Все о тюнинге авто

Храм первоверховных апостолов петра и павла. Храм святых первоверховных апостолов петра и павла в ясенево подворья оптиной пустыни подворье ставропигиального мужского монастыря

В уставе Русской Православной Церкви есть определение подворья монастыря. Дословно это звучит так: «община православных христиан, состоящая в ведении монастыря и находящаяся за его пределами».

Изначально подворье созидалось для того, чтобы монастыри, находящиеся в лесной или таежной глуши, могли иметь пропитание. Ведь не каждый человек раньше имел возможность добраться до пустынной обители. Потому и создавалось подворье в больших городах, а чаще всего в Столице, куда могли верующие передать пожертвования для монахов и подать записочки (о здравии и упокоении почивших родственников).

Так же как и сам Оптинский монастырь является ставропигиальным. Это означает, что решения по поводу управления и назначения настоятелей, как в монастыре, так и на подворье, принимает Патриарх Русской Православной Церкви.

За богослужением поминается только его имя, независимо, на чьей епархиальной территории располагается монастырь или подворье.

Подворье Оптиной пустыни в Москве

Оптина пустынь имеет свое подворье в Москве в районе Ясенево. Глваный храм подворья – храм св. первоверховных апостолов Петра и Павла. Подворье расположено примерно 250 км, от Оптиной пустыни. Богослужения, как и в самом монастыре, совершаются здесь ежедневно.

Адрес подворья Новоясеневский просп., 42м.

Подворье Оптиной пустыни в Санкт-Петербурге



Имеется так же подворье Оптиной пустыни и в Санкт Петербурге. Главный храм подворья в честь Успения Божией Матери. Поэтому его нередко называют Успенское подворье Оптиной пустыни.

Здесь так же Богослужения совершаются ежедневно.

Адрес Успенского подворья: наб. Лейтенанта Шмидта, 27/2

Петра и Павла в Ясеневе был освящен в честь святых апостолов в 1753 г. Но это не значит, что до этого здесь не было церкви. Село Ясиновьское (именно так звучало тогда его название) было указано в завещании Ивана Калиты в 1331 г. как часть наследства сына его Андрея.

Как известно, в старину село отличалось от деревни наличием церкви (в деревнях храмов не было). Следовательно, в Ясенево существовала еще в XIV в.

Фото 1951 г.

Документы XVII в. точно описывают деревянный Ясеневский , построенный по указу Патриарха Филарета в 1626-1628 гг. Освящен тогда он был во имя св. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии и имел даже «колокольницу на столбах» с пятью колоколами.

Ясенево успешно пережило Смутные времена, которые были милостивы к селу и совсем ему не навредили. Цари Алексей Михайлович и Петр I Алексеевич любили приезжать в эти места.

Ворота церковной ограды

Алексей Тишайший даже возвел в 1674 г. рядом со старой церквушкой второй деревянный – в честь иконы Божией Матери «Знамение».

Он имел 3 престола: Знаменский (верхний – во втором ярусе), нижний – мчц. Софии с дочерьми (как и в старой церкви, которую чуть позже разобрали), а с юга еще и придел свт. Николая Чудотворца.

После женитьбы на Евдокии Лопухиной, молодой Петр I подарил это село семье жены. Именно один из Лопухиных начал здесь строительство каменного храма в стиле елизаветинского барокко в 1751 г. Освящение состоялось в 1753 г. в честь первоверховных апостолов Петра и Павла. Знаменскую ветхую , пришедшую к тому времени в ужасное состояние, разобрали, рядом возвели великолепный усадебный дом также в стиле барокко, разбили парк, сады, устроили пруды. Ясенево поражало своим великолепием. Село повидало множество известных людей. С начала XIX в. владельцами были князья Гагарины, водившие знакомство с литераторами, художниками, философами — Денисом Давыдовым, В. Жуковским, Плетневым, Одоевским, Крыловым, Вяземским, А.С. Пушкиным, Тютчевым, Чадаевым, Тургеневым, В. Боровиковским, а в июле 1822 г. в храме Петра и Павла в Ясеневе венчались родители Льва Толстого – Николай Толстой и Мария Волконская.

Установка Креста после реставрации. 2011 г.

В 1826 г. осуществлялся ремонт храма. Своим же современным видом он обязан князю Сергею Ивановичу Гагарину, который к первоначальному кубовидному объему с куполом на восьмигранном барабане пристроил «теплый» боковой храм в честь вмц. Варвары, святой покровительницы жены, а также колокольню, вплотную примыкающую к церкви. Со временем выяснилось, что строительство велось с нарушениями, и стена колокольни перекосилась. Пришлось в 1860 г. перестраивать теплый Варваринский придел заново. Перестройку закончили в 1865 г. по проекту художника Калугина в стиле классицизма, устроив не один, а 2 придела – во имя св. Варвары и в честь Сергия Радонежского (освящен в 1861 г.), покровителя самого Сергея Ивановича.

Закрыли в 1930-е гг. Местный совхоз использовал его под склад.

Пансионат ветеранов труда в Конькове. Пасха 2011 г.

В результате ужасного обращения со зданием полностью были утрачены настенные росписи, хотя внешне реставрировали в 1970-е (Ясенево вошло в городскую черту в 1960 г.).

В 1989 г. Петропавловскую церковь передали общине верующих. Далее – как всегда: реставрация, благоустройство территории и создание внутреннего убранства храма, организация воскресной школы, детского хора, социальное служение (патронаж, помощь заключенным). К храму приписана домовая Воскресенская церковь в пансионате ветеранов труда № 6, где богослужения ведут священники Петропавловского храма.

В 1997 г. Патриарх своим указом передал Ясеневский храм Петра и Павла Свято-Введенскому ставропигиальному монастырю Оптиной Пустыни в качестве подворья.

23 ноября 2009 г. именно в этом храме состоялось отпевание известного священника Даниила Сысоева, убитого 19 ноября в храме апостола Фомы, где тот служил.

Московское подворье Оптиной пустыни

Монастырское подворье – это «община православных христиан, состоящая в ведении монастыря и находящаяся за его пределами», - говорит нам устав Русской Православной Церкви.

Изначально монастырские подворья исполняли роль гостиниц или странноприимных домов для монахов, отправляющихся на послушание вне стен монастыря и паломников по святым местам.

В современном мире подворья монастыря, помимо иных определенных для них задач, несут, преимущественно, миссионерское служение. Так происходит, например, и в Греции, и на острове Крит, и в иных Поместных Церквях.

Миссионерское служение монахов – это исторически определенное служение, которое началось еще в первые века создания института монашества. Примером может быть то, что на Русь монашество пришло еще до ее Крещения, когда монахи из Византийской империи во время иконоборчества уходили за ее пределы, неся свет Православия в отдаленные уголки Земли.

Подворье Свято-Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь с марта 1991 года по февраль 1997 года находилось в храме Живоначальной Троицы в Останкине. Затем храм стал Патриаршим подворьем, а подворье Оптиной пустыни было перенесено в храм Святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Ясеневе, настоятелем которого был назначен тогда еще игумен, ныне же архимандрит Мелхиседек (Артюхин).

Неисповедимыми путями Господь устроил так, что подворье монастыря было перенесено в Ясенево, в место, которое было исторически связано с Оптиной пустынью. 9 июля 1822 г. в храме села Ясенева состоялось венчание Марии Николаевны Волконской и подполковника
Николая Ильича Толстого, родителей писателя Льва Толстого, который, как известно, посещал Оптину пустынь и разговаривал там со старцем Амвросием (Гренковым), и его сестры Марии Николаевны, монахини Шамординского монастыря.

С первых дней образования подворья в храме Святых первоверховных апостолов Петра и Павла стали совершаться ежедневные богослужения, исповедь. Началась реставрация церкви, восстановление братского корпуса и хозяйственных построек. Братия рука об руку с прихожанами, на тот момент еще малочисленными, начала трудиться над благоустройством территории подворья.

Постепенно при храме было создано сестричество, члены которого служат делу милосердия в пансионате ветеранов № 6 в Конькове. Прихожане оказывают помощь православным общинам при тюрьмах, ведут переписку с заключенными. При храме организованы богословские и катехизаторские курсы, занятия на которых проходят не только очно, но по благословению настоятеля организовано и заочное обучение для заключенных. Действует и Воскресная детская школа, где воспитанникам дают знания о православной вере, способствуют их воцерковлению, вхождению в жизнь общины. Для детей проводятся особенные детские Божественные литургии.

Каждую неделю настоятель в храме проводит воскресные беседы, посвященные святоотеческим творениям, различным вопросам духовной жизни человека.

Настоятель и священники подворья по согласованию с администрацией района Ясенево периодически проводят беседы на духовно-нравственные темы с учащимися среднеобразовательных школ.

В храм приходит много молодых людей. В январе 2003 года по благословению настоятеля подворья при храме была создана молодежная группа, которая со временем стала молодежным православным братством «Покров». Теперь это большая и дружная команда, которая активно участвует в приходской жизни и общественной жизни столицы, осуществляет ежегодные миссионерские походы на Урал, помогает детским домам...

Много традиций сложилось за 17 лет. Конечно, за этот период состав общины изменился, появилось много новых людей, но в день престольного праздника святых первоверховных апостолов Петра и Павла в храме для совместной молитвы собираются все, кто, даже поменяв место жительства, продолжает чувствовать себя прихожанином Оптинского подворья. И в этот день можно увидеть, насколько велика и дружна эта община.

Роль миссионерского служения монастырей сейчас как никогда велика. Как отметил в своей в поздравительной проповеди Преосвященный Феофилакт, епископ Дмитровский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, управляющий Юго-Западным викариатством Москвы, значение служения монастырей и, в частности, монастырских подворий – это «продолжение служения апостолов, это исполнение заповеди Господа нашего Иисуса Христа».

Анна Покровская

В Юго-Западном административном округе Москвы, в районе Ясенево, находится старинный храм, возведённый в честь апостолов Петра и Павла. Он является подворьем широко известной Считаясь по праву не только религиозным центром, но и историческим памятником, он привлекает к себе большое количество и прихожан, и просто любителей и ценителей старины.

Возведение первой деревянной церкви

Храм Петра и Павла в Ясенево имеет многовековую историю, насчитывающую не менее семи столетий. В дошедших до нас исторических документах Ясенево упоминается с XIV века. Поскольку в бумагах, удостоверявших права его владельцев, оно обозначено именно как село, это позволяет предположить наличие в нём церкви, так как это входило в традицию прошедших времён.

Самое раннее документальное подтверждение этому, с описанием самой постройки, относится к временам царя Вблизи того места, где сейчас находится и Павла (в Ясенево), в 1626 году, по распоряжению патриарха Филарета — отца первого царя из династии Романовых, началось строительство деревянной церкви.

Следует отметить, что в тот исторический период, когда на Руси подходили к концу годы тяжелейших испытаний, вошедшие в историю как Смутное время, в сознании россиян обозначилась тенденция к духовному росту. Это получило выражение прежде всего в строительстве многих церквей, соборов и монастырских комплексов. Храм, о котором идёт речь в настоящей статье, явился частью этого всеобщего процесса.

Комиссия, направленная по высочайшему указу

В Историческом архиве сохранились письма владельца села Ф. А. Лапухина, который, начиная с 1733 года, неоднократно просил у руководства епархии разрешения возвести на принадлежавшей ему земле новый каменный храм взамен изрядно обветшавшей к тому времени деревянной церкви.

Как это нередко случается у нас — дело затянулось, и только в правление императрицы Елизаветы Петровны её личным указом была направлена в Ясенево комиссия. Ей предписывалось определить степень обветшания прежней деревянной церкви, и в случае, если она будет признана непригодной для дальнейшего использования, ходатайствовать о возведении новой ― на этот раз каменной.

Появление в Ясенево каменной церкви

Государственные мужи осмотрели покосившуюся от времени и потемневшую от непогоды церквушку, опасливо прислушались к скрипу её кровли и дали заключение о невозможности проводить в ней богослужения. Этот документ стал законным основанием для начала строительства, в результате которого и появился храм святых апостолов Петра и Павла (Ясенево).

Первоначальный вид храма отличался от того, который имеет дошедшая до наших дней постройка. В те годы он представлял собой лишь восточную часть кубической формы. В ней находился центральный — неотапливаемый - придел. Над ним возвышался восьмигранный барабан, прорезанный окнами и увенчанный куполом. Постройка эта была выполнена в модном тогда стиле, получившем название екатерининского барокко. В 1822 году в этом храме венчались родители будущего писателя Льва Толстого — княжна М. Н. Волконская и подполковник Н. И. Толстой.

Дальнейшие реконструкции

Свой современный облик храм в Ясенево (Петра и Павла) приобрёл в период, когда село принадлежало князю С. И. Гагарину. В 1832 году по его распоряжению был возведён тёплый боковой придел, освящённый в честь святой Варвары, являвшейся небесной покровительницей его жены. В том же году была построена и сохранившаяся доныне колокольня.

Однако с годами выявились существенные ошибки, допущенные при произведении работ. В частности, выстроенный тёплый придел оказался недостаточно прочным, и одна из его стен покосилась. Много нареканий высказывалось и по поводу колокольни — чрезвычайно узкой и непропорциональной всему зданию. Кроме того, возникла необходимость перепланировки внутреннего помещения для большего удобства многочисленных прихожан храма.

Окончательное формирование облика храма

В связи с этим в 1860 году владельцы усадьбы обратились к руководству епархии и лично к правящему митрополиту за разрешением на перестройку храма с учётом всех перечисленных недостатков. Благословение на проведение работ было получено, и реконструкция началась в том же году.

Автором проекта нового храма стал архитектор Калугин. В 1665 году храм в Ясенево (Петра и Павла) был торжественно освящён, но произошло это событие уже после смерти хозяина поместья — Сергея Ивановича Гагарина, скончавшегося в 1862 году.

В результате проведённых работ окончательно сформировался облик храма, столь известный сегодня всем москвичам. Его архитектура соответствует трёхчастной композиции, симметрично расположенной по продольной оси постройке. Её составляющими являются храм, притвор и колокольня. Такой тип храмовых зданий был весьма распространён в XIX веке в вотчинных владениях Центральной России.

Судьба храма в годы всеобщего атеизма

В советский период храм в Ясенево (Петра и Павла) постигла судьба многих религиозных центров страны. В тридцатые годы он был закрыт, но, к счастью, не разрушен, а использовался в качестве совхозного склада.

Постройка в целом сохранилась, но была безвозвратно утеряна внутренняя роспись стен, выполненная в первой половине XIX века, и представлявшая высокую художественную и историческую ценность.

С 1973 по 1976 год в храме проводились реставрационные работы, в результате которых был приведён в первоначальный вид внешний фасад здания, а на купол и колокольню воздвигнуты кресты. Однако этим дело и ограничилось. Территория, на которой находился принадлежала местной автобазе и была закрыта для посторонних. О возобновлении богослужений в храме вопрос даже не поднимался.

Возвращение храма прихожанам

Только с наступлением демократических перемен и изменением политики государства в отношении Петра и Павла был возвращён верующим. Произошло это в 1989 году, а через десять лет он получил статус Московского подворья Оптиной пустыни. Сегодня это один из известнейших православных храмов столицы. Ежедневно на проводимых в нём богослужениях присутствуют как члены многочисленной приходской общины, так и те, кто приехал из других районов и городов страны, чтобы поклониться хранящимся здесь святыням. Для всех широко открывает свои двери храм Петра и Павла в Ясенево.

Расписание служб, вывешенное при входе и помещённое на официальном интернет-сайте, свидетельствует о том, что богослужения проводятся в полном объёме, предусмотренном Уставом церкви. Всем, кто собирается побывать в Москве, рекомендуется посетить этот центр православия. Адрес, по которому расположен храм Петра и Павла: Новоясеневский проспект, дом 42. Добраться можно на метро до

Усадьба «Ясенево» - одна из старейших усадеб города Москва. Одним из строений усадьбы является храм первоверховных апостолов Петра и Павла. Первые исторические сведения и документы с описанием храма датируются началом XVII века. При царе Михаиле Федоровиче в Ясеневе была сооружена деревянная церковь мученицы Софии и дочерей её Веры, Надежды и Любови - в 1628-1629 гг. В окладных книгах Патриаршего казенного приказа она значится "новоприбылой" (только что построенной).

В 1674 г. Алексей Михайлович приказывает построить в Ясеневе рядом со старой церковью новую большую и "дивно изукрашенную" церковь. Она состояла из двух церквей: верхней - Знамения Пресвятой Богородицы, завершенной шатром, и нижней - мученицы Софии и ее дочерей. Еще один шатер имел придел святителя Николая Чудотворца. Назвали ее церковью Знамения Пресвятой Богородицы с двумя приделами: святителя Николая Чудотворца и мученицы Софии и её дочерей. Вот ее описание: "...село Ясинево на пруде, а в нем церковь Знамения Пресвятой Богородицы деревянная, верх шатровый, с папертью, да у той церкви церковь другая во имя святыя великомученицы Софьи, да по правую сторону церкви внизу придел Николая Чудотворца, на паперти лестница всходная, а под нижним рундуком верх шатровый; настоящая церковь и нижние церкви, алтарь и придел и паперть крыты тесом, а кресты обиты белым железом, строение великого государя, а строена 182 году (1674); у церкви той двери деревянные створчатые". Боярин, князь А.М. Львов на свои деньги выстроил при ней "колокольницу на столбах, на пять колоколов" и оплатил украшения к иконостасу, а также рукописную книгу "Апостол". Старая церковь Знамения в Ясеневе последний раз упоминается в 1751 году.

В 1751 году Ф.А. Лопухин получил право строительства ныне существующей церкви - очень монументальной барочной постройки. Дата завершения работ неизвестна, строительство продолжалось несколько лет. Поэтому самая старая постройка Ясенева - церковь относится примерно к первой половине 1750-х гг.
Церковь сохранилась и в Отечественную войну 1812 года. Тогда в Ясеневе побывали французские части, выступившие из Москвы по старой Калужской дороге.

В Ясеневе в церкви Петра и Павла 9 июля 1822 состоялось одно из самых примечательных событий. Тогда в присутствии семьи владельца С.И. Гагарина, а также соседних помещиков графов Толстых и князей Трубецких, венчались граф Николай Ильич Толстой (1795-1837) и княжна Мария Николаевна Волконская (1790-1830) (родители Л.Н.Толстого), о чем свидетельствует запись в метрической книге, хранящейся в Центральном историческом архиве г. Москвы.

С именем князя С.И. Гагарина связано приобретение церковью Петра и Павла своего настоящего вида. Первоначально каменный храм состоял из одного (нынешнего восточного) кубовидного объёма холодного центрального придела. Он представлял собой бесстолпную кубическую церковь центрической композиции с восьмигранным барабаном, прорезанным восемью же окнами, и увенчанным куполом.

В 1832 г. к храму были пристроены тёплый (сам храм был холодным) боковой, с отдельным входом, придел в честь св. вмц. Варвары - небесной покровительницы супруги князя, и колокольня, непосредственно примыкавшая к храму.

В 1860-61 гг. была осуществлена другая реконструкция, исправлявшая выявившиеся недостатки предыдущей. Выяснилось, что "придельный храм сей, не имея сводов, не прочен, и по заметному уклонению одной стены угрожает опасностью; колокольня входом на оную внутри сильно сужена, и в постройке не пропорциональна с храмом…". Было подано прошение в Московскую духовную консисторию о разрешении заново построить двухпрестольный тёплый придел, сообщающийся с холодной церковью, и новую колокольню. Прошение было удовлетворено, утверждён разработанный художником Калугиным проект. Строительство было завершено в 1865 г.

В результате реконструкции 1860-х годов храм Петра и Павла приобрёл облик, сохраняющийся до сегодняшних дней. Архитектура храма была приведена к типу трёхчастной осевой симметричной композиции "храм-притвор-колокольня", наиболее распространённому среди храмов, построенных в это время в России.

В окончательном виде храм имел три престола: центральный во имя святых апостолов Петра и Павла (антиминс освящен 26 февраля 1826 г.), южный в честь преподобного Сергия Радонежского (антиминс освящен святителем Филаретом (Дроздовым), митрополитом Московским и Коломенским 20 октября 1861 г, частица св. мощей которого ныне находится в храме), и северный в честь святой великомученицы Варвары (антиминс освящен епископом Дмитровским Николаем в 1832 г.).
В 30-х годах храм закрыли и использовали под склад, затем он никак не использовался. Роспись храма, относящаяся к первой половине XIX века, не сохранилась.

В 1973-76 годах храм был внешне отреставрирован, воздвигнуты кресты на храме и колокольне. Башня, находящаяся на церковном участке севернее храма, сооружена в 1970-х гг. реставраторами. Напротив входа в храм стоит маловыразительное двухэтажное кирпичное здание, относящееся примерно к середине XIX века. Согласно описи Ясенева, составленной в 1901 году при страховании имения в московском отделении первого Российского страхового общества, в этом здании находились "людские комнаты конного двора", а само оно как часть конного двора соединялось заборами с его другими постройками, стоявшими по периметру, и образовывавшими замкнутое пространство. "Людские комнаты" до передачи патриархии занимала музыкальная школа. А в 1989 году храм с «людскими комнатами» возвращен Православной Церкви и передан приходу, все внутреннее убранство современное. В 1990-х гг. облик храма изменило привнесение элементов декора: дверные порталы, кресты над окнами и т.п. С 1997 года храм стал Московским подворьем Свято-Введенской Оптиной Пустыни.