Склонение имён прилагательных во множественном числе. У французских прилагательных тоже есть множественное число! Что можно определить у прилагательного множественного числа
На чтение 5 мин. Просмотров 1k. Опубликовано 23.04.2018
Имена прилагательные в немецком языке склоняются тогда и только тогда, когда они стоят перед именем существительным:
- красный стол - roter Tisch
- красному столУ - rotem Tisch
Существует три типа склонения прилагательных:
- Сильное склонение.
- Слабое склонение.
- Смешанное склонение.
Как же понять, по какому типу склоняется то или иное прилагательное в конкретном случае?
- Если прилагательное стоит перед существительным без сопровождающего слова, то оно склоняется по сильному типу.
- Если сопровождающее слово есть, но неоднозначно показывает род число и падеж, то прилагательное склоняется по смешанному типу.
- Если сопровождающее слово есть и однозначно показывает род, число и падеж, то прилагательное склоняется по слабому типу.
Сильное склонение
ВАЖНО! В множественном числе слова: Viele (много), Einige (несколько), Wenige (мало), Zweie, dreie usw (двое, трое и т.д.) приобретают родовое/падежное окончание и не влияют на окончание имени прилагательного (обе части речи получают окончание определенного артикля).
- Viele gute Eltern (Nom.) – многие хорошие родители;
- Viele gute Eltern (Akk.) – многих хороших родителей;
- Wenigen guten Eltern (Dat.) – немногим хорошим родителям;
- Einiger guter Eltern (Gen.) – некоторых хороших родителей.
Слабое склонение прилагательных
ВАЖНО! Во множественном числе после слов alle (все), sämtliche (в значении alle) и beide (оба) во всех падежах прилагательные получаются нейтральное окончание <–en>, при этом alle и beide также получают падежное окончание множественного числа (окончание определенного артикля).
- Alle meinen Freunde (Nom.)
- Alle deinen Freunde (Akk.)
- Allen deinen Freunde (Dat.)
- Aller seinen Freunden (Gen.)
Определенный артикль, указательное местоимение и вопросительное местоимение – части речи взаимоисключающие и одновременно с одним и тем же существительным не используются:
- Der gute Vater – Diese gute Mutter (правильно)
- Der dieser gute Vater – Jede die gute Mutter (не правильно)
В качестве сопровождающего слова могут выступать разные части речи, но все они однозначно показывают род и число существительного уже в Nominativ.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В составных указательных местоимениях (derselbe, derjenige…) определенный артикль слит с указательным словом, а значит склоняются обе части слова.
При этом часть-артикль склоняется как определенный артикль, а часть-прилагательное, как прилагательное:
- Der selbe gute Film – тот же хороший фильм
- Die selben guten Filme — те же хорошие фильмы
Смешанное склонение
ВАЖНО! Во множественном числе неопределенный артикль EIN не используется.
Склонение однородных прилагательных
Однородные имена прилагательные, стоящие перед существительным, склоняются одинаково:
- Ein kleines neues Haus / Das kleine neue Haus
- Kleine neue Häuser / Die kleinen neuen Häuser
Склонение составных прилагательных
Когда имя прилагательное состоит из нескольких (является многокоренным или составным словом), окончание ставится только в конце слова:
- mathematisch-naturwissenschaftliches Thema - сильное склонение
- das mathematisch-naturwissenschaftliche Thema - слабое склонение
- ein mathematisch-naturwissenschaftliches Thema - смешанное склонение
Склонение прилагательных перед субстантивированными прилагательными
Если в предложении имя прилагательное описывает субстантивированное прилагательное (Der Deutsche, Die Kranke, Die Verwandten), то окончание определения подбирается по общему правилу:
либо само прилагательное (определение), либо сопровождающее его слово должны определить род, число и падеж существительного. Род, число и падеж показываются в словосочетании один раз.
При этом субстантивированное прилагательное получает нейтральные окончания <–е> или <–еn>:
- Der Kranke – больной
- Der arme Kranke - бедный больной
- Eine arme Kranke - (какая-то) бедная больная
- eines armen Kranken (Genitiv, «Чье?») - одного бедного больного (м.р.)
- einer armen Kranken (Genitiv, «Чье?) - одной бедной больной (ж.р.)
Единственное число Dativ. Если род показывает прилагательное (то есть имеем сильное склонение), то у субстантивированной формы будет нейтральное окончание:
- bei armer Kranken – у бедной больной
- bei armem Kranken — у бедного больного
Имена прилагательные изменяются по числам. Во множественном числе они отвечают на вопрос «какие?».
Горы (какие?) высокие
Только в единственном числе прилагательные изменяются по родам. Во множественном числе по родам эта часть речи не изменяется.
Как и в единственном числе, прилагательные множественного числа изменяются по падежам, т.е склоняются.
Вот таблица, где показано склонение имен прилагательных во множественном числе:
Найдите в этой таблице примеры, подтверждающие выводы о склонении имен прилагательных во множественном числе:
1) Вопрос какие? – это вопрос прилагательных множественного числа в И и В. п
2) Сравните прилагательные в И и В.п. Заметили, что у них могут быть разные окончания: -ые –ие; -ых –их
Это зависит от того, с каким существительным употребляется прилагательное множественного числа: если с неодушевленным, то окончание будет – ые –ие; если с одушевленным, то окончание будет –ых –их.
3) В И.п и в В.п (при неодушевленных существительных) окончания прилагательных множественного числа –ые –ие. Нетрудно догадаться, что –ые пишется после твердых согласных, а –ие после мягких
4) По таблице хорошо видно, что в Р. В. П.п прилагательные множественного числа отвечают на один вопрос: каких? И окончания в этих падежах тоже одинаковые –ых –их
5) В первом столбце примеров таблицы склоняются прилагательные с ударным окончанием, а во втором с безударным. Если их сравнить, то видно, что безударные окончания прилагательных множественного числа пишутся так же, как ударные
6) Как же определить падеж прилагательных множественного числа? Очень просто: падеж прилагательных множественного числа зависит от падежа существительных, с которым это прилагательное связано. Значит, прилагательное множественного числа будет стоять в том же падеже, что и существительное, к которому относится.
Все эти выводы нужны для того, чтобы грамотно строить свою речь, грамотно писать.
Обсудите результаты работ в парах. О чем был текст?
Что нового для себя вы узнали из этого текста?
Все ли было понятно? Какие появились вопросы?
Вернёмся к игре «Данетка». Читайте вопросы, в ответах на которые вы сомневались, не знали как ответить.
Ответили на те вопросы, что вызывали у нас трудности?
Как же нужно действовать, чтобы определить падеж имени прилагательного? Попробуйте каждый составить алгоритм определения падежа прил во мн числе.
Теперь обсудите его в парах.
Проверим алгоритм
На доске:
1) Нахожу существительное…
2) Ставлю вопрос…
3) Определю падеж…
4) Называю…
Давайте оценим нашу работу над алгоритмом.
На доске:
1) Задание?
2) Результат?
3) Правильно?
4) Самостоятельно?
5) Отметка?
1.Что нужно было сделать в задании?
2.Удалось ли получить результат? Найден ответ?
3.Правильно ли выполнил задание? Или были ошибки?
4.Справился с заданием полностью самостоятельно или помогал товарищ? В каких вопросах?
5. какую отметку ставишь себе?
Зачем нам нужны эти умения?
1) Вставь прилагательные во фразеологизмы.
ворона в …. перьях, профессор …щей, Найти … язык
Слова для справок: кислых, общий, павлиных
Объясни смысл каждого фразеологизма.
Найти общий язык - договориться И. п
Ворона в павлиных перьях – выскочка П. п
Профессор кислых щей – незадачливый плохой мастер Р. П
Определи падеж прилагательных, действуя по алгоритму.
2) Найдите в предложениях прил во мн числе, спишите, выделите окончание и напишите в каком падеже оно стоит
У нас под окнами растет много ветвистых деревьев → (чего?) деревьев (каких?) ветвистых РП
Мы подошли к деревянным домам → (к кому?) к домам (каким?) деревянным ДП
Над пушистыми облаками пролетели самолеты → (над чем?) над облаками (какими?) пушистыми ТП
Стоят высокие дома → (что?) дома (какие?) высокие ИП мн.ч.
3) Разгадывание чайнворда.
Кажд слово здесь – прил в указан падеже ед или мн числа. Вам нужно, пользуясь нашей Т постав прил в нужн падеж
1) Алый – д.п., ед.ч.
2) Ударный – тв.п., ед. ч.
3) Могучий – им.п., ед.ч., ср.р.
4) Единый – в.п., ед.ч., ж.р.
5) Юный – р.п., ед.ч.
6) Опытный – тв.п., мн.ч.
7) Интересный – р.п., мн.ч.
8) Хороший – д.п., мн.ч.
9) Мирный – р.п., ед.ч.
10) Отличный – д.п., мн.ч.
Какую тему мы изучили?
Давайте попробуем отразить полученные знания в схеме, которая получила название «ФИШБОУН» - рыбий скелет.
Мы составляем такую схему впервые, поэтому поучимся это делать вместе. Эта схема похожа на рыбку: это голова, вот ребра, а это хвост. В голову пишется гл вопрос, тема. На ребрах – выводы. Они должны состоять из предложений, построенных так: если…то…А хвост – главный вывод по уроку, итог темы
Если… То…
Кто повторит наши основные выводы по теме?
Закончите предложения – оцени итоги работы на уроке.
Мне удалось…
Меня удивило…
Мне понравилось…
Я порадовался за…
Я хочу поблагодарить…за…
Я могу похвалить себя за…
Я думаю, что мне…
Как думаете, о чем пойдет разговор на уроке р. Языка завтра?
Может будем изучать новую часть речи? Или продолжим разговор о прилагательном?
Зачем мы получили сегодня знания о прил мн числа? Оно нам где-то дальше пригодится? Где?
Дифференцированная работа.
1 задание.
Согласуй данные в скобках прилагательные с существительными, обозначь падеж, выдели окончания.
Наступила зима с (трескучий) морозами, с (глубокий) сугробами. Обрядила волшебница сосны и ели в (тяжелый, снеговой) шубы. До самых бровей нахлобучила им (белоснежный) шапки.
2 задание.
Дополни предложения подходящими по смыслу прилагательными. Определи падеж, выдели окончания
Засыпаны снегом …. березки. Трещат от... морозов … стволы. Их …. ветви похожи на …., …. кружева.
Слова для справок: сильных, гибкие, стройные, испуганных, тонкие, красивые, причудливые.
3 задание.
Мини – сочинение на тему «Забота о птицах»
1 предложение – красногрудые снегири (И.п), снег (Т.п.)
2 предложение – деревья (П.п.)
3 предложение – зимний парк (П.п.), заботливые ребята (И.п.)
4 предложение – голодные птицы (Д.п.), корм (В.п.)
Гринь Марина Викторовна
Учебное заведение:
Базовая общеобразовательная школа Филиала СГПИ в г. Железноводске
Краткое описание работы:
Дата публикации:
2018-05-17
Окончания имен прилагательных во множественном числе
Гринь Марина Викторовна
Базовая общеобразовательная школа Филиала СГПИ в г. Железноводске
познакомить с родовыми окончаниями имен прилагательных; продолжить знакомство обучающихся со смысловым значением имён прилагательных; закрепить умения задавать вопросы от существительного к прилагательному; углублять представления обучающихся о роли имён прилагательных в речи людей; формировать навык согласования существительное + прилагательное.
Окончания имен прилагательных во множественном числе
Тема у: Окончания имен прилагательных во множественном числе.
Цели :(образовательная, развивающая, воспитательная) и задачи учебного занятия:
Образовательные :
познакомить с родовыми окончаниями имен прилагательных; продолжить знакомство обучающихся со смысловым значением имён прилагательных; закрепить умения задавать вопросы от существительного к прилагательному;
углублять представления обучающихся о роли имён прилагательных в речи людей; формировать навык согласования существительное + прилагательное.
Развивающая :
развивать связную речь обучающихся, через умение отвечать на вопросы; обогащать словарный запас обучающихся словами разных частей речи; развивать орфографическую зоркость у детей, наблюдательность; умение анализировать и делать выводы.
Воспитательная: воспитывать аккуратность, культуру поведения на уроке.
Задачи учебного занятия : подвести обучающихся к осознанию роли имен прилагательных в нашей речи.
Предметные
Вспомнить падежи имен существительных, узнать об особенностях имен существительных в именительном падеже
Личностные:
– признавать важность учёбы и познания нового, понимать значимость тех или иных учебных действий;
– уметь оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
– проявлять интерес к поиску и присвоению общих способов решения учебных задач;
– осмысливать причины успеха в учебной деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные:
– формировать умение принимать учебную задачу и стремиться её выполнять;
– формировать умение ставить и формулировать проблему;
– формирование умения определять цель деятельности на уроке;
– формирование умения работать по предложенному учителем плану;
– формирование умения выполнять и сравнивать с образцом;
Фиксировать преодоление возникшего затруднения
Познавательные:
– делать выводы на основе обобщения;
– уметь моделировать, структурировать знания, осознанно и произвольно строить высказывания;
– уметь делать выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий
Коммуникативные:
– слушать, сотрудничать с одноклассниками при работе в группе, паре;
– участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения
– учитывать позиции других людей.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Мотивация учебной деятельности. | – Сегодня у нас на уроке гости. Повернитесь к гостям, поздоровайтесь, улыбнитесь им и своему соседу. Я думаю, что каждый из вас сегодня порадует себя и меня своей работой на уроке. Я очень хочу, чтобы вы улыбались, Работаю нашей довольны остались. Пусть этот урок нас порадует всех И каждый из нас ощутит свой успех. –Давайте проверим правила посадки при письме Руки? Ноги? Локти? Спина? Откройте тетради, положите правильно, под наклоном. Минутка чистописания(СЛАЙД) Ая,яя,ое,ее,ый,ий,ые,ие | Личностные: самоопределение, регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
|
2.Актуализация знаний | – Какое дерево зимой и летом одним цветом? (СЛАЙД) – К слову ель подберите и запишите однокоренные слова (елочка. еловый, ельник… – С помощью каких слов мы можем описать ель (пушистая. зеленая. колючая…. – Какая часть речи помогла вам в описании? Что вы о ней знаете?(СЛАЙД) (Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой?, какая?, какое?, какие? Имена прилагательные изменяются по числам, родам и падежам) – Так как же изменяются имена прилагательные в единственном числе? (В единственном числе имена прилагательные изменяются по родам и падежам) – Как определить падеж имени прилагательного в единственном числе? (Падеж имени прилагательного определяется по падежу имени существительного, к которому оно относится) | Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой?, какая?, какое?, какие? Имена прилагательные изменяются по числам, родам и падежам) | Коммуникативные: Развиваем умение слушать и понимать других. – строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. – оформлять свои мысли в устной форме. Познавательные – р а звиваем – в – н Регулятивные: Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). Принимать участие в обсуждении и формулировании темы и цели урока. – участвовать в оценке и обсуждении полученного результата конкретного задания. |
3. Постановка темы и цели урока | – (СЛАЙД) – Эта загадка поможет вам определить тему сегодняшнего урока: Две красавицы лесн…,
РАБОТА ПО КАРТОЧКАМ На столах у вас карточки с таким же текстом. Допишите в них окончания – Что можно сказать о теме урока? Что будем изучать? (Прилагательные в форме множественного числа.) Почему так решили? (В стихотворении пропущены окончания прилагательных во множественном числе.) (По вопросу – Какие?; по сущ., с которыми эти прилагательные связаны, они также употреблены во множественном числе.) (СЛАЙД) – Какие цели вы поставите перед собой на данном уроке? | Определяют тему урока | |
4.Открытие нового знания. Работа в группах | – Приступаем к исследованию имени прилагательного (работа в группах). 1 группа: Как изменяются имена прилагательные во множественном числе? 1. Просклонять имена прилагательные во множественном числе: красавицы лесные, иголки длинные 3. Изменяются ли окончания имен прилагательных? 4. В каких падежах окончания сходны в каких различны? Вопросы: Сделайте вывод. Запишите его. 2 группа: Назовите окончание имен прилагательных во множественном числе. Составить таблицу окончаний 1. Просклонять имена прилагательные во множественном числе 2. Выделите окончания имен прилагательных. 3. Составить таблицу окончаний. 4. В каких падежах окончания сходны, в каких различны 3 группа: Изменяются ли имена прилагательные во множественном числе по родам? 1. Просклоняйте имена прилагательные во множественном числе: стройные, маленькие (ели, кусты, деревья) 2. Выделите окончания имен прилагательных. 3. С существительными какого рода вы склоняли имена прилагательные 4. Менялись ли окончания прилагательных? 5. Изменяются ли прилагательные во множественном числе по родам? Вывод. Сделать вывод. Записать его. 4 группа: Как определить падеж имени прилагательного во множественном числе? Зимние леса, о громадных соснах, из зеленых листьев, вкусными булочками, тонкими веткам, к маленьким островам, богатым урожаем, с забавными обезьянками, в лесных сумерках, могучим богатырям, интересных людей 1. Выделить окончания имен прилагательных. 2. Определить падеж слов в словосочетания (Вспомните, как определяли падеж прилагательных в единственном числе) 3. Как определить падеж имени прилагательного? – Просклоняйте словосочетания 1 ряд маленькие деревья 2 ряд зеленые леса 3 ряд высокие ели | Работают в группах | Регулятивные: – определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. – проговаривать последовательность действий на уроке. Личностные: – р азвиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. – оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. Познавательные -р а звиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. – в ыявлять сущность, особенности объектов. – н а основе анализа объектов делать выводы. – обобщать и классифицировать по признакам. – о риентироваться на развороте учебника. – находить ответы на вопросы в иллюстрации. |
5.Физминутка | |||
6.Первичное закрепление (работа в парах). | – Вспомните тему нашего урока. – Как изменяются имена прилагательные во множественном числе? (Только по падежам) – Как не изменяются имена прилагательные множественного числа? (Не изменяются по родам). – Как определить падеж имени прилагательного во множественном числе? (Как и в ед. ч., падеж прилагательного определяется по падежу имени существительного, к которому оно относится) | Личностные: – формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Регулятивные: – учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника. – учиться работать по предложенному учителем плану. Познавательные: – преобразовывать информацию из одной формы в другую: – делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. – ориентироваться на развороте учебника. – находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях |
|
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Уровень 1 а) Спишите. Число имён прилагательных.
Уровень 2
Уровень 3.
| Регулятивные: – участвовать (в работе учителем) в оценивании результатов общей и индивидуальной работе. |
|
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке. | – В начале урока мы ставили перед собой цель выяснить, как склоняются имена прилагательные во множественном числе. Достигли мы поставленной цели? – На какие вопросы мы планировали ответить? – Сумели ли мы это сделать? | Регулятивные: – оценивать учебные действия в соответствии с поставленными задачами – осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
|
9.Домашнее задание. | Записать 10 словосочетаний прил. и сущ. определить род. Число, падеж. | Регулятивные: – выбирать задания в учебнике для индивидуальной работы по силам и интересам. |
Просмотреть свитедельство о публикации
, . .
1. Имена существительные принадлежат к одному из трёх родов : мужскому, женскому, среднему.
Род существительного можно определить, согласовав с ним притяжательное местоимение мой :
мой сын, мой воевода, мой занавес, мой домишко
- мужской род
;
моя жена, моя стена, моя ночь
- женский род
,
моё окно, моё небо, моё животное
- средний род
.
Кроме того, у большинства существительных, обозначающих людей, род можно определить по полу - мой подмастерье, мой дедушка (мужской род); моя мать, моя сестра (женский род).
2. Род неизменяемых существительных опреде-ляется следующим образом.
Род неизменяемых существительных, называющих людей, определяется по полу.
Храбрый идальго, изысканная леди.
Существительные, обозначающие профессии и род занятий, относятся к мужскому роду.
Военный атташе, ночной портье.
Неизменяемые существительные, называющие животных, относятся к мужскому роду, хотя при указании на самку могут употребляться как существительные женского рода.
Австралийский кенгуру, смешной шимпанзе, маленький колибри.
Шимпанзе кормила своих детёнышей.
Исключения: цеце, иваси - женский род.
Неизменяемые неодушевлённые существительные относятся к среднему роду.
Ночное такси, вкусное рагу, новое жалюзи.
Исключения: кофе, пенальти, сирокко (мужской род), авеню, салями (женский род).
3. Особую группу составляют существительные общего рода , которые могут обозначать людей и мужского, и женского пола.
Какой ты неряха ! Какая ты неряха !
Существительные общего рода характеризуют лицо, обычно дают оценочную характеристику лицу, имеют окончания -а , -я и относятся к 1-му склонению.
Неряха , заводила , запевала , работяга , грязнуля , стиляга , пьяница , неженка , соня , плакса .
Обратите внимание!
Некоторые существительные 2-го склонения с нулевым окончанием, называющие лиц по профессии (врач, профессор, доцент, шофёр и т.д.), хотя и могут использоваться по отношению к лицам женского пола, всё же являются существительными мужского рода!
4. Род существительных определяется по форме единственного числа. Если существительное не имеет формы единственного числа, его нельзя отнести ни к одному из трёх родов.
Ясли, макароны, брюки, вилы.
Б) Число имени существительного
1. Большинство существительных имеют два числа - единственное и множественное . В форме единственного числа существительное обозначает один предмет, в форме множественного числа - несколько предметов.
Карандаш - карандаши; врач - врачи.
2. Только одну форму (единственного или множественного числа) имеют вещественные, собирательные, отвлечённые и некоторые конкретные существительные.
Только форму единственного числа имеют:
большинство вещественных существительных;
Нефть, цемент, сахар, жемчуг, сметана, молоко.
большинство отвлечённых существительных;
Радость, добро, горе, веселье, краснота, бег, седина.
большинство собирательных существительных;
Учительство, студенчество, листва, зверьё, вороньё, детвора.
большинство имён собственных.
Воронеж, Кавказ, Каспий, Урал.
Обратите внимание!
В ряде случаев существительные, имеющие форму только единственного числа, могут образовывать формы множественного числа. Но такое образование обязательно связано с изменением значения слова:
1) у вещественных
а) видов, сортов вещества:
вино - десертные вина, масло - технические масла;
б) значение большого пространства, покрытого этим веществом:
вода - воды океана, песок - пески Каракумов;
2) у отвлечённых существительных форма множественного числа имеет значение:
а) различных проявлений качеств, свойств, состояний:
возможность - новые возможности, радость - наши радости;
б) длительности, многократности и степени проявления признака, состояния, действия:
мороз - длительные морозы, боль - сильные боли, крик - крики.
Только форму множественного числа имеют:
- некоторые собирательные существительные;
Деньги, финансы, дебри.
некоторые вещественные существительные;
Чернила, опилки, очистки.
некоторые отвлечённые существительные;
Именины, выборы, нападки, козни, побои.
некоторые имена собственные;
Каракумы, Карпаты, роман «Бесы».
слова, обозначающие парные предметы, то есть предметы, состоящие из двух частей;
Очки, брюки, сани, ворота, ножницы, клещи.
некоторые названия отрезков времени.
Сумерки, сутки, будни, каникулы.
Обратите внимание!
У существительных, которые имеют только форму множественного числа, не определяется не только род, но и склонение!
В) Падеж и склонение имён существительных
1. В русском языке шесть падежей :
Все падежи, кроме именительного, называются косвенными .
Обратите внимание!
1) Чтобы правильно определить падеж существительного, необходимо найти слово, от которого зависит существительное, и задать от этого слова вопрос к существительному, причём лучше использовать одновременно оба вопроса.
Ср.: Он верил другу : верил [кому? чему?] другу - Д. п.
Форму И. п. обычно имеет подлежащее, и такое существительное не зависит от других членов предложения, но связано со сказуемым.
Ср.: У меня есть [кто? что?] друг - И. п.
2) Особенно важно задавать оба вопроса в том случае, если существительное стоит в именительном, родительном или винительном падеже, поскольку у одушевлённых существительных совпадают вопросы родительного и винительного падежей (кого?), а у неодушевлённых существительных совпадают вопросы именительного и винительного падежей (что?).
3) Если существительное имеет при себе предлог, то вопрос надо задавать, используя этот предлог.
Ср.: Он посмотрел в книгу: посмотрел [в кого? во что?] в книгу .
4) Предлог может быть отделён от существительного прилагательным, местоимением. Учтите, что предлог связан с существительным, а не с зависимым от существительного определением.
Ср.: Он ссорился со своим другом: ссорился [с кем? с чем?] с другом .
2. Изменение существительных по падежам и числам называется склонением .
Неизменяемые существительные (пальто, ситро, метро, такси, кенгуру, ООН, ГАИ ) склонения не имеют! Их число и падеж можно определить в словосочетаниях и предложениях по вопросу.
Он сидел [в ком? в чём?] в пальто - единственное число, предложный падеж; Он пришёл [без кого? без чего?] без пальто - единственное число, родительный падеж.
3. Склонение изменяемых существительных определяется по форме именительного падежа единственного числа . Большинство существительных в единственном числе распределяются по трём типам склонения.
Тип склонения определяется по начальной форме (единственное число, именительный падеж):
1-е скл. | -а, -я | Существительные женского, мужского и общего рода с окончаниями -а, -я . | Весна, земля, линия, дядя, владыка, грязнуля. |
2-е скл. | нулевое | Существительные мужского рода с нулевым окончанием. | Дом □ , край □ , мяч □ , планетарий □ . |
-о, -е | Все существительные с окончаниями -о, -е . | Окно, поле, подозрение - средний род; волчище, подмастерье - мужской род. | |
3-е скл. | нулевое | Существительные женского рода с нулевым окончанием. | Мать □ , дочь □ , ночь □ , степь □ . |
4. Десять существительных среднего рода на -мя (окончание -я ): время, бремя, стремя, племя, пламя, знамя, темя, семя, имя, вымя , а также существительные путь, дитя относятся к разносклоняемым (они имеют окончания разных склонений).
5. Существительное человек имеет разные корни в единственном и множественном числе (человек - люди ), поэтому имеет разные типы склонения в единственном и множественном числе:
человек
(единственное число) - склоняется как существительное 2-го склонения;
люди
(множественное число) - склоняется как существительное 3-го склонения.
6. Субстантивные прилагательные и причастия (существительные, образованные путём перехода из одной части речи в другую: мороженое, столовая, гостиная, горничная и др.) не относятся ни к одному из трёх типов склонения. Они продолжают склоняться, как склоняются прилагательные и причастия!
Г) Образцы склонения имён существительных
1-е склонение
Падеж | Единственное число | Множественное число | ||||
---|---|---|---|---|---|---|
И. п. | Мама | Няня | Ария | Мамы | Няни | Арии |
Р. п. | Мамы | Няни | Арии | Мам | Нянь | Арий |
Д. п. | Маме | Няне | Арии | Мамам | Няням | Ариям |
В. п. | Маму | Няню | Арию | Мам | Нянь | Арии |
Т. п. | Мамой(-ою) | Няней(-ею) | Арией(-ею) | Мамами | Нянями | Ариями |
П. п. | О маме | О няне | Об арии | О мамах | О нянях | Об ариях |
Обратите внимание!
Существительные 1-го склонения на -ия (окончание -я ): армия, ария, симфония, Мария и др. - в дательном падеже и предложном падеже единственного числа имеют окончание -и , как существительные 3-го склонения.
Ср.: к армии, об арии, к симфонии, о симфонии, к Марии, о Марии .
На существительные на -ья (окончание -я ): Марья, лгунья, келья
Ср.: к Марье, о Марье.
2-е склонение. Мужской род
Падеж | Единственное число | Множественное число | ||||
---|---|---|---|---|---|---|
И. п. | Дом | Конь | Кий | Дома | Кони | Кии |
Р. п. | Дома | Коня | Кия | Домов | Коней | Киев |
Д. п. | Дому | Коню | Кию | Домам | Коням | Киям |
В. п. | Дом | Коня | Кий | Дома | Коней | Кии |
Т. п. | Домом | Конём | Кием | Домами | Конями | Киями |
П. п. | О доме | О коне | Об кии | О домах | О конях | Об киях |
Обратите внимание!
Существительные 2-го склонения на -ий (нулевое окончание): кий, радий, пролетарий, планетарий и др. - в единственном предложном падеже имеют окончание -и , как существительные 3-го склонения.
Ср.: о радии, о планетарии.
На существительные на -ей, -ай (нулевое окончание): край, воробей и др. - это правило не распространяется (!).
Ср.: о крае, о воробье .
2-е склонение. Средний род
Разносклоняемые существительные
Падеж | Единственное число | Множественное число | ||
---|---|---|---|---|
И. п. | Время | Путь | Времена | Пути |
Р. п. | Времени | Пути | Времён | Путей |
Д. п. | Времени | Пути | Временам | Путям |
В. п. | Время | Путь | Времена | Пути |
Т. п. | Временем | Путём | Временами | Путями |
П. п. | О времени | О пути | О временах | О путях |
Обратите внимание!
В косвенных падежах существительные на -мя
имеют суффикс -ен-
(времени, семени, имени
).
Исключение
составляют формы множественного числа родительного падежа существительных семя, стремя - нет семян, нет стремян
.
Калинина О.П.
6 кл. Тема: Склонение имён прилагательных во мн. числе.
Цель:
Познакомить учащихся с особенностями склонения имен прилагательных
во множественном числе.
Развивать речь, внимание, память, мелкую моторику, словарный запас.
Воспитывать положительную мотивацию к учению.
Ход урока
1. Актуализация знаний и затруднение в индивидуальной деятельности
Цель:
Актуализировать учебные знания и умения необходимые для восприятия
нового материала
– Что вы знаете об именах прилагательных? (Имена прилагательные – это
часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой?,
какая?, какое?, какие? Имена прилагательные изменяются по числам, родам и
падежам)
1.Добавь к сущ. Прилаг. Яблоко- огурец- небо- мама- дружба- стол- волосы-
Добавь к прил. Сущ. Ровный- мягкий- круглый- жёсткий- сладкий- сочный
2.На доске просклоняйте имена прилагательные.: вкусный помидор.весёлый малыш,
– Что общего у данных прилагательных? (Единственное число, мужской род)
– А какие окончания? (Одинаковые)
– Так как же изменяются имена прилагательные в единственном числе? (В
единственном числе имена прилагательные изменяются по родам и падежам)
– Как определить падеж имени прилагательного в единственном числе? (Падеж
имени прилагательного определяется по падежу имени существительного, к которому
оно относится)
– Поставьте словосочетания интересный урок
в именительный падеж
множественного числа.
– Можно ли определить род прилагательных во множественном числе. В чем
затруднение? (Род не определяется)
Значит, и у прилагательных множественного числа род определить нельзя.
2.Новый материал
Согласовать цель и тему урока.
– Можно ли сказать, что имена прилагательные множественного числа изменяются
по падежам? (да-?, нет-?)
– Как вы думаете, над чем мы будем работать сегодня на уроке? Кто
сформулирует тему урока? (Склонение имен прилагательных во множественном
числе)
Просклоняем теперь
I вариант – Интересные книги
II вариант – Веселые дни
Желающие попробовать свои силы самостоятельно проходят к доске.
– В каких падежах имена прилагательные множественного числа имеют одинаковые
окончания?
– Как можно определить падеж прилагательного во множественном числе?
(Падеж имени прилагательного во множественном числе можно узнать по падежу имени
существительного)
– Что нового узнали о прилагательном множественного числа? Сделайте вывод.
3. Первичное закрепление Работа с учебником (упражнения)
– Прочитайте правила про себя и вслух.
– Что узнали об изменении прилагательных во множественном числе?
4. Физкультминутка
Я буду называть словосочетания, в состав которых входят существительные и
прилагательные. Если я называю имена прилагательные во множественном числе
то вы приседаете.если в ед. числе то руки поднимаете
Верных друзей, о лесных растениях,в глухих степях,в дремучих
лесах, теплый апрель, ярких звезд, у глубоких рек, синий карандаш,
в огромных городах, ароматный цветок, в темных
пещерах, маленькое село, добрые сердца, яркое солнце.
5.Работа в группах
У вас на столе лежат карточки. Прочитайте
задание и объясните своими словами, что нужно сделать. (Вставить и выделить
окончания, определить падеж)
На синем диване
К старому дому
С красным мячом
У высокого дерева
На широких просторах
По просёлочной дороге
– Как определить падеж прилагательных во множественном числе?
Составьте предложение из данных слов.
Юга, с, прилетели, с, птицы, весны, наступлением.
– Подчеркните главные члены предложения. Определите род и падеж имен
прилагательных.
6. Дифференцированное задание
Зеленая карточка.
Спиши текст, вставляя подходящие по смыслу прилагательные. Определите падеж
Пришла весна с …птицами, …ручьями, …цветами. В …лесу на снегу видны узоры …следов.
Бегут … ручьи.
КРАСНАЯ КАРТОЧКА
Спиши текст, добавляя подходящие по смыслу слова. Определите падеж
прилагательных множественного числа.
Пришла зима с … морозами, … вьюгами, … сугробами. В … лесу на снегу видны
узоры … следов. Бегут… ручьи.
Синяя карточка.
Спиши текст, вставляя пропущенные окончания прилагательных. Определите падеж
прилагательных множественного числа.
Пришла весна с певч..…птицами, со звонк… ручьями,с ярк…цветами. В весенн…
лесу на снегу видны узоры зверин… следов.Бегут звонк.. ручьи.
7. Рефлексия учебной деятельности
– Как изменяются имена прилагательные во множественном числе? (Только по
падежам)
– Как не изменяются имена прилагательные множественного числа? (Не
изменяются по родам).