Все о тюнинге авто

Цели аграрной реформы столыпина. Реформы Столыпина. Кратко Какие еще реформы готовил столыпин

Начало XX века в России – период расцвета анархии, террора, народных волнений . Империя требовала от государственных деятелей решительных шагов, немедленных действий. Проходили значительные преобразования, широкую известность приобрели реформы Столыпина — кратко остановимся на основных его начинаниях. После роспуска первой Думы, правительство возглавил человек, готовый поменять ситуацию. В чем состояла суть аграрной реформы Столыпина.

Вконтакте

Начальные этапы деятельности

Столыпин Петр Аркадьевич (1862-1911 гг.) – выходец из семьи дворян . Окончил физико-математический факультет Петербургского Императорского университета. Поступил на службу в МВД, где проработал 3 года. Перешел в Департамент сельской промышленности и земледелия. С 1902 году исполнял обязанности губернатора Гродненской губернии. Через год переведен на должность губернатора Саратовской губернии. В Гродно формировались главные принципы столыпинской аграрной реформы .

Занимая высокие посты, большую часть сил и времени Петр Аркадьевич отдавал решению вопросов образования крестьян и фермерства. Это вызывало раздражение и непонимание среди многих современников. Он выступал ярым противником . Во время митингов, результатом которых стала Гражданская война 1905 – 1907 гг., выходил на улицы, выступал перед повстанцами.

Важно! Столыпинские методы управления привели к резкому сокращению восстаний в Саратове.

Усилия и талант управителя привлекли внимание Николая II. В 1906 году император назначает саратовского губернатора министром внутренних дел . Вскоре он становится председателем Совета Министров Российской Империи.

Эти события определяют начальный период первых мероприятий аграрной реформы: в историю вошло 9 октября 1906 года – день издания указа о свободном выходе крестьян из помещичьих хозяйств.

На новых должностях Петр Столыпин разворачивает жесткую политику противостояния преступности и терроризму .

В разгар революции он предлагает ряд законопроектов, но говорит о необходимости успокоения волнений перед началом преобразований.

Развитие предпринимательства

В экономике осуществлялись попытки дать свободу предприимчивым крестьянам, и большую роль в осуществлении данного начинания сыграла аграрная реформа Столыпина.

Предпосылки

Основанием для преобразования государства послужила экономическая и политическая обстановка, сложившаяся в начале XX века. Высокопоставленные лица слишком по-разному видели пути развития России. После поражения в русско-японской войне, кризис достиг критической точки. Разовые восстания переросли в масштабное революционное движение . Это мешало . Необходимо было срочно проводить ряд экономических, административных, правовых, аграрных преобразований в стране, что стало основной задачей Петра Столыпина.

Существовал ряд проблем:

  • сохранились пережитки отношений помещиков с крестьянами;
  • росло недовольство рабочих условиями труда и отдыха;
  • требовал решения национальный вопрос;
  • большая часть крестьян была неграмотной;
  • царила всеобщая анархия внутри страны;
  • активизировались агрессивные экстремистские организации.

Все реформы преследовали одну цель — постепенно сделать Россию мощной державой , а помочь в этом должна была аграрная революция. Основным инструментом для воплощения своего плана он сделал увеличение численности зажиточных крестьян на территории государства.

Решение земельного вопроса

На селе сложилась довольно сложная ситуация в аграрном секторе, которая не могла не вызывать опасений у правительства страны:

  • полный упадок сельского хозяйства на селе;
  • поголовная бедность населения;
  • уменьшение количества крестьянских земель, так как некоторые крестьяне лишились своих наделов;
  • крестьянские общины отрицали права собственности помещиков на землю.

После община стала ключевой формой самоуправления крестьян . Земля принадлежала общине, а крестьянским семьям предоставлялись наделы. По факту это были земельные владения помещиков. Хозяина надела могли сменить , если он терял платежеспособность. Человеческие отношения внутри обществ преобладали, переделы земли происходили по договоренности. Но мысль о том, что сегодня хозяин земли я, а завтра – кто-то другой, не покидала земледельцев. Это стало причиной нарастающего недовольства.

На стыке веков резко возросла рождаемость, особенно среди сельских жителей. В период с 1861 по 1913 гг. население государства увеличилось в 2,5 раза . Крестьяне нуждались в земле все больше, а ее оставалось все меньше. В среднем по Российской Империи к 1900 году обеспечение наделами сократилось вдвое. Вместе с сокращением земельных владений на душу населения, повышалось количество дворов. К 1905 году эта цифра увеличилась на 3,5 миллиона. Попытки властей бороться с семейными разделами не принесли положительных результатов.

Экономические реформы, проходившие при Александре II, предполагали несколько программ наделения.

Большинство людей выбрали минимальный пакет. Он включал бесплатный надел, в размере ¼ от стандартного , и не мог обеспечить семью. Неравенство усугублялось. Успешные крестьяне скупали помещичьи земли.

Недостаточное количество земель и отсутствие прав собственности явились основными причинами обострения конфликтов. Это легло в основу целей, которые призвана достичь аграрная реформа Столыпина, занимавшего тогда пост премьер-министра.

Осложняло ситуацию явление чересполосицы – участки помещиков и крестьян находились на одном поле через полосу. Отсутствовало грамотное распределение посевных , лесных, луговых площадей.

Сущность изменений в сельском хозяйстве

Аграрная политика Петра Столыпина преследовала две основные цели:

  1. Краткосрочная – прекращение волнений, возникших из-за земельных конфликтов.
  2. Долгосрочная – стабильное развитие крестьянства и сельского хозяйства.

Их достижение предполагало проведение комплекса мер:

  • важнейшее мероприятие — передача прав собственности на землю отдельным домохозяевам;
  • искоренение пережитков сословных отношений внутри общин;
  • разработка кредитной системы;
  • льготная перепродажа скупленных помещичьих хозяйств и земель;
  • развитие образовательных, консультационных агрономических программ;
  • поддержка крестьянских товариществ и кооперативов.

Выделяются и более конкретные цели аграрной реформы:

  • сохранение помещичьего хозяйства;
  • решение вопроса недостатка земли;
  • искоренение стадного чувства земледельцев;
  • прививание земледельцам чувства собственности;
  • создание на селе прочного фундамента верховной власти;
  • увеличение темпа развития сельского производства.

Коллективы общин образовывали смуты. От них необходимо было избавиться. Премьер-министр надеялся на улучшение положения крестьян. Он говорил о силе, которая находится в низах общества, старался поддержать самодержавие.

Аграрная реформа Столыпина не распространялась на башкирские и казачьи землевладения .

Реформирование давало возможность любому желающему покинуть общину. Человек подавал заявку, и земля закреплялась за ним. Учитывая заселенность Европейской России, земельные площади выделялись в Сибири.

Из 3,5 миллиона крестьян, пожелавших переехать, около пятисот тысяч отказались, из-за сложности освоения нового пространства. Пик активности прошений пришелся на 1909 – 1910 годы , затем пошел на спад.

Что удалось сделать

Каковы же были итоги аграрной реформы Столыпина. Проще всего ознакомиться с данными 1916 года:

  • о желании заполучить землю в собственность заявили более 6 млн. домохозяйств;
  • единоличными собственниками стали почти 1,5 миллиона человек;
  • к общему размеру наделов прибавился 8,1 % площадей (9,65 млн. десятин);
  • оформлено 25,2 млн. десятин ;
  • крестьянские владения составили 89,3 % земель и 94% скота; необходимость в массовости помещичьих угодий отпала.

Это важное преобразование, организованное Петром Аркадьевичем. Но оно провалилось. Автор надеялся на комплексное проведение реформирования, говорил о необходимости сохранения спокойствия внутри страны. Эти два фактора через двадцать лет могли положительно сказаться на развитии государства. Сыграла роль и непродуманность трудоустройства крестьян, переехавших в город. Аграрная реформа Столыпина была приостановлена постановлением Временного правительства от 28 июня (11 июля по новому стилю) 1917 года.

Другие изменения

Мероприятия столыпинской реформы, если говорить коротко, предполагали полное преобразование государства , касались абсолютно всех сфер жизнедеятельности.

Местное самоуправление

Часть западных губерний управлялась волостными сходами, поэтому деятельность Столыпина в этом направлении определяют, как попытку введения земских учреждений . Это помогло бы регионам реализовать сельскохозяйственный потенциал.

Как и все преобразования, которые пытался провести Столыпин, данный законопроект нашел своих противников и сторонников. Но главное – он шел вразрез с действующим законодательством .

Населявших Киевскую, Минскую, Могилевскую, Витебскую, Подольскую губернии поляков, нельзя было допускать к власти. На этом основании Государственный Совет отклонил инициативу.

Противостояние терроризму

Причины, вынудившие прибегнуть к проведению столыпинских реформ судебного процесса, были вескими — массовые террористические атаки, грабежи, разбои. 12 августа 1906 года террористы атаковали дачу Петра Аркадьевича. Пострадали его дети и еще порядка ста человек, 30 из которых умерли. Император вводит положение о военно-полевых судах. Им предоставлялось право в кратчайшие сроки рассматривать дела. Двое суток выделялось на разбирательства, 24 часа – на приведение приговора в действие. Премьер-министр определял нововведение, как необходимость в сложившейся обстановке .

Силовые структуры и судопроизводство

Законопроект «О преобразовании местного суда » включал ряд мер по удешевлению и доступности услуг для населения. Преследовалась цель возрождения мировых судов. Делался акцент на независимости органа власти от волостного, крестьянского, земского начальства. Это была попытка исключить судопроизводство от случайных решений, привести к рационализации процесса. Предлагалось ввести ответственность высокопоставленных чиновников за неправомерные действия и бюрократизм, определить права подследственного человека .

Реформаторские мероприятия, которые успел провести Столыпин.

Таблица 1

Дата Экономические реформы
19.08.06 Вступил в силу закон о противоборстве террору
Август 1906 г. Наделение Крестьянского банка полномочиями перепродажи земель
05.10.06 Права крестьян и других сословий частично уравнены
14 — 15.10.06 Запуск системы широкого кредитования
9.11.06 Указ о свободном выходе из общины
Декабрь 1907 г. Ускорение переселения крестьян на и в Сибирь, путем поощрений
10.04.08 Введение программы обязательного начального образования
31.05.09 Принятие закона о русификации Финляндии
14.06.10 Расширение возможностей выхода из помещичьих угодий
14.03.11 Появление земств в западных губерниях

Аграрный вопрос - всегда главный для России

С 1906 г. правительством России под руководством П.А. Столыпина проводился комплекс мероприятий в области сельского хозяйства. Эти мероприятия обобщенно называют «Столыпинской аграрной реформой».

Основные задачи реформы :

  • передача надельных земель в собственность крестьян;
  • постепенное упразднение сельской общины как коллективного собственника земель;
  • широкое кредитование крестьян;
  • скупка помещичьих земель для перепродажи крестьянам на льготных условиях;
  • землеустройство, позволяющее оптимизировать крестьянское хозяйство за счёт ликвидации чересполосицы.

Реформа ставила как краткосрочные, так и долгосрочные цели.

Краткосрочные : разрешение «аграрного вопроса» как источника массового недовольства (в первую очередь, прекращение аграрных волнений). Долгосрочные : устойчивое процветание и развитие сельского хозяйства и крестьянства, интеграция крестьянства в рыночную экономику.

Цели аграрной реформы

Аграрная реформа была направлена на усовершенствование крестьянского надельного землепользования и мало затрагивала частное землевладение. Она проводилась в 47 губерниях Европейской России (все губернии, кроме трёх губерний Остзейского края); не затрагивалось казачье землевладение и землевладение башкир.

Историческая необходимость реформы

П.А. Столыпин (третий слева) во время знакомства с хуторским хозяйством недалеко от Москвы, октябрь 1910 г.

Идея аграрной реформы возникла в результате революции 1905-1907 гг., когда усилились аграрные волнения, и деятельностью первых трех Государственных Дум. Особого размаха аграрные волнения достигли в 1905 г., правительство едва успевало их подавлять. Столыпин в это время был губернатором Саратовской губернии, где волнения были особенно сильными в связи с неурожаем. В апреле 1906 г. П. А. Столыпин был назначен министром внутренних дел. Правительственный проект о принудительном отчуждении части помещичьих земель не был принят, Дума была распущена, а Столыпин назначен председателем Совета министров. В связи с тем, что ситуация с аграрным вопросом оставалась неопределенной, Столыпин принял решение принимать все необходимые законоположения, не дожидаясь созыва II Думы. 27 августа вышел указ о продаже крестьянам государственных земель. 5 октября 1906 г. был издан указ «Об отмене некоторых ограничений в правах сельских обывателей и лиц других бывших податных состояний» , посвящённый улучшению гражданско-правового статуса крестьян. 14 и 15 октября вышли указы, расширявшие деятельность Крестьянского земельного банка и облегчавшие условия покупки земли крестьянами в кредит. 9 ноября 1906 г. выходит главный законодательный акт реформы - указ «О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающихся крестьянского землевладения и землепользования» , провозглашающий право крестьян на закрепление в собственность их надельных земель.

Благодаря смелому шагу Столыпина (изданию законов по 87 статье. Данная статья позволяла правительству принимать неотложные законы без утверждения Думой в перерыве между роспуском одной Думы и созывом новой), реформа приобрела необратимый характер. II Дума выражала ещё более негативное отношение к любым начинаниям правительства. Она была распущена через 102 дня. Компромисса между Думами и правительством не произошло.

III Дума, не отвергая правительственного курса, принимала все правительственные законопроекты чрезвычайно долго. В результате, правительство с 1907 г. отказывается от активной законодательной деятельности в аграрной политике и переходит к расширению деятельности правительственных учреждений, увеличению объёма распределяемых кредитов и субсидий. С 1907 г. заявления крестьян о закреплении в собственность земли удовлетворяются с большими задержками (не хватает персонала землеустроительных комиссий). Поэтому главные усилия правительства были направлены на подготовку персонала (прежде всего землемеров). Но увеличиваются и денежные средства, направляемые на реформу, в виде фондирования Крестьянского поземельного банка, субсидирования мероприятий агрономической помощи, прямых пособий крестьянам.

С 1910 года правительственный курс несколько видоизменяется - больше внимание начинает уделяться поддержке кооперативного движения.

Крестьянский быт

5 сентября 1911 года П. А. Столыпин был убит, премьер-министром стал министр финансов В. Н. Коковцов. Коковцов, проявлявший меньшую инициативность, чем Столыпин, последовал намеченным курсом, не привнеся в аграрную реформу чего-либо нового. Объём землеустроительных работ по разверстанию земель, количество земли, закрепляемой в собственность крестьян, количество земли, продаваемой крестьянам через Крестьянский банк, объём кредитов крестьянам стабильно росли вплоть до начала Первой мировой войны.

В течение 1906-1911 гг. были изданы указы, в результате которых крестьяне имели возможность:

  • взять надел в собственность;
  • свободно выйти из общины и выбрать другое место жительства;
  • переселиться на Урал, чтобы получить землю (около 15 га) и деньги от государства на подъем хозяйства;
  • переселенцы получали налоговые льготы, освобождались от службы в армии.

Аграрная реформа

Достигли ли цели реформы Столыпина?

Это риторический вопрос при оценке деятельности реформаторов, он не имеет однозначного ответа. Каждое поколение будет давать на него свой ответ.

Столыпин остановил революцию и начал глубокие реформы. В то же время он пал жертвой покушения, не смог довести свои реформы до конца и не достиг своей главной цели: за 20 мирных лет создать великую Россию .

Тем не менее, за время его деятельности были достигнуты следующие результаты:

  1. Развивалось кооперативное движение.
  2. Увеличилось число зажиточных крестьян.
  3. По валовому сбору хлеба Россия была на 1 месте в мире.
  4. В 2,5 раза увеличилось поголовье скота.
  5. На новые земли переселились около 2,5 млн человек.

С аграрной реформой начала XX в. тесно связано имя П. А. Столыпина, который был главным руководителем, организатором и исполнителем всех преобразований в области сельского хозяйства и землепользования.

Экономическое положение русского крестьянина после 1861 г. ухудшилось, и в 1900 г. он в целом жил беднее, чем в 1800 г.

Причины ухудшения положения крестьян:

— выплата выкупных платежей (для покупки или аренды земли приходилось занимать у ростовщиков, а затем в Крестьянском банке; задолженности росли, и после революции 1905-1907 гг. власть отменила в 1907 г. выкупные платежи и простила недоимки);

— малоземелье крестьян;

— несбалансированность сельского хозяйства.

Государство поддерживало общину. Община считалась самой надежной опорой самодержавия в деревне. Но напряжение между общиной и частной собственностью постепенно нарастало. В 1905 г. эти противоречия вылились в настоящую «войну за землю». Власти подавляли волнения с помощью военных экспедиций. В ходе крестьянских волнений 1905 г. стало ясно, что сохранять прежнее положение в деревне невозможно. В связи с этим появилась идея о ликвидации общины, переходе земли в частную собственность. Создание третьеиюньской системы, которую олицетворяла III Дума, наряду с аграрной реформой было вторым шагом по превращению России в буржуазную монархию. Столыпин выделил в качестве приоритетных две задачи: борьбу с революцией и проведение аграрного закона от 9 ноября 1906 г. По своему содержанию это был либеральный буржуазный закон, способствующий развитию капитализма в деревне и, следовательно, прогрессивный.

Столыпин придерживался чисто экономических принципов реформирования экономики.

Основные цели столыпинской аграрной реформы:

1) преобразовать Россию из помещичье‑монархического государства в буржуазно‑монархическое;

2) создать путем расслоения крестьянства средний слой — крестьянскую буржуазию;

4) снять социальную напряженность на селе, отвлечь крестьян от мыслей о принудительном отчуждении помещичьих земель.

Достижение этих целей предполагало реализацию трех основных задач: разрушение общины, создание индивидуальных крестьянских хозяйств (частной крестьянской земельной собственности) и переселение крестьян из центральных губерний России на окраины.

Составные части реформы:

— Указ от 3 ноября 1905 г. об уменьшении выкупных платежей крестьян с 1 января 1906 г. наполовину, а с 1 января 1907 г. — полностью.

— Указ о Крестьянском банке, которому передавались казенные земли для продажи нуждающимся крестьянам.

— Указ 9 ноября 1906 г. о крестьянском землевладении и землепользовании. Этот важнейший указ дал каждому владельцу общинного надела право закрепить его себе в личную собственность в форме хутора или отруба. Чересполосица в основном сохранялась.

— Указ от 5 декабря 1906 г. ввел свободу избрания места жительства для крестьян, отменил телесные наказания по приговору волостных крестьянских судов, упразднил право земских и крестьянских начальников арестовывать и штрафовать крестьян за административные нарушения.

— Закон 14 июня 1910 г. фактически в принудительном порядке признавал личными собственниками всех домохозяев тех общин, где не производились переделы в течение 24 лет.

— Организация переселенческого движения в Западную Сибирь с целью наделения безземельных и малоземельных крестьян землей и решения проблемы перенаселения в Европейской части России.

— Широкое строительство сельских школ и вовлечение в систему народного образования огромных масс населения.

Развитие кооперативного движения

Ссуды Крестьянского банка не могли полностью удовлетворить спрос крестьянина на денежный товар, поэтому значительное распространение получила кредитная кооперация. В результате была создана широкая сеть институтов мелкого крестьянского кредита, ссудно‑сберегательных банков и кредитных товариществ, обслуживавших денежный оборот крестьянских хозяйств. Крестьяне на кооперативных началах создавали молочные и масляные артели, сельскохозяйственные общества, потребительские лавки и даже крестьянские артельные молочные заводы.

Последствия аграрной реформы

Важно отметить не только сам выход крестьян из общины, но и уничтожение чересполосицы, развитие отрубов и хуторов частично в ее рамках. Реформа качественно меняла и саму общину, повышая эффективность ее функционирования.

Сбор хлеба вырос к 1913 г. до 5,6 млрд пудов (86 млн тонн) против 4 млрд пудов в начале века. Посевные площади с начала века (до 1914) увеличились на 10,6 млн десятин. Одновременно возросли экспорт и урожайность многих сельскохозяйственных культур, производство и импорт сельскохозяйственных машин. В некоторых южных районах крестьянская община почти полностью исчезла (например в Бессарабской и Полтавской губерниях). В других регионах (Курская губерния) община утратила главенствующее положение.

а) Причины незавершенности реформы

— Незначительные временные сроки.

— Сопротивление со стороны правых и левых политических сил.

— Сложные взаимоотношения окружения царя и П. А. Столыпина.

С экономической точки зрения начатая аграрная реформа была необходима и прогрессивна.

Для успеха аграрной реформы надо было преодолеть три препятствия:

1) сопротивление консервативных помещичье‑бюрократических верхов (с 1907 по 1911 г., пока закон о хуторах и отрубах не был утвержден царем);

2) консерватизм крестьянской общины: среди крестьян была распространена идея «черного передела», многие из крестьян, даже имея возможность, не покупали землю;

3) сопротивление российской «социалистической» интеллигенции и Русской православной церкви, считавших, что реформа обогатит 10-15 % крестьян, а остальных без общинной защиты пустит по миру.

Однако определенные перемены все же произошли. За 8 лет реформы из общины вышло 26,1 % крестьян, но всего лишь 15 % из них выделились на хутор. Это было связано с объективными причинами: хутор — автономное хозяйство, где должно быть все — и поле, и выпас, и водопой; хутора были маломерные и слабые, по‑прежнему основная масса крестьян не имела лошадей или имела только одну.

Поголовное большинство выходивших из общины были бедняки. Многие стремились продать свои земли и уйти в город или уехать в Сибирь. В Сибирь прочно переселилось 2,44 млн крестьян, многие из них стали достаточно крепкими хозяевами. Однако проблему перенаселения Европейской части России это не решило.

б) Противоречивые результаты проведения реформы в сельском хозяйстве

Положительные результаты:

— из общины выделилось до четверти хозяйств, усилилось расслоение деревни, сельская верхушка стала давать до половины рыночного хлеба;

— из Европейской России в малозаселенные районы переселилось 3 млн хозяйств, 4 млн десятин общинных земель были вовлечены в рыночный оборот;

— увеличилась стоимость сельскохозяйственных орудий, выросло потребление суперфосфатных удобрений;

— вырос доход на душу сельского населения.

Отрицательные результаты:

— 70-90 % вышедших из общины крестьян сохранили связи с общиной;

— основную массу крестьян составляли трудовые хозяйства общинников;

— до полумиллиона переселенцев вернулось в Европейскую Россию;

— нерешенность проблемы малоземелья;

— преобладание примитивных орудий труда, традиционных способов землеобработки.

В качестве самого серьезного последствия следует отметить, что в 1911-1912 гг. страну поразил голод, охвативший 30 млн человек.

Биография П.А.Столыпина

в Дрездене, в семье, принадлежавшей старинному русскому роду, известному с XVI в. Дед по линии матери, князь Горчаков, был главнокомандующим русской армией в годы Крымской войны. Петр Аркадьевич приходился троюродным братом М. Ю. Лермонтову.

Блестяще окончив физико-математический факультет Петербургского университета, он в 1885 г. поступил на службу в Министерство государственных имуществ, в 1889 г. перешел в Министерство внутренних дел и вскоре стал самым молодым в России губернатором - в Гродно, а затем в Саратове. В 1906 г. 44-летний Столыпин принимает портфель министра внутренних дел, а с 8 июля 1906 г. он совмещает этот пост с должностью председателя Совета Министров, сменив апатичного премьер-министра И. Л. Горемыкина, которого даже в бюрократических кругах именовали "ваше безразличие".

Назначение Столыпина на столь высокую должность не прошло незамеченным. Даже самые непримиримые оппоненты были вынуждены признать, что на этот раз российское правительство возглавил одаренный, сильный, незаурядный человек. Злые языки, правда, его стремительную, блистательную карьеру объясняли протекцией со стороны родственников жены, близких ко двору. Столыпин был женат на О. Б. Нейгардт - бывшей невесте своего брата, убитого на дуэли. По свидетельству современников, несмотря на сложный характер Ольги Борисовны, Петр Аркадьевич был счастлив в браке, имел пять дочерей и одного сына.

В основу своей государственной деятельности П. А. Столыпин положил принцип, высказанный еще основателем государственной школы Б. Н. Чичериным: "Либеральные реформы и сильная власть". Официально было объявлено о следующем курсе преобразований: свобода вероисповеданий, неприкосновенность личности и гражданское равноправие в смысле "устранения ограничений и стеснений отдельных групп населения", преобразование местных судов, реформа средней и высшей школы, полицейская реформа, преобразование земства, подоходный налог, "меры исключительной охраны государственного порядка".

Понимая, что упование правительства только на карательные меры есть верный признак его бессилия, Столыпин основное внимание уделил не поиску зачинщиков революции, а разработке реформ, способных, по его мнению, разрешить главные вопросы, вызвавшие революцию, пытался наладить диалог с представителями оппозиционных политических сил. В то же время Столыпин не избегал и насильственных, карательных действий, что позволяет в целом оценить его политический курс как политику "кнута и пряника". К сожалению, в советской исторической литературе чаще всего рассматривалась только политика с позиции "кнута" и недостаточно полно исследовалась политика с позиции "пряника". За Петром Аркадьевичем укрепилась репутация палача, заполнившего Россию, по словам кадета Родичева, "столыпинскими галстуками".

12 августа 1906 г. эсерами-максималистами было предпринято покушения на П. А. Столыпина, в результате которого погибло 27 человек, находившихся в приемной казенной дачи, и оба террориста. Из 32 раненых 6 умерло от ран на другой день. От взрыва обрушилась стена с балконом. Дочь и сын Столыпина получили тяжелые ранения от обломков камней, сам он не пострадал.

Вскоре после этого покушения на его жизнь, Столыпин добился в чрезвычайном порядке по 87 статье Основных государственных законов введения указа о создании военно-полевых судов, в соответствии с которым судопроизводство завершалось в течение 48 часов, а приговор, санкционируемый командующим военным округом, исполнялся в течение 24 часов. Столыпин считал эти меры оправданными для сохранения общественной безопасности, полагая, что на насилие необходимо отвечать силой. Он утверждал, что надо уметь отличать кровь на руках врача от крови на руках палача, подчеркивал, что смертную казнь можно применять только к убийцам, категорически возражал против введения системы заложничества.

Почти все свои главные реформы Столыпин сумел провести не через обсуждение в Государственной думе, зная, что вносимые им проекты одобрения там не получат, а по 87 статье Основных государственных законов - в чрезвычайном порядке, в период "междумья". И хотя Столыпин пытался доказать целесообразность данной практики, утверждая, что подобная статья есть в законодательствах многих европейских государств, а принятие закона Государственной думой происходит со сложностями, занимает столь много времени, что затрудняет принятие неотложных решений, новый премьер-министр слишком часто прибегал к помощи "чрезвычайного законодательства".

1 июня 1907 г. Столыпин потребовал проведения закрытого заседания Думы, на котором прокурор Петербургской судебной палаты Камышанский предъявил членам социал-демократической фракции обвинение в подготовке к "ниспровержению государственного строя", потребовал лишения их неприкосновенности. Обвинение основывалось на подложном тексте солдатского наказа. После роспуска Думы члены социал-демократической фракции были осуждены.

Утверждением нового избирательного закона 3 июня 1907 г. правительство фактически произвело государственный переворот, так как по Основным государственным законам (ст. 86) этот закон должен был рассматриваться Думой, а обошлись без нее.

Столыпин и Государственная дума - это особый вопрос. К его чести, Столыпин, наверное, единственный из министров царского правительства, кто не боялся выступать в Думе с ответами по самым разным депутатским запросам. Он был хорошим оратором, на трибуне держался достойно, корректно. Между тем иногда аудитория была настроена к нему настолько враждебно, что из-за шума в зале Столыпин не мог начать выступление в течение 10- 15 минут. Когда же Петр Аркадьевич начинал говорить, зал Таврического дворца напоминал театр: депутаты "справа" устраивали бурные овации и кричали "браво", депутаты "слева" топали ногами и шумели. Иногда речь оратора звучала достаточно резко. Например, выступая в Думе по вопросу о мерах борьбы с революционным терроризмом, Столыпин говорил: "Правительство будет приветствовать всякое открытое разоблачение какого-либо неустройства... но иначе должно правительство относиться к нападкам, ведущим к созданию настроения, в атмосфере которого должно готовиться открытое выступление. Эти нападки рассчитаны на то, чтобы вызвать у правительства, у власти паралич и воли, и мысли, все они сводятся к двум словам, обращенным к власти: "Руки вверх". На эти два слова, господа, правительство с полным спокойствием, с сознанием своей правоты может ответить только двумя словами: "Не запугаете".

О работе Государственной думы, о принимаемых ею решениях Столыпин высказывался весьма снисходительно: "... У вас нет ни сил, ни средств, ни власти провести его дальше этих стен, провести его в жизнь, зная, что это блестящая, но показная демонстрация", или:"... это ровная дорога и шествие по ней почти торжественное под всеобщее одобрение и аплодисменты, но дорога, к сожалению, в данном случае приводящая никуда".

Наиболее заметный след в истории России оставили знаменитые аграрные реформы Столыпина. Аграрный кризис начала XX в. и крестьянские выступления накануне и в годы первой российской революции со всей определенностью заявили о неотложности решения аграрного вопроса. Вместе с тем согласия среди различных политических сил в способах достижения этой цели не было, более того, их взгляды часто оказывались диаметрально противоположными.

Столыпин поддержал позицию, обозначенную в XIX в. Валуевым, Барятинским, а в начале XX в. Витте о предоставлении права крестьянам на выход из общины. Он был убежден в том, что "нельзя любить чужое наравне со своим и нельзя обхаживать, улучшать землю, находящуюся во временном пользовании, наравне со своею землей. Искусственное в том отношении оскопление нашего крестьянства, уничтожение в нем врожденного чувства собственности ведет ко многому дурному, главное, к бедности. А бедность, по мне, худшее из рабств. Смешно говорить этим людям о свободе и свободах".

Реакции на статью

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)

Указом 9 ноября 1906 г., принятым в чрезвычайном порядке, было положено начало выходу крестьян из общины. Как закон он стал действовать, пройдя через обсуждение в III Государственной думе, только с 14 июня 1910 г. Столыпин не был сторонником насильственной ломки общины. Он никогда не требовал всеобщей унификации форм землепользования и землевладения. Разъясняя позицию правительства по аграрному вопросу в Государственной думе 10 мая 1907 г., он подчеркнул: "Пусть собственность эта будет общая там, где община еще не отжила, пусть она будет подворная там, где община уже не жизненна, но пусть она будет крепкая, пусть наследственная". Насильственные меры предполагались в тех случаях, когда община препятствовала выходу крестьян, что было весьма распространено.

Выход крестьян из общины подразумевался в два этапа: сначала чересполосное укрепление наделов, а затем выход на отруба и хутора. Была снята семейная форма собственности на землю, надел стал не коллективной собственностью семьи, а собственностью землевладельца. Отменялись выкупные платежи за землю, крестьяне освобождались от принудительного севооборота в целях недопущения излишней концентрации земли в одних руках и спекуляции землей. Были также запрещены продажа земли не крестьянам и скупка в пределах одного уезда более 6 душевых наделов, определенных по реформе 1861 г. По разным губерниям этот надел колебался от 12 до 18 десятин. С июля 1912 г. была.разрешена выдача ссуд под залог для приобретения крестьянами земли, введены различные формы кредита - агрокультурного, ипотечного, землеустроительного, мелиоративного.

Однако не все задуманное идеально реализовывалось на практике. Добровольность выхода крестьян из общины повсеместно не соблюдалась. Поскольку принудительный выдел земли из общины мог быть осуществлен по требованию хотя бы. одного крестьянина во время общего передела, а срок от передела до передела равнялся 12 годам, в 1909 г. Министерством внутренних дел был издан циркуляр, в котором дозволялись принудительные выделы земли. Таким образом, осуществление экономических реформ поддерживалось административными мерами. Карьера губернаторов и земских начальников на местах во многом зависела от выполнения Указа 9 ноября 1906 г., что толкало их на многочисленные злоупотребления.

В стране элементарно не хватало землемеров, способных справиться с требуемым объемом работы. По подсчетам историка В. С. Дякина, в 1906 г. в штате Министерства земледелия было 200 "межевых чинов", в 1907 г. число их было утроено, а к 1914 г. достигло численности в 6 тысяч. Но для такой огромной страны, как Россия, этого было явно недостаточно.

Не хватало и денег, выделенных на реализацию реформы. Так, по явно заниженным подсчетам Государственного контроля, минимальная стоимость обустройства одного хозяйства на хуторе составляла от 250 до 500 рублей. Министерство земледелия на всю европейскую часть России выделило ссуд на общую сумму в 32,9 миллиона рублей, в то время как в стране, по данным переписи, в 1905 г. насчитывалось около 12 миллионов крестьянских семей.

Для осуществления реформы было характерно насаждение хуторской системы землевладения, хотя природные, географические условия, социально-психологическая готовность крестьян к новым формам хозяйствования не всегда этому благоприятствовали. И все-таки к 1915 г. более 25 процентов домохозяев объявили о выходе из общины. Чаще всего это были беднота, крестьяне, работавшие в городе, и в меньшей степени крестьяне, желавшие вести независимое хозяйство. Покупателями земли часто оказывались зажиточные крестьяне, не вышедшие из общины, а также сами общины, возвращавшие земли в мирское пользование. Отруба прижились в основном в Заволжье, на Северном Кавказе, в губерниях Северного Причерноморья, хутора - в западных губерниях.

Будучи крупным землевладельцем (Столыпин имел около 8 тысяч десятин), он категорически выступал против насильственного отчуждения помещичьих земель, полагая, что это приведет к резкому падению агрокультуры и культурного уровня деревни в целом.

Не лишена смысла критика Столыпиным в Государственной думе проекта о национализации земли. Он отмечал, что земля, отчужденная у одних и предоставленная другим, "получила бы скоро те же свойства, как и вода, и воздух. Ею бы стали пользоваться, но улучшать ее, прилагать к ней свой труд с тем, чтобы результаты этого труда перешли к другому лицу, - этого никто не стал бы делать. Вообще стимул к труду, та пружина, которая заставляет людей трудиться, была бы сломлена", национализация земли "поведет к такому социальному перевороту, к такому перемещению всех ценностей, к такому изменению всех социальных, правовых и гражданских отношений, какого еще не видела история". Не поддерживал он и идею об арендных отношениях в земледелии, считая, что временное владение землей будет вести к ее быстрому истощению.

Важной частью аграрного законодательства Столыпина стала деятельность Крестьянского банка, скупавшего земли и перепродававшего затем их крестьянам на льготных условиях, причем часть расходов финансировалась государством.

Одним из способов наделения землей правительство выбрало путь переселенческой политики в Сибирь. Указом от 10 марта 1906 г. всем желающим без ограничений было предоставлено право на переселение. Правительство выделило средства на прокладку дорог, благоустройство на новом месте, медицинское обслуживание, общественные нужды. Пожалуй, это направление аграрной политики стало наиболее эффективным. За 1907- 1914 гг. в Сибирь переселилось 2,44 миллиона крестьян, или 395 тысяч семей. Население Сибири за годы колонизации выросло на 153 процента. Если до реформы в Сибири проходило сокращение посевных площадей, то после реформы те были расширены почти вдвое. По темпам развития животноводства Сибирь обгоняла европейскую часть России. Масло и сыр, изготовленные в Томской и Тобольской губерниях, стали широко известны не только в России, но и в Европе.

В то же время далеко не все из переселенцев сумели прижиться на новом месте; от 5 до 12 процентов крестьян вынуждены были вернуться в родные места. Сказывались недостаточная финансовая Текст скрыт

поддержка государства, отсутствие дорог, отдаленность районов, плохая адаптация к новым климатическим условиям, неурядицы во взаимоотношениях с местным населением. В целом активная переселенческая политика помогла несколько снять остроту аграрного вопроса в центре России, в какой-то мере оправдывая высказывание Столыпина "Дальше едешь - тише будешь!".

Оценивая аграрные реформы Столыпина, следует признать их целесообразными, с экономической точки зрения - необходимыми. С 1909-го по 1914 г. Россия производила зерна больше, чем основные ее конкуренты - США, Канада и Аргентина - вместе взятые. Конечно, надо иметь в виду, что во все эти годы были хорошие, а в 1909 и 1913 гг. рекордные урожаи, но столь разительные перемены положения дел в сельском хозяйстве напрямую связаны с проведенными реформами. Начался бурный рост вначале кредитных, а затем и производственных, сбытовых и потребительских кооперативов, оказывалась разносторонняя агрокультурная помощь: организовывались курсы по изучению, демонстрации и внедрению новых эффективных форм хозяйствования.

Однако Россия не стала процветающей страной. Не были решены проблемы, связанные с голодом и аграрным перенаселением. Сельское хозяйство по-прежнему развивалось экстенсивно, производительность труда в нем росла медленнее, чем в США и странах Западной Европы.

Для осуществления реформ такого масштаба не было создано должной финансовой и материальной базы, и оно форсировалось чисто административными мерами. Как известно, Столыпин считал, что реформы могут быть успешно осуществлены в течение 15-20 лет.

Реформы в России носили ярко выраженный политический характер. Столыпин никогда не скрывал, что ими он стремился потушить огонь крестьянских выступлений. В результате методы осуществления реформ вызвали неприятие их со стороны самых различных политических сил.

Помимо аграрных реформ Столыпин разрабатывал очень интересные законопроекты в политической, социальной и культурной областях. Именно он от имени правительства внес на рассмотрение III Государственной думы законопроект о страховании рабочих по инвалидности, старости, болезни и от несчастных случаев, об оказании медицинской помощи рабочим за счет предприятий, ограничении длительности рабочего дня для малолетних и подростков. Он вносил также на рассмотрение Николая II проект по разрешению еврейского вопроса. Мало кому известно то, что Столыпин был инициатором введения всеобщего бесплатного начального образования в России. С 1907-го по 1914 г. постоянно росли расходы государства и земств на развитие народного образования. Так, в 1914 г. на эти нужды выделялось средств больше, чем во Франции.

Столыпин стремился повысить образовательный и культурный уровень государственных чиновников и именно с этой целью предлагал увеличить зарплату учителям, служащим почт, железных дорог, священникам, чиновникам госаппарата.

Петр Аркадьевич участвовал также в разработке документов по политической реформе. Он предложил бессословную систему местного управления, по которой выборы в земстве должны были проводиться не по сословным куриям, а по имущественным, причем имущественный ценз должен был быть снижен в десять раз. Это значительно расширило бы число избирателей, за счет зажиточных крестьян. Столыпин планировал во главе уезда ставить не предводителя дворянства, а правительственного чиновника. Предложенная им реформа органов местного самоуправления вызвала резкую критику правительственного курса со стороны дворян.

В разработке национальной политики Столыпин придерживался принципа "не утеснения, не угнетения нерусских народностей, а охранения прав коренного русского населения", который на деле часто оказывался приоритетом интересов русских вне зависимости от места их жительства. Столыпиным был предложен законопроект о введении земств в шести западных губерниях (Минской, Витебской, Могилевской, Киевской, Волынской, Подольской), в соответствии с которым земства должны были стать национально-русскими посредством выборов через национальные курии.

Следует отметить, что Столыпин никогда не допускал высказываний, унижавших и оскорблявших национальные чувства малых народов. По своим глубоким убеждениям он был русским патриотом, он понимал необходимость развития национального самосознания, достоинства, сплочения нации. Весьма интересна и мысль Петра Аркадьевича о том, что "народы забывают иногда о своих национальных задачах; но такие народы гибнут, они превращаются в назем, в удобрение, на котором вырастают и крепнут другие, более сильные народы". Однако проводимая им политика отнюдь не способствовала разрешению национального вопроса.

Последние в его жизни проекты реформ были связаны с укреплением финансов за счет увеличения прямых и особенно косвенных налогов, повышения акциза на спиртные напитки, введения прогрессивного налога и налога с оборота. Впервые Столыпин поставил вопрос о реформировании промышленности - иностранные займы предполагалось использовать только на исследование недр земли, строительство железных дорог и особенно дорог с твердым покрытием. Предусматривалось создание семи новых министерств.

Политический курс, намеченный Столыпиным, вызвал резкую критику в его адрес со стороны как левых, так и правых политических сил. Интересно, что современники его политическое кредо пытались выразить в таких взаимоисключающих оценках, как "консервативный либерал" и "либеральный консерватор". В 1908 г. в средствах массовой информации началась резкая критика председателя Совета Министров. Консерваторы обвиняли его в нерешительности и бездеятельности, либералы навешивали на него ярлык "всероссийского губернатора", обвиняли в "диктаторских вкусах и повадках", социалистические партии выступили с резкой критикой внутренней политики, называли его "обер-вешателем", "погромщиком".

В марте 1911 г. Столыпин подал прошение об отставке в связи с тем, что Государственный совет окончательно отклонил законопроекты о западных земствах. Император после недолгого раздумья отставку не принял и пошел навстречу требованиям своего премьера.

1 сентября 1911 г., во время пребывания царской семьи в Киеве, в здании местной оперы Столыпин был смертельно ранен. Покушение совершил Дмитрий Богров, сын местного владельца многоэтажного дома. Единого мнения о мотивах преступления Богрова до сих пор нет. Исследователи считают, что убийца действовал по заданию партии эсеров. Богров сумел обмануть руководство охранки и из рук начальника охранного отделения Кулябки получить пригласительные билеты почти во все места, где пребывали царская чета и Столыпин. Однако партия эсеров заявила о своей непричастности к этой акции.

5 сентября 1911 г. Столыпин скончался. Похоронен он был в Киево-Печерской лавре, поскольку в свое время завещал похоронить его там, где его настигнет смерть Текст скрыт

В России начало XX века характеризуется крупным распадом империи и созданием государства - Советского Союза. Большинство законов и идей не воплотились в реальность, остальным не суждено было продержаться долго. Одним из реформаторов в тот момент являлся Петр Столыпин.

Вконтакте

Одноклассники

Пётр Аркадьевич был родом из дворянской семьи. Служил в министерстве внутренних дел, награждён самим императором за успешное подавление крестьянского восстания. После роспуска Государственной Думы и правительства молодой оратор занял пост премьер-министра. Первым делом был затребован список неосуществлённых законопроектов, по которым стали создаваться новые порядки управления страной. В результате появилось несколько экономических решений , которые называли столыпинскими.

Законы Петра Столыпина

Остановимся на истории происхождения плана по развитию экономики страны - столыпинской аграрной реформы.

Предыстория земельных отношений

Сельское хозяйство в то время приносило около 60% чистого продукта и было основной отраслью экономики государства. Но земли разделялись несправедливо между классами:

  1. Помещики владели большей частью посевных полей.
  2. Государство имело в основном лесные участки.
  3. Крестьянскому классу досталась земля, почти непригодная для обработки и дальнейшего засева.

Крестьяне начали сплачиваться, в итоге получились новые территориальные единицы - сельские общества , имеющие административные права и обязанности перед своими членами. В образующихся селениях были старосты, старшины и даже местный суд, который рассматривал мелкие правонарушения и иски людей друг к другу. Все верховные посты таких общин состояли исключительно из крестьян.

Представители высших слоёв общества, проживающие в этих сёлах, могли стать членами общины, но без права пользования землёй, принадлежащей поселковой администрации, и обязаны были подчиняться правилам крестьянских управлений. Следовательно, сельские чиновники облегчали работу центральным властям страны.

Большая часть земельных наделов принадлежала общинам , которые могли перераспределить между крестьянами участки в произвольной форме, что привело к появлению новых сельских хозяйств. Менялся размер участка и подати в зависимости от количества рабочих. Нередко землю забирали у стариков и вдов, не имеющих возможности полноценно за ней ухаживать, и отдавали молодым семьям. Если крестьяне меняли постоянное место жительства - переезжали в город - они не имели права продавать свои участки. При увольнении крестьян из сельской общины наделы автоматически переходили в её собственность, поэтому земля сдавалась в аренду.

Чтобы как-то уравнять проблему «полезности» участков, правление придумало новый способ возделывания земли. Для этого все поля, принадлежащие обществу, нарезались своеобразными полосами. Каждое хозяйство получало по несколько таких полосок, находящихся в разных частях поля. Этот процесс обработки земли стал заметно тормозить процветание сельского хозяйства.

Подворные владения землёй

В западных краях страны для рабочего класса условия были проще: крестьянской общине выделялся участок с возможностью передачи его по наследству . А также эту землю разрешалось продать, но только другим лицам рабочего слоя общества. Сельским советам принадлежали только улицы и дороги. Крестьянские объединения имели совершенное право покупать землю посредством частных сделок, являясь полноправными хозяевами. Зачастую приобретённые участки делились между членами общины пропорционально вложенным средствам, и каждый ухаживал за своей долей. Это было выгодно - чем больше площадь поля, тем меньше на него цена.

Крестьянские волнения

К 1904 году заседания по аграрному вопросу не принесли каких-либо результатов, несмотря на то, что сельские общины в который раз выступили за национализацию земель, принадлежащих помещикам. Через год был создан Всероссийский союз крестьян, который поддерживал те же предложения. Но это тоже не ускорило решения проблем по аграрному вопросу страны.

Лето 1905 года отметилось страшным на то время событием - началом революции . Крестьяне, не имевшие лесов на общинных землях, самовольно рубили помещичьи заповедники, распахивали их поля и разворовывали имения. Иногда были случаи насилия по отношению к представителям правоохранительных органов и поджоги построек.

Столыпин в то время занимал в Саратовской губернии пост губернатора. Но в скором времени его назначили председателем Совета министров. Тогда Пётр Аркадьевич, не дожидаясь заседания Думы, подписал основное положение, позволяющее правительству принимать неотложные решения без согласования самой Думы. Сразу после этого министерство поставило на повестку дня законопроект аграрной системы. Столыпин и его реформа смогли мирно подавить революцию и дать людям надежду на лучшее.

Пётр Аркадьевич считал, что этот закон является важнейшей целью для развития государства . Это дало бы значительный рост экономической и производственной таблицы. Дата принятия проекта приходится на 1907 год. Крестьянам стало легче выйти из общины, за ними оставалось право на собственный земельный участок. А также возобновилась работа Крестьянского банка, который посредничал между трудящимся классом и помещиками. Был затронут вопрос о расселении крестьян, которым предоставлялось множество льгот и огромные земельные наделы, что в итоге аграрной реформы Столыпина принесло колоссальный экономический прирост и заселение безлюдных округов, подобных Сибири.

Таким образом, столыпинская аграрная реформа достигла задуманной цели. Но, несмотря на рост экономики, улучшение идеологических и политических отношений, принятые законопроекты находились под угрозой провала из-за допущенных Столыпиным ошибок. При попытках наладить социальное обеспечение рабочего класса государства необходимо было проводить жёсткие репрессии к организациям, которые содействовали началу революции. И также не исполнялись правила трудового кодекса на предприятиях, такие как страхование от несчастных случаев и соблюдение норм продолжительности рабочей смены - люди сверхурочно перерабатывали по 3–5 часов в день.

5 сентября 1911 года великий реформатор и политический деятель Пётр Столыпин был убит. Через некоторое время после его смерти новое правление пересмотрело все созданные им законопроекты.