Все о тюнинге авто

Как в старину определяли время. Когда люди научились измерять время? Как человек научился считать время

Считать предметы мы умеем с 1 класса. Это очень просто - один, два, три... Измерить расстояние тоже несложно. А как и чем измерять время? Самыми древними «часами», которые никогда не останавлива­лись и не ломались, оказалось солнце. Утро, вечер, день - не очень точ­ные мерки, но поначалу первобытному человеку этого было достаточно. Потом люди стали больше наблюдать за небом и обнаружили, что через определенное время на небосклоне появляется яркая звезда. Эти наблю­дения сделали египтяне, и они же назвали эту звезду Сириус. Когда появ­лялся Сириус, в Египте отмечали наступление нового года. Так появилась хорошо известная сейчас мера времени - год. Оказалось, что промежуток между появлением Сириуса состоит из 365 дней. Как видите, подсчеты древних египтян оказались достаточно точными. Ведь и наш год состоит из 365 дней. Но год слишком уж большая мера времени. А для того чтобы вести хозяйство (посев, выращивание, сбор урожая), нужны были более мелкие единицы времени, и люди вновь обратились к небу и звездам. На этот раз на помощь пришла луна, или, по-другому, месяц. Все вы наблюдали за луной и знаете, что через определенное время она меняет свою форму: от тоненького серпа до яркого круглого диска (полнолуние).

Промежуток между двумя полнолуниями и назвали месяцем. Оказалось, что месяц состоит примерно из 29 дней. Вот как точно в Древнем мире умели определять время!

А семидневная неделя возникла в Вавилоне благодаря тем планетам, которые появлялись на небосклоне и были известны вавилонянам:

суббота - день Сатурна;

воскресенье - день Солнца;

понедельник - день Луны;

вторник - день Марса;

среда - день Меркурия;

четверг - день Юпитера;

пятница - день Венеры.

Если бы в Вавилоне были известны и другие планеты Солнечной си­стемы, возможно, наша неделя состояла бы не из 7, а из 9,10 или 8 дней. Смена этих светил в течение месяца происходила примерно 4 раза. Вот и оказалось, что в месяце 4 недели.

Итак, самое сложное - найти мерки времени - было сделано уже в Древнем мире. Этими мерками пользуются и по сей день. Только на­зывают их по-разному. На Руси названия дней недели произошли от по­рядкового номера дня:

понедельник - по неделе, день, начинающий неделю;

вторник - второй день;

среда - середина недели;

четверг - четвертый день;

пятница - пятый день;

суббота, воскресенье - эти названия взяты из церковного словаря.

Выходит, что все главные меры времени (год, месяц, неделя) люди позаимствовали у природы еще много лет назад. Хотя этими мерками нельзя было измерить точное время, но главный шаг все-таки был сделан.

«Начальная школа», 2004, № 6

Тема: Время от 0 часов до 24 часов.

Цели: учить решать задачи на определение начала, конца и продолжительности события; познакомить с единицей време­ни - секундой; совершенствовать вычислительные навыки, уме­ние решать задачи и уравнения; воспитывать бережное отношение ко времени.

Планируемые результаты: учащиеся познакомятся с новой единицей времени - секундой; научатся решать задачи на опре­деление начала, конца и продолжительности события; принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ори­ентиры действия; проводить сравнение по заданным критериям.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Логические задачи

Игорь на 4 года старше своего брата Алексея и на 5 лет млад­ше своей сестры Маши. Если сложить возраст всех троих, то получится 31 год. Сколько лет Игорю? (10лет.)

Ирина старше своей сестры Надежды ровно в 3 раза. Сколь­ко лет каждой из сестер, если половина их суммарного воз­раста - 12 лет? (6 и 18лет.)

III. Самоопределение к деятельности

(Учитель читает задачи.)

Уроки начинаются в 8 ч. От дома до школы Оля идет 15 мин и 10 мин готовится к урокам. Во сколько ей нужно выйти в школу, чтобы не опоздать?

Уроки начинаются в 8 ч. Оля выходит из дома в 7 ч 35 мин. Сколько времени нужно Оле, чтобы дойти от дома до шко­лы и подготовиться к урокам?

Оля выходит из дома в 7 ч 35 мин. От дома до школы она идет 15 мин и 10 мин готовится к урокам. Во сколько начи­наются уроки?

Чем похожи задачи? Чем они отличаются?

Сформулируйте задачи урока. (Научиться решать задачи на определение начала, конца и продолжительности события.)

IV. Работа по теме урока Работа по учебнику

№231 (с. 49). (Устное выполнение.)

№232 (с. 49). (Самостоятельное выполнение. Два ученика работают на от­кидной доске. Проверка, самооценка.)

1) Решение: 12 ч 30 мин - 10 ч = 2 ч 30 мин. Ответ: экскурсия продолжалась 2 ч 30 мин.

2) Решение: 13 ч + 3 ч 15 мин = 16 ч 15 мин. Ответ: спектакль закончился в 16 ч 15 мин. №234 (с. 49).

Прочитайте.

Сколько часов в сутках?

Как найти третью часть суток? (24: 3 = 8 (ч).)

Что такое половина суток? Как ее найти? (Это вторая часть суток: 24:2= 12 (ч).)

Как найти четверть часа? (1 ч = 60мин, 60:4 = 15(мин).)

- Как найти четверть года? (1год=365сут., 365:4 = 91 сут. 6ч.)

№235 (с. 49). (Самостоятельное выполнение. Проверка, самооценка.)

Ответы: 2 мм, 10 мм 2 .

V. Физкультминутка

В небе плавает луна. (Плавные покачивания вправо и влево.)

В облака зашла она.

Раз, два, три, четыре, пять - (Хлопки в ладоши.)

Можем мы луну достать. (Руки вверх.)

Шесть, семь, восемь, девять, десять - (Хлопки над головой.)

И пониже перевесить. (Руки вниз.)

Десять, девять, восемь, семь - (Шаги на месте. )

Чтоб луна светила всем. (Сесть за парту.)

VI. Продолжение работы по теме урока

Знакомство с единицей времени - секундой

(Учитель показывает часы.)

Посмотрите на наши часы. Сколько у них стрелок? (Три.)

- Назовите их. (Часовая, минутная и секундная.)

Понаблюдайте, как они движутся. (Часовая почти не сдви­нулась, минутная передвинулась на одно деление, а секундная сделала целый круг.)

- За какое время минутная стрелка проходит одно деление? (За 1 мин.)

А что сделала за это время секундная стрелка? (Прошла 60 делений.)

- Какой можно сделать вывод? (В 1 мин 60с.) (Запись на доске и в тетрадях.)

1 мин = 60 с

На уроках физкультуры вы часто бегаете и выполняете упражнения на время. А как называется прибор, которым пользуется учитель? (Секундомер.)

- Он тоже похож на часы, но его циферблат рассчитан на 1 мин. А сколько это секунд?(Учитель показывает секундомер.) Секундную стрелку можно остановить.

Работа по учебнику

Прочитайте теоретический материал на с. 50.

Правильное ли соотношение мы вывели?

№239 (с. 50). (Устное выполнение.)

№240 (с. 50). (Коллективное выполнение с комментированием по цепочке.)

№241 (с. 50).

- Прочитайте задачу.

Больше или меньше снимков сделает камера? (Больше.)

Во сколько раз? (10: 2 = 5 (р.).)

Сколько снимков сделает камера за 10 с? (32 . (10: 2) = = 160 (с.).)

VII. Рефлексия

(Самостоятельное выполнение заданий «Проверь себя» (учеб­ник, с. 49, 50). Проверка.) Ответы С. 49: в 13 ч. С. 50: 12 с, 6 с.

VIII. Подведение итогов урока

В каких единицах измеряют время?

Сколько секунд в 1 мин?

Домашнее задание

Учебник: № 243-245 (с. 50).

Тема: Единицы времени. Век.

Цели: познакомить с единицей времени - веком; обобщить исистематизировать знания о единицах времени; составить таб­лицу единиц времени.

Планируемые результаты: учащиеся познакомятся с едини­цей времени - веком; научатся соотносить единицы времени; выстраивать логическую цепь рассуждений; устанавливать ана­логии; принимать чужую точку зрения, отличную от собственной.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Индивидуальная работа по карточкам

(Карточки получают учащиеся, хорошо освоившие тему.)

Реши задачу.

Василий пришел домой после школы в 2 ч 35 мин. Ему пона­добилось 10 мин, чтобы переодеться и умыться, 25 мин - чтобы пообедать, 1 ч 45 мин он затратил на приготовление домашне­го задания, 25 мин - на уборку комнаты и 30 мин - на дорогу до Дома юного техника, в котором он занимается моделирова­нием. Во сколько начинаются занятия по моделированию, если Василий опоздал на них на 25 мин? (В 5 ч 25мин.)

2. Фронтальная работа

Вставьте нужные единицы времени.

Оля прочитала 100 слов за 1 ... (мин).

Осенние каникулы длятся 1 ... (нед.).

Летние каникулы длятся 3 ... (мес).

Вова уехал в лагерь на 18 ... (сут.).

Волк может прожить 15-20 ... (лет).

Решите задачи.

Лена вышла гулять в 13 ч, а пришла домой в 14 ч 20 мин. Сколько времени гуляла Лена? (1ч 20мин.)

Дорога от дома да кинотеатра у Вовы занимает 25 мин. Во сколько он должен выйти из дома, чтобы встретиться у кинотеатра с другом в 11ч? (В 10 ч 35мин.) .

Расстояние между двумя городами поезд проходит за 2 ч 27 мин. Во сколько он вышел из одного города, если прибыл в другой город в 20 ч? (В 17ч 32мин.)

Вычислите.

Во сколько раз 1 мес. меньше, чем 1 год? (В 12раз.)

На сколько дней 1 мес. меньше, чем 1 год? (На 335 или 336 дней.)

Сколько часов в 1 нед.? (168ч.);

Урок длится 40 мин. Сколько это секунд? (2400с.)

Как и чем измерять время? Самыми древними «часами», которые никогда не останавливались и не ломались, оказалось солнце. Утро, вечер, день – не очень-то точные мерки, но поначалу первобытному человеку этого было достаточно. Потом люди стали больше наблюдать за небом и обнаружили, что через определенное время на небосклоне появляется яркая звезда. Эти наблюдения сделали египтяне, и они же назвали эту звезду Сириус . Когда появлялся Сириус, в Египте отмечали наступление Нового года. Так возникла хорошо известная сейчас мера времени – год. Оказалось, что промежуток между появлениями Сириуса состоит из 365 дней. Как видите, подсчеты древних египтян были достаточно точными. Ведь и наш год состоит из 365 дней. Но год слишком уж долгая мера времени. А для того чтобы вести хозяйство: посев, сбор, подготовку урожая, – нужны были более мелкие единицы времени, и люди вновь обратились к небу и звездам. На этот раз на помощь пришла луна, или, по-другому, – месяц. Все вы наблюдали за луной и знаете, что через определенное время она меняет свою форму: от тоненького серпа до яркого круглого диска (полнолуния). Промежуток между двумя полнолуниями и назвали месяцем. Оказалось, что месяц состоит примерно из 29 дней. Вот как точно в Древнем мире умели определять время.

А семидневная неделя возникла в Вавилоне благодаря тем планетам, которые появлялись на небосклоне и были известны вавилонянам:

суббота – день Сатурна;

воскресенье – день Солнца;

понедельник – день Луны;

вторник – день Марса;

среда – день Меркурия;

четверг – день Юпитера;

пятница – день Венеры.

Если бы в Вавилоне были известны и другие планеты нашей Солнечной системы, возможно, наша неделя состояла бы не из 7, а из 9, 10 или 8 дней. Смена этих светил в течение месяца происходила примерно 4 раза. Вот и оказалось, что в месяце 4 недели. Итак, самое сложное – найти мерки времени – было сделано уже в Древнем мире. Этими мерами пользуются по сей день. Только вот называют их по-разному. На Руси название дней недели произошли от порядкового номера дня в неделе:

понедельник – по неделе; начинающий неделю;

вторник – второй день;

среда – середина недели;

четверг – четвертый день;

пятница – пятый день;

суббота , воскресенье – эти названия пришли из церковного словаря.

Выходит, что все главные меры времени (год, месяц, неделя) люди позаимствовали у природы еще много лет назад. Хотя этими мерками нельзя было измерить точное время, но главный шаг все-таки был сделан.

Жители, которые проживали в солнечных странах, измеряли время с помощью . Течение времени измеряли с помощи палки, которая была воткнута в землю, - люди смотрели на длину тени и её направление. Таким образом и появились солнечные часы.

Конечно, они были не очень удобны в использовании, так как ими можно было пользоваться только днем и, если солнце не спряталось за тучи.

Поэтому первые водяные часы, которые человек, назывались «ночными». Такие часы включали резервуар с водой, которая за определенное время должна была стечь. С водой опускался поплавок и приводил к движению стрелки.

Также люди начали использовать песочные часы, фокус которых заключался в том, что песок должен был за определенное время пересыпаться из одного сосуда в другой.

Но наиболее удобными в использовании оказались механические часы. В движение они приводились с помощью упругой пружины и двух гирь. Кристиано Гюйгенс (ученый, который жил между 1629 и 1695 годами) создал часы с регулирующим механизмом и маятником.

Действие этих часов основано на том, что маятник с определенной массой совершает колебание в разные стороны за одно и то же время

В наше время практически не используются часы с заводным приводом. Сейчас в ходу электронные или кварцевые часы. Маленькая служит источником питания для часов такого типа. Подобные часы гораздо долговечнее и гораздо точнее, чем механические.

В настоящее время практически каждый житель нашей планеты пользуется мобильным телефоном и часами на его экране.

Наиболее точными являются атомные часы.

Задание: придумайте свой дизайн любых часов (наручных, настенных, электронных, будильника).

Вопрос. Что люди взяли за основу счета разных промежутков времени? Как они научились считать сутки, месяцы, годы?

Ответ. Люди взяли за основу счета промежутков времени Луну и Солнце, главным в данной ориентации было Солнце. Если точнее вращение вокруг своей оси и вращение вокруг Солнца. Сутки – это время полного оборота Земли вокруг своей оси. Месяц – время оборота Луны вокруг Земли. Год – время оборота Земли вокруг Солнца.

Вопрос. Какое время длятся сутки?

Ответ. Сутки длятся 24 часа.

Вопрос. Почему в неделе 7 дней?

Ответ. Полную луну можно увидеть далеко не каждый день. Сначала на небе появляется узенький серп, затем Луна становится все шире, полнеет день ото дня и через некоторое время становится полностью круглой. А затем, через несколько дней она начинает становиться все меньше и меньше, снова становится узеньким серпом. Такие изменения луны происходят каждые четыре недели или за 29 с половиной суток. Это называется лунный месяц. Он послужил основой для создания календаря. Поэтому серп луны и стали называть «месяцем».

Исторические источники датируют первые упоминания о семидневной неделе периодом Древнего Вавилона (около 2 тыс. лет до н. э.) , оттуда эта традиция перешла к евреям, грекам, римлянам и, разумеется, к арабам. Считается, что Индия тоже переняла 7-дневку из Вавилона.

У иудеев и христиан ответы на эти вопросы даёт Ветхий Завет, откуда становится ясным, что семидневная структура времени установлена Богом. Напомню: в первый день творения был создан свет, во второй – вода и твердь, в третий – суша, моря и растительный мир, в четвёртый – светила и звёзды, в пятый – животный мир, в шестой – создан человек и заповедано размножаться, седьмой же день освящён для отдыха.

Семидневная неделя оказалась весьма жизнеспособной, даже переход с юлианского календаря на григорианский не изменил последовательность дней, ритм нарушен не был. Есть и астрономическое объяснение 7-дневки. 7 дней это приблизительно четверть лунного месяца, наблюдение же за фазами Луны было для древних наиболее доступным и удобным способом измерения времени. Более тонкое объяснение можно найти в соответствии семи видимых планет дням недели, и именно этот логический ход проливает свет на происхождение современных календарных названий дней недели.

Вопрос. Почему в обычном году 365 суток, а в високосном – 366?

Ответ. Истинный год составляет 365 дней 5 часов 46 мин 48 сек. Таким образом, за 4 года накапливается еще один день. Именно в этом году в феврале 29 дней и год называют високосным.

Что такое сутки

Вопрос. Какой была первая мерка времени? Как ее отмечали древние народы?

Ответ. Самыми древними «часами», которые к тому же никогда не останавливались и не ломались, оказалось Солнце. Утро, день, вечер, ночь. Не очень уж точные мерки, но поначалу первобытному человеку этого было достаточно. Люди делали зарубки на столбиках, насечки на бивнях мамонта. Другие выдавливали кружочки на глиняных горшочках, или завязывали узелки на кожаных ремешках. Так появились первые записи пережитых дней. Древние египтяне делили ночь, а потом и день на 12 частей – по числу читаемых ими созвездий, которые можно было наблюдать в течение ночи.

Потом люди научились определять время более точно: днём - по Солнцу, а ночью - по звёздам. Люди заметили, что звёзды на небе медленно двигаются. Все они как бы привязаны невидимыми ниточками к яркой звёздочке, которая всегда находится на одном и том же месте. Наверное, поэтому у некоторых народов она называется Гвоздём Неба. Мы же называем эту звезду Полярной; она показывает направление на север, на Северный полюс. Неподалёку от Полярной звезды на небе всегда можно найти семь звёзд, расположенных в виде ковша или кастрюльки с длинной ручкой. Это созвездие Большая Медведица. За сутки Большая Медведица обходит вокруг Полярной звезды полный круг, за ночь полкруга. Вот и получается, что на небе есть настоящие ночные часы со звёздной стрелкой.

Вопрос. Попробуй объяснить, почему мы не замечаем вращения Земли.

Недаром долгое время люди считали, что Земля плоская, как стол или как блин, держится на трех китах (или на трех слонах). С развитием науки представления людей о Земле менялись. Теперь мы знаем, что Земля участвует одновременно в нескольких движениях.

Не замечая вращения Земли, мы наблюдаем и чувствуем его последствия - смену дня и ночи. Если бы Земля не вращалась, то на той стороне, которая обращена к свету, всегда был бы день, а противоположная сторона всегда находилась бы в темноте. Мы не замечаем также движения Земли вокруг Солнца, но, тем не менее, видим и чувствуем смену времен года. Земля обращается вокруг Солнца за 365,25 суток. Этот период времени называется годом.

Наша планета участвует еще в нескольких видах движения: относительно Млечного Пути. Млечный Путь движется относительно других галактик. Во Вселенной нет ничего неподвижного, неизменного, раз и навсегда данного.

Вопрос. Подумай, можно ли организовать жизнь семьи, города, государства без знания времени. Что случится, если вдруг исчезнут все часы?

Ответ. Организовать жизнь семьи, города, государства без знания времени невозможно. Время организует жизнь людей, ему подчинены режимы работы, учебы, вооруженных сил. Ко времени привязана работа компьютеров. Время определяет работу транспорта и многое, многое другое.

Задание. Подумай, можно ли увеличить или уменьшить продолжительность суток. Чем она определяется?

Ответ. Увеличить или уменьшить продолжительность суток невозможно. Она равняется 24 часам и это время полного оборота Земли вокруг своей оси. Сейчас человек не в силах замедлит и ускорить данное вращение.

Задание. Обсудите, почему в разных местах Земли продолжительность суток одинаковая, а длительность светового дня разная? От чего это зависит?

Ответ. Оборот Земли вокруг своей оси – это сутки и они равны во всех точках земного шара. А вот продолжительность светового дня зависит от высоты Солнца над горизонтом. И в разных точках земного шара она разная. Вот поэтому где-то световой день длиннее, а где-то короче.

Задание. Рассмотри рисунок на с. 12. Подумайте, где на Земле полдень, полночь, утро, вечер.

Ответ. На Земле полдень в Африке, полночь в Америке, вечер в Австралии, утро в западной Европе.

Как считают годы

Вопрос. Какое движение Земли взято за основу счета лет?

Ответ. За основу счета лет взято движение Солнца вокруг Земли. Один полный оборот равен одному году.

Вопрос. Объясни, почему мы не замечаем движение Земли вокруг Солнца.

Ответ. Потому что невозможно заметить вращение Земли, находясь на ее поверхности. Человек слишком мал по сравнению с земным шаром. К тому же мы вращаемся вместе с Землей. Вращение можно заметить только со стороны.

Задание. Подумай, везде ли на Земле одинаковая продолжительность зимы.

Ответ. Продолжительность зимы на Земле в разных частях неодинаковая. Это объясняется наклоном оси Земли и удаленностью от экватора. Благодаря этому высота стояния Солнца над горизонтом неодинакова. Чем дальше от экватора, тем ниже Солнце над горизонтом, поэтому зима в этих местах будет длиннее.

Как считают месяцы

Вопрос. Наблюдая, за какими космическими телами, можно считать дни, недели, месяцы, годы?

Ответ. Наблюдая, за Луной, Солнцем можно считать дни, недели, месяцы, годы.

Вопрос. Почему меняется и повторяется вид Луны на небе?

Ответ. Луна – естественный спутник Земли. При своем движении она занимает разное положение относительно Солнца и Земли. При своем движении она занимает разное положение относительно Солнца и Земли. Поэтому ее вид на небе меняется. Время одного оборота Луны вокруг Земли – это еще одна мерка времени – месяц.

Вопрос. Почему в году 12 месяцев?

Ответ. 12 месяцев в году равно количеству оборотов Луны вокруг Земли в течение года.

Задание. Рассмотрите рисунки. В начале или конце месяца школьник наблюдает Луну?

Ответ. школьник имеет наблюдает Луну в начале месяца или в новолунье.

Задание. Обсудите, какими могли быть изображения Луны на старинных предметах, отмечавших недели месяца.

Ответ. В местах древних поселений часто находят предметы с изображениями видов Луны с насечками, изображающими месяцы. Разные народы давали им свои названия. Древние отмечали четыре вида Луны, которые меняются в течение месяца каждые семь дней. Изображения могли быто следующими: светлый кружок – полнолуние. Половинка кружка – направление в зависимости прибывает или убывает Луна, темный кружок – Луны нет на небе.

Какие часы изобрел человек

Вопрос. Что является стрелкой в солнечных часах?

Ответ. На солнечных часах стрелкой является тень от Солнца. Древние люди измеряли время в течение суток с помощью гномона – высокого вертикального шеста. В течение дня тень от него медленно поворачивается и длина ее изменяется. Со временем под гномоном расположили циферблат., на котором тень от него указывала время. Так появились солнечные часы.

Вопрос. Какое время показывают часы в полдень?

Ответ. Чтобы определить наступление полдня надо взять прутик высотой в 1 метр и заметить, когда он отбрасывает самую короткую тень. Это будет происходить между 11 часами утра и часом дня. Возможно, время наступления полдня не будет совпадать с 12 часами на циферблате.

Вопрос. Как проверить точность хода твоих часов?

Ответ. Сигналы точного времени по радио дают по особым кварцевым часам. Они могут уйти вперед или отстать всего на 7 секунд за 274 года. Еще более точные часы, по которым можно поправлять ход всех других часов, – атомные. Их содержат при постоянной температуре, а иногда даже размещают под землей, в специальных глубоких шахтах. Несмотря на все возможные предосторожности, даже атомные часы могут чуть-чуть спешить или отставать. Поэтому их подстраивают по самым главным природным часам – по звездным.

Задание. Рассмотрите рисунки часов. Объясните, как они устроены. Какими из них удобно пользоваться? Какие часы изображены в центре?

Ответ. На рисунке:

Огневые часы, время определяется по мере сгорания свечи

Песочные часы – по мере высыпания песка

Часы с гирей – гиря перемещает стрелки на циферблате

Водяные часы – механизм часов в действие приводит падающая вода

Механические часы – часовой механизм состоит из шестеренок

Электронные часы – основаны на полупроводниках

Звездные часы – определяют время по положению звезд

Удобнее всего пользоваться электронными часами – они самые точные и надежные. В центре изображены Кремлевские куранты.

Необходимость определять время появилась тогда, когда человек начал заниматься земледелием. Ему нужно было понимать, когда сеять, а когда настает время собирать урожай. Поначалу люди ориентировались на время в целом: зима заканчивалась – значит, нужно было сеять. А как только были признаки первых холодов – пора собирать.

Получается, что отчет времени был очень примитивным: от посева до сбора урожая. Когда у человека спрашивали, сколько ему лет, он мог ответить: «Мне пятнадцать зим». До сих пор ученые находят остатки счета такого рода.

Как определилась точка отчета времени?

У разных народностей была своя точка отчета времени. Например, в древнем Египте это было разлитие реки Нил. Когда снова начинался этот процесс, было ясно, что прошел год. Римляне считали, что время начало идти тогда, когда был создан их город Рим. Жители древнего Китая исчисляли время по времени восхождения на престол нового императора. Как видно, каждая народность брала яркое событие и начинала от него исчислять годы.

Так как в каждой стране были свои правила того, как считать время, это было крайне неудобно для их взаимоотношений. Кроме того, это создает сложности для современных историков. Чтобы понять год определения какого-то события, нужно углубиться в культуру народа и выяснить, как у них велся подсчет времени.

В связи с неудобством разного отчета лет нужно было создать единую систему, которая действовала бы по всему земному шару. Было решено за основу взять библейское сообщение о рождении Иисуса Христа, Сына Бога. Именно этот год стал стартом отчета.

Те страны, которые не признают приход Иисуса, не согласились с таким исчислением. Это были страны, исповедующие мусульманство. Точкой отчета их исчисления лет стало рождения их пророка Мухаммеда.

Какими были первые часы?

Было замечено, что многие люди определяли, в каком положении находится солнце, и таким могли сказать, который час. При этом ошибки были равны максимум 10 минут. Поэтому первыми часами для определения времени стали солнечные устройства, сделанные с учетом движения солнца. Они состояли из основы и такого механизма, как гномон. Тень от него выполняла задачу стрелки. Его конец показывал на север, и когда солнце начинало двигаться, то теневая стрелка показывала время.

Несмотря на то, что солнечное приспособление было очень эффективным средством в древнее время, у него было немало недостатков. Использовать их можно было исключительно в солнечную погоду. Кроме того, они могли показывать время только в определенной местности.

Еще люди могли определять время, используя песочные, водяные и огненные устройства. Конечно, любое из этих приспособлений имело относительную точность, так как на них оказывало воздействие множество факторов. Например, точность водяных часов страдала из-за атмосферного давления или температуры. Измерение времени с помощью скорости фитиля зависело от притока воздуха и движения ветра.

Самым продуктивным достижением измерения времени в древности стали астрономические наблюдения за положением звезд. Точность измерения времени очень высока, поэтому сегодня такие методы пользуются большой популярностью.

Достижениями древности могли пользоваться далеко не все. Многие жили в сельской местности, и им приходилось определять время без часов и специальных сооружений. Они наблюдали за окружающей природой, ее явлениями и замечали, что многие действия имеют периодический характер. Следя за жизненным циклом животных и растений, можно выяснить, который час с большой точностью.

При решении некоторых задач повышенной трудности, при решении олимпиадных задач, при чтении дополнительной литературы к урокам математики, истории и др. возникает потребность перевода старинных мер веса, объёма, длины, времени на современные и наоборот.

При решении задач с экономическим содержанием, особенно, исторических задач на уроках математики и экономики, необходимо переводить цены с одной системы измерения на другую, уметь производить расчёты.

ИЗМЕРЕНИЕ ВЕЛИЧИН

Человек в своей жизни не может обойтись без измерений. Без измерений он не смог бы сшить себе одежду, построить дом, сконструировать космический корабль. Человек научился измерять многие величины, такие как время, площадь, объём, масса, температура, длина.

На каждой ученической тетрадке, если даже она и не начата, уже имеется запись. На последней страничке обложки чёткими буквами напечатано:

«1 километр (км) = 1000 метров(м)»; или «1 куб. метр (куб.м) = 1000 куб.дециметров = 1 000 000 куб. сантиметров(куб.см)» и т.д. Это единицы мер. Когда-то они были совсем другими.

С древних времён меры длины у различных народов были самые разные: локоть, ступня, толщина верблюжьего волоса, ширина зерна, шаг взрослого мужчины и др. Даже в одной стране общих мер не было, поэтому часто возникали споры из-за обмеривания и обвешивания. Одним из достижений Великой французской буржуазной революции явилось решение ввести на территории республики единую метрическую систему мер. Особые заслуги в подготовке закона о новых мерах принадлежат французскому математику Ж. Пагранжу (1736-1823) и политическому деятелю Приеру Дювернуа (1763-1827). Было решено принять за единицу длины 1/10 000 000 часть четверти парижского географического меридиана. Измерение части этого меридиана между городами Дюнкерком и Барселоной почти 6 лет проводили двое французских учёных: П. Мешен и Ж Деламбер. В России первым принял метр за единицу длины Н.И. Лобачевский (1792-1874).

Инициатором введения метрической системы мер как международной были русские учёные во главе с Б.С. Якоби (1801-1874). Обязательной в нашей стране эта система мер стала только после Великой Октябрьской социалистической революции.

В библии счёт ведётся на локти. В основе счёта древних греков был дактилос – палец (от дактилос – стихотворный размер дактиль, подобный пальцу с одним длинным суставом и двумя короткими), потом шла ладонь – 4 пальца, 16 пальцев составляли ступню, полторы ступни – локоть. Плетр – 100 ступней, стадий – 6 плетров. То же у древних римлян: дигитус, или большой палец, пес – ступня, пассис, или двойной шаг. Тысяча двойных шагов, или, по-латыни – милле (тысяча) пассум, равнялась нашим 1478,7 метра. Слово миля сохранилось до сих пор во многих языках.

Но счёт частям тела дал не только милю. У нас в древности измеряли локтями, пядями (слово «пядь» вошло и в сегодняшний язык), то есть расстоянием между растопыренным мизинцем и большим пальцем руки. В уставе Всеволода о церковных судах и о людях и о мерилах торговых до 1136 года упоминался «локоть Еванский». При раскопках А.В.Арциховского в Новгороде в 1948 году был найден и деревянный образец «еванского» локтя с надписью. Египтяне измеряли локтями подъём Нила. Старый счёт на аршины такого же происхождения: араш, по-персидски – локоть, перешло в татарскую меру аршин, а мы позаимствовали его у татар.

Английская мера фут тоже значит по-английски ступня. Так как ступни у людей не одного размера, то происходили недоразумения. Поэтому в VIII веке король Карл Великий объявил, что фут отныне – длина его ступни (почему в английском языке сохранилось название «королевский фут»).

Дюйм также происходит от названия части тела (большого пальца). «Дюйм» - голландское название большого пальца руки, эта мера использовалась для измерения небольших предметов (например, в сказке Г.Х.Андерсена «Дюймовочка» главная героиня – девочка очень маленького роста, высотой с дюйм; её так и называли – Дюймовочка). Понятия пространства и времени иногда в языке заменяли друг друга. Мы часто говорим: «полчаса пути» и «не успели пройти пять вёрст». Меры расстояний фигурально стали означать. Что пройден или закончен какой-то этап. Таким образом, греческая мера – стадия – в нашем языке стала этапом развития. Старая русская мера – поприще (около полутора километров) стала в старокнижном языке означать не только путь (на пути славы, на поприще славы), но и область деятельности (на поприще науки). Математика, в отличие от других предметов, имеет отвлечённый, абстрактный характер. Приходится оперировать такими понятиями, как число, мера, пространственные формы. Сведения из истории мер длины, в том числе исконно русских, убедительно раскрывают связь математики с жизнью, показывают, что единицы измерения люди не придумали, а принимали вначале в качестве мер части своего тела, которые постепенно превращались в общепринятые образцы.

Следует заметить, что соотношение между старинными мерами длины и массы было не десятичным, как теперь, поэтому приходилось тратить много времени, чтобы овладеть умениями выполнять действия с величинами. Ещё труднее было в тех случаях, когда требовалось перевести меры одной страны на меры другой, так каждое государство имело свою систему мер. Это осложняло торговлю и отношения между людьми.

ИЗ ИСТОРИИ МЕР ДЛИНЫ

Нельзя представить себе жизнь человека, не производящего измерений. Даже первобытный человек прибегал к измерениям в ходе строения своего жилища.

Первыми измерительными приборами были части тела: пальцы рук, ладонь, ступня, шаг. Так, у древних египтян основной мерой длины служил локоть (расстояние от конца пальцев до согнутого локтя). Он делился на семь ладоней, а ладонь – на четыре пальца.

С помощью этой меры измеряли чаще всего длину лент или материи.

Полный оборот ткани вокруг локтя иногда называли двойным локтем. Чтобы измерения получались более точными и не зависели от роста людей, в Древнем Египте придумали образцовые меры: локоть, ладонь, палец. Теперь уже неважно, какой длины рука у человека, он измерял не своим, а общим локтем, т.е. условной палочкой, длиной в один локоть. Им пользовались при строительстве сооружений и проведении других работ. Образец же «священного» локтя хранился жрецами в храме.

В Англии также существовали единицы длины, связанные с частями тела человека: дюйм, фут, ярд. Дюйм (в переводе с голландского означает большой палец), равный длине трём ячменным зёрнам, вытянутым из средней части колоса и приставленным друг к другу концами. Фут (от английского слова нога).

В 1101 г. там же была узаконена основная мера длины ярд - расстояние от носа короля Генриха I до конца среднего пальца вытянутой его руки.

Многие народы измеряли длину шагами, двойными шагами или тростями. Иногда использовалась и двойная трость, равная четырём шагам. Ещё до нашей эры в Римском государстве, а впоследствии в Италии, в странах Азии и Африки для измерения больших расстояний использовали тысячу тростей, откуда и произошла новая мера – миля (от латинского слова тысяча). Большие расстояния измерялись также переходам, привалами, днями. Например, говорили, что расстояние от одного города до другого три дня пути.

В Японии существовала мера, называемая лошадиным башмаком. Она была равна пути, в течение которого изнашивалась соломенная подошва, привязанная к ногам лошади. Кочующие монголы определяли расстояния в верблюжьих или лошадиных переходах, обязательно добавляя при этом: «при хорошей (плохой) езде».

У многих народов расстояние определялось дальностью полёта стрелы или ядра пушки. До сегодняшнего дня сохранилось выражение не допустить на пушечный выстрел.

Каковы же меры длины, применяемые на Руси в старину?

Самыми древними из них были локоть и сажень. Понятие локоть нам уже знакомо. Самое старое упоминание о сажени (от сягать –доставать до чего-либо, достигать) встречается в «Слове о начале Киево-Печёрского монастыря» и относится к XI веку. Есть основания считать, что сажень тогда была меньше: не три аршина, а три локтя. Но и после того, как установилась трёхаршинная сажень, в быту существовали и другие сажени – маховая и косая. Итак,

Сажень различали косую и маховую. Маховая – расстояние между раскинутыми в обе стороны руками по концы вытянутых средних пальцев; косая – от каблука правой ноги до кончиков пальцев вытянутой вверх левой руки. Иногда о человеке говорят: «В плечах – косая сажень». Для измерения больших расстояний применялась верста, равная 500 саженям.

В XVII в. в результате развития торговли с восточными народами вошла в употребление мера аршин (от персидского арш – локоть). Он равен 71 см 12 мм. Пришёл он на Русь вместе с купцами из далёких стран.

Купцы привозили невиданные ткани: тончайшие китайские шелка, сделанную из настоящих золотых и серебряных нитей тяжёлую индийскую парчу, бархат и др. Они привозили в своих тюках бесценные произведения искусства, созданные руками народных мастеров. Сейчас эти ткани и сшитые из них одежды хранятся в музеях, и они поражают своим великолепием не меньше, чем 500 лет назад. Но 500 лет назад купцы ими торговали и их приходилось отмерять. Как же это делалось? В наших магазинах пользуются деревянными метрами. Восточные купцы обходились без всяких метров: ткань они натягивали на собственную руку, до плеча. Это и называлось мерить аршинами.

Мера была хоть и очень удобной – руки всегда при себе, - но был у неё существенный недостаток: руки, к сожалению, у всех разные. У одних они были длинные, у других короткие. Хитрые купцы быстро соображали, что нужно искать приказчиков с руками покороче: тот же кусок, а аршинов больше.

Но однажды этому пришёл конец. Продавать «на свой аршин» властями было строжайше запрещено. Употреблять разрешалось только казённый аршин. Казённый аршин – линейку, длиной в чью-то руку, - изготовили в Москве, потом с него сделали копии и разослали во все концы России. Чтобы деревянный аршин нельзя было укоротить, концы его оковали железом и пометили печатью. Десятки лет уже не измеряют аршинами, но слово это не забыто. До сих пор о проницательном человеке говорят: «видит на три аршина под землю», а о человеке, который судит обо всём только по себе, - «меряет на свой аршин».