Все о тюнинге авто

Философия ямвлиха. Философия неоплатонизма Ямвлих философская школа основные идеи

ЯМВЛИХ

ЯМВЛИХ

(Iamwlichus) (не позже 280, вероятно в 245 - ок. 325) - антич. , основатель сирийской школы неоплатоников, ученик пифагорейца Анатолия, ученик, а затем оппонент Порфирия. Находился под сильным влиянием пифагореизма и халдейских оракулов, соединял филос. разработку проблем платонизма с интенсивно разрабатывавшейся им теургией. Школа Я. в Аламее, в которой систематически отправлялся языческий религиозный , понимаемый как необходимая часть школьной жизни, впервые в позднем платонизме была учреждена как замкнутый самодовлеющий , сознательно противопоставленный христианству и закрытый для него. Для школьного обихода Я. составил компилятивный «Свод пифагорейских учений в 10 книгах» (до нас дошло пять: «Жизнь Пифагора», «Увещание к философии (Протрептик)», «Об общей математической науке», «Комментарий к Введению Никомаха», «Теологумены арифметики»), комментарии к Платону, из сочинений которого были выбраны 12 канонических произведений, и Аристотелю (сохранились фрагменты комментариев к «Федру», «Тимею» и «Пармениду», отдельные замечания из комментария к «Алкивиаду 1», «Федону», «Филебу», «Софисту»; есть свидетельства о комментариях Я. к «Категориям», «Аналитике I», «Об истолковании» и к трактату «О небе»); а также соч. «О богах», «О речи Зевса в «Тимее», «Халдейская », «Платонова теология», «О символах», фрагменты трактата «О душе» и др. Я. принадлежит также соч. «О египетских мистериях» (в 10 кн.), в котором Я. в ответ на «Письмо Анебона» Порфирия защищает теургию, надев маску египетского жреца Абаммона.
Я. осуществил школьную разработку неоплатонической доктрины. В едином Плотина Я. различает , полностью неизреченное, и просто единое, или « », которое через противоположности предела и беспредельного соединено с единым-сущим. В сфере ума (нуса) Я. твердо различает намеченную Плотином и развитую Порфирием триаду бытие-жизнь-ум, т.е. мыслимое (бытие), мыслящее (ум) и того и другого - , которая в триаде помещена между полюсами «немыслящего» бытия и «не-сущего» мышления. Т. о., наряду с «умопостигаемым космосом» Я. вводит « мыслящий», объединяя их в сфере ума. Душа причастна уму в меру своей разумности и помещена над всеми внутрикосмическими душами как . Я. строго отличал души людей, вечно связанные умопостигаемой природой, от душ животных и не допускал их взаимоперехода. Богов Я. разделял на надкосмических, относя их к сферам сущего, ума и души, и внутрикосмических, деля последних на создающих, одушевляющих, сочетающих и сохраняющих. В учении о времени и вечности Я. полагает, что есть умопостигаемого мира, а - реальная , проистекающая от ума (тогда как есть врожденное тел).
Я. провел реформу неоплатонического комментария, суть ее - в нахождении единственной «цели» диалога, с которой согласуется все , а также в установлении иерархии типов толкования, которая начинается с физической и этической интерпретации, восходит к математической и завершается метафизической. Под влиянием Я. сформировались пергамская и афинская школы неоплатонизма, Я. был чрезвычайно велик вплоть до флорентийской Академии в Италии 15 в.

Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .

ЯМВЛИХ

из Халкиды (Сирия) (не позже 280, вероятно в 245,- ок. 330) , антич. философ-неоплатоник, ученик, а затем оппонент Порфирия. Находился под сильным влиянием пифагореизма и халдейских оракулов, соединял с интенсивно разрабатывавшейся им теургией. Согласно Дж. Диллону, соч. Я. можно разбить на 3 группы: пифагорейско-герметические [компилятивный «Свод пифагорейских учений в 10 кн.» (до нас дошло пять) , написанный для школьного обихода], порфириево-платони-ческие (комм. к Платону и Аристотелю) и соч. , составившие оригинальный вклад Я. в неоплатонич. философию и написанные после смерти Порфирия: «О богах», «О речи Зевса в "Тимее"», «Халдейская теология», «Платонова теология», «О символах» и др. Вероятно, Я. принадлежит соч. «О египетских мистериях».

Я. осуществил школьную разработку неоплатонич. доктрины. В едином Плотина Я. различает единое полностью неизречённое и просто единое, или «благо», которое через противоположности предела и беспредельного соединено с единым-сущим. В сфере ума (нуcа) Я. твёрдо различает намеченную Плотином и развитую Пор-фирием триаду бытие-жизнь-ум, т. е. мыслимое (бытие) , мыслящее (ум) и тождество того и другого - жизнь, которая в триаде помещена между полюсами «немыслящего» бытия и «не-сущего» мышления. Т. о. , наряду с «умопостигаемым космосом» Я. вводит «космос мыслящий», объединяя их в сфере ума. Душа причастна уму в меру своей разумности и помещена над всеми внутрикосмич. душами как монада. Я. строго отличал души людей, вечно связанные умопостигаемой природой, от душ животных и не допускал их взаимоперехода. Богов Я. разделял на надкосмических, относя их к сферам сущего, ума и души, и внутри-космических, деля последних на создающих, одушевляющих, сочетающих и сохраняющих. Я. проводит учение о времени и вечности, полагая, что вечность есть мера умопостигаемого мира, а время - реальная сущность, истекающая от ума (тогда как пространство есть только врождённое свойство тел) .

Я. провёл реформу неоплатонич. комментария, суть её - в нахождении единственной «цели» диалога, с которой согласуется всё толкование, а также в установлении иерархии типов толкования, которая начинается с физич. и этич. интерпретации, восходит к математической и завершается метафизической. Под влиянием Я. сформировались пергамская и афинская школы неоплатонизма, авторитет Я. был чрезвычайно велик вплоть до флорентийской Академии в Италии 15 в.

Do vita pythagorica liber, ed. A. Naurk, Petropoli, 1884 ; то же, ed. L. Deubner, Lpz. , 1937 ; Protrepticus, ed. H. Pistelli, Lpz. , 1888 ; De communi mathematica seientia liber, ed. N. Festa. Lpz. , 1891 ; In Nicoraachi arithmeticam mtroduetianem liber, ed. H. Pistelli, Lpz. , 18Л4; Theologounieria aritlinietirae, ed. V. de Falco, Lpu., 1922 (эти пять трактатов - l,2,."i,4 п 7-я кн. «Свода пифагорейских учений») ; De rnysteriis liber, ed. (i. Par they, В., 18??7; lamblichi C.halcidensis in Platonis dialogos commentariorum fragmenta, ed. with traust, and cuinm. by J. M. Dillon, Leiden 1973.

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

ЯМВЛИХ

(Jamblichos)

из X а л к и д ы, в Сирии ( . ок. 330) – античный философ; ученик Порфирия. Основал т. н. сирийскую школу неоплатонизма, наиболее выдающимся представителем которой являлся он ; позаимствовал платоновское учение об эманации, ставил восточную теологию выше греч. философии и, хотя он сам боролся против христ. своим восточным образом мышления оказал решающее влияние на христ., теологию. В его учении имеют многочисленные анализы понятий: разделение первосущности на две, нуса – на ипостаси интеллигибельного и интеллектуального, троичность души и др. триады; поэтому Гегель рассматривал его как первого представителя «диалектического метода».

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

ЯМВЛИХ

(Ἰάμβλιχος) (р. ок. 280 – ум. ок. 330) – антич. философ, основатель сирийской школы неоплатонизма, ученик Порфирия, продолживший линию развития неоплатонизма, ведшую от Плотина, в область мистики и теургии. Я. принадлежит большой "Свод пифагорейских учений", от к-рого до нас дошло пять трактатов. В теоретич. философии Я. продолжил осн. тенденцию неоплатонизма к умножению и терминологии, закреплению различных моментов трех плотиновых ипостасей. "Единое" Плотина Я. разделял – вполне в духе Плотина – на два начала: "Единое", к-рое выше всякого познания и бытия и выше всякого наименования, и "Единое", к-рое является началом всего последующего и потому заслуживает наименования в качестве "единого" и "блага". "Ум" же Я. расчленял на мыслимый (νοηρός) и мыслящий (νοερός), указывая т.о. на наличие в нем субъекта и объекта. Оба эти ума делятся у Я. триадически. Мыслимый "ум" содержит в себе 1) "отца", или " "; 2) "потенцию" и 3) " потенции" (Damasc. I 108, 17–24 Ru.); мыслящий же – 1) ум, 2) жизнь и 3) демиурга. Каждый этой мыслящей триады тоже триадичен. Все мыслящие умы, по Я., суть идеи, а мыслимые умы – прообразы (Procl. in Tim. I 230, 5–8 321, 24–30 Diehl; Damasc. De princ. II 149, 25 сл.). "Душу" Я. также представлял триадически (Procl. II 105, 15–18, II 240, 4–12), трактуя первую душу в духе Плотина как надмирную и абсолютную, а две другие – как исходящие из нее и как внутримировые (Procl. in Tim. I 308, 15–310, 2).

В философии мифологии Я. вводит большое богов различных уровней: боги надмирные (чистые умы и душа), боги небесные, или "водительные", предводительствующие 12 мировыми сферами (земли, воды, воздуха, огня, семи планет и эфира), затем боги поднебесные и, наконец, "охраняющие" боги и демоны для отдельных людей и для народов (Procl. in Tim. I 145, 5–12). В духе неоплатонизма разделение богов производится у Я. триадически. По Я. (Procl. in Tim. II 313, 15 cл.), существует 1) то, в чем участвует (или чему подражает), т.е. участия, 2) само участвующее и 3) то среднее, что их объединяет. Каждый из этих трех моментов Я. также понимал триадически. В этой разработанной системе категорий Я. пытался охватить все главнейшие божества древней мифологии. В целом эти воззрения Я. представляют собой облеченные в философские формы усилия умиравшего языч. политеизма отстоять свое на жизнь перед лицом побеждавшего христианства с его монотеизмом.

В практич. философии Я. также восстанавливал древнюю религию с ее обрядами, чудесами, пророчествами, предзнаменованиями, молитвами и вообще со всем ее культом. Главным в человеке он считал веру в богов и с ними, по сравнению с чем все др. добродетели – моральные, политич. и даже чисто внутренние – являются низшими. Я. хотел понять сущность теургии, мантики, жертвоприношения и молитвы и дать классификацию осн. явлений в каждой из этих религ. областей (трактат "О егип. мистериях").

Большое историко-филос. имел метод комментирования диалогов Платона у Я., к к-рому восходят все позднейшие неоплатонич. комментарии. Истолковывая Платона с т. зр. развитого неоплатонизма с его учением об иерархии бытия и взаимоотражением всех его , Я. соответственно трактовал любой Платона во всех возможных аспектах – этическом, логическом, космологическом, физическом и т.д. Этот метод Я. надолго пережил , дойдя до флорентийской Академии платоновской и найдя себе поклонника в лице Пико делла Мирандолы, не говоря уже о влиянии его на всю мировую литературу оккультизма.

Тексты.: Iamblichi... de vita Pythagorica liber, ed. M. Τ. Kiessling, I–IIa, IIb, Lipsiae, 1815–16; Iamblichi de vita Pythagorica liber, rec. A. Nauck, Petropoli, 1884; Iamblichi Protrepticus, ed. H. Pistelli, Lipsiae, 1888; Iamblichi in Nicomachi anthmeticam introductionem liber, ed. H. Pistelli, Lipsiae, 1894; Περί τῆς κοινῆς μαϑηματικῆς ἐπιστήμης, ed. Ν. Festa, Lipsiae, 1891; Theologumena arithmeticae, ed. v. de Falco, Lipsiae, 1922; Jamblichi de mysterus liber rec. G. Parthey, Berolini, 1857.

Лит.: История философии, т. 1, M., 1940, с. 372–75, Вidez J., Le philosophe Jamblique et son école, "Revue des études grecques", 1921, t. 32, an. 1919, с. 29–40.

А. Лосев. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960-1970 .

ЯМВЛИХ

ЯМВЛИХ (Ίάμβλιχος - транскрипция сирийского или арамейского yanьiku “он царь”) из Халкиды (Сирия) (не позже 280, вероятно в 245, - ок. 325) - античный философ-неоплатоник, ученик пифагорейца Анатолия, ученик, а затем оппонент Порфирия. Находился под сильным влиянием пифагореизма и Халдейских оракулов, соединял философскую разработку проблем платонизма с интенсивно разрабатывавшейся им теургией. Школа Ямвлиха в Апамее, в которой систематически отправлялся языческий религиозный культ, понимаемый как необходимая часть школьной жизни, впервые в позднем платонизме была учреждена как замкнутый самодовлеющий организм, сознательно противопоставленный христианству и закрытый для него. Для школьного обихода Ямвлих составил компилятивный “Свод пифагорейских учений в 10 кн.” (до нас дошло пять: “Жизнь Пифагора”, “Увещание к философии (Протрептик)”, “Об общей математической науке”, “Комментарий к Введению Никомаха”, “Теологумены арифметики”), комментарии к Платону, из сочинений которого были выбраны 12 канонических (см. Афинская школа), и Аристотелю (сохранились фрагменты комментариев к “Федру”, “Тимею” и “Пармениду”, отдельные замечания из комментариев к “Алкивиаду I”, “Федону”, “Филебу”, “Софисту”; есть свидетельства о комментариях Ямвлиха к “Категориям”, “Аналитике I”, “Об истолковании” и к трактату “О небе”), а также сочинения “О богах”, “О речи Зевса в “Тимее””, “Халдейская теология”, “Платонова теология”, “О символах”, фрагменты трактата “О душе” и др. Ямвлиху принадлежит также сочинение “О египетских мистериях” (в 10 кн.), в котором в ответ на “Письмо Анебону” Порфирия он защищает теургию, надев маску египетского жреца Абаммона.

Ямвлих осуществил школьную разработку неоплатонической доктрины. В Едином Плотина он различает единое полностью неизреченное и просто единое, или “благо”, которое через противоположности предела и беспредельного соединено с единым-сущим. В сфере ума (нуса) Ямвлих твердо различает намеченную Плотином и развитую Порфирием триаду бытие-жизнь-ум, т. е. мыслимое (бытие), мыслящее (ум) и тождество того и другого - жизнь, которая в триаде помещена между полюсами “немыслящего” бытия и “не-сущего” мышления. Т. о., наряду с “умопостигаемым космосом” Ямвлих вводит “космос мыслящий”, объединяя их в сфере ума. Душа причастна уму в меру своей разумности и помещена над всеми внутрикосмическими душами как монада. Ямвлих строго отличал души людей, вечно связанные умопостигаемой природой, от душ животных и не допускал их взаимоперехода. Богов Ямвлих разделял на надкосмических, относя их к сферам сущего, ума и души, и внутрикосмических, деля последних на создающих, одушевляющих, сочетающих и сохраняющих. Ямвлих развивает учение о времени и вечности, полагая, что вечность есть мера умопостигаемого мира, а время - реальная сущность, истекающая от ума (тогда как пространство есть только врожденное свойство тел).

Ямвлих провел реформу неоплатонического комментария, суп” ее в нахождении единственной “цели” (σκοπός) диалога, с которой согласуется все толкование, а также в установлении иерархии типов толкования, которая начинается с физической и этической интерпретации, восходит к математической и завершается метафизической. Под влиянием Ямвлиха сформировались Пергамская и Афинская школы неоплатонизма, авторитет его был чрезвычайно велик вплоть до флорентийской Академии в Италии 15 в.

Соч.: De vita pythagorica, ed. L. Deubner. Lipsiae, 1937 (cur. U. Mein. Stuttg., 1975); lamblichus. On the Pythagorean Vtey of Life, text, transi., and notes by J. Dillon and J. Hershbell. Atlanta, 1991, trad. franc, par L. Brisson et A. P. Segonds. P., 1996; Protrepticus, ed. H. Pistelli. Lipsiae, 1888, Stuttg., 1967 (индекс); De communi mathematica scientia liber, ed. N. Pesta. Lipsiae, 1891 (cur. U. Klein. Stuttg., 1975); In Nicomachi arithmeticam introductionem liber, ed. H. Pistelli. Lipsiae, 1894 (cur. U. Klein. Stuttg., 1975); Theologumena arithmeticae, ed. V. de Falco. Lipsiae, 1922 (cur. U. Klein. Stuttg., 1975) (эти пять трактатов - соответственно 1,2,3,4 и 7-я книги “Свода пифагорейских учении”); Les mystères d"Egypte, texte et. et trad. par Е. des Places. P., 1966; In Platonis dialogos commentariorum fragmenta, ed. with transi, and comm. byJ. Dillon. Leiden, 1973; De anima, trad. par A. J. Festugière, in: La Révélation d"Hermès Tristmégiste, t. III: Les doctrines de l"âme, p. 177-264 (обширные примечания). Рус. пер.: Жизнь Пифагора, пер. и вступ. ст. Р. В. Светлова. СПб., 1997; пер. В. Б. Чернышевского. М., 1997; О египетских мистериях, пер. и вступ. ст. Л. Ю. Лукомского. М., 1995; Ответ учителя Абаммона на письмо Порфирия к Анебону, пер. И. И. Маханькова.- В сб.: Знание за пределами науки, сост. И. Т. Касавин. М., 1996.

Лит.: Лосев А. Ф. История античной эстетики. Последние века, кн. 1. М., 1988, с. 122-301; Dalsgaard Larsen В. Jamblique de Chalcis. Exégète et philosophe, vol. 1-2. Aarhus, 1972 (Appendice Testimonia et fragmenta exegetica); Larsen B. D. La place de Jamblique dans la philosophie antique tardive. Places Е. des. La religion de Jamblique.- De Jamblique à Proclus, Neuf Exposés suivis de Discussions, prép. par H. Dorrie, àndoeuvres-Gen., 1975 (Entretiens sur l"Antiquité classique XXI), p. 1-26, 69-102; SfeelC. The changing Self. A study on the Soul in later Neoplatonism: lamblichus, Damascius, and Priscianus. Brux., 1978; Dillon J. lamblichus of Chalcis.- ANRW II, 36.2, 1987, p. 862-909; O"Meara D. Pythagoras revived. Oxf-, 1989; Nasemann S. Theurgie und Philosophie in Jamblichs “De mysteriis”. Stuttg., 1991.

Ю. А. Шичалин

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .


Смотреть что такое "ЯМВЛИХ" в других словарях:

    ЯМВЛИХ - ЯМВЛИХ (Ίάμβλίχος) из Халкиды в Сирии (ок. 245/250 ок. 326 н. э.), философ неоплатоник, основатель Сирийской школы неоплатонизма; придал неоплатонической традиции новое направление развития, ориентированное в сторону большей религиозности;… … Античная философия

(др.-греч. Ἰάμβλιχος ) - античный философ-неоплатоник, ученик Порфирия, глава Сирийской школы неоплатонизма в Апамее.

По происхождению сириец, родился в 245/280 в Халкиде (греч. «Ямвлих» является калькой с сирийского «он царь»). Особенностью учения Ямвлиха было сочетание платонизма с элементами пифагореизма, мистикой Халдейских оракулов и языческим культом. Умер в 325/330 .

Сочинения Ямвлиха: Свод пифагорейских учений в 10 кн. (из них дошли: Жизнь Пифагора , Протрептик , Об общей математической науке , Комментарий к Введению Никомаха , Теологумены арифметики ), О египетских мистериях (в 10 кн.), комментарии к сочинениям Платона и Аристотеля (к Федру , Тимею , Пармениду , Алкивиаду I , Федону , Филебу , Софисту ; к Категориям , Аналитике I , Об истолковании , О небе – все известны лишь по отрывочным фрагментам), о других сочинениях известно в основном лишь по названиям (среди них наиболее важны О душе и Платонова теология .

Как глава школы и комментатор Ямвлих разработал каноническую для последующих школ неоплатонизма последовательность изучения платоновских диалогов. Так называемый «канон Ямвлиха» включает двенадцать диалогов, составляющих два цикла: Алкивиад I – введение в философию; Горгий, Федон – этика; Кратил , Теэтет – логика; Софист , Политик – физика; Федр , Пир – теология; Филеб – сводка основных проблем платоновской философии; эти 10 диалогов составляли первый цикл; второй, высший цикл состоял из Тимея (физика) и Парменида (теология). После изучения философии Платона предполагалось чтение и толкование Халдейских оракулов , которые со времен Ямвлиха стали неотъемлемой частью философского курса в неоплатонических школах.

Из учеников Ямвлиха наиболее известны Дексипп, Феодор Азинский, Эдесий, относящиеся к т.н. Пергамской школе неоплатонизма.

Философия Ямвлиха

Теоретическая философия Ямвлиха продолжает начавшуюся до него разработку основных категорий Плотина: Единого, Ума и Души. У Ямвлиха эти категории еще более дифференцируются и оформляются терминологически.

Наиболее существенно Ямвлих разработал сферу Единого. Так, в Едином Плотина Ямвлих различает два единых. Первое из них - как у самого Плотина - выше всякого бытия, всякого познания и всякого наименования. Второе есть начало всего последующего и потому именуется не только Единым, но и Благом. Это второе единое через оппозицию предела и беспредельного соединено с Единым-сущим (в соответствии со второй гипотезой «Парменида»)

В сфере ума Ямвлих различает триаду: бытие - жизнь - ум, то есть мыслимое (бытие), мыслящее (ум) и тождество того и другого (жизнь). Т.о. в сфере ума у него оказываются объединены космос умопостигаемый и космос мыслящий, а тем самым функции парадигмы и демиурга (в смысле космогонических терминов «Тимея»).

Душа причастна уму в меру своей ра́зумности и помещена над всеми внутрикосмическими душами как монада. Ямвлих строго отличал души людей, которые вечно связаны с умопостигаемой природой, от душ животных и не допускал их взаимоперехода (которое теоретически обосновывал Плотин).

Такая разработка - только начало дальнейшего различения, которое принимает вид строго триадического построения. Здесь у Ямвлиха уже выступает характерная для позднего неоплатонизма схоластичность, схематизм, проникающие даже в наиболее «диалектические» его построения, которые имеют выраженный мистический характер.

Согласно его учению, и «чистые умы» и «душа» - надмировые боги. Ниже таких располагаются в космосе небесные боги. Они «водительствуют» по отношению к 12 мировым сферам - земли, воды, воздуха, огня, семи планет и эфира. При этом число богов все увеличивается; так как 12 небесных богов также образуют триады, то их оказывается всего 36, а после умножения их числа на 10 (может быть, ввиду календарных соображений: древний год = 360 дней) число их достигает 360. Таким следуют поднебесные «охраняющие» боги и демоны отдельных людей и народов.

В своей практической философии Ямвлих также проводит линию восстановления языческой религии. Он стремится восстановить все ее верования, все обряды и культовые действия, все предания о чудесах, все предзнаменования и молитвы. Такой тенденции посвящена антропология Ямвлиха: главным в человеке он считает не направленность на созерцание природы и космоса, а веру в богов и общение с ними.

Добродетели моральные и политические Ямвлих считает только низшими ступенями. Высшая - добродетель абсолютного единения с богами. Задача Ямвлиха - постигнуть суть теургии, мантики, жертвоприношения и молитвы. Он стремится классифицировать все основные явления в каждой из этих религиозных областей.

Ямвлих провозгласил догмат «всеобщего согласия тайновидящих всех времен и народов». Все восточные и греческие мудрецы, маги и прорицатели, поэты и философы, считал Ямвлих, во все времена возвещали одну и ту же неизменную и непогрешимую доктрину, которую жизненно необходимо понять и верно истолковать, чтобы убедиться в ее единстве.

Глава Сирийской школы неоплатонизма в Апамее. По происхождению сириец, родился в Халкиде (греч. «Ямвлих» является калькой с сирийского «он царь»). Особенностью учения Ямвлиха было сочетание платонизма с элементами пифагореизма, мистикой Халдейских оракулов и языческим культом.

Сочинения Ямвлиха: Свод пифагорейских учений в 10 кн. (из них дошли: Жизнь Пифагора , Протрептик , Об общей математической науке , Комментарий к Введению Никомаха , Теологумены арифметики ), О египетских мистериях (в 10 кн.), комментарии к сочинениям Платона и Аристотеля (к Федру , Тимею , Пармениду , Алкивиаду I , Федону , Филебу , Софисту ; к Категориям , Аналитике I , Об истолковании , О небе – все известны лишь по отрывочным фрагментам), о других сочинениях известно в основном лишь по названиям (среди них наиболее важны О душе и Платонова теология .

Как глава школы и комментатор Ямвлих разработал каноническую для последующих школ неоплатонизма последовательность изучения платоновских диалогов. Т.н. «канон Ямвлиха» включает двенадцать диалогов, составляющих два цикла: Алкивиад I – введение в философию; Горгий , Федон – этика; Кратил , Теэтет – логика; Софист , Политик – физика; Федр , Пир – теология; Филеб – сводка основных проблем платоновской философии; эти 10 диалогов составляли первый цикл; второй, высший цикл состоял из Тимея (физика) и Парменида (теология). После изучения философии Платона предполагалось чтение и толкование Халдейских оракулов , которые со времен Ямвлиха стали неотъемлемой частью философского курса в неоплатонических школах.

Ямвлихом была осуществлена дальнейшая разработка неоплатонической доктрины и внесены изменения в учение о каждой из трех ипостасей. Наиболее существенные новации коснулись сферы единого. В понятии единого, как оно было сформулировано Платоном и Плотином, Ямвлих различает единое полностью невыразимое и просто единое, или «благо», которое, через оппозицию предела и беспредельного, соединено с единым-сущим (соответствует второй гипотезе Парменида ). В сфере ума Ямвлих различает триаду: бытие – жизнь – ум, т.е. мыслимое (бытие), мыслящее (ум) и тождество того и другого (жизнь). Т.о., в сфере ума у него оказываются объединены «космос умопостигаемый» и «космос мыслящий», а тем самым функции парадигмы и демиурга (в смысле космогонических терминов Тимея ). Душа причастна уму в меру своей разумности и помещена над всеми внутрикосмическими душами как монада. Ямвлих строго отличал души людей, которые вечно связаны с умопостигаемой природой, от душ животных, и не допускал их взаимоперехода, которое теоретически обосновывал

НЕОПЛАТОНИЗМ –завершающий период в истории античного платонизма. Началом неоплатонической философии считается учение Плотина (204–269).

Характерными чертами неоплатонизма являются учение об иерархически устроенном мире, порожденным от запредельного ему первоначала, особое внимание к теме «восхождения» души к своему истоку, разработка практических способов единения с божеством (теургии) на основе языческих культов, в связи с этим устойчивый интерес к мистицизму, пифагорейской символике чисел.

Античный неоплатонизм существовал как школьная философия и был ориентирован на комментирование диалогов Платона и систематическую разработку его учения. К школе Плотина в Риме принадлежали Амелий и Порфирий .

Уже в этот ранний период были разработаны основные понятия неоплатонической системы: Единое превыше бытия и мышления, оно может быть познано в сверхразумном выходе за пределы дискурса (экстазе); в переизбытке своей мощи Единое порождает путем эманации, т.е. как бы излучая, остальную реальность, представляющую собой последовательный ряд ступеней нисхождения единого. За единым следуют три ипостаси: бытие-ум, содержащий в себе все идеи, живущая во времени и обращенная к уму мировая душа, и порождаемый, организуемый ею видимый космос. Внизу мировой иерархии – бесформенная и бескачественная материя, провоцирующая всякую высшую ступень к порождению своего менее совершенного подобия. Система Плотина была изложена им в ряде трактатов, изданных после смерти Плотина Порфирием под названием Эннеады . Зафиксированная в Эннеадах антиаристотелевская позиция Плотина в дальнейшем развитии неоплатонизма сменяется признанием роли Аристотеля как последователя Платона, философия Аристотеля, в особенности его логика, понимается как введение в философию Платона. Начиная с Порфирия, в неоплатонизме начинается систематическое толкование сочинений Платона и Аристотеля.

У Порфирия учился Ямвлих – основатель Сирийской школы неоплатонизма. Ямвлих известен как разработчик системы изучения и комментирования Платона (т.н. канон Ямвлиха из 12 диалогов Платона), как поклонник теургии – мистической практики общения с богами и духами посредством ритуальной магии. Завершающим этапом изучения философии при Ямвлихе становится толкование орфических текстов и халдейских оракулов, обязательным элементом замкнутой от внешнего интереса школьной жизни становится отправление религиозного культа. Учениками Ямвлиха были: его преемник Сопатр Апамейский, Дексипп, Феодор Асинский и др.

Один из учеников Ямвлиха Эдесий основал Пергамскую школу неоплатонизма, продолжавшую традиции сирийской. Ее представителями были Хрисанфий, Саллюстий, автор сочинения О богах и о мире , Евнапий, автор ценного описания философии Пергамской школы Жизни философов и софистов , император Юлиан (Отступник). В обстоятельствах жизни последнего в полной мере отразилось характерное для 4 в. противостояние в интеллектуальной жизни империи христианства и язычества.

Двумя основными школами позднего неоплатонизма были Афинская и Александрийская. Афинская школа была основана при Плутархе Афинском как продолжение платоновской Академии, виднейшими ее деятелями были Сириан, Прокл, последний глава Академии Дамаский . В Афинской школе продолжали разрабатывать проводимое Ямвлихом систематическое описание нематериальных уровней мира (классификацию богов, духов, идеальных сущностей), прибегая при этом к детальным и утонченным логическим построениям. С 437 Академию возглавлял Прокл, который подвел итог развитию платонизма в рамках языческого политеизма, составил множество комментариев к диалогам Платона и написал ряд фундаментальных трудов, некоторые из которых сохранились (напр., Теология Платона ). Продолжением афинской стала Александрийская школа. К ней принадлежали Гиерокл, Гермий, Аммоний, Олимпиодор, Симпликий, Иоанн Филопон. Эта школа прежде всего известна своей комментаторской деятельностью, причем главным объектом внимания в ней стали сочинения Аристотеля. Александрийцы проявляли большой интерес к математике и естествознанию, многие из них обратились к христианству (Филопон). Последние представители школы (Элий, Давид) известны как составители учебных комментариев к логике Аристотеля.

Неоплатонизм оказал огромное влияние на развитие средневековой философии и теологии. Разработанный в школе понятийный аппарат, учение об устремленности к нетленному и вечному были переосмыслены и вошли в контекст христианского богословия, как на Востоке (каппадокийцы), так и на Западе (Августин).

Мария Солопова

Ямвлих (Ἰάμβλιχος) (ок. 280-330)- античный философ, основатель сирийской школы неоплатонизма; ученик Порфирия , продолживший линию развития неоплатонизма, ведшую от Плотина , в область мистики и теургии.

Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. - Изд. 2-е, стер. - Ростов н/Д: Феникс, 2013, с 561.

Ямвлих (ок. 280 - ок. 330) - греческий философ-неоплатоник, основатель сирийской школы неоплатонизма. В своих трактатах «Свод пифагорейских учений», «О египетских мистериях» Ямвлих облекает в философские формы уходящий в прошлое перед лицом побеждающего христианства языческий политеизм с его большим количеством богов различных уровней (боги «небесные», «поднебесные», «охраняющие» людей и народы, демоны). Являясь важнейшим авторитетом в кругах последних язычников, он пытается восстановить теургию (ритуальную магию, которую силится обосновать философски). Его метод комментирования диалогов Платона в этическом, логическом, космологическом и других аспектах пережил античность и нашел приверженцев во флорентийской платоновской Академии в эпоху Возрождения.

Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. М. 2010, с. 472.

Ямвлих (Ἰάμβλιχος) (ок. 250, Халкис, Сирия, - ок. 330), древнегреческий философ, основатель сирийской школы неоплатонизма , ученик Порфирия. Продолжил тенденцию неоплатонизма к дальнейшей дифференциации основных понятий Плотина ("Единого", "Ума"-нуса, "Души"), учение которого Ямвлих соединял с восточной мистикой. Автор большого "Свода пифагорейских учений" (сохранилось 5 трактатов). В своей чрезвычайно разработанной системе богов различных уровней (боги надмирные - чистые умы и душа, боги небесные, предводительствующие 12 мировыми сферами, - земли, воды, воздуха, огня, семи планет и эфира, боги поднебесные и, наконец, "охраняющие" бога и демоны отдельных людей и народов) Ямвлих стремился отстоять политеизм древней мифологии перед лицом побеждавшего христианского монотеизма. В трактате "О египетских мистериях" пытался дать истолкование и классификацию мантики, жертвоприношений и др. обрядов древней религии. Большое историко-философское значение имел метод комментирования диалогов Платона у Ямвлиха (трактовка во всех аспектах - этическом, логическом, космологическом, физическом и др.), определивший все позднейшие неоплатонические комментарии вплоть до флорентийской Академии платоновской (Пико делла Мирандола и др.).

А.Ф. Лосев.

Использованы материалы Большой советской энциклопедии. В 30 т. Гл. ред. А.М. Прохоров. Изд. 3-е. Т. 30. Экслибрис – Яя (+дополнения). – М., Советская энциклопедия. – 1978.

Ямвлих Халкидский - известный философ-неоплатоник конца III - начала IV вв. от P. X., язычник, сириец по национальной принадлежности. Родился в г. Халкида в Келесирии в середине или третьей четверти III века, умер около 325 г. в Антиохии Великой. Выходец из богатой и знатной семьи. В конце 70-х годов III века был учеником Анатолия , епископа Лаодикейского и известного философа своего времени. Затем, по рекомендации своего учителя, продолжил свое образование в Риме, в школе Порфирия, ученика великого философа Плотина, и вошел в ближний круг его друзей. Однако в 90-х гг. между учителем и учеником произошел разрыв, и Ямвлих возвратился в Сирию. Более 10 лет он провел в Апомее, куда спустя некоторое время после смерти Плотина перебрался Амелий, еще один ученик великого философа, перевезший туда большую философскую библиотеку. Во время правления на Востоке императора Галерия (305- 312) Ямвлих отправился в Антиохию и вскоре на деньги, унаследованные от своей семьи, основал собственную философскую школу в Дафне, пригороде сирийской столицы, где и прожил до самой смерти. Ямвлих писал по большей части в чеканной и афористичной манере, за исключением работ эзотерического характера. Комментарии Ямвлиха к сочинениям Платона стали основой для позднего неоплатонизма, их воздействие прослеживается также в византийской богословской литературе вплоть до работ Михаила Пселла в XI веке. В них Ямвлих развивал идею «симфонии диалогов» - абсолютной непротиворечивости работ Платона, которые он считал «богодухновенными». К сожалению, эти комментарии Явлиха сохранились только в виде цитат в сочинениях его последователей. Кроме того, известен ряд сохранившихся до нашего времени трактатов Ямвлиха о Пифагоре и пифагорейском учении, эзотерическое сочинение «О египетских мистериях», а также отрывки и извлечения из других его работ. Большая часть сочинений Ямвлиха сегодня известна только по названиям.

Византийский словарь: в 2 т. / [ сост. Общ. Ред. К.А. Филатова]. СПб.: Амфора. ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко, 2011, т. 2, с.537.

Ямвлих (Ίάμβλιχος) из Халкиды (Сирия) (не позже 280, вероятно в 245,- около 330), античный философ-неоплатоник, ученик, а затем оппонент Порфирия. Находился под сильным влиянием пифагореизма и халдейских оракулов, соединял неоплатонизм с интенсивно разрабатывавшейся им теургией. Согласно Дж. Диллону, сочинения Ямвлиха можно разбить на 3 группы: пифагорейско-герметические [компилятивный «Свод пифагорейских учений в 10 кн.» (до нас дошло пять), написанный для школьного обихода], порфириево-платонические (комментарии к Платону и Аристотелю) и сочинения, составившие оригинальный вклад Ямвлиха в неоплатоническую философию и написанные после смерти Порфирия: «О богах», «О речи Зевса в "Тимее"», «Халдейская теология», «Платонова теология», «О символах» и др. Вероятно, Ямвлиху принадлежит сочинение «О египетских мистериях».

Ямвлих осуществил школьную разработку неоплатонической доктрины. В едином Плотина Ямвлих различает единое полностью неизречённое и просто единое, или «благо», которое через противоположности предела и беспредельного соединено с единым-сущим. В сфере ума (нуcа) Ямвлих твёрдо различает намеченную Плотином и развитую Порфирием триаду бытие-жизнь-ум, т. е. мыслимое (бытие), мыслящее (ум) и тождество того и другого - жизнь, которая в триаде помещена между полюсами «немыслящего» бытия и «не-сущего» мышления. Таким образом, наряду с «умопостигаемым космосом» Ямвлих вводит «космос мыслящий», объединяя их в сфере ума. Душа причастна уму в меру своей разумности и помещена над всеми внутрикосмическими душами как монада. Ямвлих строго отличал души людей, вечно связанные умопостигаемой природой, от душ животных и не допускал их взаимоперехода. Богов Ямвлих разделял на надкосмических, относя их к сферам сущего, ума и души, и внутри-космических, деля последних на создающих, одушевляющих, сочетающих и сохраняющих. Ямвлих проводит учение о времени и вечности, полагая, что вечность есть мера умопостигаемого мира, а время - реальная сущность, истекающая от ума (тогда как пространство есть только врождённое свойство тел).

Ямвлих провёл реформу неоплатонического комментария, суть её - в нахождении единственной «цели» (σκοπός) диалога, с которой согласуется всё толкование, а также в установлении иерархии типов толкования, которая начинается с физической и этической интерпретации, восходит к математической и завершается метафизической. Под влиянием Ямвлиха сформировались пергамская и афинская школы неоплатонизма, авторитет Ямвлиха был чрезвычайно велик вплоть до флорентийской Академии в Италии 15 века.

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв , П. Н. Федосеев , С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Сочинения: Do vita pythagorica liber, ed. A. Naurk, Petropoli, 1884; то же, ed. L. Deubner, Lpz., 1937; Protrepticus, ed. H. Pistelli, Lpz., 1888; De communi mathematica seientia liber, ed. N. Festa. Lpz., 1891; In Nicoraachi arithmeticam mtroduetianem liber, ed. H. Pistelli, Lpz., 18Л4; Theologounieria aritlinietirae, ed. V. de Falco, Lpu., 1922 (эти пять трактатов - l,2,."i,4 п 7-я кн. «Свода пифагорейских учений»); De rnysteriis liber, ed. (i. Par they, В., 18Γι7; lamblichi C.halcidensis in Platonis dialogos commentariorum fragmenta, ed. with traust, and cuinm. by J. M. Dillon, Leiden 1973.

Ямвлих (Ἰάμβλιχος - транскрипция сирийского или арамейского yamliku «он царь») из Халкиды (Сирия) (не позже 280, вероятно в 245, - ок. 325) - античный философ-неоплатоник, ученик пифагорейца Анатолия, ученик, а затем оппонент Порфирия. Находился под сильным влиянием пифагореизма и Халдейских оракулов, соединял философскую раз-работку проблем платонизма с интенсивно разрабатывавшейся им теургией. Школа Ямвлиха в Апамее, в которой систематически отправлялся языческий религиозный культ, понимаемый как необходимая часть школьной жизни, впервые в позднем платонизме была учреждена как замкнутый самодовлеющий организм, сознательно противопоставленный христианству и закрытый для него. Для школьного обихода Ямвлих составил компилятивный «Свод пифагорейских учений в 10 кн.» (до нас дошло пять: «Жизнь Пифагора», «Увещание к философии (Протрептик)», «Об общей математической науке», «Комментарий к Введению Никомаха», «Теологумены арифметики»), комментарии к Платону, из сочинений которого были выбраны 12 канонических (см. Афинская школа), и Аристотелю (сохранились фрагменты комментариев к «Федру», «Тимею» и «Пармениду», отдельные замечания из комментариев к «Алкивиаду I», «Федону», «Филебу», «Софисту»; есть свидетельства о комментариях Ямвлиха к «Категориям», «Аналитике 1», «Об истолковании» и к трактату «О небе»), а также сочинения «О богах», «О речи Зевса в «Тимее »», «Халдейская теология», «Платонова теология», «О символах», фрагменты трактата «О душе» и др. Ямвлиху принад-лежит также сочинение «О египетских мистериях» (в 10 кн.), в котором в ответ на «Письмо Анебону» Порфирия он защищает теургию, надев маску египетского жреца Абаммона. Ямвлих осуществил школьную разработку неоплатонической доктрины. В Едином Плотина он различает единое полностью неизреченное и просто единое, или «благо», которое через противоположности предела и беспредельного соединено с единым-сущим. В сфере ума (нуса) Ямвлих твердо различает намеченную Плотином и развитую Порфирием триаду бытие-жизнь-ум, т. е. мыслимое (бытие), мыслящее (ум) и тождество того и другого - жизнь, которая в триаде помещена между полюсами «немыслящего» бытия и «несущего» мышления. Т. о., наряду с «умопостигаемым космосом» Ямвлих вводит «космос мыслящий», объединяя их в сфере ума. Душа причастна уму в меру своей разумности и помещена над всеми внутрикосмическими душами как монада. Ямвлих строго отличал души людей, вечно связанные умопостигаемой природой, от душ животных и не допускал их взаимоперехода. Богов Ямвлих разделял на надкосмических, относя их к сферам сущего, ума и души, и внутрикосмических, деля последних на создающих, одушевляющих, сочетающих и сохраняющих. Ямвлих развивает учение о времени и вечности, полагая, что вечность есть мера умопостигаемого мира, а время - реальная сущность, истекающая от ума (тогда как пространство есть только врожденное свойство тел). Ямвлих провел реформу неоплатонического комментария, суть ее в нахождении единственной «цели» (…) диалога, с которой согласуется все толкование, а также в установлении иерархии типов толкования, которая начинается с физической и этической интерпретации, восходит к математической и завершается метафизической. Под влиянием Ямвлиха сформировались Пергамская и Афинская школы неоплатонизма, авторитет его был чрезвычайно велик вплоть до флорентийской Академии в Италии 15 в.

Theologumena arithmeticae, ed. V. de Falco. Lipsiae, 1922 (cur. U. Klein. Stuttg., 1975) (эти пять трактатов - соответственно 1, 2, 3, 4 и 7-я книги «Свода пифагорейских учений»); Les mysteres d"Egypte, texte et. et trad, par E. des Places. P., 1966;

In Platonis dialogos commentariorum fragmenta, ed. with transl. and comm. by J. Dillon. Leiden, 1973;

De anima, trad, par A. J. Festugiere, in: La Revelation d"Hermes Tristmegiste, t. Ill: Les doctrines de I"ame, p. 177-264 (обширные примечания). Рус. пер.: Жизнь Пифагора, пер. и вступ. ст. Р. В. Светлова. СПб., 1997; пер. В. Б. Чернышевского. М., 1997;

О египетских мистериях, пер. и вступ. ст. Л. Ю. Лукомского. М., 1995;

Ответ учителя Абаммона на письмо Порфирия к Анебону, пер. И. И. Маханькова.- В сб.: Знание за пределами науки, сост. И. Т. Касавин. М., 1996.

Литература:

Лосев А. Ф. История античной эстетики. Последние века, кн. I. М., 1988, с. 122-301;

Dalsgaard Larsen В. Jamblique de Chalcis. Exegete et philosophe, vol. 1-2. Aarhus, 1972 (Appendice Testimonia et fragmenta exegetica);

Larsen B. D. La place de Jamblique dans la philosophie antique tardive. Places E. des, La religion de Jamblique.- De Jamblique a Proclus, Neuf Exposes suivis de Discussions, prep, par H. Dorrie, Vandoeuvres-Gen., 1975 (Entretiens sur I"Antiquite classique XXI), p. 1-26, 69-102;

Steele. The changing Self. A study on the Soul in later Neoplatonism: lamblichus, Damascius, and Priscianus. Brux., 1978;

Dillon J. lamblichus of Chalcis.- ANRW II, 36.2, 1987, p. 862-909;

O Meara D. Pythagoras revived. Oxf., 1989;

Nasemann B. Theurgie und Philosophie in Jamblichs «De mysteriis». Stuttg., 1991.

История философии, т. 1, М., 1940, с. 372 - 75;

Ueberweg F., Grundriss der Geschichte der Philosophie, 12 Aufl., Bd 1 - Die Philosophie des Altertums, В., 1926 (лит.).