Все о тюнинге авто

Статус за рамки надо выходить. Как мыслить нешаблонно в реальных условиях. Как выходить из опрокидывания

Говоря на тему сложенных обществом шаблонов, нередко возникает необходимость преодолеть существующие рамки, но как избавиться от стереотипов и комплексов, если их роль в современном мире приобретает обременяющий характер?

Стереотип – это…

Большинству людей установленные границы мешают жить счастливой полноценной жизнью. С уверенностью можно сказать, что вредным сдерживающим фактором проявления индивидуальности служит именно стереотипность мышления.

Восприятие абсолютно любой информации и соответствующее поведение являются следствием сознательных умственных процессов.

Попытаться разобраться в том, что же такое стереотип, можно, обозначив данное понятие устоявшейся моделью поступков в определенных случаях. Опыт участия в подобных ситуациях или модель поведения другого человека, обладающего определенным авторитетом, зачастую служит примером для автоматического применения при схожих обстоятельствах. Выходит, что мысля стереотипами, человек лишен практически всего: новых возможностей, ощущений, впечатлений, интересов и перспектив. Он застывает в безостановочном цикличном круговороте ответов и реакций.

Нет ничего удивительного в том, что шаблоны мышления не позволяют пройти очередной этап самосовершенствования. Для победы над врагом в лице множественных стереотипов, необходимо с точностью обнаружить его и определить, к какой категории относится именно этот. Большинство человеческих комплексов, вызванных шаблонностью мышления, психологи объединили в несколько основных групп.

Виды шаблонов мыслительных процессов

К первой группе определи людей, для которых вся жизнь и события в ней окрашены лишь белый и черный цвета. Обладатели полярного мышления видят перед собой либо только хорошее, либо только плохое. Все, что существует, происходит и развивается, есть само по себе, независимо от ярлыков и стереотипов, которые на него повесили. Мир полон ярких оттенков. Такой весьма скудный набор для оценивания происходящего чреват не самыми приятными последствиями. Люди, устанавливающие себе такие строгие рамки, не способны объективно воспринимать информацию, ход событий. Зачастую и адекватной реакции от них ждать не приходится, поэтому им свойственно принимать ошибочные решения и занижать собственную самооценку.

Например, если такой человек однажды потерпел неудачу, в следующий раз в подобной ситуации он уже будет настроен только на негативный результат. Прибегая к излишнему обобщению постоянно, оно становится частью мировоззрения самой личности.
Таким образом, закрыв перед самим собой все двери, человек начинает терять самообладание и уважение к себе.

Депрессия – довольно часто встречаемый результат негибкой формы мышления.

Вторая категория включает в себя такой вид восприятия, когда человек предпочитает концентрировать внимание только на тех вещах, поступках, ситуациях, которые имеют для него высокую степень важности, причем данная градация избирается в индивидуальном порядке.

При избирательном мышлении другие аспекты, уступающие уровнем значимости в его восприятии, будут отброшены. Таким образом, формируются наиболее категоричные стереотипы, обладатели которых попросту не способны воспринимать посторонние мнения, хотя бы немного отличающиеся от личных. При этом собственное мировоззрение приобретает черты своеобразного фанатизма. Человек, преданный своей догме, посвящен полностью ей одной и не обладает желанием покорения других целей.

Следующей, третьей разновидностью шаблонов можно назвать «придуманные ожидания». Все люди чего-то ждут от происходящих событий, от окружающих людей и от общества в целом. Оценив субъективно что-либо, иногда человек начинает придавать этому чрезмерное значение. Сначала зародив в самом себе надежду, из-за такого типа мышления приходится нередко разочаровываться.

Появление необоснованных обид и фрустраций зачастую служат препятствиями в процессе выстраивания личных отношений. Мысленно составив план действий партнера (без его участия) и рассчитывая, что он поступит только так и не иначе, человек с таким восприятием испытает массу негативных эмоций от неполучения запланированного результата. Следствием этого становятся попытки одного участника отношений изменить другого, переделав его «под себя». Далее в таком союзе становятся регулярными ссоры и вполне вероятен разрыв.

Данную группу стереотипного мышления, порождающего множество необоснованных комплексов, представляется возможным разделить на два подвида. Первый основан на уже имеющемся опыте, второй – базируется на фантазии и уверенности в удаче.

Методы борьбы с комплексами и необъективным восприятием

Техника разрыва шаблонов и стереотипов – единственный способ, применяя который есть шансы избавиться от собственных границ. Несколько методов, изложенных ниже, универсальны и просты, помогут справиться с проблемой стереотипного мышления каждому, кто этого действительно желает.

Трудности полярного восприятия можно побороть с помощью метода, который заключается в частом сравнении. Между возникнувшей весьма сложной ситуацией и существующей, имевшей уже место быть однажды и принесшей в жизнь негативный опыт. Поскольку люди с таким восприятием ставят перед собой практически недостижимые цели и выдвигают к себе завышенные требования, побороть данный стереотип будет непросто.

Примерять на себя маску ребенка и попробовать ощутить детское восприятие несложно, однако это действенный метод, помогающий справиться с чрезмерными ожиданиями и жесткой категоричностью. Ведь только дети способны искренне принимать происходящее и людей такими, какими они являются на самом деле. Следует просто стать более открытым для людей и делать выводы о них только после общения.

Воспринимать кого-то через призму собственных представлений, зачастую необъективных, как минимум, несправедливо по отношению к личности. Разрушить стереотип необоснованных ожиданий возможно, но для этого потребуются усилия в работе над собой.

Чтобы реализовать на практике «детский» метод, необходимо каждый раз задавать себе вопросы: «Почему я считаю, что должно быть именно так?», «Всё ли я делаю для того, чтобы люди понимали, чего я от них жду?», «Не препятствую ли я им в выполнении моих же ожиданий?».

Выбирайте свой метод и боритесь со стереотипами!

Креативность мышления открывает перед нами неограниченные возможности. Креативность мышления позволяет выйти за рамки искусственных ограничений, найти нестандартные решения, новые возможности, а значит, добиться успеха, который просто невозможен в рамках стандартов и шаблонов.

Креативность дает явное преимущество – вы более интересный человек, вы более конкурентоспособны, она помогает видеть возможности там, где их на первый взгляд нет, находить решения в казалось бы безвыходных ситуациях, превращать проблемы в удачи.

Что такое креативность? Это умение мыслить вне рамок, вырываться из-под власти шаблонов и правил, видеть ситуацию под другим углом, генерировать идеи, воспринимать альтернативные точки зрения. Креативное мышление созидательно и конструктивно.

Креативность — это просто создание связей между вещами. Когда творческих людей спрашивают, как они это сделали, они чувствуют себя немного виноватыми, потому что они не сделали ничего на самом деле, а просто заметили. Это становится им понятно со временем. Они смогли связать разные кусочки своего опыта и синтезировать что-то новое. Это происходит потому, что они пережили и увидели больше, чем другие, или потому, что они больше об этом размышляли. С.Джобс.

Дети, еще не загнанные в рамки правил и стандартов, отличаются креативностью, но затем эта способность постепенно утрачивается под влиянием воспитания и социума, навязанной необходимости следовать общепринятым правилам. Привыкнув идти одной и той же проторенной тропой, ум становится ограниченным и неповоротливым, креативное мышление за ненадобностью сменяется шаблонным.

Согласно исследованиям, достижение пика креативности возможно в любом возрасте. Как вернуть утраченную ?

На креативность оказывает влияние эмоциональное состояние – большей креативностью обладают легкие, жизнерадостные люди, управляющие своими эмоциями, не подверженные депрессиям и унынию. Важно также физическое состояние – достаточное количество сна и сбалансированное питание. Излишняя серьезность не уживается с креативностью. Берите пример с детей, их беззаботные игры всегда креативны.

Также важна гибкость и независимость мышления, когда человек не страдает верой в незыблемость авторитетов, а со здоровой критичностью относится к любым утверждениям. Для развития этого качества можно приучить себя всегда рассматривать альтернативные варианты.

Креативность предполагает постоянное саморазвитие, самообразование. Как работает творческий процесс? Сначала идет накопление информации, а затем сознание соединяет между собой какие-то элементы накопленной информации и создает из этого что-то новое. Гениальность Билла Гейтса или Стива Джобса только на 5-10% состоит из вспышки озарения, остальные 90-95% — это гигабайты изученной информации. Миг творчества – это итог гигантской предварительной работы.

Разрыв шаблонов – еще один шаг в сторону креативности мышления. Это бывает не просто сделать, так как в рутине будней, привычно повторяя один и тот же набор действий, мы забываем, что в мире есть что-то еще. Здесь может помочь уход от привычного поведения. Например, пытайтесь ходить разными дорогами, возвращаясь домой, меняйте рацион питания, бывайте в новых местах, постоянно узнавайте и пробуйте новое. Конечно существуют специальные техники, позволяющие развить креативность и творческое мышление.

Чтобы проверить себя на креативность, вы можете сделать небольшой тест:

Нарисуйте несколько рядов крестиков:

Теперь попробуйте из этих крестиков создать картинки, например вот так:

Можно использовать не только крестики, а любые другие значки из которых вы сможете сделать картинки.

Следование общепринятым правилам, стандартам приведет вас к таким же стандартным результатам. Если же вы стремитесь к большему, то развивайте креативное мышление. Это работает и в мире денег. Стандартные действия способны принести лишь скромный доход, большие деньги требуют креативного подхода.

Владимир Герасичев,
Основатель Business Relations

Вы, можно сказать, специалист по выходу за рамки. Ведь тренинги — они преимущественно про это, да?

Выход за рамки сам по себе не является какой-то понятной и достойной целью. Это способ. Одна девушка сказала мне: «Хочу переплыть Босфор, потому что не умею плавать и хочу научиться». Я пытался осторожно планку понизить — может, какую-то более простую цель для начала поставить? Нет, говорит, переплыву Босфор. Это было в апреле. В июне или июле следующего года состоялся традиционный ежегодный заплыв, и она сделала то, что обещала мне и себе. Столь мощный выход за рамки в данном случае тоже не самоцель. У девушки было желание доказать, что она может преодолевать себя, что она на что-то способна: «Я уже несколько лет не работаю, сижу дома, всем рулит муж, я хочу ему доказать». Это было для нее не про Босфор и плавание, а про новую себя.

Насколько в действительности люди готовы к изменениям? В какой степени они идут к ним сами, насколько приходится их подталкивать?

Как правило, не готовы. У них есть иллюзия, что они могут вести себя как обычно, а тренинг что-то волшебным образом в их жизни изменит. И первое, что мы им говорим: если ты хочешь изменений, то ты должен осознать свои привычки. Еще лучше (и это следующий шаг), когда начинают вырабатываться новые привычки. Изменение привычек не может проходить комфортно. Необходим commitment, то есть обязательство — прежде всего перед самим собой. Мы первым делом пытаемся это донести. И на тренингах порой день уходит только на то, чтобы люди действительно стали слушать, точнее слышать, что мы говорим. Ведь у нас, можно сказать, образование для взрослых, а взрослые старательно слушают, но позволяют себе воспринимать только то, что уже соответствует их взглядам. Если не соответствует, значит, «надо найти другого, нормального, тренера». Разрушить этот барьер тяжело.

Нужно сделать так, чтобы не привычки управляли тобой,
а наоборот

Как определить, какая именно привычка мешает вам жить? Есть ведь совсем неочевидные случаи.

Во-первых, привычки делятся на внешние и внутренние. Внутренние — это то, что основано на личном убеждении, на личном опыте. Когда мозг нам уверенно говорит: надо делать вот так. С ними тяжелей всего. Люди всегда упираются, когда мы пытаемся коснуться этих внутренних привычек. Кто-то агрессивно, кто-то молча, но сопротивляются все. А то же курение или, например, увлеченность соцсетями — это внешние привычки. С ними проще, потому что людям легче взглянуть на них со стороны и анализировать. В терминах «правильная привычка» или «вредная привычка» мы не работаем. То, что ты имеешь сейчас, чего ты добился, — это полностью результат твоих привычек. И чтобы что-то изменить, нужно сделать так, чтобы не привычки управляли тобой, а наоборот. Если привычки работают на достижение цели, используй их. Не работают — не используй.

На Олимпиаде в Пекине во время заплыва на 200 метров очки для плавания Майкла Фелпса наполнились водой, и он плыл вслепую, зная, сколько и каких движений надо сделать до противоположного бортика. Он побил мировой рекорд и стал олимпийским чемпионом. Вот что такое сила привычки, когда ее правильно используют.

Как понять, что из привычек отбрасывать? Бывает ведь, что и считающиеся дурными привычки помогают.

На последнем тренинге была женщина, которая спросила меня: «А вот человек, который опоздал на «Титаник», он достиг своей цели? Хорошо это или плохо?» Ну да, прокрастинация может теоретически привести к тому, что жизнь ваша будет спасена. Значит ли это, что идти к целям и работать над привычками не стоит?

У этой женщины, как впоследствии выяснилось, была одна закоренелая внутренняя привычка: она постоянно откладывала принятие решений. Это было определено ее детским опытом, очень болезненным. Мы не психоаналитики, но и такие вещи на тренингах порой всплывают. История про «Титаник» полностью продиктована ее страхом решительных действий.

Все отговорки про сложные условия, про относительность хорошего и плохого — это все уловки, которые мозг старается использовать в борьбе за внутренние привычки. Часть того естественного сопротивления, о котором я говорил. Нужно понять, что пора меняться, и определиться с целями. Тогда и с привычками все станет ясно.

Хорошо. Итак, главное — цель. Вы помогаете с целеполаганием? Или все это должно созреть у человека в голове?

Мы не можем кому-то сказать, какие цели у него должны быть. Мы можем помочь ему понять, почему он не ставит себе цели, как в случае с этой женщиной. Взгляните в окно: там дорогие машины, красивые люди, интересные события, далекие страны. Множество достойных целей. Надо понять, в какую игру вы играете, в каком контексте живете. И почему этот контекст не дает вам идти за целями. Тогда сила будет на вашей стороне. Вы будете понимать истоки своих действий. Это инструмент. Как этим инструментом пользоваться — дело самого человека.

Переплыть Босфор или пробежать 250 километров по Сахаре, как сделал еще один парень с тренинга, мне бы никогда в голову не пришло такое советовать. А для людей это стало важным. Стало тем самым выходом за рамки, который позволяет превратиться в нового человека.

Бывает и так: человек считает что-то своей целью, но никак не может заставить себя к ней двигаться. Понимание своей мотивации, контекста, расстановка приоритетов позволяют ему понять, что в действительности цель эта ему не важна. И тогда он перестает страдать из-за того, что она не приближается. Это расчищает путь для других, на самом деле более важных для него, целей.

А как начать осознавать, что что-то не так? И, если нет возможности посещать тренинги, как понять, что именно не так? В путешествие поехать, еще что-то?

Суть тренинга в том, что он оказывается безопасным способом смоделировать твою жизнь. Мы создаем нужную среду. Можно годами путешествовать, но не попасть в такую среду. Начать можно с составления списка привычек. Так вы вообще задумаетесь над собой. Из них можно выделить те, которые явно пользы не приносят. Это будут, скорее всего, классические внешние привычки вроде курения или ночного просмотра телевизора. И попробуйте отказаться для начала от одной из них. Любой. Дайте себе обязательство: прожить без нее месяц. Не смотрите телевизор на ночь. Не курите. Никто от этого еще не умирал. Пейте алкоголь не чаще раза в неделю. Выходите из дома заранее, чтобы не опаздывать. Что угодно. Но продержитесь так месяц. По прошествии этого времени, а можно и одновременно, если чувствуете силы, добавьте одну нужную вам привычку. Смотреть один фильм на английском в неделю, заниматься спортом два раза в неделю, ложиться спать в одно и то же время и так далее. Это будет стартом к осознанию и изменению себя.

С внутренними привычками все сложнее. Там необходимо посмотреть на себя со стороны. Мы добиваемся того, чтобы человек пусть не принял, но хотя бы рассмотрел альтернативную точку зрения. По тому, насколько сильное сопротивление это часто вызывает, я могу сказать, что в одиночку справиться здесь очень трудно. Если не тренинг, то квалифицированный взгляд со стороны и готовность человека этот взгляд рассмотреть — необходимые вещи.

Изменение — это потрясение. Как понять, какой уровень стресса допустим? Не бывает ли так, что стресс от изменений сводит на нет всю пользу от них?

Конечно, во всем важен баланс. Изменения всегда сопровождаются дискомфортом, но он не должен переходить в стресс (под которым я подразумеваю очень сильный уровень психологического или физического давления). В стрессе вы Босфор не переплывете. Тело и психика должны быть подготовлены так, чтобы до стресса дело не доводить. Одна из важнейших вещей здесь — настрой. Без положительного настроя изменения действительно станут мучениями. А настрой, в свою очередь, зависит от того, правильное ли вообще направление выбрано. У нас весь офис бегает. Одна девушка тоже занялась бегом, дошла аж до полумарафона, но признала: не мое. Теперь другим спортом занимается, где не испытывает стресса. И я сам тоже не бегаю, я велосипед больше люблю. У нас есть две основные эмоции: радость и страх. В изменениях должно быть больше первого, чем второго.

Вы часто упоминаете бег. Это какой-то специальный волшебный способ, которым все пользуются?

Нет. Но я наблюдаю рождение какого-то культа личных достижений в противоположность культу общественных достижений, существовавшему в нашей стране прежде. Бег — сравнительно удобный, доступный и показательный способ продемонстрировать личные достижения себе и окружающим. В этом смысле он полезен для выхода за рамки, хотя, как я уже говорил, полезен далеко не всем, и я никогда не рекомендую его как какое-то специальное упражнение. Бег точно не стоит использовать как средство самоутверждения. Постановка цели «я должен пробежать марафон» — это выход за рамки ради выхода за рамки. Нет никаких универсальных рецептов, позволяющих стать гармоничной личностью. И бегом стоит заниматься, только если он приносит радость, если качество твоей жизни повышается.

Советуете ли вы людям, которые хотят изменений в бизнесе, изменить для этого что-то в частной жизни?

Привычки, которые люди проявляют в бизнесе, связаны с привычками в частной жизни. Я недавно летел из Екатеринбурга, и рядом со мной уселся пассажир, который громко говорил по телефону, убеждая одного своего сотрудника не хамить другому сотруднику. При этом половина слов, которые он использовал, были матерными. А до этого он успел поскандалить с другими пассажирами, заняв не свое место. Здесь можно выделить целый ворох неприятных внешних привычек, но я бы сосредоточился на одной внутренней: его действия постоянно противоречат словам. Думаю, если устранить это противоречие, лучше стало бы и ему лично, и всем сотрудникам, и его бедной жене, и бизнесу.

Но я не рискую смешивать советы про бизнес и про частную жизнь. Я вообще не люблю «советы про жизнь». На корпоративных тренингах меня спрашивают, увольняться или не увольняться, на открытых — разводиться или не разводиться. Моя задача не сказать, надо ли бежать марафон или разводиться. Я помогаю людям создать условия, в которых они сами смогут принять решения, сделать то, чего не сделали бы без тренинга. Сделать что-то, чего не делал никогда раньше, — это прекрасно, и это в силах каждого.

Уговаривать кого-то мыслить нестандартно бессмысленно, как заставлять взлететь пингвина. Но так же не имеет смысла ожидать другого результата от повторяющихся действий. Если вы устали наступать на грабли, попробуйте взглянуть на вещи под другим углом.

Вся наша жизнь - это сплошной выбор. Мы выбираем, встать на рассвете или поспать подольше, выпить чай или кофе, прогуляться пешком или поехать автобусом, купить или не купить, учиться или жениться...

Простой выбор мы делаем, не напрягаясь. Над сложным мучаемся, порой призывая на помощь друзей. От выбора, сделанного нами, зависит наша судьба. Как в сказке: направо пойдешь - ?.. Налево пойдешь - ?.. Прямо пойдешь - костей не соберешь.

Опасаясь совершить ошибку, человек, перед которым стоит выбор, обычно следует за большинством. Ведь существует мнение, что большинство не ошибается. Однако немецкий философ Гегель говорил: «Когда все думают одинаково, значит особенно никто не думает».

Думать, как все, - это значит мыслить стандартно, в соответствии со стереотипами. Пример стереотипного мышления: нужно непременно получить высшее образование, потому что люди без диплома - лузеры. Или: если девушка красивая, значит она тупая. Или: успешный человек обязательно должен иметь машину престижной марки.

Сами ли мы так думаем или так положено думать? Большинство людей старается не отставать от других, а при несоответствии стереотипам их самооценка снижается. Стереотипы загоняют людей в рамки, ограничивают их возможность думать, анализировать и делать выводы самостоятельно.

Людям проще мыслить стереотипами, образно говоря, ехать по накатанным рельсам - это и будет стандартное мышление. Нестандартное же мышление можно сравнить со стрелкой, переводящей состав на другой путь.

В наших учебных заведениях дают знания, но не учат мыслить, ведь людьми, которые мыслят стандартно - как все, легче управлять. (Кстати, большинство из отвечающих на просьбу назвать русского поэта, домашнюю птицу, плод и часть лица, называют , курицу, яблоко и нос. Их ответы не отличаются оригинальностью. Многие ли смогут ответить на вопрос: что первично - семя иди дерево? Конечно же, семя, скажет большинство. Но откуда же возьмется семя, если не будет дерева?)

Знания можно назвать сырьем для принятия решений, но без неумения мыслить нестандартно от них будет мало пользы. Французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери сказал, что «для того чтобы четко видеть, иногда достаточно посмотреть с другой точки зрения». Думать иначе, чем все, - значить мыслить нестандартно, самому быть хозяином свой судьбы.

Зачем мыслить нестандартно

Почему одним удается «поймать Жар-птицу», раскрыть свой потенциал, стать успешными и счастливыми, а о других говорят, что они «ни богу свечка, ни черту кочерга», а сами они ноют об упущенных возможностях и «судьбе-злодейке»? Разница в судьбах первых и вторых - в способности или неспособности выходить за рамки стандартного мышления.

Человек, мыслящий иначе, чем все, - это творец, искатель, вырвавшийся из плена шаблонов и стереотипов. Смогли бы сделать открытия, реализовать себя, оставить свой след на Земле , наш выдающийся современник и другие великие люди, если бы они мыслили стандартно? Конечно же, нет.

Серые посредственности, которым удобно думать, как все, - стереотипами, а значит, не думать вовсе, составляют серую массу, слепо идущую за человеком, которого они выбрали лидером. Даже если он ведет их в тупик.

Серая жизнь, серые мысли и постепенная деградация - вот что такое неспособность мыслить нестандартно. Вред стереотипов в том, что они расслабляют мозг, который уже не хочет ничего делать, а расслабленный мозг - значит деградирующий.

И наоборот, жизненный драйв, радость творчества, ощущение собственной силы и внутренней свободы, гордость за себя, признание и уважение - все это получает человек, вырвавшийся из плена стереотипов.

Люди, мечтающие состояться как личность, должны научиться мыслить нестандартно, перевести стрелки своей жизни на другой путь - подальше от шаблонов, рутины и скуки.

Тем не менее, люди, которые мыслят стереотипами, были, есть и будут. И они даже могут стать профессионалами в какой-то узкой отрасли. Но, как правило, жизнь им видится в мрачном свете, и они не любят ни себя, ни людей. Они идут по узкому коридору жизни, не представляя, что за его стенами бурлит яркая интересная жизнь.

Перезагружаемся на нестандартное мышление и ломаем шаблоны

Насколько мы готовы мыслить нестандартно, можно проверить с помощью вопросов вроде: «Охотно ли мы выходим из зоны комфорта или предпочитаем этого не делать? Занимаемся нелюбимым делом, но не решаемся сменить работу? Бурчим, как все достало, но ничего не меняем? Как мы воспринимаем новое - сразу отвергаем или сначала обдумываем?».

Люди, мыслящие стереотипами, очень не любят покидать свою зону комфорта. Они будут ныть, что все плохо, но и пальцем не пошевельнут, чтобы выйти из привычного застоя. Всяческие перемены их пугают. Кто-то шутливо от их имени заметил: «Меня звали мечты, приключения, великие дела. Но диван кричал громче всех».

Каждый день мы совершаем одни и те же действия и, как правило, в одной и той же последовательности. Многие вещи мы делаем уже «на автомате», и наш мозг привыкает не думать, расслабляется. Простые способы «включить» его - это:

1. Делать нестандартные вещи

Мы привыкли добираться на работу одной и той же дорогой, знаем все светофоры, кочки и выбоины, едва ли не здороваемся с незнакомыми людьми, которых привыкли встречать каждое утро? Изменим маршрут - это заставит наш мозг пробудиться, взбодриться, включить внимание.

После работы мы спешим домой, но если там нас не ждут срочные дела, попробуем изменить привычному распорядку - пригласим жену или мужа, друга или подругу, не дожидаясь выходных, пройти через парк, заглянуть в кафе. А может, сходим в бассейн или на тренировку, совершим пробежку, если не делали этого раньше.

Ждем отпуска, чтобы отправиться в недалекое путешествие на дачу или же на привычный курорт? Изменим себе и отправимся в незнакомое место, страну, в горы, а не на море. Возьмем отпуск зимой, а не летом, как обычно, и освоим какой-нибудь зимний вид спорта. Попробуем путешествовать автостопом или на велосипедах.

Привыкли к одежде в нейтральных тонах? Купим себе что-то яркое - посмотрим на себя в новом цвете! Избегаем людей и не любим общаться? Заведем новые знакомства. А может, стоит сменить работу? На лучшую, разумеется.

Если какие-то идеи кажутся нам бредовыми, не негодуем, не говорим сразу «нет», а анализируем, есть ли в них рациональное зерно. В любом случае наш мозг должен не дремать, а работать. Как писал поэт Николай Заблоцкий: «Чтоб воду в ступе не толочь, душа обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь!»;

2. Нарушить привычную последовательность действий

Все наши действия отработаны до автоматизма: проснулись, умылись, позавтракали, собрались, побежали на работу? В перерыв сидим, уткнувшись в компьютер? После работы - домой? Один день похож на другой? Только был понедельник - и вот уже пятница, а там выходные. В выходные - уборка, прогулка. И опять все сначала: понедельник - пятница, выходные. За продуктами ходим в один и тот же магазин, общаемся с одними и теми же людьми, ходим в одно и то же кафе по одним и тем же дням.

Значит, выбиваемся из привычного ритма и нагружаем мозг новыми задачами. Конечно же, на работу в выходной не пойдешь, и в понедельник его себе не устроишь. Но попробуем иногда пересесть с машины на общественный транспорт, не полениться пройти несколько остановок пешком, начать делать уборку не в привычном порядке и не в выходные, а понемногу в течение всей недели.

Покупка продуктов в разных магазинах, походы в незнакомые кафешки, Дегустация незнакомых блюд, смена рациона и нарушение привычного порядка действий - все это заставляет мозг «не спать»;

3. Нагрузить работой правое полушарие мозга, отвечающее за талант, креативность и нестандартное мышление

Существует мнение, что среди левшей больше людей, мыслящих нестандартно, а все потому, что у них больше развита правая половина мозга. Поэтому привлекаем к работе и левую, нерабочую, руку, устраиваем для нее тренировки в письме и рисовании.

Совершенствуют нестандартное мышление и танцы: они развивают координацию, моторику, умение различать музыкальный ритм и следовать ему. Учимся видеть необычное в обычном: представляем, что нам напоминает облако, узор из листьев.

Тем, кто всерьез хочет заняться развитием правого полушария, можно порекомендовать книгу, написанную психоаналитиком Мэрили Зденек «Развитие правого полушария». Автор предлагает 67 упражнений, которые нужно проделать в течение недели, и интервью с известными людьми, рассказывающими, как они развивают нестандартное творческое мышление;

4. Прочитать книгу Дэвида Шварца «Искусство мыслить масштабно»

Американский профессор Дэвид Шварц - известный автор книг о мотивации считает, что для того чтобы мыслить нестандартно, нужно прежде всего забыть об отрицательной частице «не». Слова «невозможно», «не получится», «мы так никогда не делали» нужно выбросить из своего лексикона и не произносить их даже в мыслях.

Чтобы не думать стереотипами, нужно иметь широкий кругозор. Дэвид Шварц советует общаться с людьми разных профессий, из разных социальных групп, потому что общение с ними наполняет нас новыми идеями, благодаря которым мы можем по-новому посмотреть на ситуацию и найти новые способы решения проблем.

Чтобы избежать застоя, мы должны периодически спрашивать себя: могу ли я сделать больше, могу ли я сделать лучше?

10 увлекательных задач для развития нестандартного мышления

Ответы смотрите в комментариях, внизу страницы.

  1. В отеле 7 этажей. На первом этаже разместились восемь человек, на каждом последующем - на 2 больше, чем на предыдущем. На каком этаже отеля лифт вызывают чаще всего?
  2. Вам дали это, оно и сейчас принадлежит вам. Вы его никогда никому не передавали, однако им пользуются все ваши знакомые. Что это?
  3. Если в 12 часов ночи идет дождь, то можно ли ожидать, что через 72 часа будет солнечная погода?
  4. На край стола поставили жестяную банку, плотно закрытую крышкой, так, что 2/3 банки свисало со стола. Через некоторое время банка упала. Что было в банке?
  5. На столе лежат линейка, карандаш, циркуль и резинка. На листе бумаги нужно начертить окружность. С чего начать?
  6. Один поезд едет из Москвы в С.-Петербург с опозданием 10 минут, а другой - из С.-Петербурга в Москву с опозданием 20 минут. Какой из этих поездов будет ближе к Москве, когда они встретятся?
  7. Из гнезда вылетели три ласточки. Какова вероятность того, что через 15 секунд они будут находиться в одной плоскости?
  8. На столе лежат две монеты, в сумме они дают 3 рубля. Одна из них - не 1 рубль. Какие это монеты?
  9. С какой скоростью должна бежать собака, чтобы не слышать звона сковородки, привязанной к ее хвосту?
  10. Один оборот вокруг Земли спутник делает за 1 ч 40 минут, а другой - за 100 минут. Как это может быть?

Cтудентам в Стэнфордском университете давали задание: заработать $600 за 2 часа. Каждая из 14 команд получала конверт с $5 "стартового капитала" и 2 часа времени. По завершению задания у каждой команды было 3 минуты на презентацию своего решения.

Были предложения об открытии импровизированной автомойки или лотка по продаже прохладительных напитков - в этих случаях $5 использовались бы для закупки материалов и продуктов для начала работы. Вполне достойные варианты для тех, кто хотел бы немного заработать за несколько часов.

Однако большинство студентов в конечном счете находили способ выйти за рамки стандартов. Они подвергли сомнению огромное количество традиционных решений и смогли реализовать массу возможностей для создания максимальной ценности в заданных условиях. Однако выигравшие команды смогли выручить до $600, а средний возврат на инвестиции в размере $5 составил 4000%! Как же им это удалось?

Вот подсказка: команды, заработавшие больше всех денег, вообще не пользовались стартовыми $5. Они поняли, что эта сумма, в сущности, никак им не поможет, и решили посмотреть на проблему шире: "Что если мы начнем с полного нуля?"

Одна группа обратила внимание на проблему, присущую множеству студенческих городков - длинные очереди перед популярными ресторанчиками субботним вечером, и решила помочь людям, которые не хотели ждать. Члены команды бронировали по нескольку столиков в ресторанах. С наступлением назначенного часа они за $20 продавали право на вход в ресторан желающим немедленно туда попасть.

Другая команда поступила еще проще. Они поставили перед зданием студенческого союза специальную стойку и принялись бесплатно измерять давление в велосипедных шинах. Обслужив нескольких первых клиентов, команда поняла, что велосипедисты были невероятно им благодарны.

Несмотря на возможность бесплатной подкачки и на простоту этой операции, новая услуга показалась клиентам удобной и ценной. В сущности, уже через час после начала работы команда перестала брать фиксированную плату и просила вместо этого заплатить сумму, которую клиент посчитал бы уместной. Прибыль тут же выросла в несколько раз.

Каждый из этих проектов принес командам по нескольку сотен долларов, и это изрядно впечатлило остальных. Однако одной команде удалось заработать целых $650: они смогли посмотреть на имеющиеся в их распоряжении ресурсы под совершенно иным углом зрения.

Эти студенты определили, что самый ценный их ресурс - это не $5 и не 2 часа времени, а 3 минуты презентации в понедельник, и решили продать это время одной компании, которая хотела пригласить на работу студентов. Они создали трехминутный рекламный ролик этой компании и показали его студентам вместо рассказа о своих действиях на предыдущей неделе. Это было великолепным решением, о котором даже не задумались все остальные.