себя и других, наказывать за преступление против этого закона. В естественном состоянии в одиночку выполнять свои обязанности и реализовывать власть трудно. И люди объединяются в общество. Это значит, что все решаются подчиняться воле большинства. Эту волю представляет законодательная власть, которая должна быть высшей в обществе. Законодательная власть назначает исполнительную власть и беспристрастных судей. Все ветви власти подчиняются законам. Цель правительства – защита естественных прав гражданина. Народ имеет право сменить правительство => конституционная парламентская монархия.

В завершении работы над модулем по истории философии -1 Вы проходите модульное промежуточное тестирование. Материалы теста по модулям смотрите в приложении №4

Вопросы теста:

(древний мир и средние века).

1. Мыслитель, первым объяснивший слово «философ»:

1) Пифагор

2) Демокрит

3) Аристотель

2. Последователи философской школы античности, утверждающие, что важнейшее умение философа – доказать то, что он считает выгодным и правильным:

2) пифагорейцы

3) перипатетики

4) софисты

3. Познание вечных и абсолютных истин под силу лишь философам, которые от рождения наделены соответствующей мудрой душой, считал:

1) Парменид

2) Гераклит

4. Понятие древнекитайской философии, обозначающее женское, темное и пассивное начало:

5. Философско-религиозное направление в Китае, основателем которого считается Лао-цзы:

1) буддизм

2) брахманизм

4) даосизм

6. Первая философская школа Древней Греции:

1) платоновская

2) клиническая

3) милетская

4) элейская

7. Философ-софист:

1) Протагор

1) Демокрит

3) Протагор

4) Аристотель

9. Представитель средневековой философии:

1) Диоген Синопский

2) Марк Аврелий

3) Парменид

4) Фома Аквинский

10. Теоцентризм – мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о главенстве:

1) человека

2) природы

11. Тип религиозной средневековой философии, характеризующийся соединением догматических предпосылок с рационалистической системой доказательств:

1) схоластика

2) номинализм

3) патристика

4) мистика

12. Представитель номинализма в средневековой философии:

1) Фома Аквинский

3) П. Абеляр

4) Тертуллиан

13. «Сколько людей, столько и мнений» считали:

1) милетцы

2) софисты

14. Положение «Все течет и ничто не останавливается» принадлежит:

1) Пармениду

2) Пифагору

3) Гераклиту

4) Платону

15. Естественный путь вещей в древнекитайской философии называется:

16. Что считал первоначалом мира Пифагор?

2) материю

17. Какой философ отрицал наличие движения в мире:

1) Аристотель

2) Парменид

18. Философия Сократа является по преимуществу:

1) космологией

2) гносеологией

3) эсхатологией



4) антропологией

19. «Универсалии после вещей в качестве понятий ума» - это позиция:

1) номинализма

2) реализма

3) материализма

4) софистики

20. Фома Аквинский во многом заимствовал воззрения античного мыслителя:

1) Сократа

2) Эпикура

3) Парменида

4) Аристотеля

21. Утверждение, что универсалии существуют до вещей, а все вещи производные от них сущности, принадлежит:

1) номинализму

2) материализму

3) реализму

4) марксизму

22. Кому принадлежит мысль, что высший и невидимый мир идей порождает низший и воспринимаемый нами мир вещей?

1) Аристотель

2) Платону

3) Гераклиту

4) Демокриту

23. Кому принадлежит мысль, что все вещи – это материя, преобразованная идеальными сущностями – формами?

1) Платону

2) Пармениду

3) Гераклиту

4) Аристотелю

24. Кто из античных философов стал непререкаемым авторитетом в духовной жизни средневековья?

2) Аристотель

4) Пифагор

25. Когда впервые появляется линейное понимание истории?

1) в середине века

2) в античную эпоху

3) в эпоху Просвещения

4) в XIХ веке

26. Кому из античных философов принадлежит мысль, что познание – это припоминание душой высшего, невидимого мира идей?

1) Аристотелю

2) Пармениду

3) Платону

4) Гераклиту

27. Кому принадлежит высказывание «Я знаю, что ничего не знаю»?

1) Аристотелю

2) Платону

3) Гераклиту

4) Сократу

28. Кто из античных философов первым разработал модель идеального государства?

1) Аристотель

2) Демокрит

29. В какой период всемирной истории помещает К. Ясперс так называемое осевое время:

1) первое тысячелетие до н.э.

2) Средние века

3) Новое время

4) эпохи первобытности

30. В философии какой страны в древности было особенно распространено учение о непричинении зла живому существу?

31. Как называется древнекитайское философское учение, выступавшее за управление обществом путем государственного насилия, опирающегося на законы?

1) конфуцианство

3) джайнизм

32. Кто из древневосточных мыслителей разработал концепцию «благородного мужа»?

2) Лао-цзы

3) Конфуций

4) Экклезиаст

33. Как называется в древнекитайской философии универсальный мировой закон, обеспечивающий существование мира?

34. Как называется в древнеиндийской философии учение о вечности и неуничтожимости души?

3) сансара

35. Эпоха Возрождения – это эпоха:

а) борьбы со Средневековьем

б) возобновления и продолжения развития идей Античности +

в) исторического движения к созданию идеалов

г) неизбежности соперничества художественной деятельности

36. Возрождение несет в себе следующие черты:

а) психологизм

б) скептицизм

в) гедонизм

г) гуманизм

37. К центральным идеям Возрождения относят:

а) антропоценризм

б) космоцентризм

в) силу права

г) плюрализм

38. Возрождение включает в себя разные направления (исключить один):

а) натуралистический

б) художественно-гуманистический

в) социально-политический

г) умозрительный

39. Центральной идеей философии Возрождения становится:

а) природа

б) познавательная деятельность

в) политическое устройство

г) человек

40. Для Возрождения характерно развитие (одно исключить) :

а) естественных наук

б) гуманитарных наук

в) искусств

г) политической деятельности

41. К известным деятелям эпохи Возрождения относят (два выбора):

а) Декарта

б) Коперника

в) Макиавелли

42. Эпоха философии Нового времени – это:

43. К классическим направлениям философии Нового времени относят:

а) скептицизм-догматизм

б) эмпиризм-рационализм

в) интуитивизм-онтологизм

г) гносеологизм-агностицизм

44. Высказывание « мыслю - следовательно существую» принадлежит:

а) Л.да Винчи

б) Аристотелю

в) Декарту

г) Спинозе

а) ясность, полнота, сомнение, деление вопросов на части +

б) очевидность, точность, доступность, правильность

в) сомнение, вера, проблемность, четкость

г) доверие, ясность, проблемность, деление до простых вопросов

46. По своему философскому мировоззрению Р.Декарт:

а) монист

б) дуалист

в) идеалист

г) материалист

а) рационализма

б) агностицизма

в) эмпиризма

г) интуитивизма

48. Ф.Бэкон опирается на следующий метод познания:

а) дедукцию

б) синтез

в) индукцию

г) экстраполяцию

49. Ф.Бэкон говорит о разных препятствиях познания:

а) идолах рода, пещеры, рынка, театра

б) идолах доверия, коммуникации, власти, Я-человека

в) идолах стереотипов, незнания, упрощения, страхе неполноты

г) идолах разума, чувства, отношений, впечатлений

50. Ф.Бэкон – сторонник следующей познавательной традиции:

а) рационализма

б) эмпиризма

в) сенсуализма

г) скептицизма

51. Ф.Бэкон говорит о трех путях познания (один исключить):

б) муравья

г) червяка

52. Рационализм не представлен в идеях (учениях):

б) Спинозы

в) Лейбница

г) Декарта

53. Спиноза в своем труде «Этика» развивает идеи:

а) свободы воли

б) свободы и необходимости

в) причины и следствия

г) самоуверенности и принуждения

54. Эмпиризм развивают (одно исключить):

а) Аристотель

б) Ф.Бэкон

в) Т.Гоббс

г) Дж.Локк

55. В философии 17-18 веков появляется «идея общественного договора»:

а) общество подчиняется всем

б) общество создает разные социальные структуры

в) общество разделено по деятельности

г) общество на базе согласия создает институты власти, управления

56. Идеи эпохи Просвещения связаны с:

а) накоплением знания

б) распространением знания

в) организацией трансляции знания

г) пониманием роли знания в прогрессе общества

57. Эпоха Просвещения складывается под влиянием таких философов как:

а) Т.Кампанелла

б) Ж.Руссо

в) Вольтер

г) Гердер

58. В 18 веке складывается школа философов-энциклопедистов к ним отно

в) Гольбах

г) Сен-Симон

59. И.Кант пишет известные работы – это (сделать три выбора):

а) Критика чистого разума

б) Критика практического разума

в) Критика способности суждений

г) Критика человеческих заблуждений

60. И.Кант исследует (сделать два выбора):

а) природу эмпирического познания

б) природу рационального познания

в) природу единичного познания

г) природу вероятностного познания

61. Для Канта важными границами познания являются (сделать два выбора):

а) единичное

б) обобщенное

в) априорное

г) апостериорное

62. Человек, по Канту, живет подчиняясь нравственным законам (максимам) (два выбора):

а) поступай разумно

б) поступай честно

в) поступай так, как хочешь, чтобы поступали с тобой

г) поступай так, чтобы человек был только целью, но не средством

63. Кант утверждает, что явления можно:

а) познавать

б) помыслить

в) назвать

г) почувствовать

64.Условия и возможности человеческого познания по Канту определяются:

а) чувствами

б) разумом

в) желаниями

65. «Вещи в себе» у Канта не познаваемы так как:

а) они материальны

б) они идеальны

в) они есть данность явлений

г) они есть граница наших способностей познавать

66. Кант придерживается позиции:

а) скептицизма

б) агностицизма

в) логицизма

г) познаваемости

67.Гегель считается основателем:

а) метафизики

б) идеализма

в) диалектики

г) историзма

68. В основе философской системы Гегеля лежит:

а) развитие человека

б) развитие природы

в) развитие идеи

г) развитие общества

69. Фейербах создает свою философскую концепцию, которая характеризуется как:

а) развитый материализм

б) сенсуалистический материализм

в) критический материализм

г) антропологический материализм

70.Фейербах критикует философию:

а) Платона

б) Гегеля

в) Лейбница

г) Аристотеля

71. Философия Фейербаха носит (два выбора):

а) антирелигиозный характер

б) антисенсуалистический характер

в) антинатуралистический характер

г) антисоциальный характер

72. Основные идеи диалектического материализма разрабатывают:

а) Платон-Аристотель

б) Декарт-Гоббс

в) Дидро-Гольбах

г) Маркс-Энгельс

73. Сознание в философии марксизма – это результат (три выбора) :

а) развития мозга

б) развития форм деятельности

в) развития индивидуального отношения к миру

г) развития социального отношения к миру

74. В философии марксизма разрабатываются законы (три выбора):

а) единства и борьбы противоположностей

б) перехода количества в качество

в) отрицания отрицания

г) движения явлений, объектов

75. Социальная часть философии марксизма есть:

а) социальный позитивизм

б) социальный динамизм

в) исторический материализм

г) историческая механика

76. В философии 19 века развиваются следующие направления (два выбора) :

а) атомизм

б) иррационализм

в) объективизм

г) волюнтаризм

77. Русская философия тесно связана с чертами менталитета:

а) рациональностью

б) эмоциональностью

в) повседневностью

г) ценностями

а) географическое положение

б) экономика

в) политика

г) религия

79. К славянофилам относятся такие отечественные философы (два выбора):

а) Киреев

б) Ломоносов

в) Аксаков

г) Бакунин

80. Русская философия 19-20 века несла в себе идеи (два выбора):

а) космизма

б) биологизма

в) атеизма

г) религиозности

81. К представителям западников относят (два выбора):

а) Кропоткина

б) Чаадаева

в) Соловьева

г) Чернышевского

82. В.Соловьев в своем философском учении развивает идеи:

а) антропологизма

б) атеизма

в) всеединства

г) духовности

83. В.Соловьев в своем учении опирается на принципы:

а) прагматизма

б) разумности

в) триадности

г) критичности

84. В.Соловьев использует триаду в виде объединения (два выбора):

а) фактов, обобщений, истины

б) эмпирии, разумности, веры

в) чувственности, рациональности, сверхчувственности

г) аскетизма, альтруизма, высшего добра

85. Ф.Достоевский и Л.Толстой в своих работах обращают внимание на проблемы:

а) чувства

б) разума

в) совести

г) общественного прогресса

86. Ф.Достоевский поднимает вопросы (два выбора):

а) совести и долга

б) свободы и ответственности

в) разумности и безверия

г) честности и лжи

87. Отечественная философия ориентирована на:

а) идею разумности

б) идею соборности

г) идею благополучия

д) идею неотвратимости